97345

Перспективы развития гостиничных цепей

Дипломная

Туризм и рекреация

Гостиница это коллективное средство размещения состоящее из определенного количества номеров имеющее единое руководство предоставляющее набор услуг минимум заправку постелей уборку номера и санузла и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.

Русский

2015-10-16

144.47 KB

8 чел.

Содержание.

Введение. 3

Глава I. Характеристика средств размещения 5

3.1 Основные требования средств размещения: 26

1.2 КлассификацияГОСТИНИЦ. 9

Глава II. Анализ состояния мировых и отечественных гостиничных цепей. 17

1.1 История развития индустрии гостеприимства. 5

2.1 Мировые гостиничные цепи. 17

2.2. Гостиничные цепи в России. 21

Глава III. Перспективы развития гостиничных цепей. 26

Проблемы и перспективы развития гостиничных цепей

3.2 Состояние в России. 27

Заключение. 31

Список используемой литературы. 3

1  Характеристика средств размещения

1.1  Общая характеристика средств размещения

Индустрия гостеприимства представляет собой совокупность предприятий, оказывающих различные услуги по приему и обслуживанию гостей. Такое определение очень близко понятию современных гостиничных комплексов, поскольку они оказывают не только услуги проживания (размещение), но и множество различных сопутствующих услуг.

Под гостиничной деятельностью в России понимается деятельность юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения (вместимостью не менее 10 мест) по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.

В гостиничной индустрии России используются следующие понятия:

  1.  гостиница — имущественный комплекс, в котором предоставляется проживание и питание гостям;
  2.  номер — помещение, состоящее из одного или нескольких мест (единичный элемент бронирования);
  3.  место (койко-место) — площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком.

В международной практике в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации все средства размещения подразделяются на две категории: коллективные и индивидуальные.

В состав коллективных средств размещения входят гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения, прочие коллективные заведения. Определение гостиницы, данное ВТО.

Гостиница — это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум — заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.

Из данного определения можно вывести основные признаки гостиницы:

• наличие номеров, причем их количество должно быть не менее установленного законом минимума (для России — 10);

• подчинение всех номеров единому руководству:

• наличие определенного набора услуг (уборка номеров, ежедневная заправка постелей, уборка санузлов, дополнительные услуги);

• соответствие определенному классу или категории.

К аналогичным заведениям относятся пансионаты и меблированные комнаты, которые состоят из номеров и предоставляют определенный, как правило, ограниченный набор гостиничных услуг.

Отличие специализированных заведений заключается в том, что они могут дополнительно предоставлять какие-либо специализированные услуги, например медицинские, санаторно-курортные и пр.

Прочие коллективные средства — любые сооружения, предназначенные для отдыха, с предоставлением ограниченных гостиничных услуг. К ним относятся: комплексы домов и бунгало, площадки для автоприцепов, палаток, бухты для малых судов и т.д.

К индивидуальным средствам размещения относятся предоставляемые платно или без оплаты собственные жилища граждан: квартиры, виллы, коттеджи, особняки, комнаты и т.п.

1.2  Общие требования к средствам размещения

  1.  Средства размещения подразделяют на коллективные и индивидуальные.

Коллективные средства размещения

К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, апартотели, сюит-отели, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), курортные отели, кемпинги, базы отдыха, туристические базы, рекреационные центры (центры отдыха), туристские деревни (деревни отдыха), прогулочные корабли, детские оздоровительные лагеря.

  1.  Гостиницы - предприятия, предоставляющие услуги размещения и в большинстве случаев услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг.
  2.  Апартотели - гостиницы, номерной фонд которых состоит из номеров категории студия и/или апартамент.
  3.  Сюит-отели - гостиницы, номерной фонд которых состоит из номеров высшей категории: сюит, апартамент, люкс, джуниор сюит, студия.
  4.  Мотели - гостиницы с автостоянками, предоставляющие услуги для размещения автомобилистов.
  5.  Молодежные гостиницы (хостелы) - предприятия, предоставляющие услуги размещения и питания, управление которыми осуществляется некоммерческой организацией; проживание - в многоместных номерах, питание - с ограниченным выбором блюд и/или наличие оборудования для самостоятельного приготовления пищи; предоставление дополнительных услуг, включая развлекательные и образовательные программы, в основном для молодежи.
  6.  Курортные отели - средства размещения, расположенные на курорте и оказывающие на собственной базе в качестве дополнительных услуги оздоровительного характера с использованием природных факторов (например, морской или минеральной воды), в том числе для предоставления процедур на их основе (процедуры оздоровительного характера могут быть оказаны в отдельно стоящем здании).
  7.  Кемпинги - ограниченные территории с санитарными объектами, на которых располагаются шале, бунгало, палатки, стационарные фургоны, а также оборудованные площадки для размещения палаток, автодомов и пр. В кемпингах к услугам проживающих могут быть предоставлены рестораны, магазины, спортивные и развлекательные сооружения, однако вышеперечисленные услуги не являются обязательными (палатка - тканевое укрытие, разбираемое и складывающееся для удобства транспортировки; автодом - автотранспортное средство с двигателем, со спальным/спальными местом/местами и кухонным оборудованием).
  8.  Базы отдыха (туристические базы), рекреационные центры (центры отдыха), туристские деревни (деревни отдыха) - предприятия, предлагающие в основном размещение в шале, бунгало или в стационарных фургонах, а также возможности и соответствующее оборудование для занятий спортом и развлечений, рестораны и магазины (отличие базы отдыха от кемпинга заключается в том, что в кемпинге имеются оборудованные площадки, на которых можно установить палатку или автодом туриста, приехавшего на собственном транспортном средстве и не желающего пользоваться услугами средства размещения).
  9.  Прогулочные корабли - плавучие средства, предназначенные для круизов по рекам и каналам, предлагающие услуги размещения и кухонное оборудование (прогулочные корабли часто используются для проведения корпоративных мероприятий).
  10.  Детские оздоровительные лагеря - предприятия, предоставляющие услуги размещения для детей, приезжающих для отдыха и оздоровления.

Индивидуальные средства размещения

К индивидуальным средствам размещения относят: гостевые комнаты, шале, бунгало, стационарные фургоны.

