97470

Фискальная политика: сущность, виды и инструменты

Реферат

Финансы и кредитные отношения

Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов фискальная политика и в области регулирования бюджета бюджетная политика. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Русский

2015-10-18

44.9 KB

1 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Кафедра  Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

Направление бакалавриата 080100.62 «Экономика»

РЕФЕРАТ

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема: «Фискальная политика: сущность, виды и инструменты»

Выполнила:         

Желтякова Е.А.    студент гр. 12-БУ

«________»_____________ 20____ г                                  _______________

                                                                                                                                                 (подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н.

«________»_____________ 20____ г                                   _______________

                                                                                                         (подпись)

г.Котлас

2013 г.

Содержание

Введение 3

1.Сущность и цели фискальной политики 4

2. Виды и инструменты фискальной политики 9

3. Достоинства и недостатки фискальной политики 11

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Актуальность данной темы заключается в том, что среди экономистов и политиков идет постоянная дискуссия  о том, каким должен быть налог высоким или низким.


1.Сущность и цели фискальной политики

Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. В настоящее время такими целями в развитых странах являются главным образом антикризисное регулирование, уменьшение безработицы и размеров инфляции.

Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.

Методы финансового регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюджетного регулирования: субсидии (что означает помощь, поддержка), дотации (дар, пожертвование), трансферты (перенесение, перевод). Косвенными являются  методы использования элементов налоговой системы.

Косвенные методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами экономического регулирования. Наиболее распространенными методами поощрения деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые льготы. К ним относят также механизм ускоренной амортизации, скидки на истощение недр и инвестиционный налоговый кредит.

Суть налогового механизма ускоренной амортизации заключается в законодательном разрешении предприятиям списывать на амортизацию часть  прибыли, значительно превышающей действительный износ основного капитала. В результате сокращается размер налогооблагаемой прибыли и, следовательно, налоговые отчисления. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капитала в предпринимательском секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, техническому совершенствованию производства и развитию наукоемких отраслей.

Льгота в виде скидок на истощение недр вводится для повышения конкурентоспособности предприятий добывающей промышленности путем создания  благоприятных условий для накопления капитала и привлечения инвестиций. На этом основании предприятия имеют возможность значительно сокращать размер налоговых выплат или не производить их вовсе под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых. Данный метод оказывает существенное влияние на размещение производительных сил и создание объектов инфраструктуры.

Инвестиционный налоговый кредит по сути представляет собой финансирование государством частных капитальных вложений и рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой. Этот кредит рассчитывается в процентах к стоимости оборудования и вычитается непосредственно из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, тем самым стоимость закупаемого производственного оборудования уменьшается на величину скидки.

Опыт построения и функционирования налоговых систем в странах "золотого миллиарда" позволяет выделить два различных подхода, определяющих место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регулирования экономики. Один из них основан на кейнсовской концепции государственного регулирования, а второй на постулатах неоклассической теории.

Кейнсианская концепция, в соответствии с которой меры налогового воздействия заключаются в активном влиянии на величину совокупного спроса, служила теоретической основой государственной политики развитых стран   вплоть  до 70-х гг. двадцатого столетия.    Сущность этой политики заключается в том, что на стадии экономического подъема необходимо увеличивать налоги, а в период кризиса – сокращать. Снижение налоговых отчислений производится за счет расширения налоговых льгот предприятиям тех отраслей народного хозяйства, которые являются основой нового экономического подъема, а также путем изменения ставок действующих налогов.

Однако в семидесятые годы традиционные рецепты воздействия на экономику перестали срабатывать, чем и был отмечен кризис кейнсианского метода регулирования экономики. Он был вызван тем, что причиной инфляции в конце 60-х гг. в ведущих западных странах явился опережающий рост заработной платы над производительностью труда. В этих условиях на кейнсианский метод борьбы с инфляцией путем поддержания высоких налоговых ставок предприниматели смогли ответить  трансформацией значительной части налогового бремени в издержки производства и перекладыванием их на потребителей в виде высоких цен. В результате вместо понижения инфляции произошло раскручивание инфляционной спирали "цена – заработная плата".

К факторам, вызывающим инфляцию спроса, в 1973 г. добавился фактор инфляции предложения в виде увеличения странами ОПЕК цен на нефть в четыре раза, вызвавшего энергетический кризис в странах-потребителях нефти. Суммарная инфляция стала измеряться уже двухзначной цифрой, наряду с общим сокращением производства и существенным увеличением числа безработных. Это явление получило название стагфляции и в рамках кейнсианской теории решения не имело.

В итоге кейнсианские принципы государственного регулирования были вытеснены монетаристской теорией и теорией экономики предложения, которые стали новой теоретической базой налоговой политики развитых стран Запада. Методы решения экономических проблем в русле этих теорий носят неолиберальный характер и направлены на снижение степени  государственного вмешательства в экономику, уменьшение налогового бремени, сокращение избыточных социальных программ, поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, предоставление большей свободы предпринимательской инициативе.

Неолиберальные методы экономического регулирования позволили ведущим западным странам в течение 10 лет преодолеть последствия нефтяного шока. Но достижение этими методами устойчивого экономического роста  потребовало от них значительного увеличения бюджетного дефицита. Так, в США государственный долг с 1975 по 1985 г возрос с 34%  до  45% валового национального продукта, а в расчете на душу населения с 2500 до  7600 долларов.

Теоретическим обоснованием неолиберальной экономической программы в рамках налоговой политики стали расчеты американского экономиста Лаффера, пришедшего к выводу, что результатом снижения налогов явятся экономический подъем и рост доходов государства. По его мнению, высокие налоговые ставки отбивают у предприятий стимулы к инвестированию, тормозят научно-технический прогресс и замедляют экономический рост, что, в конечном счете, негативно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Поэтому при проведении налоговой реформы следует искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название "кривой Лаффера", которая выглядит следующим образом (рис. 1.).

 

 

Рисунок 1. Кривая Лаффера

 

Однако следует заметить, что эти расчеты применимы только для анализа определенной ситуации, в данном случае для налоговой политики США при администрации Рейгана. Но они не могут служить обоснованием общей закономерности, верной для всех времен и стран.

2. Виды и инструменты фискальной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты.

В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.

Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

  1.  изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;
  2.  осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;
  3.  реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на:

  1.  стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов;
  2.  сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.

При изменении правительственных расходов получается цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов (безработный, получив от государства пособие, купил хлеб у фермера, фермер купил сапоги и т.д.), которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост валового национального продукта (ВНП) в результате приращения государственных расходов на единицу. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультипликативному эффекту. Так, при проведении политики сдерживания увеличение налогов делает неизбежным уменьшение национального продукта. Но уменьшение потребления, совокупного спроса и ВНП произойдет на величину меньшую, чем увеличение налогов, поскольку налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению. А в соответствии с основным психологическим законом Кейнса, если увеличиваются налоги, то сокращается не столько потребление, сколько сбережение (отказ от сбережений).

Таким образомналоги оказывают менее сильное воздействие на совокупный спрос, чем государственные расходы.

3. Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1.  Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2.  Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3.  Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  1.  проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  2.  проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Заключение

Формирование эффективной налоговой системы для России – экономическая проблема общегосударственного значения т.к. бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет всегда оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильности.

Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Однако известно, что снижение предельных ставок налогообложения доходов стимулирует трудовую и предпринимательскую деятельность, а при ставке подоходного налога выше определенного уровня (порядка 40-50%) резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. При сокращении ставок налогов увеличивается база налогообложения, о чем свидетельствует кривая Лаффера.

В настоящее время в России растёт теневой сектор экономики. Большинство российских налогоплательщиков платят не в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь официально представленные финансовые возможности.

Список литературы

  1.  Гукасьян Г.М., Амосова Г.А., Маховиков В.В. Экономическая теория: Учебник, М., Эксмо, 2008.
  2.  Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. А.Г. Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. — 6-е изд., испр. и доп. — М.:КНОРУС.- 2006.
  3.   Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. П.В.Савченко и Ю.П. Кокина. — М.: Юристъ, 2010.
  4.  Экономическая теория: Учебник/ под ред. Е.Н.Лобачевой – 20е изд. перераб. и доп. – М., Высшее образование, 2009.
  5.  Экономическая теория: Учебник для вузов – 3-е изд., стереотип / под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского – М., 2007.
  6.  Ясин Е.Г. Новая эпоха – старые тревоги: экономическая политика /Ясин Е.Г. – М., 2009.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21193. Властивості детермінантів 220.5 KB
  Детермінант транспонованої матриці дорівнює детермінанту даної. З очевидної рівності випливає що детермінант можна записати також у вигляді == =.2 Після транспонування одержимо детермінант в добутках якого індекси множників помінялись місцями.
21194. Логические модели представления знаний 99 KB
  3: sml vrt ktr tnk grz tks объекты; kls vnt krl vgr свойства. Предикаты и константы логической базы знаний Kонстанты Свойства 1 2 3 4 Колеса Винт Крыло Возит грузы kls Vnt krl vgr № Объекты Kонс танты Преди каты R kls R vnt R krl R vgr 1 Самолет sml Qsml Psml kls Psml vnt Psml krl Psml vgr 2 Вертолет vrt Qvrt Pvrt kls Pvrt vnt Pvrt krl Pvrt vgr 3 Катер Ktr Qktr Pktr kls Pktr vnt Pktr krl Pktr vgr 4 Танкер Tnk Qtnk Ptnk kls Ptnk vnt Ptnk krl Ptnk vgr 5...
21195. Алгоритмы решения логических задач 57 KB
  Используя дедуктивную логику из двух или нескольких исходных аксиом имеющихся в логической базе знаний можно вывести очередное утверждениеследствие или доказать истинность ложность целевого утверждения теоремы путем использования определенных правил вывода. Этот процесс получения новых знаний из имеющихся аксиом называют логическим выводом на знаниях. Основными типами логических задач которые решаются с использованием метода резолюций являются следующие: а задача вывода следствий в которой нужно найти все утверждения которые можно...
21196. Семантические сети представления знаний 84 KB
  Семантические сети представления знаний 9. СС – это модель представления знаний в которой вся необходимая информация может быть описана в виде совокупности отношений: первый объект – бинарное отношение – второй объект . Эти отношения образуют иерархическую сеть в которой вершины каждого уровня знаний соединяется линиями с соответствующими вершинами верхнего и нижнего уровней. Проблема поиска решения в семантической базе знаний сводится к задаче поиска фрагмента сети подсети отражающего ответ на запрос пользователя.
21197. Фреймовые модели представления знаний 117.5 KB
  Понятие фрейма введено М. Имя таблицы является уникальным именем фрейма. Атрибуты фрейма могут также быть фреймами. У фрейма есть оболочка которая называется протофреймом прототипом образцом.
21198. Продукционные модели представления знаний 62 KB
  Например продукционную модель действий человека при посадке в автобус можно представить в следующем виде: Если не имеет деньги то пешком Если имеет деньги и не пришел автобус то ждать Если пришел автобус и не тот маршрут то ждать Если пришел автобус и тот маршрут то садиться в автобус 11. Если имеет колеса и имеет винт и имеет крылья и возит грузы то самолет . Если имеет колеса и имеет винт и не имеет крылья и возит грузы то вертолет. Если не...
21199. Характеристики программного обеспечения систем искусственного интеллекта 59.5 KB
  Структура и свойства программного обеспечения Основными составными частями программного обеспечения ПрО систем искусственного интеллекта СИИ являются: программноаппаратные средства СИИ Лекция №5; программные средства представления знаний в СИИ Лекции №№611; языки программирования и среды функционирования СИИ Лекция №13; инструментальные программные средства создания СИИ Лекция №14 и др. Основными особенностями ПрО которые существенно отличают их от ПрО традиционных систем управления и обработки данных являются свойства...
21200. Язык „Prolog” и его приложения 175.5 KB
  Язык Prolog€ и его приложения 13. Общие сведения Язык Prolog€ Programming in Logical разработан А. В языке Prolog€ реализованы идеи логического прграммирования – нового перспективного направления в развитии современных средств программирования которое возникло в рамках работ по созданию систем искусственного интеллекта. При использовании языка Prolog€ основное внимание уделяется описанию структуры решаемой задачи а не разработке традиционного алгоритма ее решения.
21201. Инструментальные средства создания интеллектуальных систем 64 KB
  В состав типовой технологической инструментальной системы входят: база данных системы; подсистема автоматизации проектирования и программирования; подсистема отладки документирования и сопровождения; подсистема управления процессом создания СИИ и другие подсистемы. Главным направлением в технологии разработки и реализации инструментальных систем в настоящее время является так называемая CASEтехнология Computer Aided Software Engineering поддерживающая все стадии жизненного цикла системы. Программные средства CASEтехнологии делятся на...