97465

Основные функции менеджмента

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Раскрытие содержания и назначения основных функций менеджмента (планирования, организации, мотивации, координации и контроля), также показать их взаимосвязанность. В задачи входит, представление значительности каждой функции в процессе функционирования фирмы и последствий, которые могут возникнуть при их несоблюдении.

Русский

2015-10-18

202.5 KB

1 чел.

PAGE  2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»



Кафедра Предпринимательской деятельности и менеджмента        Специальность   Менеджмент организации
Группа  3193-11

РЕФЕРАТ

Тема: Основные функции менеджмента



Выполнил: студент гр. 3191-11

                                                     Ганиева Г.Т.

                                                                                Проверил:   Бунимович И.Д.

                                                         2010 г.

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ  

МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………………………………...........5

ГЛАВА 2. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ                          2.1. Содержание функции планирования…………………………………………..8

2.2.Принципы и техника планирования…………………………………………....9

ГЛАВА 3. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Содержание функции организации………………………………………….12      3.2. Основные аспекты организационного процесса………………….…………13

ГЛАВА 4. ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ

4.1. Содержание функции мотивации…………………………………………….15

4.2. Современные теории мотивации………………………………..……………16

4.3. Процессуальные теории мотивации…………………………………...……..17

ГЛАВА 5. ФУНКЦИЯ КООРДИНАЦИИ

5.1. Содержание функции координации……………………………..……….…...19

5.2. Типовая процедура подготовки документа………………………...………...20

ГЛАВА 6. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

6.1. Содержание функции контроля……………………………………………....21

6.2. Виды контроля…………………………………………………..….....…........22       6.3. Этапы контроля…………………….…………………………………….…….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....…..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……......28

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ……………………………..…29

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, когда наше общество проходит необыкновенно трудную, противоречивую, но исторически необходимую и необратимую перестройку, в экономике совершается переход от административно-командной системы к рыночной. Когда происходят такие перемены в жизненном укладе общества, в экономике, то необходимо изменение и нас самих.      Согласно мировому опыту овладение наукой и искусством менеджмента является значимой частью этого изменения.        В рамках термина менеджмента понимается система управления организацией, действующая в условиях рыночной экономики;  менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, осуществляемая  для достижения запланированных целей при помощи рационального применения трудовых и материальных ресурсов.     Конечная цель менеджмента заключается в обеспечении доходности функционирования фирмы путем результативного использования кадрового потенциала, в то же время повышения квалификации, лояльности и творческой активности работников. Управленческая деятельность также включает рациональную организацию и управление производственным процессом, развитие технической и технологической баз.      Менеджмент по видам и последовательности деятельности делят на три стадии. Первая – это стратегическое управление, которое включает  разработку целей, прогнозирование будущих результатов развития, преодоление отклонений от поставленных целей. Вторая стадия – оперативное   управление. Оно заключается в реализации вышеуказанных мер путем создания необходимой  структуры и нужных ресурсов и мотивации деятельности работников.                     Последняя стадия – контроль.  Это разбор достигнутых итогов (обратная связь) и начальный пункт нового цикла управления.     Менеджмент состоит  из  пяти взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.     Цель  данного реферата  - раскрытие   содержания и назначения основных функций менеджмента (планирования, организации, мотивации, координации и контроля), также показать их взаимосвязанность.      В задачи входит, представление значительности каждой  функции в процессе функционирования фирмы и последствий, которые могут возникнуть при их несоблюдении.  

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГАЛВА 1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Когда мы говорим о том, что организация функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют конкретные действия.    Многие люди составляют план выполнения необходимых задач на день, месяц, год и т.д., потом обеспечивают наличие ресурсов, которые могут понадобиться при осуществлении их плана. По мере того, как движемся вперед по плану, мы начинаем сравнивать уже достигнутые результаты с целями и задачами, назначенными ранее. Такой вид работы затрагивает множество управленческих функций. То есть управление необходимо рассматривать как циклический процесс, который включает в себя определенные виды управленческих работ, обозначаемых функциями управления.    Функциями менеджмента называют конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый при помощи специальных приемов и способов, а также соответствующей организации работы и контроля деятельности.   Как видно, функции – одни из важнейших компонентов, составляющих содержание управления. Иными словами, для выполнения даже самой простой работы нужно заранее определить, что необходимо в итоги получить, как организовать дело, мотивировать, координировать и  проконтролировать его выполнение.           Основным функциям менеджмента свойственен особый характер, специфическое содержание. Их осуществление возможно как отдельно каждого, так и вместе неразрывно связанно. Так, информация, полученная при выполнении функции контроля, сообщает менеджерам о том, в какой стадии находится  выполнение их планов. В то же время необходимо, чтобы контроль был соответствующим образом мотивирован и организован, а действия всех менеджеров организации согласованны. То есть, все функции менеджмента соединены в единый процесс.        Функции управления отражают совокупность обязанностей управляющей подсистемы, содержание управленческой деятельности. Итог управления – выработка управленческого приказа или  команды, которые направлены на достижение назначенной цели. Как несколько функций могут выполняться одним работником, так и одна функция может быть выполнена несколькими работниками. Всякая функция менеджмента – это область  совершения определенного процесса управления, а система управления каким-нибудь видом деятельности или объектом представляет собой совокупность функций, которые связаны одним управленческим циклом.

Процесс принятия решений

Оценка и анализ

достигнутых результатов решений

Контроль  исполнения

и корректировка

решений

Организация,

координация решений

 

Определение задачи и

целей  

Выбор  способов управления

Схема 1.1.  Цикл управления организацией.

Анри Файоль, создатель теории административного управления, назвал пять функций административного процесса такие, как предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.     Предвидеть значит изучить будущее, составить программу деятельности. Функция организации – это постройка двойного организма предприятия,  состоящего из материальных и социальных сторон. В рамках функции распоряжения приводиться в действие персонал организации. Согласование есть объединение, сочетание всех действий и усилий. Под функцией контроля понимается наблюдение за тем, чтобы всё выполнялось по отданным распоряжениям и установленным правилам.       Со временем название и содержание этих функций несколько изменилось. Это связано с переменами, происшедшими  в экономической и социальной структуре общества.         Функции  менеджмента делятся по двум признакам, в зависимости от того:

  •  что содержит  в  себе процесс управления (основные функции);
  •  на что направлено воздействие управления (специфические или конкретные функции).    

Содержание управления как процесса наиболее полно отражается основными функциями: планированием, организацией, мотивацией, координацией и контролем. Они содержат в себе общие условия управления социальными и экономическими процессами.     

ГЛАВА 2. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1. Содержание функции планирования

 В процессе планирования решается то, какие цели должны входить в план организации и что должны делать ее члены для достижения этих целей. Иначе говоря, это определение сегодня того, что потребуется завтра, и как этого достичь.           План является сложной социально-экономической моделью будущего состояния организации. Не смотря на то, что стадии процесса планирования преимущественно универсальны, конкретные методы и стратегии в основном различаются. Обычно в организации формируется единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках (для достижения конкретных целей и задач организации) отдельными менеджерами используются разные методы. С помощью плана менеджеры составляют карту пути, который необходимо пройти за определенный период времени.      Каждый менеджер реализовывает процесс планирования согласно  уровню своего положения, занимаемого в организации, потому что единого метода, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Так, высший уровень планирования - стратегическое планирование. Это стремление определить в долгосрочном периоде главные  составляющие организации,  оценить тенденции, наблюдающиеся в его окружении; возможное поведение конкурентов, и самой организация в своей рыночной нише.   Средний уровень планирования – тактическое планирование. Оно схоже со стратегическим,  отличие только в том, что при наличие в организации, например, трех начальников различных подразделений, каждому из них необходимо координировать свою деятельность с остальными. И результаты своей деятельности они должны отразить в общем плане. Следовательно, с точки зрения тактического планирования их ответственность состоит в определении в основу планирования идей, которые появились при стратегическом планировании.         На нижнем уровне управления выполняется оперативное планирование. Оно – основа планирования. При осуществлении оперативных планов каждый концентрирует свои усилия на достижении общих и важнейших целей организации, объединяя стандарты деятельности, описание работ и т.п. в одну систему.             На основе оперативного плана разрабатывается повседневная краткосрочная тактика, обеспечивающая правильность всех действий, определяющая слабые и сильные стороны деятельности организации.  Все эти типы планирования образуют единую систему, которую называют генеральным, или бизнес-планом функционирования организации.

