97303

Разряды сочинительных союзов по значению

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познавательная: познакомить учеников с группами сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные); Развивающие: закрепить навык нахождения в тексте сочинительных и подчинительных союзов; развивать умение сравнивать и сопоставлять информацию; Коммуникативная: развивать способность учащихся отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и своих одноклассников.

Русский

2015-10-16

30.31 KB

0 чел.

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Разряды сочинительных союзов по значению».

Учитель: Фуртаева Юлия Олеговна

Цель урока: изучение разрядов сочинительных союзов и особенностей их употребления в предложении.   

Задачи урока:

Познавательная

-познакомить учеников с группами сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные);

Развивающие

-закрепить навык нахождения в тексте сочинительных и подчинительных союзов;

-развивать умение сравнивать и сопоставлять информацию;

Коммуникативная

-развивать способность учащихся отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и своих одноклассников.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемый результат  урока: усвоение разрядов сочинительных союзов и умение правильно употреблять знаки препинания при них.

Оборудование: учебник русского языка под ред.М.Т.Баранова, рабочие тетради, использование ИКТ, рабочие листы.

                                                          Ход урока:

1.Мотивация. (2 мин.) Начать сегодняшний урок хотелось бы с эпиграфа (1 слайд)

Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но

(не) умеющий их и (з,с) пользовать,

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать.    (А.Л. Минц)  

 

Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку? (На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике)

Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.

Сейчас запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтобы ваша запись была грамотна, а вы, делая ее, чувствовали себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм? Что вы узнали на предыдущих уроках о союзах?

2. Актуализация и пробное учебное действие. (4 мин.) 2 слайд

1.Легкий ветерок то просыпался то утихал.(И.Тургенев)

2.Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (А.Блок)

3.Мы в разных странах рождены но все мы не хотим войны! (Е.Долматовский)

4.Новые жилые дома строятся как в городе так и в деревне.

Задание.

1)Выделить грамматические основы. Расставить знаки препинания.

2) Выделить союзы, посчитать, сколько их в каждом предложении?

3)Какую роль выполняют союзы в каждом предложении? Сочинительный или подчинительный?

4)Какие смысловые отношения вносит каждый из этих союзов в предложение?

3.Выявление места и причины затруднения.

Где возникли затруднения? Почему?

Что необходимо для этого узнать?

4.Целеполагание (4 мин.)

Какова цель нашего урока?

Как может звучать тема сегодняшнего урока? (3 слайд)

Каким способом можно освоить эту тему?

5.Реализация. (8 мин.)

Ознакомьтесь с материалом учебника на стр.154 и со слайдом презентации. (4 слайд)

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений  возможно только одно

(или то, или это)

 И

Да (= и)

Также

Тоже

Не только … но и

Как … так и

А

Но

Да (= но)

Зато

Однако

Или

Или … или

Ни … ни

Либо

То … то

То ли … то ли

Как можно озаглавить каждый столбик? (слайд 5)

Соединительные

Противительные

Разделительные

Одиночные

И, да (=и)

А, но, да (=но), однако, зато

Или, либо,

Повторяющиеся

И…и..

Да…да

Или…, или..

То…, то

Не то…, не то

Двойные

Не только…., но и

Как…., так и

(слайд 6)  Что нового вы заметили в этой таблице? Найдите примеры на каждый союз из материалов раздаточных. (приложение 1)

Глядя на эту таблицу посмотрите на предложения, с которых мы начали урок и ответьте на вопрос, который вызвал затруднение.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

Работаем фронтально, устно Упр.327, 330. Каждый ученик читает предложение, называет союз и определяет его разряд по значению.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Расставить знаки препинания, выделить союзы и определить их группу. (слайд 7)

1.Малыш то смеется то плачет.

2.Андрей красив зато неумен.

3.Река неглубокая но широкая.

4.Новый фильм мне понравился и я с удовольствием посмотрю его еще раз с друзьями.

5.В кроссе участвовали не только юноши но и девушки.

Проверьте и оцените себя. (слайды 8,9)

8.Включение в систему знаний.(8 мин.)

Как вы думаете, для чего нужно знать деление сочинительных союзов на группы по значению?

Где это может пригодиться? Упр.328 (вспомнить знаки препинания при однородных членах предложения)

Запятая между однородными членами предложения (10 слайд)

Ставится

Не ставится

      11, 12 слайды

  1.  Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный поселок из палаток, и самих людей (Ажаев)
  2.  Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов).
  3.  Видит ли он это или не видит? (Гоголь).
  4.  Ученики перед экзаменом пожелали друг другу: «Ни пуха ни пера».
  5.  С чужими я либо робел, либо важничал (Горький)

9.Рефлексия. (3 мин) 13 слайд

Продолжите фразы:

1.На уроке мне было полезно узнать…

2. На уроке я убедился (лась), что…

3.Во время урока у меня возникали такие чувства, как…

Домашнее задание: п.58, Упр.330 ( на «3») Упр.331 (на «4» и «5»).

Приложение 1.

