97298

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Научная статья

Энергетика

В статье дано определение энергоэффективной компетентности будущих слесарей-электриков по ремонту электрооборудования; раскрыты содержание и структура сборника заданий тестов технических диктантов и задач касающихся эффективного использования электроэнергии по предмету Электротехника с основами промышленной электроники.

Русский

2015-10-15

55.5 KB

0 чел.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Глущенко Е. В.

г. Запорожье

Аннотация. В статье дано определение энергоэффективной компетентности будущих слесарей-электриков по ремонту электрооборудования; раскрыты содержание и структура сборника заданий, тестов, технических диктантов и задач, касающихся эффективного использования электроэнергии по предмету Электротехника с основами промышленной электроники    

Ключевые слова: энергоэффективная компетентность, эффективное использование энергетических ресурсов.

Машиностроение является одной из ведущих, чрезвычайно сложных и достаточно энергоемких отраслей промышленности,  которые определяют экономическое развитие страны. Спрос на источники энергии постоянно возрастает, при том, что отдельные из них не возобновляются и имеют довольно таки ограниченные запасы. Усложняет проблему агрессивное влияние человека на окружающую его природную среду. В обществе возрастает спрос на продукцию с низким уровнем энергозатрат и продукцию, которая позволяет экономить ресурсы энергии. Современные предприятия сориентированы на уменьшение энергоемкости производственных процессов изготовления валового отраслевого продукта за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии, материалов с высоким коэффициентом полезного действия, новейших энергосберегающих технологий, оборудования и т.п. Перечисленные факторы предопределяют необходимость подготовки квалифицированных рабочих, которые обеспечивают энергетическое сбережение и рациональное энергопотребление, то есть компетентных в вопросах энергоэффективности.

Названые проблемы, а также возможности более эффективного использования энергетических ресурсов рассматриваются на международном уровне, в частности в Стратегии «Европа 2020» (2010) []. В Брюггском коммюнике (The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020) (2010) обращается внимание на необходимость формирования у специалистов рабочих профессий навыков энергоэффективности [, 3].

Правовые, экономические, социальные и экологические основы энергосбережения на государственному уровне определены Законом Украины  «Об энергосбережении» (1994) []. В документе «Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года» (2006) проблема эффективного использования энергетических ресурсов является одной из приоритетных [].  

 С помощью TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States) реализуется проект создания Национальной сети по энергосбережению, который даст возможность предприятиям и гражданам страны получать информацию о реализации государственной политики по энергосбережению в Украине, о внедрении современных малозатратных технологий, новейшего оборудования с уменьшенной удельной энергоемкостью и т.п. [].

На внедрение идей эффективного использования энергетических ресурсов в системе профессионального образования и обучения направлена работа Всеукраинского центра Энергоэффективность в профессионально-техническом образовании и на производстве при Институте профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины. Так, силами научных работников названного института разработан курс "Основы энергоэффективности", который с 2010 года приказом Министерства образования и науки Украины с 13.10.2010 года № 947 внесён в "Типовую базисную структуру учебных планов для подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях". Такие важные шаги в направлении усовершенствования учебного процесса тяжело переоценить, поскольку в условиях современного производства, машиностроительной области в частности, именно энергоэффективная компетентность специалиста обусловливает его высокое профессиональное мастерство.

Учитывая разноплановость подходов к определению компетентности в научно-методической литературе, энергоэффективная компетентность, например, слесарей-электриков по ремонту электрооборудования, рассматривается нами как осмысленная способность и потенциальная готовность личности в условиях реальной действительности, в пределах своих должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне выполнять производственные задачи, рационально, экономически оправдано используя энергетические ресурсы с максимальной экологической безопасностью для окружающего среды. 

Энергоэффективная компетентность предусматривает осознание экономических, экологических и социальных преимуществ бережливого использования энергетических ресурсов; понимание механизмов предотвращения потерь электрической энергии, а также причинно-следственных связей в процессах неэффективного использования энергетических ресурсов; учет факторов, которые влияют на силу электрического тока; осведомленность в технических характеристиках электроматериалов (например, электропроводности, класса теплостойкости изоляционных материалов, температурного коэффициента электрического сопротивления материалов, поперечного сечения проводников и т.п.); владение техническими приемами работы; выявление взаимозависимости имеющихся параметров электрической сети; определение оптимально эффективного режима работы источников электроэнергии, в частности на основе математических расчетов, в том числе с использованием для вычислений существующей нормативной документации; повышение коэффициента полезного действия источников электроэнергии, потребителей и электрических сетей; установление причин возникновения возможных и  существующих видов потерь мощности электрического оборудования в условиях его эксплуатации и выявление возможностей максимального уменьшения этих потерь,  экономической целесообразности ремонта поврежденных деталей и узлов мощности; соблюдение требований национальных стандартов по энергосбережению. Специалисты, компетентные в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов в своей профессиональной деятельности, быстро ориентируются в нестандартных ситуациях; ответственно и сознательно относиться к принятию, по необходимости, самостоятельных решений, касающихся вопросов сохранения энергетических ресурсов; активно проявляют инициативу относительно усовершенствования технологических процессов с учетом энергоэффективности; выполняют экологически чистые виды работ, обеспечивая рациональное энергопотребление.  

Учитывая толкование термина "рациональный" как такого, что основывается на требованиях ума, логики [, 1017], рациональность в потреблении энергетических ресурсов есть непосредственным, на наш взгляд, проявлением определенного уровня профессиональной образованности. Чем большим объемом теоретических знаний, умений и практических привычек владеют будущие  специалисты, чем совершеннее сформировано логическое мышление, тем легче им предотвратить экономически неоправданные затраты энергетических ресурсов.

Среди факторов, которые влияют на качественный уровень формирования энергоэффективной компетентности будущих специалистов в профессионально-технических учебных заведениях, важными являются педагогические условия, в частности наполнение содержания специальных предметов и производственного обучения материалами по энергоэффективности. Так, согласно содержанию Типовой программы по предмету «Электротехника с основами промышленной электроники» нами разработан сборник задач, касающийся эффективного использования электроэнергии. Сборник включает темы, в которых, по мнению автора, максимально раскрываются потенциально высокие возможности эффективного использования электрической энергии. А именно: постоянный ток и электрические цепи постоянного тока; электромагнетизм; переменный ток и электрические цепи переменного тока; трансформаторы; электрические машины постоянного тока; асинхронные машины; синхронные электрические машины; электропривод; производство, распределение и потребление электрической энергии; значение коэффициента мощности для экономики производства.

Каждая из тем содержит контрольные вопросы, тесты, технические диктанты и задачи. В контрольных задачах, например, предлагается выстроить правильный алгоритм технических операций, сформулировать незаконченные определения физической сущности понятий, из предложенных утверждений выбрать такие, что является ответом на поставленный вопрос и т.п.

Предложенные в сборнике задачи сориентированы на развитие у учеников логического, вариативного мышления, формирование умения анализировать причины существующих и возможных потерь мощности электрооборудования в условиях его эксплуатации и устранять последствия этих потерь.

Для удобства пользования сборником, в его структуру входят: перечень условных сокращений, используемых в названом сборнике, словарь технических терминов, перечень символов величин и их единиц измерения, а также приложения. В таблице символов величин и их единиц измерения в алфавитном порядке даны названия величин, их основные обозначения, названия букв греческого и латинского алфавитов, которыми обозначают величины, названия единиц измерения, их обозначение за международной системой (СИ – Système International d’Unités) и на украинском языке. Символы величин и их единицы измерения отвечают стандарту Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission) – ІЕС 60027-1. Предоставленные в таблицы основные обозначения величин существенным образом упрощают пользование техническими терминами. Приложения дают возможность выбрать необходимые электрические параметры при решении задач.

Важно подчеркнуть, что формирование энергоэффективної компетентности будущих специалистов машиностроительного профиля целесообразно рассматривать как постоянный процесс. Достижение личностью высокого уровня компетентности на определенном этапе своей трудовой деятельности не означает завершение ее профессионального развития – востребованность специалиста на современном рынке труда предусматривает непрерывное овладение новыми знаниями и производственными технологиями, сориентированными на эффективное использование энергетических ресурсов.

