97469

Теория семейно-трудового хозяйства Чаянова

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

В 1908-1909 годах посещает Италию и Бельгию, собирая в них информацию об их аграрном состоянии. Результаты исследований позже легли в основу его печатной работы, написанной в 1908 году. По окончании учебы в университете Чаянов был оставлен для подготовки к научной деятельности с 18 работами за плечами. После сдачи финальных экзаменов Чаянов уезжает в Европу...

Русский

2015-10-18

1.15 MB

2 чел.

Реферат по истории экономических учений

Тема: « Теория семейно-трудового хозяйства Чаянова»

Преподаватель: Гловели Г.Д.


Реферат на тему: «Теория семейно-трудового хозяйства А.В.Чаянова»

Содержание:

1) Краткая биография Чаянова.

2) Введение в учение Чаянова

3) Предпосылки Чаяновской теории

4) Основа теории Чаянова

5) Кооперация Чаянова.

6) Принципы мелкого крестьянского хозяйства.

7) Чаянов о меняющихся крестьянских возможностях.

8) Процессы, происходящие в крестьянском хозяйстве, по Чаянову.

9) Чаяновская классификация сельского хозяйства

10) «Закат» Чаянова

11) Возрождение Чаянова

Краткая биография Чаянова

Александр Васильевич Чаянов - известный российский экономист, социолог, утопист, кооператор, теоретик.  Родился в 1888 году в семье купца. По завершении частного училища Чаянов по настоянию родителей поступил в Московских с/х институт.  

Увлечение работами таких экономистов, как Менсера, Лаура в последствии  сыграло важную роль в его работах.

В 1908-1909 годах посещает Италию и Бельгию, собирая в них информацию об их аграрном состоянии. Результаты исследований позже легли в основу  его печатной работы, написанной в 1908 году.

По окончании учебы в университете Чаянов был оставлен для подготовки к научной деятельности с 18 работами за плечами. После сдачи финальных экзаменов Чаянов уезжает в Европу, где заканчивает «Очерки теории трудового хозяйства».

В 1919 году Чаянов с единомышленниками направляют в правительство письмо о развале крестьянских хозяйств. В это же время он начинает заниматься литературой, пишет  свою первую повесть.

В 1921 году Чаянов получает должность заместителя председателя экономического совещания при плановой комиссии Наркомзема. В 1922 году он становится директором научно-исследовательского института, основанного на базе семинарии по  сельскохозяйственной экономике и политике.  В этом же году Чаянов женится и отправляется за границу, где вновь пытается разработать теорию крестьянского хозяйства.

В 1923 он, наконец-то,  выпускает свою главную работу «Учение о крестьянском хозяйстве».  

На протяжении всего времени мысли Чаянова по поводу кооперации оставались неизменными.

В 1928 году Чаянов теряет директорскую должность в институте.

В 1930 году Чаянова обвиняют в принадлежности к некой партии, о которой он даже ничего не знал. Чаянов ждет суда в Бутырке, где  и продолжает  свою работу.

Чаянов погибает в 1937 году в возрасте 49 лет по ложному обвинению, результатом которого была смертная казнь, приведенная в исполнение в день оглашения приговора.

Введение в учение Чаянова

На протяжении всей своей жизни Чаянов, по сути, работал в основном над тремя главными вопросами:

1) Семейно- трудовое крестьянство

2) Кооперация аграрного сектора

3) С/Х в целом

Именно эти проблемы легли в основу множества произведений этого известного русского экономиста-писателя.

Предпосылки Чаяновской теории

Изменения во взглядах на аграрный комплекс поменялись у людей в 19-20 веках. Это было обусловлено переломом экономического состояния в сельском хозяйстве. И это именно поэтому углубился кризис в  России в тот период времени. Реформа Столыпина не смогла ничего сделать с ним, а лишь усугубила этот процесс и ускорила его. В конце- концов все это и послужило поводом  для развития чаяновской семейно-трудовой теории.  Хотя Чаянов и не был капиталистом, в его теории явно прослеживалась капиталистическая (????? А где аргументы?) мысль о том, что природа крестьянского хозяйства некапиталистична. Чаянов разрабатывал свою теорию, опираясь на опыт своих предшественников.

Основа теории Чаянова

Первая Мировая Война вызвала глубочайшие потрясения во всей конъюктуре, но особенно сильно это было заметно в отрасли сельского хозяйства.  Расширяются внутренние рынки сбыта, увеличивается производство (да, мужики в армии, а с/х производство – растет!!! Как это возможно?), развитие рыночных отношений, а также и начало становления коопераций.  Все это не существовало как нечто запланированное, а имелось лишь  в качестве небольших начинаний, предпосылок. Но как бы то ни было, все это укоренилось и уже к началу Первой Мировой войны российскую деревню было не узнать, ибо она коренным образом отличалась от той, которая была еще сто лет назад. Но со временем эта разница, соответственно,  все больше увеличивалась.

И какое отношение весь этот абзац имеет к основам теории Чаянова???

Теория семейно-крестьянского хозяйства была сформирована, по сути, из 2 основных идей:

1) Накопление опыта (и что – это идея???) отчасти посредствам аналитики имеющихся данных исследования сельского хозяйства, предоставленных государством, а также отчасти и исследований, проводимых частными лицами на их собственные деньги.

2) Установление ряда фактов и событий (и это – идея???),  не подходящих под описание обычных представлений о частнохозяйственных  предприятиях и требующих специального толкования. Эти понятия изначально давались лишь некоторым событиям, но в конце концов их стало так много, что пришлось создавать теорию семейно-трудового хозяйства.

В основу своей теории Чаянов ставил в первую очередь труд крестьян и их семейств. В 1911 году Чаянов формулирует свою основную идею о том, что основной задачей крестьянства является  получить максимум прибыли (говоря современным языком, максимизировать прибыль), используя все имеющиеся свои возможности и своей семьи.

Чаянов считал, что не всегда размер территории и производство, развернутое на ней, должно быть соизмеримо. Он признавал, что возможны отклонения от норм, но также и признавал, что любого рода отклонения ведут к уменьшению объемов производства, вследствие чего происходит и снижение получаемого дохода (а не прибыли!!!) работниками. Хотя подобное сокращение и имело место, оно проходило весьма медленно, чем и была обусловлена живучесть мелких крестьянских хозяйств  и их продолжительное существование.  Но в случае даже если у крестьянина  есть довольно много ресурсов, оборудования и тому подобного, но  не хватает земли или рабочих рук, то все будет бесполезно, т.к. часть оборудования и процессов будут стоять без дела, то есть  крестьянин будет терпеть убытки. Поэтому идеальным считается равная пропорция территории и объемов производства, а любое отхождение от этой нормы будет нецелесообразным и будет приводить лишь к убыткам. Но при Чаянове данная концепция немного поменялась, а именно: теперь рабочая сила определяется как нечто постоянное на одну семью, то есть размер хозяйства определяется численностью всех людей, входящих в семью, а также их занятость как структурный элемент хозяйства. Имеется, конечно, вероятность, что рабочих средств не будет достаточно для задействования всех членов и реализации их трудовых возможностей, из чего вытекает, что производительность ниже нормы, что становится ключевым элементом сельскохозяйственного производства.

Кооперация Чаянова 

У Чаянова не было никаких политических предпочтений, поэтому он не принадлежал ни к одной партии, но события Февральской революции заставили его передумать. Он примкнул к Учредительному собранию (это что – партия такая была? Оригинально…). Чаянову  не были симпатичны идеалы рабочего социализма, а также их аналоги в советской действительности, где «колоссальная доля прибавочной стоимости усвоялась стадами служащих в главках и центрах».  Но видя разруху в стране, Чаянов идет на договоренности с властью и возглавляет семинарий, позже переименованный в НИИ. Его «Краткий курс кооперации» наряду с работами других известных экономистов попадали на стол Ленина, когда тот готовился выпустить статью «О кооперации».  Чаянов считал, что кооперирование крестьянских хозяйств возможно только в долгосрочном периоде. План Ленина был неточным, допускал многозначность, в то время как чаяновский был основан на четком анализе.

Принципы мелкого крестьянского хозяйства

Основным в теории семейно-трудового хозяйства Чаянова является категория трудопотребительского баланса. Его суть заключается в отношении занятости в трудовой деятельности к степени достатка и удовлетворяемости им. Данный показатель обычно берется за год. Чаянов считал, что  крестьянский процесс движет не предприниматель, а работник, который самостоятельно определяет норму труда и его  напряженность. Этим можно объяснить неизменность мелкого крестьянского хозяйства, а также его техническую и экономическую стагнацию.

В случае несения убытков крестьянские хозяйства, в отличие от капиталистов, могут выжить благодаря так называемой «самоэксплуатации». Крестьянские хозяйства редко покупают новое оборудование, которое сэкономит им время и силы, потому что не всегда найдется человек, способный обращаться с таким оборудованием и это будет лишь пустая трата денег, не увеличивающая доход крестьян ни на копейку. В этом можно убедиться на примере выдачи молотилок крестьянам. Данное действие не поможет крестьянам нарастить капитал, а лишь поможет им облегчить работу, но это будет весьма нерационально, т.к. средства на оборудование будут затрачены, а покрытия этих расходов не произойдет.

Крестьянство имеет специфический взгляд на изменение цен и на факторы, породившие это изменение. Повышение цен не стимулирует крестьян больше работать, а, наоборот, заставляет их снижать объемы проделываемой работы, потому что, следуя согласно ходу их рассуждения, они не хотят работать больше за ту же единицу продукции, чтобы купить которую пришлось бы ранее заплатить меньше. Работник стремится сократить рабочее время до того момента, когда сможет обеспечить себя всем необходимым, в то время как предприниматель старается расширять производство, задействуя как можно больше сил и средств и вследствие получая  больше прибыли. Об этом вопросе задумывался не только Чаянов. Например, Челинцева говорила: « Если все нужное для существования семьи было бы возможно добыть ее работниками в течение, например, 150 – 180 дней в году, то от дальнейшей собственной работы наше трудовое хозяйство воздержится». Где ссылка на источник??? И откуда взялась такая ученая???? Вместо Челинцева Александра Николаевича

Таким образом, если основное равновесие не достигнуто, то потребности человека особо явно выделены, и люди готовы, мирясь с низкой зарплатой, работать больше времени. И наоборот, если равновесие достигнуто и вполне покрывается,  то человек согласится выполнять требующиеся задачи только при высокой оплате труда.

Производственный план, по мнению Чаянова, является основным в крестьянском хозяйстве.  Именно в плане отражается потенциальные возможности производства, бюджет, имеющийся для реализации намеченных целей, денежный оборот, распределение нагрузки на работников и многое другое. Он также отражал изменения, происходящие под воздействием экономики и рыночной конъюнктуры. Основными пунктами этого плана были: бюджет, или же соотношение между доходами и расходами, труд, то есть его количество, осуществляемое в определенный период времени, средства производства, а именно, оборудование, используемое крестьянами в обработке земли (земледелии).

Чаянов о меняющихся крестьянских возможностях

Чаянов, исследовав статику крестьянского хозяйства, принимается за его динамическую сторону. В  поле его исследования попали соотношения половых, возрастных показателей, количество трудоспособных крестьян и общее число крестьян. Например, семья, состоящая из «молодняка» не особенно сильна, но стоит им и их семейству подрасти,то и их производственные возможности будут увеличиваться. В то же самое время уже взрослые имеют достаточно возможностей и получают, соответственно, тоже больше, но они по мере старения будут терять возможности и работников, а, соответственно, и рабочую силу, в то время как их дети, повзрослев, отделились от них  и создали свою семью. Чаянов видел неравенство в имуществе крестьян  именно по этой причине.

Процессы, происходящие в крестьянском хозяйстве, по Чаянову

Чаянов в своих наблюдениях подметил 3 организационных процесса крестьянского хозяйства:

1) процессы, связанные с подготовкой материала к последующим этапам.

2) процесс первичной обработки

3) экономическое продолжение созданного продукта.

Но производство зачастую начинается с последнего пункта, дабы рассчитать количество производимого продукта и привлечение потребителей. Затем предприниматель осваивает средства обработки. И только в конце -  капиталист осваивает отрасль производства товаров. Таким способом пользуются фермеры из Америки.

Чаяновская классификация сельского хозяйства 

Требовалось устранить все неточности, вследствие чего Чаяновым было предложено делить крестьянские хозяйства на 6 основных типов. А именно:

  •  Кулацко-ростовщическую
  •  Зажиточные семейно-трудовые
  •  Крупные полукапиталистические, применяющие наемную рабочую силу
  •  Бедные, вынужденные работать на кого-то, то есть другими словами предлагать свои услуги в наём
  •  Мелкие бедные крестьянские хозяйства
  •  Пролетарские,  чей основной доход составляла зарплата

Коммунисты выступали с идеями, что основную рабочую силу составляли бедняки, которых эксплуатировали. Но Чаянов был против этой концепции, считая, что это приведёт  к уничтожению первого типа хозяйства, а последние останутся  не у дел.  В 1927 году коммунисты начинают в  категоричной форме критиковать позицию Чаянова. Данным нападкам конец положили большевики, просто на просто добив окончательно Чаянова и его идеи о кооперации и сельском хозяйстве крестьянства.

«Закат» Чаянова 

Несмотря на все гонения, Чаянов отказался эмигрировать, продолжая размышлять по поводу того как спасти русское крестьянства, отчасти надеясь на помощь коммунистов, по мнению которых, по его мнению, крестьянство являлось основным занятием и основой всему в то время. Но на Первой Всесоюзной конференции аграрного сектора идеи Чаянова были раскритикованы, там же прозвучал призыв  запретить Чаянову свободно печататься. Сталин безапелляционно отверг Новую Экономическую политику Чаянова, одновременно отдав приказ НКВД заняться «приструнением» аграрников, обвиненных по делу ТКП. Чаянова обвинили в попытке подрыва социалистического строя и репрессировали. Проведя 2 года в местах заключения, Чаянов попал в Казахстан, где работал помощником Наркома земледелия при институте. Позже их обоих приговорили к смертной казни, которая была приведена в исполнение в 1937 году.

Возрождение Чаянова

Хотя Чаянова и не признали на Родине, его труды были переведены на многие европейские языки (в числе которых немецкий и английский). Его работы позволили ряду государств избавиться от аграрной отсталости. Также его слова, высказанные при жизни, о том, что наше государство не только будет стремиться  к странам Европы, но в будущем будет велико влияние на нашу страну государств Азии и Африки, оказались правильными. К сожалению, тезисы, выдвинутые Чаяновым почти полтора века назад, не снискали своего места в современной экономике.

Работа выполнена при помощи учебника «История Экономических Учений» Г.Д. Гловели   и интернет ресурса google.com

2 балла. Где список использованной литературы??? В целом: «Туши свет!». Можно публиковать в разделе «Черного юмора».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76552. Методика обучения орфографии 34.5 KB
  Методика обучения орфографии. Принципы обучения орфографии: Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково независимо от их произношения. Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся т. Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения.
76553. Методика обучения пунктуации 28.5 KB
  Методика обучения пунктуации. Методика обучения пунктуации. Основная цель обучения пунктуации в школе – научить учащихся применять те правила пунктуации которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. – Усвоение этих правил создает хорошую основу для осуществления этих целей развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации как средство помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств которые в звучащей речи передаются интонационно или очевидно вытекают из ситуации общения.
76554. Методика обучения стилистике 35.5 KB
  Содержание: Функциональный стиль: теория: класс; закрепление углубление жанры:; обобщение и систематизация. Основные теоретические понятия: Стиль способ использования единиц языка в процессе общения. Функциональный стиль разновидность литературной речи которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения. Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.
76555. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка 32 KB
  Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство с лексическими нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексическим...
76556. Обогащение грамматического строя речи учащихся 28.5 KB
  Такое синтаксическое перестроение предложения приводит к большей морфологической вариативности: растет употребление форм косвенных падежей непредикативных форм глагола союзов и других показателей логических связей между частями предложения. Во-первых изучаются смысловые выразительные и стилистические возможности употребления грамматических форм слов: 1 переносное употребление грамматических форм время наклонение глагола в несвойственных им значениях 2 нереферентное Употребления запрещающие использовать отличия одного объекта от...
76557. Речеведческие понятия и методика работы с ними. Текст как основная единица обучения русскому языку 30 KB
  Текст как основная единица обучения русскому языку. Результатом этой речевой деятельности является речевое произведение или текст. Главная единица речи текст. Текст это группа предложений объединенных в целое темой и основной мыслью.
76558. Методика развития речи учащихся. Основные направления работы 31 KB
  Методика развития речи учащихся. Учебник: Важнейшим аспектом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний отвечающих требованиям правильности стилевой адекватности точности богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи. Вся работа по развитию речи в конечном счете подчинена главной цели работе над развитием связной речи учащихся.
76559. Методика развития устной речи 34 KB
  Методика развития устной речи. Закономерности усвоения речи. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи: от натренированности мускулатуры органов речи; от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц; от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи; от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи; усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования...
76560. Изложение, виды изложений, методика их проведений 31 KB
  Воспроизведение текста имеет устную форму пересказ и письменную форму изложение. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования запоминания воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся а также для развития речемыслительных механизмов тренировки памяти закрепления и проверки правописных умений и навыков. По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. По отношению к содержанию исходного текста...