97181

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лекция

Педагогика и дидактика

Объект это область социальной действительности которую исследует данная наука. В современном научном знании социальная педагогика рассматривается как наука объектом которой является сфера социальной действительности в которой целенаправленно конструируется система социально-педагогической деятельности по регулированию...

Русский

2015-10-14

112 KB

1 чел.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

§1. Социальная педагогика как наука

Социальная педагогика — система знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды. Как самостоятельная отрасль научного педагогического знания социальная педагогика интегрирует информацию о системе целенаправленной социально-педагогической деятельности в конкретной микросреде в интересах гармонизации жизнедеятельности и социальных отношений отдельного человека.

Понятие «социальная педагогика», предложенное немецким ученым-педагогом А. Дистервегом сто пятьдесят лет назад (1850), до настоящего времени не имеет однозначного толкования. Как теория и сфера практики социальная педагогика в настоящее время находится в процессе научной разработки.

Отечественная культурно - педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития системы российского образования проблемам формирования общественного сознания средствами педагогической теории и практики, социального воспитания различных категорий граждан придавалось значение «вопросов жизни». Концепции «разумного воспитания», гражданского и народного воспитания провозглашали идеи служения Отечеству и личной свободы людей, возбуждения, как говорил Н. И. Пирогов, у учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и к истине.

С позиций современных российских ученых социальная педагогика рассматривается как «наука о воспитательных влияниях социальной среды» или как «отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и организациях, для которых воспитание не является основной функцией»1.

Определение объекта и предмета науки зависит от ее теоретического статуса.

Объект это область социальной действительности, которую исследует данная наука.

Предмет — это способ представления объекта с позиций данной науки.

В современном научном знании социальная педагогика рассматривается как наука, объектом которой является сфера социальной действительности, в которой целенаправленно конструируется система социально-педагогической деятельности по регулированию социальных отношений, а предметом — взаимодействие личности и среды.

Объект социальной педагогики. Как отрасль интегративного педагогического знания социальная педагогика исследует особую сферу социальной действительности, в которой осуществляется социально и личностно детерминированная деятельность, направленная на педагогизацию социо-культурной среды и регулирование социальных отношений. Социально - педагогическая деятельностьэто деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально - педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер. Она тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в социальной сфере.

Такая деятельность может выполняться на нескольких уровнях социума: макро-, мезо-, микроуровне — и отличается организационными формами.

На макроуровне социально-педагогическая деятельность направлена на создание определенных мер по преобразованию социокультурной среды в целях обеспечения полноценной независимой жизни нуждающимся в помощи членам общества. Она представлена такими организационными формами, как социально - политические акции, формирование общественного мнения с использованием средств массовой информации, развитие системы социальных институтов.

На мезоуровне социально - педагогическая деятельность выступает как деятельность по оказанию помощи средствами образования различным группам нуждающихся (семьям, детям, инвалидам и т.д.) в приобретении знаний и навыков, необходимых для развития и самореализации, в осознании ценностных ориентиров, в формировании чувства причастности к группе, социуму.

Причем группы нуждающихся могут быть определены государственными структурами или устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами местного самоуправления. Организационные формы деятельности в этом случае достаточно разнообразны — от предоставления адресных социально-педагогических услуг до организации важнейших сфер жизни людей, нуждающихся в помощи.

На микроуровне социально - педагогическая деятельность исходит из проблем отдельного человека. Формы организации деятельности в этом случае варьируются — от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.2

Как открытая система социально - педагогическая деятельность тесным образом взаимосвязана с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, социологией, этикой, экологией, психологией, педагогикой.

Социально - педагогическая деятельность идентифицируется с педагогической деятельностью, так как и та и другая находятся - в рамках одной подсистемы воспроизводства человека и направлены на личностное развитие индивида. Однако, несмотря на сущностную схожесть, имеются системные и качественные отличия, которые дают возможность рассматривать социально-педагогическую деятельность как самостоятельный социокультурный процесс. Наиболее существенными отличиями является то, что социально-педагогическая деятельность носит ситуативный характер, имеет в качестве своего объекта не всех людей, а лишь определенные категории нуждающихся в помощи и может осуществляться в более широком социальном пространстве.

Предметом социальной педагогики является взаимодействие личности и среды.

Становление личности человека в социокультурной среде происходит во взаимосвязи отношений в различных сферах: человек—человек, человек—природа, человек—общество, человек - семья, человек—время, человек—образование, человек—труд, человек—досуг, человек—здоровье и т.д.

Личность определяется социальным статусом и комплексом индивидуальных качеств человека, которые формируются под влиянием биологических и социальных факторов и представляют сложную структуру характеристик индивида. Вертикалью такой структуры являются те качества, которые человек обретает в процессе собственной активности, самостоятельною, свободного выбора своего жизненного сценария. Горизонталь проявляется в тех качествах, которые возникают вследствие трансформации социального опыта в процессе познания, в совместной деятельности, в целенаправленном построении собственных отношений к самому себе и к окружающему миру.3

Процесс социального становления личности — поэтапное содержательное совершенствование человеческих качеств, период реализации социальных целей и задач конкретного человека в окружающем его жизненном пространстве.

Процесс взаимодействия личности и среды предполагает наличие многих факторов, осложняющих или нарушающих систему социальных взаимоотношений и негативно влияющих на возможности реализации жизненного потенциала личности.

Социальная педагогика в системе научного знания. В системе научного знания выделяются естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические науки. Социальная педагогика является по своему сущностному содержанию наукой общественной. Однако проводимые в ее рамках исследования носят междисциплинарный характер и тесно связаны с естественными науками (медициной, физиологией, биологией), одновременно вступая во взаимосвязь с комплексом наук общественных (философией, социологией, социальной работой, правоведением, различными отраслями педагогики и психологии, и др.).

Социальная педагогика «вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания педагогической и социальной психологией, психологией управления»4.

Все это многообразие научных знаний организуется в единую теорию благодаря фундаментальным основам, на которые опирается любая система конкретных научных знаний, любая наука. Для социальной педагогики, представляющей собой сложную многофункциональную, многокомпонентную отрасль общественного знания, базовыми основами являются педагогическая наука и практика.

Общепринятый перечень педагогических научных дисциплин, составляющих структуру современной педагогики и вступающих в междисциплинарные контакты с социальной педагогикой, можно представить следующим образом.

Педагогика раннего детства изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого и раннего возраста (от 0 до 3 лет). Является наиболее значимой в структуре педагогических знаний, так как именно этот возраст составляет основу для дальнейшего формирования личности человека.

Имеет особое значение в воспитании детей с отклонениями в развитии, так как во многом предопределяет обоснование формирования компенсаторных процессов, что способствует профилактике детской инвалидности.

Дошкольная педагогика представляет собой научное направление, изучающее закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Разрабатывает дидактику дошкольного образования, теорию и методику воспитания дошкольников, теорию и практику профессиональной подготовки специалистов по дошкольному образованию и воспитанию.

Педагогика школы—старейшая и самая развитая отрасль педагогики. Исследует вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения на основе многовекового опыта образовательных моделей различных цивилизаций, государств, обществ. Является основой для построения педагогики высшей школы, подготовки  учителей.

Педагогика профессионально - технического образования отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих в различных областях производства.

Педагогика высшей школы изучает закономерности подготовки специалистов и научных работников в области образования и воспитания.

Военная педагогика осуществляет теоретическое обоснование и  разрабатывает принципы, методы, формы обучения военнослужащих.

Андрогогика разрабатывает систему образования взрослых людей. В последние годы активно развивается составная часть андрогогики — герогогика (педагогика старости), которая исследует различные варианты образования лиц пожилого возраста.

Исправительно - трудовая педагогика содержит теоретические  и практические разработки перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки и находящихся в заключении за совершенные преступления.5

Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования лиц, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Система образования лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно - двигательного аппарата, интеллектуального развития строится с учетом отечественного и мирового опыта, на основе всестороннего исследования физиологических, психологических механизмов развития во взаимодействии с окружающей средой и компенсаторными возможностями организма.

Специальная педагогика подразделяется на отрасли в зависимости от вида нарушений развития: тифлопедагогика (нарушения зрения), сурдопедагогика (нарушения слуха), олигофренопедагогика (нарушения интеллектуального развития), логопедия (нарушения речи).

Взаимосвязь каждой из перечисленных научных дисциплин с социальной педагогикой определяется специфическими функциями, присущими той или иной воспитательной организации, в которой осуществляется социально - педагогическая деятельность, и требующими дополнительной конкретизации. Интеграция каждого из этих направлений с социальной педагогикой может рассматриваться самостоятельно. Так, интеграция научных знаний в области социальной и специальной педагогики является теоретической основой деятельности институтов специального образования и социальной защиты лиц с отклонениями в развитии и представляет одно из новых направлений педагогической науки и практики.

Принципы социальной педагогики. Исходя из того, что социальная педагогика как наука связана с целым комплексом других наук, а по своей структуре социально - педагогическая деятельность является универсальным видом деятельности, можно выделить несколько групп принципов социальной педагогики:

- общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

- общие принципы общественных (социальных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

- основные специфические принципы социальной педагогики: целостность, природосообразность, гуманизм, культуросообразность.

Классификация принципов социальной педагогики основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность социально - педагогической деятельности по регулированию отношений личности и среды.

Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармоничного развития человека как существа биосоциального и экзистенциального. Принцип целостности в социальной педагогике означает достижение единства всех условий, обеспечивающих эффективность социального развития личности:

1) конструирование социально - педагогического процесса и воспитательных отношений на основе личностно ориентированного подхода к развитию каждого воспитанника;

2) использование междисциплинарного подхода на основе интеграции разных областей научного знания;

3) использование потенциала развития ребенка и возможностей конкретного микросоциума в ходе социально - педагогического процесса, своевременная корректировка и трансформация воспитательных средств для достижения конечной цели воспитания.

Реализация принципа целостности способствует упорядочению социально - педагогического процесса.

Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов. Впервые он был сформулирован учеными Древнего Рима, получил научное обоснование в трудах чешского педагога Я. А. Коменского (середина XVII в.) и швейцарского педагога - исследователя И. Песталоцци (рубеж XVIII—XIX вв.).

Суть принципа природосообразности заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Объектом любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий.

Этот принцип предполагает, что любой педагогический процесс, в каких бы условиях он ни проводился, требует соблюдения  определенных условий:

1) не вредить здоровью ребенка, но укреплять и поддерживать его физическое и психическое здоровье, воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

2) активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса, содействовать самообразованию, самовоспитанию;

3) учитывать зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности конкретного ребенка;

4) при осуществлении педагогических отношений следовать логике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.

Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.

Принцип гуманизма является инвариантным компонентом отношения человека к другим людям, к обществу на всех исторических этапах развития цивилизации.

Гуманизм — это исторически изменяющаяся система взглядов, признающая самоценность человека как личности его право на свободное развитие, проявление своих способностей. Гуманистическое мировоззрение отражает социальную действительность «не с точки зрения сущего, а с точки зрения должного»6. Принцип гуманизма имеет прочное существование в истории человечества и лежит в основе формирования социально - педагогической деятельности в устойчивые формы социализирующей практики, в основе которой  признание человека высшей целью и смыслом существования общества.

В связи с этим человек, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психической сфере, рассматривается как объект особой общественной заботы и помощи, целью которой является обеспечение ему возможно более полной интеграции в общество, а само отношение общества к таким людям становится критерием уровня его развития.

Сущность принципа гуманизма состоит в приоритетах общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Реализация этого принципа требует соблюдения определенных условий, а именно:

1) разработки социально - педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку;

2) полного признания прав ребенка;

3) создания ситуаций успешности при опоре на положительные качества личности воспитанника;

4) целенаправленного осуществления гуманистического просвещения участников социально - педагогического процесса;

5) обеспечения комфортности отношений участников социально - педагогического процесса с позиций этики и эстетики.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс.

Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий:

1) понимать социально - педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно - историческую ценность;

2) максимально использовать региональную и конфессиональную культуру, народные и семейные традиции;

3) обеспечивать единство национального и интернационального воспитания.

Эти основные принципы социальной педагогики взаимосвязаны. Их практическая реализация предполагает анализ и синтез конкретных задач, тщательный отбор содержания, методов, средств и форм, соблюдение необходимых условий при осуществлении социально - педагогической деятельности. 

Задачи социальной педагогики. Современная социальная педагогика является ведущей отраслью гуманистической педагогики, педагогики диалога и сотрудничества, содружества и сотворчества с ребенком.

Приоритетной задачей социальной педагогики как науки является разработка теоретических, методологических основ воспитательных процессов, отражающих взаимодействие социальных систем и отдельного человека в ходе его социализации и социального воспитания.

Наряду с теоретическими исследовательскими задачами социальная педагогика решает прикладные задачи социальной поддержки жизнедеятельности человека, физического и духовно - нравственного развития личности в конкретной микросреде в целях ее полноценной реализации. Эти задачи можно сформулировать следующим образом:

• культивировать в обществе ценностные ориентиры гуманистических отношений;

• содействовать развитию способностей в реализации собственного жизненного потенциала отдельного человека во взаимодействии с сообществом людей на всех уровнях социума: с ближайшим окружением, с общемировым сообществом;

• поддерживать свободный выбор человеком своих отношений  к миру и к самому себе;

• внедрять в практику социально - педагогические технологии по поддержке личности, находящейся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности.

Задачи науки о социальном становлении личности не могут быть решены до степени исчерпанности. Социальная педагогика как наука на всех этапах развития общества будет изучать закономерности и разрабатывать новые, более совершенные модели социального воспитания и инновационные организационные формы учреждений и служб, анализировать социально - педагогический опыт, искать эффективные пути и средства внедрения научных открытий, прогнозировать варианты трансформации социальных институтов, способствовать позитивному изменению социальных отношений.

Под методами исследования в науке понимается совокупность приемов и операций, способы решения научно - практических задач. Это инструментарий для проникновения в глубину исследуемых объектов. Чем многообразнее арсенал методов той или иной науки, тем выше уровень научных достижений в этой области исследования.

Многие методы, используемые в социальной педагогике, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социально - педагогической деятельности. Научный инструментарий социальной педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и трансформации методов других наук.

Методы, используемые социальной педагогикой, можно классифицировать следующим образом: правовые, политические, социологические, психологические, педагогические, медицинские, административно - управленческие и т. д.

Использование тех или иных методов социальной педагогики обусловлено спецификой объекта изучения. С другой стороны, они определяются профессиональной дифференциацией деятельности социального педагога, его специализацией в той или иной области, а также организационными формами образовательных учреждений и социальных служб, в которых осуществляется социально - педагогическая деятельность.

Функции социальной педагогики. Разнообразие направлений, принципов, задач и методов социальной педагогики как интегративной отрасли знаний становится системой, если они связываются в единое целое при помощи функций.

Основные функции современной социальной педагогики можно сформулировать как теоретико - преобразовательную и гуманистически - прикладную.

Теоретико - преобразовательная функция включает обобщение, анализ и синтез научных знаний в области социально - педагогической деятельности, исследование процесса социализации в совокупности природных, культурно - этнических и общественных факторов, системное распространение продуктивных идей в обществе.

Гуманистически - прикладная функция выражается в разработке социально - педагогических технологий поддержки развития личности, выявления эффективных условий и способов самореализации жизненного сценария человека, повышения уровня педагогической компетентности в обществе.

Перечисленные компоненты (объект, субъект, принципы, задачи, методы и функции) составляют структуру современной социальной педагогики, каждый элемент которой необходим и органически связан с другими, а в комплексе представляют целостную научную систему.

Представление о социальной педагогике как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для научного познания, и для практической организации процессов управления, и для повседневного конструирования социально - педагогической деятельности;

§2. Понятийный аппарат социальной педагогики

Понятийное пространство любой науки представляется во многообразии понятий и терминов, сведенных к некой рациональности, парадигме. Социальная педагогика имеет разветвленный категориальный аппарат. В понятийном пространстве социальной педагогики как интегративной области знаний о человеке представлены понятия и смыслы из смежных наук, имеющих отношение к человеку и общности, — таких, как философия, социология, педагогика, психология, социальная работа. Система соответствующих понятий и терминов далеко не однозначна, что закономерно на этапе становления новой науки, в период осмысления тех процессов, которые происходят в социально - педагогической практике.

Основополагающими для данного курса являются понятия «социальная педагогика» и «социально - педагогическая деятельность», а также близкие по смыслу, но не тождественные им , понятия «социальная работа», «социальное воспитание», «социализация», «социальная адаптация», «социальная помощь», «социальное обслуживание», «социальная защита», «социальная поддержка» и др.

