97220

Античная философия

Контрольная

Логика и философия

Именно в это время в древнегреческой культуре завершается отделение объекта и субъекта возникает теоретическая проблема отношения человека и мира познания законов природы ее структуры организации бытия. Все философские воззрения с точки зрения Парменида покоятся на одной из трех основных предпосылок...

Русский

2015-10-15

43.13 KB

1 чел.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

по дисциплине:  «Философия»

      

         Тема №3:  «Античная философия»

Выполнил студент:

 

                                     

Екатеринбург

    

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….3

1. Общая характеристика эпохи Античности……………………. 3-5

2.Космос и человек в трактовке античной философии…………. 6-8

3.Философские школы и выдающиеся философы античности- на примере Элейской школы………………………………………… 8-14

Заключение……………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………….. 16

Введение

 Античная цивилизация (если исчислять ее от архаической Эллады, IX-VIII вв. до н.э., до позднего Рима, IV-V вв. н.э.), многим обязанная еще более древним крито-микенской и ближневосточным культурам, не перестала существовать с разгромом Рима варварами и перемещением общественно-политических центров средневековой Европы отчасти на восток (Константинополь как центр Византийской империи), отчасти на запад - в столицы новых, «варварских» государств.

 В античную эпоху сформировались в общих чертах все основные разделы теоретической философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика.  С наступлением средних веков рациональная и мистическая традиции античной философии, преломившись в христианском вероучении, образуют единую европейскую научно-философскую и мировоззренческую традицию.

1.Общая характеристика эпохи Античности.

  Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленность своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода.

 Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако, она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы.

 Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса?

 Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

 В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.

 Первый этап - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

 Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицызм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).

 Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.

 Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик). Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.

 В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого был Платон. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию.

  В целом, античная культура оказала сильное влияние на культуру европейских стран. Поэтому не приходится говорить о жестких временных рамках этой культуры, ставшей основой для многих культур.

2.  Космос и человек в трактовке античной философии.

 Какая картина миропорядка рисовалась воображению античного человека и какое место в ней он отводил себе?  Общей чертой раннего этапа античной культуры является космоцентризм. Это означает, что центром античного мировоззрения выступает космос. Этим понятием греки обозначали бытие упорядоченное, организованное, оформленное в противовес хаосу - как состоянию неупорядоченному и дезорганизованному.

 Древним грекам был присущ взгляд на мир, совмещавший убеждение в цельности и единстве космоса (ионийская школа, Гераклит, Платон, Аристотель) с представлением о мельчайших, неделимых частичках-атомах, из которых этот космос состоит (Демокрит, Эпикур).

 Римская философия расширила взгляды греков, развив учение Сократа и стоиков о нравственном совершенствовании личности и ее свободном выборе и в то же время оставив последующим векам законченную атомистическую теорию строения вселенной (Лукреций).

 В силу своей оформленности космос конечен, а значит - эстетически прекрасен.  Уже Гомер и вслед за ним Гесиод (VII в. до н. э.) представляли землю в виде плоского круга, омываемого водной стихией — океаном. Над ним опрокинута полусфера света, сделанная из твердого, но прозрачного материала. Под землей на таком же от нее расстоянии находится полусфера тьмы (тартарос).

 Хотя, с течением времени отдельные фрагменты этой картины подвергались модификации (земля, к примеру, из плоской (круга) постепенно «превращалась» в шар, плавающий в громадной пустой сфере, и т. п.), однако фундаментальная ее идея — о шарообразности космоса — оставалась неизменной. Для того чтобы включить в эту картину планеты, Эвдокс из Книда (II в. до н. э.) разработал модель «вставленных друг в друга небесных сфер» (по одной для Луны и Солнца и для каждой из планет).

 Нас не может не поразить наглядность этой картины: то, как в ней реализован основной критерий истинности суждения — соответствие модели зрительно наблюдаемым явлениям.
 О поистине всеобъемлющем характере древнегреческой модели Вселенной свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что она включала ответ на вопрос о структуре предметного мира. В развернутом виде этот ответ воплотился сначала в учении о четырех исходных элементах сущего (огонь, воздух, вода и
земля). 
 

