97357

Создание рабочей электронной тетради по информатике для 7 класса

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Концептуальные основы разработки электронного учебника. Роль электронного учебника в учебном процессе. Отличительные особенности электронного учебника, разработан-ного на основе гипертекстовых технологий. Архитектура электронного учебника. Создание электронного учебника «Информатика». Этапы построения электронного учебника «Информатика».

Русский

2015-10-16

421 KB

20 чел.

Министерство Образования Реcпублики Казахстан.

Костнайский Государственный Педагогический Институт.

Кафедра Информатики и Компьютерных технологий.

Багитов Евгений Анатольевич

«Создание рабочей электронной тетради

по информатике для 7 класса».

Дипломная работа.

                                                                            Проверил : Сухов М.В

                 

Костанай 2015

Содержание.

Введение ………………………………………..………………………………. 3

1.Концептуальные основы разработки электронного учебника……………..

  1.  Роль электронного учебника в учебном процессе………………….
    1.  Отличительные особенности электронного учебника, разработан-ного на основе гипертекстовых технологий………………………….
    2.  Архитектура электронного учебника……………………………….

2. Создание электронного учебника «Информатика»………………

          2.1 Этапы построения электронного учебника «Информатика»……..

2.2 Характеристика электронного учебника «Информатика»….      

 2.2.1 Электронный учебник – новый жанр литературы

      2.2.2 Некоторые принципы, которые следует  руководствоваться по создании электронного учебника по информатики

      2.2.3 Кому и зачем нужен электронный учебник?...................................

3.  Разработка электронного учебника по «Информатики» для 7 класса……

3. Заключение……………………………………………………………………..

4. Список использованной литературы ………………………………………….

Введение.

Широкое внедрение современной вычислительной  техники во все отрасли народного хозяйства, в том числе и в образованных учреждений, стало  главной жизненной необходимостью всего общества . В современных условиях изучение информатики, стало связано с массовым внедрением компьютерной  техники в школы. В соответствии с образовательным стандартом дисциплина «Информатика и вычислительная техника» стала называется «Информатика и компьютерные технологии (ИКТ)». Предмет вводится как базовый курс в 3-4 классах, где начинают формироваться у учащихся обще-учебные умения и навыки, такие как:  овладение первоначальными умениями работы с вычислительной техникой такие как компьютер, знакомство с устройствами компьютера, поиска, хранения информации, преобразования,; также поиска и проверки необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; упорядочение информации по числовым параметрам  и алфавиту (убыванию и возрастанию), дающие ученикам визуально представлять информацию в виде таблицы (табличном виде ) ; использование простейших логических выражений в построении простейших алгоритмов, такие как   «если..., то...», «...и/или...», «не только, но,и...».
   «Информатика и ИКТ» в начальной школе может быть предметом двухкомпонентного характера. Теоретическая элемент предмета имеет возможность исследоваться за счет компонента учреждения, компьютера как инструмента для обработки  информации  и  вероятностей  всевозможных прикладных сред имеет возможность быть встроено модулем в  предмет  «Технология». Составляющую муниципального эталона совместного образования и Базис-ного Учебного  Плана не рекомендует  изучать  предмет в 3-4 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения возможно исследовать данный предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволяет  воплотить в жизнь  постоянное   изучение направлений информатики, устроить его сквозной линией школьного образования, что именно отвечает задачам информатизации образования, поставленным в Концепции модернизации образования Республики Казахстан. Данный шаг логически выливается из аналитических документов проводимых сейчас опытов. Образовательные  стереотипы по иным учебным предметам предполагают  внедрение компьютеров и  элек-тронных учебных изданий, которые в реальное время по федераль-ным программам поставляются в медиатеки библиотек ареалов Республики Казахстан. Для такого чтобы отвечать притязаниям, диктуемым  прогресс-сивным социумом, исследование«Информатики и ИКТ» нужно начинать со 2 класса. Чтобы ребятам это давалось просто и любопытно, им  несом-ненно поможет электронная рабочая тетрадь, программа которая идет параллельно с базовым курсом учебника. Целью  данной работы  считается  разработка рабочей электронной тетради для седьмого класса. У  учащихся нужно активизировать познавательную деятельность, чему  содействуют электронные тетради. Внедрение этих электронных тетрадей отвечает почти всем учебным целям и задачам. Во-1-х, тетрадь имеет  большую числен-ность всевозможных заданий, упражнений и задач, нацеленных  на  состав-ление системного мышления и становление креативных возможностей уче-ников, побуждающих их обучаться автономно, с увлечением и азартом. Во-2-х,присутствие всевозможных типов заданий на печатной  базе разрешает осуществить  работу по их выполнению, а не по переписыванию заданий или, что элементарно неприемлимо, их записи под диктовку. В-третьих , элек-тронные тетради содействуют знакомству с компьютером. основная масса заданий одевают абстрактный нрав, это разрешает избежать конкретной  работы с ним, что содействует избежать нагрузки на глаза ребят.

 Задача изучения: сделать электрический учебник по информатике для 7 класса на базе гипертекстовой технологии и разглядеть  способности  его  применения в учебном процессе.
Задачи изучения: 
1) изучение литературы по применению гипертекста при разработке учебных пособий;
2) изучение имеющих место быть программных средств (электронных пособий) и тест их структуры;
3) изучение литературы по определенным разделам дисциплины;
4) подбор более информативных иллюстраций;
5) разработка электронного учебника «Информатика» для самостоятельной работы учеников.
Объект изучения: конструкция возведения электронного учебного пособия и его контента.
Предмет изучения: вероятность создания и применения электронного учеб-ника «Информатика» на базе гипертекстовой технологии.
Теоретико-методологическая  основа изучения: основание абстрактного изу-чения  составили труды   научных работников, методистов, учителей-пред-метников по созданию электронного учебника и его использования в обра-зовании.

Научная и практическая значение работы: заключается в разработке  элек-тронного учебника «Информатика» на базе гипертекстовой технологии и  вероятностями применения его в учебном процессе средних учебных заве-дений.
Структура работы. Работа состоит из введения ,  2-ух  глав,  заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Концептуальные основы разработки электронного учебника.

1.1 Роль электронного учебника в учебном процессе.

Информационные технологии (ИТ) в образовании играют все больше  значи-тельную роль.Нынешний учебный процесс непросто предположить без  при-менения компьютерных учебников, задачников, тренажеров, лабораторных практикумов, справочников, энциклопедий, тестирующих и контролиру-ющих систем и иных компьютерных средств обучения(КСО). Последние оформляют широкий класс средств, имеющих отношение к обра-зовательным информационным технологиям. Далее в большинстве случаев, говоря об ИТ, мы будем иметь в виду КСО и электронные учебники (ЭУ) в частности.. Между перечисленных КСО электрический учебник дает  собой  более вместительное средство изучения, т.к. подключает в себя составля-ющие всех других средств (тренажер, задачник, система контроля познаний и т.д.).
Роль ИТ в системе образования соотносится с 3-мя уровнями их использования (рисунок 1).
рис1.

  На первом ИТ выступают в качестве инвентаря для заключения отдельных педагогических задач в рамках классических форм образования и способов  изучения. КСО на предоставленном уровне обеспечивают  помощь  учебного процесса в качестве учебно-методических средств. Пространство КСО и воз-лагаемые на их функции  ориентируются образовавшимися принципами организации изучения. Другими текстами, КСО применяются в пассивном качестве, т.е. не оказывают воздействия на образовательную систему.       Функциональная роль ИТ имеет место быть на втором и 3-ем уровнях.   Она обоснована тем, что по сопоставлению с классическими учебно-методи-ческими своими КСО обеспечивают свежиеспособности, а почти все имеющие место быть функции реализуются с больше высочайшим качеством. Именуем главные выдающиеся качества КСО:
создание критерий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому избирать благоприятные для него пространство и время работы с КСО, а еще темп учебного процесса;
больше бездонная индивидуализация изучения и обеспечивание критерий  для его вариативности (например, адаптивные КСО, способные настраиваться на нынешний степень подготовки обучаемого и области его интересов);
вероятность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в что числе тех, с которыми непросто познакомиться на практике);
вероятность представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными видами изучаемых объектов; вероятность представления и мультимедийной форме оригинальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
вероятность автоматического контроля и больше беспристрастное  оценивание познаний и умений;
вероятность самодействующей генерации большущего числа не циклических заданий для контроля познаний и умений;
способности розыска инф в КСО и больше комфортного доступа к ней (гипертекст, гипермедиа, закладки, автоматические указатели, разведка по главным текстам, полнотекстовый разведка и др.);
создание критерий для действенной реализации современных психолого-педагогическихспособов (игровые и состязательные формы изучения, экспериментирование, «погружение» в виртуальную действительность и др.).
Перечисленные плюсы охарактеризовывают КСО в дидактическом и активном отношениях. К технологическим превосходству КСО в целом и ЭУ в частности относятся:
увеличение оперативности разработки;
больше несложное обновление и развитие;
нетяжелое тиражирование;
больше несложное распространение (особенно при применении Internet).
Как видать из рисунка 1, функциональная роль ИТ в образовании произведено в том, что они нелишь только делают функции инвентаря, применяемого для заключения конкретныхпедагогических задач, но и инициируют становление дидактики и способа, содействуютсозданию свежих форм изучения и образования. К примеру, напряженный подъемдистанционного образования стал вероятным в итоге широкого распространение Internet-технологий. Становление технологий мультимедиа, компьютерной графики и тренажерных систем, а еще способов и алгоритмов компрессии цифровых данных дали толкучка к созданиюспособа изучения методом «погружения» в виртуальную действительность, изображающуюсреду проф работы. Возникновение класса компьютерных сетевых тренажеров стимулировалостановление способа многоролевого тренажа в формах деловых игр и состязаний. Похожие примеры возможно приводить и далее. Внедрение электронного учебника в качестве КСО в учебном процессе содействует:
- подъему свойства обучения;
- понижению расходов на компанию и проведение учебных мероприятий;
перераспределению нагрузки педагогов с рутинной на творческую  работа  (решение научно-исследовательских и методических задач, создание учебно-методических пособий (в что числе ЭУ), подготовку необычных учебных заданий, персональную работу с обучаемыми и др.); увеличению  оператив-ности обеспечивания учебного процесса учебно-методическими средствами при изменении структуры и содержания обучения. Из произнесенного выте-кает вывод о том, что в прогрессивной системе образования при появлении  необходимости в конкретных учебно-методических средствах при других  равных критериях КСО станет доверяться предпочтение перед класссичес-кими своими.

   Превосходство КСО невозможно воспринимать в что значении, что КСО  всецело выдавят ипоменяют классические свои. Что больше неверно считать, что КСО состоят из 1 плюсов и невладеют дефектами. К отрицательным сторонам КСО и ЭУ в что числе относятся: надобность  владеть  компьютер (в ряде случаев с выходом в Internet) и отвечающее программное  обеспечивание для работы с КСО; надобность владеть способностями работы на компьютере; сложность восприятия большущих размеров текстового материала с экрана дисплея; недостающая интерактивность КСО (сущес-твенно гигантская по  сопоставлению с книжкой, но наименьшая, чем при очном обучении); недоступность конкретного и постоянного контроля над ходом выполнения учебного намерения. Вышеназванные дефекты КСО одевают беспристрастный нрав. К огорчению, часто к ним прибавляются личные дефекты, вызванные безграмотным проектированием КСО и концеп-туальными недостатками, допущенными их создателями. В итоге вероятные юзеры, воодушевившись бессчетными авансами, выданными КСО, в послед-ствии ознакомления с их неуспешными адептами  чувствуют облом и  проделывают вывод о неэффективности и бесперспективности всего класса  аналогичных средств.
Создатели КСО и педагоги, применяющие их в собственной  практической работы, обязаны улаживать беспристрастные и типовые личные дефекты  КСО и постараться возмещать их при разработке и эксплуатации данных средств.  Методы компенсации имеют все шансы быть различными: техни-ческими, организационными, методическими, дидактическими, много-функциональными. К примеру, сложность восприятия большущих  размеров слова с экрана устраняется при применении компьютеров на подобии  notebook с жидкокристаллическим экраном с диагональю не наименее 15 дюймов.  С этим компьютером  возможно трудиться как с обыкновенной книжкой, устроившись в кресле и положив его на колени. При недоступности  денег  на  покупку соответственной вычислительной техники и нежелании ждать кардинального понижения тарифов на нее этот дефект  компен-сируется наличием представлении содержания КСО на картонном  носителе.    Надобность обладания способностями работы на компьютере  всецело лик-видировать невозможно. Воздействие предоставленного нюанса нивелирует очень максимально облегченный и инстинктивно понятный пользователь-ский интерфейс (ПИ) КСО.Недостающая интерактивность восполняется за счет организации систематических консультаций в очной или же  дистан-ционной формах. Увеличение интерактивности ещеобеспечивают  осущест-вление  в КСО конкретных дидактических способов  и внедрение умствен-ных технологий моделирования познаний и работы.  Недоступность  «над-зирателя», контролирующего ход выполнения учебного  намерения, возместит промежный контроль познаний по любому пройденному разделу, проводимый по строгому графику.  Преодолению сегоже недочета  содей-ствует использование игровых и состязательных способов, стимулирующих внимание обучаемого к предмету и повышающих его мотивацию к  удач-ному покупке надлежащих познаний и умений.

Приведенные мнения говорят о необходимости применения КСО в ансамбле с классическим и учебнометодическими  своими.  Этим образом, понятно,что КСО не считаются исключающейкандидатурой некомпьютерных учебных пособий. Ценность КСО идет по стопам воспринимать вчто значении, что по мере становления надлежащих технологий как раз КСО станут составлять ядро учебно-методического обеспечивания.
Наконец, надобность в КСО и ЭУ, в что числе великовата. Разглядим, в какой мере ее удовлетворяет нынешнее положение рынка программного продукта. На 1-ый взор, дела обстоятотлично: покупателю предлагается  большущее число самых всевозможных ЭУ. В западных государствах разработка ЭУ воз-расли в отдельную ветвь ИТ.Впрочем при больше внимательном рассмотре-нии истории уверенная в будущем ее оценка претерпевает нешуточные  кон-фигурации.
    Во-1-х, рассредотачивание имеющихся на рынке ЭУ по предметным об-ластям (ПО) очень не однородно. Интегральный рейтинг, учитывающий  чис-ленность товаров и их распространенность, смотрится например (в порядке убывания более известных классов): ЭУ для исследования   натуральных язы-ков (русского и иностранных);ЭУ для исследования ИТ и программных това-ров совместного  предназначе-ния (операционных систем, текстовых и графических редакторов, сервисных средств и т.п.), а еще языков программирования и инструментальных средств (компиляторов, сред разработки приложений, систем управления базами дан-ных (СУБД), систем моделирования и др.);ЭУ по  гуманитарным дисципли-нам (истории, культурологии и т.д.), гигантская часть их нацелена на школьный степень образования; ЭУ по естественно научным дисциплинам,  направленные в ведущем на школьный степень образования;
ЭУ, предназначенные для применения в рамках среднего и высочайшего профессионального образования; ЭУ по инженерным и осо-бым техническим дисциплинам.
Во-2-х, основная масса ЭУ в содержательном проекте считаются  локаль-ными, обхватывающимиотдельные темы, вопросы и типы задач. Групповые ЭУ или же встроенные пакеты КСО, покрывающие ткань учебного курса видятся изредка. Содержательная локальность понижаетмасштабность использования ЭУ. Сейчас им обычно отводится роль запасных учебно-методических средств, в наилучшем случае применяемых на кое-каких лабораторных работах и практических упражнениях. Подчеркнем, что говоря о невысокой масштабности использования, мы имеем в облику не вообщем компы и ИТ, а особые программные свои для заключенияпедагогических задач, каковыми считаются ЭУ.
В-третьих, численность не значит качество. Проигрышных ЭУ, к огорчению, довольно большое количество. К примеру, видятся учащие системы, в коих для розыска необходимой темыпотребуется долговременное листание сотрудников, а еще электрические учебники, представляющие собой очередность графических образов, приобретенных сканированиемстраничек картонного учебника. Дискредитирующими идею считаются ЭУ, включающие этиконтрольные поручения и свои их выполнения и испытания, что прошедший контроль бывалыйпедагог или же профессионал в предоставленной ПО размеренно получает 2 балла, и даннаяоценка снабжается нетактичным объяснением. Возможно привести большое количествопримеров малограмотных системотехнических, дидактических и интерфейсных заключений, реализованных в ЭУ.

Ключевая первопричина концептуальных промахов, допускаемых при разработке ЭУ,произведено в применении их узенькой интерпретации лишь только как электронных аналоговнадлежащих классических учебников. В ее базе лежит недопонимание такого, что ЭУ обязанывоплощать наилучшие стороны классических средств и в обязательном порядке продаватьсвежие свойства. Последнее состояние считается базисным правилом концептуального проектирования ЭУ [3, с. 103].
В конце концов, в-четвертых, принципиальна не лишь только нынешняя богатство ЭУ, но и готовность их создателей практически сразу откликаться на конфигурации образовательныхнеобходимостей, т.е. делать и давать на базар высококачественные ЭУ. Аналогичная готовностьнастятельно просит присутствия инвариантной к ПО и признанной большинством создателейметодологии сотворения ЭУ. Одной из оснований, сдерживающих ее становление, считаетсяуказанная повыше недостающая масштабность использования ЭУ в школьном образовании.Неувязка произведено в том, что базар определяется на конечных юзеров ЭУ - обучаемых, азаключения о приобретении и использовании ЭУ принимаются ими на базе назначений педагоговсредних учебных заведений, которые имеют все шансы быть предоставлены лишь только в случае основательного интегрированного ЭУ в учебный процесс. Последнее настятельно проситот педагогов не лишь только осознания вероятностей ЭУ и владения способом их эксплуатации, но и конкретной решимости в влечении развивать и применить свежие педагогические способыи формы, в коих значимо большее забота уделяется самостоятельной работе обучаемых наоснове технологии КСО. Невыполнение данных критерий приводит к что, что наибольшее распространение получают КСО, предназначенные самая для самообразования и нацеленные на восполнение пробелов обычного изучения (например, ЭУ для исследования зарубежных языков).Имеет возможность взойти, что вывод о значимой необходимости в ЭУ был изготовлен быстро,например как противоречит недостаточной масштабности использования в школах имеющих место быть ЭУ. В реальности это возражение считается надуманным, потому что речи идет оразличных уровнях применения ИТ в образовании (рисунок 1). Говоря о необходимости в КСО и ЭУ в частности, мы имели в облику интегральную вероятную надобность, относящуюся ко всем уровням. Недостающая же масштабность свойственна лишь только для первого, пассивногозначения. На дальнейших уровнях КСО и ЭУ в что числе становятся обязательным звеном образовательной системы.

Несложно подметить, что описанное повыше состояние дел дает собой закрытый круг. Неувязкасостоятельности ЭУ обоснована отсутствием отработанной методологии их сотворения,становление методологии сдерживается низкой масштабностью использования имеющихся ЭУ, аконечный момент вызван дефектом высококачественных КСО и инерцией имеющейся системы образования. Разрыв предоставленной цепочки, на наш взор, невыполним без вовлеченияпедагогов учебных заведений в разработку и 
интенсивное внедрение ЭУ. Естественно, из произнесенного не идет по стопам, что 100%педагогов обязаны овладеть авторские инструментальные свои и влиться в ряды создателей ЭУ. Вовлеченность в первую очередь предполагает познание базисных методологических вопросовсотворения и эксплуатации ЭУ, владение способом организации учебного процесса на базепредоставленной технологии, дееспособность к выявлению необходимостей в свежих ЭУ, готовность к роли в разработке ЭУ в качестве создателя и методиста. Принципно большефункциональная роль педагогов обеспечит не лишь только интенсификацию интеграции ЭУ в учебный процесс, но и станет помогать существенному подъему их свойства за счетувеличения значения реализуемых в их дидактических заключений [5, с. 3].
Разглядим сплошное понятие об электронном учебнике и его систематизацию.
Между большого колличества определений ЭУ мы выделим 2 более надлежащих прогрессивнымЭУ.
1-ое определение [36, с. 19] одевает вместительный описательный нрав и подключает в себяглавные черты ЭУ: под электрическим учебником понимается совокупа текстовой, графической, цифровой, речевой, музыкальной, фото-, видео- и иной информации, исполненной на всякомэлектронном носителе - магнитном, оптическом, размещенной в электрической компьютерной сети, а еще печатная документация для юзера.

2-ое определение [5, с. 4] содержит технолого-педагогическую направление: электрическийучебник считается программно-информационной системой, состоящей из программ для ЭВМ, реализующих сценарии учебной работы, и конкретным образом приготовленных познаний(структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления). Данное определение мы поймем за базу, и станем применить дальше в работе, т.к. оно подключает в себя мнения впрямую связанные с разработкой ЭУ, его структуры и структуры контента с учетом особенностей учебного процесса.
ЭУ нужно систематизировать по разным симптомам, значит, единственной систематизацииэлектронных учебников нет. В следствии этого мы рекомендуем установить систематизациюЭУ по симптомам:
1. По применению в учебном процессе;
2. По облику технологии, на базе коих разработан учебник.
Классификация по применению ЭУ в учебном процессе предусматривает формы учебной работыстудентов:
ЭУ для коллективной работы;
ЭУ для персональной работы;
ЭУ для самостоятельной работы.
2 симптом систематизации отображает технологии, которые лежат в базе учебника. Современные информационные технологии деятельно развиваются, находят использование ввсевозможных сферах работы человека, в что числе и в образовании. Значит, классификацияпо второму симптому станет изменяться вслед за развитием информационных технологий. Нанынешний денек по данному симптому возможно отметить классы:
ЭУ на базе средств программирования;
- ЭУ на базе гипертекстовой технологии - имеет учебный ткань, структурированный для представления в облике гипертекста, систему навигации по учебнику;
ЭУ на базе мультимедиа - объединяет в для себя информацию различного семейства: звук, видео, анимацию, слово и т.д.;
ЭУ на базе всеохватывающих технологий - соединит в для себя в всевозможных пропорциях всеперечисленные выше технологии;
ЭУ на базе умственных технологий (адаптивный электрический учебник) - разрешает неэлементарно упражнять обучаемого и держать под контролем его познания, но и по итогамработы обучаемого имеет возможность квалифицировать, какие познания недостаточны или женеверны, и возвратить обучаемого на сообразный раздел доктрине или же практики, илипредоставить вспомогательные объяснения, т.е. она разрешает приспособить процесс изученияпод особенности всякого определенного обучаемого, работающего с системой.
Электрический учебник считается программно-информационной системой педагогическогопредназначения и обязан удовлетворять особенностям всякой формы учебной работы студентовдля широкого диапазона практических задач, т.е. быть универсальным. Это достижимо методомприменения всевозможных технологий. Тем более действенно внедрение всевозможныхтехнологий в сочетании с гипертекстом, т.к. гипертекст разрешает структурировать учебныйткань и закладывать линию движения исследования материала [3, с. 104].
Исходя из предложенной систематизации в предоставленной работе мы рассматриваем электронного учебник на базе гипертекстовых технологий для самостоятельной работы студентов.

1.2 Отличительные особенности электронного учебника,  разработанного на основе гипертекстовых технологий.

Более современная способ представления учебного материала основывается на базе гипертекста и гипертекстовой системы на базе гипертекстовых технологий.
Беря во внимание способности гипертекстовых технологий возможно отметить особенности ЭУ.
1. Информация по избранному предмету или же курсу обязана быть отлично структурирована, и представлять собой завершенные куски курса с ограниченным числом свежих мнений.
2. Структурным составляющим учебного курса обязаны отвечать главные темы с гипертекстом, картинками, аудио и видео объяснениями.
Гипертекст (Hypertext) - понятие, описывающее образ интерактивной среды с вероятностямивыполнения переходов по ссылкам. Ссылки, внедренные в текста, тирады или же картинки, дают возможность юзеру избрать слово или же набросок и незамедлительно исключить связанные с ним сведения и материалы мультимедиа [22, с. 183].
Гипертекстовая система - представление информации в облике кое-какого графа, в узлах которогонаходятся текстовые составляющие (предложения, абзацы, странички или же в том числе и цельные заметки, или книги), а меж узлами есть связи, с поддержкой коих возможно передаваться от 1-го текстового вещества к другому [22, с. 192]. Значимая чертагипертекстовой системы - это осуществление навигации в среде гипертекста. В передовыхгипертекстовых системах для данных целей используются особые системы управления базами данных, веществами коих считаются куски гипертекста.
3. Технология гипертекста разрешает бегло группировать разнородную информацию, т.е. делать гипермедийные куски учебника. Этим образом, формируются ЭУ с высочайшим уровнем наглядности представления учебного материала.
Оглавление учебного материала рекомендовано составлять в согласовании с притязаниями специалистов по психологии, бить на модули. Освоение определенного материала надлежитбыть нацелено не больше чем 2 часа контактного времени.
Графическое представление учебного материала разрешает передать важный размер информации при краткости его изложения, что содействует наилучшему и резвому усвоению материала, бездобавочных усилий. В следствии этого зодчество электронного учебника обязана подключатьграфическое обеспечивание [32, с. 112].
Действенным считается внедрение картинок совместно с подсказками при рассмотрениитрудных чертежей или же фоток. Очень эффективна вставка видеосюжетов, демонстрирующих порядок сотворения программного кода и компиляцию программки. Амбиция видео клиповпроизведено ещё в том, что они дают возможность менять размах времени и показыватьпоявления в ускоренном или же замедленном темпе, а еще применить частичную съемку.
Аудио объяснение обязателен для добавочной сигнализации о итогах выполнения конкретныхпоступков («правильно», «неправильно»), тем более при работе с большущим численностьюконтролирующих компонент.
Главные запросы, которые предъявляются при разработке электронных учебников - этовнедрение мультимедийных средств, виртуальной действительности, трехмерного изображения, не для сотворения престижных эффектов, а только в случае, когда это оправдано самим представленным материалом и может помочь взять в толк исследуемый объект.
4. Текстовая информация обязана гарантировать вероятность распечатки важных фрагментовслова. Обязана поприсутствуешь вероятность привыкания применяемого шрифта к запросамюзера.
Все слова готовятся с внедрением передовых программных средств, с учетом особенностейдизайна слова: выделение заголовков, подзаголовков, определений, главных текстов, перечислений, не считая сего вставка графического материала, который имеет возможностьдержать картинки, графики, поясняющие ссылки, а еще в согласовании с принципами цветового зрительного восприятия информации и наглядности подачи материала. 
В согласовании с педагогическими стереотипами цветовая гамма программки не обязанадержать резких перепадов цветовой палитры и цветов, которые содействуют резвомуутомлению око и не дают возможность сконцентрироваться на изучаемом материале [27, с. 97].
На нынешний денек в качестве эталона для разработки текстового материала рекомендованоиспользовать сверток Microsoft Office, в частности входящие в него программки: Microsoft Word, Microsoft FrontPage.
5. Система, имеющая трудные модели обязана держать моментальные подсказки, возникающие исчезающие одновременно с перемещением курсора к отдельным составляющим программки,не считая сего вероятность наращивать отдельные составляющие картинок и копирования. Эти составляющие заложены в гипертекстовую технологию.
Эффективность учебно-воспитательного процесса находится в зависимости от большого колличества моментов, одним из коих считается подсказка, как метод активизации мыслительной работы студентов.
Подсказкой именуется каждая корректировка поступков обучаемого, как на рубеже изучения,например и на рубеже испытания приобретенных познаний. Каждая прогрессивнаякомпьютерная программка обеспечена системой поддержке, которая выделяет вероятностьтрудиться с ней всякому человеку несколько знакомому с компом. Данная система поддержкеесть не что другое, как система подсказок, направляющих воздействия  юзера.

1.4.Архитектура электронного учебника.

