97441

Особенности состояния здоровья сельских и городских школьников

Дипломная

Медицина и ветеринария

Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Только 10% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно, с 50% до 35% снижается количество школьников, имеющих только функциональные отклонения...

Русский

2015-10-18

1.15 MB

1 чел.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ЕЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Цикловая комиссия профессионального цикла № 3

Выпускная квалификационная работа

«Особенности состояния здоровья

сельских и городских школьников»

студентки  3 курса

группы 305

специальности 060501 Сестринское дело

__________________

             подпись

Допустить к защите

Зам. директора по учебной работе

______________ Прокопенко О.В.

Руководитель

преподаватель

Попова Т.В._____________

                                        подпись

      Ейск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

ГЛАВА I    АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ   ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ   (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)………………………...……………..6

1.1  Анатомо-физиологические   особенности   детей  младшего

школьного возраста ………………………………………………………….….......7

1.2  Анатомо-физиологические   особенности   детей  среднего

школьного возраста……………………………………………...............................15

1.3  Анатомо-физиологические   особенности  детей   старшего

школьного возраста……………………………………………………….……......19

1.4 Организация медицинских осмотров в школе………………………………..23

ГЛАВА II  МЕТОДЫ   И    ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ ….……....... 27

ГЛАВА III  РЕЗУЛЬТАТЫ   ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………..……....30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...………..34

СПИСОК     ИСПОЛЬЗОВАННЫХ   ИСТОЧНИКОВ………………..……….. .36

ПРИЛОЖЕНИЕ  

        ВВЕДЕНИЕ

   Среди множества проблем в России нет, пожалуй, более тревожной, чем ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных условий окружающей   среды.  

  В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья.

Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Только 10% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно, с 50% до 35% снижается количество школьников, имеющих только функциональные отклонения,  и  возрастает процент учащихся с хронической патологией с 35% до 55%. У большинства современных детей и подростков диагностируется  2-3, а  у  учащихся школ нового типа (гимназий, лицеев) – 3-5 хронических заболеваний и функциональных отклонений.

К моменту окончания школы каждый 4-й выпускник имеет патологию желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы, заболевания костно-мышечной и эндокринной систем, каждый 3-й - нарушение зрения (Баранов А.А. и др. 2008).

На основании данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН) сейчас:

- 70 % детей страдают от гиподинамии;

- у 50% школьников наблюдаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

- 30 % школьников имеют нарушения в сердечно-сосудистой системе [20].

Кроме того, условия жизни сельских и городских детей значительно отличаются, это касается особенностей экологических условий проживания,  уровня информационных нагрузок, валеологического  воспитания, особенностей питания и других факторов (Ножкина Н.В., 2012).

В сельской местности более 60% школ не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям [15].

Особую актуальность в связи с этим приобретают исследование состояния здоровья детей среднего школьного возраста, у которых адаптация наслаивается на процессы психо-эмоционального и функционального приспособления к  возрастающим учебным нагрузкам в связи с началом предметного обучения [2].

Цель  работы: исследовать и сравнить состояние здоровья и физическое развитие детей  среднего школьного возраста, проживающих в городе и на селе.

Задачи:

  1.  Изучить теоретический материал.
  2.  Обследовать городских и сельских школьников. Обработать данные.
  3.  Оценить развитие и состояние здоровья сельских и городских школьников.
  4.  Выработать методические рекомендации по сохранению здоровья детей.

Объект исследования: дети среднего школьного возраста.

Предмет исследования: состояние здоровья и физическое развитие детей среднего школьного возраста.

Методы исследования:

  1.  Анализ научной медицинской литературы.
  2.  Медицинский осмотр детей.
  3.  Анализ индивидуальных карт школьников (ф.26/у).

Практическая значимость.  Разработанные методические рекомендации помогут средним медицинским работникам образовательных учреждений организовать мероприятия по сохранению и улучшению здоровья школьников.

Структура работы.  Выпускная квалификационная работа выполнена на 37 страницах машинописного компьютерного текста и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 1 приложением.

 

  ГЛАВА I   ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Характерными особенностями детского организма является интенсивный рост и непрерывное развитие. Школьный возраст характеризуется завершением созревания тканей и дальнейшим увеличением массы органов и всего тела. Развиваются  такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Совершенствуются  сложные движения мелких мышц, заканчивается развитие скелета. Для высшей нервной деятельности характерно повышение интеллекта, улучшение памяти, развитие мышления. Школьник приучается к самостоятельности, дисциплинированности и работе в коллективе. Вместе с тем ребёнок гораздо меньше проводит на воздухе, часто нарушается режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику. Характер взаимоотношений с внешним миром становится всё более сложным и разнообразным [7].  У детей часто выявляются недостатки в физическом развитии. Занятия в школе в значительной мере ограничивают движения, часто туловище длительно фиксируется в неправильном положении, что при неадекватных гигиенических условиях ведёт к нарушениям осанки, зрения. Начинается перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность половых желёз. В этот период возможны дисфункции эндокринных желёз, вегето-сосудистые дистонии. Нередко развиваются хронические заболевания. Результаты научных исследований показывают, что успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности, обусловленной повышенным   объёмом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Всё это приводит к снижению адаптационных резервов нервной, эндокринной, и других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и хронических патологий [16].

Среди факторов, влияющих на здоровье, 21% составляет внутришкольная среда: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки. Негативное влияние медико-социальных факторов и факторов обучения на состояние здоровья детей требует организации профилактической и оздоровительной  работы в образовательных учреждениях, ведь школа является структурой, в которой дети практически ежедневно проводят от 4 до 10 часов на протяжении 9 и более лет [14].

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

1. младшая школьная (от 7 до 11 лет);

2. средняя  школьная  (от 12 до 15 лет);

3. старшая  школьная  (от 16 до 18 лет).

1.1 Анатомо-физиологические  особенности   детей  младшего  школьного   возраста

К детям младшего школьного возраста относятся школьники от  7 до 11 лет. Развитие младших школьников резко отличается от развития  детей  среднего и особенного старшего  школьного   возраста. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.

С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечнососудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма.

К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие [11]:

  •  стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг;
  •  появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез;
  •  увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка.

Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи, с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.  Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника – 1–2 раза в день.

Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.

Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.

Начинается  развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания. У девочек в 9—10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10–11 лет набухает грудная железа. У мальчиков в 10–11 лет начинается рост половых органов.

Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека. Однако пульс остается учащенным. В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется  99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После заданий, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематические физические упражнения обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Уроки, занятия физическими упражнениями и участие в общественной жизни школы требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерная учебная нагрузка, физические перегрузки, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому учителю необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

Поэтому планируя физкультминутки, динамические паузы или физические упражнения нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей [6].

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы.

 К 8 - 9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом  возрасте  постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических  особенностей  интеллектуальной и эмоциональной деятельности  детей  (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.) [3].

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества [4].

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие демонстрацию уже имеющихся знаний, умений, навыков; широту кругозора, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение дидактических игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

Эмоциональная сфера младших школьников. Детей 10-11 лет отличает весьма  своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.

Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

1.2 Анатомо-физиологические   особенности   детей  среднего школьного  возраста

В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Это период бурного и неравномерного физического развития [11]:

1. Происходит ускорение роста. Интенсивно происходит рост скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость.

2. Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению. Следите за тем, чтобы ребёнок не уставал при длительной физической нагрузке, давайте ему отдохнуть.

3. Диспропорция сердечнососудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли.

4. Нарушения со стороны нервной системы:

  •  повышенная возбудимость,
    •  вспыльчивость,
    •  раздражительность,
    •  склонность к аффектам  (аффект - кратковременное, бурно протекающее

состояние сильного эмоционального возбуждения, связано с неудовлетворением жизненно-важных потребностей).

В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек 13-15 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У мальчиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела. В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста - 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг.

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере:

1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).

2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.

3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Все эти  особенности  объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье.

Ознакомившись с  анатомо-физиологическими  и психологическими  особенностями,  необходимо обратить внимание на правильную организацию расписания и построение дополнительных занятий с  детьми  младшего  школьного   возраста. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию. На занятиях широко использовать дидактические игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых качеств младшего школьника [8].

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы [20].

Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности  (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.

Сердечнососудистая система. Частота пульса в 12 лет составляет 80 ударов в минуту, старше колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту (частота пульса взрослого человека). Артериальное давление продолжает повышаться с возрастом, и в 17 лет равно 120/70 мм рт. ст., что также соответствует артериальному давлению взрослого человека.

Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения.

У девочек к 12-13 годам начинаются менструации (которые еще в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного характера), грудные железы увеличиваются, соски становятся пигментированными;  в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмышечных впадинах;  к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, какие характерны для взрослой женщины.

У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться предстательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего - в 13-14 лет - происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); увеличивается предстательная железа (простата), ускоряется рост гортани, предшествуя началу ломки голоса; оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу. В 14-15 лет обнаруживается узловатое и несколько болезненное уплотнение в околососковой области. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция.

1.3 Анатомо-физиологические   особенности   детей  старшего школьного  возраста

Возраст от 16 до 17-18 лет - это самый трудный этап на пути становления личности, он сопряжен с необходимостью выбора и утверждения, в том числе первоочередных жизненных ценностей и нравственных критериев. Выбор чего бы то ни было сам по себе психологически сложен, даже для взрослого человека. Подростка же, мятущегося от безоговорочного скептицизма до наивного идеализма, столкновение с реалиями приводит подчас к нервным срывам, крайним поступкам. Численность юных самоубийц находится на одном из первых мест среди возрастных категорий.

На этом фоне типичны подростковые недомогания. Беспричинные на первый взгляд головокружения и головные боли обусловлены нарушением тонуса сосудов головного мозга - вегето-сосудистой дистонией. Распространены заболевания желудочно-кишечного тракта - гастриты, дуодениты - воспаление двенадцатиперстной кишки, язвенная болезнь. Нередки тучность и нарушения полового развития [18].

Анатомо-физиологические особенности. Костная система, а значит и форма грудной клетки, таза приближаются к их строению у взрослых. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и др. исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью, чем у детей младшего возраста.

У девочек 15-16 лет появляются угри, обусловленные функциональными расстройствами эндокринной системы в период полового созревания, менструации становятся регулярными.

В  15-16 лет  у мальчиков продолжается созревание половых клеток – сперматозоидов, в 16-17 лет начинается оволосение лобка по мужскому типу, т.е. волосы распространяются на внутреннюю поверхность бедер и в направлении пупка; усиливается рост волос по всему телу. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.

Нервная система: продолжается совершенствование нервно-психической деятельности, развиваются аналитическое и абстрактное мышление [16].

В период полового созревания гармоничность движений нарушается: появляется неловкость, угловатость, резкость движений, как результат дисгармонии между увеличивающейся интенсивной массой мышц и отставанием их регуляции. Для нормального развития мышц у детей и подростков необходимы умеренные физические упражнения (спорт и физический труд).

Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностнозначимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций [13].

Для эмоциональной сферы подростков характерны:

1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;

3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности; повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;

4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;   

5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;

6) сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;

 7) предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба.

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес - 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно - 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.

Нервная система. Ребенок старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов - особенно, если ребенок приучен много читать и если он читает медленно, вдумчиво, не перескакивая с пятого на десятое, если он мысленно проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.

Частота   пульса    ребенка   с   возрастом   постепенно   уменьшается     и

приближается к стандарту взрослого человека - у старших школьников он колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека.

Артериальное давление с возрастом ребенка повышается. Для молодого человека 18 лет - 120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека).

Кровеносные сосуды подростка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются). Число дыхательных движений у старшего школьника - как у взрослого человека 16-18 в минуту.

Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от питания взрослого человека. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки.

Почки по своему строению ничем не отличаются от почек взрослого человека. Суточное количество мочи - обычно в пределах 1200-1600 мл. Моча прозрачная, удельный вес ее - от 1002 до 1030; реакция - кислая или нейтральная; белок и сахар в моче отсутствуют или содержатся в минимальных количествах.

Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения - в 15-16 лет менструации у девочек обретают регулярный характер. У мальчиков к 16-17 годам созревают сперматозоиды.

Иммунная система у детей старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.

При нормальном питании и нормальном обмене веществ подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышенное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бедер; у мальчиков - в области лобка [9].

Мышечная система развита хорошо. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.

Ребенок  старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д. [19].

  1.   Организация медицинских осмотров в школе

Медицинское обследование является обязательной процедурой для вех учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая старшеклассниками. Делается это с целью выявления болезни на самых ранних стадиях. Цель медицинского осмотра школьников, в первую очередь — это сохранение и укрепление их здоровья, профилактика заболеваний и снижение заболеваемости в целом. В нашей стране любой школьник каждый год должен проходить обязательную диспансеризацию.

Профилактический осмотр учащихся включает в себя три этапа.

Доврачебный осмотр, на этом этапе дети должны сдать анализы и выполнить несколько тестов, разработанных на основе специальной программы развития ребенка. Чаще всего этот осмотр проводит средний  медицинский персонал [15].

Следующий этап — врачебно-педиатрический осмотр, он проводится непосредственно в лечебном учреждении по месту жительства. Школьники проходят всех врачей по списку, утвержденному министерством здравоохранения. В это время должны быть проведены все лабораторные и инструментальные обследования, сданы все функциональные пробы. После этого врач-педиатр делает заключение, в котором он должен будет описать состояние здоровья школьника, наличие либо отсутствие заболевание, его возможное развитие, описать сопутствующие болезни. Кроме этого, педиатр указывает группу здоровья ребенка, выдает общие рекомендации по питанию, организации занятий, режиму дня и конечно лечению школьника.

 Следующий этап — это специализированный осмотр ребенка. Он проводится только по направлению врача-педиатра. Осмотр проводят узконаправленные специалисты (гастроэнтеролог, уролог, кардиолог и так далее). При необходимости назначаются лабораторные и функциональные исследования. Проводится такое обследование, как в поликлинике, так и в условиях стационара. Самое первое медицинское обследование школьников проводится в первом классе. На данном этапе дети должны сдать следующие анализы: общий анализ крови и анализ мочи. Пройти нужно следующих врачей-специалистов: окулист, хирург, невропатолог, оториноларинголог, стоматолог. Часто по показаниям нужно пройти логопеда или психиатра. По окончанию осмотра участковый врач должен не только оценить здоровье ребенка после первого года обучения, но и дать рекомендации родителям школьника по оздоровлению ребенка в летнее время.

Следующее обследование проводится в четвертом классе. В это время на этапе врачебно-педиатрического осмотра оценивается нервно-психическое и физическое развитие. Очень важно, чтобы биологический возраст ребенка соответствовал возрасту по паспорту. Участковый врач может назначить специализированный осмотр у гинеколога (девочки) и уролога (мальчики). На основе полученных данных врач-педиатр выдает заключение о состоянии здоровья учащегося, указывает группу здоровья ребенка и дает общие рекомендации по режиму занятий. При достижения школьниками возраста 12 лет должно быть проведено еще одно обследование. В это время на врачебно-педиатрическом этапе должно быть оценено не только состояние здоровья ребенка, но и его репродуктивное и соматическое здоровье. Участковый врач может отправить на специализированный осмотр к гинекологу, урологу, окулисту, невропатологу, хирургу, оториноларингологу, ортопеду, эндокринологу и стоматологу. После проведенного осмотра врачом педиатром дается заключение о состоянии здоровья школьника и рекомендации, касающиеся питания и развития [1].

Следующий осмотр проводится через два года. Особое внимание в это время уделяется девочкам, во время доврачебного осмотра, проводится оценка их полового созревания, развитие вторичных половых признаков, характера менструации. Врачебно-педиатрический этап полностью повторяет предыдущее обследование. По окончании обследования все данные о здоровье мальчиков должны быть переданы в военкомат. Еще через два года проводится последнее медицинское обследование школьников. На этом этапе должны быть проведены следующие инструментальные и лабораторные исследования: общий анализ крови, анализ крови на определение уровня гормонов щитовидной железы, уровень глюкозы в крови, общий анализ мочи.  Школьники проходят осмотр у всех узких специалистов. В заключении врач-педиатр описывает состояние школьника и дает рекомендации по выбору профессии с данной группой здоровья [7].

Основной и главной задачей медицинского осмотра школьников является определение их группы здоровья, именно от нее зависит режим обучения в образовательном учреждении. На сегодняшний день известно пять групп здоровье: Группа первая — это здоровые дети, не имеющие никаких неблагоприятных социальных факторов (неполная семья, пьющие родители и так далее). Вторая группа здоровья — практически здоровые дети, имеющие незначительные отклонения. Третья группа — дети с хроническими заболеваниями.  Четвертая группа — дети-инвалиды. Пятая группа здоровья — лежачие дети, с ограниченными физическими возможностями.

Все данные собранные в результате проведенных обследований передаются в школу. Школьный доктор или медсестра тщательным образом должны изучить результаты обследования учащихся и данные врачом-педиатром рекомендации (например, ребенок не должен сидеть на дальних партах или у окна или на уроках физкультуры нагрузки для этого ученика должны быть снижены).  Всё это медработник должен довести до классного руководителя и родителей ребенка [2]. 

Проведя литературный обзор анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста можно сделать выводы, что  школьный период является  для  ребенка наиболее сложным периодом  при переходе из детства во взрослую жизнь. В это время идет интенсивный рост и непрерывное развитие. Завершается созревание тканей и дальнейшее увеличение массы органов и всего тела. Развиваются  двигательные качества - быстрота, ловкость, сила, выносливость. Совершенствуются  сложные движения мелких мышц, заканчивается развитие скелета. Для высшей нервной деятельности характерно повышение интеллекта, улучшение памяти, развитие мышления. Школьник приучается к самостоятельности, дисциплинированности и работе в коллективе. Особая нагрузка ложится на школьников в начале обучения, при переходе к предметному обучению и в выпускных классах. Резко возрастающая нагрузка может привести к ухудшению здоровья ребенка. Именно в эти периоды от медицинского работника школы требуется наибольший контроль здоровья при организации медицинских осмотров.

ГЛАВА II  МЕТОДЫ  И  ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ

Средний школьный возраст детей стал предметом для более детального изучения.  Здоровье детей в этот период очень уязвимо, так как начало предметного обучения совпадает с началом эндокринной перестройки организма. Сравнительная характеристика физического развития детей этого возраста, проживающих, в городе и на селе позволит выявить различия состояния здоровья этих детей.

Для решения задач, поставленных в дипломной работе, применялись следующие методы исследования:

  1.  Анализ научно-методической литературы.
  2.  Медицинский осмотр детей среднего школьного возраста, проживающих в сельской местности в станице Новодеревянковская и обучающихся в МОУ СОШ № 1.
  3.  Медицинский осмотр детей среднего школьного возраста, проживающих в городе Ейске и обучающихся в МОУ СОШ № 7.
  4.  Анализ медицинских форм школьников 26/у, после проведенного медицинского осмотра врачей.
  5.  Методы математической статистики.
  6.  Анализ научно-методической литературы.

Изучалась специальная литература отечественных авторов по вопросам сохранения здоровья детей.  Было изучено 20 литературных источников – приказы МЗ РФ, монографии, диссертации, журнальные статьи.

  1.  Медицинский осмотр детей среднего школьного возраста.

Всего в исследовании приняли участие 60 детей: из них проживающих в сельском районе - 30 (15 девочек и 15 мальчиков)  и городских - 30 (15 девочек и 15 мальчиков). Был проведён медицинский осмотр детей и анализ медицинской документации.

Для достижения цели обследование сельских и городских школьников  проводилось по следующим этапам:

  1.  Оценка физических показателей: (измерение роста, массы, окружности грудной клетки, расчёт индекса Эрисмана).

Длина тела измерялась при помощи ростомера. Масса тела определялась при помощи взвешивания на электронных медицинских весах. Окружность грудной клетки измерялась наложением ленты спереди по среднегрудинной линии на уровне сосков, сзади – под углами лопаток. Лента должна плотно прилегать к телу и свободно следовать за движениями грудной клетки. Оценка результатов, проведённых исследований проводилась по центильным таблицам. Индекс Эрисмана рассчитывался путём вычитания от 1/2 роста ребёнка окружности грудной клетки.

Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, считают длину тела, массу тела и окружность груди. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы детского организма, масса тела – свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Окружность грудной клетки характеризует объём тела, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной клетки. Индекс Эрисмана показывает степень упитанности ребёнка.

  1.  Исследование показателей сердечнососудистой системы.

Артериальное давление измерялось тонометром по методу Короткова на правой руке в положении сидя, после 10-минутного отдыха. Манжета накладывалась на середину обнаженного плеча на 1-2 сантиметра выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повёрнута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их – диастолическому. Результаты оценивались по оценочным таблицам (Белоконь Н.А. 2006) артериального давления у детей, а также проводилось  изучение частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.), измерение систолического (САД, мм.рт.ст.) и диастолического артериального давления (ДАД, мм.рт.ст.).

  1.  Кроме того измерялись основные показатели функции внешнего дыхания: частота дыхательных движений (ЧДД/мин.) и определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ/мл.) при помощи спирометра.
  2.  Оценивались группы здоровья. К I группе здоровья были отнесены абсолютно здоровые дети, ко II группе здоровья были отнесены дети с функциональными отклонениями, к III – дети с хронической патологией в состоянии компенсации.

Все результаты, полученные в ходе исследования, были подвергнуты математико - статистической обработке. При этом вычислялось среднее арифметическое число. Индекс Эрисмана рассчитывается путём вычитания от половины роста ребёнка окружности грудной клетки и имеет отрицательное значение.

ГЛАВА III  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В апреле-мае 2014 года  было проведено обследование школьников 5- х классов, обучающихся в МОУ СОШ № 7 города Ейска и в МОУ СОШ № 1 станицы Новодеревянковской. Было принято участие в проведении весеннего медицинского осмотра и проанализированы индивидуальные карты школьников (ф.26/у) с заключением врачей для определения группы здоровья.

Исследование показало, что сельские мальчики по таким показателям, как длина и масса тела, отстают не только от своих сверстников из города, но и сельских девочек. Однако оценка окружности грудной клетки и индекс Эрисмана может свидетельствовать о пропорциональности их развития. Учитывая это, можно думать о тенденции к задержке физического развития сельских мальчиков, что возможно определяется ранним началом тяжелого домашнего труда, сезонными особенностями питания (зимой преобладание мясной пищи, а летом растительной), отсутствием оздоровительной работы и других особенностей.

Сельские девочки опережают своих сверстниц по такому показателю как окружность грудной клетки, что может быть связано не только с мышечным корсетом, но и более ранним началом эндокринных процессов, оказывающих влияние на развитие подкожно-жировой клетчатки и молочных желез. Однако по индексу Эрисмана  в обеих группах девочек наблюдается узкогрудость, тогда как у мальчиков показатели находятся в пределах нормальных значений (таблица №1).

Таблица 1

Физические показатели сельских и городских детей

среднего школьного возраста

Показатели

Девочки

Мальчики

городские

сельские

городские

сельские

Длина тела, см

144,51

146,5

144,75

141,58

Масса тела, кг

38,12

39,26

39,83

37,47

ОГК, см

72,2

74,33

75,39

73,89

ИЭ, см

-4,9

-3,96

-2,03

-1,58

Показатели сердечно-сосудистой системы обследованных детей показали, что у сельских и городских детей не наблюдается различий ЧСС. При этом в обеих группах мальчиков выявляются более низкие показатели ЧСС, что в первую очередь связано с уровнем адаптированности детей.

Наиболее значимые различия наблюдаются в показателях артериального давления. В частности, у сельских детей выявляются более высокие показатели, как систолического, так и диастолического артериального давления, что может свидетельствовать о степени напряжения в системе регуляции показателя с преобладанием симпатической нервной системы. При этом у сельских девочек более высокие значения систолического артериального давления наблюдаются не только по сравнению со сверстницами из города, но и сельскими мальчиками. Возможно, что особенности артериального давления сельских детей являются компенсаторными, вследствие относительного отставания функционального развития органов кровообращения (таблица № 2).

Таблица 2

Показатели кровообращения сельских и городских детей

среднего школьного возраста

Показатели

Девочки

Мальчики

городские

сельские

городские

сельские

ЧСС, уд/мин

79,33

81,75

74,15

75,94

САД, мм рт. ст.

113,66

124,08

115,22

119,48

ДАД, мм рт. ст.

65,27

72,33

65,95

71,38

По показателям функции внешнего дыхания сельских и городских детей среднего школьного возраста не наблюдается различий по частоте дыхательных движений, но у городских мальчиков выявляются более высокие показатели жизненной емкости лёгких, что может быть следствием адаптации бронхиального дерева к неблагополучной экологической обстановке в городских условиях (таблица № 3).

Таблица 3

Показатели функции внешнего дыхания сельских и городских детей

среднего школьного возраста

Пол

Группа

ЧДД в мин

ЖЕЛ, мл

Девочки

Городские

20,15

1615,74

Сельские

20,15

1619,23

Мальчики

Городские

20,14

1761,11

Сельские

19,82

1683,33

Распределение детей по группам здоровья выглядит следующим образом: сельские мальчики и девочки имеют наибольший процент в I группе здоровья  (28-29%) и наименьший процент с III – группой здоровья. В III группе и у девочек и у мальчиков  лидирующее положение занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, на 2-м месте заболевания желудочно-кишечного тракта. Городские девочки имеют самый большой процент III группы здоровья (33%). Это заболевания желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания, заболевания костно-мышечной системы. Городских мальчиков с III группой здоровья – 28% (таблица № 4).

Таблица 4

Распределение городских и сельских детей

школьного возраста по группам здоровья (%)

Пол

Группа

I

II

III

Девочки

городские

22

45

33

Сельские

28

45

27

Мальчики

Городские

20

52

28

Сельские

29

51

20

В структуре заболеваемости по заключению врачей на 1 месте стоят  заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие),  на 2 месте заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, гастродуодениты), на 3 месте эндокринные нарушения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе, целью которой было исследование и сравнение состояния здоровья и физического развития детей  среднего школьного возраста, проживающих в городе и на селе, в первой главе был осуществлен литературный обзор данных по современному состоянию здоровья детей школьного возраста.

Проблема здоровья учащихся является приоритетным направлением развития здравоохранения.  Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья  школьников выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз.

Особую актуальность в связи с этим приобретают исследование состояния здоровья детей среднего школьного возраста, у которых адаптация наслаивается на процессы психо-эмоционального и функционального приспособления к  возрастающим учебным нагрузкам в связи с началом предметного обучения.

Во второй и третьей главах приведены данные об организации медицинского обследования городских и сельских детей.  Данные проведенного исследования показывают, что на современном этапе у детей среднего  школьного возраста, проживающих в условиях города и села наблюдаются не только половые, но и физиолого-демографические особенности. В частности, у сельских детей выявляются более высокие показатели артериального давления, что является следствием особенностей развития сердечнососудистой системы. Сельские дети превосходят по уровню физической работоспособности своих сверстников, у них более низкий процент детей с III группой здоровья. Тогда как у городских детей выявляется более высокая жизненная ёмкость лёгких, что несомненно определяется экологической обстановкой места проживания, процент детей с III группой здоровья выше.

Однако данные исследования показывают, что в настоящее время развитие сельских и городских детей среднего школьного возраста отличаются незначительно. В основе выявляемых различий лежит комплекс факторов, в первую очередь это экология окружающей среды, уровень информационных и бытовых физических нагрузок, оздоровительные мероприятия, которые определяют особенности адаптации и физического развития детей.

Учитывая проведённые исследования и анализ состояния здоровья школьников, выработаны рекомендации по сохранению здоровья школьников в общеобразовательных учреждениях.

   СПИСОК     ИСПОЛЬЗОВАННЫХ   ИСТОЧНИКОВ

  1.  Приказ МЗ и СР  РФ № 487 от 29.07.2005.
  2.  Приказ МЗ РФ № 151 от 07.05.98 «О современных отраслевых стандартах объёма медицинской помощи детям» (приложения №23 и №24).
  3.  Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья, - Москва: Сталкер, 2005. – 502 с.
  4.  Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В. Современные программы развития системы школьного здравоохранения в регионе. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. М.- 2011, Вып. 2,. – с.126-130.
  5.  Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2008. - 432 с. : ил.
  6.  Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими группами //Физическая культура в школе - 2006 - № 6. - С.22-25.
  7.  Гребешкова  И.И. Организация лечебно-профилактической помощи детям. М., Медицина, 2008 г. - 233 с.
  8.  Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений – М: Издательский центр «Академия», 2008 г. -  264с.
  9.  Калмыкова А.С. Поликлиническая педиатрия. Учебник. Медицинская литература от издательства: ГЭОТАР-Медиа 2005. – 720 с.
  10.  Коршунова Н. В., Пять слагаемых здорового образа жизни.//Здоровье 2007, № 2. С. 5 - 8.
  11.  Крюкова Д.А.  Здоровый человек и его окружение : учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Кабарухина. — Изд.12-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 474 c.: ил. — (Среднее профессиональное образование).
  12.  Ножкина Н.В., Татарева С.В., Малямова Л.Н. Состояние здоровья школьников и современные программы развития системы школьного здравоохранения. Научно-практический журнал Росмедпортал.ком. № 1, 2012 г.
  13.  Охрана здоровья детей и подростков: учебное пособие для средних медицинских работников /под ред. Сопиной З.Е. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-368с.: ил.
  14.  Рзянкина, М.Ф., Андрюшкина Е.Н. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль.  Ростов-на-Дону, 2010 г. – 384 с.
  15.  Сердюковская Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем школьников на основе массовых скрининг - тестов и оздоровление в условиях школы: Методическое пособие - М: 2006 г.- 120 с.
  16.  Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - М.: Медицина, 2005. – 256 с.
  17.  Скрининг в массовых профилактических осмотрах, М., Медицина 2005 г.
  18.  Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 2010. – 264 с.
  19.  Укрепления здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно- практической конференции (Казань, 4- 6 апреля 2007 г.). М., 2007.
  20.  Шевченко Л.А. От охраны здоровья к успеху в учебе// Начальная школа. -2006.- №8. – С.33.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации по сохранению и развитию здоровья школьников

  1.  Общеоздоровительные мероприятия
  2.  

Анализ состояния здоровья учащихся на начало и конец учебного года.

  1.  Рациональное распределение уроков – с чередованием «трудных» и «лёгких» предметов в течение дня, предметы средней трудности – в начале и в конце недели, создание на уроках чувственно-эмоционального фона с использованием режимов сенсорно-моторного обогащения.
  2.  Удлинение большой переменной до 30 минут с организацией подвижных игр на воздухе.
  3.  Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями:
  •  проветривание классов на переменах;
  •  создание оптимального воздушно-теплового режима в школе;
  •  регулярное проведение влажных уборок.
  1.  Формирование психологической установки у детей, родителей, педагогического коллектива на здоровый образ жизни.
  2.  Организация анкетирования учащихся, родителей, учителей с целью контроля сохранения и развития здоровья школьников.
  3.  Создание здоровьесберегающих программ.
  4.  Мероприятия по профилактике нарушений осанки и заболеваний опорно-двигательного аппарата 
    1.  Правильная посадка учащихся и использование мебели по росту.
    2.  

Наблюдение за правильностью позы учащихся.

  1.  Проведение физкультминуток в течение 1,5-2 минут на 15-й и 25 -й минуте урока.
    1.  Обучение родителей и учащихся приёмам проведения утренней гимнастики и специальных упражнений для ликвидации нарушений осанки и плоскостопия.
    2.  Контроль веса ранца с ежедневным комплектом для занятий. Вес ранца не должен превышать 10% массы школьника.
    3.  Оборудование спортзала и спортплощадки во дворе школы для оздоровления учащихся не только основной, но и специальной группы с организацией рационального режима нагрузки для детей с нарушением осанки и плоскостопием.
  2.  Мероприятия по профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта
    1.  Организация рационального питания учащихся:
  •  

Контроль за работой пищеблоков.

  •  Соблюдение санитарно-гигиенических требований к приготовлению пищи.
  •  Использование только разрешённых и качественных продуктов.
  •  Организация горячего питания - для 1-й смены – завтрак, для 2-й смены – полдник. Обед – по желанию родителей и учащихся и для детей, посещающих группы продлённого дня.

  •  Диетическое приготовление блюд.
  •  Использование в питании натуральных соков, свежих фруктов и овощей в течение года.
  •  Включение в меню натуральных продуктов, разнообразных мясных, рыбных, кисломолочных.
  •  Эстетическое оформление столовой и блюд.
    1.  Приобретение лекарственных средств для проведения  витаминизации.

IV. Профилактика нарушений зрения

  1.  Соблюдение основных санитарных правил искусственного и естественного освещения:
  •  Освещённость 300 люкс на рабочих местах, 500 люкс – классные доски. 
  •  Отсутствие штор и ветвистых растений на окнах.
  •  Регулярное мытьё оконных стёкл.
  1.  Использование удобной мебели, соответствующей росту.
  2.  

Правильное рассаживание детей за столами.

  1.  Правильный выбор цветового оформления мебели, дверей, интерьера.
  2.  Контроль за непрерывной продолжительностью чтения
  •  младшие школьники – не более 20 минут
  •  средние классы – не более 30 минут 
  •  старшие школьники – не более 45 минут.
  1.  Проведение специального комплекса упражнений для глаз во время физкультминуток и в домашних условиях.
  2.  Ограничение просмотра телепередач и работы с компьютером в домашних условиях (не более 1 часа).
  3.  Использование учебников хорошего качества, выпущенных в соответствии с санитарными нормами и правилами.
  4.  Исключение зрительных нагрузок за 30 минут до сна.
  5.  Регулярное наблюдение детей с нарушениями зрения у врачей-окулистов.

PAGE   \* MERGEFORMAT 40


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83814. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость: налогоплательщики и основные элементы налога 44.09 KB
  НДС это косвенный налог. Плательщиками НДС признаются: организации в том числе некоммерческие предприниматели Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы: налогоплательщики внутреннего НДС т. НДС уплачиваемого при реализации товаров работ услуг на территории РФ налогоплательщики ввозного НДС т. НДС уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС Организации и предприниматели у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма...
83815. Правовое регулирование акцизов: налогоплательщики, основные элементы налога. Обязанности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза 47.79 KB
  Обязанности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза. Налогоплательщики: 1 организации; 2 индивидуальные предприниматели; 3 лица признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1 реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими...
83816. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц: налогоплательщики, основные элементы налогообложения, особенности налоговых льгот 46.1 KB
  Налогоплательщиками признаются физические лица являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации а также физические лица получающие доходы от источников в Российской Федерации не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики...
83817. Правовое регулирование налога на прибыль организаций: налогоплательщики, основные элементы налогообложения, особенности определения доходов и расходов у разных налогоплательщиков 49.15 KB
  Расходы. Группировка расходов Расходы это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы связанные с производством и реализацией зарплата сотрудников покупная стоимость сырья и материалов амортизация основные средств и пр. и на внереализационные расходы отрицательная курсовая разница судебные и арбитражные сборы и пр.
83818. Правовое регулирование сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов: налогоплательщики, основные элементы налога 43.06 KB
  Плательщики сбора Граждане индивидуальные предприниматели и юридические лица получающие в установленном порядке лицензию разрешение на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно. Порядок и сроки уплаты сбора Сбор необходимо уплатить за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира охотничьих ресурсов на территории Российской Федерации. Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по...
83819. Правовое регулирование водного налога: налогоплательщики, основные элементы налогообложения 39.3 KB
  Кроме того плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
83820. Правовое регулирование государственной пошлины: плательщики государственной пошлины; порядок и сроки уплаты; особенности уплаты 44.22 KB
  Плательщиками государственной пошлины далее в настоящей главе плательщики признаются: 1 организации; 2 физические лица. Указанные лица признаются плательщиками в случае если они: 1 обращаются за совершением юридически значимых действий предусмотренных настоящей главой; 2 выступают ответчиками в судах общей юрисдикции Верховном Суде Российской Федерации арбитражных судах или по делам рассматриваемым мировыми судьями и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в...
83821. Правовое регулирование налога на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, основные элементы налога 39.84 KB
  Объект налогообложения Являются: полезные ископаемые добытые из недр на территории РФ; полезные ископаемые извлеченные из отходов потерь добывающего производства если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию; полезные ископаемые добытые за пределами территории РФ. Не признаются: общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; добытые...
83822. Сосудисто – нервный пучок плеча. Лучевой, локтевой и срединный нерв. Перевязка плечевой артерии 60.11 KB
  Лучевой локтевой и срединный нерв. Название сосудов и нервов Верхняя треть плеча Средняя треть плеча Нижняя треть плеча . medinus Сосудистонервный пучок проходит в sulcus bicipitlis medilis причём несколько прикрыт внутренним краем двуглавой мышцы плеча задняя стенка влагалища которой образует влагалище сосудов и нерва.