 Именно античная цивилизация окончательно преодолела в своем культурном развитием рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила “логику вещей” от “логики слов и мыслей”, утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным законам.

 Историческая заслуга поздней древнегреческой мифологии состояла в выработке такого представления о Космосе, которое служило важной предпосылкой возникновения рационального познания мира. Космос осознавался древними греками как материальное, организованное, и в то же время одухотворенное, живое целое, образовавшееся из стихии неорганизованного хаоса. Космос, или Вселенная, представлялись как гармоничное, симметричное, ритмически устроенное целое.

 Это целое находится в состоянии постоянного становления, изменения. Периодически космос способен превращаться в хаос и вновь возрождаться. Каждая часть космоса воспроизводит структуру космоса в целом. Не боги создавали космос, а космос создал из себя богов – с таким мировоззренческим представлением завершалось мифологическое сознание. И этим же представлением оно открывало дорогу для возникновения рационального познания природы. 

 С появлением такого вещественно-телесного, пластического образа космоса до возникновения рационального отражения естественных закономерностей мира остался только один шаг. В Древней Греции такой шаг был осуществлен в начале VI в. до н.а. Именно в это время в древнегреческой культуре завершается отделение объекта и субъекта, возникает теоретическая проблема отношения человека и мира, познания законов природы, ее структуры, организации бытия.

3.Философские школы и выдающиеся философы античности

Элейская философская школа

  Элейская школа довольно интересна для исследования, так как это одна из древнейших школ, в трудах которой математика и философия достаточно тесно и разносторонне взаимодействуют. Основными представителями Элейской школы являются Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс.

 Свое название школа получила от города Элей, греческой колонии в Южной Италии, в которую переселился основоположник школы Ксенофан, изгнанный из родного города Колофона в Фокее. В Элее жили и действовали также Парменид и Зенон, Элейцы выступали не только как философы, но и как активные политические деятели. Парменид был признан своими согражданами одним из политических руководителей Элей.

   Элейская школа складывается в середине VI в. и продолжает существовать до середины V в. до н. э. Основоположник элейской школы Ксенофан (родился ок. 680 г, до н. э., прожил свыше 90 лет) покинул город Колофон. Ксенофан скитался по различным городам Эллады и Великой Греции в качестве рапсода, добывая этим средства пропитания.

   Ксенофан требует трезвой деятельности, согласно разуму, рассудительности и пользе. Характерно его отрицательное отношение к олимпийским играм. Он невысоко ставит физическую силу, противопоставляя ей знание и мудрость.  Ксенофан отрицательно относится к поэзии, которая прославляет подвиги мифических героев, физическое мужество и смелость.    Он пишет: «Не должно воспевать сражений титанов, гигантов и кентавров — вымыслы прежних времен...», а следует прославлять тех, кто «обнаруживает, как процветают у него память и постоянство относительно добродетели». По Ксенофану, «наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей. Но, это совершенно бессмысленный и несправедливый обычай — отдавать предпочтение телесной силе перед полезной мудростью... Ведь это не наполняет казны города».

   Эти замечания Ксенофана направлены в первую очередь против родовой знати, ее понятий чести и достоинства, но одновременно он обращает их и против народных масс, превознося избранное меньшинство. «Большинство слабее ума», — провозглашает Ксенофан.

   Свои философские взгляды Ксенофан излагал в стихотворной форме. В древности известно было много его стихов, эпических и элегических. Поэма Ксенофана «О природе» была утеряна еще в древности, сохранились только отдельные отрывки из нее, приведенные у Аристотеля. Поэзия Ксенофана лишена мистики и дышит реализмом. Цель ее — осмеять суеверия, мифологические и теогонические представления.

   Ксенофан занимает видное место в развитии древнегреческого атеизма. Его критика богов, религиозных верований и обрядов метка и остра. В центре его антирелигиозной критики — обнаружение антропоморфического характера религиозных представлений, доказательство того, что боги — измышление людей, что созданы «боги по образу человека».  Древние источники свидетельствуют о насмешках Ксенофана над верой в гадания и прорицания.

