97300

Розничные торговые сети и перспективы их развития

Научная статья

Маркетинг и реклама

В современных условиях введения коммерческой деятельности наблюдаются высокие темпы развития розничной торговли. В настоящее время наблюдается появление новых форм розничной торговли что является следствием высокой покупательной способности населения.

Русский

2015-10-15

24.27 KB

5 чел.

   Розничные торговые сети и перспективы их развития

                                                  Григорян Кристина, ФМБиТ 4 курс, 11 группа

    Торговля является неотъемлемой и важной отраслью экономики страны. В современных условиях введения коммерческой деятельности наблюдаются высокие темпы развития розничной торговли. Торговля выступает как передовая отрасль, именно торговля мотивирует отечественных производителей удовлетворить все потребности и запросы общества. В настоящее время наблюдается появление новых форм розничной торговли, что является следствием высокой покупательной способности населения.         

  Таким образом, основной задачей торговли, в данной ситуации является использование всех благоприятных условий для более полного удовлетворения покупательского спроса на товары и услуги.

    Для осуществления розничной торговли необходима соответствующая материальная база. Основой материально-технической базы розничной торговли является торговая сеть.

    В ГОСТе Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», который вступил в действие с 1 января 2000 г., дано определение понятия торговой сети.

      Розничная торговая сеть-это совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей или находящихся под общим управлением.

    Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора в удобном количестве, недалеко от места работы и жилья.

    В последнее время большая часть современного бизнеса приобретает сетевой характер. Это значительно повышает оборачиваемость  капитала, сокращает издержки и создает новые возможности для максимизации прибыли.

    В Российской Федерации такой сектор экономики, как розничная торговля, стремительно растет. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей, которые успешно развиваются.

     Как и мировой,  так и российский опыт подтверждает, что магазины объединенные в единую сеть является самым эффективным способом развития розничной торговли.

        У розничной торговой сети есть ряд преимуществ:

-размеры сетевых магазинов позволяют им закупать товары большими партиями, при этом минимизируют транспортные расходы и получают максимальную скидку и экономию;

-в соответствии с потребностями покупателей возможно изменение ассортимента товаров и формирование ассортимента по конкурентоспособным ценам;

-за счет централизованного управления и привлечение квалифицированных специалистов повышается уровень коммерческой деятельности и позволяет избежать многих недостатков, характерных для одного магазина;

-снижение затрат на единицу товара за счет экономии на издержках по стимулированию сбыта позволяет закупать рекламу выгодную для своих сетей магазинов;

-способность объединять оптовые и розничные функции торговли;

-сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли успешно вести конкурентную борьбу, с учетом местных потребительских предпочтений.

       В развитых странах все рыночное пространство захвачено торговыми сетями. Все прочие розничные точки, такие как: павильоны, киоски, торговые лавки, маленькие магазинчики, занимают не более 4% рынка. В Европе сетевая торговля контролирует 70%-75% розничного товарооборота, по России на уровне 20%-30%.  Однако концентрация сетевой торговли в России достаточно низкий по сравнению с другими странами. Наиболее развита сетевая торговля в крупных городах страны, например,  Москва, Санкт-Петербург, где степень проникновения сетевой торговли составляет 45%.

     Основными условиями для создания розных торговых сетей являются:

-концентрация единого аппарата управления сетью;

-сокращение коммерческих функций и передача их менеджерам центра;

-централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;

-оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;

-внедрение количественно-стоимостного учета в торговые сети;

-внедрение информационной системы, соответствующим задачам выбранной модели управления.

       Сетевая торговля характеризуется современными форматами магазинов, определяемых ассортиментом продукции, размером торговой площади и методами обслуживания. В настоящее время сложились следующие форматы розничных сетей: супермаркет, гастроном, дискаунтер, универсам, гипермаркет, cash&carry. Однако, следует отметить, что в отличие от западных ритейлеров, границы между форматами российских торговых сетей довольно размытые.  

     Рост оборота розничной торговли в России в настоящее время в основном обеспечивается за счет предприятий современных форматов, входящих в торговые сети. Особенно заметна эта тенденция в крупных городах в отношения торговли бытовой техникой, электроникой, средствами связи, лекарствами. Для современных форматов розничной торговли (гипермаркетов и супермаркетов) в городах России с населением более 10 тыс. человек по объему товарооборота в феврале 2010 г. различных форматов составил 7%. [4]

     Развитие бизнеса сетевых компаний в регионах России и за ее пределами является логичным воплощением стратегических планов наиболее успешных ритейлеров в условиях возрастающей конкуренции в федеральных центрах и усиления влияния иностранных операторов.

   Количество сетевых торговых предприятий растет, однако во многих регионах страны еще не достигнут уровень здоровой конкуренции, что однозначно тормозит развитие торговых сетей.

   Особый интерес представляет собой система франчайзинга, которая может рассматриваться как продвижение и расширение торговых сетей в регионы. Многие компании покупают у иностранных или отечественных производителей франшизу(право на использование торговой марки) и реализуют продукцию в различных регионах страны. За счет нестабильности экономики и отсутствием у  розничных продавцов суммы стартового капитала, развитие франчайзинга в региональных сетях тормозится.

   В данный момент лидерами в продвижении своей продукции на региональный рынки является «Пятерочка»(Универсам «Семейный»), «Перекресток» входящие в состав X5Retail Group. Они добиваются желаемых результатов благодаря органичному, последовательному росту. Избегают серьезных рисков, тщательно планируют программу развития, избирают демократичные рычаги управления, основной упор делают на разработку ассортиментной и ценовой политики, и проводят эффективные рекламные акции и кампании.

     Несмотря на то, что доля сетевой торговли составляет около 23% объема розничного товарооборота, ее значимость для российских потребителей, особенно в столице и крупных городах страны, усиливается. Для достижения известности бренда, повышению роста продаж, посещаемости способствуют активно внедряемые лидерами ритейла программы лояльности, которые предусматривают новые подходы к использованию маркетинговых инструментов при индивидуальной работе с клиентом. Чтобы покупатель проявил свою лояльность по отношению к компании, необходимо предоставить ему особый уровень сервиса, скидки, накопительную систему баллов, возможность участия в розыгрыше ценных призов.

    Для создания лояльности покупателей используются также дисконтные и клубные карты. Основной целью дисконтных программ является удержание существующей клиентской базы (а не ее расширение). Такая программа не обязательно должна увеличивать оборот сети-она может быть нацелена на сохранение структуры целевой группы или на снижение чувствительности к цене. Например, сети супермаркетов «Перекресток», «Седьмой континент», дискаунтеров «Пятерочка»(в настоящее время Универсам «Семейный»), «Дикси», региональные различные бренды, применяют практику дисконтных карт. Для удержания клиентов используются также механизм проведения специальных акций для покупателей.

    Для создания программ лояльности торговые сети начинают использовать такой инструмент, как эквайринг. Эквайринг-это процесс продажи товаров, работ, услуг с помощью платежных пластиковых карт. Прием к оплате банковских карт является важным конкурентным преимуществом магазинов и торговых сетей, привлекает простотой и доступностью оплаты товаров.

   Торговые сети еще несколько лет назад предоставляли возможность заказывать товары по интернету. Многие розничные сети распространяют действие различных дисконтных программ на свои интернет-магазины. В целом интернет - торговля в структуре продаж розничных сетей начинает занимать более значительное место.

     По сравнению с данными прошлогоднего исследования Россия в рейтинге стран, наиболее привлекательных с точки зрения экспансии международных ритейлеров, поднялась с 10 места на 6. Такое существенное перемещение очередной раз подтверждает, что Российская Федерация с ее огромным потенциалом и пока еще существенной нехваткой качественного ритейла, является привлекательным рынком для сильных западных компаний.[3]

    Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что существующие проблемы и тенденции в развитии торговых розничных сетей во многом связанны с тем, что данная сфера рынка в стадии формирования и постоянно изменяется, что однозначно имеет свои минусы, но в свою очередь ведет к неизменному их совершенствованию.

Литература:

1)Хасис Л.А. Сетевая розничная торговля: тенденция и перспективы. / Л.А. Хасис.- М,: ЗАО Издательство «Экономика», 2011. - 313 с. -1

2)«Розничные сети глазами потребителя» Журнал «Птицепром» издательский дом «Сфера», №3 ноябрь 2012

3)Войцеховский О. В. «Современные форматы торговли продовольственными и промышленными товарами», июнь  2010

4) http://www.cfin.ru/press Журнал «Коммерческий директор», №1 (01) март 2012


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12864. Путешествие в страну Детства 54.5 KB
  Занятие для учащихся 5х классов Путешествие в страну Детства Цель: развитие эмоциональноволевой сферы детей. Задачи: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; развитие умения справляться с чувством страха; развитие ко
12865. Репортаж от одноклассника. Психологическая игра-проект 307.5 KB
  Психологическая играпроект Репортаж от одноклассника Психологическая служба любого образовательного учреждения ставит перед собой задачу выстраивания взаимодействия на решение комплексных задач школы которые реализуются всеми специалистами. Это взаимодействи...
12866. Тренинговые занятия. Я И МЫ 277.5 KB
  Я И МЫ Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5го класса Начало учебы в 5м классе особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов к новы
12867. ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ 34 KB
  ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Тренинг Волшебные приключения строится как интерактивное игровое общение ровесников. Включает активнодвигательные упражнения и творческие задания направленные на переосмысление и открытие новых способов самовыражен
12868. Невероятное путешествие 44.5 KB
  Большая психологическая игра Невероятное путешествие При переходе в старшее звено могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок постоянно происходят конфликты учащиеся не могут найти €œобщий язык€ нельзя провести коллективное мероприятие
12869. Большая психологическая игра Новоселье 42 KB
  Большая психологическая игра Новоселье 1. Название: €œНовоселье€. 2. Задачи игры: создать условия для взаимодействия ребят друг с другом способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии. 3. Описание проблем или задач развития на решение кото...
12870. ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ВОЛШЕБНЫХ НАУК 54.5 KB
  ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ВОЛШЕБНЫХ НАУК Зал празднично украшен. Ребята проходят в зал их встречают педагоги помогают занять зрительские и командноигровые места. Занавес закрыт. Фоновая музыка. Вступительное слово: Добрый день Мы рады приветствовать всех собравшихся н...
12871. Праздник в снежном городке 46 KB
  Большая психологическая игра Праздник в снежном городке Задачи игры: дать участником опыт проектирования в рамках совместной практической деятельности; развивать навыки сотрудничества и кооперации; развивать навыки коммуникации: взаимопонимания слуш
12872. Чудесный Остров 39.5 KB
  Сценарий большой психологической игры Чудесный Остров 1. Название Чудесный Остров. 2. Задача игры: научить детей взаимодействовать друг с другом. 3. Описание проблем или задач развития на решение которых направлена данная игра: организация взаимодействия ме