В трудах отечественных ученых, в законодательных документах и нормативно - правовых актах в области социальной защиты населения имеются общепринятые определения и категории, которые могут быть использованы в качестве ключевых понятий данного учебного курса. явления» (1995) и «О социальной защите инвалидов» (1995).7

§ 3. Социальная педагогика и социально - педагогическая деятельность

Социальная педагогика оказывает доминирующее влияние на становление в нашей стране профессиональной социально - педагогической деятельности, задача которой — гуманизация и педагогизация социокультурной .среды, оказание компетентной педагогической помощи в процессе социального формирования личности.

Социальная педагогика — система знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды.

По определению В. Г. Бочаровой, социальная педагогика является составной частью общей педагогики и раскрывает влияние на педагогический процесс конкретных социокультурных условий среды. Социальная педагогика призвана, по ее мнению, влиять на формирование в обществе педагогического мышления, способности и умения принимать в различных сферах социальной деятельности эффективные, педагогически целесообразные решения, адекватные конкретным личностно - средовым ситуациям и позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития социальных инициатив.8

Социальная педагогика призвана полноценно использовать возможности семьи, различных социальных институтов, конкретного социума, микросреды, личности и общества в целом в обеспечении социальной заботы о благосостоянии каждого человека, и прежде всего детей

Социальная педагогика исследует существенные, объективно необходимые связи и явления, присущие конкретным социальным процессам и обусловливающие особый вид деятельности.

Деятельность — это философская, социологическая и психолого - педагогическая категория, характеризующая взаимодействие человека (группы людей) с окружающей действительностью. Выполняется деятельность способами, в которых применяются различные средства, созданные в процессе общественной жизни. Средства деятельности являются продуктом общественно - исторического и индивидуального развития человека.

В данном контексте следует рассматривать социально - педагогическую деятельность как деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации явления в социуме соответственно педагогическим целям и задачам.

Социальная работа — это разновидность человеческой деятельности, содержанием которой является удовлетворение потребностей отдельного человека (группы людей) в процессе взаимодействия со средой обитания — с социумом. Целью социальной работы является оптимизация осуществления субъектной роли личности во всех сферах жизни общества, связанных с поддержанием собственной жизни и социокультурным развитием.

В научных трудах (М. В. Фирсов) социальная работа рассматривается как социокультурный институт, выступающий системой поддержки и защиты различных субъектов исходя из следующих детерминант: пола, возраста, этноса, социального статуса, здоровья, образования. Различное сочетание этих детерминант вызывает к жизни многообразие институтов поддержки, которые образуют основные сферы помощи нуждающимся: детская социальная работа, геронтологическая, медицинская, психиатрическая, юридическая социальная работа, социальная работа с семьями, находящимися в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, и т. д.

Понятие «социальная работа», по мнению М.В.Фирсова, «идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности, в результате биосоциальных и социопсихологических факторов» 9.

Рассматривая соотнесение понятий «социальная работа» и «социальная педагогика», М.В.Фирсов выдвигает предположение, что социальная работа не тождественна социальной педагогике, и раскрывает системные и качественные характеристики, которые дают возможность идентифицировать социальную педагогику как самостоятельный социокультурный процесс. Взаимосвязи этих понятий раскрываются ученым как соотношение целого и части: «Социальная работа не есть только социальная педагогика; социальная работа — это социальная педагогика в том числе».

Понятие «социальное воспитание» — одно из основных понятий в социальной педагогике. В современной науке социальное воспитание трактуется как особый вид педагогической деятельности по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах: знания, эмоции, этические и эстетические нормы, развитие внутренних резервов индивида.

Наиболее подробно понятие «социальное воспитание» обосновано в трудах А. В. Мудрика. Социальное воспитание определяется как один из трех видов воспитания (семейное, религиозное и социальное). Все три вида воспитания имеют принципиальные различия по принципам, целям, задачам, содержанию и средствам.

Социальное воспитание понимается в этом контексте как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Эти условия «создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образовании, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи человеку»10.

Понятие «образование» включает в себя систематическое обучение, просвещение (распространение культуры) и стимулирование самообразования.

Социальный опыт — «единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний».

Индивидуальная помощь выражается в поддержке развития и саморазвития человека, в приобретении знаний, навыков, необходимых для жизни в обществе.

Важнейшими понятиями социальной педагогики являются понятия «социализация» и «социальная адаптация».

В соответствии с принятыми в современной психологии и философии представлениями социализацию можно определить как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате чего он становится личностью и приобретает необходимые для жизни в обществе знания и навыки.

Социализацияэто многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т. д. Состояние этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.11

Социальная среда — это целостное психосоциальное пространство, образованное консолидированным кругом лиц и многообразным пересекающимся на личности влиянием биосоциальных факторов. От соотношения влияний, образующих это пространство, зависят варианты развития личности.

Основными источниками социализации являются различные социальные институты (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, государственные структуры и учреждения неправительственного сектора, производственные организации, центры досуга и дополнительного образования и т.д.).

Являясь частью воспитательного процесса, социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума.

Не менее важным понятием социальной педагогики является социальная адаптация.

Как отмечает Г. И. Царегородцев, «помимо механизмов биологической адаптации у человека вырабатывается адаптация, основаная не только на изменениях морфофизиологической организации, но прежде всего на перестройке социальных отношений между людьми, социально - политических, морально - психологических, экономических и демографических. Такой исход приспособления можно назвать социальной адаптацией, ибо в данном случае мы говорим о приспособлении к социальной среде».

Единство биологических и социальных факторов в развитии и социализации человека придает процессу социальной адаптации специфические особенности. Наукой установлено, что приспособление осуществляется при активном участии сознания человека, в процессе обучения, трудовой деятельности. Человек целенаправленно меняет механизмы адаптации или использует их для совершенствования приспособления в соответствии с социальными условиями своего бытия.12

Человеческое общество, в котором осуществляется адаптация индивидуума, относится к адаптивно - адаптирующим системам, в отличие от просто адаптивных систем, представленных различными формами биологической жизни. Это означает, что общество не только адаптируется к тем или иным изменениям под влиянием внешних и внутренних условий, но и обладает способностью через систему социальных институтов, через многообразие форм, механизмов и носителей социальной адаптации осуществлять приспособление человека к социуму. Социально - педагогическая деятельность в этом контексте является мощным адаптирующим фактором.

Анализируя особенности формирования понятийного значения феномена социальной помощи, М. В. Фирсов показывает, какие существенные изменения претерпевает понятие «социальная помощь» в разные исторические эпохи в разных культурах. Так, в Древней Греции социальная помощь была известна как филантропия, в Древнем Риме — как народные традиции, у языческих славянских племен как «слепня».

В странах Западной Европы с Х по XVII в. деятельность по оказанию помощи определялась как  — «благотворительность», с XVIII по XX в.  - — как  — «содействие» (аналогично славянскому «призрение»), В первой половине XX в. деятельность по оказанию защиты и поддержки определяют как  — «помощь, поддержка», и, наконец, с середины 50 - х гг. она получает современное значение.

Социальная помощьэто система гуманитарных услуг (правоохранных, здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Социальная помощь оказывается учреждениями социального обслуживания.

В Законе РФ «Об основах социального обслуживания населения», принятом Государственной Думой 15 ноября 1995 г., записано, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы определены в законе как предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги населению.

Государственная система социальных служб — система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Социальная защита — стратегия государственной политики Российской Федерации 90 - х гг. по поддержке наиболее незащищенных слоев населения (дети, инвалиды, пенсионеры, малоимущие и др.); система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни для поддержания жизнедеятельности человека.13

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (группы), которую невозможно преодолеть самостоятельно.

Социальная поддержка — предоставление информации, материальных пособий, возможности обучения и иных льгот отдельным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для обеспечения жизнедеятельности социально слабых групп населения (отдельных семей и граждан), испытывающих жизненные трудности.

Содержание перечисленных выше понятий, составляющих основу категориального аппарата социальной педагогики, определяется социальной политикой государства, в рамках его идеологии и философии социальных отношений формирующих систему мер по оптимизации социального развития общества.

Вопросы и задания.

  1.  Социальная педагогика в системе научного знания
  2.  Принципы социальной педагогики
  3.  Задачи и функции социальной педагогики
  4.  Методы социальной педагогики
  5.  Понятийный аппарат социальной педагогики
  6.  Социально -  педагогическая деятельность и её задачи
  7.  Социализация и социальная адаптация
  8.  Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь
  9.  Термин и понятие «Социальная педагогика»

Литература.

