97457

Философские истоки экономического либерализма (Дж. Локк, Д. Юм)

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Изучить понятия и предпосылки возникновения экономического либерализма. Рассмотреть основополагающие идеи экономического либерализма во взглядах Дж. Локка и Д. Юма. Определить значение экономического либерализма в XXI веке. Сформулировать выводы.

Русский

2015-10-18

52.25 KB

0 чел.

                           Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

                                                    по дисциплине

«    ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ  »

на тему

« Философские истоки экономического либерализма (Дж. Локк, Д. Юм »

Выполнила:

студентка  1  курса

Нугуманова Гузель Азатовна

Проверил:

Профессор кафедры экономической методологии и истории

 Гловели Георгий Джемалович

                                                           Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие и предпосылки возникновения экономического либерализма 4

2 Основополагающие идеи экономического либерализма во взглядах Дж. Локка и Д. Юма 7

3 Экономический либерализм в XXI веке 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 14


ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена теме «Философские истоки экономического либерализма». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях и изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Экономический либерализм» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Экономический либерализм (экономическая свобода) – основополагающий принцип в классической политической экономии. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов.

Либерализм (фр. liberalisme, от лат. libertas – свобода) – политическая, философская и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Либерализм основывается на убеждении, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Данная тема не теряет своей актуальности, с начала ее зарождения и по сей день.

Объектом данного исследования является анализ условий «Философских истоков экономического либерализма». При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью работы является исследование философских истоков экономического либерализма на примере одних из наиболее видных идеологов классического либерализма – Дж. Локка и Д. Юма.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить задачи:

  1.  Изучить понятия и предпосылки возникновения экономического либерализма;
  2.  Рассмотреть основополагающие идеи экономического либерализма во взглядах Дж. Локка и Д. Юма;
  3.  Определить значение экономического либерализма в XXI веке;
  4.  Сформулировать выводы.

1 Понятие и предпосылки возникновения экономического либерализма

Само понятие либерализм трактуется разными авторами по-своему. Например, для советских идеологов либерализм представлялся не иначе как буржуазным идеологическим и общественно-политическим течением, объединяющим сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свобод капиталистического предпринимательств2.

В наше время либерализм – философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.

Современный либерализм значительно расширил рамки понятия и форм первоначальной идеи. Так с течением истории появились идеологии политического либерализма, экономического, социального, культурного.

Либерализм возник в Европе в XVII-XIX веках в процессе борьбы буржуазии с феодальным монархическим абсолютизмом. По мере развития культуры, общество стало сомневаться, что абсолютные монархи имеют божественное право управлять всей жизнью общества и передавать это право по наследству.

Становление новоевропейской этики сопровождалось процессом изменения представлений о нормативном содержании понятия «справедливость». Его основной вектор состоял в придании абсолютного приоритета тем правилам справедливости, которые гарантируют личную безопасность, неприкосновенность собственности и соблюдение договоров, над правилами распределения ресурсов. Одним из индикаторов этого процесса являлся пересмотр свойственных для Античности и Средневековья классификаций видов справедливости. Преобладающей типологической моделью предшествующего периода являлась модель Аристотеля, включавшая два вида справедливости: «распределительную» и «направительную»3. Первая обеспечивает централизованную передачу материальных благ, находящихся в общем пользовании, в соответствии с достоинством человека. Вторая придает должную форму горизонтальным взаимодействиям между людьми и определяет должный ответ системы правосудия в случае отклонения поступков какого-то человека от этой формы.

Буржуазные революции в Англии и Франции XVII-XVIII вв. привели к разрушению феодальных отношений, падению абсолютизма и ограничению привилегий аристократии, а также к появлению нового торгово-промышленного слоя – буржуазии.

С возникновением этого социального слоя начинается период развития капитализма, которому и в идеологии, и в экономике, и в политике соответствует определенная система ценностей, воплотившаяся в либерализме.

Наиболее яркое выражение линия развития типологии справедливости получила у представителей англо-шотландской философской традиции – Дж.Локка, Д.Юма и А.Смита.

Либерализм выдвигался в идее борьбы за развитие личной инициативы, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые складываются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке.

