97298

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Научная статья

Энергетика

В статье дано определение энергоэффективной компетентности будущих слесарей-электриков по ремонту электрооборудования; раскрыты содержание и структура сборника заданий тестов технических диктантов и задач касающихся эффективного использования электроэнергии по предмету Электротехника с основами промышленной электроники.

Русский

2015-10-15

55.5 KB

0 чел.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Глущенко Е. В.

г. Запорожье

Аннотация. В статье дано определение энергоэффективной компетентности будущих слесарей-электриков по ремонту электрооборудования; раскрыты содержание и структура сборника заданий, тестов, технических диктантов и задач, касающихся эффективного использования электроэнергии по предмету Электротехника с основами промышленной электроники    

Ключевые слова: энергоэффективная компетентность, эффективное использование энергетических ресурсов.

Машиностроение является одной из ведущих, чрезвычайно сложных и достаточно энергоемких отраслей промышленности,  которые определяют экономическое развитие страны. Спрос на источники энергии постоянно возрастает, при том, что отдельные из них не возобновляются и имеют довольно таки ограниченные запасы. Усложняет проблему агрессивное влияние человека на окружающую его природную среду. В обществе возрастает спрос на продукцию с низким уровнем энергозатрат и продукцию, которая позволяет экономить ресурсы энергии. Современные предприятия сориентированы на уменьшение энергоемкости производственных процессов изготовления валового отраслевого продукта за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии, материалов с высоким коэффициентом полезного действия, новейших энергосберегающих технологий, оборудования и т.п. Перечисленные факторы предопределяют необходимость подготовки квалифицированных рабочих, которые обеспечивают энергетическое сбережение и рациональное энергопотребление, то есть компетентных в вопросах энергоэффективности.

Названые проблемы, а также возможности более эффективного использования энергетических ресурсов рассматриваются на международном уровне, в частности в Стратегии «Европа 2020» (2010) []. В Брюггском коммюнике (The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020) (2010) обращается внимание на необходимость формирования у специалистов рабочих профессий навыков энергоэффективности [, 3].

Правовые, экономические, социальные и экологические основы энергосбережения на государственному уровне определены Законом Украины  «Об энергосбережении» (1994) []. В документе «Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года» (2006) проблема эффективного использования энергетических ресурсов является одной из приоритетных [].  

 С помощью TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States) реализуется проект создания Национальной сети по энергосбережению, который даст возможность предприятиям и гражданам страны получать информацию о реализации государственной политики по энергосбережению в Украине, о внедрении современных малозатратных технологий, новейшего оборудования с уменьшенной удельной энергоемкостью и т.п. [].

На внедрение идей эффективного использования энергетических ресурсов в системе профессионального образования и обучения направлена работа Всеукраинского центра Энергоэффективность в профессионально-техническом образовании и на производстве при Институте профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины. Так, силами научных работников названного института разработан курс "Основы энергоэффективности", который с 2010 года приказом Министерства образования и науки Украины с 13.10.2010 года № 947 внесён в "Типовую базисную структуру учебных планов для подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях". Такие важные шаги в направлении усовершенствования учебного процесса тяжело переоценить, поскольку в условиях современного производства, машиностроительной области в частности, именно энергоэффективная компетентность специалиста обусловливает его высокое профессиональное мастерство.

Учитывая разноплановость подходов к определению компетентности в научно-методической литературе, энергоэффективная компетентность, например, слесарей-электриков по ремонту электрооборудования, рассматривается нами как осмысленная способность и потенциальная готовность личности в условиях реальной действительности, в пределах своих должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне выполнять производственные задачи, рационально, экономически оправдано используя энергетические ресурсы с максимальной экологической безопасностью для окружающего среды. 