                                         Сочинительные союзы

Соединительные

И

Да (= и)

Не только…, но и

Как…, так и

Звезды меркнут и гаснут (Н.Некрасов)

Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом. (А.Блок)

Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали все на одном и том же дереве, да куковала одна кукушка, перемещаясь всякий раз. (И.Тургенев)

Вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. (И.Петрянов)

Как вчера, так и сегодня стоит теплая погода.

Противительные

А

Но

Да (=но)

Однако

зато

Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твердый льдистый слой наста. (А.Куприн)

Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны! (Е.Долматовский)

Горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было (И.Тургенев).

Обе казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили голову и закрылись своими изодранными чадрами. (А.Пушкин)

Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. (В.Короленко)

Разделительные

Или

Или…,или

Либо

То…то

Не то…не то

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена? (А.Пушкин)

По вечерам я читаю журнал «Наука и жизнь» либо «Вокруг света».

То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К.Паустовский)

Несутся клубы не то тумана, не то мелких брызг (С.Михалков).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53251. Греко-перські війни 52 KB
  А Марафонська битва; Б битва при Фермопілах; В Саламінська битва; 3. А Марафонська битва. Марафонська битва Б Битва при Фермопілах. битва при Фермопілах.
53252. Музыкальная гостиная: «Гений норвежской музыкальной сказки - Эдвард Григ» 224 KB
  Ключевая компетенция способность личности мобилизовать свои знания умения а также способы выполнения действий необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. развитие познавательного интереса у младших школьников и эмоционального отклика на шедевры музыкальной классики воспитания у учащихся ценностного отношения к мировой культуре в процессе восприятия и творческой интерпретации произведений мировой классики; обогащения знаний учащихся о музыке как о сфере ориентированной на...
53253. Управління системою громадянського виховання в загальноосвітньому навчальному закладі 313 KB
  ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ УПРАВЛІННЯ СИСТЕМОЮ ГРОМАДЯНСЬКОГО ВИХОВАННЯ В ЗАГАЛЬНООСВІТНЬОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ. Сутнісна характеристика системи громадянського виховання. Шляхи реалізації системи громадянського виховання в загальноосвітньому навчальному закладі.
53254. Що означає бути громадянином своєї держави 45.5 KB
  Мета уроку: розкрити зміст понять громадянин громадянство громадянські якості громадянські почуття і почуття; пояснити що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави; висловлювати власне судження про те як людина може бути корисною суспільству; наводити приклади вчинків якими вони зможуть принести користь суспільству. План змісту уроку Що означає бути громадянином своєї держави.Що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави.
53255. Майбутній громадянин України 205 KB
  2010 рік Процес виховання ― це динамічне складне явище яке здійснюється на основі цілеспрямованого і організованого формування особистості громадянина незалежної держави. Мета і завдання виховання визначаються потребами сучасного суспільноекономічного розвитку України. Виховна робота у Червонозаводській загальноосвітній школі ІІІІ ступенів №2 здійснюється відповідно до Програми системи виховання учнівської молоді згідно районної програми виховання учнівської молоді на період до 2012 року. Модель та основні структурні елементи...
53256. Гроші 59 KB
  Гроші. Що таке гроші Які асоціації викликає у вас поняття гроші 3. Саме тут ми будемо проводити дослідницьку роботу про гроші. Гроші це тема нашої роботи в економічній лабораторії.
53257. Грунти і земельні ресурси України 216 KB
  Умови ґрунтоутворення основні генетичні типи ґрунтів закономірності їх поширення. Карта ґрунтів України. Аналіз закономірностей поширення ґрунтів на території України. МЕТА: Сформувати в учнів загальну картину розміщення ґрунтів в Україні; навчити вмінню читати карту ґрунтів України схематично описувати ґрунтовий профіль визначати фізикохімічні властивості ґрунтів; пояснити учням поняття “земельні ресурси†підкреслити основні заходи щодо раціонального використання і охорони їх; виховувати в учнів почуття дбайливого господаря.
53258. Групповая форма работы на уроках химии 238.5 KB
  Чередов практические результаты обучения и воспитания учащихся свидетельствуют что низкая успеваемость многих школьников является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний учащимися и тем что учитель предлагает выполнить на уроке. В решении вопроса качественного усвоения всеми учащимися класса базового содержания образования в соответствии с возможностями и склонностями каждого школьника важная роль отводится организации учебной деятельности учащихся. Рядом психологопедагогических исследований доказано что...
53259. Рекомендації щодо організації групової форми роботи під час використання проектної технології навчання 72 KB
  Головною ідеєю організації групової роботи є створення умов для активної спільної діяльності учнів у різних навчальних ситуаціях і робота в команді. Особливу увагу необхідно приділити груповим цілям успіху групи який може бути досягнутий лише в результаті самостійної роботи кожного члена групи у постійній взаємодії з іншими під час роботи над темою. Ефективність навчання в групах залежить від того наскільки кожний усвідомить важливість роботи разом та взаємодії через взаємодопомогу це може бути досягнуто шляхом впровадження пяти базових...