97372

Социально-экономическая сущность и виды расходов Федерального бюджета

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Рассмотреть расходы Федерального бюджета и их классификацию; определить понятие расходов и их роли в проведении экономической политики государства, проанализировать расходы Федерального бюджета, проанализировать структуру и динамику расходов Федерального бюджета, провести сравнительный анализ расходов бюджета Российской Федерации на примере других стран.

Русский

2015-10-16

192.5 KB

2 чел.

Содержание

Введение

Глава 1.Расходы Федерального бюджета и их классификация

1.1 Понятие о расходах и их роль в проведении экономической политики  государства

1.2 Классификация расходов Федерального бюджета Российской Федерации

1.3 Нормативно правовое регулирование расходов Федерального бюджета  

Глава 2. Анализ расходов Федерального бюджета Российской федерации за 2012-2014г

2.1 Анализ структуры и динамики расходов Федерального бюджета Российской Федерации

2.2 Сравнительный анализ расходов бюджета Российской Федерации и других стран

2.3 Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Тема “Социально – экономическая сущность и виды расходов

Федерального бюджета” мне интересна , потому что в настоящее время это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны, так как в изучении этой темы мы рассматриваем и анализируем расходы Федерального бюджета.

 Объектом курсовой работы является бюджет Российской Федерации.

Предметом курсовой работы являются расходы Федерального бюджета.

   Целью данной курсовой работы является государственный бюджет, его социально-экономическая сущность. Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

В курсовом проекте подробно рассказывается о сущности российского бюджета , описывается его структура и динамика расходов. Здесь подробно описана классификация расходов федерального бюджета.

Также  упомянуто о проблеме финансирования социальных расходов бюджета важное место занимает сравнительный анализ расходов бюджета Российской Федерации и других стран. Анализ структуры и динамики также занимает важное место при рассмотрении данной темы.

Для достижения данной цели необходимо  решить ряд конкретных задач :

- рассмотреть расходы Федерального бюджета и их классификацию;     

- определить понятие  расходов и их роли в проведении экономической политики государства ;

- проанализировать расходы Федерального бюджета ;

- проанализировать структуру и динамику расходов Федерального бюджета;  

- провести сравнительный анализ расходов бюджета Российской Федерации на примере других стран ;            

- раскрыть проблему финансирования социальных расходов и найти пути её решения;  

   Цели и задачи курсовой работы определили её структуру. Курсовая состоит из следующих частей:

- введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи курсовой работы;  

- теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм бюджетной категории;     

-практическое исследование, в котором характеризуются основные параметры расходов и Федерального бюджета РФ;

- заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ, синтез, статистический метод, графический метод.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статический материал.

ГЛАВА 1. Расходы  Федерального бюджета и их классификация

  1.  Понятие о расходах и их роль в проведении экономической политики государства

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств по различным направлениям.

В соответствии с законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

1) обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных исполнительных органов власти и их территориальных органов;

2) обеспечение функционирования федеральной судебной системы;

3) международная деятельность в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

7) компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

8) проведение выборов и референдумов РФ; федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;     

9) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

10) финансовая поддержка субъектов РФ;

 11) официальный статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

Роль расходов в проведении экономической политики государства

Бюджет – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно – технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, блага науки, культуры, образования, управления).

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

- государство и муниципальное управление;

- международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

- функционирование федеральной судебной власти;

- проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

- развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение обороноспособности страны;

- развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

- осуществление социальной политики.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечение обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

Основная задача бюджетной политики – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств, для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство. Государство применяет формы прямого и косвенного влияния на экономику – предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения – магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. Роль государственного бюджета заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорения научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

Государственный (федеральный) бюджет играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для этого в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода. Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

В заключении, хотелось бы сказать, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве.

На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимая в Российской Федерации судебная реформа обусловливает рост бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением численности судей, расширением состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и работников аппарата судов и др.); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.

Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, а социальная функция, ориентированная непосредственно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств смещаются в сторону усиления социальной функции. Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов. Таким образом, под расходами бюджетов следует понимать сложную систему перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, в процессе функционирования которой такие доходы направляются на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Иными словами, расходы бюджета являются комплексом отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению.

  1.  Классификация расходов федерального бюджета

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

1) обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) функционирование федеральной судебной системы;

3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техни­ческому прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) формирование федеральной собственности;

12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

16) федеральная инвестиционная программа;

17) обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

19) финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

20) официальный статистический учет;

21) прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов ст. 85[ПК РФ];

1) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной деятельности;

3) обеспечение противопожарной безопасности;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;                                             

5) обеспечение социальной защиты населения;

6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

8) развитие рыночной инфраструктуры;

9) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

10) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;

11) обеспечение деятельности средств массовой информации;

12) финансовая помощь другим бюджетам;

13) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской федерации и муниципальных образований.

Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствие стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединениям, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

1.3 Нормативно правовое регулирование расходов Федерального бюджета

Нормы права, регулирующие отношения, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами, занимают центральное место в системе финансового права. Как под отрасль финансового права, бюджетное право есть совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных и местных бюджетов. В свое время на этом ставили точку. Бюджетный кодекс расширил прежнее понимание предмета бюджетного права и совершенно справедливо включил в него комплекс отношений по поводу формирования и расходования средств из государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

Конкретно нормы бюджетного права устанавливают:

—        основы бюджетного устройства;

—        структуру бюджетной системы Российской Федерации;

—        роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы;

—        объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях;

—        перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы;

—        правовое положение субъектов бюджетного права. Кроме того, данные нормы определяют бюджетный процесс, а именно порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении. Таким образом, бюджетное право имеет сложное строение и выступает как система, состоящая из множества институтов — групп правовых норм.

В рамках бюджетного права можно также выделить материальные нормы права, содержащие количественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, и процессуальные нормы права, определяющие порядок бюджетного процесса. Материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношении между бюджетами и т.п. Велика роль в бюджетном праве процессуальных норм. Эта категория определяет формы организации работы с бюджетом. И именно она чаще всего оказывается без должной проработки, вследствие чего проблематичным становится достижение бюджетных целей. Возможно, поэтому нормы Бюджетного кодекса РФ детально регламентируют все стадии бюджетного процесса.

В процессе образования и расходования бюджетных средств у государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами складываются определенные финансовые отношения, получившие название бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов и представляют собой урегулированные нормами права отношения между субъектами по поводу формирования бюджетных доходов, последующего распределения и расходования средств из бюджетов, а также внебюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней. Это — отношения по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета. Они относятся к категории ежегодно возобновляемых, поскольку реализуются в рамках финансового года вместе с бюджетом.

Бюджетный кодекс выделяет несколько групп бюджетных правоотношений. В частности, отношения по поводу доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также отношения по поводу государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением.

Среди источников бюджетного права Российской Федерации следует назвать прежде всего Конституцию РФ. В соответствии с п. «з» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов. Статьи 104, 106, 114 Конституции РФ устанавливают общие принципы рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Статья 132 закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

К числу специальных актов, регулирующих бюджетные отношения, относится Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ

Бюджетный кодекс содержит весь комплекс мер правового регулирования отношений, связанных с функционированием бюджетной системы страны. Особое значение имеет раздел, определяющий ответственность. Дело в том, что ранее действовавшее законодательство практически не имело норм, содержание которых было бы связано с ответственностью участников бюджетного процесса за неполное или несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, отказ от введения секвестра и другие бюджетные правонарушения.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ об их бюджетах на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Законы и иные правовые акты о бюджете, помимо конкретных цифр доходов и расходов, содержат также и обще нормативные правила, действующие, правда, только в течение срока, на который был принят бюджет. Как и в целом в финансовом праве, в бюджетном праве признается приоритет международных договоров, если их положения имеют прямое действие на территории Российской Федерации.

К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования. Его можно классифицировать на несколько подсистем. Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Он заменил Закон РФ от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Бюджетный кодекс входит в общую часть бюджетного права.

Во-вторых, следует назвать нормативные акты, определяющие параметры бюджета того или иного уровня на очередной год. Специфика данной группы нормативных актов состоит в том, что они принимаются только на один финансовый год и подлежат опубликованию немедленно после их принятия и подписания в установленном порядке. Эти законодательные акты содержат нормы, входящие в особенную часть бюджетного права. Имеют свою специфику и нормы права, регулирующие межбюджетные отношения. Данную категорию правоотношений, кстати, могут регулировать также отдельные договоры между субъектами бюджетного права.

Что касается вертикального строения бюджетного законодательства, то следует выделить нормативные акты федерального, регионального и муниципального уровней. В свою очередь, на федеральном уровне нормативные акты объединяются в группы по признаку уменьшения или увеличения их юридической силы. В Бюджетном кодексе специально определено место подзаконных актов в системе бюджетного законодательства. Так, в ст. 3 БК РФ говорится, что Президент РФ имеет право издавать указы по всем вопросам бюджетных правоотношений, за исключением вопросов, определяющих правовой статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок и условия привлечения к юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Правительство РФ имеет право и одновременно обязанность на основании БК РФ, законов и указов Президента РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, принимать нормативные акты по бюджетным отношениям. Другие органы исполнительной власти обладают правомочиями принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, только в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и другими актами органов государственной власти общей компетенции. Причем сила этой группы нормативных актов может распространяться только на те отношения, правомочие регулирования которых нормативными актами вышестоящих органов власти было делегировано нижестоящим органам власти, принявшим эти акты как отражение принципа бюджетного федерализма в Бюджетном кодексе РФ содержится положение о том, что органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные акты, регулирующие бюджетные отношения. При этом, однако, не раскрываются пределы данной компетенции. Аналогичными правами наделяет Бюджетный кодекс и муниципальные органы власти.

Все нормативные правовые акты, упомянутые выше, не должны противоречить Бюджетному кодексу РФ. В случае противоречия между данными актами и Бюджетным кодексом РФ применению подлежит БК РФ.

На местном уровне основные принципы организации финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти регламентирует Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. (в ред. от 9 июля 1999 г.).

Глава 2 Анализ расходов Федерального бюджета РФ за 2012-2014гг.

2.1Анализ структуры и динамики расходов Федерального бюджета РФ

Новые бюджетные правила базируются на следующих нормах:

- предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем

доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего

продукта;

- общий объем планируемых расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов на соответствующий финансовый год, определенных законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;

- общий объем планируемых расходов на первый год планового периода без

учета условно утвержденных расходов в размере 2,5% от общего объема

расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно

утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый

год, определенных законом о федеральном бюджете на текущий год и

плановый период.

В принципе можно согласиться с мнением Минфина о том, что введение бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013–2015 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, в том числе не нефтегазовый. Ожидается, что федеральный бюджет в 2015 г. будет бездефицитным (Табл.2.1).

Таблица 2.1

Основные характеристики федерального бюджета в 2010–2015 годах, % ВВП

Показатель

            Факт

ФЗ-371

Законопроект 2013–2015 гг.

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы

18,4

20,9

20,9

19,3

19,0

18,8

- в т.ч. нефтегазовые

доходы

8,5

10,3

10,5

8,9

8,5

8,3

Расходы

22,4

20,1

21,1

20,1

19,2

18,8

Дефицит  (–) /Профицит (+)

-4,0

+0,8

- 0,2

-0,8

-0,2

0,0

- в т.ч. не нефтегазовый

дефицит

-12,5

-9,5

-10,7

-9,7

-8,7

-8,3

Факт и оценка ВВП,  млрд

руб.

45166

54369

60 590

66515,0

73993,0

82937,0

Заложенные в среднесрочном прогнозе Минэкономразвития основные параметры макроэкономического развития страны предопределили сокращение доходов федерального бюджета с 20,9% ВВП в 2012 г. до 18,8% ВВП в 2015 гг., т.е. на 2,1п.п. ВВП. Данные сжатие доходной части бюджета обусловлено динамикой нефтегазовых доходов, падение которых ожидается в 10,5% ВВП в 2012 г. до 8,3% ВВП в 2015 г. Следование вводимым бюджетным правилам уже на стадии планирования расходной части федерального бюджета позволило обеспечить не только сдерживание

роста объема бюджетных ассигнований, но и их снижение в среднесрочной перспективе – с 21,1% ВВП в 2012 г. до 18,8% ВВП в 2015 году, т.е. на 2,3п.п. ВВП.

Оценивая последствия сокращения расходов федерального бюджета, необходимо принять во внимание следующее:

- МВФ1рекомендует проводить сокращение расходов умеренными темпами, а для стран, имеющих сбалансированный бюджет и пользующихся доверием кредиторов, при замедлении экономического роста проводить политику увеличения дефицита бюджета, а не сокращение расходов. Таким образом, с учетом кредитного рейтинга России и накопленных резервов темпы снижения расходов в 2013–2015 гг. несколько завышены;

- если ранее дополнительные доходы, полученные в результате роста нефтегазовых доходов, отражались в доходной части федерального бюджета и лишь впоследствии направлялись в стабилизационные фонды, то сейчас дополнительные расходы будет поступать в Резервный Фонд напрямую. Данное решение вполне оправданно в предкризисной ситуации в качестве важного превентивного инструмента, так как Правительство Российской Федерации, в непосредственном распоряжении которого теперь

находится Резервный фонд, получает возможность оперативно (без внесения изменений в закон о бюджете) отреагировать на изменение экономической и финансовой ситуации в мире, своевременно обеспечив государственную поддержку в необходимом объеме. В то же время расходы бюджета осуществляются в рамках норм и правил, обеспечивающих в той или иной мере контроль эффективности, в то время как, на расходы из резервного фонда эти нормы и правила не распространяются;

- внедрение бюджетных правил обеспечивает бюджетную сбалансированность исключительно за счет технического ограничения на объемы расходования средств в увязке с размерами ожидаемых доходов бюджета. Однако данная бюджетная конструкция не решает проблемы зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов, а лишь способна снизить масштабы риска в случае негативной внешнеэкономической конъюнктуры.

Расходы бюджетов в соответствии со ст.  65 Бюджетного кодекса РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные, обеспечивающие развитие отраслей, хозяйства и социальной сферы.

Текущие расходы идут на :

- оборону, науку, социальную сферу;

- отдельные компенсационные затраты по отраслям хозяйства;

- проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу;

- бюджетные ссуды на текущие расходы и др.

Расходы капитального характера предназначены на :

- новое строительство;

- развитие объектов государственной и муниципальной собственности;

- реконструкцию и др.

Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ , выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджета последующих лет. Перечень и объем финансирования целевых программ утверждаются на очередной финансовой год в качестве приложения к бюджету.Кроме того, расходы бюджета могут классифицироваться по другим признакам.

Один из важнейших — финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и т.п. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:

- содержание органов государственной власти;

- осуществление экономической деятельности;

- оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

- обустройство государственной границы;

- финансирование фундаментальной науки;

- образование государственных материальных резервов;

- регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

- погашение и обслуживание государственного долга РФ;

- другие расходы, предусматриваемые федеральным бюджетом.

Расходы бюджета подразделяются также на собственные расходы и на предоставление ссуд. Ссуды, в свою очередь, могут быть:

-внутренние — ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей; инвестиционные кредиты; зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства;

- внешние — относящиеся к компетенции федерального уровня — государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.

Итак, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: погашение и обслуживание государственного долга, финансирование обороны, правоохранительной деятельности, государственную поддержку отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий и финансовую поддержку регионов (см. табл.).

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Например, основными принципами выделения государственных инвестиций через бюджет развития в 1998 г. были следующие:

- высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;

- исключительно долевой характер финансирования и диверсификации риска государства с частным капиталом;

- конусностью, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.

Среди намеченных мер по повышению эффективности расходования средств  бюджета следует выделить следующие:

- конкурсное размещение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями:

- развитие системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстро окупаемые проекты для привлечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных;

- предоставление средств бюджета развития исключительно предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из федерального бюджета средствам на возвратной основе;

- безусловное направление сумм, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных по ним процентов, в бюджет развития.

Подводя итог анализу структуры доходов и расходов федерального бюджета, можно сказать, что параметры федерального бюджета и их фактическое исполнение во многом определяют финансовый и бюджетный «климат» страны.

В федеральном бюджете на 2012-2014 гг. предусмотрена следующая динамика расходов с учетом межбюджетных трансфертов по соответствующим разделам.

( Таблица 2.2 )

Динамика расходов Федерального бюджета, в % к предыдущему году

Показатели

2012

2013

2014

Расходы, всего

114,8

108,5

106,2

Общегосударственные расходы

98,6

99,8

98,0

Обслуживание государственного и муниципального долга

110,8

124,2

120,1

Национальная оборона

120,5

125,7

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

147,4

108,8

104,7

Национальная экономика

100,7

95,8

96,1

ЖКХ

58,1

76,7

70,8

Образование

107,8

92,6

89,4

Охрана окружающей среды

123,3

104,2

104,7

Культура и кинематография

98,0

98,1

97,8

Здравоохранение

109,4

91,3

91,8

Социальная политика

124,3

106,7

100,2

Физическая культура и спорт

92,8

98,7

68,8

СМИ

120,0

96,0

92,8

Международные  трансферы общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

88,9

90,8

98,3


 

