97390

Психологическая реабилитация пострадавших в катастрофах как основа личностной безопасности

Курсовая

Психология и эзотерика

Правильное рациональное сочетание физических и психических методов при психологической реабилитации и воздействия на конкретного человека обратившегося ко мне влияет самым непосредственным образом на успех в психотерапии распространенных психических и соматических негативных образований в том числе в...

Русский

2015-10-16

118.58 KB

8 чел.

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Новокузнецкий филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Кемеровский областной медицинский колледж»

Курсовая работа на тему

«Психологическая реабилитация пострадавших в катастрофах как основа личностной безопасности»

Выполнила:

студентка группы

МС-113д

Васильева А.С.

Проверил:

Шлейхер Н.В.

г. Новокузнецк

2015 г.

Содержание

Введение…………………………………………………….

Основная часть…………………………………………….

Заключение…………………………………………………

Приложения………………………………………………..

Список литературы………………………………………..
Введение

В течение последних десятилетий отмечается значительное увеличение числа природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций. К сожалению, судя по прогнозам, их количество будет неуклонно возрастать, что также приведет к широкому распространению психических расстройств, обусловленных травматическими событиями. Различные аспекты этой проблемы освещаются в многочисленных научных публикациях.

Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, подвергавшихся воздействию факторов экстремальных ситуаций, в последнее время привлекает внимание большого числа исследователей. Подобное явление обусловлено тем, что ежегодно десятки и сотни тысяч людей становятся жертвами различных природных, технологических или социальных бедствий и катастроф. А.Г. Маклаков (1998) приводит сведения о 340 случаях, унесших свыше одного миллиона человеческих жизней, в результате крупнейших землетрясениях XX века, только одно наводнение 12-13 ноября 1970 года в районе островов и побережья Бенгальского залива сопровождалось гибелью более 500 тысяч человек. Подводное землетрясение 26 декабря 2004 года северной оконечности острова Суматра величиной 8,9 баллов по шкале Рихтера породило волны цунами, унесшие 220 тысяч человек. Ураган «Катрина» с 23 по 31 августа 2005 года, охвативший площадь около 230 км2 , стал причиной гибели более 1300 человек и вызвал гуманитарный кризис в невиданном для США масштабе.

Однако в последние годы человечество пережило немало крупных технологических катастроф, явившихся результатом 7 деятельности самих людей (введение опасных технологий или некомпетентного их использования и др.). К их числу можно отнести аварии на химических заводах в Италии, Индии и Германии, а также на атомных электростанциях Тримайл Айленд (США) и Чернобыле (Россия). Сюда же можно включить взрыв на газопроводе в Башкирии, катастрофу в Арзамасе и др. В ряде случаев катастрофы подобного рода могут иметь более серьезные последствия по сравнению со стихийными бедствиями, вызванными явлениями природы.

Стихийные бедствия, техногенные катастрофы и аварии, захват заложников, террористические акции создают ситуации, опасные для здоровья и благополучия человека. Эти воздействия становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей, вследствие этого психическая патология требует всестороннего комплексного изучения.


Психологическая реабилитация

Это комплекс медико-психологический, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление и коррекцию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса раненых, инвалидов, лиц перенесших заболевание, получивших психическую травму.

Психологическая реанимация предполагает устранение последствий психотравмирующих переживаний, неуверенности в себе, тревоги по поводу возможности ухудшения здоровья, потери социального статуса в подразделении и других социальных группах.

Психологическая реабилитация имеет широкое понятие. Она является завершающим этапом в общем психологическом и ином лечении, прежде всего в плане восстановления социального и личностного статуса человека. Осуществляется она при помощи психологических приемов, которые направлены на устранение разных психологических дефектов, полученных при болезни, зависимости или в какой-то другой иной ситуации (необязательно физической) но и психологической. Она включает в себя лечение, психопрофилактику, приспособление к жизни и труду после болезни, психологического стресса или зависимости. В целом, существует медицинская, психологическая, профессиональная и социальная реабилитация.

Психологическая реабилитация – это также завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента.

Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов при психологической реабилитации и воздействия на конкретного человека обратившегося ко мне влияет самым непосредственным образом на успех в психотерапии распространенных психических и соматических негативных образований, в том числе в полном или частичном восстановлениитрудоспособности и социализации человека.

Психологическая реабилитация включает в себя психологическую профилактику, психотерапию, приспособление к жизни и труду после болезни и психологических и социальных потрясений, но, прежде всего это личностный подход к данному человеку.

Психологическая реабилитация включает в себя мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у клиента сознательного и активного участия в реабилитационном процессе.

Стоит отметить, что методы психологической реабилитации должны быть направлены на достижение высокого результата. Постоянное психологическое консультирование и прием психотерапевта пациентов поможет в его положительном осуществлении. Психологическая и социальная реабилитация позволяет адаптировать человека к изменившимся условиям личной, семейной и общественной жизни. Это мероприятия, которые направлены на улучшение качества жизни, создание равных возможностей для полного участия в жизни общества. Таким образом, мы должны понимать, что немаловажное значение,наряду с медикаментозным лечением, имеет и психологическое восстановление
человека и психотерапия. Не стоит пренебрегать ими.

Методы, цель и психологическая реабилитация

При психических расстройствах психологическая реабилитация имеет свои особенности, связанные в первую очередь с тем, что при них, происходят нарушения личности, ее социальные связи, отношения к обществу и к личности в целом. В данном случае психологическая реабилитация понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной «Я» общественной ценности больных, их личного и социального статуса. Основным принципам реабилитации – это психологическое партнерство, разносторонность усилий, Прием психотерапевта при психических расстройствах психологическая реабилитация имеет свои особенности, связанные в единство психосоциальных и биологических методов, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий. Ее этапами являются восстановительная терапии, адаптация, и реабилитация в собственном смысле этого слова. Реабилитация представляет собой одновременно цель (восстановление или сохранение статуса личности) это процесс, объединяющий нейрофизиологические и психологические механизмы человека, и современные психологические методы подхода к данной проблематики.

Наиболее адекватно целям психологической реабилитации служит психотерапия. Смягчение проявлений и течения психических заболеваний и расширение возможностей современного психотерапевтического воздействия способствовало возрастанию роли и повышению положительной эффективности при психологической реабилитации. При этом точкой приложения психотерапии, в отличие от биологических методов лечения, является не сам патологический процесс (хотя его зависимость от эмоциональных факторов и деятельности человека бесспорна), а личность пациента и система его отношений к действительности.

Основные аспекты психологической реабилитации

Для назначения индивидуальной программы психологической реабилитации пациент должен пройти комплексную психическую диагностику. В результате диагностики врач получает полную картину психического состояния больного, а также выявляет изменения, произошедшие в психике человека в результате перенесенного заболевания. После проведения комплексной компьютерной диагностики врач разрабатывает индивидуальный комплекс рекомендаций для каждого конкретного пациента на основе широкого спектра имеющихся в клинике средств реабилитации.

Главным аспектом психологической реабилитации является взаимодействие врача не только с пациентом, но и с его близкими. Грамотное соблюдение рекомендаций врача, создание теплой атмосферы и всемерная поддержка родных – немаловажные составляющие успеха при проведении психологической реабилитации. С помощью врача и близких пациент быстрее сможет преодолеть волнующие его личные проблемы, изменить отношение к себе, повысить самооценку и вернуться к адекватному восприятию социума. Кроме того, внимание и забота окружающих помогут человеку вернуться к нормальной жизнедеятельности после тяжелых физических травм, также оказывающих отрицательное воздействие на психику.


Психологическое консультирование

Общение пациента с персональным психологом направлено, прежде всего, на корректирование эмоциональной сферы больного после перенесенного заболевания. Пациент должен составить себе четкое представление о том, как из-за болезни должна измениться его жизнь в целом. Данное представление должно быть адекватным: то есть понимание степени серьезности заболевания не должно вести к отчаянию, «опусканию рук» и панике. Однако больной не должен недооценивать свою болезнь и не прекращать лечение. В случае ограничения жизненной активности врач помогает пациенту перестроить систему жизненных ценностей с учетом изменившейся ситуации.

В процессе семейного консультирования работа врача направлена, в первую очередь, на взаимодействие близких больного с ним и помощь пациенту во время психологической реабилитации. Врач должен четко представлять себе образ жизни больного до начала заболевания, чтобы помочь перестройке его жизненных ценностей. Именно родные в состоянии дать наиболее полную информацию. Родственники должны понимать как всю степень серьезности заболевания, так и налагаемые им ограничения, а также трезво оценивать возможности пациента и помогать ему расширять их спектр. Кроме того, именно близкие могут оказать моральное воздействие на больного и убедить его продолжать реабилитацию и помогать врачу на отдельных ее этапах.

Социально-психологическая реабилитация

Социально-психологическая реабилитация направлена, прежде всего, на восстановление таких качеств пациента, которые помогут ему максимально комфортно чувствовать себя в окружающей среде. Наиболее часто такой тип реабилитации необходим людям, избавившимся от наркотической или алкогольной зависимостей. У них процесс адаптации и возвращения протекает наиболее тяжело и требует усилий не только врача и пациента, но и помощи со стороны родных и друзей.

Психологическая реабилитация крайне необходима людям, чья жизненная активность и полноценная деятельность ограничены или даже невозможны в результате перенесенного заболевания.

Психологическая коррекция

Психологическая коррекция также способствует повышению самооценки у человека с ограниченными возможностями, позволяет ему восстановить гармоничные отношения с собой и окружающим миром и увеличить личностный потенциал. Программа психологической коррекции разрабатывается индивидуально и включает в себя различные средства реабилитации.

Психофизиологическая коррекция с использованием метода биологической обратной связи (БОС) относится к самым современным средствам реабилитации. При помощи специальной аппаратуры осуществляется обращение к личности больного и получение дополнительной информации о нем. Регистрация некоторых физиологических особенностей организма (частоты дыхания, напряженности или расслабленности мышц, частоты пульса и т.д.) позволяет прибору трансформировать их в зрительные или аудио-сигналы. Видя на экране монитора картинку или слушая музыкальную фразу, пациент способен лично проконтролировать, как изменяется работа его организма при правильном дыхании, расслаблении мышц и др.

Методы релаксации

Немаловажную роль в программе психологической реабилитации играют специальные тренинги и сеансы релаксации: как индивидуальные, так и групповые. Особенно важны групповые занятия для тех пациентов, которые испытывают трудности при возвращении в социум: совместная проработка тех или иных ситуаций и обсуждение жизненных проблем помогают пациентам продуктивнее искать выход из тупика, разрешать конфликты и способствуют личностному росту на соревновательной основе.

Сеансы релаксации также проводятся в специально оборудованной сенсорной комнате, где все подчинено сразу нескольким целям: созданию у пациента чувства внутреннего комфорта, снятию напряжения, появлению ощущения защищенности. Сочетание мягких, приглушенных цветов, ненавязчивой музыки, приятных запахов, мебели, которую так и хочется потрогать рукой, оказывают благоприятное психологическое воздействие. Кроме того, оборудование сенсорной комнаты является важным средством реабилитации для пациентов, частично утративших двигательную активность или страдающих потерей координации, и помогающих им восстановить сенсорную чувствительность. Положительные эмоции также способствуют процессу реабилитации, оказывая воздействие на общее психическое состояние больного и стимулируя концентрацию внимания.

Йога - лучшая психологическая реабилитация людей, пострадавших в результате катастроф

Доктор Ширли Теллес (Shirley Telles) и ее коллеги из Фонда исследований йоги Свами Вивекананда (Swami Vivekananda Yoga Research Foundation), Бангалор (Bangalore), Индия, предлагают использовать йогу для психологической реабилитации людей, пострадавших в результате катастроф, сообщает Reuters. Статья доктора Теллес и ее коллег, в которой описываются итоги работы с выжившими в результате цунами в декабре 2004 года, опубликована в оксфордском журнале eCAM (Evidence-based Complementary and Alternative Medicine), посвященном доказанным достижениям комплементарной и альтернативной медицины. Группа Ширли Теллес занималась с пострадавшими в результате цунами спустя месяц после декабрьской катастрофы. В ее программе участвовали те, кто смог выжить на Андаманских островах, расположенных неподалеку от Таиланда. В течение восьми дней сорок восемь человек занимались по интенсивному курсу йоги, учились расслаблять мышцы, принимать особые позы, регулировать дыхание. Эти упражнения занимали всего лишь час в день. До начала программы и по ее завершении участники обследовались. Итоговое медицинское обследование показало, что страх, озабоченность, расстройства сна и нарушения дыхания пострадавших значительно снизились. Йога может стать хорошим ответом тела на самые различные стрессы, включая природные катастрофы, подчеркивает Ширли Теллес. Интенсивный курс включает минимум 7 дней упражнений. Было бы еще лучше, если бы для жертв стихийных бедствий существовали программы, рассчитанные хотя бы на три месяца. Большое преимущество йоги в том, что она учит людей управлять стрессом независимо от их социального положения, культуры, к которой они принадлежат, или религиозных воззрений, отмечает доктор.

Основные принципы организации медико-психологической помощи пострадавшим при катастрофах 

  Доступность всем слоям населения. Каждый человек должен иметь возможность получить квалифицированную консультацию у психолога, психотерапевта или психиатра, желательно вне стен специализированного учреждения. При этом консультация не может сопровождаться какой бы то ни было процедурой стигматизации или наложения каких-то социальных ограничений. 
   
Медико-психологическая служба должна быть активно обращена к населению, проводить рекламные акции своей деятельности, разъяснять в печати или устных выступлениях происхождение психологических проблем и пути их преодоления. 
   
Компетентность специалистов медико-психологической помощи не только в области психологии или психотерапии, но и экологической безопасности. Психологи, психотерапевты, социальные работники должны прежде всего владеть гуманистическими методами, ориентированными на стимулирование собственной активности клиентов. 
    
Многоступенчатость помощи , наличие в ее структуре разного типа учреждений: от Центров психологической реабилитации до психотерапевтических отделений в стационарах. 
   Современная модель медико-психологической помощи пострадавшим при экологических катастрофах была разработана для населения, проживающего на загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС территориях (рис. 3). 
    Кроме традиционных форм (психотерапевтические кабинеты и отделения, соматические стационары, телефон доверия) в систему включены совершенно новые, созданные за последние 15 лет учреждения – Центры психологической реабилитации. В Центрах интегративно объединены различные виды помощи: психологическая, социальная, психотерапевтическая, психиатрическая. Содержанием процесса реабилитации пострадавших является развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принятия на себя ответственности, поддержка самоэффективности. Существенной особенностью деятельности Центров является единство оказания психологической и медикаментозной помощи в процессе лечения и реабилитации конкретного пациента. Все лечебные и реабилитационные программы имеют психологическое сопровождение. 
   Наиболее распространенными методами психологической помощи являются психологическая коррекция, гуманистическая психотерапия и семейная психотерапия. Новым видом помощи оказалось социальное медиаторство. Психологи помогают налаживать взаимодействие между пострадавшими и социальными, государственными и медицинскими учреждениями, поскольку, как было сказано выше, следствием экологических катастроф является нарушение социального поведения пациентов. Социальное медиаторство оказалось одним из эффективных способов восстановления адекватной социальной активности пострадавших. 
   Важную роль в оказании специализированной помощи пострадавшим при экологических катастрофах играет медикаментозное лечение, представленное прежде всего средствами, эффективными при расстройствах экзогенно-органического полюса: ноотропы – церебропротекторы, сосудистые препараты, комплексные гомеопатические средства, способные активизировать собственные защитные силы организма, стимулировать иммунные процессы, воздействовать на регуляторные функции. 
   Вся система помощи пострадавшим при  катастрофах объединяется единой системой обучения специалистов, которая позволяет оказывать помощь с единых методических позиций.

Психологическая помощь, оказываемая одновременно большой массе людей при катастрофах – дело относительно новое в психологии и медицине. По мнению большинства специалистов в этом вопросе, присутствие психологов просто необходимо непосредственно в месте трагических событий, чтобы помочь, поддержать эмоционально или просто сопроводить пострадавших людей или родственников погибших.

Эти ситуации являются ненормальными, непредвиденными, массовыми и шокирующими.Срочная психологическая помощь во время них — это основа профилактики возможных психических расстройств у этих людей в будущем.

Помимо поддержки и сопровождения, родственники погибших прежде всего нуждаются в ясной и точной информации о случившемся. Хуже всего ими переживается состояние неизвестности и неясности. Создаваемое ими эмоциональное напряжение увеличивает риск появления психологических расстройств. Во многих случаях родственникам приходится ожидать в течение нескольких дней, пока они не получат известия о судьбе своих близких людей. Этот период ожидания — наиболее тяжелый, во время которого более всего нужна психологическая помощь.

Распространенной эмоциональной реакцией родственников погибшего человека является отрицание его смерти. Понимание и принятие случившегося факта может оказаться очень сложным. Первой психологической помощью в этих обстоятельствах должна быть возможность выплакаться, выговориться, освободить эмоции, клокочущие внутри, в душе и в тоже время от психолога требуется держать ситуацию под контролем, чтобы избежать риска возможных осложнений (агресии, самоувечья, суицида и др ).

Следующим этапом эмоционального переживания потери близкого человека является появление ярости, негодования и озлобленности. Нужно объяснять человеку, имеющих погибших или пострадавших в катастрофе близких людей, что это – нормальная реакция при такой силе эмоциональной боли, но с которой нужно постепенно справляться.

Сложные психологические проблемы могут возникнуть несколько месяцев спустя после трагедии. Это — так называемый посттравматический стресс. Если родственник погибшего человека многие месяцы не может прийти в себя, не может восстановить свою жизнь и имеет эмоциональные проблемы, то нужно обратиться за помощью к экспертам в психологии.

Большинство людей обладает достаточной силой, чтобы справиться с  психологической травмой и такой потерей, но каждый справляется с этими пролемами по –особому и каждому нужно свое время на отреагирование этой тяжелой эмоциональной травмы.

Таким людям нужна помощь в первые моменты после трагедии, чтобы суметь справиться в бюрократических и транспортных проблемах, чтобы сообщить другим родственникам о трагических событиях и др. – с целью избежать дополнительного стресса, всегда совпроводающего подобные ситуации.

В психологии существует понятие чистой и сложной потери. Чистой называется потеря человка, с которым были очень близкие и хорошие отношения. Сложной – если с погибшим отошения были непростые. Как ни странно, но чистая потеря эмоционально переносится легче и люди, находящиеся в такой ситуации, быстрее восстанавливаются, чем при сложной потере, в которой человек переживает сложную гамму чувств, и среди  них — чувство вины.

Психологическая помощь обязательно нужна и специалистам, участвующим в спасательных работах непосредственно на первой линии при катастрофе  – спасателям, пожарникам и медикам. Им нужна групповая психотерапия, в которой  им необходимо свободно проявить свои негативные эмоции и избавиться от чувства неоправданной вины о том, что можно было бы сделать свою работу больше и лучше.

Научных работ по изучению эффективности экстренной писхологичекой помощи и схем ее применения практически не существует. По данным иследования, проведенного специалистами Детского Госпиталя в Цюрихе (Швейцария) при участии детей, пострадавших или присутствовших при авариях и несчастных случаях в автомобильном транспорте, оказалось, что им необходимо экстренное, сразу же после трагического события получасовое собеседование с психологом (лучше всего — в присутствии близкого родственника). Такая помощь существенно уменьшает вероятность развития у пострадавших психических расстройств, связанных с психологической травмой. Примерно у 10−20 % людей, пострадавших в автокатастрофах, возникает острый психологический шок в течение первых 4 недель после события, а у 25% развивается синдром посттравматического стресса в последующие месяцы.

Для того, чтобы действенно помочь пострадавшим, специалисты в психологии ставят своей задачей дать возможность человеку выговориться: рассказать о деталях трагического события, о его мыслях и переживаниях в этот момент, и в тоже время, объяснить ему о нормальных эмоциональных реакциях, возникающих в ответ на такую травму, о симптомах стресса, психологических расстройств, о необходимости помощи и поддержки со стороны близких и психологов и важности скорейшего возвращения к ежедневной рутине обыденной жизни для эмоционального восстановления.

Способы психологической реабилитации, эффективные в условиях больницы:

  1.  Личностный рефрейминг - метод согласования частей личности, позволяющий утилизировать внутренний конфликт, который типичен для жертв катастроф и несчастных случаев. Этот конфликта порожден оппозиционными друг другу частями личности, например “слабой” и “сильной”, которые постоянно противоборствуют друг с другом за место в сознании ребенка. Ликвидация противостояния частей устраняет индуцированное ими внутреннее напряжение. Изменение значения частей личности в ходе рефрейминга помогает перейти от внутренней борьбы к сотрудничеству и личностной целостности.
  2.  Контекстуальный рефрейминг , с помощью которого изменяется стереотип восприятия происходящего. Изменяется значение событий, произошедших с больным. Они видятся иначе, чем прежде, и превращаются в позитивные и адаптивные ресурсы выздоровления. То что раньше было поводом к личностному бегству, теперь становиться поводом к личностному развитию.
  3.  Изменение личностной истории позволяет быстро оценить адаптивные поведенческие ресурсы и интегрировать их для достижения личной позитивной цели. Кроме того, объектом изменения являются и представления травмированного ребенка о своем будущем – в сторону позитивизма, реализма и повышения значимости. Такой шаг необходим, чтобы избежать типичной для жертв тяжелых травм негативной мотивации к выздоровлению в следствие негативного представления о будущем. Как только ребенок узнает, зачем ему выздоравливать – пребывание в больнице и сам факт лечения становятся факторами, не вызывающими прежний стресс и отторжение.
  4.  Метафорирование  посредством специально подобранных историй ребенок погружается в мир образов и символов, и находит то символическое значение, которое интегрирует внутренние ресурсы, позитивно определяет его “я” как во внутреннем, так и в окружающем мире. Метафорирование прекрасно работает с детьми, которые отвергают себя и реальность на основании факта травмы, имеют негативную модель мира.
  5.  С целью социальной защиты и реабилитации граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС последовательно и системно реализуются такие программы, как «Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС», «Охрана материнства и детства в условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС», ранее была реализована Президентская программа «Дети Беларуси» сподпрограммой «Дети Чернобыля» на 2006–2010 гг. в рамках которой, решались следующие:
  6.  – специальное диспансерное обследование детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  7.  – оздоровление детей из районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в белорусских семьях, проживающих на незагрязненных территориях;
  8.  – мониторинг физического развития и функционального состояния организма учащихся учреждений образования, расположенных на территории радиоактивного загрязнения.
  9.  В числе мер медико-социальной защиты и реабилитации этого контингента населения, особенно детей и подростков, первоочередное место занимает оздоровление, создание системы многопрофильных детских реабилитационно-оздоровительных центров. Для снижения уровня напряженности в обществе оказывается высококвалифицированная помощь населению в клинике НИИ радиационной медицины. В рамках программы «Юнеско-Чернобыль» в республике построены, реконструированы, оснащены и успешно функционируют три центра социально-психологической реабилитации в поселках Аксаковщина, Першай, Стрешин, в которых под руководством специально обученных медицинских и социальных работников, психологов организовано комплексное обследование и лечение пострадавших, обучение и воспитание детей.

  1.  В республике организована сеть психологических консультаций, система «кризисной» социальной помощи, в ходе которой осуществляется работа как с самими «чернобыльцами» и их семьями, так и с представителями местных властей по предотвращению или смягчению конфликтности. Таким образом, сегодня в стране эффективно действует система мер по снижению виктимизации категории вынужденных мигрантов.
  2.  Республика Беларусь выступила с инициативой провозгласить 2006–2016 годы Десятилетием ООН по реабилитации и устойчивому развитию пострадавших регионов. В 2007 году это предложение закрепила своим решением 62-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН и это решение поддержали Россия и Украина. В рамках данной инициативы началось осуществление трех масштабных проектов международной технической помощи с общим бюджетом около 4 млн евро. Реализуется региональная программа (ICRIN) с бюджетом 2,5 млн долл. США, направленная на обеспечение информационных нужд людей, живущих на пострадавших территориях Беларуси, России и Украины. Четыре агентства ООН – ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, МАГАТЭ – совместно с правительствами пострадавших стран подключены к ее реализации.
  3.  С 2006 года Всемирным банком совместно с Правительством Беларуси реализовывался проект по реабилитации районов, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, на общую сумму заемных средств 50 млн долл. США.
  4.  Важной составляющей улучшения условий жизни в пострадавших регионах является развитие материально-технической базы, прежде всего медицины и образования. С 2004 года в Беларуси реализуются проекты, поддержанные правительством Японии по поставке высокотехнологичного медицинского оборудования в районные больницы и обучению персонала. С 2006 года подобные действия предпринимаются также при поддержке правительства Китайской Народной Республики. Современное обору-дование поставляется в школы и больницы на загрязненных территориях.
  5.  Неотъемлемой частью сотрудничества является обмен опытом. Среди конференций и форумов, состоявшихся в 2010 году, следует выделить семинар «Распространение современного опыта по реабилитации территорий, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС». Это мероприятие было организовано в рамках регионального проекта технического сотрудничества МАГАТЭ.
  6.  Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 августа 2001 г. № 57 «О совершенствовании диспансеризации граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним категорий населения» и приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 октября 2001 г. № 250 утверждены основные принципы и направления специальной диспансеризации.
  7.  Общее руководство диспансеризацией пострадавшего населения в республике осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь. На этой основе организованы лечебно-профилактические учреждения по месту жительства. Лечение и консультативная помощь оказывается в ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека» в Гомеле, в профильных НИИ, республиканских и областных ЛПУ. С 1987 г. функционирует Госрегистр как республиканская часть Всесоюзного распределительного регистра, с 1993 г. – самостоятельный Белорусский государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС.
  8.  В 1991 г. постановлением Верховного Совета Республики Беларусь образован Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС, который в 1994 г. преобразован в Министерство по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на ЧАЭС; в 1998 г. при МЧС образован Комитет по преодолению последствий аварии на ЧАЭС, который координирует действия в реализации государственной политики в области защиты населения от катастрофы на ЧАЭС.
  9.  Для координации научных исследований создан научно-
    технический совет, а при Президиуме Национальной академии наук Беларуси – оперативная группа; созданы специализированные научные центры НАНБ – Институт радиобиологии; Институт радиоэкологических проблем и другие научные учреждения.
  10.  В итоге белорусскими ученымидана комплекснаяоценка радиационно-экологической обстановки в стране, определеныформы нахождения радионуклидовв различных экосистемах; получены результаты влияния радиации на здоровье и заболеваемость населения; предложены способы дезактивации; проведен комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Для Беларуси актуальна проблема радиоактивного стронция, период полураспада которого составляет 90–100 лет. Внедрение научных разработок позволило значительно снизить поступление радиоактивного цезия. Однако требуется дальнейшее расширение исследований в этом направлении.
  11.  Трансформация государственных приоритетов в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы (курс на возрождение и развитие пострадавших территорий) и подходов к его реализации оказали существенное влияние на информационную работу в данной сфере. В информированности населения о негативных последствиях Чернобыльской катастрофы выделяют несколько этапов:
  12.  1) 1986–1990, когда руководители властных структур замалчивали последствия, информация о них дозировалась и не доводилась до населения полностью через прессу, радио, телевидение;
  13.  2) с середины 1990 г, когда территория Беларуси была объявлена зоной экологического бедствия, принята Гос. программа по преодолению последствий катастрофы. На этом этапе СМИ уделяли достаточно внимания деятельности гос. органов и негосударственных фондов по решению социально-экономических, радиоэкологических и медицинских проблем;
  14.  3) середина 1990– начало 2000 гг. характеризуется определенным информационным затишьем. За прошедшие со времени аварии годы накоплен значительный научный материал о радиационном воздействии на человека и окружающую среду, приобретен опыт реализации мер по снижению негативных эффектов этого влияния.
  15.  Так в 2003 году в Республике Беларусь была создана стратегическая основа для нового этапа постчернобыльской информационной работы с населением пострадавших территорий, органами управления и специалистами – «Концепция информирования по проблемам Чернобыльской катастрофы». Ее последующая реализация происходила и происходит с участием более 20 организаций на основании ежегодных планов, которые утверждаются Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Своевременность этих действий подтверждают Доклад Чернобыльского форума ООН, План действий ООН по Чернобылю до 2016 года.
  16.  На этой основе с 2 февраля 2011 года начала реализовываться Комплексная система информационного обеспечения в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (КСИО). Цель КСИО – системное информационное обеспечение республиканских и местных органов государственного управления Республики Беларусь о реализации государственной политики в области преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС, содействие формированию активной жизненной позиции населения, нацеленной на возрождение и развитие пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий, воспитание радиологической культуры, формирование позитивного отношения к пострадавшим районам со стороны населения незагрязненных территорий Республики Беларусь и мирового сообществ
  17.  Одним из них ведущих направлений в этой области стало создание 19 информационно-методических кабинетов «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности» в учреждениях образования районов Гомельской и Могилевской областей. Всего же в настоящее время в пострадавших районах действует более 50 центров, клубов, кабинетов и других местных информационных структур, участвующих в формировании радиологической культуры населения, которые созданы в рамках различных программ и проектов.
  18.  В 2009 году БОРБИЦ по поручению Департамента разработал и поставил в 21 наиболее пострадавший район и облисполкомы трех наиболее пострадавших областей (Гомельской, Могилевской и Брестской) комплексный информационный ресурс по чернобыльской тематике – электронный справочник, в котором содержатся различные материалы, подобранные с учетом особенностей каждого района: от нормативных правовых актов до обучающих видеофильмов об особенностях проживания на загрязненных радионуклидами территориях. В этих же целях сегодня создан и активно используется белорусский информационный электронный журнал «Возрождаем родную землю» и белорусский раздел сайта РБИЦ www.rbic.by.
  19.  Сегодня в Беларуси также наиболее эффективными мероприятиями по контролю состояния здоровья и социально-психологической реабилитации населения, пострадавшего от аварии являются: создание центров медико-социальной помощи населению; созданиеспециальной службы социально-психологической помощи.
  20.  С 1993 г. в стране проводилась работа по созданию сети кабинетов ицентров психолого-педагогической помощи семье и детям.В итоге организована деятельность около 20 кабинетов и центров социально-психологической помощи республиканского, областного иместных уровней, задачами которых являются:оказание конкретной психологической помощи в видеиндивидуального, группового и семейного консультирования, индивидуальной и групповой психотерапии ипсихокоррекции. Центры республиканского иобластного уровней осуществляют научно-методическую работу.
  21.  Из наиболее экономически целесообразных, терапевтически эффективных средств психологической помощи считают семейную терапию. Коррекция семейных отношений как форма оказания помощи получила широкое признание среди клинических психологов, психотерапевтов, психиатров. Чаще всего используют системную семейную психотерапию М. Боуэна,которая ориентирована на системный подход. В рамках этого подхода семья выступает как система, характеризующаяся специфическими связями между составляющими ее элементами. Основное внимание в терапии уделяется анализу этих связей, степени дифференциации ее элементов, наличию коалиций и подсистем. Такое понимание семьи позволяет переформулировать основные положения общего системного подхода применительно к семье. Их пять:
  22.  6) семья обладает своей психологической структурой;
  23.  7) семья как целое определяет некоторые свойства и особенности входящих в нее элементов;
  24.  8) семейная система обладает свойством неаддитивности, т.е. не является суммой входящих в нее индивидов;
  25.  9) каждый элемент семейной системы влияет на другие элементы и сам находится под влиянием;
  26.  10)семейная система обладает способностью к саморегуляции.
  27.  На практике при применении системной семейной терапии специалисты решают следующие задачи:
  28.  ♦ осознание членами семьи роли собственных личностных особенностей в возникновении дисфункциональности семьи;
  29.  ♦ рациональное корригирование неадекватных реакций членов семьи, что является предпосылкой восстановления полноценного функционирования семьи на более высоком качественном уровне.
  30.  К универсальным задачам по реабилитации пострадавшего населения относят преодоление у каждого человека комплекса жертвы, активное включение позитивнойориентации. Формирование позитивной жизненной ориентации позволяет выработать у пострадавших, особенно у детей,осознание возможности преодоления комплекса «чернобыльца», пассивной жертвы обстоятельств катастрофы и активного формирования своей жизни, позитивного влияния на свое физическое и психическое здоровье, свою судьбу.
  31.  В республике организована сеть психологических консультаций, система «кризисной» социальной помощи, в ходе которой осуществляется работа как с самими «чернобыльцами» и их семьями, так и с представителями местных властей по предотвращению или смягчению конфликтности.
  32.  Таким образом, в связи с выраженным многофакторным воздействием Чернобыльской катастрофы у населения возникает необходимость в компенсирующем психофизическом воздействии для минимизации последствий. Мощным и одновременно щадящим, мягким психофизиологическим воздействием является санаторно-курортное лечение. Согласно действующему законодательству лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, ежегодно предоставляется возможность прохождения санаторно-курортного лечения.
  33.  Социологические и психологические исследования показали, что в период оздоровления психокоррекционная работа является органичным продолжением проводимой системной семейной терапии по месту жительства. Специалисты рекомендуют использовать психокоррекцион-ные методы и приемы с учетом научной обоснованности, эффективности и адекватности к уже сложившейся санаторно-курортной системе и ее лечебным технологиям. Психокоррекционную помощь клиенты могут получить как в психологической службе территориальных центров социального обслуживания населения города или района, так и в медико-психологических кабинетах (отделениях) местных учреждений здравоохранения.
  34.  Таким образом, стратегическими направлениями смягчения последствий катастрофы в республике признаны:
  35.  1) обеспечение населения загрязненных регионов чистыми продуктами питания;
  36.  2) улучшение системы оздоровления;
  37.  3) отселение пострадавшего населения в чистые регионы (в 1991 г. это направления являлось первоочередным);
  38.  4) повышение уровня медицинского и психологического обслуживания, организация центров социально-психологической помощи;
  39.  5) формирование радиологической культуры населения;
  40.  6) возрождение и развитие пострадавших территорий;
  41.  7) использование международного опыта и международных ресурсов в решении проблем ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
  42.   
  43.  Длительность воздействия токсических факторов, необходимость принятия контрмер (например, проведение дезактивации больших территорий или вынужденное переселение больших групп населения), а также принятие специальных законодательных актов, которые на долгие годы определяют порядок социальных льгот для пострадавших – все это является факторами, формирующими патологические формы психического реагирования. В результате в экологическую катастрофу всегда оказывается вовлечено значительно больше населения, чем пострадало непосредственно в момент катастрофы.
    Патологическая почва в первую очередь характеризуется нарушением центральной вегетативной, эндокринной, сердечно-сосудистой регуляции и проявляется различными психопатологическими синдромами: вегетативным, астеническим, алгическим, неврастеническим и др.
    Актуальные стрессоры поставарийного периода воздействуют на патологически измененную почву и способствуют развитию синдромов экзогенно-органического полюса, патологических развитий личности и других хронических состояний, распространенность которых может достигать степени психической эпидемии.
    Приведенные выше особенности экологических катастроф и психических нарушений, возникающих после них, подтверждают необходимость создания специализированной медико-психологической и психиатрической службы, способной оказывать адекватную помощь пострадавшим на постоянной основе.

Основные принципы организации медико-психологической помощи пострадавшим при экологических катастрофах
- Доступность всем слоям населения. Каждый человек должен иметь возможность получить квалифицированную консультацию у психолога, психотерапевта или психиатра, желательно вне стен специализированного учреждения. При этом консультация не может сопровождаться какой бы то ни было процедурой стигматизации или наложения каких-то социальных ограничений.
- Медико-психологическая служба должна быть активно обращена к населению, проводить рекламные акции своей деятельности, разъяснять в печати или устных выступлениях происхождение психологических проблем и пути их преодоления.
- Компетентность специалистов медико-психологической помощи не только в области психологии или психотерапии, но и экологической безопасности. Психологи, психотерапевты, социальные работники должны прежде всего владеть гуманистическими методами, ориентированными на стимулирование собственной активности клиентов.
- Многоступенчатость помощи, наличие в ее структуре разного типа учреждений: от Центров психологической реабилитации до психотерапевтических отделений в стационарах.
Современная модель медико-психологической помощи пострадавшим при экологических катастрофах была разработана для населения, проживающего на загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС территориях (рис. 3).
Кроме традиционных форм (психотерапевтические кабинеты и отделения, соматические стационары, телефон доверия) в систему включены совершенно новые, созданные за последние 15 лет учреждения – Центры психологической реабилитации. В Центрах интегративно объединены различные виды помощи: психологическая, социальная, психотерапевтическая, психиатрическая. Содержанием процесса реабилитации пострадавших является развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принятия на себя ответственности, поддержка самоэффективности. Существенной особенностью деятельности Центров является единство оказания психологической и медикаментозной помощи в процессе лечения и реабилитации конкретного пациента. Все лечебные и реабилитационные программы имеют психологическое сопровождение.
Наиболее распространенными методами психологической помощи являются психологическая коррекция, гуманистическая психотерапия и семейная психотерапия. Новым видом помощи оказалось социальное медиаторство. Психологи помогают налаживать взаимодействие между пострадавшими и социальными, государственными и медицинскими учреждениями, поскольку, как было сказано выше, следствием экологических катастроф является нарушение социального поведения пациентов. Социальное медиаторство оказалось одним из эффективных способов восстановления адекватной социальной активности пострадавших.
Важную роль в оказании специализированной помощи пострадавшим при экологических катастрофах играет медикаментозное лечение, представленное прежде всего средствами, эффективными при расстройствах экзогенно-органического полюса: ноотропы – церебропротекторы, сосудистые препараты, комплексные гомеопатические средства, способные активизировать собственные защитные силы организма, стимулировать иммунные процессы, воздействовать на регуляторные функции.
Вся система помощи пострадавшим при экологических катастрофах объединяется единой системой обучения специалистов, которая позволяет оказывать помощь с единых методических позиций.

 Психические расстройства:
• Посттравматическое стрессовое расстройство
• Острое стрессовое расстройство
• Тяжелая депрессия
• Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
• Генерализованное тревожное расстройство
• Расстройство адаптации
• Органические психические расстройства, обусловленные травмой головы,
токсическим воздействием, заболеванием или обезвоживанием
• Соматизированное расстройство
• Психологические факторы, влияющие на соматические заболевания у раненых

Психологические и поведенческие реакции:
• Реакции горя и другие нормальные реакции на необычное событие
• Изменения в межличностных отношениях (замкнутость, агрессия, жестокость,
семейные конфликты, семейное насилие)
• Изменение функционирования на работе (изменение способности выполнять работу,
концентрироваться, эффективно работать; невыходы на работу, увольнение)
• Изменение прежней модели пользования медицинской помощью
• Изменение прежней модели выкуривания сигарет
• Изменение прежней модели употребления алкоголя

Соматическое расстройство часто встречается после чрезвычайных ситуаций и требует вмешательства как на уровне населения, так и у отдельных пациентов, а так же у ликвидаторов ее последствий и у спасателей. Наиболее эффективными методами реабилитации жертв (пострадавших) на различных этапах является ряд психологических,  психотерапевтических и физиотерапевтических методов восстановления организма, к которым относятся мышечная терапия, навеянный сон с сохранением словесного контакта, культура терапия и искусство-терапия, аутогенная терапия и дебрифинг.

Дебрифинг является одним из основных методов в реабилитации посттравматических стрессорных расстройств. Он основывается на обсуждении стрессорной ситуации. В наиболее структурированном виде при работе с последствиями психологической травмы используется метод «дебрифинга стресса критического инцидента». Психологический дебрифинг как форма оказания помощи в критических ситуациях проводится с группами пострадавших. Цель дебрифинга минимилизировать не желательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. Процесс дебрифинга обычно состоит из трех частей 1- «вентиляция» ощущение в группе и оценивание стресса ведущим, 2 – подробное обсуждение симптоматики и психологической поддержки, 3 – мобилизация ресурсов получения информации и плана дальнейшей помощи.

Анализируя психотерапию и психологическую реабилитацию жертв можно сделать вывод, что психотерапия стрессовых нарушений ставит своей целью уменьшение страданий и развития способности к успешной деятельности через приобретение конкретных поведенческих техник которые улучшают самоконтроль. Разработанные методы работы с стрессовыми состояниями и травмами основываются на положении, что не переработанный травматический опыт присутствует в памяти в виде интенсивных эмоций и самотических элементов, которые активизируются при ситуациях напоминающих травматические.

Медицинская и психологическая реабилитация пострадавших «жертв» должна осуществляться на всех этапах:
1. Непосредственно в очаге (медицинская помощь и психологическая поддержка пострадавших и спасателей).
2. На этапе реабилитации после выхода из очага – различные виды психологических вмешательств, психотерапия, лечение травматических повреждений.
3.  Стационарный этап  - оказание специализированной медицинской помощи, физиотерапевтическое и психотерапевтическое лечение.
4. Санаторный этап – максимальное восстановление физического и психологического состояния организма. 
На всех этапах нужно взаимодействие специалистов различного профиля – клиницистов, психологов, психотерапевтов, физиотерапевтов, реабилитологов. 
В связи с этим возникает необходимость в разработке комплексной системы подготовки специалистов различного профиля оказывающих помощь и реабилитацию на различных этапах т.е. разработка интегрированных подходов и программ к их подготовке.


Заключение

Стихийные бедствия, техногенные катастрофы и аварии, захват заложников, террористические акции создают ситуации, опасные для здоровья и благополучия человека. Эти воздействия становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей. На людей, находящихся в экстремальных условиях наряду с различными поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде та называемых реактивных (психогенных) состояний. Важно, что психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы, но и опосредованной, связанной с ожиданием еѐ реализации. Конкретные характеристики основных составляющих (интенсивность, внезапность и продолжительность воздействия травмирующего фактора) и определяют, разовьется ли у человека непатологическая (физиологическая) психологическая реакция или же возникнут психические расстройства, какова будет их глубина, продолжительность и конкретная клиническая картина. В целом имеют значение вторичные психотравмирующие факторы, которые появляются после непосредственного воздействия катастрофического события: степень ущерба, нанесенного катастрофой (полученная травма, гибель близких, материальные потери), непосредственная психическая нагрузка (уровень опасности для жизни, зрелище умирающих, погибших и изувеченных). На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с ситуациями, грозящими ему гибелью. Одни обусловлены природными явлениями, другие возникают при неразумной деятельности или поведении самого человека. Можно говорить о разных факторах, обусловливающих выживание человека как биологического вида, но все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой — со способностью человека опосредованно отражать объективную действительность. Только хорошо развитая нервная система и такой феномен, как психика, определяют возможность выживания человека в целом как вида. В ряде исследований К. Н. Платонова, В. В. Васильевой, Р. А. Макаревича, Н. И. Наенко и др. было установлено, что в состоянии сильной эмоциональной напряженности ухудшаются логичность и критичность мышления, затрудняется воспроизведение в памяти, иногда наступает общая заторможенность, переходящая в полный ступор мыслительных операций. В процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности отмечается устойчивая тенденция к повышению показателей по шкалам невротической триады: ипохондрия, депрессия, истерия. Это свидетельствует о возникновении определенной невротической симптоматики и психологической усталости, а в последующем реадаптации. Переутомление, нарушение ритма сна и бодрствования, астенизация способствуют возникновению эмоционально окрашенных и психотравмирующих состояний. Устойчивые индивидуально-психологические особенности личности (тип высшей нервной системы) и временные функциональные психофизиологические состояния содействуют развитию психотравмирующих состояний в условиях экстремальной ситуации. При чрезвычайных обстоятельствах данные реакции могут приводить к глубоким психическим нарушениям, что означает переход в новое качество - болезнь. Для предотвращения последствий экстремальных ситуаций и блокирования их проявлений на психическом и соматическом уровне, необходимо официально сформулировать отношение государства и общества к участникам этих событий и как можно быстрее разработать действенную систему мероприятий (на уровне государственной программы) по оказанию им специализированной медико-психологической, социальной и экономической помощи.

Приложения

Рис. 1. Психические патологии, возникающие после экологических и техногенных катастроф

. Модель медико-психологической помощи пострадавшим при экологических катастрофах. Рис.2.

  1.   На рис. 1 представлены все виды психической патологии, описанные после эколого-техногенных катастроф.
    На разных этапах экологических бедствий могут формироваться экстранозологические симптомы, которые при определенных условиях под воздействием всего комплекса факторов катастрофы трансформируются в оформленные синдромы. Примерно через 7–10 лет после катастрофы выявляются различные варианты органического заболевания ЦНС. Естественно, скорость развития психических нарушений и их выраженность зависят от преморбидных особенностей индивидуума, однако вектор развития психических расстройств направлен к экзогенно-органическому полюсу. После экологических катастроф возможно выявление еще одного вида последствий, которые не встречаются после других бедствий – это эмбриотоксические эффекты: так, после взрывов атомной бомбы в Японии было отмечено учащение случаев микроцефалии и умственной отсталости у детей, находившихся в момент взрыва в утробе матери. Японские ученые также отметили некоторое увеличение случаев шизофрении у представителей следующего поколения.
    Модель развития психической патологии была сформирована на примере изучения психических расстройств у участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – крупнейшей экологической катастрофы прошлого столетия (рис. 2).

Суть приводимой модели состоит в формировании на ранних этапах катастрофы патологических изменений. При этом глубина изменений зависит как от выраженности факторов аварии, так и от преморбидных соматических и личностных черт.


Список литературы

  1.  http://text.tr200.biz/referat_ekologija/?referat=155102&page=1
  2.  http://www.emergencymed.org.ua/index.php?id=1
  3.  http://trans.all-5.ru/referat/ref-82055.html
  4.  http://umansky.ucoz.ru/publ/psikhologicheskaja


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1587. Действие факторов внешней среды (температуры, осмотического давления, pH среды, химических вещество на спермиев 20.11 KB
  Степень кислотности зависит от концентрации(H*+*; H-)В придатках семенников pH кислая. При эякуляции в следствие смешанной спермиев придаточных желез реакция спермы близка к 7. На pH среды влияют кормление.
1588. Залеживание и отек беременных (причины, диагностика и профилактика) 23.27 KB
  Беременность-физиологическое состояние самки в период вынашивания плода. Залеживание организма. У беременных (преимущественно у коров и кобыл) в подкожной клетчатке скапливается транссудат и имеются общие или местные застои венозной крови.
1589. Защитные функции желтка куриного яйца и глицерина при замораживании спермы в жидком азоте 19.4 KB
  Хранение спермы в жидком азоте позволяет значительно улучшить породные качества разводимого скота, так как в тысячи раз увеличивается количество самок, осеменяемых спермой ценных производителей.
1590. Значение и необходимость разбавления спермы 19.32 KB
  Целью разбавления спермы - создание окружающей среды, способность защитить половые клетки от повреждений в процессе консервирования, увеличивается объем полового продукта для разделения его на множество спермодоз и обеспечение высокой выживаемости спермиев после хранения.
1591. Иннервация, кровоснабжение и лимфатическая система половых органов самок 19.28 KB
  Иннервация (от лат. in — в, внутри и нервы), снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой. Иннервация осуществляется симпатическими и парасимпатическими нервными стволами.
1592. Искусственно приобретенное бесплодие как результат неправильной организации естественного и искусственного осеменения 18.56 KB
  Бесплодие - нарушение воспроизводства потомства, вызванное ненормальными условиями существования самок и самцов (погрешности в кормлении, содержании и эксплуатации, неправильное осеменение, болезни полового аппарата и других органов).
1593. Исходы абортов: мумификация, мацерация, гнилостное разложение 18.99 KB
  Аборт — прерывание беременности до момента, когда плоды становятся зрелыми и способными к внеутробному существованию.
1594. Прерывание беременности. Классификация абортов 18.79 KB
  Аборт - это прерывание беременности с последующим рассасыванием зародыша, мумификацией, мацерацией, путрификацией либо изгнанием из матки мертвого неизмененного плода (выкидыша) или незрелого живого плода (недоноска).
1595. Клиническая и рефлексологическая оценка племенных производителей 18.58 KB
  Клиническое исследование животного дает специалисту комплекс точных данных для постановки диагноза, позволяет сделать прогноз и назначить соответствующее лечение. Наружное исследование начинают с общего осмотра животного, затем осматривают круп и наружные половые органы.