97326

Связь чувственного и рационального познания, творчество и интуиция

Реферат

Психология и эзотерика

Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие. Есть два вида познания, - утверждал Демокрит, - одно посредством чувств, другое - мысли. Чувственное познание - это отражение действительности в чувственных образах, рациональное - в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Русский

2015-10-16

57.05 KB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Предмет: «Философия»

Тема: «Связь чувственного и рационального познания,

творчество и интуиция»

                                                                                       Выполнил студент гр.11-ТТП:

                                                                     Старовойтова О.В.

                                                                Преподаватель:

                                                                                     к.п.н., доцент каф. «ФИиС»

                                                            Дзюбан В.В.

Брянск 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

         §1. Особенности чувственного познания.………………………..……….…............4

         §2. Рациональное познание…………………………………………….……………..7    

         §3 Интуиция и ее виды.. ……………………………………………………..…….. 10     

         §4. Понятие творчества…………………………………………………………....15

                         

        §5. Творчество и интуиция………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………….……..22

Список литературы………………………………………………………………..23

Введение.

Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие.  Есть два вида познания, - утверждал Демокрит, - одно посредством чувств, другое - мысли.. Чувственное познание - это отражение действительности в чувственных образах, рациональное - в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Основные формы чувственного познания:

1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2. Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств.

3. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов.

Особенности чувственного познания.

Каковы особенности чувственного познания? Все чувственное познание носит непосредственный характер. Чувственные образы возникают постольку, поскольку предмет непосредственно воздействует на наши органы чувств и нервную систему. Чувственное познание - это ворота, через которые человек устанавливает контакт с внешним миром. С позиции диалектического материализма формы чувственного познания - это субъективные образы объективного мира. То есть их содержание объективно, так как определяется внешними воздействиями, а не сознанием субъекта.

А что значит: «субъективный образ?». Это значит, что форма наших ощущений зависит от того, как устроена наша нервная система. Мы, например, не воспринимаем радио и магнитных волн, а некоторые животные их воспринимают. Орел зорче человека, видит дальше, но человек замечает, видит во много раз больше, чем орел. Собака обладает более тонким обонянием, но она не различает и 1/1000 тех запахов, которые различает человек. Субъективность образа состоит в том, что при взаимодействии двух видов материи ощущение зависит от того, как оно отражается в нервной системе человека (воздействие внешнее преобразуется нервной системой). Например, сладость сахара, соленость соли по отношению к языку, а не к воде, запах розы по отношению к обонянию.

Однако в истории философии имела место концепция, согласно которой наши ощущения, восприятия - это не образы, не копии, а лишь условные знаки, символы, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами. Эта теория была сформулирована немецким физиологом Г. Гельмгольцем (1821-1894 гг.)11 Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894 гг.)., который опирался на теорию другого немецкого физиолога (естествоиспытателя) И. Мюллера (1801-1858 гг.)22 Иоганнес Петер Мюллер (1801-1858 гг.).. Согласно теории Мюллера специфика ощущений определяется не природой предметов и вещей, а своеобразным устройством органов чувств человека, каждый из которых представляет замкнутую систему (т.н. закон о специфической энергии органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления о качественной стороне предметов, явлений нам не дают.

С позиций диалектического материализма эта теория представляет собой уступку агностицизму, ибо символы, знаки возможны (допустимы) и по отношению к несуществующим вещам, например лешим, домовым, чудотворцам и т.д.

И все-таки, дают ли нам органы чувств возможность адекватно отражать действительность? Еще Людвиг Фейербах отмечал, что у человека ровно столько органов чувств, сколько нужно для правильного познания мира. Если бы наши чувства не отражали объективный мир таким, каков он есть, то человек, как и любое животное не смог бы биологически приспособиться к условиям среды, т.е. выжить. Да и само возникновение подобного сомнения говорит за то, что мы правильно отражаем действительность, иначе не усомнились бы в этом.

Что в целом дает нам чувственное познание? Знание отдельных свойств, признаков вещей, внешних связей между ними, т.е. дает знание единичного, конкретного, видимого Но видимое еще не есть достоверное. Не все то золото, что блестит.. Знание же общего, существенного, закономерного, абстрактного достигается рациональным познанием, разумом. Естественно, изучая отдельный предмет, мы получаем представление и о совокупности однородных предметов. Значит, момент общего, общих связей дает и чувственное познание. Однако, выделить это общее, отделить его от частного, конкретного, единичного может только разум. Основные формы рационального (логического, абстрактного познания): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках («понять - значит «схватить», «поймать», «объять»).

Как образуются понятия? Они образуются за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди множества других предметов и вещей материального мира. Выделение общего сопровождается в то же время отвлечением (абстрагированием) от других признаков, менее важных для характеристики данного рода предметов. Например, в понятии «стул» мы отвлекаемся от формы спинки, наличия или отсутствия обивки, формы ножек, цвета и т.д. Зато в понятии «стул» сконцентрированы такие признаки, которые помогут нам выделить стул, как предмет для сидения, имеющий 4 ножки и спинку. Имея понятие о стуле, мы назовем стулом любой предмет, имеющий эти признаки и сможем отличить его, например, от кресла или дивана. Т.о., понятие есть и общее, существенное и в то же время отвлеченное, абстрактное. В речи понятие выражается словом.

Есть понятия, которые отражают предметы (человек, растение, животное, земля, луна и т.д.), свойства (теплое, холодное, сладкое, горькое, зеленое, красное, светлое, темное и др.), взаимодействие (движение, покой, скорость, энергия и т.д.)

Суждение - это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения - источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).

Умозаключение - процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками.

Например:

1. Все хищники питаются мясом;

2. Тигр - хищное животное;

3. Следовательно, тигр тоже питается мясом.

Или:

1. Все металлы электропроводны;

2. Медь - металл;

3. Следовательно, медь обладает электропроводностью.

Рациональное познание

   Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение  отношения  человека  к

своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в  сознании  человека,

который в своей деятельности отражает,  идеально  воспроизводит  объективные

закономерные связи реального мира. Познание  –  обусловленный  прежде  всего

общественно-исторической практикой процесс приобретения и  развития  знания,

его постоянное углубление, расширение и совершенствования.

  Рациональное   познание   -   это   познавательный   процесс,    который

осуществляется   посредством   форм   мыслительной   деятельности.    Формы

рационального познания  имеют  несколько  общих  характеристик:  во-первых,

присущую всем им направленность  на  отражение  общих  свойств  познаваемых

предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим  отвлечение  от

их единичных свойств; в-третьих,  опосредованное  отношение  к  познаваемой

реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные

средства  наблюдения,  экспериментирования,   обработки   информации);   в-

четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

  К  основным  формам  рационального  познания  традиционно  относят   три

логические формы  мышления:  понятие,  суждение  и  умозаключение.  Понятие

отражает предмет мысли в его общих и  существенных  признаках.  Суждение  -

форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается  или

отрицается о  предмете  мысли.  Посредством  умозаключения  из  одного  или

нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе

новое знание.

  Выделенные логические формы мышления являются основными,  поскольку  они

выражают содержание множества других  форм  рационального  познания.  В  их

числе поисковые формы знания  (вопрос,  проблема,  идея,  гипотеза),  формы

системного выражения предметного  знания  (научный  факт,  закон,  принцип,

теория, научная картина мира), а также формы нормативного  знания  (способ,

метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль  научного

мышления, познавательная традиция).

  Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания  не  ограничивается

отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к  воспринимаемым

объектам и к формам рационального познания.  Эта  взаимосвязь  имеет  более

сложный и динамичный характер: чувственные  данные  постоянно  подвергаются

"обработке"  мысленным  содержанием  понятий,  законов,  принципов,   общей

картины  мира,  а  рациональное  знание  структурируется  под  воздействием

информации,  поступающей  от  органов  чувств  (особенно  велико   значение

творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического  единства

чувственного и рационального в познании — интуиция.

  Процесс рационального  познания  регулируется  законами  логики  (прежде

всего  законами  тождества,   непротиворечия,   исключенного   третьего   и

достаточного основания), а также правилами вывода следствий  из  посылок  в

умозаключениях.  Он  может  быть  представлен  как  процесс   дискурсивного

(понятийно-логического)  рассуждения  —  движения  мышления  по  законам  и

правилам логики  от  одного  понятия  к  другому  в  суждениях,  соединения

суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в

рамках процедуры  доказательства  и  т.д.  Процесс  рационального  познания

совершается сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и

обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами

логики. Поэтому иногда его называют  процессом  логического  познания,  или

познанием в логической форме.

  Вместе  с  тем  рациональное  познание  не  исчерпывается   такого   рода

процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно

полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при

неосознанности и неподконтролъности  путей,  ведущих  к  этому  результату.

Такие явления называют интуицией.  Ее  нельзя  "включить"  или  "выключить"

сознательным  волевым  усилием.  Это  неожиданное  "озарение"  ("инсайт"  -

внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

  До  определенного  времени  такого   рода   явления   были   неподвластны

логическому анализу и  изучению  научными  средствами.  Однако  последующие

исследования позволили, во-первых,  выявить  основные  виды  интуиции;  во-

вторых, представить ее как специфический познавательный  процесс  и  особую

форму познания. К основным  видам  интуиции  относят  чувственную  (быстрое

отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение  и

др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу  и

оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и  особая  форма

познания  интуиция  характеризуется   путем   выделения   основных   этапов

(периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом  из  них.

Первый  этап  (подготовительный  период)  —  преимущественно   сознательная

логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками  решить  ее

рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного  рассуждения.

Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор  решения  —

начинается по завершении первого и  продолжается  до  момента  интуитивного

"озарения" сознания готовым результатом. Основное средство  поиска  решения

на данном этапе — подсознательный  анализ,  главным  инструментом  которого

являются психические ассоциации  (по  сходству,  по  противоположности,  по

последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить

проблему в новой системе измерений.  Третий  этап  —  внезапное  "озарение"

(инсайт), т.е. осознание результата,  качественный  скачок  от  незнания  к

знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова.  Четвертый  этап  —

сознательное упорядочение интуитивно полученных  результатов,  придание  им

логически  стройной  формы,  установление  логической   цепи   суждений   и

умозаключений, приводящих к решению  проблемы,  определение  места  и  роли

результатов интуиции в системе накопленного знания.

Интуиция и ее виды.

Познание во многом очень сложный противоречивый и загадочный процесс. Существенную роль в этом процессе играет интуиция. Интуиция в переводе с латинского буквально означает «пристально смотрю». Это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательств (как внезапное озарение).

Механизм интуиции имеет достаточно общий характер, т.е. присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Интуитивные компоненты обнаруживается во многих профессиях и разнообразных жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все художественное творчество. Очень часто интуиция проявляется в медицине, когда врач может точно поставить диагноз « с первого взгляда», затрудняясь объяснить свое решение. Нередко, интуиция оказывается спасительницей для работников «скоростных профессий». В жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения, срабатывают интуитивные механизмы.

В философии и науке выделяют следующие виды интуиции:

1. Интеллектуальная. Так Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного интеллектуального знания, которое приходит как внезапное озарение.

2. Чувственная. Например, Л. Фейербах утверждал, что тайна интуитивного познания «сосредоточена в чувственности».

3. Эмоциональная.

4. Мистическая (как результат божественного откровения).

Предпосылки интуиции:

1. Профессиональная подготовка к проблеме;

2. Поисковая - длительная подготовка ума, т.е. длительный, напряженный, интеллектуальный поиск. Довольно распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результата не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний. Многие из великих ученых смущались и огорчались, когда кто-то считал их гениями, достигшими всего быстро и - интуитивно, то есть как бы без углубленной работы. Так, известный отечественный ученый-химик Д.И. Менделеев писал: «Ну какой я гений. Трудился, трудился, всю жизнь трудился. Искал, ну и нашел». А. Эйнштейн заявлял: Я думал и думаю месяцами и годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». И наконец, Л. Пастер «Случай помогает лишь умам, подготовленным к открытиям путем усидчивых занятий и упорных трудов»[1,с.60.]

3. Наличие подсказки, своего рода пускового механизма для интуиции Для И. Ньютона, как известно, это было яблоко, упавшее на него и вызвавшее идею всемирного тяготения. Для инженера-мостовика С. Броуна такой подсказкой оказалась весящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста. В одной из передач радио России (от 01.11.2004 г.) прозвучала информация о том, что сыну Данте во сне приснилось место, где его отец запрятал отдельные рукописи своей «Божественной комедии», которые впоследствии действительно были там обнаружены. Известно также, что Д.И. Менделееву таблица периодического закона химических элементов в завершенном виде явилась во сне.