 

Литература:

  1.  Великий тлумачний словник сучасної української мови / Уклад. і голов. ред. В. Т. Бусел. – К. ; Ірпінь: ВТФ «Перун», 2001. – 1440 с.
  2.  Закон України "Про енергозбереження" : Постанова ВР № 75/94  ВР від 01. 07. 94, ВВР, 1994, № 30 // Відомості Верховної Ради (ВВР). –   1994. –  30. – С. 283 [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://avante.com.ua/rus/library/zakon_pro_energozberegennja.html
  3.  Нормативно-правові питання енергозбереження: Метод. посіб. / Віктор Петрович Розен (гол.ред.), Артур Веніамінович Праховник (уклад.). К. : Національний технічний ун-т України "Інститут енергозбереження та енергоменеджменту" , 2002.  48 с.
  4.  Стратегія енергозбереження в Україні: Аналітично-довідкові матеріали / Колективна монографія в 2-х томах / За ред. Жовтянського В. А.,      Кулика М. М., Стогнія Б. С. – Т. 1: Загальні засади енергозбереження. – К.: Академперіодика, 2006. – 510 с.
  5.   Europe 2020. A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://issuu.com/partyofeuropeansocialists/docs/europe2020 
  6.  The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.eutrio.be/files/bveu/Brugge_communique_EN.pdf

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34004. Антропология 25 KB
  в изучении человека никогда не будет поставлена точка что никогда очевидно не удастся создать унифицированную теорию человека.Сущность человека нельзя точно и строго зафиксировать как например сущность лошади собаки змеи и т. Универсальность человека многомерна.1она означает разнообразие и многообразие человека и человечества во времени и пространстве.
34005. Понятие человека 38 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К. Практически все инстинкты у социализированного человека поставлены под контроль общества и моральнопсихологических механизмов саморегуляции. при помощи которой сдерживаются агрессивные импульсы умиротворяется и облагораживается эмоциональноволевая сфера человека.
34006. Основные антропологические парадигмы 31.5 KB
  Проблема человека одна из центральных тем философии. В разных философских традициях и школах по разному трактуется феномен человека. Христианская антропология зиждется на ряде основополагающих постулатов: а человек есть триединство духовного душевного и телесного;б человек есть образ и подобие Божие;в онтологическая ущербность человека наступившая после грехопадения прародителей человечества Адама и Евы;г онтологический грех человека искупается жертвенной смертью Иисуса Христа каждый имеющий в своем сердце веру в Спасителя...
34007. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия 24 KB
  И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности Поэтому призвание задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю в прогресс общества его культуры. Смысл жизни общва и челтва в целом. Буддизм: чел живет для того чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христво восхождением чел к богу.
34008. Этология Конрада Лоренца 34.5 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К.Зонди 18931986 швейцарский ученый развивая и продолжая традиции психоанализа наряду с индивидуальным и коллективным бессознательным выделил понятие родового бессознательного это влияние наследственности и рода предков на судьбу человека. Навязанная судьба которая складывается: а под влиянием генетической наследственности; б под действием генотрофизма развития психики человека под влиянием того или иного предка или родственника от которых может зависеть выбор профессии хобби...
34009. Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии 40.5 KB
  Понятие Бога в философии и религии. Философия религии важный раздел философского знания поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур цивилизаций и обществ. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Философия религии это прежде всего рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом определение ее знания в жизни человека и общества.
34010. Предмет и задачи этики. Основные этические системы 44 KB
  Вся совокупность проблем в той или иной мере посвященных изучению этих вопросов была представлена особой философской теорией получившей название философия морали нравственности или этика. Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos этос подразумевавший пространство совместного проживания людей или животных дом звериное логово птичье гнездо и т. Поэтому термин этика также введенный в употребление Аристотелем изначально приобрел двоякую направленность: 1 обозначение совокупности добродетелей правил и норм...
34011. Основные этические системы 46.5 KB
  Остановимся на нескольких наиболее значительных и как нам представляется не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме стоицизме этике долга и этике любви. Именно такая постановка личности по Эпикуру порождает три степени свободы каждая из которых есть в сущности ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний сопровождающих его на протяжении всей жизни: от страха перед Богами от страха перед...
34012. Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития ис 45.5 KB
  Искусство это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах которые позволяют человеку непосредственно в чувственном виде переживать то что в них заключил художник.