  1.  Гостевые комнаты - комнаты в частных домах, в которых предоставляются услуги размещения, в большинстве случаев с завтраком.
  2.  Шале, бунгало - отдельные стоящие домики с кухонным оборудованием.
  3.  Стационарные фургоны - жилые дома-автоприцепы со спальным/спальными местом/местами и кухонным оборудованием, стационарно установленные в определенном месте; дома-фургоны можно передвигать; обычно, находясь на территории кемпинга, они предназначены для сдачи в аренду на сезон отпусков, либо для продажи в собственность в качестве вторичного жилья (дачи) (в отличие от автодома стационарный фургон - это автоприцеп, но не прицепленный к автотранспортному средству, а стационарно установленный на территории кемпинга).
  4.  Средства размещения должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
  5.  Средства размещения должны соответствовать требованиям, установленным соответствующими отраслевыми (ведомственными) нормами и правилами.
  6.  Средства размещения должны иметь удобные подъезды для автомобиля и/или автобуса с необходимыми дорожными знаками, вымощенные пешеходные дорожки.
  7.  Территория, прилегающая к средствам размещения, должна быть благоустроена, освещена в вечернее время; должна иметь площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки автотранспорта и необходимые справочно-информационные указатели.
  8.  В средствах размещения должно быть:
  9.  предусмотрено хранение багажа проживающих;
  10.  организовано предоставление медицинских услуг (вызов скорой помощи).
  11.  Обслуживающий персонал, оказывающий услуги средств размещения, должен обладать квалификацией, соответствующей выполняемой работе.
  12.  Персонал должен создавать атмосферу гостеприимства, проявлять доброжелательность и вежливость.
  13.  Средства размещения должны быть оснащены и оборудованы:
  14.  - освещением в жилых и общественных помещениях - естественным и/или искусственным, в коридорах и на лестницах - круглосуточно;
  15.  - холодным и горячим водоснабжением и канализацией; в районах с перебоями водоснабжения необходимо обеспечить минимальный запас воды не менее, чем на сутки и подогрев воды;
  16.  - отоплением, поддерживающим температуру воздуха в жилых помещениях не ниже 18,5 °С;
  17.  - системой вентиляции (естественной или принудительной), обеспечивающей циркуляцию воздуха и исключающей проникновение посторонних запахов в жилые помещения;
  18.  - бутиллированной питьевой водой (бесплатно) - в районах, где отсутствует гарантия качества питьевой воды;
  19.  - телефонной связью;
  20.  - пассажирским лифтом в здании высотой более пяти этажей.
  21.  Минимальная площадь жилой комнаты должна быть в одноместных номерах - не менее 9 м2; в двухместных и многоместных номерах в расчете на одного проживающего:
  22.  в средствах размещения круглогодичного функционирования - не менее 6,0 м2, в средствах размещения сезонного функционирования - не менее 4,5 м2.
  23.  В жилой комнате средства размещения должны быть в наличии:
  24.  освещение от потолочного (настенного) или напольного светильника;
  25.  прикроватный светильник;
  26.  выключатели освещения у входа в номер и у изголовья кровати;
  27.  фонарь карманный электрический;
  28.  радиоприемник (при отсутствии телевизора);
  29.  кровать/кровати;
  30.  комплект постельных принадлежностей и белья на одного человека: матрац с наматрасником, две подушки, одеяло, дополнительное одеяло, покрывало на кровать, простыня, пододеяльник, наволочки;
  31.  прикроватный коврик у каждой кровати при отсутствии ковров или коврового покрытия;
  32.  прикроватная тумбочка (столик) у каждого спального места;
  33.  шкаф с полками (допускается встроенный) с вешалкой и плечиками (зажимами для брюк и юбок), не менее пяти шт./место;
  34.  вешалка для верхней одежды и головных уборов (допускается наличие вешалки для верхней одежды в шкафу, разделенном на две части);
  35.  стулья: не менее одного на проживающего;
  36.  плотные занавеси (или жалюзи), обеспечивающие затемнение помещения;
  37.  зеркало в прихожей и/или в комнате;
  38.  щетки: для одежды и обуви;
  39.  ключ для открывания бутылок;
  40.  графин (необязателен при наличии посуды для мини-бара или бутилированной воды), стаканы;
  41.  пепельница(ы) - кроме номеров для некурящих;
  42.  информационные материалы;
  43.  противопожарная инструкция;
  44.  инструкция для проживающих о действиях в случае пожара и в экстремальных условиях, характерных для данной местности (оползни в горах, землетрясения и т.п.).
  45.  Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера:
  46.  полный санузел (умывальник, унитаз, ванна или душ) или
  47.  неполный санузел (умывальник, унитаз или полный санузел на две - пять жилых спальных комнат, заселяемых по отдельности) или
  48.  умывальник;
  49.  полотенцедержатель, крючки для одежды;
  50.  полотенца, в том числе банное (на каждого проживающего) - не менее двух;
  51.  корзина для мусора.
  52.  Оборудование и оснащение санузла в номере должно включать в себя: при наличии ванны и/или душа:
  53.  занавес (кроме душевых кабин, угловых ванн или джакузи);
  54.  коврик (махровый) для каждого проживающего; при наличии унитаза:
  55.  крышку для унитаза;
  56.  щетку для унитаза (в футляре);
  57.  держатель для туалетной бумаги;
  58.  туалетную бумагу; при наличии умывальника:
  59.  зеркало над умывальником;
  60.  полка для туалетных принадлежностей или туалетный стол;
  61.  туалетное мыло (замена по мере использования) или диспенсер с жидким мылом.
  62.  Санитарные объекты общего пользования
  63.  При отсутствии санузла в номере средства размещения должен быть оборудован туалет общего пользования (из расчета один на 20 человек, проживающих в номерах без туалета, но не менее двух на этаже).
  64.  При отсутствии ванны/душа в номере средства размещения должна быть оборудована ванная или душевая комната общего пользования из расчета одна на двадцать человек, проживающих в номерах без ванны или душа.
  65.  Оборудование туалетов общего пользования: туалетные кабины, умывальник с зеркалом, туалетный стол, электророзетка, туалетная бумага, диспенсер с жидким мылом, махровые или бумажные полотенца (или электрополотенце), крючки для одежды, корзина для мусора.
  66.  Оборудование ванных/душевых комнат общего пользования: ванны, душевые кабины, туалетная кабина, умывальник с зеркалом, туалетный стол, крючки для одежды, корзина для мусора.

Дополнительные требования к коллективным средствам размещения и предоставляемым в них услугам

  1.  К коллективным средствам размещения предъявляются следующие дополнительные требования:
  2.  освещаемая или светящаяся вывеска;
  3.  аварийное освещение (аккумуляторы, фонари);
  4.  круглосуточная работа лифта (при наличии);
  5.  все номера должны быть обеспечены телефонной связью из номера (допускается без выхода за пределы средства размещения) или кнопкой вызова обслуживающего персонала;
  6.  помещения общего пользования должны иметь мебель и другое оборудование, соответствующее функциональному назначению помещения;
  7.  наличие туалетов вблизи помещений общего пользования.
  8.  Оборудование туалетов: туалетные кабины, умывальник с зеркалом, туалетный стол, электророзетка, туалетная бумага, диспенсер с жидким мылом, бумажные полотенца / электрополотенце, крючки для одежды, корзина для мусора;
  9.  отдельное помещение или его часть для просмотра телепередач/видеофильмов (при наличии номеров без телевизора);
  10.  гардероб/вешалки в холле и в помещениях общего пользования.

Требования к услугам, предоставляемым в коллективных средствах размещения

  1.  К услугам, предоставляемым в коллективных средствах размещения, предъявляются следующие требования:
  2.  служба приема и размещения - круглосуточный прием с зоной для отдыха и ожидания с соответствующей мебелью (кресла, диваны, стулья, журнальные столики), с газетами, журналами;
  3.  вручение корреспонденции гостям;
  4.  утренняя побудка(по просьбе);
  5.  ежедневная уборка номера горничной, включая заправку постелей;
  6.  смена постельного белья не реже одного раза в пять дней; смена полотенец не реже одного раза в три дня;
  7.  предоставление утюга, гладильной доски;
  8.  хранение ценностей в индивидуальных сейфах в номерах и/или в сейфовых ячейках в службе приема;
  9.  письменные стандарты качества работы персонала, содержащие функциональные обязанности и установленные правила работы.

Требования к услугам, предоставляемым в индивидуальных средствах размещения

  1.  В индивидуальных средствах размещения предоставляют следующие услуги:
  2.  уборка жилой комнаты (включая заправку постели) к каждому заезду;
  3.  смена постельного белья - не менее одного раза в пять дней, смена полотенец - не менее одного раза в три дня (или предоставление сменного комплекта постельного белья и полотенец).
  4.  Ассортимент услуг может быть дополнен.

Требования безопасности

  1.  В средствах размещения должны быть обеспечены безопасность жизни и здоровья проживающих, сохранность их имущества.
  2.  Средства размещения должны быть расположены в благоприятных экологических условиях.
  3.  Средства размещения должны соответствовать требованиям пожарной безопасности.
  4.  В средствах размещения должны соблюдаться санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила и нормы.
  5.  Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом отношении, безвредна по химическому составу. При отсутствии гарантии качества питьевой воды следует обеспечить наличие бутиллированной чистой питьевой воды.
  6.  Обслуживающий персонал средств размещения должен быть подготовлен к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.
  7.  При функционировании средств размещения и оказании ими услуг не должно быть вредных воздействий на окружающую среду.

1.3  Классификация гостиниц

Отправляясь в деловую поездку или просто в путешествие по другим странам, почти всегда приходится останавливаться в отелях или гостиницах. Но как определиться среди такого огромного их количества? Для удобства получения представлений о гостиницах и услугах, которые они предоставляет, стали составлять классификации гостиниц.

В мировую систему классификаций гостиниц входят все классификации, созданные по критериям или категориям, принятым в разных странах.

Основные классификации гостиниц:

  1.  по месторасположению: в черте города, на морском побережье, в горах;
  2.  по вместимости: малые, средние, большие и гиганты;
  3.  по продолжительности работы: круглогодичные или сезонные;
  4.  по уровню цен номеров: бюджетные, экономичные, средние, первоклассные, апартаментные, фешенебельные;
  5.  по функциональному назначению: деловые или для отдыха;
  6.  по продолжительности пребывания гостей: длительного и кратковременного;
  7.  по уровню комфорта.

Классификация гостиницы уровню комфорта определяется по категориям:

  1.  количество номеров;
  2.  общие помещения;
  3.  оборудование;
  4.  комфортность жилья;
  5.  обслуживание;
  6.  доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.

Именно эта классификация гостиниц считается международной, так называемой системой звезд. Она опирается на систему классификации гостиниц во Франции, где максимальному уровню комфорта, который гостиница может предоставить своим гостям, соответствует количество звезд. Данная система применяется во многих странах мира. Также есть другие системы, основанные на уровне комфорта, существующие в других европейских странах: Великобритании – корон, Германии – классов, в Греции – букв, в Италии и Испании – категорий.