Интуиция основывается на таких факторах как опыт, чутье, проницательность. Одни исследователи отмечают, что интуиция не автономный способ познания, а вид познания. Другие - утверждают, что интуиция это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли - истина. Вместе с тем следует иметь ввиду, что интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно для того, чтобы убедить в этой истине себя и других. Для этого необходимы доказательства. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем не было получено новое название, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, а, во-вторых, подтверждение их в реальном объективном мире. Несмотря на то, что взгляды ученых на место интуиции, на механизмы ее действия зачастую неоднозначны и противоречивы, сама интуиция оказывает поистине вездесущей: она дает направления исследованиям, формирует наглядные, мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследования.

По генезису и способу организации знания оно подразделяется на такие типы как обыденное (повседневное, житейское, донаучное), научное и вненаучное.

Обыденное (житейское) складывается на основе повседневной деятельности человека и отражает многообразие жизненных ситуаций, в которых он находится. Оно сводится в основном к констатации фактов, их описанию. Обыденное знание важно для предметно-ориентировочной деятельности и является базисным для выработки организованных и систематизированных видов знания.

Научное знание поднимается до уровня объяснения фактов, их осмысления в системе понятий данной науки, включается в состав теории. Научное знание - это понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наука за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение. «Научное знание представляет собой совокупность точно сформулированных, выраженных на специализированном (искусственном) научном языке и обоснованных утверждений. Оно является обобщающим знанием, удовлетворяющим требованием новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности, допускающим возможность проверки. Важнейшая цель научной деятельности - приращение новых истинных знаний о мире»[2, с. 159].

В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Истоки такого деления уходят в период возникновения науки, но особенно четко это обнаруживается в современных условиях. Эмпирический и теоретический уровни «представляют собой общую закономерность строения научного знания»[2, c.162]. В основе разграничения этих уровней лежат эмпирические или теоретические исследования. На эмпирическом уровне основная информация о действительности добывается опытным путем. Эмпирическое исследование предполагает предметно-практическую деятельность субъекта, направленную на изучаемый объект, а основными методами получения первичной, опытной информации являются наблюдение, эксперимент, измерение. Содержанием эмпирического знания являются результаты эмпирической деятельности субъекта, прошедшие рационально-логическую (понятийную) обработку и выраженные на особом научном языке (языке наблюдения). Поэтому эмпирическое знание не совпадает с чувственным воспроизведением действительности ни по форме, ни по содержанию.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Теоретический уровень обладает специфичностью, особыми методами и формами воспроизведения действительности. Наиболее существенными оказываются абстрагирование и идеализация, а также метод мысленного эксперимента. Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного знания.

Научное знание различается по предметным областям (естественные, социальные, гуманитарные, технические и т.д. науки), по характеру исследования выделяют фундаментальные и прикладные науки.

Основными формами вненаучного знания являются религия, литература и искусство, где познание мира, личности ее окружения осуществляется через создание художественных образов. Развитие науки порождает ряд девиантных (отклоняющихся) форм вненаучного знания, которые в современных условиях приобретают особую активность и привлекают к себе все большее внимание. К ним относятся различные формы эзотерического (Эзотерический (от греч. - «внутренний») тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах) против. экзотерический. знания, называемые оккультными науками (астрология, алхимия, хиромантия, спиритизм, магия, и др.)) и целый ряд паранаучных течений (парапсихология, уфология и др.). В условиях обострения современных глобальных проблем, усиления кризиса в самой науке эти формы знания нередко рассматриваются в качестве альтернативы научному мировоззрению.

В качестве основных причин широкого распространения эзотерического знания исследователи называют, во-первых, особенности самого познавательного процесса в целом, невозможность научного знания охватить всей действительности и дать всему рациональное обоснование, в то время как у людей всегда существовали надежды найти быстрое и чудодейственное решение насущных проблем. Во-вторых, в период острых кризисов в духовной жизни общества всегда образуется интеллектуальный вакуум, который и заполняется разнообразными формами вненаучного знания, в первую очередь религиозно-мифологическими и эзотерическими[2, С. 158].

Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему  способность

и потребность творить. В  настоящее  время  различными  аспектами  проблемы

творчества занимаются психология,  педагогика,  социология,  кибернетика  и

другие науки. Формируется и специальный раздел науки  —  теория  творчества

(эврилогия, креатология). Эта тема  всегда  волновала  искусство.  На  долю

философии  выпадает  интеграция  знаний  о   творчестве,   методологическое

обеспечение коллективной работы в различных областях культуры. В творчестве

не только создается нечто оригинальное, но и  развиваются  сущностные  силы

человека, его способности и  мастерство.  Творчество  есть  самореализация,

объективация  свободы.  Хотя  в  творчестве  присутствует   бессознательный

элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и

необходимым дополнением.

Понятие творчества

  Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально

обсуждалась в  русле  мифологических  и  религиозных  традиций.  Творчество

понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего  (creatio

ex nihilo}. С этим  органически  связаны  представления  о  непознаваемости

творчества, что довольно откровенно выразил  Н.Бердяев:  "Непостижимо,  что

есть творчество". Бросается в глаза несоответствие  подобных  представлений

данным  науки  и   практики.   Однако   одной   лишь   констатации   такого

несоответствия  явно  недостаточно.  Правильнее,  не  сводя  суть  дела   к

логическим  несообразностям,  постараться  увидеть  в   представлениях   об

"абсолютном"  (божественном)  творчестве  гиперболизированное   стремление,

иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности  к  оригинальности  и

совершенству  исполнения  замысла  и   достижению   максимально   возможных

результатов при минимуме средств.

  Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации  творчества  и

соответствующие им социальные нормы и действия правомерно  охарактеризовать

как  мистификацию   творчества.   Противоположные   взгляды   и   действия,

направленные на  объективное  познание  природы  творчества  и  эффективное

использование  творческих  способностей   людей   в   интересах   общества,

представляют   собой    демистификацию    творчества.    Если    иллюзорные

представления, как правило, возникают стихийно, то их преодоление — в своей

основе сознательный, целенаправленный процесс.

  Демистификация творчества есть органическая часть  процесса  познания  и

преобразования мира. Апробированные в  других  областях  науки  и  практики

методологические принципы имеют  первостепенное  значение  и  для  разгадки

"тайны" творчества. Объективные  предпосылки  творчества  заключены  уже  в

универсальных  свойствах  материи,  ее  несотворимости  и   неуничтожимости

(откуда  непосредственно  следует  невозможность  creatio  ex  nihilo),  ее

самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно  использует  эти  свойства

материи.  Но  было  бы  неверно  растворять  сущность  творчества  в  общих

свойствах материи. В истории познания имели место  попытки  расширительного

толкования творчества, когда оно связывалось со  всей  природой,  по  сути,

провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам

(Платон,  А.  Бергсон  и  др.),  так  и   материалистам   (например,   К.А.

Тимирязеву), можно назвать  "панкреацианизмом"  (по  аналогии  с  понятиями

пантеизма,  панпсихизма  и  др.).  При  такой  широкой  трактовке   термина

"творчество" наука о творчестве была бы неосуществимой, так как  охватывала

бы все сущее. Продолжающиеся споры по  данному  вопросу  свидетельствуют  о

необходимости  обогащения  теоретико-методологической  базы   эвристических

исследований  и  более   детального   выяснения   объективных   предпосылок

творчества, возможно, и в форме своеобразного "предтворчества".

  Творчество присуще  не  всей  материи,  а  только  человеку  и  обществу.

Бытующее выражение "творчество природы" лишь метафора. Исходя из социальной

специфики этого процесса и необходимости соотнесения  его  с  более  общими

понятиями, творчество можно  определить  как  особую  форму  взаимодействия

субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого,  и  как

форму сознательно направленного прогрессивного развития.

  Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует  рассматривать  в

связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в

соответствии с его целями и потребностями  на  основе  объективных  законов

действительности в контексте  общественно-исторической  практики.  Сущность

творческого  отношения  человека  к  миру  наиболее  адекватно  выражена  в

знаменитых ленинских  афоризмах:  "Сознание  человека  не  только  отражает

объективный мир, но и  творит  его...  Мир  не  удовлетворяет  человека,  и

человек своим действием решает изменить его". Здесь совершенно  определенно

указывается на взаимосвязь, но не тождественность отражения  и  творчества.

Важно подчеркнуть два аспекта во взаимоотношении этих понятий: 1) отражение

присуще всей материи, творчество же сугубо социальное явление; 2)  сущность

отражения  состоит  в  возможно  более  полном  и  точном   воспроизведении

действительности,  тогда  как  творчество   необходимо   результируется   в

преобразовании внешнего мира и самого человека. Основной смысл  приведенных

афоризмов  заключается  во  взаимообусловленности   правильного   отражения

действительности человеком и  ее  целенаправленного  преобразования  в  его

интересах. В этом отношении  очевидна  перекличка  ленинского  афоризма  со

знаменитым  одиннадцатым  тезисом  К.  Маркса  о  Фейербахе,   с   проектом

"регуляции"  природы  Н.  Федорова  и  т.д.  Критическое  острие  ленинских

афоризмов явно направлялось на преодоление  ограниченности  созерцательного

подхода, присущего ранее многим философам. Признавая  оправданность  такого

акцента, в то же время следует отметить, что в настоящее время не  меньшего

осуждения заслуживает безоглядный активизм,  не  соизмеряющий  поставленных

целей со средствами  и  возможными  последствиями.  Подлинная  суверенность

субъекта   основывается   на   адекватном    познании    необходимости    и

соответствующем образе действий.

  Творчество как особый вид человеческой деятельности следует  отличать  от

других, нетворческих видов или  проявлений  деятельности.  Так,  творчество

можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной

(разрушительной)  деятельности.  Выявляя  необычные  свойства  вещей  и  их

сочетаний,  оно  обеспечивает   определенный   прирост,   получение   новых

результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является  абсолютным:

творчество включает в  себя  и  момент  деструкции  в  той  мере,  в  какой

необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д.

  Противопоставление  творческой  и  нетворческой  деятельности  выражается

также с помощью пары категорий "продуктивное — репродуктивное".  Творчество

представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую  новое,  в

отличие от репродуктивной, повторяющей известное  (существующее).  Понятно,

что и это различие относительно, поскольку не существует как  деятельности,

решительно во всем оригинальной,  так  и  полностью  повторяющей  известные

образцы. Чаще их различают  по  преобладанию  того  или  иного  начала,  по

основной тенденции.

  Значение  репродуктивной  деятельности  нельзя  недооценивать,  поскольку

повторить результат или способ действия не всегда  просто,  а  иногда  даже

сложнее,  чем  впервые  случайно  получить   его.   Например,   такой   вид

репродуктивной деятельности, как  воспроизводство  общественных  отношений,

чрезвычайно важен для формирования человека и общества, а  подражание,  как

заметил еще французский социолог Г. Тард,  является  наиболее  естественным

для индивида путем усвоения  социальных  ценностей.  И  все  же  необходимо

подчеркнуть  ведущую  роль  продуктивной  деятельности,  неотчуждаемой   от

человека, в отличие от репродуктивной, которую в  принципе  можно  передать

машине или животному.

  Трактовка творческой деятельности как продуктивной выводит  на  такие  ее

характерные признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность).

Следует,  однако,  уточнить,  что  полезность  не  является   специфическим

признаком именно творческой  деятельности,  она  присуща  и  репродуктивной

деятельности. Однако недооценка полезности может свести на  нет  творческие

усилия. Новизна (оригинальность) — отличительный признак творчества. Но она

не является самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от социальной полезности

приводит к вычурным и спорным нововведениям, которые не могут быть внедрены

в широкую практику. Так, например, чернильница с  пробкой  снизу  наверняка

была бы весьма оригинальной, но она совершенно  неприемлема с  практической

точки  зрения.  Разнообразие  хаотически  сменяющих   друг   друга   всегда

незавершенных реформ, отличающихся именно новизной формы, но не содержания,

невольно заставляет вспомнить народное изречение:  "Все  по-новому  да  по-

новому, когда же по-доброму?"

  Резюмируя изложенное, можно принять следующее определение:  творчество  —

это человеческая деятельность, порождающая новые  материальные  и  духовные

ценности.

Творчество и интуиция

      Творчество  есть  принятие  нестандартных  решений  в  ситуациях,  не

имеющих  аналогов  в  прошлом.  В  творчестве  не  только  создается   нечто

оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его  способности  и

мастерство. Творчество есть самореализация,  объективация  свободы.  Хотя  в

творчестве  присутствует  бессознательный  элемент,  оно  не  противоположно

рациональности', а  является  ее  естественным  и  необходимым  дополнением.

Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.

  Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда  является

новым для общества. Высшее творчество в  науке,  производстве,  культуре  и

политике определяется  принципиальной  новизной  полученных  результатов  в

масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу

творчески-уникальное, теряя новизну, превращается  в  привычно-стандартное.

