97460

Философско-этические подходы к экономике в трудах античных мыслителей

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

История общественно-научной мысли, в том числе и экономической может изучаться на основе следующих подходов. Назовем их релятивистским и абсолютистским. Первый подход исходит из того, что любое явление необходимо рассматривать в общем контексте характерных для той или иной эпохи политических, экономических, религиозных и других проблем.

Русский

2015-10-18

66.8 KB

3 чел.

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

по дисциплине

«История экономических учений»

на тему

«Философско-этические подходы к экономике в трудах античных мыслителей»

Выполнил студент 1 курса 165 группы         Каюмов Азат Айдарович

Проверил: доктор экономических наук, профессор Гловели Георгий Джемалович

Москва

2013

План

Введение

I. Политико-экономический строй Античного мира и возникновение научных знаний.

II. Древняя Греция: Ксенофонт (ок. 434-355 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

III. Древний Рим: Катон (234-149 гг. до н.э.), Варрон (116-27 гг. до н.э.).

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Известно, что самыми первыми, то есть древнейшими цивилизациями, создавшими свои философские школы были Греция, Индия и Китай. Однако многие философы едины во мнении в том, что все-таки философия как научное мировоззрение, миропонимание стало складываться в Древней Греции, т.е. в Античном мире. Хотя среди современных ученых дискуссии на эту проблему продолжаются. На наш взгляд необходимо указать на один важный момент для данного исследования, это то, что в античной философской традиции в отличие от восточной человек рассматривался как деятельностная, инициативная и ответственная за свои действия личность (праксиологический подход). Поэтому человеку самому приходилось решать вопросы преобразования мира или приспособления к нему, которые по восточной традиции как бы были решены за него богами (экономика как деятельность, направленная на преобразование мира с целью создания благ для жизнедеятельности людей). С этой позиции определяется многообразие философских и нравственно-этических подходов, позиций и взглядов античных мыслителей.

Надо обязательно помнить, что та терминология и научный понятийный аппарат, которые сформировались и употребляются в современной экономической науке, включая и само название этой науки (а не только ее, многих наук) пришло с античного мира, с древнегреческого языка.  Все это актуализируют исследование.

История общественно-научной мысли, в том числе и экономической может изучаться на основе следующих подходов. Назовем их релятивистским и абсолютистским. Первый подход исходит из того, что любое явление необходимо рассматривать в общем контексте характерных для той или иной эпохи политических, экономических, религиозных и других проблем. Таким образом, релятивистский подход предполагает рассмотрение различных теорий с точки зрения их исторической обусловленности (в данном случай обусловленность социально-экономическими и политическими отношениями в эпоху Античности). Абсолютистский подход заключается в том, что развитие теории исследуется как непрерывный прогресс от ошибочных суждений к истине.

В применении этих подходов надо избегать крайностей. Так, например, абсолютистский подход в своей крайней форме может привести к представлению о прошлом науки как о ряде неистинных суждений и мыслей и тем самым породить негативное восприятие прошлого. Релятивизм же не улавливает внутренней логики развития науки и приводит к представлению о том, что научные теории и концепции являются лишь теоретической формой выражения различных интересов тех или иных слоев общества в ту или иную эпоху.

Целью работы является изучение и анализ философско-этических подходов античных мыслителей к экономике. Она потребовала решения следующих основных задач:

  1.  характеризовать политико-экономическую и научную жизнь античной цивилизации;
  2.  показать своеобразие формирования и складывания экономической мысли античности;
  3.  раскрыть специфику и особенности нравственно-этических взглядов античных философов на хозяйственную жизнь и экономику;
  4.  показать вклад и роль известных древнегреческих мыслителей на становление и развитие экономической науки.

    

  1.  Политико-экономический строй Античного мира и возникновение научных знаний.  

В исторической науке под Античным миром (цивилизацией) принято понимать Древнюю Грецию и Древний Рим. Хронологический это охватывает период примерно с I тысячелетия до н.э. и до V века н.э. Экономической основой этих государств было занятие земледелием и торговлей, с использованием труда рабов. Но рабский труд не вытесняет труд свободных крестьян и ремесленников.

Наибольшего расцвета Древняя Греция достигла в эпоху полисной ступени развития (IX-IV века до н.э.). Это был период уникальных, наивысших научных и культурных достижений древнегреческой цивилизации. Он был обусловлен всем ходом политико-экономического развития, создавшим условия такому невиданному расцвету, «духовному прорыву… Духовный прорыв Осевого времени воплотился в греческой философии, поэзии и драматургии» 2. «Таким образом возникала та самая среда, в которой могли существовать философы и те, кто готов был их слушать, кто готов был пользоваться их услугами для составления речей, выступлений в суде, кто просто нуждался в философской мудрости, приобретаемой во время бесед»3.

Очень важный момент еще заключался в том, что объективные условия полисной демократии, демократических государственно-правовых институтов стимулировали формирование предприимчивого, трудолюбивого, политически активного гражданина, уважающего законы и обычаи государства. Эти же условия стали факторами и основаниями возникновения и развития научной мысли, научных школ и направлений.

В основе полисной структуры общественно-политической и экономической жизни находилась община граждан-земледельцев. Участвовать в управлении государством (полисом), владеть землей могли только лично свободные люди, которые являлись полноправными гражданами полиса.

Экономическая суть и особенность древнегреческих полисов в отличие от древневосточных государств заключались в том, что государственное хозяйство в них не получило столь мощного развития, как в последних. Поэтому в Античном мире мы наблюдаем минимальное вмешательство государства в экономическую жизнь, а отсюда высокое проявление частной инициативы, которое привело активному развитию товарного производства, частного хозяйства, торговли, в особенности международной. В этой связи уместно отметить образование и деятельность Афинского морского союза, созданного в 477 г. до н.э. и просуществовавшего до 404 г. до н.э. Если все сказанное рассмотреть в политическом плане, влияния на политические отношения и жизнь, то оно свидетельствует о формировании зачатков гражданского общества, т.е. начала установления контроля граждан над властью. Таких примеров в истории Античности имеются в большом количестве.

   Развитие наук, научных знаний в Античности не были еще, конечно, на достаточно высоком уровне. Поэтому иногда рассуждения античных мыслителей кажется нам довольно примитивными. Эта примитивность обусловлена еще и уровнем общественно-политических и экономических отношений в данном обществе. Но это не принижает огромнейшего значения их трудов и той роли, которую они сыграли в основании, определении объектов и границ научных исследований, в названии многих наук, в том числе такой науки как экономика.

Именно в Древней Греции и в Древнем Риме научные воззрения, в том числе экономические, углубляются, систематизируются и приобретают научный облик. Но прежде всего эти мыслители были философами, которые отражали в своих трудах хозяйственную, экономическую составляющую античного общества. Поэтому они вошли в историю науки как философы, а не как экономисты. Вполне естественно, что в их работах, посвященных хозяйственной деятельности, экономическим проблемам и вопросам мы найдем различные философско-этические подходы, взгляды к ним.

  1.  Древняя Греция: Ксенофонт (ок. 434-355 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Самыми первыми бессмертными творениями античной культуры являются произведения Гомера (VIII век до н.э.) «Илиада», «Одиссея» и Гесиода (VIII век до н.э.) «Труды и дни», «Теогония». Они еще всецело находились в плену мифологического сознания. Хотя в них тоже можно много интересного черпать о хозяйственной жизни и экономических представлений того времени.

Это был период становления философии в Древней Греции. Но расцвет экономической мысли пришелся на так называемый сократический период развития философии. И Ксенофонт и Платон были учениками Сократа. Влияние философских и нравственно-этических взглядов и воззрений Сократа на них было очень велико. Даже свои произведения они писали в форме сократовских диалогов и посвящали ему, где основным участником был Сократ. Известно, что Сократ сам не писал и не оставил после себя никаких трудов (это соответствовало его представлению, что письменность обезличивает знания, мешает их полноценному усвоению влияя плохо на человеческую память. Об этом свидетельствует диалог "Федр"4, написанный Платоном).  Он был величайшим философом-моралистом, в своем этическом учении знания отождествлял с добродетелью (три основных сократовских добродетеля: «умеренность», «храбрость» и «справедливость», на которых основывается знание). Знающий человек не должен творить зло, а если зло совершено по незнанию, то оно не освобождает его от ответственности.

Сократ и его вышеуказанные ученики-последователи были противниками демократии и демократических институтов, в которых видели многие беды и причины нравственного упадка и разложения традиционного древнегреческого общества (за что и пострадал великий философ, он был апологетом аристократии). Именно деятельность демократических органов, давших возможность простолюдинам, «негражданам» полисов (метекам) сделать политическую карьеру, развитие торгово-денежных отношений, приведших к усилению экономической мощи торгово-ремесленного слоя, опять же состоявшего в основном из «неграждан», привлекли внимание этих величайших мыслителей-философов к проблемам частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения, при рассмотрении и освещении которых раскрылись их философско-этические воззрения и подходы.   

