97303

Разряды сочинительных союзов по значению

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познавательная: познакомить учеников с группами сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные); Развивающие: закрепить навык нахождения в тексте сочинительных и подчинительных союзов; развивать умение сравнивать и сопоставлять информацию; Коммуникативная: развивать способность учащихся отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и своих одноклассников.

Русский

2015-10-16

30.31 KB

0 чел.

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Разряды сочинительных союзов по значению».

Учитель: Фуртаева Юлия Олеговна

Цель урока: изучение разрядов сочинительных союзов и особенностей их употребления в предложении.   

Задачи урока:

Познавательная

-познакомить учеников с группами сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные);

Развивающие

-закрепить навык нахождения в тексте сочинительных и подчинительных союзов;

-развивать умение сравнивать и сопоставлять информацию;

Коммуникативная

-развивать способность учащихся отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и своих одноклассников.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемый результат  урока: усвоение разрядов сочинительных союзов и умение правильно употреблять знаки препинания при них.

Оборудование: учебник русского языка под ред.М.Т.Баранова, рабочие тетради, использование ИКТ, рабочие листы.

                                                          Ход урока:

1.Мотивация. (2 мин.) Начать сегодняшний урок хотелось бы с эпиграфа (1 слайд)

Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но

(не) умеющий их и (з,с) пользовать,

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать.    (А.Л. Минц)  

 

Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку? (На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике)

Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.

Сейчас запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтобы ваша запись была грамотна, а вы, делая ее, чувствовали себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм? Что вы узнали на предыдущих уроках о союзах?

2. Актуализация и пробное учебное действие. (4 мин.) 2 слайд

1.Легкий ветерок то просыпался то утихал.(И.Тургенев)

2.Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (А.Блок)

3.Мы в разных странах рождены но все мы не хотим войны! (Е.Долматовский)

4.Новые жилые дома строятся как в городе так и в деревне.

Задание.

1)Выделить грамматические основы. Расставить знаки препинания.

2) Выделить союзы, посчитать, сколько их в каждом предложении?

3)Какую роль выполняют союзы в каждом предложении? Сочинительный или подчинительный?

4)Какие смысловые отношения вносит каждый из этих союзов в предложение?

3.Выявление места и причины затруднения.

Где возникли затруднения? Почему?

Что необходимо для этого узнать?

4.Целеполагание (4 мин.)

Какова цель нашего урока?

Как может звучать тема сегодняшнего урока? (3 слайд)

Каким способом можно освоить эту тему?

5.Реализация. (8 мин.)

Ознакомьтесь с материалом учебника на стр.154 и со слайдом презентации. (4 слайд)

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений  возможно только одно

(или то, или это)

 И

Да (= и)

Также

Тоже

Не только … но и

Как … так и

А

Но

Да (= но)

Зато

Однако

Или

Или … или

Ни … ни

Либо

То … то

То ли … то ли

Как можно озаглавить каждый столбик? (слайд 5)

Соединительные

Противительные

Разделительные

Одиночные

И, да (=и)

А, но, да (=но), однако, зато

Или, либо,

Повторяющиеся

И…и..

Да…да

Или…, или..

То…, то

Не то…, не то

Двойные

Не только…., но и

Как…., так и

(слайд 6)  Что нового вы заметили в этой таблице? Найдите примеры на каждый союз из материалов раздаточных. (приложение 1)

Глядя на эту таблицу посмотрите на предложения, с которых мы начали урок и ответьте на вопрос, который вызвал затруднение.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

Работаем фронтально, устно Упр.327, 330. Каждый ученик читает предложение, называет союз и определяет его разряд по значению.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Расставить знаки препинания, выделить союзы и определить их группу. (слайд 7)

1.Малыш то смеется то плачет.

2.Андрей красив зато неумен.

3.Река неглубокая но широкая.

4.Новый фильм мне понравился и я с удовольствием посмотрю его еще раз с друзьями.

5.В кроссе участвовали не только юноши но и девушки.

Проверьте и оцените себя. (слайды 8,9)

8.Включение в систему знаний.(8 мин.)