Это понимал Н. А. Бердяев,  отметивший  "трагическое  несоответствие  между

творческим горением, в котором зарождается  творческий  замысел,  интуиция,

образ, и холодом законической  реализации  творчества",  т.  е.  происходит

потухание творческого огня в духовных творениях, социальном  учреждении.  В

этом трагедия творчества и его граница,  наличие  восходящей  и  нисходящей

линий в творческом прозрении. "Творчество носит напряженно-личный характер,

и вместе с  тем  оно  есть  забвение  личности...  Творчество  всегда  есть

самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия".  Принимая  эти

оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: "Творчество есть...

тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего  не

рождающегося". Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир  и

его фрагменты не удовлетворяют  человека,  вследствие  чего  он,  "включая"

духовные потенции и "озарения",  материализует  их  в  своих  действиях  по

изменению   действительности.   Положительная    творческая    деятельность

субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по  содержанию

(опирается на конструктивные процессы объективного мира).

  Если  творчество  выражается  в  приспособлении  человека  к  меняющимся

обстоятельствам бытия, то антипод творчества - догматизм - ориентирован  на

сохранение  стабильности  и  в  конечном  счете  ведет  к  деградации.   (В

определенных условиях стабильность, "здравый" консерватизм имеет позитивное

значение.)  Творчество  нацелено  на  оригинальность,  а  догматизм  -   на

размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

  Идея  несовместимости  творчества  с  рациональным  познанием   получила

широкое   распространение.   Платон    считал    творчество    божественной

способностью, родственной особому виду  безумия.  Кант  называл  творчество

отличительной  чертой  гения  и  противопоставлял  творческую  деятельность

рациональной,  Фрейд,  Юм   и   Кречмер,   подчеркивая   неповторимость   и

невоспроизводимость   творчества,   целиком   относили    его    к    сфере

бессознательного.[4, с.125-129]

  Возникновение   догматизма   исторически    связано    с    религиозными

представлениями, преувеличением роли верования.  В  философии  догматизм  -

выражение метафизического мышления.  Однако  динамическая  действительность

может быть верно  познана  лишь  с  помощью  изменяющихся  представлений  и

понятий. "Наша теория - это теория  развития,  а  не  догма,  которую  надо

выучить наизусть и механически повторять".

  Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и  Платон

рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность  ума.  Л.

Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей,  а  в

чувственности  человека.  В.  С.  Соловьев   указывал,   что   интуиция   -

непосредственное    усмотрение    чего-либо    в    качестве     истинного,

целесообразного,  нравственно  доброго  или  прекрасного.  В  феноменологии

Гуссерля  интуиция  есть  "сущностное   видение"   (как   и   у   Спинозы),

непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный

первопринцип творчества.

  Интуиция достаточно часто  проявляется  в  науке,  искусстве,  политике,

шахматах и т. п. Известны многие  ученые,  сделавшие  открытия  посредством

интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.). В письме  Марксу  Энгельс

30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли  диалектические  мысли

по поводу естественных наук. Они  легли,  как  потом  оказалось,  в  основу

учения о формах движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло

более 10 лет. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во  время

прогулки по берегу озера.

  Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без

логического  выведения);   неосознанность   путей   получения   результата;

внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом

случая.  Интуиция  близка  таким  состояниям,  как  вдохновение,   духовное

видение,  откровение,  и  имеет  истоки  в  бессознательном  слое   психики

человека. Считается, что  преобладание  правополушарного  типа  мышления  у

человека  является  предпосылкой  для  развития  творческой  интуиции.   А.

Бергсон,  связывая  интуицию  с  инстинктом,  полагал,  что   она   присуща

художественной модели познания, тогда как в науке  господствуют  интеллект,

логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию.  Накапливая

в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая  волю,

человек может прийти к более-менее четкому осознанию  задачи.  Необходимыми

условиями формирования интуитивного  решения  выступают:  а)  основательное

знание  материала,  фундаментальная  профессиональная  подготовка   авторов

решения;  б)  наличие  поисковой  ситуации  (проблемности);  в)   поисковая

доминанта (на основе  непрерывных  попыток  решить  проблему,  задачу);  г)

подсказка  (аналогия).  Редко  бывает,  считал  Ч.  Дарвин,  чтобы  научное

открытие  оказалось  чем-то  совершенно  неожиданным,  почти   всегда   оно

предчувствуется.

  Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому  необходимо  тщательно

проверять интуитивные решения, обращаясь к логике.

Заключение

В данной работе я рассмотрела  два  вопроса:  что  такое  творчество  и  его

основные виды, а также  что  такое  познание,  в  том  числе,   рациональное

познание.  И  теперь  можно  уверенно  сказать,  что    творчество   —   это

человеческая  деятельность,  порождающая  новые  материальные   и   духовные

ценности, а познание – обусловленный прежде  всего  общественно-исторической

практикой  процесс  приобретения   и   развития   знания,   его   постоянное

углубление, расширение и совершенствования.


Список использованной литературы.

  1.  Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.,

1991-373 c.

2. Двадцать лекции по философии: Учебное пособие / А.В. Грибакин, Ю.Г. Ершов, В.Е. Кемеров и др. - Екатеринбург, 2001-272 c.

3. Митрошенков О.А. Философия: учебник. - Изд-во «Контур». М.:- 2008.- 406 c.

4. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004- 572c.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17934. Математичні основи фінансового менеджменту. Прості та складні відсотки 55 KB
  6. Математичні основи фінансового менеджменту. Прості та складні відсотки 6.1. Об'єктивна необхідність визначення вартості грошей у часі 6.2. Нарахування простих відсотків 6.3. Розрахунок майбутньої вартості грошового потоку методом компаундування Література 6. Матем...
17935. Ануїтети. Визначення вартості грошей у часі та її використання у фінансових розрахунках 60 KB
  7. Ануїтети. Визначення вартості грошей у часі та її використання у фінансових розрахунках 7.1. Розрахунок теперішньої вартості ануїтетів 7.2. Розрахунок теперішньої вартості грошового потоку методом дисконтування Література 7. Ануїтети. Визначення вартості грошей у
17936. Термінологія та базові показники фінансового менеджменту. Ефект фінансового важелю 90.5 KB
  8. Термінологія та базові показники фінансового менеджменту. Ефект фінансового важелю 8.1. Базові показникі фінансового менеджменту 8.2. Ефект фінансового важелю 8.3. Розгляд другої концепції ефекту фінансового важеля 8.4.. Взаємодія фінансового і операційного важелю
17937. Тактика фінансового менеджменту. Управління активами 162.5 KB
  10. Тактика фінансового менеджменту. Управління активами 10.1. Завдання управління необоротними активами підприємства 10.2. Особливості управління необоротними активами 10.3. Завдання управління оборотними активами підприємства 10.4. Визначення поточних фінансових потр
17938. СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА. СТИЛІ МОВИ 728.5 KB
  1. СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА. СТИЛІ МОВИ 1.1. Виникнення української мови 1.2. Сучасна ділова українська мова 1.3. Зміни в українському правописі 1.4. Стилі сучасної української мови 1.5. Загальні і граматичні особливості офіційноділового стилю мови 1.6. Запит
17939. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 119 KB
  2. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 2.1. Лексичне значення слова 2.2. Однозначні і багатозначні слова 2.3. Пряме і переносне значення слова 2.4. Омонімія синонімія антонімія паронімія 2.5. Стилістична диференціація слова 2.6. Фразео
17940. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 54 KB
  3. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 3.1. Морфемна структура слова 3.2. Способи словотвору 3.3. Запитання і завдання для самоперевірки 3.1. Морфемна структура слова Кожна одиниця мови має свою структуру. Структура слова є системою взаємопов'язаних і співвідносн
17941. МОРФОЛОГІЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 440 KB
  4. МОРФОЛОГІЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 4.1. Частини мови принципи їх виділення 4.2. Іменник 4.3. Прикметник 4.4. Числівник 4.5. Займенник 4.6. Дієслово 4.7. Прислівник 4.8. Службові частини мови 4.9. Вигук 4.10. Запитання і завдання для самоперевірки 4.1. Частини мови прин...
17942. СИНТАКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 187 KB
  5. СИНТАКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 5.1. Словосполучення сполучення слів 5.2. Поняття про речення5.3. Просте речення5.4. Складне речення5.5. Складносурядне речення5.6. Складнопідрядне речення5.7. Безсполучникове речення5.8. Складні синтаксичні конструкції5.9. Синтаксичні особ