97210

Проявление школьной тревожности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации

Курсовая

Психология и эзотерика

Теоретические основы исследования проблемы школьной тревожности и школьной дезадаптации. Понятие школьной тревожности в психолого-педагогической литературе. Эмпирическое исследование проявления школьной тревожности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации.

Русский

2015-10-15

265 KB

8 чел.

Содержание

[1] Введение

[2] Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы школьной тревожности и школьной дезадаптации

[3] 1.1 Понятие школьной тревожности в психолого-педагогической литературе

[4] 1.2 Школьная дезадаптация: понятие, причины возникновения и формы проявления

[5] Глава 2. Эмпирическое исследование проявления школьной тревожности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации

[6] 2.1 Методика исследования

[7] 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

[8] Заключение

[9] Список использованной литературы

Приложения………………………………………………………………….28

Введение

Одной из главных целей  школьного  образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если ребенок находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что способствует возникновению  тревожности  как ответной реакции  на стрессовую ситуацию.  Школьная   тревожность  – одна из острых проблем, с которыми сталкивается  младший   школьник  в учебной деятельности. Особое внимание она привлекает, потому что выступает ярким признаком  школьной   дезадаптации  ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Именно поэтому на современном этапе развития психологической науки актуальным вопросом является процессы эмоционального развития  школьников .

В современной отечественной и зарубежной  психолого-педагогической литературе приводятся  различные  трактовки понятия « тревожности ». В нашем  исследовании  мы придерживаемся следующего определения: « Тревожность  – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».[1]

Рассматривая динамику развития  школьной   тревожности  в  младшем   школьном  возрасте необходимо отметить: больше беспокойство по поводу  школьной  жизни испытывают первоклассники.  Школьная   тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей, его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило после завершения адаптационного периода уровень  тревожности  нормализуется. Ко второму классу ребенок полностью ориентируется в системе учебной деятельности. В целом ко второму-третьему классу тревожность  ниже, чем в первый год обучения. В тоже время, личностное развитие приводит к тому, что спектр потенциальных причин  школьной   тревожности  расширяется. К их числу по данным исследований И.В. Дубровиной[2]можно отнести:  школьные  неприятности (замечания, наказания, неудовлетворительные отметки), домашние неприятности (переживание родителей  школьных  успехов ребенка), неблагоприятное общение со сверстниками.

Проблема полов всегда интересовала исследователей. Понимание различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, юношами и девушками позволяет осуществлять дифференцированный подход к их обучению и воспитанию, а потому приобретает особую актуальность в  школьном  обучении.  Тревожности  могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становиться равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня  тревожности  у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки), мальчиков – насилие во всех его аспектах (Кочубей Б.И., Новикова  Е. В., 1988г)[3].

Кроме того, доказано, что  школьная   тревожность  тесно связана с мотивацией учения (Дусавицкий А.К.,1996г)[4]. Может выполнять в поведении и развитии личности  младшего   школьника  мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. У детей с низким уровнем  тревожности   ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки и одобрения. Мотив избегания неудачи присущ как тревожным  младшим   школьникам , так и не имеющим ярко выраженной тревожности .

Поэтому вопросы, касающиеся эмоционального развития  младших   школьников, в контексте проявления  тревожности  приобретают большое значение. Таким образом,  исследование  особенностей  тревожности   младших   школьников разного пола является актуальным и с точки зрения теории и с точки зрения практики обучения и развития  школьников.

Объект исследования – школьная тревожность как психолого-педагогическая проблема.

Предмет исследования – школьная дезадаптация как следствие школьной тревожности.

Цель работы – экспериментально исследовать зависимость школьной тревожности и школьной дезадаптации.

Гипотеза данного исследования состоит в исходном предположении о том, что наличие школьной тревожности приводит к дезадаптации ребенка в условиях школы.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие школьной тревожности как психолого-педагогическую проблему;

- раскрыть сущность, причины и формы проявления школьной дезадаптации;

- организовать экспериментальное исследование по выявлению зависимости между школьной тревожностью и школьной дезадаптацией;

- представить основные выводы проведенного экспериментального исследования.

