97336

Проблема биологического и социального пространства и времени

Реферат

Логика и философия

Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы пространства и времени нисколько не снижаются.

Русский

2015-10-16

52.4 KB

5 чел.

реферат.

по дисциплине  «Философия»

                                    Тема8.4:

«Проблема биологического и социального пространства и времени»


Содержание

  1.  Введение………………………………………………………………………………………………3
  2.  Понятие пространства…………………………………………………………………………….….4
  3.  Понятие времени……………………………………………………………………………………...6
  4.  Определение социального пространства……………………………………………………………8
  5.  Определение социального времени………………………………………………………………………....9
  6.  Определение биологического пространства………………………………………………………………10
  7.  Определение биологического времени…………………………………………………………………….11
  8.  Особенности биологического пространства-времени……………………………………………………12
  9.  Пространство и время как атрибуты материи, их специфика в природных и социальных системах…………………………………………………………………………………………….....16
  10.  Заключение………………………………………………………………………………………………………17
  11.  Список использованной литературы………………………………………………………………………...18


  1.  Введение

В обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся с понятием пространства и времени, для нас это нечто привычное, известное и даже к какой-то мере очевидное. Однако в истории философии и естествознания напряженно обсуждались сложные вопросы, которые возникали вместе с попытками понять значение этих понятий.Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством Природы или, по крайней мере, человеческой природы. Представление о пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих знанием наук и опытом их истории, понять сущность времени – пространства не дали однозначных ответов на поставленные вопросы.Диалектический  материализм  исходит  из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся  материя  не может двигаться иначе, как в  пространстве  и  во  времени. Пространство и время здесь выступают в качестве фундаментальных форм существования материи. Классическая физика рассматривала    пространственно - временной континуум как универсальную  арену динамики физических объектов. В прошлом веке представители неклассической физики  (физики  элементарных  частиц, квантовой  физики  и  др.)  выдвинули  новые  представления о пространстве и времени, неразрывно связав эти категории между собой. Возникли самые разные концепции: согласно одним, в  мире   вообще  ничего   нет,  кроме  пустого   искривленного пространства, а физические объекты являются только проявлениями этого  пространства. Другие концепции утверждают, что  пространство  и  время присущи лишь макроскопическим объектам. Наряду с интерпретацией времени – пространства философией физики существуют многочисленные теории философов, придерживающихся идеалистических взглядов. Основной целью работы является изучение понятий «время» и «пространство»: значение, развитие, научная значимость.


                 

3

Понятие пространства

Первым определением природы является пространство. Последовательность формирования его понятия включает в себя три ступени:

а) неопределённое пространство,

б) ограниченное пространство,

в) определённое пространство.

а) Неопределённое пространство. В своём изначальном неопределённом значении пространство представляет собой простирающуюся во всех направлениях простую неразличимую рядоположенность небесных тел. Для обозначения такого неопределённого пространства мы употребляем наречие «всюду».

Когда перед нами находятся два дерева, то на их примере мы имеем две конкретные точки в пространстве, два конкретных "здесь". Но если мы хотим помыслить пространство как таковое, то в этом случае мы должны начинать развитие своей мысли не с каких-то конкретных «здесь», а с безликого определения "всюду".

б) Ограниченное пространство. Переход от неопределённого пространства к ограниченному совершается посредством точки.

1. Точка – это конкретное «здесь», которое отрицает «всюдость» неопределённого пространства. Точка может быть поставлена повсюду, но у самой точки нет своего «всюду», нет своего пространства, поскольку она является его отрицанием.

2. Чтобы завершить процедуру отрицания неопределённого пространства через точку, требуется утвердить её. Для этого необходимо выйти из неё и перейти в какую-либо другую точку. Переход из первой точки во вторую, из одного «здесь» в другое «здесь», даёт определение линии.

3. Но и со второй точкой мы попадаем в ту же самую ситуацию, что и с первой. Чтобы утвердить её, мы должны подвергнуть её отрицанию, для чего нам следует выйти из неё и перейти в третью точку, в третье «здесь». Переход из второй точки в третью даёт вторую линию и определение угла.

4. Тоже самое требуется сделать и с третьей точкой. Но из неё мы уже имеем возможность вернуться в первую точку. Переход из третьей точки в первую даёт нам третью линию. Пространство, ограниченное тремя и более линиями, даёт нам определение плоскости и плоскостных фигур: треугольник, четырёхугольник, многоугольник,.. окружность. Окружность – это бесконечное число замкнутых в сплошной ряд прямых линий.