В связи с тем, что международной системой классификаций отелей является классификация по звездам, то остальные системы просто переводят на нее. Чтобы было легче разобрать в этом, в таблице можно увидеть, как классификация по звездам соотносится с другими системами европейских стран.

Какие услуги предоставляют гостиницы согласно звездам?

Категории 1 *

Такие отели могут располагаться как в центре, так и на окраине города, рассчитаны на небольшое количество номеров, в них существует ограничение по времени прихода. В таком отеле турист может рассчитывать только на ночлег и душ, без всякого питания. Номер рассчитан на двоих и больше человек. В номере располагается кровати, тумбочки, стулья, шкаф, умывальник и полотенца, из расчета две штуки на одного человека. Ванная, туалет, холодильник и телевизор располагаются на этаже. Уборка номеров проводится каждый день, смена белья раз в неделю, а полотенец - каждые 3-4 дня.

Категория 2 **

В отелях данного типа вам предоставят ночлег и душ, иногда континентальный завтрак. В самом здании должен располагаться ресторан или кафе. В номере кроме основной мебели должны быть санузел и телевизор, за пульт от которого придется заплатить отдельно. Также за отдельную плату предоставляются услуги телефона, сейфа, стоянки, прачечной, химчистки и завтрака в номер. Уборка номера ежедневная, смена постельного белья через 6 дней, а полотенец - через 3-4 дня.

Категории 3 ***

Наиболее распространенный среди туристов вид гостиницы. Номера могут быть одноместными, двухместными и трехместными. На территории гостиницы должны быть прачечная для постояльцев, бассейн, тренажёрный зал, предоставляться услуги интернета, обмена валют и бронирования билетов.

В самом номере: телевизор, холодильник, санузел, иногда мини-бар и телефон. Смена постельного белья проходит два раза в неделю, полотенца меняют ежедневно, дополнительно предоставляют мыло. В Турции обязательным в номере является наличие кондиционера.

Категории 4****

Эти отели отличаются высоким уровнем сервиса и комфортности. Здесь предоставят ночлег, питание и различные развлечения. Обязательно наличие охраняемой автостоянки, конференц-зала, ресторана, предоставление услуг трансфера, стирки, глажки и чистки одежды, дополнительных бесплатных услуг: тренажерный зал, корт, бассейн и дискотеки.

В номере: цветной телевизор с пультом, холодильник, мини-бар, кондиционер, мини-сейф, телефон, фен, туалетные принадлежности (мыло, гель, шампунь) и т.д. Уборка номера и смена белья проводятся ежедневно. Обслуживание в номерах круглосуточное.

Категории 5*****

Это отели, предоставляющие услуги на высшем уровне, предлагают постояльцам более просторные номера с хорошим видом. Номера могут быть даже многокомнатными. Кроме того, что предлагается в номере четырехзвездочной гостиницы, здесь будет еще необходимая косметика для душа, тапочки и халаты. Гостю уделяется максимум внимания, и выполняются практически все его пожелания.

Ознакомившись с системой классификации гостиницы мира и перечнем предоставляемых каждой видом услуг, вы сможете правильно выбрать гостиницу для своего отдыха. А гостиница, полностью удовлетворяющая требованиям, - гарантия хорошего отдыха!

2. Анализ состояния мировых и отечественных гостиничных цепей.

2.1 История развития индустрии гостеприимства.

Впервые индустрия гостеприимства появилась еще во времена Античности. Первое документальное подтверждение существования индустрии гостеприимства зафиксировано в эпоху Древней Греции и Древнего Рима.

Одним из документов, подтверждающих существование индустрии гостеприимства в древних государствах, является Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В названном акте упоминались таверны, которые пользовались сомнительной репутацией и выполняли иногда функции домов терпимости. В кодексе было закреплено, что владельцы таверн должны доносить на посетителей, если те задумали совершить преступление против государя. Состав посетителей был крайне разнообразен и специфичен.

В Древней Греции также существовали таверны, которые играли достаточно важную роль в жизни общества, так как они были важной составной частью религиозной и социальной жизни населения. В тавернах хоть и имелись места для ночлега, но они предназначались для общественного питания. Развитие торговли предполагало необходимость для путников ночлега, поэтому появились предприятия другого типа – постоялые дворы.

Наиболее разветвленная сеть постоялых домов имелась в Древнем Риме.

Строительство римлянами постоялых домов положило начало созданию и формированию сферы гостеприимства.

Расположение постоялых домов в Риме было продумано. Они строились на расстоянии 25 миль друг от друга, чтобы путешественники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них. Однако воспользоваться постоялыми домами можно было только при наличии специального документа, подтверждающего статус посетителя. Подобные бумаги достаточно часто воровали в дороге и подделывали.

В период раннего Средневековья предоставлением услуг для обычных людей занимались религиозные учреждения. Путешествия совершали в основном миссионеры, священники и пилигримы, поэтому постоялые дома стали располагаться ближе к церквям и храмам.

В Англии постоялые дворы строились уже не для путешественников, а скорее для населения, употребляющего алкогольные напитки.

В Средние века количество постоялых домов постоянно увеличивалось, однако уровень оказываемых там услуг оставался низким. Ночевали постояльцы на матрацах или просто на полу. Питание тоже было достаточно скудным и однообразным. Чаще всего постояльцы питались тем, что привозили с собой или покупали у хозяина двора.

2.2  Мировые гостиничные цепи.

По данным Всемирной туристической организации, всего в мире действует 16 млн. гостиниц, причем 20% из них относится к гостиничным сетям. Сеть, как показывает зарубежная практика, – наиболее эффективный способ ведения хозяйства в гостиничном бизнесе.

Рейтинг сетевых отелей составляется исходя из различных критериев, но в первую очередь учитывается общее количество гостиничных номеров в сети. В соответствии с этим критерием на сегодняшний день лидерами являются такие гиганты, как английская компания InterContinentalHOTELS Group и американская Cedant Corporation.

В гостиничном деле есть свои лидеры – несколько национальных фирм. «Хаятт», «Хилтон», «Уэстин» – самые известные гостиничные цепи класса люкс. «Холидэй Инн», «Марриотт», «Шератон» и «Рамада» лидируют в гостиничном секторе со средними ценами на гостиничное размещение. В группу корпораций с размещением по цене ниже среднего уровня входят «Дэйз Инн», «Мотель 6» и «Тревел Лодж». Компания «Бест Уэстин» имеет в своей цепи больше гостиниц, чем самая большая гостиничная цепь «Холидэй Инн» – соответственно 3200 против 1800.

Обращает на себя внимание тот факт, что различия в размерах гостиничных цепей США бывают очень заметны. «Хяатт» и «Уэстин» насчитывают в среднем 500 номеров в каждом предприятии. «Марриотт» и «Хилтон» – около 300, в то время как «Бест Уэстин» имеет в среднем 90 номеров в каждой гостинице.

Первые сети отелей зародились в США еще в 1930-е годы, и именно в Америке их больше всего по сравнению с другими странами. Сегодня не менее 70% американских отелей входит в ту или иную гостиничную сеть. Такие сети, как Marriott International, Holiday Inn Worldwide или ITT Sheraton Corp., хорошо известны в России – под их марками уже не первый год работают крупные гостиничные объекты. За последние 15 лет на российский рынок вышли многие зарубежные гостиничные бренды. Иностранные инвесторы интересуются в основном Москвой и Санкт-Петербургом и готовы вкладывать деньги в строительство гостиниц в этих городах. Однако в обеих столицах существуют сложности с получением участков. В основном международные сети работают по системе франчайзинга или по контракту на управление с уже действующими российскими отелями. Операторы международных цепей, работающих в России, считают, что этот рынок имеет более высокие показатели спроса, чем в Западной Европе. Динамика прироста основных экономических показателей здесь выше, чем на соседних рынках. Все это способствует тому, что международные операторы позитивно рассматривают перспективы проникновения/расширения своего присутствия в нашей стране. И даже идут на некоторое снижение (по сравнению с началом 1990-х годов) цен на свои услуги.

Что касается заимствования практики и создания собственных гостиничных цепей в российском гостиничном бизнесе, то такие примеры уже есть, но, к сожалению, пока их очень немного. Сейчас делаются только первые шаги к развитию отечественных цепей, которые насчитывают 2–3 объекта. Это и «сеть» Гелиопарк отель (два объекта в Подмосковье в собственности и один объект в Сочи в управлении), и «Катерина-Сити»/«Катерина - Альпик» (ЮМАКО), СОФТ-Проект («Ирис Конгресс Отель» в Москве). Остальные находятся на стадии разработки.

Проблем в сетевом бизнесе в доморощенной индустрии гостеприимства пока множество, т.к. этот бизнес далеко еще не на том этапе развития, чтобы можно было серьезно говорить даже о его становлении. Сейчас в России наблюдается гостиничный бум, поэтому у нас наконец-то вообще стали появляться отель, в том числе частные.

В сетевом бизнесе об определенных стандартах качества (а именно в них заключается главная «изюминка» сетевых отелей – каждый бренд определяет свои стандарты) можно будет говорить только после того, как предложение будет превалировать над спросом. И если в развитых странах уже идут разговоры о том, что лучше – стандартизированный отель цепи с определенным качественным, но безликим набором услуг или национальный колоритный отель с местными особенностями, то в России решаются совсем другие проблемы. А именно: как справиться с нехваткой гостиничных мест и как привлечь инвестиции в гостиничный бизнес. Ведь понятно, что возможности российских гостиниц и первых российских управляющих компаний значительно скромнее, нежели у тех, кто работает под известными международными сетевыми брендами.

Таблица 1. Перечень мировых гостиничных сетей

Название компании

Количество комнат

Количество отелей

Страна

1

InterContinentalHOTELS Group

536 318

3 520

Англия

2

Cendant Corp.

518 747

6 402

США

3

Marriott International

490 564

2 718

США

4

Accor

453 403

3 894

Франция

5

Choice Hotels International

388 618

4 810

США

6

Hilton Hotels Corp.

348 483

2 173

США

7

Best Western International

310 245

4 110

США

8

Starwood Hotels & Resorts Worldwide

229 247

738

США

9

Carlson Hospitality Worldwide

147 624

881

США

10

Hilton Group plc

98 689

392

Англия

11

Hyatt Hotels/Hyatt International

89 602

208

США

12

Sol Meli SA

80 494

331

Испания

13

TUI AG/TUI Hotels & Resorts

76 000

290

Германия

14

Socit du Louvre

66 356

896

Франция

15

Interstate Hotels & Resorts

65 250

295

США

16

Wyndham International

50 980

190

США

17

Extended Stay America

50 240

472

США

18

FelCor Lodging Trust

45 000

161

США

19

La Quinta Corp.

43 457

363

США

20

Westmont Hospitality Group

40 000

332

США

21

U.S. Franchise Systems

36 633

470

США

22

Club Mditerrane

36 106

103

Франция

23

Le MridienHOTELS & Resorts

35 589

143

Англия

24

NH Hotels SA

34 458

239

Испания

25

Hospitality Properties Trust

34 284

271

США

26

Rezidor SAS Hospitality

34 000

162

Бельгия

27

CNL Hospitality Corp.

32 822

136

США

28

Fairmont Hotels & Resorts

32 700

82

Канада

29

Prime Hospitality Corp.

32 240

248

США

30

Barcelo Hotels & Resorts

30 917

137

Испания

31

Caesars Entertainment (formerly Park Place Entertainment)

29 000

29

США

32

Golden Tulip Hotels, Inns & Resorts

28 385

253

Нидерланды

33

Whitbread Hotel Company

27 558

362

Англия

34

Walt Disney Company

27 553

27

США

35

Jin Jiang Int’l Hotel Mgmt. Corp.

27 484

120

Китай

36

Mandalay Resort Group

27 000

16

США

37

C.H.E. Group plc

26 942

373

Англия

38

Tharaldson Enterprises

25 899

360

США

39

Iberostar Hotels & Resorts

25 250

74

Испания

40

Millennium & Copthorne Hotels plc

25 114

90

Англия

41

Riu Hotels Group

25 000

106

Испания

42

MeriStar Hospitality Corp.

24 733

92

США

43

Prince Hotels

23 859

90

Япония

44

MGM Mirage

23 401

13

США

45

Marcus Corp.

21 020

199

США

46

Tokyu Hotel Management Co.

20 751

75

Япония

47

Shangri-La Hotels & Resorts

20 227

41

Китай

48

Ocean Hospitalities

19 748

133

США

49

Columbia Sussex Corp.

19 000

62

США

50

Best Value Inn Hotel Group

18 576

318

США

51

Lodgian

18 164

96

США

52

Dorint Hotels & Resorts

17 811

96

Германия

53

Occidental Hotels

17 574

76

Испания

54

Homestead Studio Suite Hotels

16 866

132

США

55

JAL Hotels Company Ltd.

16 627

54

Япония

56

AFM Hospitality Corp.

16 096

170

Канада

57

Four Seasons Hotels & Resorts

16 033

62

Канада

58

Sunstone Hotel Properties

15 717

78

США

59

Royal Host Hotels & Resorts

15 500

174

Канада

60

Grupo Posadas Management

15 253

80

Мексика

61

John Q. Hammons Hotels

14 499

59

США

62

Omni Hotels

13 770

39

США

63

Drury Inns

13 540

106

США

64

Steigenberger Hotels AG

13 352

79

Германия

65

Cubanacan S.A.

13 266

52

Куба

66

Hospitality International

13 249

271

США

67

ANA Hotels

13 125

41

Япония

68

Adam’s Mark Hotels

13 100

23

США

69

Southern Sun Hotels (Pty.) Ltd.

13 010

81

Южная Африка

70

Queens Moat HousesHOTELS

12 385

88

Англия

71

WestCoast Hospitality Corp.

12 323

71

США

72

Harrah’s Entertainment

12 181

21

США

73

Outrigger Enterprises

12 024

52

США

74

Fujita Kanko

12 012

45

Япония

75

Janus Hotels & Resorts

11 953

70

США

76

White Lodging Services

11 884

88

США

77

Equity Inns

11 875

92

США

78

Washington Hotel Corporation

11 825

51

Япония

79

Sage Hospitality Resources

11 745

85

США

80

Husa Hotels Group

11 460

152

Испания

81

LTI International Hotels

11 148

40

Германия

82

Grupo Hotelero Gran Caribe, SA

11 000

48

Куба

83

Rica Hotels

10 900

91

Норвегия

84

Maritim Hotels

10 750

40

Германия

85

G.S.M. Hoteles

10 655

86

Испания

86

Thistle Hotels plc

10 500

56

Англия

87

Fiesta Hotels

10 314

39

Испания

88

AmericInn International LLC

10 245

188

США

89

Orbis Company

10 090

55

Польша

90

Raffles International

9 827

28

Сингапур

91

Mvenpick Hotels & Resorts

9 735

49

Швейцария

92

DanubiusHOTEL AND  Spa Company

9 600

61

Венгрия

93

Hospitality Alliance AG

9 578

69

Германия

94

Sunroute Company Ltd.

9 520

73

Япония

95

Protea Hospitality Corp.

9 481

106

Южная Африка

96

Tishman Hotel Corp.

9 408

18

США

97

American Property Mgmt. Corp.

9 393

38

США

98

APA Hotel Ltd.

9 200

41

Япония

99

Noble Investment Group

8 744

63

США

100

Hankyu Group

8 738

45

Япония

101

Pandox AB

8 700

45

Швеция

102

Remington Hotel Corp.

8 548

40

США

103

Suburban Franchise Systems (formerly InTown Suites)

8 534

63

США

104

Hostmark Hospitality Group

8 350

32

США

105

Innkeepers USA Trust

8 311

67

США

106

Kokusai Kogyo Hotel Group

8 301

26

Япония

107

Boykin Management Company

8 273

30

США

108

ShoLodge

8 250

100

США

109

Loews Hotels

8 228

20

США

110

Atlantica Hotels International

8 228

43

Бразилия

111

Princess Hotels

8 195

21

Испания

112

Kitchin Hospitality LLC

8 139

119

США

113

Innkeepers Hospitality Inc.

8 040

63

США

114

Taj Hotels, Resorts & Palaces

8 020

63

Индия

115

Gaviota S.A.

8 002

36

Куба

116

Ringhotels

8 000

150

Германия

117

PrismHOTELS

7 935

41

США

118

Jianguo International Hotels Ltd.

7 823

30

Китай

119

CHIP Hospitality

7 727

33

Канада

120

First Hotels AS

7 700

60

Норвегия

121

Winegardner & Hammons

7 682

32

США

122

GF Management

7 616

37

США

123

Capital Hotel Management LLC

7 500

19

США

124

Jolly Hotels SpA

7 446

48

Италия

125

Okura Hotels

7 441

24

Япония

126

Thayer Lodging Group

7 352

22

США

127

Kempinski Hotels & Resorts

7 327

35

Швейцария

128

Budget Host International

7 300

180

США

129

Boyd Gaming Corp.

7 300

10

США

130

Pestana (GP) Hotels

7 266

72

Португалия

131

Cham Palaces & Hotels

7 200

19

Сирия

132

Destination Hotels & Resorts

7 172

27

США

133

Winston Hotels

7 071

50

США

134

Driftwood Hospitality Mgmt. LLC

7 039

25

США

135

New Otani Company Ltd.

6 931

22

Япония

136

Jarvis Hospitality Management

6 877

65

Англия

137

National 9 Inns

6 840

123

США

138

Macdonald Hotels plc

6 771

88

Шотландия

139

Hoteles Hesperia SA

6 679

42

Испания

140

Romantik Hotels & Restaurants Int’l.

6 575

185

Германия

141

Aramark Harrison Lodging

6 558

51

США

142

Kimpton Hotel & Restaurant Group

6 417

36

США

143

Sokos Hotels

6 400

38

Финляндия

144

Mandarin Oriental Hotel Group

6 393

18

Китай

145

Jurys Doyle Hotel Group plc

6 357

30

Ирландия

146

Restel

6 336

37

Финляндия

147

Davidson Hotel Company

6 259

23

США

148

Corinthia Hotels International

6 230

23

Мальта

149

MOA Hospitality

6 168

75

США

150

SuperClubs Super-Inclusive Resorts

6 078

18

Ямайка

 

2.3.  Гостиничные цепи в России.

На территории России прообразы гостинец - постоялые дворы появились в XII-XIII вв.; тогда они назывались ямами и располагались один от другого на расстоянии конного перехода. Они предоставляли приют и питание для всех категорий путешествующих и не отличались особым комфортом. Здесь также предлагались так называемые услуги «постоя».

Следующий заметный период в развитии гостиничного хозяйства связан с установлением в Европе регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге. В России эти учреждения получили название ямские станции. Вдоль почтовых трасс появились почтовые станции для государственного транспорта, служившие также и местом отдыха; они укрывали от непогоды и упрощали процедуру смены лошадей.

К XV в. постоялые дворы присоединились к почтовым станциям; в сущности их можно назвать прообразами мотелей. В больших русских городах появились гостиные дворы, отличающиеся от постоялых тем, что здесь путники получали возможность не только размещения и питания, но и совершения коммерческих операций, т.е. в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Как правило, все это обносилось стенами и башнями с въездными воротами.

Постоялые дворы вдоль дорог просуществовали довольно долго, вплоть до середины XIX века, а кое-где и дольше. Их развитие было резко приостановлено в связи с появлением и распространением железных дорог. И только спустя определенное время развитие автомобильных перевозок вновь сделало необходимым возврат к традиционным гостиницам «вдоль дорог», представив их в новом облике - мотелей.

К началу 20 века в России начали создаваться гостиницы мирового уровня, по зарубежным проектам и соответствующие всем требованиям того времени. Процесс развития индустрии гостеприимства России был скорректирован в советский период, когда развитие гостиничного хозяйства подчинялось пятилетним планам, государственному планированию и было изолировано от мировых тенденций. В результате к 90-м года 20 века индустрия гостеприимства России сильно отстала от мировых стандартов, и ее возрождение многие связывали с приходом в страну мировых брендов.

В середине 90-х гг. на наш рынок проникли несколько мировых брендов Marriott, Holiday Inn, Sheraton, Kempinski. Но иностранцы столкнулись с проблемами в России: редкая гостиница отвечала их жёстким стандартам, отработанным десятилетиями.

Первопроходцем на гостиничном рынке России является Heliopark Hotels&Resorts. Сейчас у компании 10 объектов принимают гостей, 3 находятся в стадии реконструкции или строительства. К HELIOPARK Group чаще всего обращаются владельцы гостиниц с просьбой о принятии отеля в управление. Основным принципом отбора новых объектов является потенциальная возможность нового отеля соответствовать уровню не менее 3- 4 и внутренним стандартам компании. При этом некоторые отели становятся её собственностью. К слову, все объекты этой цепи содержат в названиях слово «Heliopark» - единственный пример включения наименования бренда для отражения принадлежности к сети среди всех российских компаний. Известные международные гостиничные компании с успехом начали применять отработанные схемы. Они вполне осознают, что возможность выстраивать собственные цепи дает им неоспоримые преимущества.

«RadissonHOTEL AND  Resorts Worldwide» в дополнение к строительству в 1991 г.ГОСТИНИЦЫ в столице открыла через два года гостиничный комплекс в Сочи. Несколько позже к нему прибавилась еще одна четырехзвездная гостиница - «Лазурная Пии Отель», ориентированная на гостей-горнолыжников. Однако интересы корпорации значительно шире: «Radisson Hotel and Resorts Worldwide» пытается охватить цепочкой гостиниц туристические и деловые центры бывшего СССР.

Американская компания «Best Western» - вторая по величине представленной цепочки в России и других государствах бывшего СССР «Best Western» также простирает свои интересы на северо-запад России и Прибалтику. «Best Western» стремительно заполняет нишу недорогих четырехзвездочных гостиниц. Она обратила внимание на пустующую нишу трехзвездочных отелей, удобных не только для организованных путешественников, но и для бизнесменов средней руки. Вероятно, ее гостиница в Санкт-Петербурге станет предприятием накопления опыта и отработки технологий. Сеть Best Western предоставила франшизу компании Сити-Отель, которая для развития сети использует схему «под ключ» - строит гостиницы и самостоятельно управляет отелями под брендом Best Western. На разной стадии реализации находились 12 проектов Сити-Отель в разных городах страны.

Компания «Marco Polo Hotel & Resorts» в период с 1991 по 1993 гг. открыла четыре отеля: два в Москве и по одному - в Санкт-Петербурге и Новгороде, таким образом став самой крупной гостиничной цепочкой в России. Однако удержаться на рынке не смогла и постепенно ее предприятия перешли в другие системы. Так, гостиницы «Палас Отель» в Москве и Санкт-Петербурге вошли в систему «Sheraton». Столичная гостиница «Марко Поло-Пресня» стала частной собственностью и филиалом компании «Visit-Moscow». Новгородская гостиница «Береста - Палас» перешла в систему «Best Western».

«Moscow-Country-Club» стал образцом гостиничной культуры, к которой стали подтягиваться и другие российские объекты, занимающиеся организацией подмосковного отдыха граждан.

В целом в 90-е годы на территорию России проникли крупные мировые гостиничные цепи, однако их расширения не последовало, что связано с серьезными социально-экономическими проблемами, которые отмечались в нашей стране в этот период.

Первый опыт создания российской гостиничной цепи был предпринят в середине 90-х годов 20 века в Москве. Средства размещения, расположенные в районе ВДНХ, были объединены в цепь «Норд-отель». Однако стать настоящей гостиничной цепью этой корпорации не удалось: собственник объектов не смог переломить сопротивление старых кадров внедрению новых форм управления, которые, к тому же, были, не слишком четко прописаны.

Вторым претендентом стала компания Best Eastern, созданная туроператором «Академсервис». Здесь уже больше оснований говорить о положительном опыте. Best Eastern рекламирует входящие в нее гостиницы в едином каталоге и представляет их в международных системах бронирования. Однако назвать эту форму гостиничного объединения цепью, а Best Eastern - управляющей компанией было бы неправомерно, поскольку она не руководит гостиницами, не влияет на качество обслуживания, не обладает механизмом воздействия на ценовую или имиджевую политику своих членов, не разрабатывает для них маркетинговые стратегии. Ее концепция несколько размыта –лучшие отели России имеют широкий диапазон звездности, форм собственности, и соответственно, стандартов обслуживания. На нынешней стадии развития Best Eastern можно, скорее классифицировать как добровольную гостиничную цепь (или ассоциацию), как и ее тезку в США.

Кроме упомянутых, на российском рынке были структуры, также пытавшиеся стать гостиничными корпорациями, например, ГУП «Сеть «Президент-отелей и здравниц Руси» и другие.

Таким образом, история развития гостиничных цепей в России не богатая. Начало процесса связано с приходом на российский рынок в начале 90-х годов крупных гостиничных цепей. Попытки создать национальную гостиничную цепь в это период не увенчались успехом. Зарубежные гостиничные цепи так же осваивали российский рынок очень осторожно и медленно.

Таблица 2. Крупнейшие российские гостиничные управляющие компании

Управляющая компания

Гостиици в составе компании

Характеристика

Гелиопарк Отель Менеджмент

Гелиопарк Кантри Резорт

152 номера

Гелиопарк Талассо Клаб

1 5-этажный корпус, 3 3-этажных

Гелиопарк Приморская

800 мест

Гелиопарк Крокус

51 номер

Гелиопарк Эммаус Отель Клуб

72 номера

Сретенская

Сретенская

38 номеров

ОАО «Интурист Отель Групп»

Урал

200 номеров, уровень 4*

Космос

1777 номеров, уровень 3*

Интурист-Новгород

420 номеров, уровень 3*

Пансионат «Камелия»

300 номеров, уровень 5*

Пекин

130 номеров, уровень 3*

Гостиница на Урале

Уровень 3*

Ростов Великий

Уровень 3*

Переславль-Залесский

150 номеров, уровень 3*

ООО «Юмако»

Катерина-Сити

119 номеров, уровень 3*

Катерина-Резиденс

183 номера

Катерина-Альпик

ТСГКК Красная Поляна

Русский лес (строится)

100 номеров

Карусель (строится)

3000 номеров + 500 коттеджей

Катерина Сити Краснодар(строится)

168 номеров

Сочи Гольф и Спа Ресорт(строится)

100 номеров + 250 коттеджей

Сочи Плаза

429 номеров

ООО «Софт-проект»

Ирис Конгресс Отель

195 номеров

Татьяна

72 номера

Вела Инвест

Паллада

 

Международное Академическое Агентство «Наука»

Академическая

277 номеров

ЗАО«Гостиницы Алроса»

Петрополь

 

Гостиница «Алроса на Казачьем»

15 номеров

Пансионат АК «Алроса»

100 мест

Пур-Наволок

234 номера

Зарница

 

Полярная звезда

95 номеров

Хоспиталити Менеджмент Групп

Сеть «Ассамблея» (15 гостиниц)

Уровень 3*

Бородино

 

Сеть президент-отелей и здравниц Руси

Золотое Кольцо

247 номеров

Президент-Отель

208 номеров

Арбат

84 номера

20 пансионатов в Подмосковье, Сочи, Новгородской, Самарской, Курской, Тверской областях и в Ставропольском крае

 

Амакс (AMAKS GrandHOTELS)

Турист

108 номеров

Турист

135 номеров

Мста

123 номера

Валдайские зори

88 номеров

Россия

101 номер

Золотое кольцо

191 номер

Спутник

95 номеров

Южная

 

Курган

45 номеров

Турист

240 номеров

Азов

80 номеров

Турист

100 номеров

Сафар-Отель

 

ООО «Новтуринвест»

Береста Палас

211 номеров

Волхов

128 номеров

Садко

169 номеров

Полисть

 

Эр Эс Эл (RSL)

Рэдиссон Сас Лазурная

300 номеров и 6 вилл

Рэдиссон Сас Лазурная Пик Отель 

40 номеров и 5 шале

Рэдиссон Сас Лазурная Парт Отель

447 номеров

ДругиеОТЕЛИ неизвестны

 

УК «Евразия: отели и курорты»

Интурист

74 номера

Националь

75 номеров

Россия

175 номеров

ЗАО «Байкал-Отель»

Байкал

56 номеров, уровень 3*

Иркутск

245 номеров, уровень 3*

ООО «Гринэкспресс»

Байкальские терема

17 номеров, уровень 3*

Приют старателей

6 номеров (3 домика)

Серебряный Острог

85 номеров

Солнце

41 номер

Байкал Бизнес Центр

58 номеров

Ангара

208 номеров

Байкал-отель

250 номеров

Русь

 

Байкал-сервис

25 мест

Профилакторий «Подлеморье»

100 мест

Коттеджи НОД

4 коттеджа – 24 места

Черембас

18 мест

Яхт-Клуб

29 мест

Гостиница «Гэсэр»

63 номера

ОАО «Пермтурист»

Алмаз Урала

85 номеров

Урал

312 номеров

Волна

242 номера

Сталагмит

234 номера

Северный Урал

14 мест

ООО «Мир Хотелз»

Реконструируется здание на Гангутской ул., 4

80 номеров, уровень 3*

Реконструируются здания в Чебоксарском пер., 1/6 и на М. Конюшенной ул., 8 для объединения в один отель

150 номеров, уровень 4*

Ассоциация«ОТЕЛИ НА Невском»

Невский 22

63 номера

Невский 91

16 номеров

Невский 90

37 номеров

ДэЛюкс

7 номеров

ООО «Анабель»

Анабель

24 номера, уровень 4*

Анабель

37 номеров, уровень 3*

Амулет

7 номеров, уровень 3*

Амулет

8 номеров, уровень 3*

Аве Цезарь

8 номеров

Аве Цезарь

4 номера

МОТЕЛЬ Вояж

22 номера

Туррис

Россия

410 номеров

Выборгская

292 номера

На Садовой

 

Пансионат «Балтиец»

 

Гранд Байкал

Санаторий «Электра»

вместимость – 209 чел.

Пансионат «Зама»

18 номеров

Пансионат «Энергетик»

20 номеров

Пансионат «Энергетик»

11 номеров

Пансионат «Энергетик»

2 номера

База отдыха «Звёздный»

вместимость – 450 чел.

База отдыха «Байкал»

5 номеров

ГК «Дельта»

22 номера, уровень 4*

Сеть Престиж Отель

Престиж Отель Василевский

 

Престиж Отель Центр

 

Истра Холидей

Истра Холидей

24 номера

Лада Холидей

3 места

ООО «Балкан Стар Сервис»

Ринг Премьер Отель

120 номеров

УК «Прогресс»

Олимпия

104 номера, уровень 4*

3.  Проблемы и перспективы развития гостиничных цепей.

3.1  Проблемы развития гостиничной индустрии в Российской Федерации

Анализ гостиничного бизнеса России позволил выявить, что развитие данной сферы в настоящее время находится лишь на начальном уровне, по сравнению с другими странами. Этому мешает ряд проблем:

  1.  Низкий профессионализм (недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров)
  2.  Низкое качество российского продукта (отсутствие культуры обслуживания в российских гостиницах, не позволяющее эффективно продавать данные услуги)
  3.  Отсутствие информации о ситуации в регионах России (отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах России)
  4.  Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей
  5.  Культура корпоративных отношений крайне низкий уровень бизнес – коммуникаций  между гостиницами и гостиничными цепями, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность.

Гостиничный бизнес - один из наиболее динамично развивающихся сегодня сегментов рынка. Эксперты считают, что ужесточающаяся с каждым днем конкуренция через несколько лет вынудит хотельеров снижать цены и повышать качество услуг. В результате этого даже гостиницы эконом класса перестанут ассоциироваться с дешевой отделкой и отсутствием элементарных удобств. Денежная емкость гостиничного рынка России оценивается в $1,7-2 млрд., а темпы роста - в 20-25% в год. Такие данные приводятся в аналитическом отчете «Тенденции развития российского гостиничного рынка» агентства ABARUS Market Research в 2012 г. В то же время, по оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, в последние годы доля обеих российских столиц в общем отраслевом балансе сокращается. Если в 1999 г. отели Москвы и Санкт-Петербурга генерировали свыше 80% дохода, то в 2002 г. - уже только 70%, а сейчас их совокупные доходы не достигают 50%. Процесс деконцентрации происходит на фоне оживления этого рынка в других регионах. Гостиничный бизнес активно развивается и в ряде других российских городов - миллионников. В ближайшем будущем ожидается приход новых гостиничных сетей, включая и крупные международные бренды. Современная отечественная индустрия гостеприимства находится в процессе становления и направлена на получение прибыли от сотрудничества со своими клиентами. Нестабильная экономическая и политическая ситуация вызвала ряд проблем, с которыми столкнулась индустрия гостеприимства. Именно поэтому фирмы вынуждены пристально изучать складывающуюся конъюнктуру рынка. Поиск и использование фирмами различных форм бизнеса стали особым моментом для эффективного управления предприятиями индустрии гостеприимства. Существующая в настоящее время практика функционирования гостиничного бизнеса не отвечает мировым стандартам и требованиям, что вызвано низкой доходностью предприятий, связанных с управлением и эксплуатацией гостиниц. Отечественным предприятиям индустрии гостеприимства принадлежит наибольшая часть рынка, что выражается в низкой доходности и невозможности конкурировать с такими предприятиями, которые сконцентрированы в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Иностранные корпорации создают монополию на российском рынке индустрии гостеприимства. А российские компании в свою очередь с легкостью отдают то, чего добились за определенный промежуток времени. Это объясняется тем, что отечественные предприятия отвыкли работать в конкурентной среде, следить за новинками на мировом рынке, внедрять новые программы и технологии. Названные факторы негативно влияют на желание клиентов пользоваться услугами подобных предприятий. Важной тенденцией российского рынка гостиничных услуг является проникновение международных сетевых компаний. Это в первую очередь связанно с недостатком опыта российских компаний в гостиничном бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных гостиниц, поглощение конкурирующих гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям и на свои средства. Исследования гостиничного хозяйства России, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, выявили ее негативные черты, которые заключаются в устаревшей инфраструктуре, в недостаточном профессионализме обслуживающего персонала, а также в недостаточном количестве гостиниц, соответствующих мировым стандартам. Ныне существующие столичные гостиницы пока не соответствует требованиям международного туризма. Очень мало высококлассных, т.е. 4-5-звездочных гостиниц, из 200 московских отелей чуть более 10% соответствуют этому уровню. Территориально гостиницы также неравномерно расположены, большая их часть находится в центре, меньшая - на северо-западе столицы. Гостиничный рынок становится все более зрелым, предлагая «игрокам» новые инвестиционные возможности и разнообразие конкурентоспособного продукта. В результате сформировались различные сегменты гостиничного рынка, которые можно классифицировать следующим образом: гостиницы класса премиум, среднего и выше среднего класса и эконом класса. Многим городам не хватает дешевых гостиниц. Несмотря на бурный рост рынка, отелей все еще не хватает, особенно в период деловой активности - с ноября по май (исключая новогодние праздники). Заведения особенно загружены со вторника по четверг. Наблюдается несоответствие существующей гостиничной инфраструктуры высокому потенциалу. Недостаточно развитая инфраструктура сдерживает поток туристов в регионы, особенно остро ощущается нехватка гостиниц эконом - класса, ориентированных на командированных, школьников, на небогатые категории населения. Люди приезжают по делам, им необходимы дешевые номера. Спрос на них очень велик. Но большинство новые гостиницы строятся от трех звезд и выше. Опытные хотельеры утверждают, что строить одно-, двухзвездочные отели - все равно, что увидеть на улице плохо одетого человека и дать ему денег, чтобы он купил себе хорошую одежду. Проще построить офис и сдать его в аренду: хлопот намного меньше, а доходы те же самые. Развитие рынка должно идти в среднем и выше среднего сегменте. Именно этот сегмент пока и развивается. Большинство городских отелей работают на уровне от трех звезд, хотя далеко не все прошли процедуру добровольного категорирования. Эконом сегмент занимает всего около 10% местного рынка, примерно столько же приходится на долю премиума, оставшиеся 80% - это отели среднего и выше среднего классов. Сегодня многие гостиницы начинают реконструкцию жилого фонда, и в основном сразу же повышают уровень. Поскольку инвесторы неохотно вкладывают средства в строительство и реконструкцию гостиниц эконом - класса, вряд ли в ближайшие годы такие заведения появятся в достаточном количестве. Основные потребители гостиничных услуг – бизнес -туристы, доля которых - 70% от общего объема въездного туризма. Их можно условно поделить на две категории. Первая - дипломаты, руководители и менеджеры иностранных компаний, вторая - люди из регионов России и стран СНГ, посещающие промышленные предприятия, банки, коммерческие и иные структуры. В связи с явным преобладанием бизнес-туристов большинство отелей ориентируются на дополнительные услуги: конференц-залы, комнаты для переговоров, компьютер, факс, услуги переводчиков, заказ билетов, встреча и проводы в аэропорту, оздоровительные центры, прачечная, химчистка и т. д. Именно дополнительные услуги способствуют повышению доходности гостиничного бизнеса. Сервис такого рода предлагают многие гостиницы сегментов среднего и выше среднего, в том числе мини-отели вместимостью до 50 номеров - их в последние годы становится все больше. Между тем новые российские гостиницы предлагают свое понимание уровня сервиса: все красиво, шикарно и дорого. Спрос есть и на те, и на другие виды гостиничных услуг. С приходом новых игроков на гостиничный рынок особенно актуальной оказывается задача повышения профессионализма кадров. Неотвратимым становится решение проблемы неграмотного менеджмента гостиниц, поиск и воспитание профессионалов, способных разработать рыночную стратегию деятельности гостиничного предприятия для оптимизации соотношения доходов и расходов и обеспечения прибыльности отелей. Новые гостиницы будут появляться, однако невысокий профессиональный уровень работников этой сферы может стать весомой проблемой в формировании рынка качественных гостиничных услуг. По мнению хотельеров, конкуренция невозможна без улучшения качества обслуживания и расширения спектра услуг. Вряд ли удастся привлечь иностранного потребителя, не предоставив ему то, что он привык воспринимать как норму: комфортное размещение, качественное питание, залы для заседаний с эргономичной мебелью, климат - контролем, дневным освещением и беспроводным Интернетом, а также транспортное, экскурсионное и другое обслуживание. В борьбе за привлечение клиента гостиницы соперничают «через формирование лучшего соотношения цена/качество, а также нацеливаясь на конкретные рыночные сегменты. Тенденция последнего времени: Выбор потребителей останавливается не на роскошных, а скорее на более простых, но качественных и ориентированных на гостей отелях. Но тенденции могут меняться. В конце концов, успех отеля зависит от соотношения цена/качество, которое он создает для своих целевых сегментов. Обострившаяся конкуренция заставляет хотельеров пересматривать цены в сторону уменьшения. Рентабельность бизнеса снижается на 15-20% в год: цены не поднимаются, а коммунальные услуги становятся все дороже. Увеличившееся количество гостиниц привело к оттоку числа клиентов: раньше с понедельника по пятницу заполняемость была 100%, запись велась за две недели вперед, а теперь и в середине недели есть свободные номера. Поэтому многие гостиницы начали снижать цены. В ближайшие годы существующие на рынке отели с целью сокращения затрат станут модернизировать помещения, переоснащать номера, создавать автономные цепи электро-, тепло- и водоснабжения. Чтобы достойно противостоять иностранным сетевым игрокам, часть отелей формирует собственные сети. Рынок гостиничных услуг еще далек от перенасыщения и продолжает формироваться. По мнению экспертов, его развитию должны сопутствовать такие факторы, как создание развитой городской инфраструктуры, предприятий общепита, рост розничной торговли и банковских учреждений, разработка туристических маршрутов. В недалекой перспективе (эксперты называют срок от трех до пяти лет) в России будет достаточное количество отелей, рассчитанных на разные категории потребителей и предлагающих номера для проживания по относительно доступной цене. Как минимум цены сохранятся на сегодняшнем уровне, но с учетом инфляции через несколько лет это уже не будет считаться огромной суммой. Выход на рынок международных и отечественных профессиональных гостиничных операторов, открытие новых гостиничных комплексов и реконструкция существующих, а также привлечение к управлению ими профессиональных менеджеров с рыночной ориентацией и появление на рынке здоровой конкуренции - это первые шаги в развитии гостиничного хозяйства современной России, которые должны привести к становлению качественного сервиса и высокой культуры обслуживания наряду с адекватным уровнем цен. У профессионалов гостиничного рынка есть перспективы - они могут грамотно управлять отелями, имеют правильное видение бизнеса. «Еще одна проблема для развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры в целом в России сложные отношения между собственником и управляющими. Собственники не доверяют управляющим и, чтобы ситуация изменилась к лучшему, российская экономика должна стать прозрачной, - говорит Александр Удалов, президент компании UMACO. - Однако когда я говорю, что эти отношения очень сложные, это не означает, что они не меняются». Как отмечает Александр Лесник: «Еще год-другой тому назад сама мысль о том, что детищем, на которое затрачены немалые средства, будет распоряжаться кто-то чужой, претила сознанию российского предпринимателя. Сегодня он уже осознает важность профессионального управления и допускает возможность возложить на чужие плечи почетную, но слишком хлопотную обязанность обслуживания клиентов». Однако в большинстве наших городов сейчас отмечается нехватка гостиниц, предлагающих достойные условия проживания по приемлемым ценам.

3.2  Тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии Российской Федерации

Гостиничная индустрия развивается вслед за всей индустрией гостеприимства. Как бы она не изменилась за следующие годы, с уверенностью можно сказать, что она будет бурно развиваться, так как туризм и вся индустрия гостеприимства становятся важными отраслями экономики и всей жизни общества. Уже сегодня гостиничная индустрия разительно отличается от той, что существовала несколько десятков лет назад. Появилось много гостиниц, идея которых оригинальна и привлекает туристов. Конкуренция подталкивает к тому, что отели так или иначе пытаются выделится из общей массы – кто с помощью роскоши, кто при помощи оригинальной концепции, кто с помощью новых услуг. Сегодня существует множество оригинальных гостиниц: от отелей, расположенных на вершине дерева (такие есть в Африке), до отелей построенных изо льда. В большинстве своем это гостиницы предназначенные для состоятельных людей. Развитие гостиничной индустрии в будущем будет проходить в рамках следующих глобальных тенденций, характерных для отелей всего мира:

  1.  Повышение уровня безопасности в гостиницах;
  2.  Повышение роли новых технологий в гостиничной индустрии;
  3.  Новый менеджмент;
  4.  Повышение роли гостиничных цепей и объединение отелей;
  5.  Появление специализированных отелей Сегментирование;
  6.  Диверсификация гостиниц;
  7.  Объединение с индустрией развлечений.
  8.  Повышение уровня безопасности в гостиницах.

