97229

Экологические и социальные проблемы. Потенциальные способы их решения

Контрольная

Экология и защита окружающей среды

Социальная среда сложно интегрируется с любой окружающей человека средой и все факторы каждой из сред тесно взаимосвязаны между собой и испытывают объективные и субъективные стороны качества среды жизни. Эта множественность факторов заставляет более осторожно подходить к оценке качества среды жизни человека по состоянию его здоровья.

Русский

2015-10-15

49.78 KB

3 чел.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Взаимосвязь и взаимообусловленность основных экологических

и социальных проблем…………………………………………………………….4

   1.1 Загрязнение атмосферы……………………………………………………..8

   1.2 Загрязнение почвы…………………………………………………………..9

   1.3 Загрязнение воды………………………………………………………….11

   1.4 Исчерпаемость ресурсов………………………………………………….14

   1.5 Ядерная угроза……………………………………………………………..16

2 Потенциальные способы решения экологических и социальных проблем ..19

Заключение………………………………………………………………………….23

Список используемой литературы………………………………………………25


Введение

Экологические проблемы формировались и накапливались на разных этапах развития общества, однако взаимодействие общества и природы не рассматривалось с экологической точки зрения.  Взаимодействие общества и природы на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных вопросов. Социально-экологические проблемы взаимодействия общества и природы носят глобальный характер, и от их решения зависит возможность дальнейшего существования человечества.

Усиливающееся деструктивное антропогенное и технологическое давление на окружающую среду приводит человечество к глобальному экологическому кризису. Противоречие между ростом народонаселения и возможностью удовлетворения его материально-энергетических потребностей, с одной стороны, и ограниченными возможностями естественных экосистем – с другой, приобретают антагонистический характер. Их обострение чревато необратимыми изменениями биосферы, радикальной трансформацией традиционных природных условий функционирования цивилизации, что создаёт угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества.

Биосфера Земли подвергается мощному и постоянно нарастающему антропогенному воздействию, громадные техногенные выбросы тепла от сжигания топлив, резкие, скачкообразные изменения его общепланетарной водно-воздушной циркуляции чреваты глобальным таянием ледников, аномальным распределением осадков, непредсказуемым движением приземных слоёв атмосферы, изменение климата, при этом очевидна социальная значимость экологических проблем.

Всестороннее изучение и поиск возможного решения социально-экологических проблем являются основными задачами социальной экологии, которая в центр своего внимания помещает изучение ситуаций, возникающих вследствие нарушения равновесия во взаимодействии общества с природой, выяснение антропогенных, технологических, социальных факторов развёртывания таких ситуаций и нахождения оптимальных путей и средств, преодоления их разрушительных последствий.

В данной работе рассмотрены некоторые из наиболее актуальных эколого-социальных проблем.

1. Взаимосвязь и взаимообусловленность основных экологических

и социальных проблем

Осмысление человечеством глобального уровня экологических проблем началось в последней четверти 20 века. До этого времени экономисты обычно не разделяли понятия «роста» и «развития». Началом исследования в этом направлении послужили разработки концепции мирового развития в экономически развитых странах запада. Важная роль в этом направлении принадлежит Римскому клубу – международной неправительственной организации, образованной в 1970 году с целью обсуждения и анализа перспектив мирового развития. Доклады Римского клуба формировали теорию мирового развития.
В 1972 году была опубликована работа Джорджа Медоуза «Пределы роста», которая получила мировое признание и стала классической в области концепции мирового развития. В работе была представлена модель мирового развития с прямыми и обратными связями. В модели рассматривались пять глобальных направлений мирового развития:

  1.  индустриализация общества;
  2.  рост населения;
  3.  нарастание голода;
  4.  истощение невозобновимых ресурсов;
  5.  ухудшение состояния окружающей среды.