Итак, у истоков либерализма стояли такие Дж. Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Д. Юм (1711-1776), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), А. Смит (1723-1790), И. Кант (1724-1804), В. Гумбольдт (1767-1835), Т. Джефферсон (1743-1826) и другие.

Джон Локк в 1690 году сформулировал два фундаментальных либеральных принципа экономической свободы, как права на личное владение и пользование собственностью, и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основа его теории – представление о естественных правах на жизнь, личную свободу и на частную собственность4. Граждане (богатые) заключают общественный договор с правительством, согласно которому правительство должно защищать их естественные права.

Локк открыто и честно отстаивал интересы английской буржуазии, поэтому он не распространял свободу совести на католиков, не распространял права человека на крестьян и слуг, не одобрял демократию. Демократия понималась не буквально, а просто как некоторое, пусть даже небольшое, участие более широких слоёв общества в управлении государством.

Адам Смит исходил из объективности экономических законов и разработал логичную систему, которая объясняла функционирование свободного рынка исходя из внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита – это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. А причем здесь Смит??????????

«Дэвид Юм утверждал, что фундаментальные (природные) законы человеческого поведения диктуют нравственные нормы, которые невозможно ни ограничить, ни подавить»5.

Шарль Луи Монтескьё развивал идею о всеобщем равенстве граждан перед законом, включая монархов. Основой для этого он считал разделение властей и федерализм.

Локк в своих трудах использует расширенное понимание собственности: «общим именем «собственность» обозначаются «жизнь, свободы и владения» определенного человека6. Именно защита собственности делает оправданным применение силы отдельным индивидом в естественном состоянии и власти правительства при объединении людей в государства. Таким образом, для Локка справедливость представляет собой эффективную защиту собственности на основе уважения к ней со стороны моральных субъектов и на основе применения власти (силы) в том случае, если такое уважение отсутствует.

Каковы интеллектуальные истоки подобного определения справедливости? Прежде всего, в нем обнаруживаются все черты «исполнительной справедливости» Г.Гроция.(????). В свою очередь, гроциева «наделяющая справедливость» полностью отброшена Локком. Ее место занимает добродетель «благотворительности», которая дважды упоминается в «Двух трактатах» в качестве второй фундаментальной нравственной категории, дополняющей понятие «справедливость».

Итак, исторические события, которые повлияли на развитие либерализма:

1. Английская буржуазная революция XVII века (1640-1660) и «славная революция» 1688 года.

2. Уничтожение абсолютизма, удар по феодальной собственности и превращение её в буржуазную, провозглашение свободы торговли и предпринимательства.

3. Война за независимость США (1775-1783).

4. Великая Французская Революция (1789-1799). По своему характеру революция была буржуазной и заключалась в смене феодального строя на капиталистический. Ведущую роль играла буржуазия, свергнувшая феодальную аристократию. Основной лозунг революции был – свобода, равенство, братство.

5. Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года.

Четверть текста на введение – многовато (и не все – по делу)


2 Основополагающие идеи экономического либерализма во взглядах Дж. Локка и Д. Юма

В конце XVII века в литературе с экономическим уклоном возникают новые воззрения. Авторы работ относят себя к меркантилистам, но их взгляды уже не всегда совпадают с этим течением. Некоторые исследователи про этот период времени выражаются не иначе, как о поздней стадии разложения меркантилизма7.

Джон Локк (1632-1704), как новатор в философии, так же как и многие в то время придерживался многих принципов меркантилизма. Важнейшими его экономическими работами как ученого являются «Рассуждения о понижении процента и повышении ценности денег» (1691) и «Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег» (1695). Согласно мнению Дж. Локка, страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоеванием и торговлей8. Он принимал количественную теорию денег и считал, что изменение цен зависит от количества денег в обращении, при этом говорил о необходимости учитывать скорость денежного обращения. Локк, в отличие от меркантилистов, обращающихся к государственному регулированию товарного и денежного обращения, утверждает стихию рынка, где взаимоотношение спроса и предложения является причиной образования фактической цены. В наибольшей мере Дж. Локк расходился с меркантилистами в отношении к сельскому хозяйству, объявив землю первым источником богатства.