Ксенофонт – историк, философ, писатель, полководец и политический деятель оставивший для науки большое количество трудов. Два его произведения посвящены экономическим вопросам: «О доходах» и «Домострой» («Экономикос»). Общепринято в науке его считать первым ученым-экономистом, давшим имя этой дисциплине, обозначившим предмет ее исследования - домашнее (частное) хозяйство: «Скажи мне, Критобул, не правда ли, домоводство — это название какой-то науки, так же, как медицина, кузнечное дело, плотничье дело?

— Думаю, что так, — отвечал Критобул.

— Можем ли мы сказать, в чем состоит предмет домоводства, подобно тому, как мы могли бы сказать, в чем состоит предмет каждой из тех наук?

— Мне кажется, — отвечал Критобул, — дело хорошего хозяина состоит в хорошем управлении хозяйством»5.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, вещь не имеющую пользы он не называет имуществом, считает «скорее убытком, чем приобретением». Через понятие «полезность вещи» Ксенофонт впервые выделил две стороны товара: потребительскую стоимость и меновую стоимость, доказывая это на конкретных примерах (лошадь, земля, деньги, флейта и т.д.).

Сочинение «Домострой» (написано ок. 400 г. до н.э.) поднимает экономические проблемы в неразрывной связи с нравственно-этическими составляющими ведения хозяйства. Для мыслителя невозможно успешно и эффективно заниматься домашним хозяйство без соблюдения определенных этических норм и правил поведения. Для хорошего хозяина даже враг может быть полезен, если умеет им пользоваться. Ксенофонт выдвигает ряд конкретных моральных требований, которыми должен обладать хозяйственник, чтобы его хозяйство приносило прибыль, чтобы он мог обогащаться и стать «хорошим и прекрасным». Важными из них являются такие качества (добродетели), как честность, трудолюбие, изобретательность, умение управлять, экономность, умеренность в трате средств и т.д. Дурные привычки и черты: зависть, пьянство, сладострастие, лень и многие тому подобные «пока властвуют над людьми, никогда не перестают мучить тело и душу и разорять их хозяйство»6. Особо подчеркнуто необходимость обладания знаниями, обучения экономике, чтобы «стараться не быть профаном в этом деле». Хотелось бы указать на еще один важный момент, о котором говорит Ксенофонт, это умение видеть, заметить старание, труд работника и дать соответствующее вознаграждение, что безусловно станет стимулом для повышения, во-первых, производительности, во-вторых, даст моральный толчок заинтересованности результатами своего труда, что приведет к дальнейшему обогащению. Предложен принцип правильной оплаты труда и справедливого вознаграждения за труд.

Деньги по Ксенофонту -это богатство, которое должно служить благородным целям. Одной из основных функций денег он видел в сбережении и накапливании, чтобы потом их можно было использовать для расширения производства и выхода из возможного кризиса. Эту идею он в дальнейшем будет развивать в работе «О доходах». Для него деньги не являются злом, но могут послужить источником человеческих пороков («падкость к наживе», алчность и т.п.).

Таким образом, Ксенофонт обозначает необходимые принципы рационального (разумного) хозяйствования.

Огромное внимание Ксенофонт уделил семье, как основной производственной ячейке общества и семейным ценностям, воспитанию детей трудом, разделению труда по половому признаку, роли женщины в ведении хозяйства, ее функциях. Через призму отношений между мужчиной и женщиной в семье в процессе ведения совместного хозяйства, мыслитель затрагивает интересную философскую тему естественной человеческой красоты.

Сообразно представлениям Ксенофонта «благородными, нужными и лучшими занятиями» считались земледелие и военное искусство, а ремесло – зазорное, потому и «пользуется очень дурной славой в городах». Занятие первыми двумя видами хозяйственной деятельности это удел афинских граждан, ремеслом должны заниматься метеки и рабы. Такое утверждение свидетельствует об общепринятых нормах и принципах, утвердившихся в древнегреческом рабовладельческом обществе. Отсюда и следует соответствующее отношение к рабам и рабскому труду.

Таким образом, исходя из вышесказанного у Ксенофонта экономика предстает как единство семейно-бытовых, морально-нравственных, организационных и производственно-технологических моментов и явлений.

Во втором своем произведении «О доходах» Ксенофонт отражает исторические условия периода финансово-экономического кризиса Афинского государства. Работа написана ок. 355 г. до н.э., почти на полвека позже «Домостроя». В ней он предлагает практические предложения для преодоления кризиса и больше рассматривает чисто экономические вопросы. Большие надежды он возлагает на экономическую политику государства (политика меркантилизма). С этой целью он рекомендует вводить государственное покровительство метекам (глава 2), а также купцам и судовладельцам (глава 3)7.

Говоря о большой пользе метеков и купцов государству, он предлагает первым предоставить право владеть землей. Здесь мы видим определенное противоречие с взглядами, изложенными в “Домострое”, где было сказано, что не дело неграждан Афин, т.е. метеков заниматься “благородным и лучшим” из занятий - земледелием. Получается, что Ксенофонту экономические и политические интересы государства превыше его частных взглядов. Типичный государственный подход.

Такой же подход мы наблюдаем по отношеню к купцам, приносящим большую пользу государству. Чтобы решить проблемы экономического кризиса, им предлагаются почетные награды, дается возможность увеличить количество торговых площадей, строить государственные гостиницы и т.д.

Решающим фактором выхода Афинского государства из кризиса и увеличения его доходов, по мнению Ксенофонта, является рациональная эксплуатация государственных серебряных рудников. Для этого он предлагает закупить государству большое количество рабов, а для извлечения выгоды из этой операции отдать их внаем частным лицам для работы на этих рудниках: “Вообще не только поступления с рабов увеличили бы для граждан пропитание; ввиду скопления в районе рудников большого количества людей возникло бы много новых доходов. Я уверен, что по свершении всего того, о чем я сказал, граждане не только будут богаче деньгами, но и станут более послушными, более дисциплинированными и более рачительными в военном деле»8.

Следующим предложением увеличения доходов стало предложение заключения мира («О доходах», глава 5).

Платонвеличайший философ, ученик Сократа, взгляды и идеи которого всегда остаются объектом пристального изучения многих ученых различных наук. Экономические проблемы, вопросы хозяйственной деятельности не стали специальным предметом исследования Платона и его философских сочинений и политических трактатов.

Больше всего философско-этических рассуждений и мыслей, так или иначе касающихся экономической проблематики мы находим в нескольких его политико-философских произведениях – это в “Государстве” и в “Законах”.

В Платон “Государстве” в условиях кризиса афинской демократии, которую он не воспринял и порицал, не находя в ней ценностей, соответствующих его представлениям и воззрениям, рисует перед нами идеальное государство. Это был еще период, когда он тяжело пережил смерть своего учителя (диалог “Федон”9), когда в афинском обществе совершали предательства, ложь, обман, все думали о богатстве и обогащении.

По мнению Платона люди от рождения наделены различными способностями, свойствами души. В идеальном государстве в соответствии со способностями и добродетелями население разделил на три сословия: философов, воинов и ремесленников. Согласно Платону душа включает три части: разумную, волевая и аффективную”10. Рабы находятся вне данной социальной структуры. У философов душа мудрая. Благодаря этому в идеальном государстве философы – это правители: “...Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государства не станет племя философов или пока на деле не осуществится тот государственный строй, который мы словесно обрисовали»11.

Таким образом разделение труда, функций и обязанностей в государстве стало объективно-естественным явлением.

Платону важным было всегда, чтобы в обрисованном им идеальном государстве царили добродетели. Интересна его концепция исключения таких человеческих качеств, как алчность и корысть, предполагающего для этого ограничение частной собственности, разрешив ее только ремесленникам, низшему сословию, освободив от обладания ею философов и воинов. Они должны быть свободны от материальных забот и не должны отвлекаться от выполнения основных своих задач – управления государством и его защиты, у них не должно быть ни собственности, ни денег и постоянных дел.

Предложенное Платоном сословное деление не является наследственным. Все дети должны воспитываться и по результатам воспитания будут определены в то или иное сословие: «В нашем рассуждении мы, очевидно, подразумеваем под воспитанием... то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим согласно справедливости подчиняться или же властвовать»12.

В произведении «Законы» Платон рассуждает: «Стать же очень богатыми, оставаясь добродетельными, невозможно. Но одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно»13. Для предотвращения экономического неравенства он предлагает ограничить приобретение имущества, например, излишек передать государству, если четырехкратное превышение разницы в имуществе. Платон тоже, как и Ксенофонт был сторонником вмешательства государства в экономику. Чтобы не происходили слишком чрезмерное имущественное расслоение, рост социальных конфликтов, негативно влияющих и ослабляющих государство, он говорил о необходимости регулирования цен со стороны государства. Деньги и денежное обращение тоже должны контролироваться государством.

Таким образом, «Платон и Ксенофонт посвятили свою политическую и литературную деятельность поискам государственного строя, где бы добродетель стала воплощенной силой. Зачаточные элементы экономического анализа в построениях философа стиснуты рамками нормативных требований в соответствии с пониманием справедливости.

Поглощённость политическим идеалом предопределила ограниченность экономического мышления Платона, не использовавшего ещё самого понятия «экономия»14.

Аристотель – знаменитый философ античности, изложивший в двух основных философских работах «Политика» и «Никомахова этика» свои экономические взгляды.

Аристотель пишет: «…человек по природе своей есть существо политическое… Государственное устройство, когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, является правильным»15, т.е. государство есть естественное состояние человечество и оно является правильным и справедливым. Это его основополагающий принцип, в соответствии с которым он рассматривает многие вопросы, в том числе и экономические.

В «Никомаховой этике» Аристотель определил нравственно-этические нормы (добродетели), необходимые в удовлетворении насущных потребностей общества и человека, т.е. в экономике, которую вслед за Ксенофонтом назвал наукой о домохозяйстве: «Добродетель … есть некое обладание серединой, во всяком случае, она существует постольку, поскольку её достигает… поступать правильно можно только одним–единственным способом. В этом, стало быть, причина тому, что избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой – добродетели. Что касается даяния имущества и его приобретения, то обладание в этом серединой – щедрость, а избыток и недостаток – мотовство и скупость. С отношением к имуществу связаны и другие наклонности… Обладание серединой здесь – великолепие, а избыток здесь – безвкусная пышность и недостаток – мелочность…»16.

Аристотель хозяйственную деятельность делит на две сферы: экономику и хремаститику (искусство создания богатства, наживы или накопления денег). К экономике он относит земледелие, ремесло и мелкую торговлю, назначение которой «восполнять то, чего недостает для согласной с природой самодовлеющей жизни»17. Но «после того как в силу необходимости обмена возникли деньги, появился другой вид искусства наживать достояние, именно торговля»18.

Хремаститика Аристотеля имеет две стороны: первая, это умение «обеспечивать себя предметами необходимости и искусство запасаться необходимым и вторая, накопление денег, не имеющее естественных границ19». «В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели»20, - размышляет он.

«Стремление к умножению денег доходит до бесконечности и уводит от «благой жизни». Это — искусственная хрематистика, крайним выражением которой является ростовщичество. Аристотель считал, что стремление умножать деньги в торговле «по справедливости вызывает порицание»; а деятельность по выдаче денежных займов под проценты «с полным основанием вызывает ненависть»21, - указывает Г.Д. Гловели.  Тем самым Аристотель хочет предупредить нас о том, что и в этом вопросе необходима добродетельная середина, выражаясь другими словами, во всем нужна мера. Кстати, о мере как о философской проблеме активно рассуждали древнегреческие философы-софисты, прежде всего Протагор (490 – 420 гг. до н.э.).

Людей Аристотель разделил на две группы: на свободных и рабов. Последние по его мнению «одушевленная собственность, своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении насущных потребностей»22. Свободные это те, у кого душа властвует над телом, а разум – над стремлениями. К ним он относил, прежде всего, греков, которые к тому же еще являются властвующими, а остальные – варвары, подвластные. Аристотель оправдывал рабство и оно являлось естественной в той степени и настолько, пока в рабов не превращались греки.

  1.  Древний Рим: Катон (234-149 гг. до н.э.), Варрон (116-27 гг. до н.э.)

В Древнем Риме мы не видим уже того «изобилия» научных школ, мыслителей, «духовного прорыва» и взлета, которые были свойственны Древней Греции. На то есть свои причины. Но Древний Рим развился экономически, хотя в общих чертах экономика была сходна с греческой, базировавшаяся на полисной собственности и классическом рабстве. Дальнейший подъем экономики был связан с большим развитием товарного производства, ремесла и основной сферы – земледелия. Фундаментом всех изменений было частное рабовладельческое хозяйство. Римлян отличал от греков их практицизм. Все эти особенности обусловили в целом специфику экономической мысли и философско-этических подходов к экономике.

В Древнем Риме тоже появились произведения, специально посвященные экономическим проблемам, различным сферам хозяйственной деятельности. А еще в Древнем Риме издавались и принимались официальные государственные документы, отражающими те или иные стороны экономической деятельности, например, известные Законы XII таблиц и др. 

Марк Порций Катон Старший ( 234 — 149 до н. э.), так он называется в отличие от его правнука Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря. Его известный трактат «Земледелие» сохранился полностью и представляет собой практическое руководство по сельскому хозяйству. Катон сам хорошо разбирался в сельском хозяйстве, т.к. был землевладельцем. В этом трактате мы черпаем ценные сведения, касающиеся, во-первых, организации управления поместьем, во-вторых, сельскохозяйственных технологий того времени и, в-третьих, социальных отношений между различными слоями древнеримского общества.

Цель хозяйственной деятельности по Катону - это получение прибыли, основной принцип хозяйствования – товарность хозяйства.

Катон описывая вопросы управления, особо подчеркивает важность участия и компетентности хозяина поместья в делах. Много внимания в трактате уделяется отношению рабам, требованиям к ним, условиям их жизни, дисциплине и к тому, чтобы рабы постоянно были заняты производительным трудом, даже тогда, когда невозможно работать непосредственно на земле из-за каких-либо условий, например, погодных: «Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало  в это же время прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...»23. Условия жизни рабов, их настроения не должны быть плохими, потому что все это в конечном итоге сказывается на производительность труда и прибыльность: «Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой - по 4 модия (8,75 л) пшеницы, а летом - п 4,5. Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц получают он по гемине (0,274 л) на день. Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых - таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дальше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

     Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год»24.

Согласно приведенным текстам, рабов содержали на достаточном уровне, без излишеств, что свидетельствует, что рабовладельцы при минимальных затратах старались получить максимум прибыли, учитывая и то, что без дела их не держали.

Катон был сторонником рационального ведения хозяйства.

Варро́н, Марк Теренций, (116 — 27 гг. до н. э.) – философ, ученый-энциклопедист, писатель. По своим взглядам эклектик. В вопросах этики и нравственности считал, что добродетели, благо должны удовлетворять потребностям души и тела. Произведением, посвященным экономическим вопросам является трактат «О сельском хозяйстве». Как видно из названия, как и Катон, он считал земледелие важным, почетным и основным занятием, как и Катон, основную цель производства видел в получении прибыли, повышении товарности, обогащении. Делал конкретные практические предложения.

С точки зрения философско-этических подходов к экономике важно его отношение рабскому труду и к самим рабам. Общепринято считать, что Варрон презрительно относился к рабам. Однако, о спорности такого утверждения имеется интересное мнение известного советского ученого историка античности М.Е.Сергеенко, изложенное в его работе «Варрон и его «Сельское хозяйство»: «Когда ему пришлось говорить о "предметах, которыми обрабатывают поля", то он разделил их на три вида: орудия говорящие (vocalia) - рабы; орудия, издающие нечленораздельные звуки (semivocalia), - волы; орудия немые (muta) - телеги (1.17.1). Деление это дало повод утверждать, что Варрон относился к рабу с глубочайшим презрением и ставил его в один ряд с домашней скотиной и сельскохозяйственным инвентарем. Если бы это было так, то Варрона можно было бы упрекнуть в полном отсутствии сознательного отношения к вопросам, которые им трактуются: на следующей странице он преподает хозяину урок человеческого обращения с рабом и рассматривает этого последнего именно как личность с определенными душевными запросами. Недавно молодая чешская ученая Юлия Новакова дала новое и правильное объяснение этого места. Она считает, что деление "предметов, которыми обрабатывают поля", приведенное Варроном, "является лишь классификаторской игрой слов, построенной по образцу подразделения гласных на vocales, seraivocales, rnutae. Далее, анализируя термин "instrumentum", она останавливается на его техническом, агрономическом и юридическом содержании и указывает, что этот термин не является презрительным, как это следует из выражения "instrunientum litis", которое у юристов обозначает доказательный материал, включая и свидетелей, а таковыми могли быть и сенаторы" (Listy filologicke, 1953, f. 2, стр. 229-235)»25.

Таким образом, в трактатах Катона, Варрона, в основном, нашли отражение чисто практические вопросы, связанные с сельским хозяйством. Как справедливо указывает Г.Д. Гловели «Тематика и сами заглавия их трактатов — «О земледелии», «Сельское хозяйство», «О сельском хозяйстве» (имеется в виду произведение древнеримского писателя и агронома Колумеллы (I век н.э.) наше прим.) — дают основание объединить этих авторов под общим наименованием аграриев»26.

Заключение

 

Мыслители античности внесли огромный вклад в развитие научных знаний. Им принадлежит заслуга в определении научных направлений, объектов и предметов изучения целых отраслей науки, в том числе и экономики. Они дали названия практически всем основным наукам, которые есть сегодня и определили круг их задач: философия, экономика, филология и многие, многие другие.