1 Семенов В. Д. О проблемах социальной педагогики//Магистр. №11. - 1991.–с. 17.

2 Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — с. 20.

3 Василькова Ю В Василькова Т А Социальная педагогика: курс лекцийУчеб пособие для студ высш пед уч заведений М.: Издательский центр Академия 2003 с. 14 – 20

4 Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И. Жукова. - М., 1994. с. 31

5 Шептенко П А Воронина Г А Методика и технология работы социального педагога:Учебное пособие для студ.высш.пед. уч.заведений Под ред. В А Сластенина М.,Издательский центр « Академия», 2002 с. 29 – 35

6 См.: Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис. докт. пед. наук. — М., 1991, с. 12 – 21

7 Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы. — Воронеж. 1997. — с. 5.

8 См.: Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования  личности школьника: Дис. докт. пед. наук. — М., 1991 с.23 – 35

9 Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы. — Воронеж. 1997. —  с. 9.

10 Мудрик А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. — М., 1995. - № 3. - с. 56.

11 Мудрик А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. — М., 1995. - № 3. - с. 57

12 Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. - М., 1975. - с. 232.

13 Шептенко П А Воронина Г А Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч.заведений. Под ред. В. А. Сластенина. М.:Издательский центр « Академия», 2002 с. 30 - 35


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69265. Методи проектно-технологічної діяльності. Методика навчання учнів проектуванню та виготовленню об’єктів технологічної діяльності 180.5 KB
  Отже сьогодні мова очевидно буде йти не лише про ті методи які традиційно застосовував учитель і якими володів лише учитель але й про методи та прийоми активної та інтерактивної діяльності якими мають також володіти учні. Враховуючи інтереси учнів учитель складає банк навчальних...
69266. Методика вивчення в основній школі конструкційних матеріалів 58.5 KB
  Методика вивчення у п’ятому класі видів конструкційних матеріалів, які застосовуються для виготовлення виробів: деревина, метал, пластмаса, резина тощо; способів вибору конструкційних матеріалів для виготовлення виробів; формування в учнів поняття про 5х властивості.
69267. Створення меню 55.5 KB
  Як і решта всіх ресурсів додатку, ресурс меню розташований у файлі опису ресурсів з розширенням - гс (resource script). Для доступу до файлу ресурсу перейдіть до на вкладку Resources View (Ресурси), розташовану в нижній частина вікна представлення проекту.
69268. Створення обробників подій меню 30.5 KB
  Після того, як ресурс меню буде створений, можна переходити до розробки коди, пов’язаної з подіями пунктів меню. Щоб побачити цей процес у дії, досить клацнути правою кнопкою миші на пункті меню ID_SPEAK_BEFORMAL і в контекстному меню, що з’явилося, вибрати пункт Add Event Handler...
69269. Контекстні меню 33.5 KB
  З моменту дебюту Windows 95 корпорація Microsoft забезпечує застосування контекстних меню. Контекстне меню (context menu), іноді зване спливаючим меню (popup menu), ніяк не сполучене з рядком меню. Воно відображається у тому випадку, коли користувач, вибравши об’єкт, клацає правою кнопкою миші.
69270. Обробка подій миші 43 KB
  У цьому розділі розглядаються способи організації введення даних за допомогою миші і клавіатури. У першому розділі описується стандартна система введення даних, використовувана операційною системою Windows для контролю стану введення (input state).
69271. Рядок стану 64 KB
  Рядок стану є багатоелементною смугою, розташованою внизу фреймового вікна. Вона використовується для відображення різних даних, специфічних для цього додатку. Практично всі додатки Windows (як SDI, так і MDI) мають рядки стану. Крім того, вони є навіть у деяких діалогових застосувань.
69272. Створення і маніпулювання панелями інструментів 58 KB
  Оскільки панелі інструментів займають дорогоцінний екранний простір вони повинні містити лише найбільш часто використовувані команди. У достатньо великих застосуваннях для вирішення різних завдань застосовується декілька різних панелей інструментів.
69273. Інтерфейс графічних пристроїв 57.5 KB
  Операційна система Windows володіє графічним інтерфейсом, тому всі створювані для неї застосування зобов’язані використовувати саме його. Графічний інтерфейс істотно простіший, зручніше і зрозуміліше для користувачів, чим текстовий. Інтерфейс графічних пристроїв Windows...