В последней четверти 20 века экономический рост стал выступать как дестабилизирующей фактор для окружающей среды. Рост производства и увеличение потребляемых ресурсов способствуют увеличению концентрации в атмосфере парниковых газов, особенно диоксидов углерода и серы, оксидов азота, разрушению озонового слоя, загрязнению воды и почв, опустыниванию, обезлесиванию, нарушению ландшафтов. По оценке специалистов только около 23% извлекаемых и потребляемых ресурсов используется в виде продукта, остальная часть возвращается в окружающую среду в виде отходов, которые приводят к изменению экологических свойств территории. Следовательно, регион с высоким уровнем экономического развития в первую очередь являются территориями, формирующими экологические проблемы на глобальном уровне.

Социальная среда сложно интегрируется с любой окружающей человека средой, и все факторы каждой из сред тесно взаимосвязаны между собой и испытывают объективные и субъективные стороны качества среды жизни.

Эта множественность факторов заставляет более осторожно подходить к оценке качества среды жизни человека по состоянию его здоровья. Необходимо тщательно подходить к выбору объектов и показателей, диагностирующих среду. Ими могут быть короткоживущие изменения в организме, по которым можно судить о разных средах - дом, производство, транспорт, и долгоживущие в данной конкретной городской среде, - некоторые адаптации акклиматизационного плана и др. Влияние городской среды достаточно ярко подчеркивается определенными тенденциями современного состояния здоровья человека.

С медико-биологических позиций наибольшее влияние экологические факторы городской среды оказывают на следующие тенденции:

- процесс акселерации,  нарушение биоритмов,  аллергизация населения,  рост онкологической заболеваемости и смертности,  рост доли лиц с избыточным весом, отставание физиологического возраста от календарного,  «омоложение» многих форм патологий.

Биологические ритмы - важнейший механизм регуляции функций биологических систем, сформировавшийся, как правило, под воздействием абиотических факторов, в условиях городской жизни могут нарушаться. Это, прежде всего, относится к циркадным ритмам: новым экологическим фактором стало использование электроосвещения, продлившее световой день. На это накладывается десинхроноз, возникает хаотизация всех прежних биоритмов и происходит переход к новому ритмическому стереотипу, что вызывает болезни у человека.

Аллергизация населения - одна из основных новых черт в измененной структуре патологии людей в городской среде.

Аллергия - извращенная чувствительность или реактивность организма к тому или иному веществу, так называемому аллергену.

Причина аллергических заболеваний: бронхиальная астма, крапивница, лекарственная аллергия, ревматизм, волчанка красная и др. – в нарушении иммунной системы человека, которая в результате эволюции находилась в равновесии с природной средой. Городская же среда характеризуется резкой сменой доминирующих факторов и появлением совершенно новых веществ – загрязнителей, давления которых ранее иммунная система человека не испытывала. Поэтому аллергия может возникнуть без особого сопротивления организма, и трудно ожидать, что он вообще станет к ней резистентным.

Онкологическая заболеваемость и смертность - одна из наиболее показательных медицинских тенденций неблагополучия в данном месте проживания. Развитие злокачественных опухолей, т.е. заболевание раком, может возникнуть в результате длительного контакта с определенными продуктами: рак легких –  у рудокопов урановых рудников, рак кожи – у трубочистов, и т.п. Это заболевание вызывается определенными веществами, называемыми канцерогенами.

Таким образом, ярко выделяется зависимость между раковыми заболеваниями и экологической обстановкой, то есть качеством окружающей среды, в том числе и городской.

Рождение на свет большого количества недоношенных детей, а значит, физически незрелых – показатель крайне неблагоприятного состояния среды обитания человека. Оно связано с нарушениями в генетическом аппарате и просто с ростом адаптации к изменениям среды. Физиологическая незрелость является результатом резкого дисбаланса со средой, которая слишком стремительно трансформируется и может иметь далеко идущие последствия, в том числе привести к акселерации и другим изменениям в росте человека.

Инфекционные болезни тоже не искоренены в городах. Количество людей, пораженных малярией, гепатитом и многими другими болезнями, исчисляется огромными цифрами.

Биологические тенденции, под которыми понимаются такие черты образа жизни человека, как гиподинамия, курение, наркомания и др., тоже являются причиной многих заболеваний – ожирение, рак, кардиологические болезни.

Основной  проблемой  является  невозможность  планеты  справиться   с отходами человеческой  деятельности,  с  функцией  самоочищения  и восстановления. Разрушается биосфера. Поэтому  велик  риск  самоуничтожения  человечества  в результате собственной жизнедеятельности.