Структура работы. Данная работа представлена в виде введение, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы школьной тревожности и школьной дезадаптации

1.1 Понятие школьной тревожности в психолого-педагогической литературе

Все чаще  школьные  психологи обращают внимание на рост количества детей с высоким уровнем  тревожности  среди учащихся начальных классов. С чем это может быть связано и как помочь ребенку преодолеть  школьные  страхи без последствий? Актуальность проблемы обусловлена тем, что  школьная   тревожность  – одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются психологи в школах [5, с. 71]. По их мнению, это способствует развитию  школьной   дезадаптации  ребенка и плохо влияет на все сферы его повседневной жизни. Они утверждают, что чаще  школьной   тревожностью  в  младшем   школьном  возрасте страдают мальчики, а после 12 лет – девочки [1, с. 65]. Сложности в выявлении  тревожности   у   младших   школьников  проявляются в том, что зачастую и родители, и психологи считают подобного ребенка идеальным: он вовремя делает уроки, не пререкается со взрослыми, хорошо учится. Существует несколько других наименований  школьной   тревожности  у детей: это  школьный  невроз, дидактогения и дидактогенный невроз [10, с. 117-118].

Но следует внимательно различать суть этих терминов. В случае со  школьным  неврозом боязнь школы возникает у  школьника  на неосознанном уровне и касается школы в целом, нежеланием ее посещать, а дидактогения и дидактогенный невроз трактуется как страх перед отдельными преподавателями или системой преподавания как таковой [13, с. 88-89].

Сама  школьная   тревожность   младших   школьников  выражается в следующем: они часто волнуются, боятся плохо ответить у доски, боятся отрицательных суждений о себе со стороны учителей и одноклассников, постоянно чувствуют себя «неполноценными», «ущербными» [2, с. 63]. Может возникнуть повышенная двигательная активность, или наоборот, пониженная.

Существует несколько факторов, повышающих уровень  школьной   тревожности  у учащихся: это перегрузки, вызываемые большим количеством предметов обучения, плохие отношения ребенка с учителями, смена  школьного  коллектива, невозможность справиться со всей  школьной  программой [12, с. 66-67]. Длительность урока также имеет значение. Согласно  исследованиям, дети в классе наиболее сосредоточены на уроке в течение его первых 30 минут, затем они начинают отвлекаться [10].

Одна из главных причин повышенной  тревожности  ребенка – это завышенные требования родителей. Как правило, они желают, чтобы их чадо было отличником по всем предметам, не сообразуясь с его индивидуально-типологическим характеристиками. Бывает, что ребенок не в силах понимать точные науки, а отец и мать требуют от него пятерок по математике, порой прибегая к угрозам и запугиванию. Это порождает у ребенка внутриличностный конфликт, что и является основой для формирования  тревожности [8, с. 110-111]. Такой  тревожностью  страдают и отличники, и двоечники. Причем педагоги могут предъявлять точно такие же требования, не учитывая уровень подготовленности к школе и способности отдельного ученика.

Причины школьной тревожности могут быть самыми разнообразными.

Постоянные стрессы, беспокойство, регулярное поступление информации о катастрофах, захватах заложников, авариях, убийствах - всё  это  доноситься из радиоприемников, телевизионных передачах, и всё  это  слышит ваш ребёнок. Такой поток негативной информации крайне отрицательно влияет на уязвимую психику ребенка, и предугадать его реакцию на подобные стрессовые ситуации практически невозможно [7, с. 90].

Если же говорить о других причинах  школьной   тревожности, то семейные психологи выделяют вот какие:

Эмоциональное нежелание учиться. Если ребёнка плохо подготовили к школе, то всё, с чем он столкнётся в классе, включая учителя и одноклассников, будет казаться ему чужим и агрессивным. Сам процесс учёбы будет ему в тягость, ребёнок будет протестовать, и конфликтовать и с родителями, и с преподавателями.

Ребёнок хочет учиться, но ему не хватает интеллектуальной базы. В таком случае он не усваивает материал, быстро устаёт, не справляется с заданиями, при  этом  ребенок очень сильно расстраивается из-за отсутствия успехов в учёбе, хороших отметок.

Зачастую  школьной   тревожности  подвержены излишне впечатлительные дети. Такие серьёзные жизненные перемены, как поступление в школу, очень легко может вызвать симптомы  школьной   тревожности. Особенно если ребёнку попал в класс с не очень доброжелательным коллективом и преподавателем с жёстким характером [3, с. 112].

Причиной  школьной   тревожности  так же являются и семейные проблемы, а именно: развод родителей, потеря родного человека, тяжёлая болезнь родственника и т. д.

Семейные психологи отмечают, что  школьная   тревожность  может возникнуть в любом возрасте, пока ребенок учится. Намного чаще с такой проблемой сталкиваются учащиеся младших классов, сталкиваются с такой проблемой намного чаще из-за своего возраста и неприспособленности к социальным условиям.

Динамика развития школьной тревожности имеет следующие особенности. Поскольку тревога является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (от одного месяца до полугода)уровень тревожности у большинства детей нормализуется.

Ко второму-третьему классу тревожность в целом ниже, чем в первый год обучения. В то же время, личностное развитие приводит к тому, что расширяется спектр причин школьной тревожности:

  •  школьные неприятности (двойки, замечания, наказания);
  •  домашние неприятности (переживания родителей, наказания);
  •  боязнь физического насилия (старшеклассники могут толкнуть, отобрать деньги);
  •  неблагоприятные отношения со сверстниками (дразнят, смеются).

Конец 4 класса и 5 класс являются нестабильным периодом в школьной жизни, который сопровождается изменением системы школьных требований и, соответственно, ведет к повышению уровня школьной тревожности.

Начиная с подросткового возраста, тревожность по отношению к школьной жизни может уже являться сложившейся личностной особенностью. При этом, несмотря на относительно стабильную социальную ситуацию развития, начало подросткового кризиса может способствовать повышению уровня школьной тревожности (особенно в 7 классе).

В старшей школе уровень школьной тревожности вновь возрастает. Однако эта тревожность неоднородна: если беспокойство 8-9-классников связано, прежде всего, с отношениями со сверстниками, то тревоги 10-11-классников обусловнлены необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути.

1.2 Школьная дезадаптация: понятие, причины возникновения и формы проявления

Дезадаптация  — исчезновение, уничтожение какой-либо сформировавшейся функции или же изначальная невозможность её формирования [3, с. 122].

Дезадаптация  — искажение функции, более тонкие нарушения, нежели полное её отсутствие [12, с. 117].

Школьная   дезадаптация  – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто  дезадаптация  наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому [9, с. 133].

Вроно М.Ш. «Под  школьной   дезадаптацией  (ШД)  понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами» (1984) [1].

Северный А.А., Иовчук Н.М. «ШД - это невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» (1995) [1].

С.А. Беличева «Школьная   дезадаптация  - это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» [2].

Психологи Н. Г. Лусканова и И. А. Коробейникова определяют  школьную   дезадаптацию, как причину неуспеваемости ребенка в школе. И выделяют следующие факторы  дезадаптации [14, с. 119-120]:

· соматическая ослабленность ребенка, нарушения его развития: близорукость, тугоухость, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата и пр.;

· недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность, задержка психо-речевого и моторного развития, локальные поражения ЦНС;

· длительная и массивная психическая депривация, неблагополучная семейная атмосфера;

· нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, низкий уровень произвольного внимания и саморегуляции, мотивации, несформированность целенаправленного запоминания и логического мышления;

· нарушение формирования отдельных школьных навыков: дислексия (чтения), дисграфия (письма), дискалькулия (счета);

· двигательные нарушения: гиперактивность, двигательная расторможенность, импульсивность в поведении;

· эмоциональные расстройства: плаксивость и постоянно подавленное настроение,  неадекватно завышенное настроение, эмоциональная лабильность;

· педагогические факторы: несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, психофизиологическим особенностям детей; несоответствие темпа учебной работы индивидуальным особенностям ребенка; преобладание отрицательной оценочной стимуляции; конфликтный характер взаимоотношений.

