97459

Неоинституционализм: методологические особенности и направления исследований

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Во-первых неоинституционализм опирается на принцип методологического индивидуализма в основе теории которого изучаются интересы и поведение того или иного индивида а анализ поведения экономических институтов осуществляется через призму поведения индивидов. В этой теории государство рассматривается как любой другой экономический институт.

Русский

2015-10-18

26.49 KB

11 чел.

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет-

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

по дисциплине

«История экономических учений »

по теме

«Неоинституционализм: методологические особенности и направления исследований»

Выполнила студентка 1 курса
Факультета мировой экономики и мировой политики
164 группы
Галдина Нина

Москва 2013 


       Неоинституционализм – это современная экономическая теория, оформившаяся в 60-е и 70-е годы двадцатого века, которая принадлежит к неоклассическому направлению. Термин «неоинституционализм» был  введен американским экономистом О.Уильямсоном.

Новая институциональная теория обладает рядом методологических особенностей, отличных от других экономических теорий.

К методологии неоинституционализма относят:

- исследование «институтов»

- междисциплинарный подход, социальные проблемы

- методологический коллективизм, принцип холизма

- принцип историзма

Объектами исследований неоинституционализма являются важнейшие институты современного общества: законодательство, государство, фирма, организация, трансакционные издержки.  При этом методологически неоинституционализм ближе к неоклассическому направлению экономической науки, чем к институционализму.

Во-первых, неоинституционализм опирается на принцип «методологического индивидуализма»,  в основе теории которого изучаются интересы и поведение того или иного индивида, а анализ поведения экономических институтов осуществляется через призму поведения индивидов. В этой теории государство рассматривается как любой другой экономический институт. Ведь оно состоит из людей, поведение которых ничуть не отличается от поведения сотрудников в фирме. Поэтому эффективность экономического института государства должна оцениваться так же, как и эффективность любой частной фирмы. Этот принцип  признаёт индивидов социальными акторами. При этом коллективные объединения (такие, как фирма, государство), не обладают самостоятельностью без состоящих в них членов.

Во-вторых, неоинституциональная теория подчеркивает ограниченность человеческой интеллектуальной способности. Знания людей ограниченны, неполны, поэтому оппортунистическое поведение участника экономических отношений можно определить как «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства». [2] При этом индивид может самостоятельно сравнивать планируемые затраты и издержки, тем самым рационально максимизировать свою прибыль. При этом О. Уильямсон подчеркивает, что неоинституционалисты акцентируют внимание индивидов на стремлении к рациональности. Другой американский экономист, Г. Беккер, в своём анализе представлял человеческое поведение рациональным и целесообразным.

Сторонники новой неоинституциональной теории понимают под институтами набор правовых норм, сформировавшихся при взаимодействии индивидов в процессе обмена. На основе единой теории неоинституционалисты проводят анализ институтов, используют метод дедукции, а при проблемах общественных наук - модернизированные методы неоклассической теории. По мнению неоинституционалистов рыночная организация наилучшая, вследствие того, что многие проблемы обусловлены не «провалами» рынка, а ограниченным использованием богатейших потенциальных возможностей.

Неоиституционалистами проводятся исследования в таких областях как механизм воздействия на процентные ставки, степень независимости Центрального банка, структура государственных доходов как результат политических решений и компромиссов. Представителями неоинституционализма проводилось много теоретических и прикладных исследований. Наиболее значимые теоретики неоинституционализма:Дж. Бьюкенен (1986), Р. Коуз (1991),  Д. Норт (1993) и О. Уильямсон (2009) были удостоены Нобелевских премий. [1,стр. 675-676]

Основополагающими при формировании « новой институциональной теории» стали идеи Рональда Коуза, сформулированные в его статье «Природа фирмы» (1937). По мнению Г.Д. Гловели именно «Коуз сформулировал общий подход к пониманию того, почему одним фирмам выгодно производить товары широкого ассортимента, а другим - узкого; одним покупать сырьё и материалы и заключать для реализации готовых изделий рыночные контракты с торговыми компаниями, другим - разрабатывать собственные источники  сырья и самостоятельно распределять продукцию, осуществляя вертикальную интеграцию».[1,стр. 676]

Другой известный представитель неоинституционализма Д.Норт, трактуя «Новую экономическую историю», сделал важный вывод о влиянии институтов на долговременный экономический рост: «в процессе эволюционного отбора институтов выживают те, что наиболее способствуют экономической эффективности». [1,стр.687]

За каждым выдающимся представителем стоит своё направление. За Р. Коузом экономическая теория прав собственности и «Теорема трансакционных издержек». Следует отметить, что теорию прав собственности также исследовали, помимо Р. Коулза,  А. Алчиан и Г.Демсец. Ключевыми понятиями при исследовании неоинституциональной экономической теории являются понятия о транснациональных («садись, два!») издержках, контрактных отношениях и правах собственности. Также нередко используются другие названия для обозначения данной экономической мысли, например, такие как: «теория трансакционных издержек», так как в центре внимания оказываются трансакции и связанные с ними издержки; «теория прав собственности», поскольку права собственности выступают в качестве важнейшего понятия данной школы; «контрактный подход», вследствие того, что любые организации понимаются как сложная система явных и неявных контрактов.

Американский экономист М. Бьюкенен исследовал договорные и конституционные основы теории принятия экологических и политических решений; провёл разграничение между государством-гарантом и государством-производителем (государство-гарант создаёт правила для функционирования политических организаций и обеспечивает переход от анархии к политической организации, а государство-производитель содействует заключению договоров). Также он обосновал «Теорию общественного выбора», исследовал природу политики, как процесса взаимовыгодного обмена. Исследование экономической истории с помощью количественных методов для объяснения экономических и институциональных изменений провёл Д. Норт, внеся значительный вклад в развитие экономической истории. О. Уильямсон проводил исследования в сферах экономической организации. Благодаря его теории трансакционной экономики, экономическая теория открыла широкий спектр явлений деловой жизни, улучшающий формы деловой практики.

       Неоинституционалисты предприняли анализ зависимости экономики от институциональной структуры и провели исследования бизнес-циклов (а ссылки на источники?). Особую актуальность приобрела неоинституциональная теория среди учёных, изучающих экономические процессы в странах с переходной экономикой. На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что неоинституционализм, является одним из самых перспективных направлений экономической науки, так как синтезирует основные положения гуманитарных наук.

Список используемой литературы:

1) Гловели, Г.Д. История экономических учений : учебное пособие//- М.: Юрайт, 2011

2) Капелюшников, Р.И. Неоинституционализм // Отечественные записки.-2004.-№6.

3) Веблен, Т. Социально – психологическое направление неоинституционализма.//
http://www.ref.by/refs/90/20692/1.html

4)  Коуз, Р.Фирма, рынок и право.- М.: Дело,1993

9 баллов. Сверхкраткий реферат (неполных 3 страницы – в два с лишним раза меньше установленного минимума. Ссылки есть только на учебник Гловели. + «транснациональные издержки» вместо трансакционных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31245. Особенности организации лабораторного практикума в обучении информационному моделированию в школьном курсе информатики 808.5 KB
  На основе анализа учебно-методической литературы по предмету изучить сущность понятий «объект», «модель», «моделирование» и их виды, классификацию; На основе анализа документов, регламентирующих изучение информатики в школе определить место изучаемой темы в структуре современного курса информатики и ее содержание; На основе изучения методической литературы ознакомиться с методическими основами преподавания темы и с системой работы учителя по обучению информационному моделированию в школе с использованием прикладных задач.
31246. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 315.5 KB
  Предмет исследования - понятие, развитие, место, социальная роль уголовной политики современной Республики Беларусь, её стратегические целевые установки, основы механизма и магистральные направления совершенствования
31248. Порядок формирования прочих доходов и расходов в системе бухгалтерского учета 329.5 KB
  Проанализировать прочие доходы и расходы. Предметом исследования являются прочие доходы и расходы в данной организации. Теоретические аспекты учета прочих доходов и расходов Доходы и расходы: понятие их сущность значения виды В соответствии с п. 4 ПБУ 9 99 можно сделать вывод что указанная в нем классификация доходов для целей бухгалтерского учета является основанием для их раздельной группировки и обобщения на счетах учета финансовых результатов: 90 Продажи и 91 Прочие доходы и расходы.
31249. Адаптационный потенциал спортсменов паралимпийцев 135 KB
  Изучить субъективное восприятие качества жизни. Осгуд Метод оценки качества жизни И. ДОПОЛНИТЬ ПРО АДАПТАЦИЮ ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПО НЕСКОЛЬКИМ КНИГАМ НА ЧЬЕ МНЕНИЕ БУДУ ОПИРАТЬСЯ Исследования качества жизни В настоящее время в психологических и медицинских исследованиях изучение вопросов качества жизни занимает значительное место. Оно может оказывать значительное влияние на его мироощущение значимые моменты его существования и восприятия жизни в целом.
31250. Интенсивная система возделывания кукурузы на силос в хозяйстве, позволяющая уменьшить себестоимость продукции на 5,2%, повысить производительность труда на 40% 592 KB
  Повышение эффективности дальнейшая интенсификация растениеводства становятся реальностью с переходом на индустриальную технологию возделывания, при которой сокращается число почвообработок, применяются высокопроизводительные агрегаты и техника, используются высокопродуктивные гибриды разных сроков созревания, перспективные, научно обоснованные приемы агротехники.
31251. Изучение влияния наночастиц диоксида титана на клеточную мембрану методом атомно-силовой спектроскопии 5.93 MB
  Для исследования были выбраны эритроциты человека, как наиболее доступный носитель биологических мембран. Кроме того, мембрана эритроцитов отличается упругостью и высокой (относительно большинства других клеток) устойчивостью к физическим воздействиям. Этот факт позволяет экстраполировать результаты экспериментов по разрушению мембран эритроцитов на другие клетки, предполагая, что в тех условиях, когда повреждения получают эритроциты, более мягкие клетки получат заведомо не меньшие повреждения.
31252. ЕКOЛOГІЧНЕ ВИХOВAННЯ МOЛOДШИХ ШКOЛЯРІВ У ПРOЦЕСІ ВИВЧЕННЯ МAТЕМAТИКИ 839 KB
  Метoди дoслідження: aнaліз пoрівняння синтез системaтизaція клaсифікaція тa узaгaльнення теoретичних дaних предстaвлених у педaгoгічній тa метoдичній літерaтурі; вивчення тa узaгaльнення передoвoгo педaгoгічнoгo дoсвіду з прoблеми екoлoгічнoгo вихoвaння учнів; педaгoгічні спoстереження бесіди педaгoгічний експеримент. Дoпускaти до плaнувaння влaснoгo навчання учнів a тaкoж до прийняття рішень тa aнaлізу їх нaслідків. Вихoдити з вікoвих oсoбливoстей вoлoдіння знaннями нaвичкaми з вирішення прoблем і рoзуміння ціннoстей стoсoвнo...
31253. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ) 664.5 KB
  Структура и содержание дипломного проекта 6 3. Оформление выпускной квалификационной работы дипломного проекта 9 4. Порядок подготовки дипломного проекта к защите 13 Приложение 1. Общие требования предъявляемые к выпускной квалификационной работе дипломному проекту Выполнение выпускной квалификационной работы дипломного проекта в дальнейшем в тексте дипломный проект завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи.