97213

Эмоционально-волевая сфера личности. Функции чувств и эмоций. Мотивация, мотивы и потребности личности

Контрольная

Психология и эзотерика

Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.

Русский

2015-10-15

31.19 KB

0 чел.

Оглавление:

    Список вопросов ………………………………………………………………3

Вопрос №1: Эмоционально-волевая сфера личности. Функции чувств и эмоций………………………………………………………………………….4

Вопрос №2: Мотивация, мотивы и потребности личности………………....8

Вопрос №3: Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.Трудолюбие,настойчивость,сознание,неуравновешенност, сообразительность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, арессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств……..12

Спасок литературы…………………………………………………………...15

-2-

Вариант№10.

  1.  Эмоционально-волевая сфера личности. Функции чувств и эмоций.
  2.  Мотивация, мотивы и потребности личности.
  3.  Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Трудолюбие,         настойчивость, сознание,    неуравновешенность, сообразительность,       реактивность,       экстраверсия,       вспыльчивость, агрессивность,     эмоциональность,     педантичность,     требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств

-3-

Вопрос №1:

Эмоционально-волевая сфера личности. Функции чувств и эмоций.

Ответ:

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Функции эмоций:

Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.

 Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.

 Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур.

 Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта.

 Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты.  Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива.  

Защитная функция.  

Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.

Формы проявления эмоций:

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными

 

-4-

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Функции воли:

Побудительная – непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий.  

Тормозная – состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности.

Волевые акты могут быть простыми и сложными:

В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.  

В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления.

Структура сложного волевого акта:

1) возникновение мотивов деятельности;

2) борьба мотивов;

3) решение о действии;

4) исполнение принятого решения.

Волевые свойства личности:

целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

 решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения.

смелость – способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности.

 Собственно эмоции – более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т. е.

-5-

выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.  

Чувство – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством.  

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, самому себе.  

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат.  

Настроение – устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни.  

Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единую цель.  

Стресс возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил.

Понятие чувств

Чувства – это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности.

Функции эмоций и чувств:

  1.  Выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия.  
  2.  .Организуют и направляют поведение,переключают физиологическую активность живого существа на «аварийный» режим, так называемую алертность – состояние боевой готовности.
  3.   Являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными.
  4.   Настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели.  
  5.  Выдержка (самообладание) – волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

-6-

  1.  6.Мужество – сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе.
  2.   Инициативность – волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека.
  3.   Самостоятельность – волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения
  4.   Дисциплинированность – это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.

Заключение:

Эмоционально-волевая сфера личности играет огромную роль в жизни человека. Она выполняет функции регулирования психологического положения человека, выступает как система предупреждения, и решения различных задач, появляющихся  на пути человека.

-7-

Вопрос№ 2:

Мотивация, мотивы и потребности личности.

Ответ:

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. Существуют различные способы мотивации:

1) нормативная – побуждение человека к определенному поведению с помощью идейно-психологического воздействия;

2) принудительная – основывается на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

3) стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два способа являются прямыми, а второй – косвенный.

Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Мотив может актуализироватсья, т.е. превратиться в главный импульс психологической активности. Мотив характеризует прежде всего волевую сторону поведения, он связан с волей человека. Он порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Мотив выражает готовность к действию, хотя не может перерасти в само действие, иначе будет иметь место борьба мотивов.

Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя механизм мотивации. Он включает в себя потребности, притязания, ожидания, стимулы, установки, оценки и т.д.

Потребность - это выражение нужны, необходимости для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Формами проявления потребности являются притязания и ожидания. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворенности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться разные притязания и ожидания. Ожидания конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания могут тем не менее существенно различаться.

-8-

Стимул – это те или иные блага, способные удовлетворить потребность при осуществлении определенных действий. Стимул ориентирован на удовлетворение потребности.

Несмотря на близость понятий мотива и стимула, они не тождественны. Мотив характеризует стремление работника получить блага, а стимул – это сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив, если он требует от человека невозможных или неприемлемых действий.

Стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, проскакивающих между потребность. И стимулом.

Между потребностью и стимулом находится целый ряд опосредующих звеньев, характеризующих процесс восприятия (в том числе оценки) стимула и образования неактуализированного (обычно латентного, скрытого или еще не полностью осознанного) мотива.

Мотивы и потребности личности

Для понимания природы человеческих поступков мотивация представляет чрезвычайный интерес. За одинаковыми поступками человека могут стоять абсолютно разные причины, то есть, их мотивация бывает совершенно разной.

Под мотивом понимается внутреннее побуждение личности к различным видам активности (деятельность, поведение, общение), связанное с утолением конкретной потребности.

Под мотивацией же понимается комплекс стойких мотивов, имеющих определенный порядок, выражающий направленность личности.

Позитивная теория мотивации А. Маслоу

Американский психолог А. Маслоу в своей теории выделяет пять основных потребностей, а также еще пару потребностей, у которых статус выделяется не так определенно.

Физиологические потребности

Физиологические потребности относятся к удовлетворению сексуальных потребностей, потребностей в пище, в воде и в поддержании температурного баланса. Это наиболее острые и мощные потребности из всех. Пока данные потребности не будут удовлетворенны, другие потребности будут не столь важны.

-9-

Потребность в безопасности

После утоления физиологических потребностей, эта потребность становится наиболее насущной. Свобода от страха, хаоса и тревоги, потребность в законе и порядке, в стабильности и защите — все перечисленное это потребность в безопасности. Данная потребность доминирует у человека (за исключением людей с психопатологиями) лишь в экстремальных, критических ситуациях, таких как война, социальные кризисы или стихийные бедствия. Эта потребность в нормальной жизни проявляется в мягких формах (желание устроится на работу, откладывание денег на «черный день» и др.).