   В центре философского учения Ксенофана — идея единства мира.    Единое, вечное, несотворенное и неуничтожаемое начало Ксенофан называет богом. «...Воззревши на небо в его целости, он заявляет, что единое, вот что такое бог». «Всеединое Ксенофан называл богом».Теологическая форма, в которую облекает Ксенофан свое учение о всеедином, не должна скрыть от нас материалистическое ядро его воззрений, хотя она и свидетельствует о явной непоследовательности его материализма и атеизма. «Бог» Ксенофана есть абстрактно, метафизически понимаемый материальный субстрат космоса.

   Из дошедших до нас фрагментов и свидетельств древних мы полумили некоторые сведения и о физических воззрениях Ксенофана. Солнце и другие светила, по мнению Ксенофана, возникают из воспламенившихся облаков.   Потухая каждый день, они ночью снова разгораются, подобно углям. Дело в том, что восход и закат светил есть зажжение и потухание их. Облака возникают из влажных испарений, вода — их источник. «Море, — пишет Ксенофан, — есть источник воды, источник ветра. Ибо если бы не было великого моря, то не возникло бы в облаках дуновений ветра, дующего из них, ни потоков рек, ни дождевой воды эфира; но великое море есть отец облаков, ветров и рек».

 Центральной фигурой Элейской школы является Парменид- ученик Ксенофана. Парменид был родом из Элей и происходил из знатной семьи. Свое философское учение Парменид излагает в поэме «О природе». Поэма представляет собой аллегорическое описание путешествие юноши к богине, открывающей ему истину. Во введении к своей поэме Парменид образно описывает путь познания: «Мчал колесницу мою, а путь отмечали мне девы.

Пела протяжно свирель — то ось разогрелась в ступицах,

Ибо с обеих сторон два быстро вращающихся круга

Путь ускоряли ее, и на высоте девы солнца,

Ночи покинув чертог, стремительный бег торопили

К свету, отбросив рукой с своей головы покрывало…….».

   Таким образом, уже в первых стихах своей философской поэмы Парменид провозглашает первенствующую роль разума в познании и подсобную, подчиненную роль чувств.

 Все философские воззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны.

 Возникновение бытия также невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего «ничего» не может возникнуть. Оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не могло быть другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и из небытия, так как небытия нет. Если бытие есть, о нем нельзя сказать, что его не было раньше, т. е. что оно возникает; если оно есть, то нельзя сказать также, что оно будет или что оно становится бытием.  

    Парменид рассматривает всякое возникновение, изменение, многообразие как небытие. «Таким образом, возникновение погасло, и гибель пропала без вести». Движение и изменение для элеатов—не истина, а мнение.

   Метафизическая концепция бытия у Парменида подвергается Аристотелем резкой и основательной критике. По свидетельству Секста-Эмпирика, Аристотель называл Парменида и его единомышленников «неподвижниками» и «противоестественниками».

   Учение Парменида есть абстрактный рационалистический материализм. Парменид не допускает иного бытия, кроме материального, телесного, протяженного бытия.

   В этой связи следует остановиться на его замечании о тождестве мышления и бытия. Так как для Парменида единственно истинным является бытие, а бытие — материально, то тождество бытия и мышления у него не следует толковать идеалистически. Говоря о тождестве, Парменид выражает этим мысль о том, что лишь мышление дает истинное, тождественное бытию познание. «Одно и то же — мысль и то, на что мысль устремляется, ибо нельзя отыскать мысли без бытия, в котором осуществлена (эта мысль). Ведь не существует и не будет существовать ничего другого, кроме бытия.!!.»  Следовательно, мышление надо объяснять, исходя из бытия, а не наоборот. Мысль без бытия — ничто.

 Вселенная представляется Парменидом как состоящая из концентрических кругов или венцов, которые лежат слоями вокруг земли, расположенной в центре вселенной. Всех их окружает небесная твердь. Промежуточные круги состоят из смеси огня и земли. В самом центре всех сфер царствует великая богиня Правды и необходимости которая управляет всеми происходящими в мире явлениями. В этой части сказывается заметное влияние пифагорейских учений.

   Итак, основные характерные черты учения Элейской школы, наиболее ярко развитые Парменидом, заключались в следующем: бытие противопоставляется небытию (видимости); при этом бытие трактуется отвлеченно, мертво и мыслится как абсолютная неподвижность, вечный покой, тогда как мир изменчивых явлений объявляется небытием; истинное бытие познается не чувствами, а разумом.

