97300

Розничные торговые сети и перспективы их развития

Научная статья

Маркетинг и реклама

В современных условиях введения коммерческой деятельности наблюдаются высокие темпы развития розничной торговли. В настоящее время наблюдается появление новых форм розничной торговли что является следствием высокой покупательной способности населения.

Русский

2015-10-15

24.27 KB

11 чел.

   Розничные торговые сети и перспективы их развития

                                                  Григорян Кристина, ФМБиТ 4 курс, 11 группа

    Торговля является неотъемлемой и важной отраслью экономики страны. В современных условиях введения коммерческой деятельности наблюдаются высокие темпы развития розничной торговли. Торговля выступает как передовая отрасль, именно торговля мотивирует отечественных производителей удовлетворить все потребности и запросы общества. В настоящее время наблюдается появление новых форм розничной торговли, что является следствием высокой покупательной способности населения.         

  Таким образом, основной задачей торговли, в данной ситуации является использование всех благоприятных условий для более полного удовлетворения покупательского спроса на товары и услуги.

    Для осуществления розничной торговли необходима соответствующая материальная база. Основой материально-технической базы розничной торговли является торговая сеть.

    В ГОСТе Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», который вступил в действие с 1 января 2000 г., дано определение понятия торговой сети.

      Розничная торговая сеть-это совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей или находящихся под общим управлением.

    Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора в удобном количестве, недалеко от места работы и жилья.

    В последнее время большая часть современного бизнеса приобретает сетевой характер. Это значительно повышает оборачиваемость  капитала, сокращает издержки и создает новые возможности для максимизации прибыли.

    В Российской Федерации такой сектор экономики, как розничная торговля, стремительно растет. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей, которые успешно развиваются.

     Как и мировой,  так и российский опыт подтверждает, что магазины объединенные в единую сеть является самым эффективным способом развития розничной торговли.

        У розничной торговой сети есть ряд преимуществ:

-размеры сетевых магазинов позволяют им закупать товары большими партиями, при этом минимизируют транспортные расходы и получают максимальную скидку и экономию;

-в соответствии с потребностями покупателей возможно изменение ассортимента товаров и формирование ассортимента по конкурентоспособным ценам;

-за счет централизованного управления и привлечение квалифицированных специалистов повышается уровень коммерческой деятельности и позволяет избежать многих недостатков, характерных для одного магазина;

-снижение затрат на единицу товара за счет экономии на издержках по стимулированию сбыта позволяет закупать рекламу выгодную для своих сетей магазинов;

-способность объединять оптовые и розничные функции торговли;

-сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли успешно вести конкурентную борьбу, с учетом местных потребительских предпочтений.

       В развитых странах все рыночное пространство захвачено торговыми сетями. Все прочие розничные точки, такие как: павильоны, киоски, торговые лавки, маленькие магазинчики, занимают не более 4% рынка. В Европе сетевая торговля контролирует 70%-75% розничного товарооборота, по России на уровне 20%-30%.  Однако концентрация сетевой торговли в России достаточно низкий по сравнению с другими странами. Наиболее развита сетевая торговля в крупных городах страны, например,  Москва, Санкт-Петербург, где степень проникновения сетевой торговли составляет 45%.

     Основными условиями для создания розных торговых сетей являются:

-концентрация единого аппарата управления сетью;

-сокращение коммерческих функций и передача их менеджерам центра;

-централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;

-оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;

-внедрение количественно-стоимостного учета в торговые сети;

-внедрение информационной системы, соответствующим задачам выбранной модели управления.

       Сетевая торговля характеризуется современными форматами магазинов, определяемых ассортиментом продукции, размером торговой площади и методами обслуживания. В настоящее время сложились следующие форматы розничных сетей: супермаркет, гастроном, дискаунтер, универсам, гипермаркет, cash&carry. Однако, следует отметить, что в отличие от западных ритейлеров, границы между форматами российских торговых сетей довольно размытые.  

     Рост оборота розничной торговли в России в настоящее время в основном обеспечивается за счет предприятий современных форматов, входящих в торговые сети. Особенно заметна эта тенденция в крупных городах в отношения торговли бытовой техникой, электроникой, средствами связи, лекарствами. Для современных форматов розничной торговли (гипермаркетов и супермаркетов) в городах России с населением более 10 тыс. человек по объему товарооборота в феврале 2010 г. различных форматов составил 7%. [4]

     Развитие бизнеса сетевых компаний в регионах России и за ее пределами является логичным воплощением стратегических планов наиболее успешных ритейлеров в условиях возрастающей конкуренции в федеральных центрах и усиления влияния иностранных операторов.

   Количество сетевых торговых предприятий растет, однако во многих регионах страны еще не достигнут уровень здоровой конкуренции, что однозначно тормозит развитие торговых сетей.

   Особый интерес представляет собой система франчайзинга, которая может рассматриваться как продвижение и расширение торговых сетей в регионы. Многие компании покупают у иностранных или отечественных производителей франшизу(право на использование торговой марки) и реализуют продукцию в различных регионах страны. За счет нестабильности экономики и отсутствием у  розничных продавцов суммы стартового капитала, развитие франчайзинга в региональных сетях тормозится.

   В данный момент лидерами в продвижении своей продукции на региональный рынки является «Пятерочка»(Универсам «Семейный»), «Перекресток» входящие в состав X5Retail Group. Они добиваются желаемых результатов благодаря органичному, последовательному росту. Избегают серьезных рисков, тщательно планируют программу развития, избирают демократичные рычаги управления, основной упор делают на разработку ассортиментной и ценовой политики, и проводят эффективные рекламные акции и кампании.