Рассмотрение и освещение экономических проблем античные мыслители делали исходя из того уровня развития и состояния научных знаний и морально-нравственных ценностей, которых достигли и придерживались в Античной цивилизации. Их философско-этические подходы, взгляды и концепции имеют огромную ценность для науки, так как это было вообще временем зарождения научных знаний и эти знания являлись фундаментом, на чем строилась сама наука. Они как раз впервые стали давать ценностные ориентиры, которым должна следовать наука, в том числе и экономическая, указывать нравственные приоритеты, которых она должна придерживаться.

Девиз «Все для благо человека, все во имя человека» всегда должен быть актуален. Все, что производится, должно служить человеку, но и целью человека (самоцелью) не должно быть стремление только к обогащению, не придавая значения при этом общечеловеческим ценностям.

Таким образом, в рассмотрении проблем экономики и хозяйствования в увязке с нравственно-этическими составляющими значение и роль философов и мыслителей античности огромны.

Список литературы.

1. Аристотель. Никомахова этика: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt

2. Аристотель. Политика: http://philosophy.ru/library/aristotle/polit/index.html

3. Гловели Г.Д. История экономических учений: учеб. пособие для бакалавров. - М.:2012. – 742 с.

4. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002. -727 с.

5. История экономических учений /Под ред. В.Автономова и др.: Учеб.пособие. - М.: 2002. – 784 с.

6. Ксенофонт. Домострой: http://ancientrome.ru/antlitr/ksenoph/socratic/ds.htm

7. Ксенофонт. О доходах: http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt32.htm (Источник: Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964. С. 343–357.)

8. Марк Порций Катон. Земледелие: http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p56aa1.html

9. Платон. Государство: http://www.lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt

10. Платон. Диалог «Федон: http://philosophy.ru/library/plato/fedon.html

11. Платон. Диалог «Федр»: http://philosophy.ru/library/plato/fedr.html

12. Платон. Законы: http://www.many-books.org/auth/1617/book/49290/platon/zakonyi

13. Сергеенко М.Е. Варрон и его «Сельское хозяйство»: http://simposium.ru/ru/node/9483

14. Философия: Учебник /Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд.- М.: 2011. – 672 с.

15. Экономическая история: хрестоматия / отв. ред.  д-р ист. наук проф. А.Д. Кузьмичев, д-р экон. наук проф С.К. Никитина; сост. Л.И. Бородкин и др.; Гос. ун-т - Высшая Школа Экономики.-2-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.-522 с.

2 Гловели Г.Д. История экономических учений: учеб. пособие для бакалавров. - М.:2012. – С.28-29.

3 Философия: Учебник /Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд.- М.: 2011. – С.68.

4Платон. Диалог «Федр»: http://philosophy.ru/library/plato/fedr.html

5 Ксенофонт. Домострой: http://ancientrome.ru/antlitr/ksenoph/socratic/ds.htm

6 Там же.

7Ксенофонт. О доходах: http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt32.htm (Источник: Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964. С. 343–357.)

8Ксенофонт. О доходах: http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt32.htm

9 Платон. Диалог «Федон: http://philosophy.ru/library/plato/fedon.html

10 Филосоия: Учебник /Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд.- М.: 2011. – С.85.

11Платон. Госуфдарство: http://www.lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt

12Платон. Законы: http://www.many-books.org/auth/1617/book/49290/platon/zakonyi

 

13 Там же.

14Гловели Г.Д. История экономических учений: учеб. пособие для бакалавров. - М.:2012. – С.40-41.

15Аристотель. Политика: http://philosophy.ru/library/aristotle/polit/index.html 

16Аристотель. Никомахова этика: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt 

17Аристотель. Политика: http://philosophy.ru/library/aristotle/polit/index.html

18Там же.

19 История экономических учений /Под ред. В.Автономова и др.: Учеб.пособие. - М.: 2002. - С.16.

20 Аристотель. Политика: http://philosophy.ru/library/aristotle/polit/index.html

21 Гловели Г.Д. История экономических учений: учеб. пособие для бакалавров. - М.:2012. – С.43-44.

22 Аристотель. Политика: http://philosophy.ru/library/aristotle/polit/index.html

23 Марк Порций Катон. Земледелие: http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p56aa1.html

24 Там же.

25 Сергеенко М.Е. Варрон и его «Сельское хозяйство»: http://simposium.ru/ru/node/9483

26 Гловели Г.Д. История экономических учений: учеб. пособие для бакалавров. - М.:2012. – С.46.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81323. Час провадження виконавчих дій 22 KB
  Конкретний час проведення виконавчих дій визначається державним виконавцем. Сторони виконавчого провадження мають право пропонувати зручний для них час проведення виконавчих дій. Проведення виконавчих дій у неробочі та святкові дні установлені законодавством допускається лише в разі коли зволікання неможливе або в разі коли вони не можуть бути здійснені в інші дні з вини боржника.
81324. Витрати виконавчого провадження 27.08 KB
  До інших витрат на організацію виконавчих дій належать витрати на виплату винагороди державним виконавцям відповідно до статті 47 Закону; придбання службових житлових приміщень; придбання службових приміщень; страхування державних виконавців; забезпечення державних виконавців форменим одягом
81325. Ускладнення у виконавчому провадженні. Відкладення провадження виконавчих дій 21.48 KB
  Відкладення провадження виконавчих дій. За наявності обставин що перешкоджають провадженню виконавчих дій або несвоєчасного одержання сторонами документів виконавчого провадження внаслідок чого вони позбавлені можливості використати надані їм Законом права державний виконавець може відкласти виконавчі дії за заявою стягувача або за заявою боржника або з власної ініціативи на строк до 10 днів. Про відкладення провадження виконавчих дій державний виконавець виносить відповідну постанову про що негайно повідомляє сторони суд або інший...
81326. Відстрочка або розстрочка виконання, встановлення чи зміна способу і порядку виконання рішення 21.43 KB
  За наявності обставин що ускладнюють виконання рішення або роблять його неможливим державний виконавець за власною ініціативою або за заявою сторін а також самі сторони мають право звернутися до суду який видав виконавчий документ із заявою про відстрочку або розстрочку виконання а також про встановлення чи зміну способу й порядку виконання Рішення суду чи іншого органу посадової особи про відстрочку або розстрочку виконання встановлення чи зміну способу й порядку виконання має бути прийнято в 10денний строк і може бути оскаржено у...
81327. Зупинення виконавчого провадження (поняття, види, порядок і строки зупинення) 29.99 KB
  Виконавче провадження підлягає обовязковому зупиненню у випадках: смерті стягувача або боржника оголошення померлим чи визнання безвісно відсутнім стягувача або боржника або припинення існування сторони юридичної особи якщо установлені судом правовідносини допускають правонаступництво; визнання стягувача або боржника недієздатним; проходження боржником строкової військової служби в Збройних Силах України та інших військових формуваннях якщо за умовами служби провадження виконавчих дій неможливе чи на прохання стягувача який проходить...
81328. Підстави та порядок повернення виконавчого документа стягувачеві 27.76 KB
  Виконавчий документ який прийнятий державним виконавцем до виконання і за яким стягнення не провадилося або було проведено частково повертається стягувачеві: за письмовою заявою стягувача; якщо в боржника відсутнє майно на яке може бути звернено стягнення і здійснені державним виконавцем відповідно до Закону заходи щодо розшуку такого майна виявилися безрезультатними; якщо стягувач відмовився залишити за собою майно боржника не реалізоване під час виконання рішення одержати певні предмети що повинні бути передані йому від боржника...
81329. Повернення виконавчого документу до суду або іншого органу (посадовій особі), який його видав 22.35 KB
  Виконавчий документ прийнятий державним виконавцем до виконання повертається до суду який його видав у разі відновлення судом строку для подання апеляційної скарги на рішення за яким видано виконавчий документ та прийняття такої апеляційної скарги до розгляду крім виконавчих документів що підлягають негайному виконанню.
81330. Оголошення розшуку боржника, дитини та розшуку транспортних засобів боржника 26.22 KB
  Підставами для оголошення розшуку є відсутність в ході виконавчого провадження відомостей про місце проживання місцезнаходження боржника його майна а також дитини. У разі відсутності відомостей про місце проживання місцезнаходження боржника за виконавчими документами про стягнення аліментів...
81331. Поворот виконання 28.31 KB
  Поворот виконання це спосіб захисту майнових прав відповідача який полягає у поверненні позивачем стягувачем відповідачу боржнику всього одержаного за скасованим рішенням. Загальних правил які б передбачали поворот виконання немає що примушує знову звертатися до процесуального процедурного чи іншого законодавства яке передбачає винесення і виконання юрисдикційного рішення яке підлягає виконанню у порядку ст. Питання про поворот виконання вирішує суд який переглядає судові рішення постанови і до компетенції якого входить...