Потребность в любви

Эта потребность становится актуальной после удовлетворения предыдущих двух потребностей. Она содержит в себе желание общения, желание входить в социальную группу, желание любви и дружбы.

Потребность в признании

Данная потребность заключает в себя как стремления и желания, связанные с достижением (рост собственной значимости, уверенности, самоуважение), так и достижение уважения других людей, общества (завоевание признания, статуса, престижа). Неудовлетворение потребности в признании вызывает чувство беспомощности, собственной слабости, униженности.

Потребность в самоактуализации

 Самоактуализация — это стремление к актуализации потенций, заложенных в человеке от рождения, стремление к самовоплощению. Суть этой потребности можно сформулировать так: человек должен быть тем, кем он в силах быть. У различны людей потребность в самоактуализации выражается по-разному. Кто-то желает стать хорошим родителем, кто-то достичь спортивных высот, кто-то реализовать себя в художественном или научном труде и т. д. Человек ощущает эту потребность только тогда, когда удовлетворит свои первостепенные потребности.

Потребность в понимании и познании

Данная потребность относится к стремлению к истине, влечению к таинственному, непознанному, необъяснимому. Человек стремится к систематизации, пониманию, анализу и выявлению взаимосвязей, к построению упорядоченной системы ценностей. Стремлению к пониманию всегда предшествует стремление к познанию.

-10-

Эстетические потребности

Люди, испытывающие эти потребности, заболевают в окружении уродливых предметов и людей, а излечить их может только красота. Эти потребности можно наблюдать и у взрослого человека и у почти каждого здорового малыша. Также их существование можно обнаружить во всех культурах, на всех стадиях человеческого развития.

-11-

Вопрос№3:

Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Трудолюбие,настойчивость,сознание,неуравновешенность,сообразительность,реактивность,экстраверсия,вспыльчивость,агрессивность,эмоциональность,педантичность,требовательность,принципиальность,быстрое переключение внимания, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.

Ответ:

Я считаю, что к темпераменту относятся следующие слова: сообразительность, реактивность, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, быстрое переключение внимания, ленивость, медлительность, глубина чувств.

 

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был назван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физического строения и развития, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

-12-

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой. Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента:

Холерический

Сангвинический,

Меланхолический

Флегматический.

Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства

, для сангвинического – быстро возникающие, но слабые чувства,

для меланхолического – медленно возникающие, но сильные чувства,

для флегматического – медленно возникающие и слабые чувства.

Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.).

Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.

Холерик – человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко – вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

-13-

Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на се впечатлении; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются.

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать четыре разных темпераментов.

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.

Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности

. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным  «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

-14-

Список литературы:

  1.  Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб., 2011г.
  2.  Немов Р,С. Общая психология Т. 2 учебник : …2011г
  3.   Котова,И.Б., Канаркевич О.С. Общая психология учебное пособие   2011г
  4.  Котова,И.Б., Канаркевич О.С. Общая психология учебное пособие   2012г

-15-


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3001. Основные понятия астрономии 109 KB
  Ответы к зачёту по астрономии. 1) Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение. 2) Вселенная – часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню разв...
3002. Разработка программы для решения неодномерных стационарных задач теплопроводности численным методом с использованием консервативно-разностной схемы 95 KB
  Базовый уровень подготовки инженера-энергетика в области информатики и вычислительной техники определяется необходимым набором знаний, умений и навыков в применении ЭВМ для решения различных технических задач. Специалисты этой категории, помимо умен...
3003. Повышение эффективности использования гусеничных сельско-хозяйственных тракторов тягового класса 3 путем их последова-тельного сочленения 231 KB
  Работа выполнена на кафедре Тракторы и автомобили Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Челябинский государственный агроинженерный университет. Научные руководители: доктор т...
3004. Азбука выживания в экстремальных ситуациях 89 KB
  Выбрав для своего  реферата эту тему, я ставила  перед собой цель создать, прежде всего, для себя, нечто, вроде самоучителя, справочника, настольного пособия для жизни в современном российском обществе. Очень часто в сложных и порой самых ...
3005. Общественный продукт. ВНП, способы его измерения. Система национальных счетов 84 KB
  Общественный продукт Совокупность различных видов производств в их взаимосвязи и взаимозависимости образуют национальную экономику. Результатом ее функционирования является совокупный продукт для измерения, которого используется система национ...
3006. Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В для механизмов собственных нужд тепловых электростанций 84 KB
  Настоящий стандарт распространяется на двигатели трехфазные асинхронные (далее — двигатели) с короткозамкнутым ротором, мощностью 200 кВт и более, напряжением 1000 В и выше, частотой 50 и 60 Гц, односкоростные и двухскоростные, предназначенные...
3007. Основы объектно-ориентированного проектирования 238.5 KB
  Цель курса – освоение принципов объектно-ориентированного проектирования и методов объектно-ориентированного программирования с использованием языка С++. Если на компьютере установлена ОС Windows – в курсе рассматриваются примеры п...
3008. Суть и процесс реформ Бальцеровича в Польше 114.5 KB
  Как делаются реформы После краха коммунизма перед экономистами большинства стран бывшего Советского Союза встали устрашающе трудные задачи. Им пришлось отказаться от единой системы цен - искаженных цен - которая господствовала при коммунизме, перейдя...
3009. Коммерческая тайна банков 101 KB
  Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомнен...