97232

Использование игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений в работе по развитию геометрических представлений и пространственного мышления в старшем дошкольном возрасте

Контрольная

Педагогика и дидактика

Задачи работы по развитию геометрических представлений в старшем дошкольном возрасте. Значение использования геометрических конструкторов в Умственном развитии детей. Разнообразие игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Приемы ознакомления детей с играми (подготовительная работа).

Русский

2015-10-15

535.89 KB

24 чел.

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

Специальность 050144 Дошкольное образование

(заочная форма обучения)

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по дисциплине: Теория и методика математического развития

на тему: Использование игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений в работе по развитию геометрических представлений и пространственного мышления в старшем дошкольном возрасте

Выполнила:Бозылева Е.В.

Студент(ка): 3 курса

Группы:372з

Проверил: Авдеева Л.В.

                                                                                                                                       

Отметка ________________

_______________________

(подпись преподавателя)

«____» ___________ 201__г.

Минусинск 2015

Содержание

  1.  Задачи работы по развитию геометрических представлений

в старшем дошкольном возрасте        3

  1.  Значение использования геометрических конструкторов в

Умственном развитии детей         3

  1.  Разнообразие игр и упражнений на воссоздание из геометрических

фигур образных и сюжетных изображений      5

  1.  Приемы ознакомления детей с играми (подготовительная работа). 9

  1.  Этапы работы по воссозданию детьми образных и сюжетных изображений           10

  1.  Общие выводы и рекомендации к использованию игр   12

  1.  Конспект занятия для детей подготовительной группы «Развитие представлений о геометрических фигурах» (работа с блоками Дьенеша) 14

Список использованной литературы       

     

      

  1.  Задачи работы  по развитию геометрических представленийстаршем дошкольном возрасте.  

Образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста выделяют следующие задачи по развитию геометрических представлений старших дошкольников:

- Учить находить в окружающей обстановке предметы различных форм

- Учить группировать предметы по нескольким признакам, устанавливать связи между группами фигур по количеству углов, сторон

- Учить делить геометрические фигуры на части разными способами-

- Учить составлять геометрические фигуры путем преобразования разных фигур решать задачи на преобразование

-Дать представление о многоугольнике, точке, линии, внутренней и внешней областях фигуры ее границе

-Учить конструировать геометрические фигуры по заданным правилам

-Учить анализировать форму сложных предметов, узнавать геометрическую фигуру по части

- Учить решать задачи-головоломки на трансфигурацию             

Поэтому для развития детей старшего дошкольного возраста используют самые разнообразные игры-головоломки.

  1.  Значение использования геометрических конструкторов в умственном развитии детей

Воспитатель, знакомя детей с занимательным методическим материалом, подчеркивают их игровой характер, вызывающих интерес к нему. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, фигур-силуэтов из игр типа «Танграм», «Коломбово яйцо и др.»)

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка. Возможности умственного развития у детей дошкольного возраста очень велики: дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми, как правило, не в форме понятий, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами. Обучая детей обобщённым способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают пространственное отношение, пропорции и т.д. 

Игра-головоломка Танграм: старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций данной игры.

Фигуры Танграма

Размеры фигур «Танграма» показаны относительно большого квадрата, стороны и площадь которого принимают равными:

  1.  5 прямоугольных треугольников
  2.  2 маленьких
  3.  1 средний
  4.  2 больших
  5.  1 квадрат
  6.  1 параллелограмм

ПРАВИЛА ИГРЫ

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Успешность освоения игры зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры.

Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:

  1.  В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все 7  элементов.
  2.  При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости.
  3.  Элементы фигур должны примыкать один к другому

III. Разнообразие игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

Существует несколько видов игр типа «танграм». Последовательность предъявления игр детям должна быть определенной от простой до сложной: Танграм, Волшебный круг, Головоломка Пифагора, Колумбово яйцо, Монгольская игра, Сфинкс, Листик, Волшебный квадрат, Вьетнамская игра, Архимедова игра, Пентамино, Гексамино (Гексатрион). Но перед тем, как детям показать данные игры их необходимо подготовить, закрепить знания полученные ранее.

РАЗНОВИДНОСТИ   ИГРЫ  «ТАНГРАМ»

название игры

количество элементов

Варианты фигур

  1.  Волшебный круг

7  фигур

   

  1.  Монгольская головоломка

11  фигур

  1.  Колумбово яйцо

10  фигур

  1.  Листик

9 фигур

  1.  Стомахион

14 фигур

  1.  Головоломка Пифагора

7 фигур

  1.  Сфинкс

7 фигур

  1.  Гексамино

12 элементов  

  1.  Пентамино

12 элементов

 

IV. Приемы ознакомления детей с играми (подготовительная работа).

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ

Подготовительные упражнения.

Перед тем как приступить к освоению игр, необходимо провести ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем - практически: "Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте".

1 ЭТАП. Составление простых изображений из геометрических фигур – домики, снеговики, елочки, кораблики, и т.д. Можно применить картинки, но не требуется их копирование.

2 ЭТАП. Составление силуэтов по разбитому образцу.

Ребенок старается повторить выданный ему образец фигуры, усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру.

Первые два этапа у старших дошкольников проводятся в форме повторения и закрепления ранее полученных знаний.

V. Этапы работы по воссозданию детьми образных и сюжетных изображений

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗНЫХ и СЮЖЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

3 ЭТАП. Составление силуэтов по частично разбитому образцу по неразбитому образцу.

Ребенок высказывает предположение о том, как размещаются части набора, проверяет гипотезу.

Пример 1.

Тема: Составление фигуры-силуэта зайца.

Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Оборудование. Наборы фигур к игре типа «Танграм», образец.

Ход работы. Анализ образца фигуры-силуэта зайца.

1.1 Беседа по вопросам. Кого вы видите на этой таблице? (Зайца.) Назовите части тела из которых сделан заяц? ( Голова, ухо, туловище и лапы.)

1.2. Работа по вопросам. Из каких геометрических фигур сделан заяц? (Из квадрата, четырехугольника, треугольников.) Из каких геометрических фигур сделана голова? (Голова сделана из квадрата. Уши – из четырехугольника и треугольника). Из каких геометрических фигур сделано туловище и лапы? ( Туловище и лапы сделаны из треугольников.)

1.3. Составление фигуры-силуэта зайца по образцу.

1.4. Отчет о работе. После того как фигура будет готова, педагог просит детей рассказать, как они ее сделали.

         Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена. На этом этапе обучения одна из главных задач состоит в развитии у детей умения анализировать фигуры по контурному ее изображению, т.е. комбинаторных способностей.

Пример 2.

Тема: Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся.

Цель. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия.

Оборудование. Наборы фигур к игре «Танграм», образец.

Ход работы.  

1. Анализ образца фигуры-силуэта гуся.

1.1. Беседа. Педагог предлагает внимательно рассмотреть образец фигуры-силуэта: «Посмотрите, это – фигура бегущего гуся. Эту фигуру можно составить из 7 частей игры. Надо сначала сказать, из каких геометрических фигур можно сделать туловище, голову, шею, ноги гуся». Дети рассказывают о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре:

2. Воссоздание фигуры-силуэта.

3. Анализ готового изделия.

4. Итог. (Дети оценивают изделия друг друга.)

4 ЭТАП. Составление силуэтов выбранной картинке. Составление силуэта из двух разных комплектов.

Это усиливает мыслительную активность, развивает фантазию, творчество, стимулирует интерес и поисковую активность.

5 ЭТАП. Самостоятельное придумывание и составление детьми изображений.

Полезно их сохранять, зарисовывать, устраивать выставки, конкурсы лучших работ.

6 ЭТАП. После освоения игры можно проводить соревнования на скорость, точность составления.

VI. Общие выводы и рекомендации к использованию игр

В заключении нужно отметить: детям старшего дошкольного возраста доступно более разностороннее знакомство с окружающими их предметами, анализ этих предметов становится не только глубже и тоньше, он идёт в разных направлениях. Предмет рассматривается с разных сторон и в разных планах. Развитие у детей логического мышления – это движение от целого к частям и их связям, а от них обратно к целому. Это характерная черта высших форм человеческого мышления. Приученные смотреть «в глубь вещей» дети, встречаясь с новым явлением, пытаются объяснить его, строят догадки, сопоставляют факты. Прогресс в развитии мышления дошкольника предполагает глубокие изменения в характере его деятельности, что связано с появлением новых познавательных мотивов – появляются такие новообразования, как интеллектуальные игры и головоломки. Таким образом, у детей формируются новые формы интеллектуальной деятельности, которые побуждаются мотивом – научиться решать «сложные задачи». У дошкольника более высокие показатели достигаются уже не в ситуации игры, а в условиях занятий, где ребёнок начинает руководствоваться стремлениями к приобретению новых знаний о предмете.

Рекомендуется в  развивающих играх  объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с обязательным творческим подходом - делать все самостоятельно. Такие игры развивают у детей: внимание, зрительную память, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.

Занимательные задачи и головоломки  способствуют становлению и  развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль над ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Необычайная игровая ситуация с элементами «проблемности», присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, силуэт, модель – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого до конца, поиск ответа до получения результата).


Литература

1) Вырежи и сложи. Игры – головоломки. //Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. – Минск, 1992

2) Грачева З.А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников. //"Дошкольное воспитание", № 1, 1971

3) Итина Л.С. Занимательный треугольник и танграм. – М., 1996

4) Логические игры и задачи.//Сост. Г.С.Шиманская, В.И.Шиманский. – Д., "Сталкер", 1998

5) Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1990

6) Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1971

7) Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2002

8) Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение, 1990


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40456. Социологическая теория марксизма 15.95 KB
  Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности.