97461

Маржиналистская революция и формирование языка универсальной экономической теории

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Основными постулатами маржинализма которые впоследствии стали главными целями маржиналистских школ были почему нет ссылки на источник: - эгоизм экономического человека который стремясь лишь к получению собственной выгоды составлял основу всей экономической цепи - переход от прошлых экономических затрат труда к полезности благ в будущем...

Русский

2016-08-04

209.9 KB

0 чел.

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по истории экономических учений на тему:

Маржиналистская революция и формирование языка универсальной  экономической теории

Выполнила: студентка 1 курса

Третьякова Елена Сергеевна,

165 группа

Проверил: доктор экономических наук,

профессор кафедры экономической методологии

и истории Гловели Георгий Джемалович

Москва

2013

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3История возникновения маржиналистской революции………………………3Методологические принципы маржиналистской революции………………..4

4. Формирование языка универсальной экономической теории…………………4

         1) Этапы и маржиналистской революции………………………………………. 4

   2) Школы маржиналистской революции……………………………………….. 5

                            5. Последствия маржиналистской революции……………………………………13

                            6. Заключение………………………………………………………………………..13

                            7. Список использованной литературы…………………………………………....14

 Введение

По мнению исследователей современности, 1870-е годы именуются переломным моментом в развитии экономической мысли и (в) изменении предметов и методов  экономической теории. Распространение идеи предельного анализа, как и внедрение математических методов анализа во всей экономике, позволило экономистам различных областей найти "общий язык", взаимопонимание для более глубокого исследования экономических процессов, происходящих в обществе на данном этапе исторического развития. В экономической теории существовало большое количество предпосылок, но переломным течением стала именно маржиналистская революция, которая с 1890-х годов стала главной ортодоксией для большинства стран.

В истории каждой науки можно встретить упоминание о революциях, в корне изменивших не только ее методы и ценности, но и жизнь общества в целом. Для экономической науки таким толчком развития стала маржиналистская революция 1870-ого года. История ее возникновения обуславливается, прежде всего, необходимостью создания нового направления взамен классической и исторической школ, изрядно устаревших и более не соответствующих требованиям современного общества.  С завершением экономического переворота все больше внимания стало уделяться развитию внутренних и внешних рыночных отношений. Становление развитых стран на путь промышленного капитализма и свободной конкуренции привело к развитию таких проблем, как роль денег в экономике, эффективное разделение труда, ценообразование, роли и функции предпринимателей и производителей. Именно потребность в разрешении данных вопросов и подвигла на создание маржиналистского направления.

История возникновения маржиналистской революции

Возникновение маржинализма можно рассматривать как желание или даже необходимость поиска путей выхода экономистами из кризиса экономической теории.

Маржинализм был противопоставлен классической и исторической школам как совершенно новое течение, востребованное тем временем.

           Основными постулатами маржинализма, которые впоследствии стали главными целями маржиналистских школ  были (почему нет ссылки на источник?):

- эгоизм экономического человека, который, стремясь лишь к получению собственной выгоды, составлял основу всей экономической цепи

- переход от прошлых экономических затрат труда к полезности благ в будущем, которая определяется индивидуальным отношением человека к окружающему миру

- введение дополнительного количества блага для того, чтобы объяснить колебания цен на невоспроизводимые или же наоборот свободно воспроизводимые товары

- разграничение понятий предельного и общего наборов благ

- изучение зависимости между спросами потребительским и на различные факторы производства

- обозначение торговли как не эквивалентного, а взаимовыгодного обмена;

- определение ценности используемых ресурсов, исходя из их полезности и возможности изменения комбинации благ, для получения наиболее выгодного приращения

Принято связывать начало маржиналистской революции с публикацией трех книг: "Элементов чистой политической экономии" Л. Вальраса в 1874 г, "Оснований политической экономии" К.Менгера и "Теории политический экономии" У. С. Джевонсона в 1871 г.  Эти книги вышли независимо друг от друга в трех странах: Швейцарии, Австрии и Англии - и содержали в себе настолько сходные экономические мысли, что впоследствии их авторы были рассмотрены как основатели школ маржиналистской революции; именно благодаря этим книгам в маржиналистской революции зародились три основные школы, которые смогли "перевернуть" прежние представления экономической теории, - австрийская, лозаннская и англо-американская.