Природа испытывает влияние общества по следующим направлениям:

- использование компонентов окружающей  среды  в  качестве  ресурсной  базы производства, воздействие производственной деятельности людей на окружающую среду;

- демографическое давление на природу: сельскохозяйственное  использование земель, рост населения, рост крупных городов.

Здесь переплетаются воедино многие глобальные проблемы человечества  – ресурсная, продовольственная, демографическая – все  они  имеют  выход  на экологическую проблематику. Но  и  она  оказывает  большое  влияние  на  эти проблемы человечества.

Современная ситуация  на  планете  характеризуется  резким  ухудшением качества  окружающей  среды – загрязнение  воздуха,  рек,   озер,   морей, объединением  и  даже  полным  исчезновением  многих   видов   животного   и растительного мира, деградацией почв, опустыниванием и  др.  Неблагоприятное воздействие  человеческой   деятельности   распространилось   на   биосферу, атмосферу, гидросферу, литосферу. Этот  конфликт  создает  угрозу  появления необратимых изменений в природных системах, подрыва естественных  условий  и ресурсов существования поколений жителей планеты. Рост производительных  сил общества, рост населения, урбанизация, научно-технический прогресс  являются катализаторами этих процессов.

Даже тенденция потепления климата на планете  связана  с  загрязнением атмосферы. Углекислый газ пропускает  лучистую  энергию  Солнца,  но  задерживает тепловое  излучение  Земли  и  тем  самым   создает   «парниковый   эффект». Содержание диоксида углерода  в  атмосфере  растет  в  результате  вырубки, сжигания лесов, из-за загрязнения ее  промышленными  отходами  и  выхлопными газами. Выбросы хлора, фтора, углерода,  тоже  способствуют  потеплению  климата.

1.1 Загрязнение атмосферы

Атмосфера – газовая оболочка Земли, именно благодаря атмосфере стало возможным зарождение и дальнейшее развитие жизни на нашей планете. Значение атмосферы для Земли колоссально – исчезнет атмосфера, исчезнет планета.

Загрязнение атмосферы, обусловлено природными и антропогенными  факторами [6, №7]. К  природным факторам относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, выветривание, морская соль, бактерии, споры плесени, продукты разложения растений и животных и др.

Среди антропогенных факторов в наибольшей степени загрязняет атмосферу транспорт, преимущественно автомобильный – основной источник углекислого газа, углеводородов и окислов азота. В целом на его долю приходится более половины всех выбросов в атмосферу. Крупный источник загрязнения – электростанции, выбрасывающие окислы серы, окислы азота и пыли; далее – промышленность, выпускающая углекислый газ, окислы серы, углеводороды и твердые частицы. Прочие источники загрязняют атмосферу преимущественно углекислым газом, твердыми частицами. Повышенная концентрация загрязняющих веществ наблюдается в атмосфере практически каждого крупного города, негативно воздействующих на экосистему и здоровье его жителей. Атмосферный воздух лишь условно можно считать неисчерпаемым природным ресурсом. При антропогенном воздействии человека, химический состав и физические свойства воздуха постоянно ухудшаются. На земле практически не осталось таких участков, где воздух сохраняет естественную чистоту и качество, а в большинстве промышленных районов состояние атмосферы представляет серьёзную опасность для здоровья. Человек в сутки потребляет до 25 кг воздуха. Но нормальная жизнедеятельность человека и всех живых организмов требует не только присутствие воздуха, а и определённую  его чистоту. От качественного состава воздуха зависит не только здоровье людей, состояние и качество биологических ресурсов, но и безопасность сырья для производства товаров народного потребления. Загрязнения из воздуха попадают в воду, почву, а по пищевым цепям – в организм человека. Многие вещества могут оказывать вредное воздействие на человека и животных даже в незначительных концентрациях – в десятитысячных долях мг на 1м3 воздуха [4, 342].

1.2 Загрязнение почвы

Почвенный покров – важнейшее природное образование. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой источник продовольствия, обеспечивающий 95-97 % продовольственных ресурсов для населения планеты.