2.2. Техника и принципы планирования

Результативность планирования в качестве функции управления во многом зависит от того, каким принципам следуют при разработке планов.              

  •   Полнота планирования – в процессе планирования необходимо учитывать все ситуации и события, имеющие значение для развития организации.
  •  Точность планирования – в планировании  используются новые средства, методы, современные процедуры и тактики, которые обеспечивают точные прогнозы.
  •  Ясность планирования – при составлении планов цель, а также меры планирования должны иметь ясные и понятные всем членам организации формулировки.      
  •  Непрерывность планирования – это не однократное действие, а постоянный процесс.
  •  Экономичность планирования – расходы на разработку планов должны соответствовать получаемому от планирования выигрышу.  

В процессе планирования используется совокупность тактик, методов, процедур, применяемая менеджерами при планировании, прогнозировании и контроле будущих событий. Использование таких видов техники создания планов, как бюджетные методы, моделирование, планирование на основе проектов сценариев и теории игр, позволяет менеджерам следить за факторами, влияющими на план, анализировать их, повысить точность прогноза и снизить уровень  неопределенности.         Бюджетный метод – один  из наиболее распространенных приемов техники,  используемых при составлении планов. С помощью этого метода менеджеры могут наглядно показать приток и отток разных видов ресурсов, необходимых для функционирования организации.      Другим инструментом планирования является анализ окупаемости. Аналитические данные об окупаемости помогают наиболее правильно просчитать и сравнить доходы, производственные мощности и затраты. Также анализ окупаемости применяется для прогноза необходимого количества единиц товара, которое должно быть продано,  чтобы получить доход.   Оперативное исследование – еще один метод планирования, широко применявшейся в 60-е гг. Он представляет собой применение теории игр, очередей, имитационного моделирования, необходимых для оценки возможных решений и анализа возникающих проблем. Использование объективной информации, которая должна поступать в каналы управления в нужное время и в достаточном объеме, предполагает самый ценный актив предприятия.  Данные модели планирования удачно применяются как для решения количественных вопросов, так и качественных.      Есть и другая техника планирования, но надо иметь в виду, что у всех методов планирования одна общая цель – помочь менеджеру предсказать. Именно  поэтому организации и определяют план, в котором делаются попытки найти элементы решения альтернатив.

Главная цель составления долгосрочных планов  в том, что менеджеры с их помощью пытаются определить наиболее точно будущее  функционирования организации, так как в управленческой жизни всегда присутствуют неопределенное развитие событий и случайности.    

Необходимо помнить, что неопределенность есть  основная  причина недостаточно результативной деятельности организаций, поэтому функция планирования может помочь менеджерам более точно реагировать на изменения внешней среды и эффективнее справиться с управлением в условиях неопределенности.

ГЛАВА 3. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Содержание функции организации

Любой план всегда содержит в себе  этап формирования реальных условий, помогающих при достижении намеченных целей. Организация как функция управления должна упорядочить деятельность менеджера и исполнителей, обеспечить соблюдение экономической, технической, психологической, правовой и социальной сторон деятельности каждой организации. Так как вся работа выполняется людьми, то функция управления как организация призвана определять исполнителей, которые должны выполнить именно это конкретное задание,  и то, какие средства понадобятся  для выполнения данной работы.         Функция планирования ставит вопросы что (что нужно включить в план? что предпринимать? что можно предугадать? и т.д.), то функция организации отвечает на вопросы кто и как (т.е. кто и как будет осуществлять план организации?).            Без функции организации невозможно достижение целей организации. Через объединение и распределение задач и компетенций (через организаторскую деятельность) совершается целенаправленное управление взаимоотношениями в любой организации.      Следовательно, организация есть вторая функция менеджмента. Из всех имеющихся значений термина «организация» при обозначении управленческой функции обычно используют следующие:

  •  организация – это возникающая при объединении людей совместным трудом структура системы, представленная в виде взаимоотношений, видов деятельности, ролей, целей, прав и других факторов;

  •  организация – это деятельность, при которой формируется и сохраняется в относительной неизменности  структура организации.

3.2. Делегирование полномочий (делократия)

Деятельность некоторых организаций отличается тем, что все вопросы решает только начальник, демонстрируя свою безраздельную власть и чувствуя свою незаменимость, а подчиненные перекладывают всю свою ответственность и часть работы на плечи начальника. Руководитель не может справиться таким объемом «мелкой» работы, у него не остается времени на выполнение более важных функций (например, выбор стратегических приоритетов фирмы), а сотрудники бездельничают в ожидании  визита к начальству. Поэтому такая организация труда крайне неэффективна.       "Делегирование полномочий" – более целесообразная система, при которой процесс принятия решений разделяется по всей иерархической структуре управления. Стоящие перед организацией задачи разбивают на более мелкие, решением которых занимаются отдельные сотрудники и те или иные подразделения. Каждый из них отчетливо представляет себе круг вопросов, за решение которых отвечает, точно знает какие ресурсы позволено использовать самостоятельно, а в каких случаях необходимо разрешение начальства. Также все сотрудники проинформированы о величине вознаграждений, ожидающих их за хорошо выполненную работу.

Среди менеджеров различных уровней происходит "распределение полномочий", при этом важно, чтобы оценка  работы не зависело от личных взаимоотношений с начальством. Подобную систему Ю.И.Мухин, известный отечественный менеджер и публицист, называет "делократией". Распространенный пример делократии -  подрядный  метод. В таком случае  подрядчик осуществляет набор работников, организовывает трудовой

процесс, выбирает поставщиков  на основе полученных от фирмы заданий, правил начального финансирования, приема на работу и оплаты труда.

ГЛАВА 4. ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ

 

4.1. Содержание функции мотивации

Человек может трудиться с воодушевлением, энтузиазмом, но также может и уклоняться от работы. Все это объясняется тем, что поведение личности всегда мотивировано.         Под термином мотивация понимается процесс побуждения себя и других людей к достижению как личностных целей, так и целей организации. Если опираться на традиционный подход к мотивации, то он базируется на  том, что сотрудники считаются всего лишь ресурсами, которых необходимо заставить результативно трудиться.          Со времени промышленной революции технический прогресс внес радикальные изменения в наше общество, изменил понимание труда и повседневного существования. Вследствие ежедневно возникают проблемы мотивации деятельности сотрудников, т.е. менеджеру постоянно приходиться отвечать на вопрос, как сосредоточить их энергию на выполнении имеющейся работы.            Чувство цели в работниках, возникающее от получения личного удовлетворения, вызванного гордостью за хорошо выполненную работу, так же значительно, как и деньги (как мотивация труда). Менеджеры выявили закономерность: по мере того, как расширяются личные  свободы подчиненных, они превращаются в частичных совладельцев, тем более возрастает желание приносить больше прибыли. Если сотрудник связывает свои цели с целями организации, то он стремится все свои умения, навыки и способности использовать в процессе труда. При предоставлении сотрудникам такой возможности, их деятельность будет более высокоэффективным.  

Значит, главный смысл мотивации состоит в том, чтобы затронуть основные интересы сотрудников и дать им шанс реализовать себя в своем деле.

4.2. Современные теории мотивации

Многообразные теории мотивации разделяют на две группы:

  •  содержательные теории, строящиеся на идентификации потребностей личности, т.е. внутренних побуждений, заставляющих людей поступать так, а не по-другому (это теории   Фредерика Герцберга, Абрахама Маслоу и др.);
  •  процессуальные теории – основываются на различных проявлениях поведения людей в зависимости от их воспитания и уровня знаний (это модель мотивации, теория ожидания и теория справедливости Портера-Лоулера).  

Эти теории не являются взаимоисключающими, несмотря на то, что расходятся по некоторым вопросам. Необходимо сказать, нет единственной наилучшей теории мотивации. То, что подходит для мотивации одних, абсолютно непригодно для других, потому что структура потребностей человека определяется местом, занимаемым им  в организации, или приобретенным раньше опытом.

Одним из содержательных теорий мотивации является иерархия потребностей, по А. Маслоу. Он выделяет пять потребностей:

  1.  физиологические потребности;
  2.  потребность в безопасности и уверенности в будущем;
  3.  социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе и т.д.);
  4.  потребность в уважении;
  5.  потребность самовыражения.

               А. Маслоу расположил все потребности в виде строгой иерархической структуры, которая показывает, что потребности, находящиеся на нижних уровнях оказывают влияние на поведение человека намного раньше, чем потребности более высоких уровней.        В итоге следует вывод: руководитель, прежде всего, должен решить, какие потребности в данный период времени движут людьми, потому что эти потребности меняются, и не стоит надеяться, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективной всегда.        Однако имеется ряд недостатков этой теории. Во-первых, отсутствует четкая ступенчатая иерархическая структура потребностей; во-вторых, нет подтверждения того, что удовлетворение одной потребности приводит к   задействованию потребностей следующего уровня как фактора мотивации сотрудника. Также в теории не учтены  индивидуальные особенности каждого отдельно взятого работника, а ведь руководителю необходимо знать личные предпочтения каждого своего подчиненного в системе вознаграждений.  

4.3. Процессуальные теории мотивации

Существуют три главные процессуальные теории мотивации: модель Портера-Лоулера, теория справедливости и теория ожиданий.

Основу теории ожидания составляет предположение о том, что, при  направлении своих усилий на достижение определенной цели, людьми движет ожидание возможного удовлетворения за счет достижения этой цели. Мотивация – необходимая функция фактора ожидания. Наиболее результативную мотивацию можно достичь, когда люди надеются, что усилия, потраченные на достижение цели, позволят им получить особо ценное вознаграждение. Мотивация ослабевает, если сотрудники начинают ниже оценивать ценность вознаграждения или вероятность успеха.    Теория справедливости базируется на том, что люди имеют обыкновение субъективно оценивать отношение затраченных усилий к вознаграждению и сопоставлять его с тем, что заработали другие работники, совершив такую же работу. Несправедливое, по оценкам сотрудников, вознаграждение становится причиной возникновения психологического напряжения. В такой ситуации,  когда человек полагает, что его труд недооценен, он начинает уменьшать затрачиваемые усилия. А когда ему кажется, что его труд переоценен, то он, напротив, сохранит объем затрачиваемых усилий  или, возможно,  даже увеличит его.             В рамках пользующейся широкой поддержкой модели Портера-Лоулера мотивация рассматривается как функция ожиданий, потребностей и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Эффективность труда во многом зависит от приложенных усилий, характерных особенностей и умений работника, а также объективной оценки им собственной роли. Оценка работником ценности вознаграждения и уверенность его получения определяют уровень затрачиваемых усилий. По модели Портера-Лоулера эффективность труда продолжает удовлетворенность, а совсем не наоборот, как утверждают представители теории человеческих отношений.

ГЛАВА 5. ФУНКЦИЯ КООРДИНАЦИИ

5.1. Содержание функции координации

Согласованная деятельность менеджеров организации – одно из главных условий успешного функционирования этой организации. Важно, чтобы они не только не противоречили, но и дополняли друг друга и вели к единой цели, сформулированной в оперативных и долгосрочных планах. Не маловажную роль играет эффективная организация потоков информации, которые должны быть достаточными, но не излишними.         Поэтому регулярные совещания менеджеров являются важным составляющим в деятельности организации. Но не так просто правильно провести совещание, достичь принятия полезных для функционирования фирмы решений. Поэтому менеджер должен обладать искусством организации таких совещаний: заранее необходимо обеспечить участников нужной информацией, создать условия для проведения деловой дискуссии. Менеджеру также следует быть готовым к активной борьбе с  хорошо разработанными методами срыва совещаний, превращения их в пустую трату времени, организации коллективного принятия решений, выгодных кому-нибудь лично, а не фирме.            Некоторые  совещания содержат процесс голосования, результат которых во многом зависит от процедуры голосования и методов принятия решения: можно спросить "кто «за»?", а можно и иначе: "Имеются ли у кого-нибудь возражения?". В первом случае примут тот вариант, за который проголосовало наибольшее количество людей, а во втором принимается тот, против которого высказано меньше всего возражений. А что делать, если за один вариант большинство проголосовало «за», но и противников достаточно, однако, остальные оставляют участников заседания безучастными? Поэтому заранее необходимо утвердит регламент совещания.

6.2. Функция координации при подготовке документов

Координация деятельности менеджеров проводится и при подготовке документов - предложений, приказов, планов, адресуемых в другие организации, ответов на распоряжения и запросы властей и др. Данный  процесс происходит следующим образом: один из сотрудников готовит начальный вариант документа, размножает и рассылает его заинтересованным в нем менеджерам или в другие организации. Далее он собирает сводку отзывов, с некоторыми из них соглашается, против других возражает. Потом составляют "согласительное совещание", где рассматриваются те мнения, с которыми не согласен сотрудник, приготовивший начальный вариант документов. В ходе дискуссии по некоторым позициям достигается компромисс. И согласно процедуре подготовки Законов РФ, государственных стандартов и других ответственных документов, окончательное решение, с учетом всех оставшихся возражений, принимается генеральным директором или Советом директоров, т.е. высшей инстанцией данной организации.

Часто эту процедуру заменяют визированием, т.е. менеджеры выражают свое согласие, накладывая на документ визу, иначе говоря, расписываясь. В архиве фирмы сохраняется письмо с визами, так что не составит труда найти, составивших и одобривших документ.

 

ГЛАВА 6. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

6.1. Содержание функции контроля

Контроль как функция менеджмента включает в себя не только понятие «контролирование», но под ним понимают также и активную деятельность менеджера – управление.        Контроль – это не однократное действие, а непрерывный процесс, призванный облегчить выполнение управленческих задач при помощи  наблюдения и регулирования различных видов деятельности организации.  Управленческий контроль наиболее  эффективно проявляется, когда объединяется с процессом стратегического планирования. Он помогает менеджерам определить, насколько хорошо выполняются стратегические планы, стоит ли применить регулирующие меры или внести в них изменения. В самом широком смысле контроль – это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с теми, которые были запланированы. Не стоит понимать слово «контроль» только как отражение практики хозяйственной деятельности организации (первоначальное использование в бухгалтерском учете). Но оно применяется и для обозначения функции контроля как вид управленческой деятельности, с помощью которого организация удерживается на нужном пути,  благодаря сопоставлению показателей ее функционирования и установленных планов.    Функция контроля помогает ответить на такие вопросы, как:  чему мы смогли  научиться? что в следующий раз нужно сделать по-другому? что стало

причиной отклонений от запланированного? что оказало воздействие на принятие решений? было ли влияние контроля положительным или отрицательным? к каким выводам пришли, и что следует предпринять  для разработки новых целей?          В процессе управления используют определенный вид технологий контроля (в приложении 1).          Не зависимо от того, какой технологией пользуются, окончательная    цель – обслуживание всевозможных планов и целей менеджмента.   Основными критериями-требованиями формирования всех систем контроля являются:           

  •  эффективность контроля – (уменьшение затрат, потраченных на обнаружение и устранение недостатков, на контроль, расходов на персонал и технику контроля). При помощи этого критерия определяют полезность и успешность контроля;  
  •   эффект влияния на людей – выясняют какие реакции вызывает применяемая технология контроля у работников: положительные или отрицательные (демотивация труда);  
  •  выполнение задач контроля – в задачи контроля входит определение отклонений и совпадений в процессе управления организацией, устранение отклонений, выработка правильных решений;  
  •  определение границ контроля – контроль не может происходить без ограничений, поэтому продолжительность анализируемых отрезков должна позволять выявлять отклонения на самых ранних стадиях, необходимо соблюдение норм контроля, определенных действующим законодательством.   

 

6.2. Виды контроля

Первый вид контроля – это предварительный  контроль, который осуществляется до фактического начала работ. Главное средство реализации предварительного контроля  - осуществление, а не создание  процедур, линий и правил поведения.           Предварительный контроль в организациях используется в трех основных сферах: материальных, финансовых и человеческих ресурсах. В сфере человеческих ресурсов контроль достигается благодаря анализу профессиональных способностей и знаний, необходимых для выполнения определенных задач организации, в сфере материальных основной  целью является контроль качества сырья, необходимый для создания хорошего товара. В сфере финансовых ресурсов главный механизм предварительного      контроля  -  это бюджет, отвечающий на вопросы: когда, какие и сколько наличных и безналичных средств понадобиться организации.    Процесс предварительного контроля имеет два вида: диагностический и терапевтический.         Диагностический контроль состоит из таких категорий, как предупреждающие сигналы, эталоны, измерители и т.п., свидетельствующие о том, что в организации происходит что-то, несоответствующее плану.   Благодаря терапевтическому контролю выявляются не только отклонения от нормативов, но и принимаются своевременные исправительные меры.  Второй вид – текущий контроль, осуществляющийся в процессе проведения работ. Обычно его объектом становятся сотрудники, а сам   контроль – исключительное право их непосредственного начальника. Такой подход позволяет избежать отклонений от запланированных указаний и планов. Для  исполнения текущего контроля, аппарат управления должна владеть обратной связью. Цель таких систем  - применение внешних ресурсов для внутреннего использования, корректировка отклонений от намеченных целей.  Третьим видом является заключительный контроль. Цель такого вида контроля состоит в стремлении предотвратить ошибки, которые возможны в будущем. Если при текущем контроле обратная связь используется  в процессе его выполнения, то в заключительном контроле – только после того, как работа уже выполнена.          Заключительный контроль дает руководству необходимую информацию для выполнения аналогичных работ в будущем и способствует мотивации деятельности.

        

6.3. Этапы контроля

В ходе выполнения функции контроля выделяются три  этапа.   1). Этап А – определение стандартов.       Под  термином стандарты понимают конкретные цели, в отношении которых прогресс поддается измерению. На первом этапе должны быть определены хронологические рамки и определенный критерий, по которому следует оценивать работу. Это и есть показатель результативности, точно определяющий то, что необходимо для достижения поставленных целей.  2). Этап Б – сравнение установленных стандартов с имеющимися результатами.            На данном этапе менеджеру следует определить уровень соответствия достигнутых результатов с его ожиданиями. Также необходимо установить, насколько допустимы и безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Такая деятельность охватывает определение масштабов отклонений, измерение результатов, трансляцию информации и ее анализ.    

3). Этап В –внесение необходимых исправлений.    При организации и проведении контроля необходимо тщательно обдумать, какой вид функции контроля следует применить, потому что  контроль  является весьма дорогостоящим. В связи с этим менеджеры должны учесть все факторы, необходимые для эффективной деятельности и ответить на такие вопросы, как:     

   -   правильно ли понимаются сотрудниками цели организации?      -  способна ли система контроля обеспечить существенные, а не только тривиальные измерения?                       - может ли действующая система контроля предоставить менеджерам информацию, позволяющая действовать в целесообразных временных рамках? Функция контроля – снабжает  менеджеров обратной связью между первоначальными ожиданиями, определенными планами управленческой деятельности, и показателями реальных достижений организации, вследствие  чего выявляются отклонения и решается, что предпринять для исправления  негативных последствий и увеличения позитивных результатов. Система контроля  -  последний пункт всего процесса управления организацией. Однако на практике не существует такого конечного пункта, потому что все управленческие функции взаимосвязаны и движимы друг другом.       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проделанной работе были освещены следующие функции менеджмента:          Планирование — это одна из первых ступеней процесса управления, на которой менеджеры  определяют  цели организации, а также средства и методы их достижения. Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования функционирования фирмы благодаря выявленным возможностям, условиям и факторам, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.   Организационная функция тесно связана с функцией планирования. Ее сущность предельно точно выразил великий русский полководец А. В. Суворов: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Если офицер не  в силах сформировать из своих подчиненных согласованно действующую боевую единицу, то он погибнет вместе с ними. Для менеджера ситуация обстоит лучше: самое худшее, что может случиться – это разорение фирмы. Фирма, в распоряжении которой имеется множество различных планов, но отсутствует единая схема воплощения их в жизнь, обречена на провал.    Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения, как личных целей, так и целей фирмы. Функция               мотивации – двигатель  рабочего процесса. Если коллективу известно, что за выполненный труд ему предоставят достойное вознаграждение, то от него следует ожидать весьма эффективную работу.      Функция координации помогает добиться согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий функциональных и производственных подразделений предприятия. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллективы людей со стороны руководителей и функциональных служб предприятия, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.

Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи, то есть получение данных о результатах. Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и построить линию поведения так, чтобы можно было избежать отклонений организации от наиболее результативного пути движения к поставленным целям.

Контроль – это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и распоряжений. Он является одним из основных факторов правильного функционирования организации, соединяет в себе все виды деятельности менеджеров. Функция контроля позволяет устранить неточности и своевременно найти ошибки.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходима подстройка функций управления на все возрастающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым, т. е. можно утверждать, что для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.


СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Абчук В.А., Тимченко В.В., Трапицын С.Ю. Менеджмент. Учебник. – СПб.:«Книжный дом», 2008. – 485 с.
  2.  Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/ О.С.Виханский, А.И.Наумов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. -670 с.: ил.
  3.  Герчиков И.Н. Основы менеджмента: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ, 2003. – 501 с.
  4.  Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.: ил.
  5.  Васильева Т.И., Ильин С.С. Экономика. Справочник студента. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», Филологическое общество «СЛОВО», 2001.- 544 с.
  6.  Кабушкин Н.И.  Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТОО «Остожье», 2003. – 336 с.
  7.  Камаев В.Д. Экономическая теоия: Краткий курс: учебник/ В.Д. Камаев,      М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.            – 384 с.
  8.  Корчагин Ю.А. Современная экономика России /Ю.А. Корчагин. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 670 с.
  9.  Робинс С.П., Коултер М. Менеджмент: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 880 с.: ил. – Парал. тит. англ.
  10.  Груков И. Б.  Менеджмент организации/ Груков И.Б. -  М.: ЗАО "Бизнес-школа", "Интел-Синтез", 2001

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29411. Характеристика электрооборудования во взрывоопасных зонах в нефтяной и газовой промышленности (НГП) 35 KB
  Взрывоопасной зоной называют помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке в которых имеются или могут образовываться взрывоопасные смеси. Взрывоопасные смеси горючих газов с воздухом или смеси легковоспламеняющихся жидкостей с воздухам согласно правилам устройства электроустановок ПУЭ классифицируются по категориям I II IIA IIB IIC и группам T1T6. Например ко II категории взрывоопасной смеси относятся промышленные газы и пары к I категории – рудничный газ. Безопасный экспериментальный...
29412. Климатические условия эксплуатации и условия размещения электрооборудования 26.5 KB
  Электрооборудование предназначенное для эксплуатации на суше и реках в районах с умеренным климатом имеет обозначение У; с холодным климатом ХЛ; сухим и влажным тропическим Т; для всех макроклиматических районов на суше О. Электрооборудование предназначенное для установки в районах с умеренно холодным морским климатом имеет обозначение М; с тропическим морским ТМ. В зависимости от условий размещения предусматривается различное исполнение электрооборудования которому также присваивается определенное обозначение....
29414. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки. Государственный долг и дефицит платежного баланса. Влияние государственного долга на накопление частного капитала 50 KB
  Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения показатели и проблемы количественной оценки. Государственный долг и дефицит платежного баланса. Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит БД. Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом.
29415. Ключевые макроэкономические проблемы российской экономики 67 KB
  Можно сделать вывод: главная причина ошибочности социальноэкономической политики – использование экономики России стандартных макроэкономических рецептов разработанных для стран с типом экономики зеркально противоположным российскому. Поэтому напрашивается первый рецепт долгосрочной политики – сделать диверсификацию экономики главной целью политики государства. Макроэкономические проблемы российской экономики АЛЕКСЕЙ КУДРИН министр финансов РФ выбрал более менее доступное там много Снижение конкурентоспособности К началу 2007 г.
29416. Теоретические подходы к моделированию инфляционных процессов. Типы и виды инфляции. Темп инфляции и его колебания. Возможности инфляционного финансирования дефицита гос. бюджета 1.32 MB
  Темп инфляции и его колебания Инфляция inflation от итальянского слова inflatio что означает вздутие представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен. В этом определении важны следующие слова: 1 устойчивая что означает что инфляция – это длительный процесс устойчивая тенденция и поэтому ее следует отличать от скачка цен; 2 общего уровня цен. Это значит что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя поразному: повышаться понижаться оставаться без...
29417. Формы безработицы и ее естественный уровень. Регулирование уровня безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы 61 KB
  Формы безработицы и ее естественный уровень. Регулирование уровня безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. По социально экономическому содержанию выделяют следующие формы безработицы: 1.
29418. Банковская система и ее роль в современной экономике. Центральный банк, его статус и цели. Антиинфляционный курс Банка России 114 KB
  Центральный банк его статус и цели. Антиинфляционный курс Банка России. Понятие банковской системы ее элементы и взаимосвязи.
29419. Инвестиции и их функциональная роль. Сбережения, инвестиции, мультипликатор инвестиций. Инвестиции и реальный экономический рост 1.87 MB
  Инвестиции и их функциональная роль. Сбережения инвестиции мультипликатор инвестиций. Инвестиции и реальный экономический рост Староверова Г.