   Одним из учеников Парменида был Зенон, он был не только любимым учеником, но преемником Парменида. «Акмэ» Зенона древние историки относят к 460 г. до н. э. При жизни Зенон пользовался славой как талантливый учитель и искусный оратор. К Зенону приходили из Афин и из других мест, чтобы получить у него знания.

   Зенон был активным политическим деятелем и выступал как представитель евпатридов. По преданию, Зенон восстал против тирана (по одним сведениям, Исарха, по другим — Демила), был подвергнут пыткам и казнен. Свои философские воззрения Зенон излагал в прозе, в форме диалогов. Оставаясь на позициях Парменида, он поставил себе целью защиту и обоснование учения о едином, вечном и неизменном бытии. Философия Зенона, как и его учителя, — абстрактный метафизический материализм.

 Опровергает Зенон существование пустого пространства следующим аргументом: «Бели же пространство принадлежит к числу существующих (вещей), то где оно могло бы быть? Очевидно, в другом пространстве, другое — в третьем и так далее» до бесконечности.

   Истинность учения Элейской школы Зенон доказывает своеобразным методом—от противного.   В этом способе доказательства—историческое значение Зенона, который своей критикой опыта способствовал обнаружению противоречивости явлений природы. В силу этого в философии элейцев, несмотря на их метафизику, был поставлен ряд диалектических проблем.    Учение Зенона заключает в себе своеобразную «отрицательную» диалектику, что, очевидно, и имел в виду Аристотель, который называл Зенона «изобретателем диалектики».

   Последний крупный представитель элейской школы — философ Мелисс с острова Самоса (его «акмэ» — ок. 440 г. до н. э.). Мелисс воспринял и защищал основные положения Парменида и Зенона.

   Как и его предшественники, Мелисс был политическим деятелем. Античные историки считали его политическим противником Перикла. В качестве самосского стратега Мелисс в 442 г. до н. э. руководил борьбой с афинским флотом, которым командовал знаменитый трагик Софокл. Аристотель же говорит, что в предшествовавшем морском сражении Мелиссом был побежден и сам Перикл.

   Свое учение Мелисс излагает в сочинении «О природе, или о сущем». Симплиций правильно замечает, что само это заглавие свидетельствует о том, что «природу Мелисс понимает как бытие».

   Как и другие элейцы, Мелисс является абстрактным, метафизическим материалистом. Бытие он признавал единым, вечным, неизменным и бесконечным.

   Мелисс защищал и обосновывал положения Парменида о едином бытии. Также как и Зенон, он не делает никаких уступок «мнению» и не допускает, в отличие от Парменида, гипотетического учения о многообразии природы.

   Мелисс расходится с Парменидом в понимании бесконечности. У него нет различия между временной бесконечностью бытия и его пространственной ограниченностью, шарообразной формой. Мелисс утверждает как временную, так и пространственную беспредельность сущего. «Но подобно тому, как оно существует вечно, так и по величине оно всегда должно быть бесконечным». Неподвижность бытия Мелисс доказывает путем отрицания пустого пространства. «Пустоты нет вовсе, — говорит Мелисс, — ибо пустота—ничто.

 Итак, то, что есть ничто, существовать не может. Равным образом нет движения. Ибо (сущему) некуда отойти, но (все) полно. В самом деле, если бы существовала пустота, то (сущее) отступало бы в пустое пространство. Но раз пустоты нет, ему некуда уйти».

   Мелисс выступает против теории сгущения и разрежения, выдвинутой Анаксименом. Он считает, что этим процессом нельзя объяснить движение, ибо разреженное есть только менее плотное, но все же не пустота.

   Строго придерживаясь учения о единстве бытия, Мелисс с этой позиции выступает против учения о смешении элементов как источнике многообразия природы. Направленные против его современника Эмпедокла, эти возражения Мелисса вместе с тем отвергают и «гипотетическое» учение Парменида о смешении огня и земли как источнике вещей.

   Защищая основные положения элейской школы, Мелисс дополняет их положением: единое не может ни уничтожиться, ни перестроиться, оно не страдает и не печалится. Это непосредственно, вытекает из тезиса о неизменности бытия. Таковы основные представители элейской школы.

Заключение

 Новая ступень в развитии греческой мысли, достигнутая философией элейцев, заключается в том, что философия эта со всей резкостью сформулировала проблему различия между сущностью вещей них явлением.

   Несмотря на свою метафизичность, философия элейцев сыграла крупную роль в истории диалектики. Элейцы продемонстрировали в своих рассуждениях противоречивость категорий движения, времени и пространства. Элейцы фиксируют внимание на идее тождества, общего, единого и отрицают многообразие, сосредоточив внимание на понятии единства, трактуя его, однако, как неизменное тождество.

   Основной порок элейцев заключается в том, что принцип единства они не могли совместить с принципом всеобщего развития, односторонне раздувая единство и превращая его в абсолют, оторванный от конкретной природы.

   Прогрессивным в философии элейцев является то, что они пытались выразить движение в логике понятий. Не отрицая движения как чувственной достоверности, они ставили вопрос об истинности движения как вопрос о его логическом выражении.

   Если прежние философы говорили о развитии природы вещей, то элейцы поставили вопрос о том, как относится это развитие к понятиям, к категориям мышления. Стремясь обосновать абсолютность бытия, элейцы пришли к выводу об относительности человеческих понятий.

   Элейцы сыграли большую роль в исследовании понятий пространства и времени, прерывности и непрерывности, движения и покоя.

   Материализм элейцев, их борьба против суеверий послужили одним из источников материализма и атеизма Демокрита и Эпикура. Их «отрицательная диалектика послужила стимулом для развития диалектического мышления.

 Но, вместе с тем их абстрактная метафизическая концепция, умаляющая познавательное значение конкретной, живой, изменчивой и многообразной реальности, послужила питательной почвой для последующих идеалистических учений.

Список литературы:

  1.  Антология  мировой философии: в 4 т. М., 1969. Т. 1. Ч. 1.
  2.  Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. М., 1976.
  3.  Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. М., 1988.
  4.  Донских, О.А. Античная философия / О.А. Донских,

А.Н. Кочергин. М., 1993.

  1.  Человек античности: идеалы и реальность. М., 1992.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5562. Понятие и значение контроля исполнения документов 96.5 KB
  Понятие и значение контроля исполнения документов. Контроль играет важную роль в системе документооборота. Контроль исполнения документов обеспечивает своевременное и качественное решение содержащихся в документе вопросов, охват всех контролируемых ...
5563. Бертольт Брехт. Жизнь и творчество 48.5 KB
  Бертольт Брехт После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет. Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему со...
5564. Архитектура Древней Греции 116.5 KB
  Введение. Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории южной Гр...
5565. Архитектура страны фараонов. Древний Египет 1.82 MB
  Архитектура страны фараонов. Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из лег...
5566. Информация и информационные процессы 272 KB
  Информация и информационные процессы. Определение понятия информации Информация по-латыни означает сообщение. Определения информации. Информация по Шеннону. Информация сообщение, которое уменьшает или устраняет неопределённость в выборе одной возможности из нескольких.....
5567. Учет и анализ финансовых результатов и использования прибыли на примере ОАО Воронежстрой-Холдинг 438.5 KB
  Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обес...
5568. Фильтрация сигналов на фоне помех 153.5 KB
  Фильтрация сигналов на фоне помех. Задачи и методы фильтрации Электрическим фильтром называется пассивный четырехполюсник пропускающий электрические сигналы некоторой полосы частот без существенного ослабления или с усилением, а колебания вне это...
5569. Анализ параметрических цепей 149.5 KB
  Анализ параметрических цепей Общие понятия о параметрических цепях Электрические системы, в которых хотя бы один из параметров (R, L или C) является переменным во времени, называется цепями с переменными параметрами, называется цепями с переменны...
5570. Анализ нелинейных цепей 297 KB
  Анализ нелинейных цепей 1. Общие понятия об элементах нелинейных цепей Цепи, которые изучались ранее, относятся к классу линейных цепей. Параметры элементов этих цепей. Параметры элементов этих цепей - сопротивлений, индуктивностей, емкостей - не за...