9745

Условия залегания и свойства горных пород

Лекция

География, геология и геодезия

Условия залегания и свойства горных пород Осадочные породы состоят из пластов и слоев. Пласт - это геологическое тело, сложенное однородной осадочной горной породой, и ограниченное сверху и снизу параллельными плоскостями. Положение пласта в простра...

Русский

2013-03-16

51.17 KB

5 чел.

Условия залегания и свойства горных пород

Осадочные породы состоят из пластов и слоёв.

Пласт - это геологическое тело, сложенное однородной осадочной горной породой, и ограниченное сверху и снизу параллельными плоскостями.

Положение пласта в пространстве определяется углами падения и простирания.

Кратчайшее расстояние - нормальная мощность пласта.

Породы возникшие при высоких темпер и давлений - эндогенные.

Породы преобразуются под действием ветра и солнца - экзогенные.

Физико-механические свойства:

Понимается их способность реагировать на внешнее воздействие, изменение формы и целостности.

Твёрдость горной породы - это способность сопротивляться внедрению более твёрдого тела.

Образивность - зависит от твёрдости минералов и цементирующего вещества. (Пример: точим нож об наждак.) Зависит от твёрдости, нагрузки, длительности воздействия.

Упругость - способность горной породы изменять форму и восстанавливать после снятия.

Хрупкость - способность разрушаться без какой либо пластической деформации.

Коллектор - это способность гп вмещать в себя жидкости и газы.

Пористость - П0=ΣПор/Vобр  Псообщ=ΣПс/V

Проницаемость - способность пропускать через себя флюиды при перепаде давления. Зависит от размера пор и трещин. (Чем больше размеры канала, тем больше проницаемость образца) измеряется в Дарси.

Градиент - отношение давления к площади.

Плотность - отношение массы к единице объема.

Гидростатическое давление - рис 3*

Понятие горного давления - рис 4*

Чем больше давление в ГП тем труднее оно разрушается долотом.

Пластичность - это способность изменять форму под действием нагрузок но не восстанавливать их.

Деформация - относительная величина изменения размеров или формы тела под действием внешних нагрузок.

1. Обратимая - тело восстанавливает размеры и форму.

2. Необратимая - пластическая.

Разрушение - считают хрупким, если тело разрушилось сразу после нагрузки. Один из видов разрушения это разрыв. Рис 5*

Прочность ГП - способность противостоять разрушению под действием внешних нагрузок.

Анизотропия - материал обладает различными свойствами в разных направлениях. Рис6*

Основные плотности гп:

Глина 2060 – 2600

Песчаники 2600 – 2656

Доломиты 2550 – 2820

Известняки 2410 – 2750

Соль каменная 2100 – 2200

Температурный градиент - средний градиент по планете 0.03 на 1м

Скважина - это горная выработка, цилиндрической формы длина которой в несколько тысяч раз больше диаметра, сооружаемая с земной поверхности без доступа человека с помощью специального оборудования и инструмента.

Скважина- это капитальная долговременное дорогостоящее сооружение, которое является герметичным каналом связи между продуктивным горизонтом и поверхностью.

Бурение - это процесс разрушение горной породы с образованием цилиндрической выемки.

Стоимость скважины зависит от глубины и от конструкции.

30-50 млн. 2-2.5 км глубиной.

Понятие о конструкции скважины.

Рис7*

  1.  Начинается бурение шнеком или долотом диаметром 600 мм. На глубину 10 м.
  2.  Спускают обсадную трубу 530 мм. Заливаем цементом затрубное пространство.
  3.  Труба 450 мм. 30-50 м. Бурим 424 мм.
  4.  Труба 395 мм. Бурим 324 мм. 300 м
  5.  Бурим 295. Труба 245 мм. 1 км
  6.  190 - 215 бурение. Труба 146 мм эксплуатационная колонна. 2100
  7.  Перфорация, снижение давления в колонне.

Конструкция скважины - это совокупность информации о числе обсадных колонн их диаметрах, глубинах их спуска, интервалах цементирования (интервал поднятия тампонажного раствора), диаметрах долот для бурения под эти колонны, и иногда толщина стенки колонны и группы прочности стали.

530 10 м

426-40 м.

324-200 м.

245-800 м.

168-2100 м. (До 1500) - высота подъема тампонажного материала, так же может быть указано размеры долот, толщина колонн.

Графическое изображение рис8*

 

У каждой обсадной колонны есть чёткое название:

  1.  Шахтное направление 10-15 м.
  2.  Направление 40м
  3.  Кондуктор 200м.
  4.  Техническая. до 800 м.
  5.  Эксплуатационная. 2100 м.

ПВО – противовыбросное оборудование ставится на 2 или 3 колонну.

Скважины разделяются на:

  1.  вертикальные,
  2.  наклонные
  3.  горизонтальные.

Вертикальная - ось, которой отклонилась не более чем 1-2 градуса.

Наклонная - рис9* могут вскрывать горизонты на большом расстоянии.

Классификация скважин по назначению:

  1.  Структурно поисковые.
  2.  Опорные и параметрические - изучают геологический разрез, оценивают коллекторские свойства, оценивают свойства флюидов.
  3.  Разведочные скважины.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80635. Урок-конкурс знавців української мови у 3 – 4 класах 36 KB
  Мета: Виховувати любов до рідної мови, рідного краю, його традицій, почуття поваги до всього свого, українського, вдосконалювати мовну культуру учнів, збагачувати їхній словниковий запас, бажання розмовляти рідною мовою.
80636. Будівельні споруди. Виготовлення композиції «Казковий будиночок для улюбленого героя казки» 42.5 KB
  Мета: удосконалювати навички роботи з пластилі ном, природним матеріалом; закріпити знання учнів про рельєф, уміння створювати композицію; форму вати уявлення про мистецтво архітектури, професією будівельника; ознайомити з термінами – черепиця, карниз, фундамент; розвивати спостережливість, уяву...
80638. Маркетинг услуг 42.5 KB
  Маркетинг услуг Маркетинг услуг маркетинг осуществляющийся в качестве сопутствующей деятельности в комплексе с маркетингом потребительских товаров или промышленном маркетинге. В современный период в развитых странах происходит переход от так называемой индустриальной экономики к сервисной что связано с повышением значимости сферы услуг и превращением её в движущую силу хозяйственного развития. В сервисной экономике многие предприятия обрабатывающей промышленности расширяют предложение услуг Toyot IBM осваивают практике лизинга...
80639. Туристический маркетинг 137.5 KB
  Туристический маркетинг Основные положения. Туристический продукт. отдыхающих внутри страны то туристический маркетинг становится потребностью населения в полноценном проведении отпусков и каникул. Туристический маркетинг совокупность методов и приемов для полного удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических и социальных факторов для рационального с финансовой точки зрения ведения дел туристическими организациями.
80641. Разработка методики изучения рынка и оценки конкурентоспособности природоохранной продукции 96.5 KB
  Маркетинг играет двоякую роль: с одной стороны именно в результате маркетинговых исследований выявляется реалистичность и эффективность альтернативных вариантов развития предприятия а с другой служба маркетинга является основным источником комплексной информации о производстве и реализации. В соответствии с этим весь комплекс работ в рамках маркетинга может быть представлен в виде схемы: рис.1 Принципиальная схема функционирования маркетинга. В связи с этим потребитель становится с одной стороны предметом изучения а с другой ...
80642. Служба маркетинга на промышленном предприятии 37 KB
  Служба маркетинга на промышленном предприятии Современная концепция маркетинга принятая в США рассматривает его как целенаправленную комплексную деятельность производственной компании состоящую из системы взаимосвязанных мероприятий: научнотехнические и конъюнктурноэкономические исследования по разработке и освоению продукции; разработка технологии и схем управления производства; организация промышленного производства продукции с учетом ее конкурентоспособности на рынке; организация оптимальной системы сбыта продукции с использованием...
80643. Характеристика промышленного маркетинга в рыночной экономике 40 KB
  Характеристика промышленного маркетинга в рыночной экономике Особенности организации современного производства товаров и услуг. Логика маркетинга ориентированного на продукт нельзя продать то чего у вас пока ещё нет. Риск существует и в информационную эру но он с лихвой оправдывается при использовании интегрированного маркетинга.