97297

СПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Сравнительное исследование использования ИКТ домохозяйствами и населением России позволившее получить сопоставимые с международными данные было проведено в конце 2008 г. Результаты анализа были использованы для подготовки материалов к докладу Правительству РФ о развитии информационного общества в России.

Русский

2015-10-15

24.39 KB

1 чел.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТВ. Ершова, С.Б. Шапошник

Формирование глобального информационного общества побуждает правительства многих стран разрабатывать различные документы, определяющие политику развития и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для достижения социально-экономических целей.

Сравнительное исследование использования

ИКТ домохозяйствами и населением России , позволившее получить сопоставимые с международными данные, было проведено в конце 2008 г. Институтом развития информационного общества (ИРИО). Результаты анализа были использованы для подготовки материалов к докладу Правительству РФ о развитии информационного общества в России. Опрос проводился по анкете, разработанной ИРИО с учётом рекомендаций ОЭСР и Евростата, что обеспечило корректные международные сопоставления. Сравнение ситуации в нашей стране с ситуацией в других странах послужило основой объективной оценки уровня её "электронной готовности", в особенности по тем показателям, которые закреплены в Стратегии развития информационного общества в РФ.

Доступ домохозяйств к информационно-коммуникационным технологиям. Оценка в данном случае проводилась по следующим основным показателям:

  1.  оснащённость домохозяйств стационарной телефонной связью;
  2.  оснащённость домохозяйств мобильной телефонной связью;
  3.  наличие в домохозяйствах компьютеров;
  4.  наличие в домохозяйствах доступа к Интернету;
  5.  качество каналов подключения к Интернету.

Полученные данные позволили сделать вывод, что на протяжении последних нескольких лет перед опросом наблюдался рост значений всех перечисленных показателей. Впрочем, уровень оснащённости российских домохозяйств различными ИКТ, равно как и динамика его роста, были весьма неравномерными (рис. 1). Особенно быстро увеличивалась обеспеченность мобильными телефонами, чему способствовала растущая доступность средств мобильной сотовой связи, удешевление тарифов и расширение спектра услуг. Вместе с тем в доступе населения к мобильной связи наблюдались резкие региональные контрасты, свидетельствовавшие, в частности, о неразвитости инфраструктуры сотовой связи (особенно в малонаселённых районах).

По данным опроса ИРИО—ФОМ, доля домохозяйств, имевших мобильный телефон, в России осенью 2008 г. составила 85%, что превышает среднее значение для ЕС в конце 2007 г. и соответствует уровню Греции. В ЕС самым низким этот показатель был в Болгарии и Румынии (65%), а самым высоким — в Нидерландах и Чехии (91 %)

Если рассматривать такой показатель обеспеченности компьютерами, как число ПК на 100 домохозяйств, то в 2008 г. в целом по России его значение составило 47, что заметно больше, чем в 2005 г. (26), а в 2011 г. этот показатель вырос до 75. Однако по регионам ситуация существенно различалась (рис. 2).

За последние годы в России наблюдалось расширение доступа домохозяйств к Интернету — с 13% в 2005 г. до 28.7% в 2008 г. В среднем за этот период рост значения показателя составлял 5.2 процентных пункта в год. Однако сравнение с европейскими странами свидетельствует, что ни один из российских регионов в 2008 г. не достигал даже среднего уровня ЕС(27) — 60.4%. Передовые российские регионы достигали уровня Мальты, Словении (59%) и Литвы (52.8%), а Россия в целом занимала промежуточную позицию между Македонией (29.4%) и Болгарией (25.3%) [9].

Анализ причин, по которым домохозяйства не имели доступа к Интернету, выявил картину, представленную на рисунке 3. Как видим, сопоставимые доли российских и европейских домо хозяйств не были подключены к Интернету из-за дороговизны соответствующего оборудования, а также в связи с возможностью пользоваться им в другом месте. Отсутствие технических условий для подключения оказалось гораздо большей проблемой для России, нежели для Европы: разница здесь составила 15 раз между Россией и ЕС(27) и 21 раз между Россией и ЕС(15). При этом российское население более мотивировано к использованию Интернета и менее склонно отказываться от него из опасений, связанных с информационной безопасностью. Следует отметить, что в анкете Евростата отсутствует вопрос о стоимости пользования Интернетом ввиду его повсеместной распространённости и приемлемой цены, тогда как опрос ИРИО—ФОМ выявил, что 8.9% российских домохозяйств не были подключены к сети именно по причине дороговизны этой услуги.

Для того чтобы в полной мере использовать Интернет, необходимы высокоскоростные каналы доступа к нему. Для России в целом это пока не характерно. Так, по данным ИРИО—ФОМ, доля российских домохозяйств, располагающих широкополосным доступом (256 Кбит/с и выше), составляет всего 12.2%, причём лишь 6.1% домохозяйств имеют возможность подключиться к каналам со скоростью более 1 Мбит/с. Даже если пересчитать затруднившихся ответить на этот вопрос пропорционально полученным ответам, широкополосным Интернетом могут пользоваться не более 20% домохозяйств. В этом отношении регионы России значительно уступают европейским странам. Например, в Москве (31%) и Санкт-Петербурге (39%) доля домохозяйств, имевших широкополосный доступ к Интернету, находилась на уровне таких стран, как Португалия (39.4%), Польша (38%), Кипр (33%) и Италия (30.8%), а среднее значение по России (12.2%) уступало самому низкому значению в Европе, отмеченному на тот момент в Румынии (13.3%). Даже с учётом указанного выше пересчёта результатов опроса, в 2008 г. Россия в лучшем случае обгоняла Румынию, но очень сильно отставала от европейских лидеров — Исландии (83.2%), Нидерландов (74%), Великобритании (61.5%).

Среди причин отсутствия дома широкополосного доступа к Интернету наиболее распространёнными были следующие: отсутствие потребности в нём, наличие возможности пользоваться им в других местах, недоступность такого рода услуги (физическая и экономическая). Ровно те же причины отмечались и в европейских странах, причём независимо от уровня развития их экономики. Использование информационно-коммуникационных технологий населением. Расширение использования компьютеров населением за последние годы можно оценить как значительное. Если в 2005 г., по данным ФОМ, компьютером в течение последних 2—3 лет перед опросом пользовались 22%, то в 2008 г. (данные ИРИО-ФОМ) -уже 45.3%, а весной 2012 г. (данные ИРИО) - 60% [11]. Самое высокое значение этого показателя было зафиксировано в Москве и Санкт-Петербурге; среди федеральных округов лидировали Северо-Западный и Центральный, аутсайдером являлся Дальневосточный.

Подводя итоги, можно утверждать, что в России наблюдается рост всех ключевых показателей доступа к информационно-коммуникационным технологиям в домашнем секторе экономики и использования их населением. Вместе с тем степень отставания от стран ЕС можно оценить как значительную. В особенности это относится к широкополосному доступу к Интернету и его использованию в повседневной жизни. Степень осведомлённости населения о возможностях Интернета в быту, а также уровень мотивации в этой области на момент опроса оставался низким.

В то же время по числу абонентов сотовой связи на 100 человек населения Россия уже в 2007 г. опережала средние показатели ЕС. И по доле до-мохозяйств, имевших компьютер, в России ситуация была лучше, чем в некоторых восточноевропейских странах ЕС, а показатели наших богатых регионов-лидеров приближались к средним показателям ЕС или даже превосходили их.

Отставание российской аудитории Интернета в использовании высокотехнологичных услуг (электронное правительство, интернет-банкинг и др.) во многом сдерживается юридической неурегулированностью этой сферы и недостаточным предложением таких услуг государством и бизнесом. На наш взгляд, существенное расширение предоставления государственных услуг в электронной форме, как и услуг в области образования, здравоохранения и культуры, усилит мотивацию населения и позволит ликвидировать отставание от европейских стран по ряду важных направлений развития информационного общества.

Взрослое население России в основном осваивает компьютер и Интернет путём самообучения, чтения пособий, консультаций с друзьями, родственниками и коллегами. Только 7.3% опрошенных когда-либо обучались на специальных компьютерных курсах, что существенно меньше, чем в ЕС. При этом, как показало исследование, обучение на курсах является наиболее эффективной формой получения навыков владения компьютером.

Сложившаяся дифференциация регионов России по доступу домохозяйств к ИКТ и их использованию населением во многом обусловлена существенными различиями в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Особое значение имеет уровень развития ИКТ-инфра-структуры, экономической среды и человеческо-

 го капитала. Сокращение неравенства регионов по этим параметрам, а также целенаправленная политика органов власти в области информационного развития, скорее всего, и есть путь для ликвидации существующего информационного разрыва.

Действенным механизмом сокращения различий между российскими регионами и между Россией и странами Европы в доступе домохозяйств к Интернету может стать расширение спектра предоставляемых услуг связи в рамках механизма универсального обслуживания, предусмотренного законом "О связи". С учётом целей, задач и контрольных показателей Стратегии развития информационного общества целесообразно, как это сделано в некоторых скандинавских странах, включить в перечень универсальных услуг связи обеспечение возможности домохозяйствам всей страны получить по приемлемым ценам доступ к Интернету, в том числе широкополосному.

Проведённый анализ позволил сделать вывод о сохранении разнобоя в методологиях измерения, используемых различными российскими организациями, который приводит к расхождениям в публикуемых данных. До сего дня ни Росстат и ни одна из российских компаний не публикуют данных о размерах аудитории Интернета и его использовании, методически полностью совместимых с международными стандартами, позволяющими проводить корректные международные сопоставления.

Для обеспечения органов власти и других заинтересованных сторон регулярной информацией о доступе населения к ИКТ и их использовании необходимо существенное реформирование сложившейся в России статистической и социологической практики. Первые шаги в этом направлении связаны с созданием новой системы показателей для мониторинга развития информационного общества, в целом одобренной на заседании президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ 29 сентября 2010 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63684. Толкование права 142.1 KB
  Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений по установлению подлинного содержания нормативно-правовых актов в соответствии с заключенной...
63685. Правомерное поведение 191.25 KB
  Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения. Понятие и признаки правонарушения Правонарушение это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта противоречащее требованиям правовых норм.
63686. Юридическая ответственность. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность 180.17 KB
  Цели и функции юридической ответственности; Принципы юридической ответственности; Виды юридической ответственности; Освобождение от юридической ответственности...
63687. Законность и правопорядок 172.74 KB
  Понятие законности и его содержание; Основные принципы законности; Гарантии законности: понятие виды; Понятие законности и его содержание Законность –это требование строжайшего неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм...
63688. Правовая система общества 263.72 KB
  Общая характеристика романо-германской правовой системы системы континентального права; Общая характеристика системы обычного права; Правовая система –это обусловленный конкретно историческими условиями действия права целостный комплекс правовых явлений включающий...
63689. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни, роль в правовом регулировании 94.73 KB
  Итак правосознание –одна из форм общественного сознания. Правосознание есть совокупность представлений и чувств выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни Русинов Р. Правосознание представляет собой совокупность идей взглядов...
63690. Правовая культура общества 57.12 KB
  Отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем правовая культура объединяет все что создано человечеством в правовой сфере: право юридическую науку правосознание правотворчество правоприменение...
63691. Правовое воспитание 112.49 KB
  Правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства его органов и должностных лиц общественных объединений трудовых коллективов направленную на формирование в сознании людей уважения к праву позитивных знаний взглядов поведенческих ориентаций...
63692. Правовое государство, гражданское общество, личность 287.21 KB
  Он выделил законодательную власть и исполнительную, которая включает в себя три разновидности власти – внутреннюю правительственную (исполнительную) и внешнюю правительственную (федеративную, то есть союзную и международную, так как она обращена к проблемам...