Это тенденция, которая характерна для всех стран в связи с участившимися терактами и неспокойной обстановкой во многих регионах мира. Сегодня конфликты на национальной, религиозной и политической почве нередко сопровождаются террористическими актами. В будущем эта тенденция вряд ли изменится. Взрывы гремят около отелей достаточно часто, что ставит новые проблемы перед правительствами стран и перед хозяевами гостиницы. Необходимо защищать постояльцев гостиницы от террористической угрозы также, как и от других опасностей (например: пожара). Поскольку хозяева отелей могут повлиять на обстановку в стране и регионе, они обязаны предпринимать повышенные меры безопасности в своих зданиях. Но делать это нужно очень осторожно, так как действия со стороны службы безопасности гостиниц могут внести дискомфорт в пребывании туристов на территории отелей. Повышение роли новых технологий в гостиничной индустрии. Новые технологии значительно ускоряют и упрощают многие процедуры в гостинице. Сегодня новые технологии находят применение в самых разных областях: в работе службы безопасности, при фиксировании заказов постояльцев, при оборудовании номеров, при организации работы персонала и т.д. Эта тенденция все же будет ограничена одним важным фактором: в гостиничной индустрии главным является индивидуальное отношение к постояльцу. Поэтому процесс повышения роли новых технологий ограничен теми сферами, где нет необходимости присутствия человека. К примеру, никакие новые технологии не заменят администратора в главном холле. Новый менеджмент. Поскольку происходят серьезные изменения в деятельности гостиниц, появляются новые услуги, новые технологии, происходят изменения в системе безопасности, меняются финансовые потоки и т.д., при этом необходимы и новые способы управления. Постоянно меняющиеся условия не могут не отразиться на менеджменте гостиниц. Менеджмент в новых условиях должен постоянно адаптироваться к происходящим изменениям в мире и в отеле. Управление гостиницей будет динамичным, меняющимся, а осуществлять его будет под силу только очень грамотным специалистам. Будет повышается роль специального образования и будет постоянно проводиться повышение квалификации руководства всех уровней. Повышение роли гостиничных цепей и объединение отелей. Гостиничные цепи постоянно расширяются, так как предлагают отелям, вновь входящим в них, готовые и зарекомендовавшие себя решения в бизнесе в обмен на соблюдение общих стандартов (что приводит к росту популярности всех отелей цепи) и за определенную плату. В малом гостиничном бизнесе подобной тенденции не будет. Этот бизнес будет развиваться несколько иначе, причем его целевой аудиторией будут как люди со средним достатком, так и с высоким доходом. Но при этом все же большая часть гостиничной индустрии будет представлена либо гостиничными цепями, либо гостиничными объединениями (гостиничные объединения характерны для более широкого круга гостиниц). Появление специализированных отелей. Это гостиницы, которые специально предназначены для тех или иных целей. Примером могут служить гостиницы, ориентированные на длительное проживание постояльцев. Также могут получить популярность отели, ориентированные на людей, находящихся в деловых поездках. Потребности таких людей значительно отличаются от потребностей обычных туристов. Им необходим телефон с выходом на межгород, компьютер, факс, и возможно, отдельный кабинет для переговоров. Появятся и станут распространяться и другие специализированные отели, так как спрос на подобные услуги будет только увеличиваться с развитием всей индустрией гостеприимства. Специализированные отели гораздо удобнее для людей, приезжающих в то или ионное место с определённой целью, так как вся деятельность такой гостиницы будет подчинена этой цели. Сегментирование. Это процесс, который оказывает ориентацию отелей на разных клиентов (по признаку достатка). В будущем не исключено, что с увеличением роли гостиничных цепей в мировой гостиничной индустрии, они станут развиваться не только в направлении увеличении числа отлей, но и в направлении присоединения гостиниц разного уровня. Диверсификация гостиниц. Это процесс, характерный для экономических гостиниц. Такие гостиницы будут делиться внутри своего класса на несколько групп: на гостиницы высокого класса в своем сегменте, гостиницы среднего уровня и гостиницы среднего класса. Это разделение будет удовлетворять запросам разных групп людей. Разделение экономических гостиниц на несколько направлений востребовано и оправдано, так как  нельзя абсолютно всех людей поделить исключительно на 2-3 категории. Люди, пользующиеся экономичными гостиницами неоднородны по своему составу, поэтому их потребности будут удовлетворены наиболее полно, если отели станут ориентироваться на более узкий сегмент. Диверсификация – это тенденция, которая в будущем будет характерна не только для гостиничной индустрии, но и для всей индустрии гостеприимства в целом. По сути, эта тенденция присутствовала на протяжении всего периода существования индустрии гостеприимства. Объединение с индустрией развлечения, с игорным бизнесом. Это яркая тенденция прослеживается в тех странах, регионах и городах, где существуют благоприятные условия для развития игорного бизнеса. Клиентам отелей постоянно предлагают новые услуги, гостиницы стараются наиболее плотно удовлетворить все желания и потребности постояльцев, в том числе и в потребностях развлечения и отдыха. Игорный бизнес – важная часть индустрии развлечения, но не единственна ее составляющая. Клиентам и сейчас предлагают мероприятия в гостинице (например: дискотека или концерты), в дальнейшем эта тенденция будет набирать вес. Иногда прямо в гостиницы расположены центры развлечений, где клиенты могут для себя выбрать способ отдыха. Объединение с индустрией развлечений добавит в список услуг, стандартно предоставляемых гостиницей, новые позиции. Это положительно скажется на отдельных гостиницах и на всем гостиничном бизнесе. Перечисленные выше тенденции будут характерны для гостиничной индустрии в ближайшем будущем. Они уж сейчас определяют ее развитие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16039. Екологічне право 2.81 MB
  Передмова Забезпечення екологічної безпеки за сучасних умов є важливою проблемою державної екологічної політики та невідємною умовою сталого економічного та соціального розвитку України. Це обумовлено значним антропогенним порушенням та техногенною перевантажен
16040. Екологічне право. Підручник 1.62 MB
  ВСТУП Екологічні відносини одна з найважливіших складових суспільних відносин. Вони виникають між окремими субєктами і з приводу надзвичайно важливих обєктів. Екологічні відносини складаються між суспільством і природою між людиною та навколишнім середов
16041. ПОСОБИЕ по латинскому языку 299.98 KB
  ПОСОБИЕ по латинскому языку для II курса Московской Духовной Семинарии первые 10 уроков Сергиев Посад 2000 ПРЕДИСЛОВИЕ По новым программам Московских духовных школ древним языкам отводится значительно большее количество часов чем ранее. Преподавание латыни н...
16042. Учебник латинского языка из программы Latrus 1.2 199.67 KB
  Учебник латинского языка из программы Latrus 1.2 Содержание: АЛФАВИТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖЕЙ ГЛАГОЛ СИНТАКСИС ГЛАГОЛА НАРЕЧИЯ ПРЕДЛОГИ МЕСТОИМЕНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОНЪЮНКТИВ ВЕКГОДСЕЗОНЫМЕСЯЦЫДНИЧАСЫ СИНТАКС...
16043. Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии (1-4 курсы) 91.83 KB
  Г. Ханзен Д. Моисеев Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии 14 курсы Цели и задачи изучения немецкого языка в Духовной школе Изучение иностранного языка вообще и немецкого в частности в Духовной школе определяется спецификой духовног...
16044. Правила русской орфографии и пунктуации 173.28 KB
  Правила русской орфографии и пунктуации М. 1956 ОРФОГРАФИЯ Правописание гласных I. Гласные после шипящих и ц II. Гласные ы и и после приставок III. Буква э IV. Буква ё V. Общие правила правописания неударяемых гласных VI. Неударяемые гласные в корнях слов VII. Н...
16045. Культура русской речи 743.75 KB
  Культура русской речи Ответственные редакторы доктор филологических наук профессор Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиаль
16046. Материалы к экзамену по предмету: Церковнославянский язык 326 KB
  Материалы к экзамену по предмету: Церковнославянский язык. Содержание: Глагол его грамматические категории. Глагол часть речи обозначающая действие или состояние предмета. П: Воздремаша вся и спаху. Исходная форм
16047. Кадровая политика в организации (на основе ООО «Компоненты бизнеса») 353 KB
  Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность бизнеса зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств