97298

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Научная статья

Энергетика

В статье дано определение энергоэффективной компетентности будущих слесарей-электриков по ремонту электрооборудования; раскрыты содержание и структура сборника заданий тестов технических диктантов и задач касающихся эффективного использования электроэнергии по предмету Электротехника с основами промышленной электроники.

Русский

2015-10-15

55.5 KB

0 чел.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Глущенко Е. В.

г. Запорожье

Аннотация. В статье дано определение энергоэффективной компетентности будущих слесарей-электриков по ремонту электрооборудования; раскрыты содержание и структура сборника заданий, тестов, технических диктантов и задач, касающихся эффективного использования электроэнергии по предмету Электротехника с основами промышленной электроники    

Ключевые слова: энергоэффективная компетентность, эффективное использование энергетических ресурсов.

Машиностроение является одной из ведущих, чрезвычайно сложных и достаточно энергоемких отраслей промышленности,  которые определяют экономическое развитие страны. Спрос на источники энергии постоянно возрастает, при том, что отдельные из них не возобновляются и имеют довольно таки ограниченные запасы. Усложняет проблему агрессивное влияние человека на окружающую его природную среду. В обществе возрастает спрос на продукцию с низким уровнем энергозатрат и продукцию, которая позволяет экономить ресурсы энергии. Современные предприятия сориентированы на уменьшение энергоемкости производственных процессов изготовления валового отраслевого продукта за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии, материалов с высоким коэффициентом полезного действия, новейших энергосберегающих технологий, оборудования и т.п. Перечисленные факторы предопределяют необходимость подготовки квалифицированных рабочих, которые обеспечивают энергетическое сбережение и рациональное энергопотребление, то есть компетентных в вопросах энергоэффективности.

Названые проблемы, а также возможности более эффективного использования энергетических ресурсов рассматриваются на международном уровне, в частности в Стратегии «Европа 2020» (2010) []. В Брюггском коммюнике (The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020) (2010) обращается внимание на необходимость формирования у специалистов рабочих профессий навыков энергоэффективности [, 3].

Правовые, экономические, социальные и экологические основы энергосбережения на государственному уровне определены Законом Украины  «Об энергосбережении» (1994) []. В документе «Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года» (2006) проблема эффективного использования энергетических ресурсов является одной из приоритетных [].  

 С помощью TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States) реализуется проект создания Национальной сети по энергосбережению, который даст возможность предприятиям и гражданам страны получать информацию о реализации государственной политики по энергосбережению в Украине, о внедрении современных малозатратных технологий, новейшего оборудования с уменьшенной удельной энергоемкостью и т.п. [].

На внедрение идей эффективного использования энергетических ресурсов в системе профессионального образования и обучения направлена работа Всеукраинского центра Энергоэффективность в профессионально-техническом образовании и на производстве при Институте профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины. Так, силами научных работников названного института разработан курс "Основы энергоэффективности", который с 2010 года приказом Министерства образования и науки Украины с 13.10.2010 года № 947 внесён в "Типовую базисную структуру учебных планов для подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях". Такие важные шаги в направлении усовершенствования учебного процесса тяжело переоценить, поскольку в условиях современного производства, машиностроительной области в частности, именно энергоэффективная компетентность специалиста обусловливает его высокое профессиональное мастерство.

Учитывая разноплановость подходов к определению компетентности в научно-методической литературе, энергоэффективная компетентность, например, слесарей-электриков по ремонту электрооборудования, рассматривается нами как осмысленная способность и потенциальная готовность личности в условиях реальной действительности, в пределах своих должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне выполнять производственные задачи, рационально, экономически оправдано используя энергетические ресурсы с максимальной экологической безопасностью для окружающего среды. 

Энергоэффективная компетентность предусматривает осознание экономических, экологических и социальных преимуществ бережливого использования энергетических ресурсов; понимание механизмов предотвращения потерь электрической энергии, а также причинно-следственных связей в процессах неэффективного использования энергетических ресурсов; учет факторов, которые влияют на силу электрического тока; осведомленность в технических характеристиках электроматериалов (например, электропроводности, класса теплостойкости изоляционных материалов, температурного коэффициента электрического сопротивления материалов, поперечного сечения проводников и т.п.); владение техническими приемами работы; выявление взаимозависимости имеющихся параметров электрической сети; определение оптимально эффективного режима работы источников электроэнергии, в частности на основе математических расчетов, в том числе с использованием для вычислений существующей нормативной документации; повышение коэффициента полезного действия источников электроэнергии, потребителей и электрических сетей; установление причин возникновения возможных и  существующих видов потерь мощности электрического оборудования в условиях его эксплуатации и выявление возможностей максимального уменьшения этих потерь,  экономической целесообразности ремонта поврежденных деталей и узлов мощности; соблюдение требований национальных стандартов по энергосбережению. Специалисты, компетентные в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов в своей профессиональной деятельности, быстро ориентируются в нестандартных ситуациях; ответственно и сознательно относиться к принятию, по необходимости, самостоятельных решений, касающихся вопросов сохранения энергетических ресурсов; активно проявляют инициативу относительно усовершенствования технологических процессов с учетом энергоэффективности; выполняют экологически чистые виды работ, обеспечивая рациональное энергопотребление.  

Учитывая толкование термина "рациональный" как такого, что основывается на требованиях ума, логики [, 1017], рациональность в потреблении энергетических ресурсов есть непосредственным, на наш взгляд, проявлением определенного уровня профессиональной образованности. Чем большим объемом теоретических знаний, умений и практических привычек владеют будущие  специалисты, чем совершеннее сформировано логическое мышление, тем легче им предотвратить экономически неоправданные затраты энергетических ресурсов.

Среди факторов, которые влияют на качественный уровень формирования энергоэффективной компетентности будущих специалистов в профессионально-технических учебных заведениях, важными являются педагогические условия, в частности наполнение содержания специальных предметов и производственного обучения материалами по энергоэффективности. Так, согласно содержанию Типовой программы по предмету «Электротехника с основами промышленной электроники» нами разработан сборник задач, касающийся эффективного использования электроэнергии. Сборник включает темы, в которых, по мнению автора, максимально раскрываются потенциально высокие возможности эффективного использования электрической энергии. А именно: постоянный ток и электрические цепи постоянного тока; электромагнетизм; переменный ток и электрические цепи переменного тока; трансформаторы; электрические машины постоянного тока; асинхронные машины; синхронные электрические машины; электропривод; производство, распределение и потребление электрической энергии; значение коэффициента мощности для экономики производства.

Каждая из тем содержит контрольные вопросы, тесты, технические диктанты и задачи. В контрольных задачах, например, предлагается выстроить правильный алгоритм технических операций, сформулировать незаконченные определения физической сущности понятий, из предложенных утверждений выбрать такие, что является ответом на поставленный вопрос и т.п.

Предложенные в сборнике задачи сориентированы на развитие у учеников логического, вариативного мышления, формирование умения анализировать причины существующих и возможных потерь мощности электрооборудования в условиях его эксплуатации и устранять последствия этих потерь.

Для удобства пользования сборником, в его структуру входят: перечень условных сокращений, используемых в названом сборнике, словарь технических терминов, перечень символов величин и их единиц измерения, а также приложения. В таблице символов величин и их единиц измерения в алфавитном порядке даны названия величин, их основные обозначения, названия букв греческого и латинского алфавитов, которыми обозначают величины, названия единиц измерения, их обозначение за международной системой (СИ – Système International d’Unités) и на украинском языке. Символы величин и их единицы измерения отвечают стандарту Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission) – ІЕС 60027-1. Предоставленные в таблицы основные обозначения величин существенным образом упрощают пользование техническими терминами. Приложения дают возможность выбрать необходимые электрические параметры при решении задач.

Важно подчеркнуть, что формирование энергоэффективної компетентности будущих специалистов машиностроительного профиля целесообразно рассматривать как постоянный процесс. Достижение личностью высокого уровня компетентности на определенном этапе своей трудовой деятельности не означает завершение ее профессионального развития – востребованность специалиста на современном рынке труда предусматривает непрерывное овладение новыми знаниями и производственными технологиями, сориентированными на эффективное использование энергетических ресурсов.

 

Литература:

  1.  Великий тлумачний словник сучасної української мови / Уклад. і голов. ред. В. Т. Бусел. – К. ; Ірпінь: ВТФ «Перун», 2001. – 1440 с.
  2.  Закон України "Про енергозбереження" : Постанова ВР № 75/94  ВР від 01. 07. 94, ВВР, 1994, № 30 // Відомості Верховної Ради (ВВР). –   1994. –  30. – С. 283 [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://avante.com.ua/rus/library/zakon_pro_energozberegennja.html
  3.  Нормативно-правові питання енергозбереження: Метод. посіб. / Віктор Петрович Розен (гол.ред.), Артур Веніамінович Праховник (уклад.). К. : Національний технічний ун-т України "Інститут енергозбереження та енергоменеджменту" , 2002.  48 с.
  4.  Стратегія енергозбереження в Україні: Аналітично-довідкові матеріали / Колективна монографія в 2-х томах / За ред. Жовтянського В. А.,      Кулика М. М., Стогнія Б. С. – Т. 1: Загальні засади енергозбереження. – К.: Академперіодика, 2006. – 510 с.
  5.   Europe 2020. A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://issuu.com/partyofeuropeansocialists/docs/europe2020 
  6.  The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.eutrio.be/files/bveu/Brugge_communique_EN.pdf

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76513. Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка 33 KB
  Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка Возникновение методики преподавания русского языка датируют 1844 годом годом выхода в свет книги Федора Ивановича Буслаева О преподавании отечественного языка но еще задолго до этого исследования появлялись работы которые сейчас мы могли бы называть методическими пособиями. Срезневского 1812-1870 больше известного как автора словаря древнерусского языка но ему принадлежат и методические работы. Автор рекомендует не ограничиваться в школе изучением литературного...
76514. Внеклассная работа по русскому языку 29.5 KB
  Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Второй принцип принцип равного права как сильных так и слабых школьников на участие во внеклассной работе. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях которые создаются учителем т. Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы в том числе и работы по русскому языку и литературе.
76515. Факультативные занятия по русскому языку 33.5 KB
  Как показано в главе о содержании образования в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам которые изучаются по выбору самих учащихся. Следовательно факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов. С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов которые интересуют учащихся б развивать учебнопознавательные интересы...
76516. Формирование языковой и лингвистической компетенции на уроках русского языка 26.5 KB
  Формирование языковой и лингвистической компетенции на уроках русского языка.:Языковая компетенция способность учащихся употреблять слова их формы синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка использовать его синонимические средства в конечном счете владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. В преподавании русского языка как родного и как неродного формирование языковой компетенции занимает неодинаковое место. В первом случае дети усваивают звуковую и лексическую системы...
76517. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка 38 KB
  Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения адекватного коммуникативной ситуации. Очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки выбрать нужную языковую форму способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта33 т. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.
76518. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка 26 KB
  Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка. УЧЕБНИК: Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры взаимосвязи языка и истории народа национальнокультурной специфики русского языка владение нормами русского речевого этикета культурой межнационального общения. Быстрова:Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к культуроносной кумулятивной функции языка к обучению языку как средству приобщения к...
76519. Методы исследования в методике русского языка 26 KB
  Эксперимент: 1 поисковый ориентирующий эксперимент выявление проблемных зон в процессе обучения определенному предмету разделу теме; 2 констатирующий эксперимент экспериментальный срез проводящийся для подтверждения определенной гипотезы посредством тестирования и анкетирования; 3 обучающий эксперимент процесс обучения определенной группы учащихся по какойлибо новой методике программе учебному пособию и т.; 4 корректирующий эксперимент устранение недостатков выявленных в процессе обучающего эксперимента; 5 контрольный...
76520. Принципы обучения (общедидактические) 42 KB
  Прочность усвоения знаний достигается логикой построения изучаемого материала системой упражнений требующих не автоматического а творческого и сознательного перенесения полученных знаний специальными методами на этапе усвоения материала а также постоянным повторением материала уже после изучения раздела. Наглядность это использование специальных средств для опоры на различные анализаторы при восприятии и усвоении материала. Наглядность служит для того чтобы вопервых облегчить понимание материала и вовторых задействовать как можно...
76521. Принципы методики преподавания русского языка 26 KB
  Практически во всех разделах изучаются значимые единицы морфемы слова предложения. В морфемике необходимо учитывать что морфемы являются минимальными значимыми частями слова и что поэтому морфемный разбор не может быть проведен механически на глазок. При изучении морфологии существенно то что разные значения одного и того же слова могут иметь разные морфологические характеристики например: слово лес в значении ‘совокупность деревьев имеет формы единственного и множественного числа а в значении ‘строительный материал формы только...