Однако, согласно мнению многих экономистов, предпосылки и главные идеи данных книг упоминались в работах более ранних авторов, что дает нам право выделить несколько предшественников маржиналистской революции. Одним из наиболее известных предшественников трех школ маржиналистской революции принято считать Г. Г. Госсена (1810—1858), мелкого чиновника, который написал книгу  «Развитие законов человеческого общения и вытекающих из них правил человеческой деятельности» (1854), где изложил все основные принципы предельного анализа. Наибольшую известность из книги Госсена получили законы, которым подчиняются все удовольствия людей. Впоследствии они получили название "Первый и второй законы Госсена": первый закон раскрывает принцип убывающей предельной полезности (показателем полезности является именно последняя частичка блага); второй - рассказывает о том, как достигнуть максимального получения всех удовольствий.

Также в своей книги Госсен разделяет все блага на три категории (блага непосредственно для удовольствия; блага, нуждающиеся в дополнении для удовольствия; и блага для производства других благ (труд)) и развивает теорию производства, концепции которой тесно перекликаются с концепциями школ маржиналистской революции, особенно австрийской.

Но если австрийская школа признает своим предшественником Госсена, лозаннская и англо-американская выделяют и других "отцов", как основателей математического направления:

- Антуан Огюстен Курно (1801 — 1877), профессор высших учебных заведений, в своей книге «Исследование математических принципов теории богатства» (1838) подошел к экономической проблеме с помощью математики. Благодаря ей Курно стал знаменитым как основатель математического направления в политической экономии: он первым построил кривую спроса и сформулировал его закон, ввел обозначения осей, фактически ввел эластичность спроса.

- Инженер Жюль Дюпюи (1804-1866) в свой статье «О мере полезности гражданских сооружений» (1844) описал убывающую и относительную полезности, а также рассмотрел возможность завышения ценности благ для общего использования.

- Иоганн Генрих фон Тюнен (1789 — 1850), доктор философского факультета Ростокского университета (1830), в своем 3-х томном исследовании "Изолированное государство" изложил такие концепции, как наиболее эффективный метод размещения производства (1-ый том);  закон, согласно которому переменный фактор производства имеет свою предельную производительность, которая убывает в процессе производства (2-ой том)

- шотландец Флеминг Дженкин (1833 — 1885), ученый и инженер, построивший в своей статье «О графическом представлении спроса и предложения» (1870) кривую предложения и рассмотревший потребительский излишек в отношении с налогообложением

За все их заслуги и за всю помощь, оказанную в становлении и развитии маржиналистской революции, эти люди причислены к ряду предшественников маржиналистских школ.

Методологические принципы маржиналистской революции

Согласно выводу ученых-экономистов, маржиналистская революция характеризуется большим количеством школ с их предшественниками, основателями, концепциями и методами развития. Но все эти разные школы позволяет объединить схожие цели развития экономической мысли, экономической теории. В отличие от классической школы, которая искала методы распределения доходов между классами, маржиналисты уделяли центральное внимание проблеме наиболее эффективного распределения и использования ресурсов; правда, ставилась она не сознательно, а как следствие остальных принципов маржиналистской концепции. Среди основных принципов, отличавших маржинализм от других экономических течений можно выделить:  

- Методологический индивидуализм, согласно которому характер всех общественных явлений определялся характером лишь индивидуальных особенностей человека

- Статистический подход. В отличие от других маржиналисты изучали не динамику развития, а сам  механизм экономики, причины функционирования данной экономической системы

- Равновесный подход или равновесное состояние

- Экономическая рациональность, то есть максимально оптимальные условия равновесия

- Предельный анализ или максимизация целевой функции, приход к оптимально равновесному состоянию

- Математизация или рассмотрение всех экономических задач с точки зрения математики, главной целью которой является нахождение точки экстремума1

 Несмотря на столь многогранные методы, все концепции маржиналистов сводились к проблеме меновой ценности благ, для решения которой вводились "предельные" понятия: «предельная полезность», «предельный доход», «предельная производительность», «предельная норма замещения», «предельная эффективность капитала»2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52678. Прийоми формування мотивації до навчання 76.5 KB
  Математичний мовленнєвий крос Учитель зачитує незавершені ви слови та пропонує учням доповнити їх необхідними відомостями Цікава мозаїка Група учнів отри мує картки на яких запропоно вано набір слів з яких потрібно скласти задані по няття Сніжна грудка Як росте сніжна грудка так і цей методичний прийом залучає до активної роботи все більшу кількість учнів. Так ні Учитель учень загадує поняття пов'язане з те мою що вивча ється а учні на магаються знайти відповідь став лячи навідні питання відповідати на які слід...