Особенность динамики и структуры бюджетных расходов заключаются в том, что их рост в 2012-2014 гг. предусмотрен практически по всем годам только по обороне, безопасности и правоохранительной деятельности, по охране окружающей среды и по обслуживанию государственного и муниципального долга. Динамика же расходов по другим статьям вызывает возражения. Так, прогнозируется значительное сокращение средств на развитие ЖКХ и других отраслей социальной сферы. Конечно, определенная часть расходов на эти отрасли будет компенсироваться за счет доходов бюджетов других уровней, но это не решит проблемы недостаточного финансирования социальных отраслей. Абсолютное снижение расходов по ним вызвано курсом на минимизацию бюджетных расходов и дефицита бюджета, а также объективной невозможностью сокращения расходов на оборону и безопасность страны. По всем остальным статьям в этих условиях расходы пришлось снижать.
  Выход в данной ситуации возможен только один: увеличить общий объем бюджетных расходов, даже за счет увеличения дефицита бюджета. Тем более что риск от некоторого увеличения дефицита бюджета ничтожен по сравнению с риском от недостаточной модернизации ЖКХ, развития здравоохранения, образования и других ключевых направлений социальной сферы. 

2.2 Сравнительный анализ расходов бюджета РФ и других стран


Анализ бюджета дает уникальную возможность по-настоящему сравнить наши национальные ценности с другими странами. Конечно, не в абсолютных цифрах (размер тут сравнивать затруднительно: бюджет Санкт-Петербурга лишь в два раза больше бюджета Колумбийского университета в США), а в процентах. В статистических работах принято считать расходы страны в процентах от ВВП.

Одной из самых больших, по традиции, оставшейся от СССР, статьей расходов является оборона. В мире подавляющее большинство стран имеет военные расходы от 0,5 до 2 % от ВВП. Расходы свыше 2 % ВВП считаются большими, и свойственны либо воюющим странам, либо странам, участвующим в локальных конфликтах (или которым угрожает участие в конфликтах). Например, в США, держащих войска в Ираке и Афганистане, военные расходы составляют 3,1 % от ВВП. Впрочем, нам еще есть куда стремиться : в Израиле, окруженном враждебными арабскими странами, этот показатель составляет 7,7 %, а в Кувейте, пострадавшем от иракской агрессии - 11,3 %.  При этом, как и в СССР, наша армия берет числом: если в Китае один военнослужащий приходится на 566 чел., в Индии - на 796 чел., в США - на 204 чел., то в России - всего на 147 чел. А ведь армия – это мужское трудоспособное население, оторванное от производственной деятельности.

При этом в подавляющем количестве стран мира (включая Израиль) доля военных расходов в ВВП уменьшается с каждым годом. В России тенденция обратная – ежегодно эти расходы растут, причем в этом году – более чем на 20 %. В абсолютных цифрах это так: на национальную оборону в России в 2006 году было выделено 667,26 миллиарда рублей, а на правоохранительную деятельность и национальную безопасность - 541,36 миллиарда рублей. Итого – около 1,2 триллиона рублей. Всего же на расходы федерального бюджета России в 2006 году было выделено 4,27 триллиона рублей. На ЖКХ выделялось в бюджете 2006 года 38,63 миллиарда рублей, на образование - 201,40 миллиарда рублей, почти 150 миллиардов рублей – на здравоохранение и спорт, 201,56 миллиарда на социальную политику и 50,45 миллиарда на культуру. Складываем все это и получаем – чуть больше 640 миллиардов. Это значит – что в бюджете России военные расходы превышают расходы на образование, медицину, спорт, социальную политику и культуру вместе взятые.

Если взять все расходы государства на социальную сферу, то в развитых европейских странах это примерно 30 % ВВП. В России социальные расходы оцениваются в 16-17 % ВВП. Согласно проекту федерального бюджета России на 2007 год, общий объем расходов должен вырасти на 25% и составить 5,46 трлн. рублей. То есть примерно 26% прогнозируемого ВВП. По этому показателю Россия близка к таким развитым странам, как Италия (23,3%) и США (22,2%). А другие страны «Большой восьмерки» Россия превосходит даже очень существенно. Так, в Канаде бюджетные расходы в ВВП достигают лишь 17,4%, во Франции - 16,2%, в Германии и Японии - 9%. Впрочем, у лидера - Великобритании - показатель составляет около 48%. Причем эта страна продолжает увеличивать государственные расходы быстрее, чем растет экономика: в этом году они составили примерно 552 млрд. фунтов стерлингов, а в 2007 году планируется потратить уже 583 млрд. фунтов. Соединенное Королевство занимает первое место и по размерам бюджетных трат в расчете на одного жителя. В этом году на каждого британца в среднем придется около 9,2 тыс. фунтов стерлингов казенных расходов (то есть примерно $15,2 тыс. по паритету покупательной способности). В Америке этот показатель составит $9 тыс. на человека, в Канаде - $7,3 тыс. по ППС, в Италии - $7,1 тыс., во Франции $5,1 тыс., в Германии - около $3,7 тыс. Россия замыкает этот рейтинг с $3,3 тыс. на одного жителя.