Причины  школьной   дезадаптации  могут быть различными [5, с. 140-141].

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).

4. Социальная  дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

В таблице 1 представим характеристику типов школьной дезадаптации, проявляемые в младшем школьном возрасте [6].

Таблица 1

Типы школьной дезадаптации

Типы  школьной  дезадаптации 

Их краткая характеристика

Пассивный протест

Принимает форму отказа от самостоятельного выполнения заданий. Постоянно требуется помощь взрослого.

Активный протест

Непослушание, отказ посещать школу. Пропуски без уважительной причины. Уходы из школы и дома, бродяжничество.

«Соматизация» психических расстройств

«Уход в болезнь». Возникают различные простудные, аллергические заболевания. Ребенок отмечает и постоянно жалуется на различные боли: в области живота, сердца, головные боли и пр.

Системные неврозы

Сопровождаются испугом, страхом. Функциональные системы головного мозга ребенка находятся в стадии формирования, поэтому они очень чувствительны к психической травме. Огромные нагрузки на нервную систему ребенка (программа обучения, взаимодействие с педагогами) вызывают различные невротические реакции.

Обострение психического заболевания

Суицидальные попытки, саморазрушительные действия. Агрессия и неадекватность поведенческих и эмоциональных реакций, девиантное поведение, психопатии.

Чтобы вовремя обнаружить  дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

Признаки  школьной   дезадаптации  также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной  дезадаптации  у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».

Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности) [3].

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе [11]. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

Поведенческий уровень.  Школьная   дезадаптация  проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции [15, с. 166]. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Помимо оценки общего уровня  школьной   дезадаптации  важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками.

Глава 2. Эмпирическое исследование проявления школьной тревожности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации

2.1 Методика исследования

Целью настоящего экспериментального исследования является изучение психологических особенностей детей младшего школьного возраста, которые имеют разную степень школьной дезадаптации.

В рамках сформулированной цели эксперимента необходимо решить ряд задач для достижения данной цели:

- выявить степень школьной тревожности у детей младшего школьного возраста;

- определить уровень проявления школьной дезадаптации у детей указанной возрастной группы;

- проанализировать влияние степени школьной дезадаптации на уровень школьной тревожности.

Экспериментальное исследование по теме работы было проведено на базе средней общеобразовательной школы города. В исследовании было опрошено 45 детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели были подобраны специальные методики:

1.Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного уровня. Методика содержит 58 вопросов, на которые предполагается ответ «да» или «нет». В методике выделяются 8 факторов тревожности (Приложение А).

2.Методика (опросник) А.А.Реан

Направлен на выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Опросник содержит20 вопросов, на которые необходимо выбрать ответ «да» или «нет» (Приложение Б).

3. Проективная методика «Кактус» (Приложение В).

Цель данной методики является выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Раздаточный материал: лист бумаги формата А4, простой карандаш. Порядок проведения: индивидуально. Испытуемый должен на листе бумаги в неограниченный промежуток времени нарисовать кактус, такой, какой он себе представляет. Во время рисования вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. По завершению рисования с ребенком проводиться беседа. Задаются вопросы на уточнения. Из рисунка можно выделить следующие особенности:

- агрессия;

- импульсивность;

- эгоцентризм, стремление к лидерству:

- зависимость, неуверенность;

- демонстративность, открытость;

- скрытность, осторожность;

- оптимизм;

- тревога;

- женственность;

- экстровертированность;

- интровертированность;

- стремление к домашней защите;

- стремление к одиночеству.

Таким образом, перечисленные методики позволят определить уровень школьной тревожности у детей младшего школьного возраста и соотнести его со степенью проявления школьной дезадаптации.

Итак, перейдем к интерпретации полученных результатов исследования.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Анализируя данные теста Филипса, направленный на изучение уровня школьной тревожности, младшие школьники были распределены в три группы:

- те, у кого низкий уровень тревожности;

- те, кто имеет среднюю степень проявления тревожности;

- те, кто имеет высокий показатель тревожности.

Эти данные отражены на рисунке 1.

Рис. 1 Данные теста Филипса

Исходя из этого, дети были условно разделены на две группы;

- 1 группа (группа риска) –25 человек;

- 2 группа (условная норма) – 20 человек.

Далее также с помощью теста Филипса было определено среднее значение параметров уровня тревожности и школьной дезадаптации (таблица 2).

Таблица 2

Результаты исследования параметра уровня тревожности по методике Филипса(1 и 2 экспериментальные группы)

Название шкалы

Среднее значение

Min значение

Max

значение

1

группа

2

группа

1

группа

2

группа

1

группа

2

группа

1

Общая трев.

В школе

16,4

12,2

0

4

22

22

2

Переживание эмоц.сресса

6,6

5,4

7

3

0

9

3

Фрустрация

Потребности в достижение успеха

7,9

7,3

4

3

12

11

4

Страх самовыражения

3,72

2,7

1

0

6

5

5

Страх ситуации

Прверки знаний

3,96

2,6

0

0

6

6

6

Страх не соответ.ожиданиям

окружающим

3,6

3,3

0

1

6

5

7

Низкая физиологическая

сопротивляемость стрессу

4,3

2,8

0

1

6

5

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителем

4,52

4,6

0

2

7

7

Результаты исследования свидетельствуют о том, что присутствуют доминирующие факторы в каждой из групп. Так, среди детей группы риска преобладающим стал фактор «общей тревожности в школе». Это свидетельствует о том, что данная категория детей испытывает дискомфорт от нахождения в школе, что может проявляться в наличии фонового страха, боязни совершения ошибки (например, в поведении). Кроме того, тревожность может сказываться и на взаимоотношениях таких детей со сверстниками. Все вышеперечисленное негативным образом сказывается на развитии школьной дезадаптации ребенка. При этом данная категория детей не могут справиться со стрессом на физиологическом уровне, о чем свидетельствуют высокие показатели параметра «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу».

Как видно из данных таблицы 2, два этих параметра гораздо выше, чем у детей второй экспериментальной группы – условной группы.

Проанализируем данные методики А.А. Реана, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования параметра уровня мотивации по методике А.А. Реана(1 и 2 экспериментальные группы)

Название шкалы

Среднее значение

Min значение

Max

значение

1

группа

2

группа

1

группа

2

группа

1

группа

2

группа

1.

мотивации успеха  

14

14,2

12

12

16

16

2.

боязни неудачи

9,5

8,18

5

9

11

11

Анализируя полученные данные в первом приближении, мы можем  сказать, что существуют различия в группах по параметрам «мотивация успеха» и «мотив избегания неудачи». Данные таблицы 3 позволяют сформулировать вывод о том, что чем выше параметр «общая тревожность в школе», тем выше параметр «мотив избегания неудачи».

Проанализируем данные, полученные посредством использования методики «Кактус».  При обработке результатов принимались во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

- пространственное положение;

- размер рисунка;

- характеристика линий;

- сила нажима карандаша

Итак, результаты данной методики свидетельствуют о том, что среди всех детей наиболее выражены такие проявления эмоциональной сферы,

как агрессия, неуверенность, интровертированность, стремление к одиночеству (данные факторы выражены более чем у половины школьников). Таким образом, эмоциональная сфера многих обследованных младших школьников характеризуется дезадаптивными проявлениями. Сигналом о необходимости принятия психологических мер коррекционного характера является, в частности, высокий уровень агрессии и достаточно высокий уровень тревожности (выражен у 21 ребенка (47% общей экспериментальной выборки)).

Рис. 2 Результаты методики «Кактус»

Математический анализ результатов психодиагностики выявил следующую выраженность показателей эмоциональной сферы в двух обследуемых экспериментальных группах (таблица 4). Математическая обработка данные проводилась с помощью помощью  U-критерия Манна – Уитни.

Согласно полученным данным, в ЭГ-1 (группа риска) наблюдаются значительно более выраженные показатели агрессивности, неуверенности, скрытности и тревожности, а также менее выраженный показатель оптимизма, чем в ЭГ-2 (условная группа). Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников с высоким уровнем тревожности является более дисгармоничной. В первом приближении на основании данных, представленных в таблицах 1 и 3, мы можем предположить, что существует определенная динамика в характере изменения показателей: чем выше дезадаптация к школе, тем выше агрессия, неуверенность, скрытность и тревожность младшего школьника.

Таблица 4

Результаты исследования эмоциональной сферы младших школьников по методике «Кактус» (1 и 2 экспериментальные группы)

Название шкалы

Среднее значение, баллы

Min значение, баллы

Max значение, баллы

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1

Агрессия

0,92

0,45

0,00

0,00

1,00

1,00

2

Импульсивность

0,16

0,10

0,00

0,00

1,00

1,00

3

Эгоцентризм

0,24

0,15

0,00

0,00

1,00

1,00

4

Неуверенность

0,76

0,25

0,00

0,00

1,00

1,00

5

Демонстративность

0,28

0,25

0,00

0,00

1,00

1,00

6

Скрытность

0,64

0,25

0,00

0,00

1,00

1,00

7

Оптимизм

0,28

0,60

0,00

0,00

1,00

1,00

8

Женственность

0,32

0,20

0,00

0,00

1,00

1,00

9

Экстравертированность

0,08

0,10

0,00

0,00

1,00

1,00

10

Интровертированность

0,92

0,90

0,00

0,00

1,00

1,00

11

Стремление к домашней защите

0,00

0,05

0,00

0,00

0,00

1,00

12

Стремление к одиночеству

1,00

0,95

1,00

0,00

1,00

1,00

13

Тревожность

0,68

0,20

0,00

0,00

1,00

1,00

Таким образом, на основании полученных данных можно сформулировать следующие выводы.

Среди детей группы риска были выявлены дети с высоким уровнем тревожности, что определяет наличие школьной дезадаптации. Это влечет за собой наличие комплекса проблем: низкая успеваемость ребенка в школе, плохие взаимоотношения со сверстниками и учителями в школе, переживание ребенком стрессовой ситуации и многое другое.

Таким образом, данная группа детей нуждается в психолого-педагогической помощи, которая в первую очередь должна быть направлена на снижение уровня воздействия неблагоприятных факторов, которые влекут за собой проявление школьной дезадаптации у младших школьников.

Следовательно, необходимо не только разработать систему мер профилактики школьной тревожности и школьной дезадаптации, но и провести дополнительное исследование по выявлению причин, которые провоцируют у ребенка страх к школе.

Заключение

Тревожность является размытым, очень неприятным, смутным ощущением опасения чего-то. Это реакция на опасность неизвестную,  смутную и одновременно противоречивую. Одновременно состояние тревожности может сопровождаться различными  телесными  симптомами: например, ощущение пустоты в подложечной области, чувство стеснения в груди, потливость, сердцебиение, тошнота, поверхностное дыхание, головная боль или внезапное желание опорожнить кишечник или мочевой пузырь. Регулярно присутствует также беспокойство и невозможность оставаться на одном месте.

Страх, в отличие от тревожности, это реакция на опасность внешнюю, известную, определенную и непротиворечивую по своей натуре.

Таким образом, тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.

Экспериментальное исследование по теме работы было проведено на базе средней общеобразовательной школы города. В исследовании было опрошено 45 детей младшего школьного возраста.

Целью экспериментального исследования является изучение психологических особенностей детей младшего школьного возраста, которые имеют разную степень школьной дезадаптации.

Для достижения поставленной цели были подобраны специальные методики:

1.Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

2.Методика (опросник) А.А.Реан

3. Проективная методика «Кактус».

Анализируя данные экспериментального исследования, были сформулированы основные его итоги.

Среди детей группы риска были выявлены дети с высоким уровнем тревожности, что определяет наличие школьной дезадаптации. Это влечет за собой наличие комплекса проблем: низкая успеваемость ребенка в школе, плохие взаимоотношения со сверстниками и учителями в школе, переживание ребенком стрессовой ситуации и многое другое.

Таким образом, данная группа детей нуждается в психолого-педагогической помощи, которая в первую очередь должна быть направлена на снижение уровня воздействия неблагоприятных факторов, которые влекут за собой проявление школьной дезадаптации у младших школьников.

Следовательно, необходимо не только разработать систему мер профилактики школьной тревожности и школьной дезадаптации, но и провести дополнительное исследование по выявлению причин, которые провоцируют у ребенка страх к школе.

В заключении следует отметить, что цель работы достигнута, гипотеза доказана. Но при этом тема исследования требует дальнейшего своего рассмотрения.

Список использованной литературы

  1.  Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2009. - 450с.
  2.  Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
  3.  Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 2008. – 388с.
  4.  Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2007. – 350с.
  5.  Диагностика  школьной   дезадаптации  / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М., 2008. - 300с.
  6.  Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей / А.О. Дробинская. - М.: Школа-Пресс, 2009. - 420с.
  7.  Клепач Ю.В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. – Воронеж, 2002. – 230 с.
  8.  Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2010. – 130с.
  9.  Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2007. - 245с.
  10.  Мэй Р. Проблема тревоги / Р. Мэй - М.: Эксмо - Пресс, 2009. - 390с.
  11.  Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. - изд. 2-е. - М., Высшее образование, 2008. - 254с.
  12.  Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие для студ. высшего спец. уч. заведения. М., ТЦ «Сфера», 2008. – 400с.
  13.  Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: Учеб. пособие, 2-е изд., стереот. – М.: МГИУ, 2007 – 335с.
  14.  Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2001. –  181 с.
  15.  Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 2000. – 576 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15377. Роль Сбербанка в экономике страны 203.5 KB
  Введение В современном мире банки не только организуют денежный оборот и кредитные отношения но и выполняют огромное число разнообразных банковских операций необходимых для дальнейшего развития общества. Сберегательный банк это один из универсальных коммерчес
15378. СВОТ-анализ ООО Гермес 249 KB
  Характеристика фирмы Торговое предприятие ООО Гермес осуществляет торговохозяйственную деятельность. По своей организационноправовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной отв...
15379. Себестоимость продукции животноводства и пути ее снижения 333 KB
  Производство продукции сельского хозяйства связано с использованием производственных ресурсов отрасли трудовых земельных водных материальных в процессе которого они частично или полностью потребляются а их стоимость перенос
15380. Социально-экономическое развитие Забайкальского края 2010-2020 гг 288 KB
  Забайкальский край – один из уникальных регионов Российской Федерации по своему ресурсному потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированный в мировую систему коммуникаций, исключительно ценными рекреационными ресурсами, емкому и свободному, пока еще, от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.
15381. Стратегическое развитие малого предпринимательства в Тисульском муниципальном районе 593.5 KB
  Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства. Анализ нормативно правовой базы МСУ методологические основы планирования. Теория и методология малого бизнеса. Характеристика Тисульского...
15382. СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 276 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Введение 1. Экономическое содержание понятий характеризующих страховой рынок 1.1 Понятие страховой рынок 1.2 Структура страхового рынка 2. Страховой рынок России на современном этапе 2.1 Развитие страх...
15383. Страховой рынок- становление и перспективы развития 265.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Современное экономическое развитие России обусловило необходимость возрождения страхового дела и развитие его на принципиально новой основе. Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об этом свидетельствует тот факт что общий ...
15384. Телевизионная реклама батончика NUTS 167 KB
  Введение У нас в стране реклама приобретает все большее значение. Ее целью является привлечение внимания покупателей к фирме ее возможностям и выпускаемым товарам подчеркивая их высокое качество новизну надежность удобство использования и приемлемую цену. Во в
15385. Толерантность и образование Теория 196.5 KB
  Помни что ты только человек Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.Сегодня так можно сформу...