Энергоэффективная компетентность предусматривает осознание экономических, экологических и социальных преимуществ бережливого использования энергетических ресурсов; понимание механизмов предотвращения потерь электрической энергии, а также причинно-следственных связей в процессах неэффективного использования энергетических ресурсов; учет факторов, которые влияют на силу электрического тока; осведомленность в технических характеристиках электроматериалов (например, электропроводности, класса теплостойкости изоляционных материалов, температурного коэффициента электрического сопротивления материалов, поперечного сечения проводников и т.п.); владение техническими приемами работы; выявление взаимозависимости имеющихся параметров электрической сети; определение оптимально эффективного режима работы источников электроэнергии, в частности на основе математических расчетов, в том числе с использованием для вычислений существующей нормативной документации; повышение коэффициента полезного действия источников электроэнергии, потребителей и электрических сетей; установление причин возникновения возможных и  существующих видов потерь мощности электрического оборудования в условиях его эксплуатации и выявление возможностей максимального уменьшения этих потерь,  экономической целесообразности ремонта поврежденных деталей и узлов мощности; соблюдение требований национальных стандартов по энергосбережению. Специалисты, компетентные в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов в своей профессиональной деятельности, быстро ориентируются в нестандартных ситуациях; ответственно и сознательно относиться к принятию, по необходимости, самостоятельных решений, касающихся вопросов сохранения энергетических ресурсов; активно проявляют инициативу относительно усовершенствования технологических процессов с учетом энергоэффективности; выполняют экологически чистые виды работ, обеспечивая рациональное энергопотребление.  

Учитывая толкование термина "рациональный" как такого, что основывается на требованиях ума, логики [, 1017], рациональность в потреблении энергетических ресурсов есть непосредственным, на наш взгляд, проявлением определенного уровня профессиональной образованности. Чем большим объемом теоретических знаний, умений и практических привычек владеют будущие  специалисты, чем совершеннее сформировано логическое мышление, тем легче им предотвратить экономически неоправданные затраты энергетических ресурсов.

Среди факторов, которые влияют на качественный уровень формирования энергоэффективной компетентности будущих специалистов в профессионально-технических учебных заведениях, важными являются педагогические условия, в частности наполнение содержания специальных предметов и производственного обучения материалами по энергоэффективности. Так, согласно содержанию Типовой программы по предмету «Электротехника с основами промышленной электроники» нами разработан сборник задач, касающийся эффективного использования электроэнергии. Сборник включает темы, в которых, по мнению автора, максимально раскрываются потенциально высокие возможности эффективного использования электрической энергии. А именно: постоянный ток и электрические цепи постоянного тока; электромагнетизм; переменный ток и электрические цепи переменного тока; трансформаторы; электрические машины постоянного тока; асинхронные машины; синхронные электрические машины; электропривод; производство, распределение и потребление электрической энергии; значение коэффициента мощности для экономики производства.

Каждая из тем содержит контрольные вопросы, тесты, технические диктанты и задачи. В контрольных задачах, например, предлагается выстроить правильный алгоритм технических операций, сформулировать незаконченные определения физической сущности понятий, из предложенных утверждений выбрать такие, что является ответом на поставленный вопрос и т.п.

Предложенные в сборнике задачи сориентированы на развитие у учеников логического, вариативного мышления, формирование умения анализировать причины существующих и возможных потерь мощности электрооборудования в условиях его эксплуатации и устранять последствия этих потерь.

Для удобства пользования сборником, в его структуру входят: перечень условных сокращений, используемых в названом сборнике, словарь технических терминов, перечень символов величин и их единиц измерения, а также приложения. В таблице символов величин и их единиц измерения в алфавитном порядке даны названия величин, их основные обозначения, названия букв греческого и латинского алфавитов, которыми обозначают величины, названия единиц измерения, их обозначение за международной системой (СИ – Système International d’Unités) и на украинском языке. Символы величин и их единицы измерения отвечают стандарту Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission) – ІЕС 60027-1. Предоставленные в таблицы основные обозначения величин существенным образом упрощают пользование техническими терминами. Приложения дают возможность выбрать необходимые электрические параметры при решении задач.

Важно подчеркнуть, что формирование энергоэффективної компетентности будущих специалистов машиностроительного профиля целесообразно рассматривать как постоянный процесс. Достижение личностью высокого уровня компетентности на определенном этапе своей трудовой деятельности не означает завершение ее профессионального развития – востребованность специалиста на современном рынке труда предусматривает непрерывное овладение новыми знаниями и производственными технологиями, сориентированными на эффективное использование энергетических ресурсов.

 

Литература:

  1.  Великий тлумачний словник сучасної української мови / Уклад. і голов. ред. В. Т. Бусел. – К. ; Ірпінь: ВТФ «Перун», 2001. – 1440 с.
  2.  Закон України "Про енергозбереження" : Постанова ВР № 75/94  ВР від 01. 07. 94, ВВР, 1994, № 30 // Відомості Верховної Ради (ВВР). –   1994. –  30. – С. 283 [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://avante.com.ua/rus/library/zakon_pro_energozberegennja.html
  3.  Нормативно-правові питання енергозбереження: Метод. посіб. / Віктор Петрович Розен (гол.ред.), Артур Веніамінович Праховник (уклад.). К. : Національний технічний ун-т України "Інститут енергозбереження та енергоменеджменту" , 2002.  48 с.
  4.  Стратегія енергозбереження в Україні: Аналітично-довідкові матеріали / Колективна монографія в 2-х томах / За ред. Жовтянського В. А.,      Кулика М. М., Стогнія Б. С. – Т. 1: Загальні засади енергозбереження. – К.: Академперіодика, 2006. – 510 с.
  5.   Europe 2020. A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://issuu.com/partyofeuropeansocialists/docs/europe2020 
  6.  The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.eutrio.be/files/bveu/Brugge_communique_EN.pdf

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70135. Чертёж плоского контура и его аксонометрия 89.5 KB
  Команда LIMITS (Ограничения) позволяет выбрать формат поля чертежа. Первый запрос командной строки предлагает нам координаты левого нижнего угла формата принять за начало координат (0,0) по умолчанию. После ввода начала координат второй запрос предлагает выбрать правый верхний угол...
70136. ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ И СХЕМ ДЕАЭРАТОРОВ 157.5 KB
  Деаэрация питательной воды паровых котлов и подпиточной воды тепловых сетей является обязательной для всех котельных. Деаэраторы предназначены для удаления из воды растворенных в ней неконденсирующихся газов. Для деаэрации питательной воды в котельных применяются струйные...
70138. ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА EXCEL. ПОИСК РЕШЕНИЯ. ПОДБОР ПАРАМЕТРА 383 KB
  Изучить Поиск решения и Подбор параметра в электронной таблице Excel. Решение задач оптимизации Рассматривается технология разработки модели и решения задач с помощью программы Excel Поиск решений. Освоить методику и технологию оптимизации планов производства продукции в табличном...
70139. Оценка параметров надежности программ по временным моделям обнаружения ошибок 145.87 KB
  Научиться использовать модель обнаружения ошибок Джелинского-Моранды. Изучить поведение модели для различных законов распределения времен обнаружения отказов и различного числа используемых для анализа данных.
70140. Изучение конструкции цилиндрических и конических редукторов 61.5 KB
  Познакомится с классификацией, кинематическими схемами, конструкцией узлами и деталями цилиндрических и конических редукторов. Выяснить назначения всех деталей редукторов. Определение основных параметров редуктора. Определить параметры зацепления, размеров зубчатых колес и передач.
70141. Установка OC Windows XP в среде VirtualBox 54.5 KB
  Настройка среды VirtualBox Запустите среду VirtualBox. Проверьте настройки вашей виртуальной машины, созданной на предыдущей паре: подключите образ дистрибутива ОС: D:\SOS\Image\ Windows XP Prof SP3 Rus VL\ WinXP Prof SP3 Rus VL.iso, в Bios Setup должен быть включен режим запуска с компакт-диска.
70142. Завод по производству стальных пространственных конструкций в городе Екатеринбург 134 KB
  Завод выпускает металлические конструкции – колонны, несущие конструкции покрытия и узлы трубопроводов по целевому назначению, пространственные стальные конструкции. В производственный корпус металл подаётся электротележкой, проходит очистку.
70143. Проектирование режущего инструмента 650.5 KB
  В данном курсовом проекте представлены расчеты круглого фасонного резца и шпоночной протяжки. Профилирование резца представлено в графическом и аналитическом методе. Объем графической части включает в себя: Графическое определение профиля резца формат А2.