     Несмотря на то, что доля сетевой торговли составляет около 23% объема розничного товарооборота, ее значимость для российских потребителей, особенно в столице и крупных городах страны, усиливается. Для достижения известности бренда, повышению роста продаж, посещаемости способствуют активно внедряемые лидерами ритейла программы лояльности, которые предусматривают новые подходы к использованию маркетинговых инструментов при индивидуальной работе с клиентом. Чтобы покупатель проявил свою лояльность по отношению к компании, необходимо предоставить ему особый уровень сервиса, скидки, накопительную систему баллов, возможность участия в розыгрыше ценных призов.

    Для создания лояльности покупателей используются также дисконтные и клубные карты. Основной целью дисконтных программ является удержание существующей клиентской базы (а не ее расширение). Такая программа не обязательно должна увеличивать оборот сети-она может быть нацелена на сохранение структуры целевой группы или на снижение чувствительности к цене. Например, сети супермаркетов «Перекресток», «Седьмой континент», дискаунтеров «Пятерочка»(в настоящее время Универсам «Семейный»), «Дикси», региональные различные бренды, применяют практику дисконтных карт. Для удержания клиентов используются также механизм проведения специальных акций для покупателей.

    Для создания программ лояльности торговые сети начинают использовать такой инструмент, как эквайринг. Эквайринг-это процесс продажи товаров, работ, услуг с помощью платежных пластиковых карт. Прием к оплате банковских карт является важным конкурентным преимуществом магазинов и торговых сетей, привлекает простотой и доступностью оплаты товаров.

   Торговые сети еще несколько лет назад предоставляли возможность заказывать товары по интернету. Многие розничные сети распространяют действие различных дисконтных программ на свои интернет-магазины. В целом интернет - торговля в структуре продаж розничных сетей начинает занимать более значительное место.

     По сравнению с данными прошлогоднего исследования Россия в рейтинге стран, наиболее привлекательных с точки зрения экспансии международных ритейлеров, поднялась с 10 места на 6. Такое существенное перемещение очередной раз подтверждает, что Российская Федерация с ее огромным потенциалом и пока еще существенной нехваткой качественного ритейла, является привлекательным рынком для сильных западных компаний.[3]

    Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что существующие проблемы и тенденции в развитии торговых розничных сетей во многом связанны с тем, что данная сфера рынка в стадии формирования и постоянно изменяется, что однозначно имеет свои минусы, но в свою очередь ведет к неизменному их совершенствованию.

Литература:

1)Хасис Л.А. Сетевая розничная торговля: тенденция и перспективы. / Л.А. Хасис.- М,: ЗАО Издательство «Экономика», 2011. - 313 с. -1

2)«Розничные сети глазами потребителя» Журнал «Птицепром» издательский дом «Сфера», №3 ноябрь 2012

3)Войцеховский О. В. «Современные форматы торговли продовольственными и промышленными товарами», июнь  2010

4) http://www.cfin.ru/press Журнал «Коммерческий директор», №1 (01) март 2012


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76692. Будова й еволюція всесвіту 57 KB
  Наше Сонце також є рядовою зорею входить до складу нашої Галактики яка у свою чергу включена в Місцеве скупчення галактик. Молочний Шлях який ми бачимо на нічному небі у вигляді сріблястої смуги розсипаних зір становить основну частину нашої Галактики.
76693. Биологическая адаптация человека 151.5 KB
  Целью моей работы является изучение биологических и социальных аспектов адаптации человека ее опосредованный характер. Биологические и социальные аспекты адаптации человека Экология человека или социальная экология это область экологии изучающая взаимодействие человеческого общества и окружающей среды.
76695. История космических иследовании 21 KB
  Освоение космоса, космические исследования относятся к одному из основных направлений научно-технической революции. Рассмотрение этого направления в технико-экономическом аспекте представит определенный интерес для специалистов, разрабатывающих международные программы сотрудничества в области экономики, науки и техники.
76696. Творчість Григорія Сковороди 45.5 KB
  Григорій Савович Сковорода народився 3 грудня 1722 р. в селі Чорнухах, що на Полтавщині, у сім’ї малоземельного козака. У дитинстві малий Гриць дуже любив сидіти під вербою, спостерігати за навколишнім світом і грати на сопілці, подарованій старим кобзарем.
76697. Неолітична революція 33.06 KB
  Неолітична революція полягала в тому що людина від полювання і збиральництва перейшла до привласнювання, тобто почала розводити тварин (рогата худоба,коні,подекуди дикі свині)та почала вирощувати рослини замість того, щоб шукати їх.
76698. Личность. Структура личности 34.46 KB
  Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. На данный момент выделяют четыре теории личности: Биологизаторская по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями социальное окружение...
76699. Маркетинг в общественном питании 35.89 KB
  Применение маркетингового подхода обеспечивается по отношению к таким элементам как: персонал знания умения и навыки которые устанавливаются исходя из требований к уровню качества продукции и услуг; процесс - этапы производства продукции и обслуживания потребителя...
76700. Структура и содержание правовых отношений 64.29 KB
  Выбирая данную тему для курсовой работы я руководствовался важностью этой темы ее значимостью для всех отраслей права. Несмотря на то что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений каждая отрасль права имеет свои обусловленные спецификой...