5. Когда точки фиксируются нами не в двух, а в трёх измерениях, тогда мы получаем не плоскость, а объём. Четыре точки дают треугольную пирамиду, пять точек – четырёхугольную пирамиду и т.д.

В результате процедуры отрицания неопределённого пространства («всюду») через точку («здесь») мы получили следующие определения: точка, линия, угол, плоскость, объём. В итоге мы вновь вернулись к пространству, но уже как ограниченному.

в) Определённое пространство. Ограниченное пространство становится определённым благодаря изобретённой нами (людьми) трёхосной системе координат – длина, высота, ширина. Однако эта система координат не имеет никакой определённости в самой себе. Нельзя сказать, где у Вселенной длина, где высота, где ширина.

Посредством трёхосной системы координат мы «одеваем» ограниченное пространство в привычные

4

для нас размеры, выраженные в метрах, в дюймах и других единицах измерения.[8.с.139]

5

Понятие времени

Время – это второе определение природы. Последовательность формирования его понятия включает в себя три ступени:

а) неопределённое время,

б) ограниченное время,

в) определённое время.

а) Неопределённое время. В своём изначальном неопределённом значении время представляет собой акт мгновенного отрицания неопределённого пространства. Для обозначения таких мгновений мы используем наречие «теперь». Произнося слово «теперь», мы в этот момент мысленно подвергаем отрицанию неразличимую всюдость неопределённого пространства. Оно распадается на множество конкретных «здесь». Этот акт можно уподобить вспышке света, в момент которой окружающий мир на долю секунды высвечивается мириадами сосуществующих в нём тел. В каждый такой момент, обозначаемый словом «теперь», мы имеем переход от неразличимой «всюдости» пространства к множеству конкретных «здесь», и обратно – от множества конкретных «здесь» к неразличимой «всюдости» неопределённого пространства.

б) Ограниченное время. Мгновенье, обозначаемое словом «теперь», обладает исключающим значением как по отношению ко всем другим «теперь», так и по отношению к самому себе. Сказав «теперь», мы тут же теряем его, оно уходит.

Период, заключённый между двумя моментами «теперь», даёт нам определение ограниченного времени. Ограниченное время обладает некоторой длительностью, которая может быть разделена нами (людьми) на любое количество собственных моментов «теперь».

Определения ограниченного времени – прошлое, настоящее и будущее, обозначают собой преходящую последовательность трёх моментов «теперь». Причём настоящий момент «теперь» исключает из себя как прошлые, так и будущие моменты «теперь». А это значит, что в реальном мире мы имеем дело только с настоящим, а все представления о прошлом и будущем находятся лишь в нашей памяти и в нашем воображении.

Вечность – это бесконечно длящееся «теперь» или, наоборот, это бесконечная длительность, не ограниченная никакими «теперь». Вечности не было, вечности не будет, вечность просто есть.

в) Определённое время. Ограниченное время становится определённым благодаря принятым нами двум системам отсчёта частоты наступания моментов «теперь».

Первая система – земной астрономический год, который соответствует периоду полного обращения Земли вокруг Солнца и делится на 365 полных дней, 5 часов и несколько минут. Вторая – сутки, которые привязаны к периоду полного обращения Земли вокруг своей оси и делятся на 24 часа.

Все люди воспитываются в данных системах отсчёта времени. Когда мы рождаемся, то ничего не знаем о них. Потом взрослые сообщают нам, что в году 365 дней, в сутках 24 часа, что человек живёт до 100 лет. А далее мы настолько привыкаем к данным системам отсчёта и к тем техническим устройствам, посредством которых он ведётся, что уже и саму природу начинаем воспринимать как то, что тикает и что «календарит». Например, в России, деление суток на 24 часа было введено только Петром I. До этого в

6

разных концах страны сутки делили по-разному. Где-то в них насчитывали 28 часов, а где-то только 17. Жили же в основном по Солнцу и по петухам.

В 00 часов 1 января мы имеем тот момент "теперь", который, с одной стороны, ограничивает длительность предыдущего периода (минувшего года), а с другой стороны, является началом отсчёта длительности нового периода – наступающего года. В 00 часов каждой ночи мы имеем момент "теперь", завершающий длительность одних суток и начинающий длительность следующих суток. То же самое – в каждом часе и в каждой минуте. Хотя в принципе в целях упорядочивания моментов "теперь" могут быть приняты и другие системы отсчёта, например, период обращения Венеры вокруг Солнца или среднестатистическая частота человеческого пульса…

Для понимания времени важно не то, как и чем измеряется периодичность наступления моментов "теперь", а то, что все эти системы отсчёта являются внешними по отношению к реальному миру. Они необходимы для определения длительности происходящих в мире процессов, но они не должны сбивать нас с толку в деле понимания сути определения времени. Время представляет собой процедуру бесконечного отрицания неразличимой всюдости пространства и столь же бесконечного утверждения её.

В деле понимания пространства и времени человека во все времена в первую очередь интересовали два вопроса. Первый. Существуют ли пространство и время сами по себе, независимо от своего наполнения? Второй. Существует ли пространство отдельно от времени или они нераздельны?

Если допустить, что пространство существует само по себе, а "наполняющие" его тела – сами по себе, то тогда оно должно представлять собой некий полый короб, который даже тогда, когда в нём ничего нет, всё же должен продолжать существовать самостоятельно, как некое пустое вместилище. Но ещё никто нигде не смог найти такого самостоятельно существующего пространства. Оно всегда предстаёт перед нами как наполненное и ничем не отличается от своего наполнения. Когда, например, говорят о космической пыли, которая якобы "заполняет" межзвёздное пространство, то это выражение следует признать неудовлетворительным. Космическая пыль не заполняет пространство, а занимает своё собственное место, благодаря чему это пространство есть.

Точно так же все вещи мира возникают и исчезают не потому, что они попадают в некий самостоятельно текущий поток времени, а потому, что они сами представляют собой нечто временное, несущее в самом себе длительность периода своего существования. Процесс жизни самих вещей природы определяет продолжительность их пребывания на этом свете, которая измеряется нами (людьми) через внешнюю по отношению к ним систему отсчёта. Время существования вещей начинается и заканчивается только вместе с ними. И если время называют самым могущественным явлением природы, то его же следует признать и самым бессильным. Точно так же определения пространства и времени не изолированы друг от друга, а едины друг в друге. И если наше обыденное сознание всё же иногда ещё представляет себе дело таким образом, что существует пространство само по себе, а кроме него, существует "также" и время, то грамматика разума требует изъять из нашего представления вот это "также". Все вещи мира существуют только в единстве определений пространства и времени.[7.с.157]

                

7

                Социальное пространство

Пространство социальное — социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения “расположения” социальных групп и слоев, “пространства” (условий, возможностей) их развития. Степень освоения (поглощения) обществом природного пространства постоянно повышается, особенно в связи с развитием промышленности, урбанизацией, ростом населения, миграцией. Между тем необходимо бережное сохранение природного пространства в целях нормального воспроизводства растительного и животного мира, а следовательно, самого человека и человечества. Отсюда особую остроту приобрели проблемы ограничения антропогенных воздействий на природу и поддержания пропорций между социально освоенной и собственно природной частями земного пространства. Пространство социальное  отражает структуру жизнедеятельности общества и выражается в способах расселения и типах поселения людей. Различные регионы страны, мира отличаются плотностью населения, хозяйственной специализацией, уровнем экономического развития. Любое поселение имеет производственные территории, жилые районы, места концентрации общественных услуг и культурных учреждений, свой “центр”, где плотность социальных, исторических, культурных связей особенно велика, и свою “периферию”. Общей тенденцией является рост интенсивности и полифункциональности использования пространства социального, чему активно способствует развитие транспорта и общей мобильности населения. Примером полифункциональности использования предметного мира человека может служить превращение квартиры (жилья) в “центр культурной жизни” благодаря телевидению или возможность превращения ее в будущем, хотя бы отчасти, в производственное помещение (работа на дому) благодаря компьютерной революции. Территориальная организация общественной жизни всегда носила на себе отпечаток социальной дифференциации (напр., рабочие и буржуазные городские кварталы на Западе). Но это является только внешним выражением “места” различных групп в социальной структуре общества, социальной дистанции между ними, их положения по социальной “горизонтали” и “вертикали”. В узком смысле слова пространство социальное  не территориальная, но сущностная характеристика условий и возможностей социального развития индивидов, групп, организаций, определяемая их местом в системе производственных отношений и производным от нее факторам, например, образованием, свободным временем. Сюда примыкает понимание пространства социального (в общей и социальной психологии) как внутреннего “поля”, как степени свободы деятельности личности, группы. Существенное значение имеют также восприятие пространства социального, как оценки, которая, как правило, дается в результате некоторого социального сравнения и образует субъективную составляющую пространства социального. Частными проблемами, наиболее часто исследуемыми эмпирически, являются жилищная проблема, проблемы социальных перемещений, миграции населения.[8.с.121]

8

Социальное время

Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки. Представление о времени и понятие времени имеют смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития, если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла. Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот. Человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всегда им осмысливаемое. На чем же основано интуитивное чувство времени? В нашем организме существует  множество периодических процессов, которые выступают в функции часов. По ним как  бы измеряется длительность внешних процессов. Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.
В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.  Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал И.Ньютон. Так представление древнегреческих философов – атомистов (Демокрита, Эпикура) о пустоте неявно предполагало концепцию субстанциальности пространства. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представлений ее был Г.В. Лейбниц, полемизировавший с И.Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время -  это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существует.[7.с.351]

9

Биологическое пространство

Биологическое пространство функционально, в нем события представляют собой процессы, локализованные во времени и пространстве, а не просто траектории. В современной науке большинство ученых сходятся на мысли, что существует множество биологических пространств. Специфические особенности биологического времени находят свое выражение в биологическом ритме. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.

Еще более глубокие разнообразные связи обнаруживаются на социальном уровне. Объективными характеристиками социального взаимодействия являются социальное пространство  и социальное время.[1.с.249]

10

                        Биологическое время

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ - термин, указывающий на специфику протекания времени в живых организмах. В основе Б.в. лежит строгая периодичность протекающих в клетках физико-химических процессов. Некоторые исследователи считают, что природа Б.в. обусловлена способностью организмов воспринимать циклические колебания геофизических факторов (суточная и сезонная периодичность электрического и магнитного поля Земли, солнечной и космической радиации и т.д.). Способность отсчета времени наблюдается на разных уровнях биологической организации. Проблема Биологического времени  была поставлена более 100 лет назад К. Бэром, основоположником эмбриологии. Научно обоснованная идея о биологическом времени принадлежит В.И. Вернадскому, который этим понятием обозначал время, связанное с жизненными явлениями. Биологическое время нерегулярно, поскольку нерегулярны изменения, лежащие в его основе. Ф. Чижек (1967) обращает внимание на то, что в разном возрасте нужно неодинаковое количество физического времени для совершения равной физической работы. Примером отличия физического и Б.в. является календарный и биологический возраст человека. Две формы времени (физического и биологического) не тождественны, при сведении Б.в. к физическому утрачивается представление о специфике биологических систем. В современной научной литературе приводится много свидетельств довольно существенной изменчивости масштабов времени в психофизическом восприятии его течения человеком. Особенно это касается стрессовых ситуаций, когда время «сжимается» или «растягивается».Биологические ритмы, протекание биологических процессов во времени представляют собой центральную проблему области биологии, получившей название хронобиологии.[4.с.156]

11

Особенности биологического пространства-времени

Появление живой природы также было связано с формированием специфического типа ее пространственно-временной организации. Возникает особое, биологическое пространство-время, как бы вписанное во внешнее по отношению к нему пространство-время неживой природы. Особенности биологических пространственно-временных структур проявляются на разных уровнях организации живого. Пространственную организацию живых молекул характеризует асимметрия «левого» и «правого» в группировках атомов. Большинство органических молекул может существовать в двух формах, отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов, причем форме с «правосторонней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя» форма. Что же касается живых систем, то в составляющих их молекулах имеются только «левосторонние» формы. Хотя эта особенность пространственных характеристик живых систем известна уже давно, она не получила пока общепринятого объяснения. Еще Л. Пастер считал, что асимметрия является результатом действия каких-то внешних природных факторов, к которым приспосабливалась жизнь. Неравенство правизны и левизны проявляется не только на молекулярном уровне, но и на уровне организмов, выражаясь в их строении и динамике. Существует не только симметрия, но и асимметрия в строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Такое сочетание симметрии и асимметрии обеспечивает активно-приспособительные реакции организмов, разнообразие движений и функций, необходимое для их выживания. В.И. Вернадский неоднократно указывал на специфику биологического пространства, называя ее «неевклидовостью». Действительно, «прямая не отражает реального расстояния между объектами ни в эндоплазматическом ретикулуме, ни в кровеносной системе, ни в тропическом лесу или коралловом рифе». Биологическое время также обладает своей спецификой, поскольку в биологических системах необратимость выступает как универсальное и абсолютное свойство. «Такие процессы, как метаболизм, размножение, морфогенез, экологическая сукцессия и эволюция видов, представляют собой практически непрерывные последовательности подобных переходов. Это говорит о высочайшей организации биологического времени — ведь каждый такой необратимый переход является барьером, который можно сравнить со стеной с клапаном. Наличие целых пачек (кассет) таких барьеров приводит не только к абсолютной необратимости, но и к канализованности или креодичности биологических процессов». Изменяется в биологии и понимание настоящего. Биологическое настоящее может быть разной продолжительности в отличие от физического времени, что позволяет говорить о специфике «толщины» времени. Кроме того, прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в едином организме. «При этом физическое настоящее делит биологическое настоящее на память и целенаправленное поведение». В биологии также выявляется значение биологических ритмов, генетически заданных человеку (и иной биологической системе), по которым происходят внутренние процессы жизнедеятельности организма. Даже в нашей обыденной жизни мы сталкиваемся с чувством времени (своеобразные биологические часы), основанном на физиологических стадиях организма. Относительно биологических систем в настоящее время активно разрабатывается понятие органического времени, связанное с исследованием проблемы роста живых организмов, в том числе и людей. Одно из первых исследований по данной проблеме было осуществлено еще в 1920—1925 гг. Г. Бакманом, который

12

писал: «Рост лежит в корне жизни и является надежным выражением самой внутренней сущности жизни... Возможность предсказания событий течения жизни из роста заключается в знании того, что организмы обладают своим «собственным временем», которое я "обозначаю как "органическое время". В рамках данной концепции биологическое время можно считать функцией физического времени, с помощью которой можно построить математическую модель кривой роста организма, основанную на выделении специфических циклов роста любого организма. Каждому циклу свойственен свой характерный темп органического времени, и поэтому таковой должен определяться отдельно. Сравнение ступеней возраста организмов позволяет сделать, например, вывод о соотношении качественного состояния организма и параметров физического времени, когда увеличение возраста на равномерной шкале физического времени сопровождается неравномерным (нефизическим) уменьшением органического времени. В результате возникает такое пространственно-временное описание живых организмов, которое можно выразить в системе логарифмических кривых. Это своеобразный логарифмический мир, где пространственные и временные измерения имеют логарифмический масштаб. Другая концепция времени, которую можно обозначить как типологическую, имеет место, например, в биологии и геологии. Здесь нет физической равномерности протекания, а, напротив, приходится оперировать понятиями эпохи, эры, геологического периода, стадий индивидуального развития и т.д. «Например, каждый геологический период характеризуется своей флорой и фауной, каждое время года — определенными фенофазами растений, каждая стадия развития животно-го — характерным набором морфологических и физиологических признаков. Время оказывается не вместилищем мира, а самой его тканью, оно не фон, на котором происходит изменение объекта, а само это изменение».  В рамках данного понимания выделяется психологическое время как особое изменчивое состояние наблюдателя за соответствующими геологическими или биологическими процессами. Это связано с тем, что время протекания жизни наблюдателя не соотносится по масштабам, например, с периодами протекания геологических процессов. Изменчивость наблюдателя (психологическое время) служит фоном, на который проецируется время наблюдаемого объекта. Это перекликается с представлениями И. Канта о том; что время — внутренняя форма, привносимая в мир наблюдателем. Наблюдатель в некоторой степени конструирует исследуемые временные процессы. В результате перед нами предстает сложная временная структура описания мира, фундаментом (или архетипом всего класса материальных объектов) которого выступает физическое время, которое интерпретируется специфическим образом относительно конкретных материальных систем. Эта интерпретация связана с наблюдателем и особенностью наблюдаемых процессов, т.е. она объективирована конкретной предметной областью и достигает лишь той степени объективности (в общем смысле), которую позволяет само качество объекта. Одновременно, поскольку наблюдатель может оказаться внутри исследуемых взаимодействий (внутри соответствующего времени), последние оказывают влияние и на конструируемое время. В результате некоторых взаимодействий индивидуальное время может вообще исчезнуть, как исчезает время жертвы при ее предании хищником. Следующая проблема связана со спецификой измерения времени в различных областях исследования действительности. Оказывается, что накладывание на все процессы некой единой астрономической шкалы не позволяет исследовать специфику данных объектов, и необходима особая внутренняя шкала времени, отражающая особенности данной системы. Именно характеристики биологического, а не астрономического возраста важны при определении временных границ профессиональной пригодности человека. Собственный возраст и собственные стадии развития имеют любые экономические и социальные системы. Без маркеров стадий духовного развития

13

личности невозможна реалистическая концепция обучения и тем самым модель школы. В современной науке ставится также вопрос о выделении особого геолого-географического представления о времени и пространстве. Здесь, прежде всего речь идет опять же о пространственно-временном континууме, в рамках которого происходит эволюция Земли. «Геологические серии напластований оказались психологически слиты с движением времени, стрела которого направлена в нормально залегающих слоях снизу вверх. Географы внесли в науку представление о ценности времени, а также об эмоциональном моменте, связанном с оценкой длительностей и давностей. Поскольку, как мы отмечали, физические представления о времени выступают в качестве фундаментальных в естественных науках, то в геологии это привело к своеобразной двойственности в понимании геологического времени. Геологический процесс реализуется одновременно внутри физического времени, безотносительно к специфике данных объектов, и внутри «реального геологического времени», которое, напротив, зависит от специфики данной развивающейся системы. Поэтому относительно геологических процессов вводится понятие «характерного времени», которое отражает специфичность и относительность скорости протекания процессов. Одновременно это привело к мысли найти некоторый эталон (метку), относительно которого можно выстроить хронологическую цепочку событий. Поскольку лишь ритмическое повторение дает нам возможность фиксации явлений, необходимо было сравнить ритмы различной длительности, наложив, их друг на друга. Более того, развитие науки и техники порождает совершенно неожиданные ситуации, когда может быть смоделирована система, которая будет выступать полным аналогом некоторой реальной системы, но внутри которой характер протекания естественных процессов по законам природы будет совершенно иной. Речь идет о виртуальном мире, где течение времени может принимать любой характер. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Время выступает как мера, фиксирующая изменение состояний развивающихся объектов, и в этом качестве оно может быть применимо к самым различным природным системам. Но специфику протекания временных процессов, их скорость задают особенности строения исследуемой системы, для которой физические или астрономические параметры хотя и выступают некоторой фундаментальной базой, но могут быть значительно проинтерпре-тированы. Пространство, выражая свойство протяженности различных систем, также интерпретируется в зависимости от организации прост-ранства конкретной системы. Поэтому физическое описание мира по его пространственно-временным характеристикам представляет собой очень абстрактную (идеализированную) модель, свойства которой не отражают разнообразия состояний мира. « Значит, что мир слишком сложен, чтобы допускать единственное однозначное логически непротиворечивое описа-ние. Следовательно, не существует единообразного мира, а есть единство структурных различных уровней мира, которые, как мы указывали выше, описываются как различного рода локальные картины мира. Пространство не только выражает структурность и протяженность различных уровней бытия (часть из которых можно описать языком современной физики), но и представляет собой социокультурный компонент как индивидуальной; так и общечеловеческой жизни. В этом смысле пространство включено человеком не только в область его объективного познания, но и в область эмоциональных оценок и рассуждений. Время также несводимо лишь к выражению физической длительности существования и последовательности смены состояний, а представляет собой особый способ переживания человеком мира. И в этом смысле оно имеет отношение не только к временной (физической) длительности, но и представляет собой время «человеческого становления» и восхождения к целям человеческого существования. И если человек есть существо этого мира, а не гость в нем и не пришелец из какого-то другого, если сам этот мир не есть один

14

только мир веществ, элементарных и простейших физических частиц и их взаимодействий, то реальное человеческое время, а в конечном счете и реальное время мира самого по себе есть время произведения этих двух величин, есть время осуществления и самоосуществления мира. Проблема полиструктурности социального пространства-времени, его изменения на различных этапах человеческой истории в настоящее время является предметом дискуссий и обсуждений в философской литературе. Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизни людей. [1.с.230]

15

Пространство и время как атрибуты материи, их специфика в природных и социальных системах

Пространство и время философские категории, всеобщие формы существования, координации объектов. Их свойства определяются свойствами материи, ее вечностью и бесконечностью. Они не имеют ни начала, ни конца. И любое движение материи предполагается в пространстве и времени. Пространство служит для обозначения всеобщего свойства материальных объектов обладать протяженностью и занимать место во взаимодействии с другими материальными объектами. Пространство трехмерно =>тело может двигаться в 3 взаимно перпендикулярных направлениях. Но по теории относительности, к 3 пространственным параметрам (длина, ширина, высота) добавляется время. Время как философская категория служит для обозначения всеобщего свойства материальных процессов протекать, обладать длительностью и развиваться по этапам и стадиям. Время имеет одно измерение, поэтому все тела развиваются в одном направлении -от прошлого к будущему. Оно необратимо (движется только вперед), неповторимо, неотвратимо. Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением мысли. Если, согласно материализму, бытие есть движущаяся материя, а пространство и время ? ее атрибуты, то в таком случае должно быть особое пространство и время для каждой формы движения материи. То есть должно быть особое биологическое и социальное пространство и время. Например, специфику биологического пространства Вернадский видел в резком проявлении ?левизны? в организации живого (спирали ДНК у живых организмов закручены влево). Спецификой биологического времени считается наличие биологических часов (они включают и отключают химические реакции внутри организма). Специфику социального пространства и времени усматривают в организации и функционировании общественной жизни. Человек организует свое пространство: города, поля и т.д. Социальное (историческое) время неравномерно, оно может замедляться или ускоряться. Однако не все философы признают существование биологического и социального пространства и времени.[3.с.56]

                                                                                  16

                                                  Заключение

Проблема времени и пространства всегда интересовала человека. Пространство ив ремя как всеобщие и необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современной физике и других науках. Физические, химические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с измерением длин и длинностей, то есть пространственно-временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубление знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени. Итак, в ходе работы были выявлены основные значения понятий «время» и «пространство», прослежено их развитие и значимость, определены рамки познания в классической науке. На протяжении развития этих понятий существовали разные гипотезы и о времени, и о пространстве. Некоторые отрицали возможность существования пустого пространства, а некоторые утверждали, что пустота существует, как материи и атомы, и необходима для перемещений и соединений. Птолемей придерживался точки зрения, что время – бесконечно, а пространство – конечно,  работа же Коперника направила движение естественно-научной мысли к признанию безграничности и бесконечности пространства. Космологическая теория Д. Бруно связывала воедино бесконечность Вселенной и пространства. Существенный вклад в определение понятий времени и пространства внесли Г. Галилей, разработавший принцип относительности, Р. Декарт, создавший первую универсальную физико-космологическую картину мира. Таким образом, все это способствовало созданию концептуальной основы изучений физического пространства и времени. Эти представления подготовили математическое и экспериментальное обоснование свойств пространства и времени в рамках классической механики. Так, новая физическая гравитационная картина мира, опирающаяся на строгие математические обоснования, была представлена в классической механике И. Ньютона. В рамках Ньютоновской гравитационной модели Вселенной утверждается представление о бесконечном пространстве, в котором находятся космические объекты, связанные между собой силой тяготения. В основополагающем труде Ньютона «Математические начала натуральной философии» было дано определение понятий пространства, времени, места и движения. Предлагалось разделить время и пространство на абсолютное и относительное. Абсолютное пространство считалось одинаковым и неподвижным, относительное же пространство – мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное. Абсолютное время само по себе и по своей сущности протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год. Ньютоновская концепция пространства и времени, на основе которой строилась физическая картина мира, оказались господствующей вплоть до конца 19 века.[6.с.136]

17

Список использованной литературы

1.Левич А.П. Тезисы о времени естественных систем // Экологический прогноз. М.: МГУ, 1986. С. 356 
2.  Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. С. 326   
3.Уитроу Дж. Структура и природа времени. М.: Наука, 1984. С. 64
4.Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. Вып. VI. М.: Прогресс, 1978. С. 231 

5. Учеб. пособие для ВУЗов/Авт.колл:Фролов И.Т. 4-е изд., перераб. и доп. –М.:2007. С.452
6. Философия : П. В. Алексеев, А. В. Панин. 3-е изд., - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С.280

18


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33525. Тема репрессий в поэме А.Ахматовой «Реквием» 17.6 KB
  Ахматова начала писать свою поэму Реквием в 1935 году когда ее единственный сын Лев Гумилев был арестован. Как и другие матери жены сестры Ахматова много часов стояла в молчаливой очереди что вела к петербургской тюрьме Кресты. Только в 1940 году Ахматова завершила свое произведение опубликовано же оно было в 1987 году много лет спустя после смерит автора. Ахматова рассказывает об истории создания поэмы.
33526. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы» (жанровые и художественные особенности) 17.26 KB
  У Замятина мы не масса а социальное качество. Заветная идея сталинизма – не человек но винтик в гигантском государственном механизме который подчинен твердой руке машиниста у Замятина показана осуществленной. Особенности жанра При чтении толкования термина антиутопия все его особенности прослеживаются в романе Евгения Замятина Мы: это и изображение тоталитарного государства и острый конфликт Чтобы возникла художественность нужен романный конфликт. Он должен пережить это сомнение как кульминацию своей жизни пусть даже...
33527. «Чевенгур» Платонова как роман-предупреждение 14.06 KB
  Чевенгур Платонова как романпредупреждение. прочитав роман “Чевенгур†писал Платонову: “Человек вы талантливый это бесспорно бесспорно и то что вы обладаете очень своеобразным языком. Платонов же посылая Горькому рукопись “Чевенгура†писал что “в романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического обществаâ€. Роман “Чевенгур†это энциклопедия социальных инициатив в их взаимодействии с реальной плотью жизни.
33528. Проблематика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», значение лирического дневника в идейной концепции романа 20.46 KB
  Пастернака Доктор Живаго значение лирического дневника в идейной концепции романа. Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго†в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года.Лихачев уверен что автор Пастернак пишет о самом себе но пишет как о постороннем он придумывает себе судьбу в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь что жизнь Юрия Андреевича Живаго – это альтернативный вариант жизни самого Пастернака. Доктор Живаго – выразитель сокровенного лирический герой Пастернака который...
33529. Литературный процесс 30-х годов (ведущие темы, основные имена) 13.59 KB
  Печатались новые произведения Н. Новые сферы жизни человека новые конфликты новые характеры видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев к возникновению новых жанров новых приемов стихосложения к поискам в области композиции и языка.
33530. Литературные объединения 20-х годов, их роль в развитии литературы 25.13 KB
  в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей: футуристы акмеисты Пролеткульт сложившиеся в начале 1910х годов. Одной из самых многочисленных и авторитетных литературных организаций объединивших пролетарских поэтов и писателей стал Пролеткульт. Его теория пролетарской культуры оказала большое влияние на русскую литературу 1920 1930х годов особенно на творчество пролетарских поэтов и писателей. Драматическим моментом в судьбе Пролеткульта стал раскол который произошел накануне Первого...
33531. Несвоевременные мысли» М.Горького как опыт национальной самокритики 20.06 KB
  Советское литературоведение отталкиваясь от определения Ленина Горький не политик толковало публицистику как отступление от правды большевизма. Это хорошо понимал и сам Горький. Горький подозревает крестьянство в тяжких грехах и противопоставляет ему рабочий класс напутствуя: Не забывайте что вы живете в стране где 85 населения – крестьяне и что вы среди них маленький островок среди океана. На крестьянство Горький не рассчитывает потому что оно жадное до собственности получит землю и отвернется изорвав на онучи знамя Желябова.
33532. Тема любви в лирике В.Маяковского и лирике С.Есенина 20-х гг. 21.61 KB
  Октябрьская революция раскрепостив человека создала условия для торжества любви любви как счастья как радости. Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях о любви в самом широком смысле этого слова. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает как его чувства становятся социально осмысленными.
33533. Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») 14.64 KB
  Григорий Мелехов – это главный герой романа. На войне герой возмужал заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали стал офицером поддержал казачью честь и славу но стал злым. После знакомства с большевистской философией герой чувствует себя зрячим. Трех коней убили под Григорием в пяти местах продырявлена его шинель но геройство оказывается напрасным – поток Красной армии затопляет Донскую землю.