Российские затраты на оборону в следующем году (в 2008 г.) увеличатся примерно на четверть. На эти цели государство готово выделить 821,2 млрд. рублей. По данным стокгольмского Peace Research Institute, по абсолютным размерам расходов на оборону Россия в прошлом году занимала только десятое место в мире, пропустив вперед США, Великобританию, Францию, Японию, Китай, Германию, Италию, Саудовскую Аравию и Южную Корею. Однако при пересчете сумм бюджетов военных ведомств по ППС Россия вышла уже на четвертую позицию с $64,4 млрд. Картина будет еще отраднее для российского министерства обороны, если сравнивать доли оборонных бюджетов в общем объеме государственных расходов. Россия с показателем 15% опережает почти всех партнеров по странам «Большой восьмерки». За ней идут Франция (около 14%) и Япония (10,4%). У остальных же этот показатель не превышает 10%: в Германии - 9,4%, в Великобритании - 5,25%, в Италии - 5,1%. Единственная страна, где военные получают более толстый кусок бюджетного «пирога», - это США. Там их доля в суммарных расходах превышает 16%. На оборону в 2006 году американцы выделили 3,7% ВВП. А в 2007 году расходы Пентагона могут вырасти еще на 6,9% и составить $439,3 млрд. Плюс $120 млрд., которые в 2006 и 2007 годах предполагается отдельно потратить на военные операции в Ираке и Афганистане. Также на 5% предполагается увеличить расходы на обеспечение безопасности внутри страны. Для сравнения можно взглянуть на доли расходов на образование и науку в разных странах. Согласно проекту российского бюджета на 2007 год, сумма затрат должна вырасти на 33,5% и составить 277,7 млрд. рублей. Это примерно 5,1% от общей суммы расходов. Аналогичный показатель во Франции в текущем году ожидается на уровне 30%, в Италии - 16%, в Великобритании - 13%, а в Японии - 11,4% ВВП. Гораздо ближе к российскому оказался показатель США и Германии: там, на образование и проведение научных исследований уйдет 2% и 3% бюджетов соответственно.

Показатели стран «Большой восьмерки»

Страны

ВВП, млрд. долл.

Расходы бюджета, млрд. долл. по ППС

% от ВВП

США

12486

2707

21.7%

Япония

4571

368

8.1%

Германия

2797

304

10.9%

Великобритания

2201

911

41.4%

Франция

2106

306

14.5%

Италия

1776

411

23.1%

Канада

1130

232

20.5%

Россия

776

57

7.3%

Палата представителей Конгресса США большинством голосов утвердила военный бюджет Соединенных Штатов на 2007 финансовый год в размере 512,9 миллиардов долларов, что составляет около 4% от ВВП страны. Почти в это же время в России состоялось заседание вновь воссозданной Военно-промышленной комиссии страны, где также шли разговоры о планировании военных расходов на будущий год. Эти расходы составят, по утверждению министра обороны Сергея Иванова, 2,6-2,7% от ВВП или чуть больше 20 млрд. долларов США, то есть военные расходы России в 25 раз меньше, чем в США. Однако российские военные утверждают, что они способны достичь паритета с США, и не намерены втягиваться в гонку вооружений. У Пентагона это соотношение составит один к трем. То есть, в 2007 году содержание личного состава обойдется Пентагону в 108 миллиардов долларов.

Пентагон на закупку новых вооружений предполагает затратить 84 миллиарда долларов (на 8 миллиардов больше, чем в прошлом году), 73 миллиарда пойдут на исследовательские работы по перспективным видам вооружений, ВМС получит 127 миллиардов, Сухопутные войска - 110 миллиардов, ВВС - 106 миллиардов долларов. В России же в 2007 году на закупки ВВТ предполагается истратить менее 5 млрд. долларов США, деньги на ремонт вооружений планируются в размере 2 млрд. долларов, а на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы будет истрачено чуть более 3 млрд. долларов.

Кроме того, 0,5 млрд. долларов предполагается выделить на оснащение Внутренних Войск и органов Внутренних дел. В бюджет Пентагона не включают десятки миллиардов долларов, которые затрачиваются на ядерное оружие по линии министерства энергетики. В России это в военном бюджете выделено отдельной строкой. В бюджете Пентагона также не учитываются чрезвычайные расходы на войны. В сравнении с прошлым годом оборонный бюджет США вырос на семь процентов. В 2005 году армия США потратила в общей сложности 447 миллиардов долларов. С 2001 года военный бюджет США увеличился на 48 процентов.

Социальная политика – наиболее актуальная, распространенная проблемы для России. Проблемы ее совершенствования подчеркивается на всех уровнях. Так, В.В. Путин в день своего назначения на должность издал указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».[1]

Проблема финансирования социальных расходов всегда была объектом исследования ученых – финансистов, как теоретиков, так и практиков. Среди основных работ можно выделить труды следующих ученых: О.В.Врублевской, А.Г.Игудина, В.Н.Лексина, В. И. Матеюка, Г.Б.Поляка, И.Подпориной, М.В.Романовского, В. Шарина и других. Основное внимание в этих работах уделяется проблемам социального обеспечения и социальной защиты населения.

Анализ структуры расходов федерального бюджета за 2010 года показал, что более 45% составляют межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам. На национальную экономику направлено 13,32%, общегосударственные расходы составляют 9,24%.

Совокупные расходы на социальные отрасли и социальную политику составляют 2,7% ВВП, или 16% от всех расходов федерального бюджета.

Низкий уровень социальных расходов в федеральном бюджете определяется тем фактом, что подавляющая их часть обеспечивается с помощью территориальных бюджетов: 76% на образование и здравоохранение, более 90% на ЖКХ и более 70% на социальную политику. Учитывая эти доли расходов, можно оценить величину затрат на социальную сферу в консолидированном бюджете на уровне 11,2-11,7% ВВП. Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государственным внебюджетным фондам, то совокупная величина на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину равную 17-18% ВВП.

В Бюджетном послании на 2011-2013 годы четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Реализация этого приоритета требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но и бюджетной системы в целом.

2.3 Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения

Проблема

Рекомендации к решению

1.

Недостаточный объем бюджетных средств для финансирования социальной сферы в полном объеме.

1. Переход от всеобщей социальной защиты к адресному социальному обеспечению только наиболее нуждающихся слоев населения.

2. Повышение эффективности социальных расходов за счет сокращения непроизводительных затрат.

3. Сокращение сети бюджетных социальных учреждений финансируемых на основе сметного порядка, но при этом оказывающих платные социальные услуги.

4. Контроль за эффективностью и результативностью социальных расходов.

2.

Практически все статьи социальных расходов финансируются в меньшем объеме, чем это необходимо для действенной социальной поддержки населения (пенсии и пособия ниже прожиточного минимума, низкая зарплата работников социальной сферы, недофинансирование системы здравоохранения, образования и культуры).

1. Необходимо осуществлять финансирование социальных расходов в соответствии с приоритетностью целей: необходимые расходы должны финансироваться в полном объеме, в соответствие с социальными стандартами; полезные расходы финансируются исходя из наличия бюджетных средств; избыточные расходы финансируются только при наличии бюджетных средств после 100% финансирования полезных расходов.

2. Для гарантированного полного финансирования необходимых социальных расходов целесообразно перевести их на финансирование из социальных внебюджетных фондов (что позволит использовать преимущества фондовой формы финансирования); полезные расходы финансировать из бюджета (используя мобильность средств внутри бюджета для первоочередного финансирования наиболее важных расходов), а избыточные расходы финансировать посредством утверждения целевых бюджетных программ (что позволить увязать осуществляемое финансирование с ожидаемым эффектом и не будет влиять на финансирование полезных расходов).

3.

Отсутствие равного доступа всех граждан страны (независимо от территории проживания) к гарантированному уровню социальных услуг, вследствие сосредоточения социальных функций на территориальном уровне и неравно- мерности развития регионов.

1.  Законодательное утверждение социальных стандартов, действующих на территории всей страны.

Построение межбюджетных отношений в соответствии с реальной ценой выполнения социальных функций, рассчитанной на основе социальных стандартов.

4.

Отсутствие механизма расчета реальной стоимости обеспечения социальных гарантий.

1. Разработка и законодательное утверждение социальных стандартов.

2. Контроль за результативностью социальных расходов.

5.

Отсутствие механизмов обеспечения качества предоставляемых социальных услуг.

1.  Внедрение рыночных механизмов предоставления социальных услуг, посредством содействия расширению сети негосударственных учреждений, оказывающих социальные услуги.

2.  Разработка критериев результативности государственных социальных расходов.

3.  Использование форм целевого финансирования и социального заказа для финансирования социальных расходов. Прекращение финансирования организации при несоблюдении критериев результативности социальных расходов.

4. Перемещение акцента в контрольной финансовой работе с контроля за процессом исполнения сметы к контролю за результативностью расходов.

Заключение

Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве .

Основными предпосылками реформирования бюджетной классификации Российской Федерации является совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Оценивая общую ситуацию в области расходования бюджетных средств, нужно признать, что эффективность расходов бюджетов всех уровней остается недостаточной. В связи с этим актуальной задачей является совершенствование методов финансирования в направлении их ориентации на результат.

Проанализировав расходы федерального бюджета, следует отметить их рост за анализируемый период. В большей части из ФБ финансируются расходы на национальную оборону, расходы на социальные нужды, а именно на социальную политику и образование, а также на правоохранительную деятельность и финансовую помощь бюджетам других уровней.

Роль  Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

Бюджет может иметь три итога: баланс, профицит и дефицит. Бюджетный дефицит –

превышение расходов над его доходами. Секвестр как один из путей сокращения дефицита имеет ряд недостатков, в частности вызывает новый виток социальной напряженности.

Список использованной литературы

1.Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.24.11. 2011)

2.Конституция Российской Федерации

3.Налоговый Кодекс Российской Федерации

4.Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник / Поляк Г.Б. - МО, 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

5.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. МО - 4 -е изд. CПб, Питер. 2012

6.Финансы: Учебник для вузов / Вахрин П.И., Нешитой А.С., А. С. Нешитой. - УМО, 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2012

7.Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы / Кол. авторов; под ред. Афанасьева О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010.

8.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011-2013 год http://www1.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/08-10/

9.Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и 2010. 

10 .www.minfin.ru -Министерство финансов Российской федерации, официальный сайт

11.Мокрый B.C. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления.//Финансы.-2010, 

12. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования.//Финансы.- 2011 №5

13. Яндиев М. Уровни бюджетной системы в России //Финансы. 2010 №2.

14. www.pravoinweb.ru/study-381-1.html

15. http://info.minfin.ru/fbrash.php

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63254. Місто Рим і життя його мешканців 20.61 KB
  Мета: дати уявлення про життя столиці Римської імперії та побут римських громадян; знайомити школярів із визначними памятками Риму підвищити рівень загальної культури учнів.
63255. Виникнення християнства 25.65 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією виникнення і перших етапів існування християнства; схарактеризувати діяльність перших християнських громад та їхнє становище в римській державі; зясувати причини швидкого поширення вчення Ісуса Христа.
63256. Урок узагальнення з теми «Падіння республіки та рання імперія» 22.26 KB
  Які події періоду що розглядається вам найбільше запамяталися Яка подія відбулася 15 березня 44 р. Скільки років минуло від убивства Цезаря до проголошення Октавіана принцепсом Скільки років тривало одноосібне правління Октавіана Які династії правили...
63258. Римська імперія в III ст. нашої ери 26.11 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями господарського розвитку і політичного життя Римської імперії в III ст. Після цього уроку учні зможуть: називати час вторгнення варварів; показувати на карті територію Римської імперії в III ст. територію розселення варварських племен...
63259. Пізня Римська імперія IV—V ст. нашої ери 26.17 KB
  Мета: розглянути основні положення реформ Діоклетіана і Константина простежити процес поділу Римської імперії на Західну і Східну; удосконалити навички встановлення причиннонаслідкових звязків порівняння однотипних історичних явищ.
63260. Християнська церква 27.44 KB
  Що спільного було в політиці Діоклетіана і Константина У яких сферах суспільного життя Константин проводив політику що відрізнялася від політики Діоклетіана Порівняйте системи управління що існували в Римській імперії принципат і домінат.
63261. Падіння Західної Римської імперії 27.25 KB
  Мета: дати уявлення про варварські племена Велике переселення народів падіння Риму й утворення варварських королівств на території імперії; зясувати причини розпаду Римської імперії; ознайомити учнів з останніми десятиліттями існування Західної Римської імперії...
63262. Урок узагальнення з теми «Пізня Римська імперія» 20.76 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час вторгнення варварів реформ Діоклетіана і Константина прийняття християнства як державної релігії Римської імперії вторгнення гунів дати поділу Римської імперії на Західну і Східну падіння Західної...