Исторически идея свободы связана с отношениями людей к собственности, которая определяет их социальное положение и размеры получаемых ими социальных благ. Согласно взглядам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства. Сознательная деятельность людей может способствовать и появлению социальных форм, которые позволят им жить справедливее.

Существенным отличием локковского понимания справедливости от гроциева (??????) является не только очищение социальной этики от терминологических компромиссов с аритотелианско-томистским наследием, но и введение развернутого, последовательного обоснования той мысли, что лишь защита «собственности», но ни в коем случае не распределение ресурсов выступает в качестве задачи справедливого общества. Таким обоснованием служит трудовая теория собственности, дополненная рядом тезисов, которые нацелены на преодоление ее основного противоречия, состоящего в том, что после неравного присвоения всего объема благ, сотворенных Богом для людей, некоторые представители человечества оказываются, исключены из доступа к общему достоянию9. Среди таких тезисов: рассуждение о «молчаливом согласии» всех на ведущее к полному и неравному присвоению земли использование денег, рассуждение о повышении производительности земли посредством заботы о ней со стороны собственников, и, наконец, рассуждение о появлении в экономической системе, опирающейся на товарно-денежные отношения и неравную земельную собственность, таких способов приобретать блага, которые не зависят от имеющейся в распоряжении человека доли общего достояния10.

В отношении прямой социальной поддержки выводы Локка чрезвычайно умеренны. По его мнению, долг «сохранения» другого человека, как и право последнего на благотворительность, имеют силу лишь в крайне бедственных условиях, которые грозят смертью ближнему. Причины бедности и в ее экстремальных, и в ее умеренных выражениях связаны, по Локку, в большей мере с «ослаблением дисциплины и разложением нравов», чем с действием каких-то объективных социально-экономических или природных сил11.

Одним из ярких представителей нового направления научной мысли стал шотландский философ Дэвид Юм (1711-1776), который несколько своих очерков посвятил экономическим проблемам. Наиболее известные из них, «О торговле», «О деньгах», «О проценте», «О налогах», хотя и не отличаются значительным объемом, но поражают читателя глубиной мысли и блестящим стилем изложения.

Д. Юм признавал нецелесообразным вмешательство государства в экономику, категорически высказываясь о вреде законов против роскоши, высмеивая мнение ряда ученых, уверенных, что роскошь ведет к утрате нравственных ценностей.

На уровне определения справедливость у Юма привязана к защите индивидуальных владений даже более тесно, чем у Локка, поскольку центральное для локковской дефиниции справедливости понятие собственности шотландский философ ограничивает правом на обладание различными предметами. В «Трактате о человеческой природе» присутствует отклик на классическое определение справедливости, восходящее к Ульпиану и юстинианову кодексу (справедливость есть «постоянная и неизменная воля давать каждому то, что ему следует»). При этом анализ недостатков этого определения разворачивается на фоне однозначного отождествления справедливости с воздержанием от чужих внешних предметов и с возвращением их владельцам.

По мнению исследователей, справедливость Юма соответствует по своему нормативному содержанию аристотелевской «направительной» справедливости и таким ее историческим наследникам, как «коммутативная справедливость» схоластов и «исполнительная справедливость» Гроция.

В отличие от меркантилистов, видевших цель торговли в ввозимых в страну драгоценных металлов, Д. Юм выступает сторонником свободы торговли. Он говорит, что приток денежных металлов приводит к инфляции, которая проявляется в росте цен.

Искусственность справедливости, по Юму, означает, что она не является продуктом тех «благожелательных аффектов», которые заложены в природе человека и определяют его поведение до появления «общественного устройства» и за пределами действия его институтов. Справедливость есть нормативное приспособление, изобретенное для разрешения основной проблемы существования человека в «обществе» (в некоторых фрагментах – в «больших обществах»)12.

Юм ведет речь и о другом варианте вхождения естественной добродетели в сферу регулирования доступа к внешним благам. Это не ситуативное дополнение правил, защищающих собственность и регулирующих обмен, а их полное замещение альтернативными принципами. В «Исследовании о принципах морали» он обсуждает такое замещение на примерах распределения имущества по «достоинству» («добродетели» и даже «святости»), что как будто бы гарантирует правильность его употребления, а также «поровну», что как будто бы гарантирует достижение максимальной полезности для человеческого общества13.

Лишь два пункта в теории справедливости Юма создают крайне ограниченные возможности для проникновения распределительных соображений в общественную практику. Во-первых, он признает приостановку прав собственности в условиях крайней необходимости. Если общество находится на грани распада из-за всеобщей нехватки жизненно важных благ, а пренебрегающее правами собственности распределение может остановить этот распад, то оно оказывается оправданным14. Однако такие ситуации чрезвычайно редки. Во-вторых, он утверждает, что на уровне конкретизированных правил собственности интерес общества в безопасности и порядке не всегда дает достаточно очевидные указания и должен дополняться иными соображениями. Именно здесь приобретают значение «чувство человеколюбия, испытываемого по отношению к отдельным лицам, и возмущение по поводу того, что они терпят лишения»15. Однако степень влияния этих соображений на институциональное устройство общества, скорее всего, невелика[9].

Итак, представителями классической либеральной доктрины был выдвинут ряд идей, которые на всех этапах ее развития оставались определяющими. Прежде всего, это идея об абсолютной ценности человеческой личности и равенства людей от рождения. В рамках либеральной доктрины впервые был поставлен вопрос о неотчуждаемых правах человека – праве на жизнь, свободу, собственность. Государство понималось как результат общественного договора, главной целью которого является защита этих прав. На этой основе возникла идея правового государства и выдвинуто требование ограничения объема и сфер деятельности государства, защиты граждан от чрезмерного государственного контроля. Либерализм исходил из необходимости разделения власти, с тем, чтобы каждая из ее ветвей не имела бы полного превосходства над другими и была бы для них сдерживающим ограничителем.

Наряду с политическими идеями классический либерализм декларировал и ряд важнейших принципов в сфере экономики. Экономическая доктрина либерализма также основывалась на требовании сокращения государственного вмешательства и регламентации. На практике это означало признание полной свободы частной инициативы и частного предпринимательства. По мнению одного из главных идеологов экономического либерализма А. Смита, продолжившего начатые Локком и Юмом либеральные идеи, но преобразуя их в более реальные и применимые в жизни, не теряющие своей актуальности и по сей день, свободное взаимодействие индивидов в их экономической деятельности приведет общество к такому состоянию, когда будут удовлетворены интересы всех социальных слоев. Следует отметить, что первоначальная тенденция совпадения политического и экономического либерализма в дальнейшем не сохранилась.

А.Смит уже рассматривает общество как меновой союз, а главным признаком человеческой природы считает склонность к торговле, обмену. Стремление отдельного индивида, по его мнению, совпадает с интересами всего общества. Как сторонник свободной конкуренции, он выступал против вмешательств государства в экономику. Эти положения и легли в основу концепции экономического либерализма, в которую он положил идею естественного порядка, как и физиократы, т.е. идею рыночных отношений.

Опять не по теме!!!!


3 Экономический либерализм в XXI веке

Раздел не по теме

В последние 30 лет в мире произошли огромные качественные изменения.

Во-первых, в экономически развитых странах изменился характер капитализма – на смену производственно-промышленному капитализму пришёл финансово-спекулятивный капитализм.

Во-вторых, изменился характер международного капитализма (империализма) – возросла роль транснациональных компаний и финансово-промышленных групп, которые активно вмешиваются и влияют на политику и экономику других стран (ограничивают суверенитет), интенсивно идёт процесс глобализации.

В-третьих, с гибелью социалистической системы и СССР у империализма значительно расширились возможности приобретения сырья за счёт образования новых сырьевых колоний и появились новые рынки сбыта для своей готовой продукции.

Для осуществления мировых процессов «демократизации» и «либерализации» возникли, и стали активно действовать ряд международных организаций.

Практически размыта, существовавшая ранее, двухполюсность мира, в борьбе двух систем. Однако до сих пор не сделан окончательный вывод в пользу одной из моделей миропорядка – либеральной или государственной. Спор между этими системами продолжается. Ни у одной из них нет явного преимущества перед другой.

Современный экономический либерализм содержит в себе ряд следующих основных принципов:

1. Частная собственность – основа экономики, она «священна и неприкосновенна».

2. Свободное частное предприятие – основной вид предприятий в государстве.

3. Невмешательство государства в экономику (или допускается небольшое вмешательство).

4. Отмена государственных субсидий и юридических барьеров для торговли.

5. Стоимость товаров и услуг должна определяться только рынком.

6. Рынок не нуждается в государственном регулировании (или допускается небольшое).

7. Некоторые либералы считают, что рынок должен быть даже в судопроизводстве и других областях.

Некоторые из современных течений либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

С целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений в 1995 году была создана (на базе бывшей организации ГАТТ) организация всемирная торговая организация (ВТО), в состав государств-членов которой вошла и Россия.

Задачей ВТО провозглашено установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, (также как и ГАТТ), опирается на основные принципы – равные права, взаимность, прозрачность.

Итак, идея либерализма, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк.

Важный вклад в либерализм внесли Дэвид Юм, Иммануил Кант и Адам Смит.

А.Смит рассматривал свободную игру рыночных сил как наиболее эффективный механизм достижения не только частной, но и общественной выгоды. Он сформулировал концепцию «невидимой руки» рынка, действию которой не нужно мешать и которая сама все устроит наилучшим образом. Смит исходил из принципа laissez faire, т.е. подчеркивал необходимость естественного хода экономических процессов. Государству в его системе отводилась роль «ночного сторожа», функции которого ограничивались охраной экономической свободы субъектов рынка. Дальнейшее развитие эти основополагающие идеи экономического либерализма получили в работах представителей неоклассического направления, которое до сих пор считается основным направлением – мейнстримом (mainstream – англ.) западной экономической мысли. 

А это зачем здесь???????????

Неоклассики не утратили веры в автоматический механизм свободного рыночного саморегулирования экономики. Они по-прежнему отрицают необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь и его эффективность. Вместе с тем государство выступает в неоклассических концепциях уже не просто в роли «ночного сторожа», а как активный фактор экономического процесса. В его задачу входит установление «правил игры» на рынке, формирование благоприятной конкурентной рыночной среды, ограничение монополистических тенденций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе выполнения поставленных задач, было установлено, то что либерализм – идеология, считающая высшей ценностью свободу человеческой личности, в экономике - экономическую свободу. В экономической науке впервые нашла наиболее яркое выражение в трудах основоположника классической школы экономической мысли Адама Смита (1723-1790).

Либерализм сыграл большую положительную роль в XVII-XIX веках как революционная идеология борьбы буржуазии с феодализмом. На то время буржуазный строй был прогрессивным, по сравнению с феодальным.

Либеральная теория представляет собой определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические и политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью.

Важную роль в разработке первоначальной концепции либерализма в целом сыграли такие европейские философы, как Дж.Локк и Д.Юм. И если Локк, выдвигая либеральные идеи, еще не называл их либеральными, а лишь закладывал основу свободных отношений в политике и экономике. Это уже позднее, анализируя его идеи, исследователи причислили их к зарождающемуся либерализму. Так же в его трудах было заложено рассуждение ценности денег как особого товара, отличного от всякого другого. Локк также зафиксировал тенденцию снижения ставки ссудного процента вследствие притока серебра и золота из Америки, полагая, что и впредь количество этой наличности в мировом масштабе будет возрастать относительно объёмов торговли, позволяя странам с наибольшим денежным запасом к выгоде для себя снижать ставку процента.

Если Локк, отрицая «внутреннюю ценность» денег, тем не менее, всё же продолжал отстаивать доктрину торгового баланса, то его последователь философ и историк Дэвид Юм в эссе «О деньгах» (1752) положил количественную теорию денег в опровержение целесообразности регулирования денежных потоков ради активного торгового баланса.

В сравнении с Локком или Юмом более подробно весомый аргумент в пользу неприкосновенности собственности, связанный с увеличением экономической производительности общества и сопутствующим ему улучшением материального положения каждого, был разработан А.Смитом. Знаменитая концепция «невидимой руки» с определенными смысловыми вариациями присутствует в разных работах мыслителя.

Не по теме……


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Гловели, Г.Д. История экономических учений: Учебник / Г.Д. Гловели. – М.: Юрайт, 2011. – 752 с.
  2.  История экономических учений. Конспект лекций / Л.В. Васильева, Г.В. Игнатьева, П.И. Прошунин. – М.: Высшее образование, 2008. – 192 с.
  3.  Локк, Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. в 3 т. Т. 3. – М., 1988. – 698 с.
  4.  Прокофьев, А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 133-143
  5.  Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – 1600 с.
  6.  Юм, Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1996. – 653 с.

2 Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – С. 803

3 Прокофьев, А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 133

4 Гловели, Г.Д. История экономических учений: Учебник / Г.Д. Гловели. – М.: Юрайт, 2011. – С. 87

5 Прокофьев, А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 134

6 Там же

7 См. История экономических учений. Конспект лекций / Л.В. Васильева, Г.В. Игнатьева, П.И. Прошунин. – М.: Высшее образование, 2008. – С. 23

8 См. там же

9 Прокофьев, А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 136

10 См. Локк, Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. в 3 т. Т. 3. – М., 1988. – С. 185-190

11 См. там же

12 См. Юм, Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1996. – С. 249-252

13 См. там же. – С. 199

14 См. там же. – С. 201

15См. Юм, Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1996. – С. 304


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46160. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ 797 KB
  Формы и методы государственного управления. Формы государственного управления. Методы государственного управления Правовые акты государственного управления Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления.
46163. Традиции благотворительности и милосердия в России 60.96 KB
  Деятельность Благотворительного фонда Абсолют-Помощь плане благотворительность это помощь другим людям за счет личного благосостояния либо свободного времени и при условии что оказание данной помощи никаким образом не наносит вреда другим лицам и исполняется легально. Приведенная информация дает определенную характеристику народу способному не только сострадать но и оказывать помощь тем кто попал в беду. Благотворительные фонды оказывают помощь части общества с низким уровнем дохода что повышает общий уровень благосостояния...
46164. Противоэрозионная организация территории АО «Маяк» бригада III 156 KB
  Составление карты категорий эрозионноопасных земель. К факторам рельефа относятся: наличие пересеченного рельефа склоновых земель. Система противоэрозионной организации территории включает прогнозирование планирование и проектирование эрозионноопасных и эродированных земель определяет организационнохозяйственные технические действия по осуществлению противоэрозионных мероприятий на ближайшие годы. В этих документах особым образом выделяются не только...
46165. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ 748 KB
  Развитие личности ребенка в учебно-воспитательном процессе развитие его индивидуальных особенностей внутри каждого возрастного периода потребностей и интересов склонностей и способностей самооценки и самосознания установок жизненных и ценностных ориентаций задача чрезвычайно сложная имеющая как теоретический прикладной так и практический характер. Поскольку физическое и психологическое развитие явление 1 природы и общественной жизни им...
46166. ОТЧЕТ по производственной практике по информационным технологиям на ООО «Ромашка» 154.5 KB
  Общая технико-экономическая характеристика предприятия Общая технико-экономическая характеристика предприятия Название предприятия: ООО Ромашка зарегистрированное ИФНС №33 РФ Свидетельство о регистрации от 7 августа 2003г. Для предприятия понятие материально-технической базы учитывает состояние компонентов: наличие и приспособленность производственных площадей возраст парка оборудования соответствие наличных материальных ресурсов производственной программе. За это время организационная структура предприятия категорично не изменялась.
46167. Товароведение непродовольственных товаров 37.82 KB
  Режим хранения это совокупность климатических и санитарно гигиенических требований обеспечивающих сохраняемость товаров. При небрежном обращении несоблюдении сроков и условий транспортировки хранения и реализации состав и качество продовольственных товаров ухудшаются. При хранении продовольственных товаров протекают физические химические биохимические и биологические процессы.
46168. Методы социально-экономического прогнозирования 1.71 MB
  Прогноз относительно будущей цены бензина не однозначен что связано с особенностями изначальных данных и разработанных моделей. Предварительная обработка данных. Использование данных методов для построения моделей описывающих изменение цен на бензин. Описание используемого математического аппарата при проведении расчетов Регрессионный анализ Регрессионный анализ метод моделирования измеряемых данных и исследования их свойств.