Как вы думаете, для чего нужно знать деление сочинительных союзов на группы по значению?

Где это может пригодиться? Упр.328 (вспомнить знаки препинания при однородных членах предложения)

Запятая между однородными членами предложения (10 слайд)

Ставится

Не ставится

      11, 12 слайды

  1.  Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный поселок из палаток, и самих людей (Ажаев)
  2.  Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов).
  3.  Видит ли он это или не видит? (Гоголь).
  4.  Ученики перед экзаменом пожелали друг другу: «Ни пуха ни пера».
  5.  С чужими я либо робел, либо важничал (Горький)

9.Рефлексия. (3 мин) 13 слайд

Продолжите фразы:

1.На уроке мне было полезно узнать…

2. На уроке я убедился (лась), что…

3.Во время урока у меня возникали такие чувства, как…

Домашнее задание: п.58, Упр.330 ( на «3») Упр.331 (на «4» и «5»).

Приложение 1.

                                         Сочинительные союзы

Соединительные

И

Да (= и)

Не только…, но и

Как…, так и

Звезды меркнут и гаснут (Н.Некрасов)

Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом. (А.Блок)

Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали все на одном и том же дереве, да куковала одна кукушка, перемещаясь всякий раз. (И.Тургенев)

Вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. (И.Петрянов)

Как вчера, так и сегодня стоит теплая погода.

Противительные

А

Но

Да (=но)

Однако

зато

Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твердый льдистый слой наста. (А.Куприн)

Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны! (Е.Долматовский)

Горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было (И.Тургенев).

Обе казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили голову и закрылись своими изодранными чадрами. (А.Пушкин)

Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. (В.Короленко)

Разделительные

Или

Или…,или

Либо

То…то

Не то…не то

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена? (А.Пушкин)

По вечерам я читаю журнал «Наука и жизнь» либо «Вокруг света».

То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К.Паустовский)

Несутся клубы не то тумана, не то мелких брызг (С.Михалков).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60004. Взаимоотношения человека и природы 42.5 KB
  С возникновением земледелия и животноводства произошел коренной перелом в отношении человека к окружающей природе. Все виды воздействия человека на природу можно объединить в четыре типа: преднамеренное...
60005. Вашингтон - столица США 62 KB
  For some time we have been learning many interesting things about the USA. You’ve got to know that the USA is the richest and highly developed country in the world. It stretches from one coast to another.
60006. We want to be healthy 64 KB
  There is a beautiful garden there where different fruit trees grow. Do you like fruits? What fruits do you like? As for me, I like cherries. And you? But the fruits in our garden are magic. If you eat them, you’ll be healthy an will study very well.
60007. Суд над Погодою 70 KB
  Слухається справа громадянки Погоди. Слідством було досліджено основну властивість погоди її мінливість. Встановлено: а характерною особливістю погоди є її безперервна мінливість; б причиною мінливості є переміщення величезних обємів повітря...
60009. Огляд технологій Веб 2.0. Веб-спільноти. Спільна робота з документами. Соціальні сервіси збереження мультимедійних ресурсів. Вікі-технології 1.13 MB
  Тема розробки є актуальною, тому що потік нових інформаційних технологій все більше проникає у наше життя. Зявляються послуги, побудовані на сервісах Інтернету, використання різноманітних інтерактивних технологій вже не тільки дань моді, а й серйозна конкурентна перевага.
60010. Створення сайту в системі ucoz 2.8 MB
  Хочу поділитися власним досвідом щодо створення сайту в інтернеті. Ввести адресу сайту який Ви створюєте. Вибрати дизайн сайту і записати його назву.
60011. Не можеш ти своїм життям до себе дорівнятись… 42.5 KB
  Результат Створення презентацій Реальний світ Лісової пісні Міфологічний світ Лісової пісні та буклету Філософські проблеми Лісової пісні. Ресурси Компютер з мережею Інтернет Мета вебквеста: визначити коло філософських проблем що постають перед читачем Лісової пісні Лесі Українки...