97470

Фискальная политика: сущность, виды и инструменты

Реферат

Финансы и кредитные отношения

Бюджетно-налоговая политика совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов фискальная политика и в области регулирования бюджета бюджетная политика. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Русский

2015-10-18

44.9 KB

10 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Кафедра  Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

Направление бакалавриата 080100.62 «Экономика»

РЕФЕРАТ

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема: «Фискальная политика: сущность, виды и инструменты»

Выполнила:         

Желтякова Е.А.    студент гр. 12-БУ

«________»_____________ 20____ г                                  _______________

                                                                                                                                                 (подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н.

«________»_____________ 20____ г                                   _______________

                                                                                                         (подпись)

г.Котлас

2013 г.

Содержание

Введение 3

1.Сущность и цели фискальной политики 4

2. Виды и инструменты фискальной политики 9

3. Достоинства и недостатки фискальной политики 11

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Актуальность данной темы заключается в том, что среди экономистов и политиков идет постоянная дискуссия  о том, каким должен быть налог высоким или низким.


1.Сущность и цели фискальной политики

Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. В настоящее время такими целями в развитых странах являются главным образом антикризисное регулирование, уменьшение безработицы и размеров инфляции.

Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.

Методы финансового регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюджетного регулирования: субсидии (что означает помощь, поддержка), дотации (дар, пожертвование), трансферты (перенесение, перевод). Косвенными являются  методы использования элементов налоговой системы.

Косвенные методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами экономического регулирования. Наиболее распространенными методами поощрения деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые льготы. К ним относят также механизм ускоренной амортизации, скидки на истощение недр и инвестиционный налоговый кредит.

Суть налогового механизма ускоренной амортизации заключается в законодательном разрешении предприятиям списывать на амортизацию часть  прибыли, значительно превышающей действительный износ основного капитала. В результате сокращается размер налогооблагаемой прибыли и, следовательно, налоговые отчисления. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капитала в предпринимательском секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, техническому совершенствованию производства и развитию наукоемких отраслей.

Льгота в виде скидок на истощение недр вводится для повышения конкурентоспособности предприятий добывающей промышленности путем создания  благоприятных условий для накопления капитала и привлечения инвестиций. На этом основании предприятия имеют возможность значительно сокращать размер налоговых выплат или не производить их вовсе под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых. Данный метод оказывает существенное влияние на размещение производительных сил и создание объектов инфраструктуры.

Инвестиционный налоговый кредит по сути представляет собой финансирование государством частных капитальных вложений и рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой. Этот кредит рассчитывается в процентах к стоимости оборудования и вычитается непосредственно из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, тем самым стоимость закупаемого производственного оборудования уменьшается на величину скидки.

Опыт построения и функционирования налоговых систем в странах "золотого миллиарда" позволяет выделить два различных подхода, определяющих место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регулирования экономики. Один из них основан на кейнсовской концепции государственного регулирования, а второй на постулатах неоклассической теории.

Кейнсианская концепция, в соответствии с которой меры налогового воздействия заключаются в активном влиянии на величину совокупного спроса, служила теоретической основой государственной политики развитых стран   вплоть  до 70-х гг. двадцатого столетия.    Сущность этой политики заключается в том, что на стадии экономического подъема необходимо увеличивать налоги, а в период кризиса – сокращать. Снижение налоговых отчислений производится за счет расширения налоговых льгот предприятиям тех отраслей народного хозяйства, которые являются основой нового экономического подъема, а также путем изменения ставок действующих налогов.

Однако в семидесятые годы традиционные рецепты воздействия на экономику перестали срабатывать, чем и был отмечен кризис кейнсианского метода регулирования экономики. Он был вызван тем, что причиной инфляции в конце 60-х гг. в ведущих западных странах явился опережающий рост заработной платы над производительностью труда. В этих условиях на кейнсианский метод борьбы с инфляцией путем поддержания высоких налоговых ставок предприниматели смогли ответить  трансформацией значительной части налогового бремени в издержки производства и перекладыванием их на потребителей в виде высоких цен. В результате вместо понижения инфляции произошло раскручивание инфляционной спирали "цена – заработная плата".

К факторам, вызывающим инфляцию спроса, в 1973 г. добавился фактор инфляции предложения в виде увеличения странами ОПЕК цен на нефть в четыре раза, вызвавшего энергетический кризис в странах-потребителях нефти. Суммарная инфляция стала измеряться уже двухзначной цифрой, наряду с общим сокращением производства и существенным увеличением числа безработных. Это явление получило название стагфляции и в рамках кейнсианской теории решения не имело.

В итоге кейнсианские принципы государственного регулирования были вытеснены монетаристской теорией и теорией экономики предложения, которые стали новой теоретической базой налоговой политики развитых стран Запада. Методы решения экономических проблем в русле этих теорий носят неолиберальный характер и направлены на снижение степени  государственного вмешательства в экономику, уменьшение налогового бремени, сокращение избыточных социальных программ, поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, предоставление большей свободы предпринимательской инициативе.

Неолиберальные методы экономического регулирования позволили ведущим западным странам в течение 10 лет преодолеть последствия нефтяного шока. Но достижение этими методами устойчивого экономического роста  потребовало от них значительного увеличения бюджетного дефицита. Так, в США государственный долг с 1975 по 1985 г возрос с 34%  до  45% валового национального продукта, а в расчете на душу населения с 2500 до  7600 долларов.

Теоретическим обоснованием неолиберальной экономической программы в рамках налоговой политики стали расчеты американского экономиста Лаффера, пришедшего к выводу, что результатом снижения налогов явятся экономический подъем и рост доходов государства. По его мнению, высокие налоговые ставки отбивают у предприятий стимулы к инвестированию, тормозят научно-технический прогресс и замедляют экономический рост, что, в конечном счете, негативно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Поэтому при проведении налоговой реформы следует искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название "кривой Лаффера", которая выглядит следующим образом (рис. 1.).

 

 

Рисунок 1. Кривая Лаффера

 

Однако следует заметить, что эти расчеты применимы только для анализа определенной ситуации, в данном случае для налоговой политики США при администрации Рейгана. Но они не могут служить обоснованием общей закономерности, верной для всех времен и стран.

2. Виды и инструменты фискальной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты.

В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.

Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

  1.  изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;
  2.  осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;
  3.  реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на:

  1.  стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов;
  2.  сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.

При изменении правительственных расходов получается цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов (безработный, получив от государства пособие, купил хлеб у фермера, фермер купил сапоги и т.д.), которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост валового национального продукта (ВНП) в результате приращения государственных расходов на единицу. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультипликативному эффекту. Так, при проведении политики сдерживания увеличение налогов делает неизбежным уменьшение национального продукта. Но уменьшение потребления, совокупного спроса и ВНП произойдет на величину меньшую, чем увеличение налогов, поскольку налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению. А в соответствии с основным психологическим законом Кейнса, если увеличиваются налоги, то сокращается не столько потребление, сколько сбережение (отказ от сбережений).

Таким образомналоги оказывают менее сильное воздействие на совокупный спрос, чем государственные расходы.

3. Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1.  Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2.  Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3.  Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  1.  проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  2.  проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Заключение

Формирование эффективной налоговой системы для России – экономическая проблема общегосударственного значения т.к. бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет всегда оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильности.

Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Однако известно, что снижение предельных ставок налогообложения доходов стимулирует трудовую и предпринимательскую деятельность, а при ставке подоходного налога выше определенного уровня (порядка 40-50%) резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. При сокращении ставок налогов увеличивается база налогообложения, о чем свидетельствует кривая Лаффера.

В настоящее время в России растёт теневой сектор экономики. Большинство российских налогоплательщиков платят не в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь официально представленные финансовые возможности.

Список литературы

  1.  Гукасьян Г.М., Амосова Г.А., Маховиков В.В. Экономическая теория: Учебник, М., Эксмо, 2008.
  2.  Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. А.Г. Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. — 6-е изд., испр. и доп. — М.:КНОРУС.- 2006.
  3.   Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. П.В.Савченко и Ю.П. Кокина. — М.: Юристъ, 2010.
  4.  Экономическая теория: Учебник/ под ред. Е.Н.Лобачевой – 20е изд. перераб. и доп. – М., Высшее образование, 2009.
  5.  Экономическая теория: Учебник для вузов – 3-е изд., стереотип / под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского – М., 2007.
  6.  Ясин Е.Г. Новая эпоха – старые тревоги: экономическая политика /Ясин Е.Г. – М., 2009.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20463. Бу́лева фу́нкція (функція алгебри логіки, логічна функція) 22.02 KB
  Булева функція задається у вигляді таблиці або графіка зі стандартним лексикографічним розташуванням наборів аргументів. Нульарними булевими функціями є сталі 0 і 1. Функції 0 і 1 називаються тотожними нулем і одиницею функція x тотожною запереченням.
20464. CASE модель 14.28 KB
  Також під CASE розуміють сукупність методів і засобів проектування інформаційних систем з інтегрованими автоматизованими інструментами які можуть бути використані в процесі розробки ПЗ. У функції CASE входять засоби аналізу проектування й програмування. За допомогою CASE автоматизують процеси проектування інтерфейсів документування й генерування структурованого коду бажаною мовою програмування.
20465. Етапи проектування програмних продуктів 24.5 KB
  Немає універсальної технології розробки програм але більшість запропонованих технологій мають спільні риси адже обєкт праці програмний продукт відрізняється продуктовою однаковістю одним рівнем розвитку обчислювальної техніки та самої галузі програмування. Розробка програми на основі наперед підготовлених компонентів технологія збірного програмування є засобом переведення програмування на індустріальну основу зменшення складності програмування реальних задач продовження терміну використання окремих передових рішень що реалізовані в...
20466. Компонентне програмування 16.45 KB
  Таким чином компонентне програмування обходить проблему крихкості базового класу.Компонентноорієнтоване програмування включає в себе набір обмежень що накладаються на механізм об'єктноорієнтованого програмування далі ООП.Ситуація коли виникає нова парадигма програмування як обмеження колишньої вже була коли виникло структурне програмування для використання структур управління які виключають невпорядковані переходи управління за допомогою оператора GOTO що утрудняють аналіз алгоритму програми.
20467. Технологія компонентного програмування 13.36 KB
  COM і DCOM технології які забезпечують взаємодію між компонентами прикладної задачі. DCOM це свого роду клей який звязує різні технології. DCOM дає змогу двом або декільком компонентам легко взаємодіяти одне з одним незалежно від того коли і на якій мові вони були написані а також де саме вони знаходяться і в якій операційній системі працюють. Розглянемо більш детально DCOM.
20468. CASE-технологія 13.1 KB
  CASEтехнологія це інструментарій для системних аналітиків розробників і програмістів який замінює папір і олівець комп'ютером автоматизуючи процес проектування і розробки ПЗ. З самого початку CASEтехнології і розвивалися з метою подолання цих обмежень шляхом автоматизації процесів аналізу та інтеграції підтримуючих засобів.Основа CASEтехнології використання бази даних проекту репозиторію для зберігання всієї інформації про проект що може розділятися між розроблювачами відповідно до їх правами доступу.
20469. Якість ПЗ 13.62 KB
  Підвищення якості ПЗ по одній з властивостей часто може бути досягнуто наприклад ціною зміни вартості термінів завершення розробки тощо. В даному випадку мова не йде про розробку ідеального з точки зору показників якості ПЗ досягнути цього скоріш всього взагалі неможливо а про розробку ПЗ із задовільною якістю. Тому при опису якості ПЗ насамперед повинні бути визначені критерії оцінки якості ПЗ. критеріями якості ПЗ вважають: функціональність надійність легкість застосування ефективність супровід ...
20470. Забезпечення функціональності ПЗ 12.34 KB
  При розробці ПС доцільно застосовувати різні методи еталони і види тестування кожний з яких орієнтований на виявлення локалізацію або діагностику певних типів дефектів.У складних комплексах програм при будьякій технології розробки неможливо гарантувати абсолютну відсутність дефектів і помилок. Непередбачуваність виду місця і часу прояви дефектів ПС в процесі експлуатації призводить до необхідності створення спеціальних додаткових систем автоматичної оперативної захисту від ненавмисних випадкових спотворень обчислювального процесу...
20471. Безпека програмного забезпечення 16.55 KB
  Проблеми хто потенційно може здійснити практичне впровадження програмних дефектів деструктивного впливу в програмний код які можливі мотиви дій суб'єкта що здійснює розробку таких дефектів як можна ідентифікувати наявність програмного дефекту як можна відрізнити навмисний програмний дефект від програмної помилки які найбільш імовірні наслідки активізації деструктивних програмних засобів при експлуатації комп'ютерних систем Меоди та концепції захисту Для захисту програм від дослідження необхідно застосовувати методи захисту від...