Особое свойство почвенного покрова – его плодородие, под которым понимается совокупность свойств почвы, обеспечивающих урожай сельскохозяйственных культур. Естественное плодородие почвы связано с запасом питательных веществ в ней и ее водным, воздушным и тепловым режимами. Почва обеспечивает потребность растений в водном и азотном питании, являясь важнейшим агентом их фотосинтезирующей деятельности.

Земельные ресурсы планеты позволяют обеспечивать продуктами питания больше населения, чем имеется в настоящее время. Вместе с тем, в связи с ростом населения, особенно в развивающихся странах, деградацией почвенного покрова, загрязнения, эрозии и т.д.; а также вследствие отвода земель под застройку городов, поселков и промышленных предприятий количество пашни на душу населения резко сокращается [1,289].

Воздействие человека на почву – составная часть общего влияния человеческого общества на земную кору и ее верхний слой, на природу в целом, особенно возросшее в век научно-технической революции. При этом не только усиливается взаимодействие человека с землей, но и меняются основные черты взаимодействия. Проблема «почва – человек» осложняется урбанизацией, все большим использованием земель, их ресурсов для индустриального и жилищного строительства, ростом потребностей в продуктах питания. По воле человека изменяется характер почвы, меняются факторы почвообразования – рельеф, микроклимат, появляются новые реки и т.д. Под влиянием промышленных и сельскохозяйственных загрязнений изменяются свойства почвы и почвообразовательные процессы, потенциальное плодородие, снижается технологическая и питательная ценность сельскохозяйственной продукции и т.д.

Загрязнение природной среды – сложный процесс, связанный с деятельностью человека. Почвы загрязняются различными химическими веществами, пестицидами, отходами сельского хозяйства, промышленного производства и коммунально-бытовых предприятий. Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению химических и физических свойств почвы, снижают численность живых организмов, ухудшают ее плодородие. В сельском хозяйстве пестициды применяют в больших количествах для защиты растений и борьбы с сорняками. Ежегодное их применение, часто по несколько раз в сезон, приводит к их накоплению в почве и ее отравлению.  Вместе с навозом и фекалиями в почву нередко попадают болезнетворные бактерии, яйца гельминтов и другие вредные организмы, которые через продукты питания попадают в организм человека. Почву загрязняют нефтепродуктами при заправке машин на полях и в лесах, на лесосеках и т.д.

Автор фундаментальной сводки по экологии Ю. Одум  указывает, что  «загрязнение – это природные ресурсы, оказавшиеся не на своем месте», ибо они чужды природным экосистемам и, накапливаясь в них, нарушают процессы круговорота вещества и энергии, снижают их продуктивность, влияют на здоровье людей.

1.3 Загрязнение воды

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов является наиболее актуальной. Без воды человек не может прожить более трех суток, понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами. Ткани живых организмов на 70% состоят из воды, и поэтому В.И.Вернадский определял жизнь как живую воду.

Воды на Земле много, но 97% - это солёная вода океанов и морей, и лишь 3% - пресная. Из этих три четверти почти недоступны живым организмам, так как эта вода «законсервирована» в ледниках гор и полярных шапках Арктики и Антарктики. Это резерв пресной воды.  Из воды, доступной живым организмам, основная часть заключена в их тканях.  Потребность в воде у организмов очень велика. Например, для образования 1 кг биомассы дерева расходуется до 500 кг воды. И поэтому её нужно расходовать и не загрязнять.

Основная масса воды сосредоточена в океанах. Испаряющаяся с его поверхности вода дает живительную влагу естественным и искусственным экосистемам суши. Чем ближе район к океану, тем больше там выпадает осадков. Суша постоянно возвращает воду океану, часть воды испаряется, особенно лесами, часть собирается реками, в которые поступают дождевые и снеговые воды. Обмен влагой между океаном и сушей требует очень большого количества энергии: на это затрачивается до 1/3 того, что Земля получает от Солнца [4, 332].

Важнейшей экологической проблемой освоения Мирового океана является загрязнение. Под загрязнением Океана понимается поступление прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, влекущих такие вредные воздействия, как ущерб живым ресурсам, опасность для здоровья людей, помехи морской деятельности, включая рыболовство, ухудшение качества морской воды. Существуют различные виды загрязнений — химическое, физическое, механическое, биологическое.

Сейчас, в конце XX в., можно вполне обоснованно говорить, что около 70% загрязнения морской среды дают наземные источники, и среди них прежде всего промышленность, строительство, коммунальное и сельское хозяйство, рекреация. Загрязняющими веществами, которые создают главную угрозу для Океана, являются сточные воды, химические вещества (хлорорганические, металлы), мусор и пластмассы, радиоактивные отходы, нефть. Некоторые из них ядовиты, медленно разлагаются, накапливаются в живых организмах.

Нефть является самым стойким загрязнителем океанических вод. Значительно и биологическое загрязнение океанических вод. Патогенные микроорганизмы, основная часть которых попадает в Океан с речными стоками, легко адаптируются к тем специфическим условиям, что существуют в прибрежной зоне. Эти микроорганизмы накапливаются в морепродуктах, становясь причиной массовых заболеваний людей. Такие случаи неоднократно отмечались в последние годы в Средиземном море. В некоторых его местах до 80% выловленной рыбы заражено микроорганизмами. Значительное распространение в Мировом океане получило механическое загрязнение, в основном не тонущий мусор и бытовые отходы. Физическое загрязнение Мирового океана проявляется в его радиоактивном и тепловом загрязнении. Радиоактивные продукты попадают в Океан вследствие испытаний ядерного оружия, а также сбрасывания радиоактивных отходов в специальных контейнерах, которые могут получить повреждение, и тогда попавшие в воду радиоактивные вещества загрязнят огромные территории. Опасно и тепловое загрязнение Океана. Нагретые воды, сбрасываемые электростанциями и другими источниками, вызывают серьезные нарушения экологического равновесия в прибрежных экосистемах. По подсчетам ученых, каждые 8 – 10 лет объем сбрасываемых в Океан нагретых вод удваивается.

Важно принять скорейшие меры по сохранению этой уникальной системы жизнеобеспечения человечества.

Моря и океаны – достояние всего человечества, и их дальнейшая судьба во многом зависит от успешного международного сотрудничества. К сожалению, пока имеются немалые трудности в деле разработки, ратификации и соблюдения международных соглашений о защите морей и крупных рек, протекающих по нескольким странам.

Важной проблемой является истощение ресурсов пресной воды. 
В результате постоянно растущего водопотребления происходит истощение ресурсов пресных вод за счет загрязнения источников пресных вод, безвозвратного расходования воды. Необходимо рассмотреть основные виды мирового водопотребления и его экологические последствия.

В настоящее время суммарный объем потребляемой населением воды превысил 250 км3 в год. Но лишь 4% населения земного шара пользуются водой в достаточном количестве, т.е. около 300— 400 л/сутки на человека (из которых 10% доброкачественная питьевая вода), а для 2/3 населения, сосредоточенных главным образом в Африке и Азии, удельное потребление воды в 10 раз меньше.

По данным международной конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.), в развивающихся странах каждый третий житель страдает от недостатка питьевой воды. 80% всех болезней и 1/всех смертных случаев в них вызваны потреблением загрязненной воды. Поэтому важной проблемой становится обеспечение всех жителей планеты доброкачественной питьевой водой за счет рационального ее использования.

В наше время перечень заразных заболеваний, передаваемых через воду, включает, кроме холеры, дизентерию, брюшной тиф, инфекционный гепатит и др. Доказана возможность заражения через воду полиомиелитом и туберкулезом. По данным ВОЗ, в целом число людей, перенесших острое кишечное заболевание, составляет 500 млн. в год. И хотя эти данные касаются преимущественно развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, население экономически развитых стран также страдает от периодических эпидемий. Это обстоятельство делает более понятными требования эпидемической безопасности, предъявляемые к питьевой воде.

Проблема обеспечения населения качественной питьевой водой определена как одна из ключевых в стратегии устойчивого развития человечества на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.). В стратегии охраны природы отмечается, что здоровье человечества в планетарном масштабе будет зависеть от качества используемых пресных вод.

1.4 Исчерпаемость ресурсов

Тенденция наращивания потребления ресурсов при «материальной» экономике приведет к плачевному финалу, который был предсказан алармистами Римского клуба. В ближайшие 30-50 лет, наши ресурсы могут быть исчерпаны. Однако, как подчеркивают С.Б. Лавров и Ю.Н. Гладкий (1999), эти прогнозы — оптимистические, они могут сбыться при условии, если будут проводиться эффективные геологоразведочные работы, которые выявят новые крупные перспективные месторождения. Кроме того, имеется в виду, что будут усовершенствованы способы добычи и технология переработки сырья. В соответствии с пессимистическими прогнозами, уже в ближайшие 20-30 лет будут исчерпаны запасы свинцовых и цинковых руд, олова, золота, серебра, платины, асбеста, а затем прекратится добыча никеля, кобальта, алюминия.

На наших глазах истощаются наиболее доступные месторождения полезных ископаемых. Интенсивная разработка месторождений железной руды привела к истощению залежей не только Старого, но и Нового света. Оскудели запасы этой руды на Урале. Запасы фосфорного сырья истощаются. Поскольку цикл фосфора открытый и из горных пород фосфор рано или поздно попадает на дно океанов, достаточно скоро резко повысятся цены на фосфорные удобрения, производимые из наземного сырья, а затем фосфор придется поднимать с морских глубин. И этот поистине «золотой» фосфор будет использоваться в сельском хозяйстве, так как иначе катастрофически упадут урожаи зерна. Таким образом, исчерпаемость фосфорного сырья осложнит решение проблемы продовольственной безопасности.

Далеко не благоприятно складывается ситуация с обеспечением сырьевыми ресурсами  в России. Запасы нефти «выработаны» более чем наполовину, что удорожает добычу этого важнейшего энергоносителя. В 2 раза снизилась добыча каменного угля. Добыча урана составляет сегодня примерно 50% количества, необходимого нашим АЭС. Вследствие истощения ресурсов в 2 раза снизилась добыча апатитов — основного сырья для производства фосфорных удобрений. Обеспеченность ресурсами во многом ухудшается и потому, что наша страна экспортирует около 30% нефти и газа, более 80% никеля, алюминия и меди, что дает до 70% ее валютной выручки [3, 309].

После распада СССР Российская Федерация лишилась месторождений хрома и марганца — металлов, без которых нельзя производить высококачественную сталь.

Об исчерпаемости жизнеобеспечивающих ресурсов. Основные тезисы доклада «Пределы роста»:

1.Если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста. В результате, скорее всего, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства.

2. Можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. Состояние глобального равновесия можно установить на уровне, который позволяет удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала.

Всё составляющие описываемого исследования - численность населения, производство продовольствия, загрязнение природной среды, расход невозобновимых ресурсов - растут. Каждый год они увеличиваются по закону, который математики называют экспоненциальным ростом.

1.5 Ядерная угроза

История человечества изобилует войнами и социально - этническими конфликтами. По данным различных исследований только за последние 5 тысяч лет произошло более 15 тысяч военных конфликтов. Но самыми значимыми для человечества стали войны 20 столетия. В первой половине прошлого века два раза человечество погружалось в пучину мировых войн. Каждая последующая война была более разрушительной, чем предыдущие. Технология ведения войн эволюционировала в сторону все большего уничтожения мирного населения. Если соотношение погибшего мирного населения к потерям армии в первой мировой войне было 1 к 20, то во второй мировой оно сравнялось.
В настоящее время, при применении современного оружия такое соотношение будет на уровне 100 к 1, т. е. по существу такая война будет вестись против мирного населения.

Следовательно, современная война превращается в глобальную проблему всего человечества. Современным оружием можно много раз уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и обычные средства ведения войны вполне способны причинить глобальный ущерб и человечеству, и природе. Социальные и экологические последствия гонки вооружений и войн могут быть не прогнозируемы и не предсказуемы. Деятельность вооруженных сил в любой стране мира обуславливает возникновение экологических проблем в связи в использованием земель, акваторий, воздушного пространства, проводимыми испытаниями различных видов вооружений, а также уничтожением устаревших видов вооружений и боеприпасов.

Наряду с загрязнением элементов биосферы выбросами предприятий ВПК нерешенными остаются проблемы захоронения и утилизации радиоактивных отходов (РАО). Развитые страны, имеющие ВПК, стараются сбыть РАО на хранение развивающимся странам или на необитаемые острова в Мировом океане, захоронить на морском дне. Например, у Новой Земли затоплено более 11 тыс. контейнеров с РАО, 15 аварийных реакторов с атомных подводных лодок и ледокола “Ленин”. Абсолютной безопасности при этом не достигается, так как материал контейнеров подвержен коррозии: металлические разрушаются через 10 лет, бетонированные – в течение 30 лет. Важным фактором, ведущим к радиоактивному загрязнению элементов биосферы, являются проводимые ядерные испытания. Всего в мире произведено свыше 2000 испытаний ядерного оружия, более 500 из них в атмосфере. Этими взрывами в окружающую среду вынесено миллионы кюри радиоактивных цезия – 137, стронция – 90 и других элементов.

Самым опасным обстоятельством с точки зрения радиоактивного загрязнения окружающей среды может стать ядерная война. Исследования показывают, что если произойдет ядерная война, в ходе которой крупнейшие города мира подвергнутся ядерному удару, то огромные пространства Земли на месяцы охватят сумерки. Солнечные свет не сможет пробиться через гигантские облака, состоящие из частиц сажи, образовавшихся во время пожаров. Средняя температура в некоторых регионах может упасть на несколько десятков градусов по шкале Цельсия, т. е. Ниже точки замерзания воды. Катастрофа не минует сельское хозяйство и главные экосистемы и повлечет за собой глобальную экологическую катастрофу. Помимо возможных климатических изменений, крупномасштабный обмен ядерными ударами вызовет обширные опустошения в результате пожаров и выпадения радиоактивных осадков, выход из строя систем энергоснабжения и связи, уменьшение толщины озонового слоя атмосферы, отравление воды и воздуха вследствие высвобождения большого количества токсичных веществ и газов. В результате ядерной войны произойдет глобальное разрушение природной среды и социально-экономических структур общества, которое исключает возврат к предвоенному состоянию. Это неминуемо повлечет гибель людей, причем причины ее будут многофакторны: радиоактивное загрязнение, жесткое ультрафиолетовое излучение, низкие температуры, голод и т. п. Эти выводы подкрепляют точку зрения, что в глобальной ядерной войне не только не будет победителей, но и избежать ее последствий не удастся никому.


2. Потенциальные способы решения экологических

и социальных проблем

В целях выживания человечеству необходимо переосмыслить суть взаимоотношений человека, общества и природы на основе новых подходов и идей. Практическая реализация идей устойчивого развития связана с изменением стереотипа культуры взаимоотношений человека и природы. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении проблем взаимоотношений «Человек – Общество – Природа» становится экологическое образование.

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.

Экологическое благополучие тесно связано с экологическим сознанием человека и с его правом на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды.

На протяжении ряда последних лет экология рассматривается не только как социальная наука, изучающая воздействие общества на природу, но и как научная основа стратегии выживания человечества.

В решении этих проблем огромную роль призвано сыграть экологическое образование и воспитание людей.

Экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления — это единственный выход из сложившейся ситуации. Экологическое образование и воспитание играет в этой связи важнейшее социальное значение.

На сегодняшний день воздействие человека на окружающую среду привело к экологическому кризису на всей планете. Решая экологические проблемы, мы сможем решить  проблемы социального характера, такие как: высокая смертность, заболевания различного вида и т.д. Экологическое образование и воспитание людей является основополагающим, но не единственным способом решения социально-экологических проблем, существует ряд подходов и методов решения конкретных проблем.

Например, для охраны водных ресурсов в процессе их использования, главным должна стать борьба с причинами загрязнений, а не с их последствиями, преобладающая ныне. Именно такой подход предусматривает интересы современного и особенно будущего поколения.