Зодчеством программной системы именуется спецификация ее сопряжения с юзерами и внутренних компонент системы меж собой. Зодчество отображает состав ведущих программных и информационных компонент системы, а еще их связи приятель с ином, юзерами и наружнымипрограммными системами. Вычленение программных компонент (модулей) выполняется поактивному принципу. Информационные составляющие (массивы, блоки, файлы, куски базы данных и т.д.) отличаются на основании их предназначения, применения, форматов представления данных, методик доступа и иных симптомов [5, с. 216].
Схема обобщенной зодчества электронных учебников (ЭУ) показана на рисунке 2. Вопределенных реализациях кое-какие ее элементы имеют все шансы отсутствовать.Неотклонимые составляющие, образующие «минимальную» конфигурацию ЭУ, помечены звездочками. В рассматриваемой схеме использованы надлежащие возобновил вводимыеуменьшения:
- МОРУМ - модуль обеспечивания работы с учебным материалом;
МПУМ - модуль розыска учебного материала;
МОРУТЗ - модуль обеспечивания работы с УТЗ;
МГУТЗ - модуль генерации УТЗ;
МУУП - модуль управления учебным процессом;
МРИО - модуль регистрации и идентификации обучаемых;
МПМОП - модуль представления моделей обучаемых и протоколов их работы;
ИАП - интерфейс с АРМ педагога (инструктора);
УТЗ - учебно-тренировочная задача;
ПИ - пользовательский интерфейс;
ОТеК - описание текущей конфигурации ЭУ.
Информационные составляющие ЭУ разделяются на 3 класса:
1) информационные составляющие, входящие в ЭУ;
2) информационные составляющие для опции ЭУ;
3) информационные составляющие, создаваемые ЭУ и отражающие итоги работы обучаемых.
Информационные составляющие, входящие в ЭУ, в собственную очередь, разбиваются на 2группы. 1-ая подключает составляющие, оглавление коих ассоциируется с изучаемым предметом. К ней относятся всевозможные элементы учебного материала и большое колличество учебно-тренировочных задач (УТЗ). 2-ая группа сводит составляющие, связанные в содержательном проекте с ЭУ как с программным средством. На схеме зодчества удаленно 2этих компонента: блок идентификации ЭУ и справка по работе с ЭУ.
Учебный ткань и УТЗ имеют все шансы подключать ссылки на информационные и программные объекты. Структурные единицы учебного материала имеют все шансы ссылаться на УТЗ инаружные КСО, УТЗ - на структурные единицы учебного материала, а еще на наружные КСО или же наружные программные модули (например, обеспечивающие моделирование изучаемых сущностей).

Конструкция учебного материала, а еще система отношений меж УТЗ станут рассмотреныдальше.
Нужно обозначить, что понятие УТЗ тут и дальше употребляется в собирательном значении в качестве совместного названия заданий для укрепления и контроля познаний. Эти порученияимеют все шансы владеть форму вопросов, задач, упражнений и др. 
Отметим еще двоякую интерпретацию мнения «содержание» в контексте ЭУ. С одной стороны,оглавление ассоциируется с информацией предметного нрава, представленной в КСО, т.е.именно с учебным материалом и УТЗ. С иной стороны, оглавление трактуется как содержание,список структурных единиц учебного материала. Во избежание неурядицы для обозначения 2интерпретации пользуемся словосочетание «блок содержания» [5, с. 237].
В ЭУ и КОС реализуются четыре ведущих метода доступа к учебному материалу:
через блок содержания, составляющие которого ссылаются на сообразные структурные единицы учебного материала, и свои навигации;
через указатели (предметные, именные и др.), лексика (глоссарий), тезаурус и похожиесоставляющие, имеющие ссылки на структурные единицы учебного материала;
- с поддержкой средств розыска учебного материала (МПУМ);
- через определяемые юзером закладки, ассоциируемые со структурными единицами учебного материала.
МПУМ гарантирует или полнотекстовый разведка, или разведка по главным текстам. Во втором случае имеется ввиду, что учебный ткань проиндексирован.
Блок идентификации дает собой аналог титульного листа книжки и выступает в качествеособого паспорта ЭУ. Он имеет заглавие ЭУ, короткое описание его предназначения ииспользования, сведения о разработчиках, распространителях, авторских правах и др.
2 класс информационных компонент ЭУ подключает профили обучаемых, ОТеК и ЭИЗО.
Под профилем понимается описание характеристик юзера, влияющих на настройку системы. В профиле как правило сберегаются: идентификационные данные обучаемого; изготовленные имстатьи и закладки; «история» работы обучаемого с системой (в общем случае - запись егопоступков: введенных команд, сформированных поисковых запросов, линии движения навигации по учебному материалу и т.д.), описание опции ПИ и др.

ОТеК отображает текущую системную конфигурацию ЭУ, т.е. настройку программного свои наиспользование в определенных программно-технических и организационных критериях. ОТеК, фиксирующее типовую конфигурацию, деятельную по умолчанию, как правило, заходит в дистрибутив ЭУ и уточняется на компьютер программкой его установки. При применении ЭУ в КК учебного заведения конфигурации в ОТеК вносятся системными админами. Различия межинформационными компонентами для опции КУ (КОС) иллюстрирует таблица.

Таблица. Различия между информационными компонентами для настройки КУ (КОС)

Информацион-ный компонент

Кем или чем формируется

Что отражает

Профили обучаемых

ЭУ (КОС) автоматически и по командам обучаемых «сохранить настройку (конфигурацию, параметры)»

параметры обучаемых; выполненные ими настройки ПИ ЭУ (КОС)

ОТеК

системными администраторами

системную конфигурацию ЭУ (КОС)

ЭИЗО

преподавателями

индивидуальные задания обучаемых

К третьему классу информационных компонент относятся модели обучаемых и протоколы их работы с ЭУ.
В протоколах представляются данные, отражающие взаимодействие обучаемых с ЭУ и итогивыполнения ими контрольных событий. Процесс работы с учебным материалом характеризуетсяпериодом, потраченным на исследование элементах его разделов и тем, числом воззваний к справочным базам (словарю, глоссарию и т.д.), численностью возвратов к пройденному материалу и др. 
Модель обучаемого обрисовывает текущее положение его познаний по этому предмету и личныеособенности, значимые с точки зрения учебного процесса. По сопоставлению с протоколом онасчитается больше глубочайшей и семантически выразительной формой представления сведений о ходе и итогах работы обучаемого с ЭУ. В случае если в протоколе находятся беспристрастныеданные, закрепляемые системой в процессе взаимодействия с юзером, то в модели обучаемого отражаются итоги их обобщения и интерпретации, а еще выводы, сформированные на их базе.Присутствие модели обучаемого характерно умственным КСО. В этих средствах она сопоставляется с мотивированной моделью представления ПО, меж ними выявляются различия, исходя из коих ориентируется нрав управления учебным ходом [28, с. 15].
Разглядим предназначение программных компонент зодчества ЭУ.
Взаимодействие юзера с учебным материалом исполняется с поддержкой МОРУМ. Главныефункции предоставленного модуля:
- доступ к структурным единицам учебного материала через блок содержания, указатели,лексика (глоссарий), тезаурус;
выбор текущего куска учебного материала и предоставление его для представления (отображения) модулю ПИ;
выполнение сценариев представления учебного материала (воспроизведение презентаций,демонстраций и т.п.);
моделирование изучаемых объектов и процессов и обеспечивание критерий для взаимодействияюзера с данными моделями;
выполнение переходов к структурным единицам учебного материала в согласовании с командами юзера, передаваемыми ПИ (навигация по учебному материалу);
вызов МОРУТЗ для выполнения УТЗ, ссылки на которые находятся в учебном материале;
вызов на выполнение наружных КСО, ссылки, на которые находятся в учебном материале;
выполнение команд МУУП;
фиксирование сведений о работе юзера с учебным материалом, предоставление их МУУП и запись в протокол.
МОРУТЗ работает для помощи выполнения УТЗ. В данном модуле проданы надлежащие главныефункции:
- предъявление юзеру УТЗ, избранной из большого колличества УТЗ или же сформированной МГУТЗ;
предоставление критерий УТЗ для представления (отображения) модулю ПИ;
моделирование объектов и процессов, рассматриваемых в УТЗ, и обеспечивание критерий для взаимодействия юзера с данными моделями;
обеспечивание критерий для поэтапного выполнения УТЗ юзером, испытание и оценивание его действий;
обеспечивание критерий для ввода итога (ответа) УТЗ, его испытание и оценивание;
- передача информационной поддержке по запросам пользователя;
демонстрирование эталонного выполнения УТЗ;
вызов на выполнение наружных КСО (внешних программных модулей), ссылки на которыенаходятся в УТЗ;
вызов МОРУМ для работы с учебным материалом, на который ссылается УТЗ (по команде юзераили же механически при неправильном выполнении УТЗ);
выполнение команд МУУП;
фиксирование сведений о ходе и итогах выполнения УТЗ, предоставление их МУУП и запись в протокол.

МГУТЗ специализирован для формирования (генерации) УТЗ по запросам МОРУТЗ. ЭУ и КОС,владеющие предоставленной вероятностью (т.е. имеющие МГУТЗ), именуются генерирующими. В этих средствах большое колличество УТЗ дает собой описания шаблонов и моделей задач, служащих почвой для генерации их критерий.
Модуль опции гарантирует настройку ЭУ на определенные обстоятельства использования,характеристики юзера и решаемые педагогические задачки. Он уточняет системную конфигурацию ЭУ и характеристики ПИ, а еще загружает информацию из профиля обучаемого. ЭИЗО и сведения о прошлых сеансах работы обучаемого с ЭУ, избираемые из протоколов,применяются для опции учебного материала и УТЗ на нынешний степень его подготовленности изадачки, установленные перед ним педагогом. Этот модуль еще разрешает ставить и удалять закладки, передаваться по ним к структурным единицам учебного материала, предохранять в профиле обучаемого изготовленные им опции и установки [5, с. 314].
МУУП воплотит в жизнь управление иными программными компонентами ЭУ в частиобеспечивания действенной реализации конкретной психолого-педагогической стратегии. Егоглавные функции:
- способ данных, закрепляемых МОРУМ и МОРУТЗ и отображающих ход и итоги работы обучаемого с учебным материалом и УТЗ;
составление и корректировка на базе данных данных модели обучаемого;
оценивание значения познаний обучаемого;
выработка заключений по корректировке хода учебного процесса и представления учебного материала и УТЗ, а еще предоставление надлежащих команд МОРУМ, МОРУТЗ, МГУТЗ и модулю настройки;
- предоставление на АРМ педагога (через ИАП) информации о ходе и итогах работы обучаемого;
обеспечивание доступа педагога к модели обучаемого и протоколам его работы;
выполнение команд педагога по управлению учебным ходом, поступающих через ИАП.
МРИО применяется на рубеже инициализации и опции системы. Он приглашает обучаемомупоказать его идентификационные данные (фамилию и инициалы, номер учебной группы и т.п.). Введенная информация передается модулю опции, который отыскивает сообразные профиль, ЭИЗО и записи в протоколах. В случае если обучаемый трудится с ЭУ в 1-ый раз, то МРИО регистрирует его в протоколе, а модуль опции делает свежий профиль. Обучаемым, для коих неучтены ЭИЗО, предлагается поручение по умолчанию. Идентификационные данные и текущеепоручение обучаемого передаются МУУП.
МПМОП гарантирует доступ обучаемого к протоколам его работы и модели, сделанной МУУП. Модуль разрешает просматривать данные информационные составляющие и выводить их кускина пресса. В нем еще имеют все шансы быть проданы функции анализа модели обучаемого и содержания протоколов, а еще формирования методических назначений по развитию познанийобучаемого и совершенствованию учебного процесса.
ИАП работает для сопряжения ЭУ с АРМ педагога в ЛВС. Это сопряжение разрешает держать под контролем работу обучаемого и рулить учебным ходом через МУУП, не привлекая егоинтереса, т.е. воплотить в жизнь сокрытый контроль. Иная функция ИАП - обеспечиваниекритерий для очевидного взаимодействия (диалога) обучаемого с педагогом. При применении ЭУ в режиме ДО за пределами УЦ на ИАП имеет возможность возлагаться задачка отправки на сервер УЦ или же сервер ДО учебного заведения протоколов работы обучаемого и способаскорректированных версий ЭИЗО.
Пользовательский интерфейс (ПИ) ЭУ подключает 2 элементы: информационную и программную. Информационная элемент реализуется в информационных компонентах первого класса и выражается описаниями схем представления и дизайна их содержания и схем диалога. Программная элемент гарантирует возведение и функционирование ПИ в согласовании с данными описаниями. Модуль ПИ на схеме зодчества ЭУ ассоциируется с программной элементаи делает функции, классические для ПИ программных систем. Главные из данных функций:
- отражение на экране информации сообразно описанным схемам ее представления и оформления;
проигрывание аудио- и видеофрагментов, анимаций и интерактивных трехмерных представлений;
обеспечивание функционирования управляющих составляющих ПИ;
способ данных и команд, вводимых юзером, их изначальная обработка и предоставление инымпрограммным компонентам ЭУ;
осуществление аудио- и видеоэффектов.
Отметим 3 значимые казенные функции ЭУ, не охватываемые программными компонентами, выделенными на схеме зодчества:
- контроль единства программного и информационного обеспечиваний ЭУ;
оборона от несанкционированного доступа к информационным компонентам 2 и третьего классов;
оборона программного продукта от несанкционированного копирования.
Необходимой чертой ЭУ, имеющей отношение к уровню зодчества, считается состав форм представления информации, применяемых в информационных компонентах первого класса [19, с. 7]. Речь идет о этих формах, как:

- гипертекст;
графика (матричная, векторная, активная, близкие к реальности фотоизображения) и гиперграфика;
видеокомпоненты;
анимации;
- интерактивные трехмерные представления;
аудиокомпоненты.
Вкратце остановимся на структуре учебного материала, т.е. системе отношений меж его структурными единицами. Под структурной единицей понимается адресуемая часть учебного материала. Адресация разрешает ссылаться и передаваться на эту структурную единицу изиных единиц, блока содержания, указателей, словаря (глоссария), тезауруса и УТЗ.
На рисунке 3 структурные единицы представлены верхушками графа, дела - ребрами и гиперребрами (овалами). Меж верхушками есть дела 3-х типов. Базу структуры учебного материала оформляют иерархические структурные дела. Они обозначены жирными ребрами, направленными от подчиняющих к подчиненным верхушкам. В согласовании с даннымиотношениями структурным единицам приписаны индексы, любой из коих отображает дорога ксоответственной верху от корневой верхушки.

Учебный материал в целом

Главы

Разделы (параграфы, темы)

Подразделы (пункты)

Кадры (страницы, статьи, экраны)

Иерархические уровни учебного материала

Таблица 2. Структурные единицы учебного материала.

Индексы применяются для идентификации и адресации структурных единиц. Их составляющиеассоциируются с иерархическими уровнями учебного материала. Численность и названиязначений в определенных реализациях КУ (КОС) имеют все шансы быть различными. На рисункеудаленно 5 значений, полагая корневую верхушку. Последняя помечена эмблемой «К» и даетсамую совместную структурную единицу, подобающую учебному материалу в целом. Еестепень как правило не предусматривается в индексах.
Структурные единицы, не имеющие подчиненных, именуются кадрами, страничками, заметкамиили же экранами. Трактовку данных мнений в обозначенном значении идет по стопам четкоразличать от их интерпретации как форм представления структурных единиц информации (учебного материала), применяемых инструментальными своими. Во втором смысле они соотносятся с реализациями каждых вершин, а не лишь только листьев. К примеру, раздел имеет возможностьбыть представлен в облике странички, содержащей информационную часть (введение и заключение) и совокупа ссылок на подчиненные подразделы.
Дела 2 на подобии ориентируются на огромных количествах соподчиненных вершин, т.е. вершин1-го иерархического значения, имеющих на прошлом уровне совместную подчиняющуюверхушку, и работают для описания около предъявления юзеру надлежащих структурных единиц (последовательности переходов или же навигации по учебному материалу). В кое-какихреализациях эти дела именуются просмотровыми последовательностями. На рисунке они обозначены гиперребрами.
Дела третьего на подобии считаются семантическими (ассоциативными). Они связывают пары структурных единиц учебного материала, содержания коих владеют смысловой корреляцией. Часто эти дела именуют ссылками или же гиперсвязями. Они показаны деликатными стрелками, отражающими направленности переходов меж верхушками. Как правило, похожие деладвунаправлены.
Несложно подметить, что дела первого на подобии образуют древовидную структуру, а делатретьего на подобии - сетевую. Конструкция, порождаемая отношениями 2 на подобии, имеет возможность быть различной. В 1 случаях это линейная очередность связей меж верхушками, виных - трудная разветвленная конструкция [5, с. 198].
Двойные стрелки (рисунок 3) означают ссылки на УТЗ и наружные КСО. Сообразные дела, посущности, считаются ассоциативными, но, в различие от отношений третьего на подобии, вторым коррелятом в их выступает наружный применительно к учебному материалу объект.Этим образом, эти дела ориентируются на 3-х огромных количествах: структурных единиц учебного материала, УТЗ и наружных КСО.

Ссылки на УТЗ исходят из сотрудников (т.е. листьев). Ассоциация, основная к УТЗ, работаетдля вызова МОРУТЗ для выполнения данной задачки с целью укрепления или же испытанияпознаний, обретенных при исследовании предоставленного кадра. В собственную очередь, УТЗ ссылаются на кадры. Эти связи специфицируют учебный ткань, познание которого нужно для выполнения УТЗ, и применяются для перехода к подходящим верхушкам в случаях промахов и затруднений.
Отличия отношений кадры - УТЗ и УТЗ - кадры обоснованы не лишь только их тенденцией. В случае если для выполнения УТЗ потребуется познание учебного материала, воображаемого в нескольких кадрах, то гиперссылка на данную задачку реализуется в последнем кадре просмотровой очередности (рис. 4). Эта логика выливается из совокупных основ работы с учебным материалом, сообразно коим при навигации по нему в прямом направленности выход накакой-нибудь кадр подразумевает, что оглавление прошлых сотрудников исследовано. На делаУТЗ - кадры аналогичное лимитирование не накладывается, и они связывают УТЗ со всеми кадрами, включающими фигурирующий в ней учебный ткань, а не лишь только с кадром, вызывающим эту задачку.
Как и структурные единицы учебного материала, УТЗ имеют все шансы подключать ссылки нанаружные КСО и наружные программные модули.
Именно на огромном количестве УТЗ задаются 3 дела эквивалентности, определяющие его разбиения на классы по теме, типам и трудности задач (рисунок 5). Направленные на определенную тематику классы отвечают разделению учебного материала на одном изпромежных иерархических значений (как правило, уровне разделов). В принципе разбиение наих возможно реализовать на базе отношений УТЗ - кадры и иерархических структурных отношений на огромном количестве структурных единиц учебного материала. Направленные на определенную тематику классы обеспечивают структуризацию большого колличества УТЗ,применяемую при прямом доступе к нему, т.е. воззвании к: задачкам не по ссылкам изсотрудников, а по наименованиям надлежащих подмножеств (разделов) [5, с. 179]

Ситуативный нрав отношений, определяющих разбиения на классы большого колличества УТЗ, и отношений УТЗ - кадры обусловливается вариативностью состава применяемых УТЗ, регулируемого модулем опции (изменение размера большого колличества, на котором задано отношение, имеет возможность повлечь перемена сего отношения).
. Нынешний учебный процесс в обязательном порядке обязан применить компьютерные своиизучения и электрические учебники в что числе;
. Электрический учебник имеет возможность быть применен на пассивном и интенсивномуровнях использования информационных технологий в учебном процессе;
. При разработке электронного учебника целенаправлено применить гипертекстовые технологии;
. Ведущими различительными особенностями электронного учебника на базе гипертекстовых технологий от обычного считаются:
нелинейная структура;
вероятность закладывать в учебник линию движения исследования материала;
5. Зодчество электронного учебника на базе гипертекстовых технологий соответствует обобщенной зодчестве электронного учебника и имеет возможность быть изменена в согласовании с содержанием и областью использования определенного электронного учебника.

 2. Создание электронного учебника «Информатика».

   2.1 Этапы построения электронного учебника «Информатика».

     Постепенное наращивание парка вычислительной техники в обстановке готовит многообещающей ветвь работы, связанной с разработкой и внедрением, как электронных учебников, например и технологий изучения «без преподавателя». В различие от простого(бумажного) учебника электрический учебник имеет возможность и обязан владеть «несколько большущим интеллектом», потому что компьютер имеет возможность имитировать кое-какие нюансы работы педагога (подсказывать в подходящем пространстве в необходимое время, дотошно выяснять степень познаний и т.п.). Он обязан держать целый важный  в том числе и более) учебный ткань по конкретной дисциплине. Лишь только присутствие совершенного учебного материала по дисциплине имеет возможность гарантировать успешное изучение по электронному учебнику. Присутствие же «интеллектуальных аспектов» в электронном учебнике не лишь только возместит его дефекты (использование лишь только на компьютере), но и выделяет ему важные выдающиеся качества перед картонным вариантом (быстрый разведка важной информации, компактность, невысокая стоимость и т.д.). Электрический учебник имеет возможность быть, с одной стороны, в значимой степени независимым, а с иной стороны -имеет возможность отвечать кое-каким эталонам по собственной внутренней структуре и форматам содержащихся в их информационных данных, что обеспечит вероятность просто и проворно набирать важный набор учебников, связанных в единственную обучающую систему.
Создание электронных учебников базируется на 2-ух компонентах: методически обработанном контенте и информационных разработках сотворения учебника.
При подборе контента действенно опираться на человеческие познания в целом и всякого отдельного индивида имеют трудную иерархическую структуру, похожую структуре вещественного мира.
Как конструкция материи от примитивных частиц всходит к трудным объектам находящегося вокруг нас мира, буквально еще и познания, основываясь на самых простых мнениях, всходят до сложнейших мнений, раньше не популярных закономерностей находящегося вокруг нас мира (открытий).
Процесс изучения возможно рассматривать, как происходящий в одном человеке, но восновном ничем не различающийся от покупки познаний человечеством. Ключевое различие -эхо невсеобъемлемость и определенность познаний при их исследовании, в различие от безграничности и непредсказуемости познаний о природе.
При исследовании дисциплины случается исследование свежих мнений на базе уже популярных. В целом, целый процесс изучения в школе основывается по этому же принципу от основныхмнений и дисциплин к больше трудным.
Изучение наступает с поручения обучаемому цели изучения - изучаемой темы. Учебное пособие надлежит выдать все неведомые обучающемуся познания по данной теме. 
Ожидается, что учебный ткань представлен обилием мнений. Для определения мнения нужно познание иных мнений, именно с поддержкой коих, ориентируется изучаемое понятие (Например: чтобы выучить понятие команды, нужно до этого выучить надлежащие мнения -адресок, операция, операнд, результат).
Меж мнениями есть отношение подключения. Любому мнению, соответствует кое-какое подмножество мнений, с поддержкой коих оно ориентируется и с которыми располагается в отношении подключения. Отношение подключения считается частично упорядоченным [38, с. 232]. Оно определяет частично упорядоченное большое количество мнений. Это отношение обусловливает разбиение всех мнений на подмножества (уровни знаний).
Нижний степень оформляют базисные познания. Мнения сего значения ожидаются популярными обучающемуся, и не настоятельно просят последующего определения. На базе сего значения ориентируются мнения на степень повыше.
На базе мнений данных значений ориентируется грядущий степень мнений и например дальше. Разбиением мнений дисциплины на группы и значении формируется модель познаний по дисциплине - семантическая сеть.

Следует отметить, что оптимизация не является формальной проце-дурой. После оптимизации, вследствие возможности привнесения человеком ошибок - семантическую сеть целесообразно проанализировать.

Этапы проектирования учебного пособия приведены на рисунке 2.

Рис. 7. Этапы проектирования электронного учебника

2. Характеристика электронного учебника.

    Реформа передового образования имеет возможность состояться только при условиисотворения этих компьютерных пакетов (электронных учебников, пособий, тренажеров, тестеров и проч.), присутствие коих обеспечит 1 и ту же компьютерную среду в спецаудитории на практических упражнениях, в компьютерном классе учебного заведения или жеобщежитии, оборудованном для самостоятельной работы студентов, а еще жилища наиндивидуальном компьютере.
Основываясь на официальных определениях электрического издания (ЭИ), учебногоэлектрического издания (УЭИ) и электрического учебника (ЭУ), нужно расширить и конкретизировать понятие ЭУ.

2.2.1 Электрический учебник – новый жанр литературы .


Электрический учебник (даже самый лучший) не имеет возможность и не обязан замещатькнижку. Например же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, например и электрический учебник принадлежит к абсолютно новенькому жанру произведений учебного предназначения. И например же как просмотр кино не замещает чтениякнижки, по которой он был поставлен, например и присутствие электрического учебника нелишь только не надлежит замещать чтения и исследования простого учебника (во всех случаях мы подразумеваем наилучшие эталоны всякого жанра), а визави, вдохновлять студента взяться за книжку.
Как раз в следствии этого для сотворения электрического учебника мало арестовать добрыйучебник, обеспечить его навигацией (создать гипертексты) и роскошным иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и осуществлять на экране компьютера.Электрический учебник не обязан преобразовываться ни в слово с картинами, ни в справочник,например как его функция принципно другая.
Электрический учебник обязан очень максимально упростить осознание и запоминание (причеминтенсивное, а не пассивное) более значительных мнений, утверждений и примеров, вовлекая в процесс изучения другие, ежели обыденный учебник, способности человеческого мозга, в частности, слуховую и чувственную память, а еще применяя компьютерные комментарии.
Текстовая элемент обязана быть ограничена — так как остаются обыденный учебник, бумага и ручка для глубокого исследования уже освоенного на компьютере материала.


2.2.2 Некоторые принципы, которые следует  руководствоваться по создании электронного учебника по информатики

1. Принцип квантования: разбиение материала на сегменты, состоящие из модулей, наименьшихпо размеру, но закрытых по содержанию.
2. Принцип полноты: любой модуль обязан владеть надлежащие составляющие
o теоретическое ядро,
o контрольные вопросы по доктрине,
o примеры,
o задачи и упражнения для автономного заключения,
o контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
o контрольная работа,
o контекстная справка (Help),
o исторический объяснение.
3. Принцип наглядности: любой модуль обязан состоять из коллекции сотрудников сминимальным количеством слова и визуализацией, облегчающей осознание и запоминаниесвежих мнений, утверждений и способов. 
4. Принцип ветвления: любой модуль обязан быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у юзера был выбор перехода в всякий иной модуль. Принцип ветвления неликвидирует, а в том числе и подразумевает присутствие подходящих переходов, реализующих последовательное исследование предмета.
5. Принцип регулировки: ученик автономно управляет сменой сотрудников, содержитвероятность вызвать на экран каждое численность примеров (понятие ``пример" содержитразмашистый значение: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые мнения и утверждения, и примеры заключения определенных задач, а еще контрпримеры), решить важное емучисленность задач, задаваемого им самим или же определяемого педагогом значения трудности, а еще выяснить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, данногозначения трудности.
6. Принцип адаптивности: электрический учебник обязан допускать приспособление к деламопределенного юзера в процессе учебы, дозволять разнообразить глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направление в зависимости от грядущейспециальности студента, применительно к делам юзера генерировать вспомогательныйиллюстративный ткань, давать графические и геометрические интерпретации изучаемых мненийи приобретенных ученикам заключений задач.
7. Принцип компьютерной помощи: в всякий момент работы ученик имеет возможность получить компьютерную помощь, освобождающую его от рутинной работы и позволяющуюсконцентрироваться на сущности изучаемого в этот момент материала, разглядеть большеечисленность примеров и решить более задач. При этом компьютер не лишь только делаетмассивные переустройства, различные вычисления и графические возведения, но и совершает математические операции всякого значения трудности, в случае если они уже исследованыраньше, а еще инспектирует приобретенные итоги на всяком рубеже, а не лишь только на уровне ответа.
8. Принцип собираемости: электрический учебник (и иные учебные пакеты) обязаны бытьисполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электрические ансамбли, расширять и дополнять их свежими разделами и темами, а еще создавать электрическиебиблиотеки по отдельным.

2.2.3 Кому и зачем нужен электронный учебник?

  •  Подводя выводы, мы ныне можем ответить на сакраментальные вопросы: кому и для чегонеобходим электрический учебник?
    Электрический учебник нужен для самостоятельной работы студентов при очном и, тем более, дистанционном обучении оттого, что он
    • облегчает осознание изучаемого материала за счет других, ежели в печатной учебной литературе, методик подачи материала: индуктивный расклад, влияние на слуховую ичувственную память и т.п.;
    • допускает приспособление в согласовании с необходимостями