97457

Философские истоки экономического либерализма (Дж. Локк, Д. Юм)

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Изучить понятия и предпосылки возникновения экономического либерализма. Рассмотреть основополагающие идеи экономического либерализма во взглядах Дж. Локка и Д. Юма. Определить значение экономического либерализма в XXI веке. Сформулировать выводы.

Русский

2015-10-18

52.25 KB

0 чел.

                           Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

                                                    по дисциплине

«    ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ  »

на тему

« Философские истоки экономического либерализма (Дж. Локк, Д. Юм »

Выполнила:

студентка  1  курса

Нугуманова Гузель Азатовна

Проверил:

Профессор кафедры экономической методологии и истории

 Гловели Георгий Джемалович

                                                           Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие и предпосылки возникновения экономического либерализма 4

2 Основополагающие идеи экономического либерализма во взглядах Дж. Локка и Д. Юма 7

3 Экономический либерализм в XXI веке 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 14


ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена теме «Философские истоки экономического либерализма». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях и изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Экономический либерализм» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Экономический либерализм (экономическая свобода) – основополагающий принцип в классической политической экономии. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов.

Либерализм (фр. liberalisme, от лат. libertas – свобода) – политическая, философская и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Либерализм основывается на убеждении, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Данная тема не теряет своей актуальности, с начала ее зарождения и по сей день.

Объектом данного исследования является анализ условий «Философских истоков экономического либерализма». При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью работы является исследование философских истоков экономического либерализма на примере одних из наиболее видных идеологов классического либерализма – Дж. Локка и Д. Юма.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить задачи:

  1.  Изучить понятия и предпосылки возникновения экономического либерализма;
  2.  Рассмотреть основополагающие идеи экономического либерализма во взглядах Дж. Локка и Д. Юма;
  3.  Определить значение экономического либерализма в XXI веке;
  4.  Сформулировать выводы.

1 Понятие и предпосылки возникновения экономического либерализма

Само понятие либерализм трактуется разными авторами по-своему. Например, для советских идеологов либерализм представлялся не иначе как буржуазным идеологическим и общественно-политическим течением, объединяющим сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свобод капиталистического предпринимательств2.

В наше время либерализм – философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.

Современный либерализм значительно расширил рамки понятия и форм первоначальной идеи. Так с течением истории появились идеологии политического либерализма, экономического, социального, культурного.

Либерализм возник в Европе в XVII-XIX веках в процессе борьбы буржуазии с феодальным монархическим абсолютизмом. По мере развития культуры, общество стало сомневаться, что абсолютные монархи имеют божественное право управлять всей жизнью общества и передавать это право по наследству.

Становление новоевропейской этики сопровождалось процессом изменения представлений о нормативном содержании понятия «справедливость». Его основной вектор состоял в придании абсолютного приоритета тем правилам справедливости, которые гарантируют личную безопасность, неприкосновенность собственности и соблюдение договоров, над правилами распределения ресурсов. Одним из индикаторов этого процесса являлся пересмотр свойственных для Античности и Средневековья классификаций видов справедливости. Преобладающей типологической моделью предшествующего периода являлась модель Аристотеля, включавшая два вида справедливости: «распределительную» и «направительную»3. Первая обеспечивает централизованную передачу материальных благ, находящихся в общем пользовании, в соответствии с достоинством человека. Вторая придает должную форму горизонтальным взаимодействиям между людьми и определяет должный ответ системы правосудия в случае отклонения поступков какого-то человека от этой формы.

Буржуазные революции в Англии и Франции XVII-XVIII вв. привели к разрушению феодальных отношений, падению абсолютизма и ограничению привилегий аристократии, а также к появлению нового торгово-промышленного слоя – буржуазии.

С возникновением этого социального слоя начинается период развития капитализма, которому и в идеологии, и в экономике, и в политике соответствует определенная система ценностей, воплотившаяся в либерализме.

Наиболее яркое выражение линия развития типологии справедливости получила у представителей англо-шотландской философской традиции – Дж.Локка, Д.Юма и А.Смита.

Либерализм выдвигался в идее борьбы за развитие личной инициативы, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые складываются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке.

Итак, у истоков либерализма стояли такие Дж. Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Д. Юм (1711-1776), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), А. Смит (1723-1790), И. Кант (1724-1804), В. Гумбольдт (1767-1835), Т. Джефферсон (1743-1826) и другие.

Джон Локк в 1690 году сформулировал два фундаментальных либеральных принципа экономической свободы, как права на личное владение и пользование собственностью, и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основа его теории – представление о естественных правах на жизнь, личную свободу и на частную собственность4. Граждане (богатые) заключают общественный договор с правительством, согласно которому правительство должно защищать их естественные права.

Локк открыто и честно отстаивал интересы английской буржуазии, поэтому он не распространял свободу совести на католиков, не распространял права человека на крестьян и слуг, не одобрял демократию. Демократия понималась не буквально, а просто как некоторое, пусть даже небольшое, участие более широких слоёв общества в управлении государством.

Адам Смит исходил из объективности экономических законов и разработал логичную систему, которая объясняла функционирование свободного рынка исходя из внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита – это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. А причем здесь Смит??????????

«Дэвид Юм утверждал, что фундаментальные (природные) законы человеческого поведения диктуют нравственные нормы, которые невозможно ни ограничить, ни подавить»5.

Шарль Луи Монтескьё развивал идею о всеобщем равенстве граждан перед законом, включая монархов. Основой для этого он считал разделение властей и федерализм.

Локк в своих трудах использует расширенное понимание собственности: «общим именем «собственность» обозначаются «жизнь, свободы и владения» определенного человека6. Именно защита собственности делает оправданным применение силы отдельным индивидом в естественном состоянии и власти правительства при объединении людей в государства. Таким образом, для Локка справедливость представляет собой эффективную защиту собственности на основе уважения к ней со стороны моральных субъектов и на основе применения власти (силы) в том случае, если такое уважение отсутствует.

Каковы интеллектуальные истоки подобного определения справедливости? Прежде всего, в нем обнаруживаются все черты «исполнительной справедливости» Г.Гроция.(????). В свою очередь, гроциева «наделяющая справедливость» полностью отброшена Локком. Ее место занимает добродетель «благотворительности», которая дважды упоминается в «Двух трактатах» в качестве второй фундаментальной нравственной категории, дополняющей понятие «справедливость».

Итак, исторические события, которые повлияли на развитие либерализма:

1. Английская буржуазная революция XVII века (1640-1660) и «славная революция» 1688 года.

2. Уничтожение абсолютизма, удар по феодальной собственности и превращение её в буржуазную, провозглашение свободы торговли и предпринимательства.

3. Война за независимость США (1775-1783).

4. Великая Французская Революция (1789-1799). По своему характеру революция была буржуазной и заключалась в смене феодального строя на капиталистический. Ведущую роль играла буржуазия, свергнувшая феодальную аристократию. Основной лозунг революции был – свобода, равенство, братство.

5. Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года.

Четверть текста на введение – многовато (и не все – по делу)


2 Основополагающие идеи экономического либерализма во взглядах Дж. Локка и Д. Юма

В конце XVII века в литературе с экономическим уклоном возникают новые воззрения. Авторы работ относят себя к меркантилистам, но их взгляды уже не всегда совпадают с этим течением. Некоторые исследователи про этот период времени выражаются не иначе, как о поздней стадии разложения меркантилизма7.

Джон Локк (1632-1704), как новатор в философии, так же как и многие в то время придерживался многих принципов меркантилизма. Важнейшими его экономическими работами как ученого являются «Рассуждения о понижении процента и повышении ценности денег» (1691) и «Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег» (1695). Согласно мнению Дж. Локка, страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоеванием и торговлей8. Он принимал количественную теорию денег и считал, что изменение цен зависит от количества денег в обращении, при этом говорил о необходимости учитывать скорость денежного обращения. Локк, в отличие от меркантилистов, обращающихся к государственному регулированию товарного и денежного обращения, утверждает стихию рынка, где взаимоотношение спроса и предложения является причиной образования фактической цены. В наибольшей мере Дж. Локк расходился с меркантилистами в отношении к сельскому хозяйству, объявив землю первым источником богатства.

Исторически идея свободы связана с отношениями людей к собственности, которая определяет их социальное положение и размеры получаемых ими социальных благ. Согласно взглядам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства. Сознательная деятельность людей может способствовать и появлению социальных форм, которые позволят им жить справедливее.

Существенным отличием локковского понимания справедливости от гроциева (??????) является не только очищение социальной этики от терминологических компромиссов с аритотелианско-томистским наследием, но и введение развернутого, последовательного обоснования той мысли, что лишь защита «собственности», но ни в коем случае не распределение ресурсов выступает в качестве задачи справедливого общества. Таким обоснованием служит трудовая теория собственности, дополненная рядом тезисов, которые нацелены на преодоление ее основного противоречия, состоящего в том, что после неравного присвоения всего объема благ, сотворенных Богом для людей, некоторые представители человечества оказываются, исключены из доступа к общему достоянию9. Среди таких тезисов: рассуждение о «молчаливом согласии» всех на ведущее к полному и неравному присвоению земли использование денег, рассуждение о повышении производительности земли посредством заботы о ней со стороны собственников, и, наконец, рассуждение о появлении в экономической системе, опирающейся на товарно-денежные отношения и неравную земельную собственность, таких способов приобретать блага, которые не зависят от имеющейся в распоряжении человека доли общего достояния10.

В отношении прямой социальной поддержки выводы Локка чрезвычайно умеренны. По его мнению, долг «сохранения» другого человека, как и право последнего на благотворительность, имеют силу лишь в крайне бедственных условиях, которые грозят смертью ближнему. Причины бедности и в ее экстремальных, и в ее умеренных выражениях связаны, по Локку, в большей мере с «ослаблением дисциплины и разложением нравов», чем с действием каких-то объективных социально-экономических или природных сил11.

Одним из ярких представителей нового направления научной мысли стал шотландский философ Дэвид Юм (1711-1776), который несколько своих очерков посвятил экономическим проблемам. Наиболее известные из них, «О торговле», «О деньгах», «О проценте», «О налогах», хотя и не отличаются значительным объемом, но поражают читателя глубиной мысли и блестящим стилем изложения.

Д. Юм признавал нецелесообразным вмешательство государства в экономику, категорически высказываясь о вреде законов против роскоши, высмеивая мнение ряда ученых, уверенных, что роскошь ведет к утрате нравственных ценностей.

На уровне определения справедливость у Юма привязана к защите индивидуальных владений даже более тесно, чем у Локка, поскольку центральное для локковской дефиниции справедливости понятие собственности шотландский философ ограничивает правом на обладание различными предметами. В «Трактате о человеческой природе» присутствует отклик на классическое определение справедливости, восходящее к Ульпиану и юстинианову кодексу (справедливость есть «постоянная и неизменная воля давать каждому то, что ему следует»). При этом анализ недостатков этого определения разворачивается на фоне однозначного отождествления справедливости с воздержанием от чужих внешних предметов и с возвращением их владельцам.

По мнению исследователей, справедливость Юма соответствует по своему нормативному содержанию аристотелевской «направительной» справедливости и таким ее историческим наследникам, как «коммутативная справедливость» схоластов и «исполнительная справедливость» Гроция.

В отличие от меркантилистов, видевших цель торговли в ввозимых в страну драгоценных металлов, Д. Юм выступает сторонником свободы торговли. Он говорит, что приток денежных металлов приводит к инфляции, которая проявляется в росте цен.

Искусственность справедливости, по Юму, означает, что она не является продуктом тех «благожелательных аффектов», которые заложены в природе человека и определяют его поведение до появления «общественного устройства» и за пределами действия его институтов. Справедливость есть нормативное приспособление, изобретенное для разрешения основной проблемы существования человека в «обществе» (в некоторых фрагментах – в «больших обществах»)12.

Юм ведет речь и о другом варианте вхождения естественной добродетели в сферу регулирования доступа к внешним благам. Это не ситуативное дополнение правил, защищающих собственность и регулирующих обмен, а их полное замещение альтернативными принципами. В «Исследовании о принципах морали» он обсуждает такое замещение на примерах распределения имущества по «достоинству» («добродетели» и даже «святости»), что как будто бы гарантирует правильность его употребления, а также «поровну», что как будто бы гарантирует достижение максимальной полезности для человеческого общества13.

Лишь два пункта в теории справедливости Юма создают крайне ограниченные возможности для проникновения распределительных соображений в общественную практику. Во-первых, он признает приостановку прав собственности в условиях крайней необходимости. Если общество находится на грани распада из-за всеобщей нехватки жизненно важных благ, а пренебрегающее правами собственности распределение может остановить этот распад, то оно оказывается оправданным14. Однако такие ситуации чрезвычайно редки. Во-вторых, он утверждает, что на уровне конкретизированных правил собственности интерес общества в безопасности и порядке не всегда дает достаточно очевидные указания и должен дополняться иными соображениями. Именно здесь приобретают значение «чувство человеколюбия, испытываемого по отношению к отдельным лицам, и возмущение по поводу того, что они терпят лишения»15. Однако степень влияния этих соображений на институциональное устройство общества, скорее всего, невелика[9].

Итак, представителями классической либеральной доктрины был выдвинут ряд идей, которые на всех этапах ее развития оставались определяющими. Прежде всего, это идея об абсолютной ценности человеческой личности и равенства людей от рождения. В рамках либеральной доктрины впервые был поставлен вопрос о неотчуждаемых правах человека – праве на жизнь, свободу, собственность. Государство понималось как результат общественного договора, главной целью которого является защита этих прав. На этой основе возникла идея правового государства и выдвинуто требование ограничения объема и сфер деятельности государства, защиты граждан от чрезмерного государственного контроля. Либерализм исходил из необходимости разделения власти, с тем, чтобы каждая из ее ветвей не имела бы полного превосходства над другими и была бы для них сдерживающим ограничителем.

Наряду с политическими идеями классический либерализм декларировал и ряд важнейших принципов в сфере экономики. Экономическая доктрина либерализма также основывалась на требовании сокращения государственного вмешательства и регламентации. На практике это означало признание полной свободы частной инициативы и частного предпринимательства. По мнению одного из главных идеологов экономического либерализма А. Смита, продолжившего начатые Локком и Юмом либеральные идеи, но преобразуя их в более реальные и применимые в жизни, не теряющие своей актуальности и по сей день, свободное взаимодействие индивидов в их экономической деятельности приведет общество к такому состоянию, когда будут удовлетворены интересы всех социальных слоев. Следует отметить, что первоначальная тенденция совпадения политического и экономического либерализма в дальнейшем не сохранилась.

А.Смит уже рассматривает общество как меновой союз, а главным признаком человеческой природы считает склонность к торговле, обмену. Стремление отдельного индивида, по его мнению, совпадает с интересами всего общества. Как сторонник свободной конкуренции, он выступал против вмешательств государства в экономику. Эти положения и легли в основу концепции экономического либерализма, в которую он положил идею естественного порядка, как и физиократы, т.е. идею рыночных отношений.

Опять не по теме!!!!


3 Экономический либерализм в XXI веке

Раздел не по теме

В последние 30 лет в мире произошли огромные качественные изменения.

Во-первых, в экономически развитых странах изменился характер капитализма – на смену производственно-промышленному капитализму пришёл финансово-спекулятивный капитализм.

Во-вторых, изменился характер международного капитализма (империализма) – возросла роль транснациональных компаний и финансово-промышленных групп, которые активно вмешиваются и влияют на политику и экономику других стран (ограничивают суверенитет), интенсивно идёт процесс глобализации.

В-третьих, с гибелью социалистической системы и СССР у империализма значительно расширились возможности приобретения сырья за счёт образования новых сырьевых колоний и появились новые рынки сбыта для своей готовой продукции.

Для осуществления мировых процессов «демократизации» и «либерализации» возникли, и стали активно действовать ряд международных организаций.

Практически размыта, существовавшая ранее, двухполюсность мира, в борьбе двух систем. Однако до сих пор не сделан окончательный вывод в пользу одной из моделей миропорядка – либеральной или государственной. Спор между этими системами продолжается. Ни у одной из них нет явного преимущества перед другой.

Современный экономический либерализм содержит в себе ряд следующих основных принципов:

1. Частная собственность – основа экономики, она «священна и неприкосновенна».

2. Свободное частное предприятие – основной вид предприятий в государстве.

3. Невмешательство государства в экономику (или допускается небольшое вмешательство).

4. Отмена государственных субсидий и юридических барьеров для торговли.

5. Стоимость товаров и услуг должна определяться только рынком.

6. Рынок не нуждается в государственном регулировании (или допускается небольшое).

7. Некоторые либералы считают, что рынок должен быть даже в судопроизводстве и других областях.

Некоторые из современных течений либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

С целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений в 1995 году была создана (на базе бывшей организации ГАТТ) организация всемирная торговая организация (ВТО), в состав государств-членов которой вошла и Россия.

Задачей ВТО провозглашено установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, (также как и ГАТТ), опирается на основные принципы – равные права, взаимность, прозрачность.

Итак, идея либерализма, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк.

Важный вклад в либерализм внесли Дэвид Юм, Иммануил Кант и Адам Смит.

А.Смит рассматривал свободную игру рыночных сил как наиболее эффективный механизм достижения не только частной, но и общественной выгоды. Он сформулировал концепцию «невидимой руки» рынка, действию которой не нужно мешать и которая сама все устроит наилучшим образом. Смит исходил из принципа laissez faire, т.е. подчеркивал необходимость естественного хода экономических процессов. Государству в его системе отводилась роль «ночного сторожа», функции которого ограничивались охраной экономической свободы субъектов рынка. Дальнейшее развитие эти основополагающие идеи экономического либерализма получили в работах представителей неоклассического направления, которое до сих пор считается основным направлением – мейнстримом (mainstream – англ.) западной экономической мысли. 

А это зачем здесь???????????

Неоклассики не утратили веры в автоматический механизм свободного рыночного саморегулирования экономики. Они по-прежнему отрицают необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь и его эффективность. Вместе с тем государство выступает в неоклассических концепциях уже не просто в роли «ночного сторожа», а как активный фактор экономического процесса. В его задачу входит установление «правил игры» на рынке, формирование благоприятной конкурентной рыночной среды, ограничение монополистических тенденций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе выполнения поставленных задач, было установлено, то что либерализм – идеология, считающая высшей ценностью свободу человеческой личности, в экономике - экономическую свободу. В экономической науке впервые нашла наиболее яркое выражение в трудах основоположника классической школы экономической мысли Адама Смита (1723-1790).

Либерализм сыграл большую положительную роль в XVII-XIX веках как революционная идеология борьбы буржуазии с феодализмом. На то время буржуазный строй был прогрессивным, по сравнению с феодальным.

Либеральная теория представляет собой определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические и политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью.

Важную роль в разработке первоначальной концепции либерализма в целом сыграли такие европейские философы, как Дж.Локк и Д.Юм. И если Локк, выдвигая либеральные идеи, еще не называл их либеральными, а лишь закладывал основу свободных отношений в политике и экономике. Это уже позднее, анализируя его идеи, исследователи причислили их к зарождающемуся либерализму. Так же в его трудах было заложено рассуждение ценности денег как особого товара, отличного от всякого другого. Локк также зафиксировал тенденцию снижения ставки ссудного процента вследствие притока серебра и золота из Америки, полагая, что и впредь количество этой наличности в мировом масштабе будет возрастать относительно объёмов торговли, позволяя странам с наибольшим денежным запасом к выгоде для себя снижать ставку процента.

Если Локк, отрицая «внутреннюю ценность» денег, тем не менее, всё же продолжал отстаивать доктрину торгового баланса, то его последователь философ и историк Дэвид Юм в эссе «О деньгах» (1752) положил количественную теорию денег в опровержение целесообразности регулирования денежных потоков ради активного торгового баланса.

В сравнении с Локком или Юмом более подробно весомый аргумент в пользу неприкосновенности собственности, связанный с увеличением экономической производительности общества и сопутствующим ему улучшением материального положения каждого, был разработан А.Смитом. Знаменитая концепция «невидимой руки» с определенными смысловыми вариациями присутствует в разных работах мыслителя.

Не по теме……


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Гловели, Г.Д. История экономических учений: Учебник / Г.Д. Гловели. – М.: Юрайт, 2011. – 752 с.
  2.  История экономических учений. Конспект лекций / Л.В. Васильева, Г.В. Игнатьева, П.И. Прошунин. – М.: Высшее образование, 2008. – 192 с.
  3.  Локк, Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. в 3 т. Т. 3. – М., 1988. – 698 с.
  4.  Прокофьев, А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 133-143
  5.  Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – 1600 с.
  6.  Юм, Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1996. – 653 с.

2 Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – С. 803

3 Прокофьев, А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 133

4 Гловели, Г.Д. История экономических учений: Учебник / Г.Д. Гловели. – М.: Юрайт, 2011. – С. 87

5 Прокофьев, А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 134

6 Там же

7 См. История экономических учений. Конспект лекций / Л.В. Васильева, Г.В. Игнатьева, П.И. Прошунин. – М.: Высшее образование, 2008. – С. 23

8 См. там же

9 Прокофьев, А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 136

10 См. Локк, Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. в 3 т. Т. 3. – М., 1988. – С. 185-190

11 См. там же

12 См. Юм, Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1996. – С. 249-252

13 См. там же. – С. 199

14 См. там же. – С. 201

15См. Юм, Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1996. – С. 304


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10746. Экономические риски коммерческого банка на примере ОАО АКБ Росбанк 17.56 MB
  Выпускная квалификационная работа на тему: Экономические риски коммерческого банка Специальность 080105 Финансы и кредит Содержание Введение Глава 1. Организационно-экономическая характеристика ОАО АКБ Росбанк Краткая характеристика ОАО А...
10747. Бурение скважин 6.19 MB
  ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЕНИИ СКВАЖИН 1.1. Основные технические понятия целевое назначение скважин .2. Производственные операции бурения .3. Основные технологические понятия и показатели бурения 2.ФИЗИКОМЕХАНИЧЕСКИЕ СВО...
10748. Проектирование состава асфальтобетона для устройства верхнего слоя покрытия автомобильной дороги находящейся во II-ой дорожно-климатической зоне III категории дороги 1.24 MB
  СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1Выбор вида типа и марки асфальтобетона ГЛАВА 2 Оценка качества исходных материалов 2.1 Щебень 2.2 Песок 2.3 Минеральный порошок 2.4 Битум ГЛАВА 3 Расчёт состава минеральной части а/б 3.1 Расчёт по кривым плотных сме...
10749. Электротехника с основами электроники. Лабораторный практикум 8.17 MB
  ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ по курсу Электротехника с основами электроники для студентов факультета Механизации сельского хозяйства цикл Лабораторный практикум по курсу Электротехника с основами электроники 2 цикл. Для студентов факультета механизации сельск...
10750. Термоядерный синтеза для производства электроэнергии в России и проблемы этого проекта 558.84 KB
  Реферат Термоядерный синтеза для производства электроэнергии в России и проблемы этого проекта. Содержание: Введение Краткая история проекта. Технические экологические и медицинские проблемы. Экономические проблемы. Экологически...
10752. Информационный менеджмент (ИМ) 105.46 KB
  Информационный менеджмент ИМ Оглавление Введение1 Тема 1. Развитие ИС и обеспечение ее обслуживания2 Тема 2. Планирование в среде ИС4 Тема 3. Формирование организационной структуры в области информатизации8 Тема 4. Использование и эксплуатация ИС12 Тема 5. Фо
10753. Система прогнозирования поступления абитуриента в вуз 452.5 KB
  Система прогнозирования поступления абитуриента в вуз Курсовая работа 6. Проведение исследования выборки с помощью программы Прогноз поступления. Детальное исследование выборки с помощью нейросетевого пакета Neuro Pro 0.25..
10754. Использование различных алгоритмов обучения нейронной сети в задаче прогнозирования букмекерских коэффициентов 217.5 KB
  Курсовая работа Нейросетевые технологии и их применение Использование различных алгоритмов обучения нейронной сети в задаче прогнозирования букмекерских коэффициентов...