Эрозия почв возникает, когда плодородный поверхностный слой разрушают дожди и ветры.

Способами решения проблемы являются:

-  посадки лесов, кустарников и деревьев: деревья и кустарники встают на пути ветров, а их корни связывают почву;

- экологически чистое земледелие: органические удобрения лучше задерживают воду, препятствуя высыханию и выветриванию почвы.

Уничтожение тропических лесов.

Способы решения проблемы:

- реформы права собственности на землю в странах, где растут влажные тропические леса, чтобы спасти их от гибели;

- контроль, за скотоводством и заготовкой древесины в тропических лесах с помощью сокращения потребности богатых стран в мясе и древесине;

- эффективные методы использования лесных ресурсов, учитывающие   естественные природные круговороты и т. д., например производство натурального каучука;

- малые поля: чем меньше размеры поля, тем меньшей эрозии подвергается земля на нем.

Кислотные дожди и прочие загрязнения.

Способы решения проблемы:

- установка фильтров на электростанциях и транспорте;

- использование возобновляемых источников энергии;

-применение других, нехимических удобрений;

- прекращение загрязнения окружающей среды промышленными выбросами и отходами.

Наступление пустынь. Это происходит там, где бедные, засушливые земли из-за их активного использования превращаются в пустыню.

Способы решения проблемы:

- уменьшение зависимости слаборазвитых стран от производства экспортных культур: их выращивание на лучших землях вынуждает крестьян переселяться в те места, которые вскоре превращающиеся в пустыни;

- применение эффективных методов орошения;

-  активные посадки лесонасаждений.

Разрушение природной среды обитания.

Способы решения проблемы:

- создание новых, более крупных заповедников и природных парков в городах и сельских районах;

- более строгий международный контроль и меры по охране природной среды обитания; запрещение охоты на диких животных и торговли ими.

Разрушение озонового слоя. Защитному озоновому слою в атмосфере угрожает разрушение.

Способы решения проблемы:

- полное и скорейшее запрещение производства хлорфторуглеродов.

Парниковый эффект.

Способы решения проблемы:

- использование возобновляемых источников энергии.

- запрет на уничтожение влажных тропических лесов, которые выполняют роль фильтров, поглощающих углекислый газ из воздуха и использующих его в процессе фотосинтеза;

- снижение потребления энергии и образования отходов.

Неэффективное   расходование природных ресурсов.

Способы решения проблемы:

- переработка и утилизация отходов;

- длительное пользование вещами и одеждой, их ремонт и починка вместо того, чтобы просто выбрасывать;

- создание программ для перехода на более рациональный и экономный образ жизни.


Заключение

Экологические проблемы являются частью общих проблем человечества. Они характеризуются масштабами проявления, выходящими за рамки отдельных государств и целых регионов, степень остроты и быстрым темпом развития, комплексностью и взаимосвязанностью. На сегодняшний день экологические проблемы по значимости не имеют аналогов в истории человечества и современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее ценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания: школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе. Без преувеличения можно утверждать, что от их успеха или неудачи зависит, справятся или нет с экологической проблемой, будущие поколения.


Список используемой литературы

1. Битюкова В.Р. Социально-экологические проблемы развития городов России. 3-е изд.– М.: ЛИБРОКОМ, 2012.

2. Колесников С.И. Экология: учеб. Пособие / С.И. Колесников.– М.: Дашков и К, 2007.

3. Николайкин Н.И. Экология: учеб. Пособие / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. 8-е изд.– М.: Академия, 2012.

4. Урсула А.Д. Общая и социальная экология: учеб. Пособие / А.Д. Урсула. 2-е изд.– М.: РАГЗ, 2007.

5. Фомичев А.Н. Проблема концепции устойчивого экологического развития.–М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

6.  Журнал «Экология и промышленность России», №7, 2013.

7. Электронные ресурсы: [http://biofile.ru]                                                                                    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55915. Державне управління та адміністративне право 33 KB
  Характеристика методу адміністративного права. Проблеми реформування адміністративного права. Адміністративне право є самостійною галуззю права яка характеризується надмірною мобільністю комплексним характером тернистим шляхом свого становлення.