97472

Христианское осмысление хозяйства в католическом и православном учениях Средневековья

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Христианское учение исходит из того что экономика необходима как средство для созидания достойной жизни как отдельного человека так и всего народа всего человечества. Христианское социальное учение исходит из того что экономика в которой профессионально занято большинство людей необходима как средство для созидания достойной жизни как отдельного человека...

Русский

2015-10-18

43.77 KB

0 чел.

 

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

по дисциплине

«История экономических учений»

по теме

«Христианское осмысление хозяйства в католическом и православном учениях Средневековья».

                                                                        Выполнила(??????????????????????????):

                                                                          студент 1 курса

                                                               Журавлев Кирилл Олегович

Группа № 161

Проверил:

Профессор, д. э. н.

Гловели Георгий Джемалович

Москва

2013 г

   Ключевую роль в общественной и культурной жизни средневековья играла христианская религия и церковь. Этот факт являлось принципиальной особенностью европейской средневековой культуры. Под контролем церкви были образование, наука, политика и искусство. В этой работе я постараюсь осветить отношение христианства к экономике.

   Христианское учение исходит из того, что экономика необходима как средство для созидания достойной жизни как отдельного человека, так и всего народа, всего  человечества. Человек зависим от материальных благ, поэтому чтобы жить, люди привязаны к материальному миру и услугам и должны для элементарного поддержания и обеспечения своего существования заниматься экономической деятельностью. (Концепция отношения к экономической деятельности. Этические нормы и рекомендации для священнослужителей в отношении финансов)

   Но средства для получения прибыли существуют разные. К тому же экономические отношения построены отнюдь не на христианских нормах морали. Каждый экономический агент стремится максимизировать собственную прибыль и совершенно не печется о благосостоянии остальных.

  Кроме того огромный интерес вызывает отношение различных ответвлений христианства к этой проблеме. Ведь например основные отличия католицизма и протестантизма связаны в различных взглядах на цель трудовой деятельности человека.

   Сейчас отношение церкви к экономике довольно четко сформулировано. Христианское социальное учение исходит из того, что экономика, в которой профессионально занято большинство людей, необходима как средство для  созидания достойной жизни как отдельного человека, так и всего народа, всего человечества. Человек зависим от материальных благ, поэтому чтобы жить, люди привязаны к материальному миру и услугам и должны для элементарного поддержания и обеспечения своего существования заниматься экономической деятельностью. (повтор «прямо сразу»!!!) Современная экономика и предпринимательство создают то, что необходимо человеку для его духовно-нравственной и религиозной жизни, позволяют людям достигать поставленные перед ними цели. (Концепция отношения к экономической деятельности. Этические нормы и рекомендации для священнослужителей в отношении финансов)

    В средневековье же все обстояло гораздо сложнее. Священное писание различными духовными деятелями трактовалось по-разному. Более того многие зачастую пытались донести людям заведомо ложную информацию, ради пополнения собственного кошелька. Такой огромной организации как церковь просто необходимы огромные денежные средства для функционирования. Конечно же её финансы брались не только от пожертвований но и от своеобразной экономической деятельности. Нужно помнить, что церковь во многих странах средневековой Европы зачастую имела большое количество земель, которые конечно же приносили прибыль.

   

    

    Для начала я бы хотел обратится к родной для нас Восточной Европе. Здесь, как можно судить по изученным мною материалам, отношение к экономике был достаточно мягким и толерантным.  

     Основными православными государствами в истории стали восточноевропейские державы – Великая Ромея, «Византия» и выступившая ее преемницей Великая Россия. Византия занимала крайне удачное, с экономической точки зрения, географическое положения.  Будучи расположенной на обоих берегах пролива Босфор, разделяющего Европу и Азию, эта великая империя, можно сказать, была расположена на перекрестке торговых и транспортных путей. Конечно, основой экономики этого государства были товарообмен и высокие таможенные пошлины.

   Столицей Византии был город Константинополь, основанный первым римским христианином-императором Константином.  Именно там монетарной политике установил (???)  полновесную золотую монету – «Солид», которая практически на тысячу лет стала наиболее ценным средством обмена в международной торговле, способствую закреплению Константинополя в роли «золотых ворот» между Западом и Востоком. После того, как Западный Рим пал, остался Восточный  – Ромеа. Поэтому «солид» также называли «безантом» и «номисма», по-гречески  - монета. Константин Великий также ввел поземельно-подушный налог с работников, прикрепил рабов к участкам.

    Император Великой Ромеи Лев 6ой Мудрый был, по-видимому, первым, кто назвал устойчивую полновесную монету «нервом всех дел». А выдающийся богослов святитель Григорий Палама показал показал природу денег как средства обмена при общественном разделении труда: с их помощью и «с выгодой для жизни и избыток устраняется, и недостаток восполняется». (История экономических учений Г. Д. Гловели стр. 52)

   На то, что именно Великая Россия является преемницей Византии, существуют объективные причины. В первую очередь это конечно же путь «из варяг в греки», который во многом стал предпосылкой обращения Руси в православие.

   К моменту установления московского самодержавия, основу экономической мощи государства составляло распоряжение землей и трудом прикрепленных к ней людей. Эта хозяйственно-сословная категория населения с вероисповедной характеристикой – крестьяне (хрестьяне). Одним же из главных землевладельцев к тому времени была церковь, которой принадлежала треть всей государственно территории.

  Обширные владения помогали церковным служащим не только украшать и восстанавливать храмы, но и накапливать богатства, вести прибыльную торговлю и зазорный образ жизни. Это обстоятельство и стало причиной спора между сторонниками Иосифа Волоцкого – игумена Волоколамского монастыря, и группой «заволжских старцев» во главе с Нилом Сорским. Старцы вели аскетический образ жизни, жили в лесах и пустошах, где кормились собственными силами. В богатстве монастырей они видели источник падения нравов.

  Нил Сорский утверждал, что монахи должны отказаться от внешнего богатства и жить обособленно, посвящая свою жизнь изучению и испытанию священных писаний. Обеспечивать же они должны себя сами, трудом своих рук. По его мнению также иноку «не подлежит творить милостыню»: «нестяжание» не позволяет иметь лишних средств, которые могут быть использованы для выдачи займа, с целью получения процента.

  Нил Сорский критиковал роскошь убранства церкви. Он утверждает, что в монастырях должно быть только «повсюду обретаемое и удобопокупаемое», и Бог не осудит человека за то, что тот не украшает храмов. (История экономических учений Г. Д. Гловели стр. 53) Также старец был против монастырского владения селами.

  Иосиф Волоцкий в свою очередь напротив был уверен в целесообразности украшения храмов. Крупное монастырское землевладения, по его мнению, были необходимы для расширения материальных возможностей церкви для совершения дел милосердия. Физический же труд по мнению Иосифа Волоцкого в обязанности монаха входить не должен.
   Этот спор в конечном итоге был окончен на соборе в 1503 году. Иосифляне взяли вверх над «нестяжателями».  Победители отстояли крупные монастырские землевладения и определили дальнейшую идеологию единства вселенской церкви и российской государственности. Кроме того Иосиф, будучи нетерпимым к «еретическим» мнениям, добился осуждения сторонников Нила Сорского как еретиков.

   Иосиф Волоцкий объявлен небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования. (История экономических учений Г. Д. Гловели стр. 53)

  Одновременно с установлением в православной церкви иосифлянства, создается некий сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы, называемый – «Домострой». (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9) 

   Предположительно книга была написана в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. С течением времени она несколько раз дополнялась и редактировалась. Окончательное рукописная редакция «Домостроя» была составлена в середине 16ого века протопопом Сильвестром, приближенным царя Ивана Грозного. Печатная версия появилась в конце 17ого века и была создана педагогом и тпографом иеромонахом Карионом Истоминым.

   Само название «Домострой» - это перевод с греческого слова «ойкономия», заимствованного из сочинений Иоанна Дамаскина, завершителя святоотеческого периода в православии. Он, выделив в круге христианского знания практическую философию, разделил ее на этику, экономику и политику.  «Домострой» обобщил сложившиеся этические бытовые нормы и нравоучения.

   Во многом правила «Домостроя» были адресованы зажиточным горожанам.  В эти нормы входили советы по управлению крупным домашним хозяйством.  Среди рекомендаций были – соизмерять доходы с расходами, но запасаться излишками, чтобы их можно было выгодно продать, ради этой же цели покупать дешево. (История экономических учений Г. Д. Гловели стр. 54)

   Вместе с тем, самая характеристическая черта «Домостроя»  -  это заботливость о слабых, низших, подчиненных и любовь к ним, не теоретическая, не лицемерная, а чуждая риторики и педантства, простая, сердечная, истинно христианская . «Как следует свою душу любить, поучает он,  так следует кормить слуг своих и всяких бедных. Пусть хозяин и хозяйка всегда наблюдают и расспрашивают своих слуг и подчиненных об их нуждах, об еде и питье, об одежде, о всякой потребе, о скудости и недостатке, об обиде и болезни; следует помышлять о них, пещись сколько Бог поможет, от всей души, все равно как о своих родных» 6 Домострой. СПб.: Наука, 1994. С.110.

   То есть «Домострой» призывал производить больше чем надобно семье, чтобы существовал излишек которым можно распорядится по собственному усмотрению.

     Наверно главное отличие восточноевропейского христианства от западного состоит в том, что Царство и Церковь неотделимы друг от друга. Эта традиция восходит к последнему императору единой Римской империи Феодосию первому. На западе же практиковалось отделение духовной власти от светской. Другое отличие – схоластических (???) традиций «учителей церкви» на православном востоке. На католическом западе она сменила учение «Отцов церкви».   (История экономических учений Г. Д. Гловели стр. 51)

       Разобравшись с Восточной Европой стоит перейти к Западной, тем более здесь, на мой взгляд, все гораздо неоднозначнее и сложнее.   

       Наверно ключевую роль в отношении западноевропейского христианства к экономике сыграла схоластика (!!!). Это некая религиозная философия представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F5%EE%EB%E0%F1%F2%E8%EA%E0)

   

   Само слово «Схоластика» означает «школьный, учебный», его ввели ученики Аристотеля.  Сейчас же оно употребляется в негативном плане, для подразумевая оторванное от реальной жизни догматическое умствование. В средневековье же схоластика сыграла роль науки для логического анализа новых явления, наблюдаемых в реальной жизни, в том числе и хозяйстве. Соединив в себе авторитет Священного писания, святоотеческой литературы и Аристотеля, эта наука имела большое влияние в то время.

   Большое влияние на схоластику оказывали перемены в христианском средневековом Западе. Например полное феодальное землевладение, которое закрепило всю землю за определенными хозяевами, но из закрепленных людей выделились торгово-ремесленные слои . Уровень образования среди горожан стал расти, поэтому церковь уделяла на них особое внимание. Рост товарооборота и денежных сделок породил поняте капитала – главного имущества.  Развитие торговли вынудило церковь каким-то образом оправдывать грех ростовщичества, который крайне осуждался в Священном Писании и Отцами церкви. В книге Исход говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25)

   В итоге Папство приравняло к греху проповедь равенства, а так же  оправдание нищеты со ссылками на Евангелие. К тому же в это время получили широкое распространение продажа церковных должностей и бумаг об отпущении грехов.

   В следствие всех этих изменений появилось народное движение, которое призывало к возвращению к апостольской бедности,  так называемое братство Франциска Ассизкого. Новое рвение францисканцев решено было направить на проведение судов над еретиками. Затем эта функция перешла к ордену доминиканцев, где готовили проповедников и миссионеров.

  Доминиканцы и францисканцы были основой в развитии университетского образования в средневековье. Многие из них преподавателями задача которых состояла в развитии аргументации в поддержку веры. Больших успехов на этом поприще добился Фома Аквинский, который стремился максимально приспособить учение Аристотеля к христианскому богопознанию. Также с его именем связан и спор между реалистами и номиналистами. К видным представителям номинализма следует отнести французского богослова Росцеллина.  Он отрицал реальность универсалий и в своих рассуждения дошел до того, что надо принимать каждое из Лиц триединого Бога за отдельного Бога. Сторонники реализма выступали против таких идей. Они доказывали существование Бога путем представлений  о постижении человеческим разумом божественного закона как высшего разума. Учение Фомы Аквинского – «томизм» было выбрано католической церковью в качестве официальной доктрины.

  Первым кто попытался проследить влияние номинализма и реализма на «формативные мотивы экономического мышления», был российский экономист и политик Петр Струве.

   В учении «Сумма теологии» Фома Аквинский сформулировал основы нормативно экономического анализа в соответствии с божественным законом. В частности он писал о двух видах обмена. Во первых товара на деньги. Такое церковью не возбранялось. Во вторых обмен деньгами. Этот вид деятельности принимали за способ получения прибыли и поэтому запрещали. Продажу вещей можно было осуществлять по цене покрывающей все издержки и которая бы соответствовала образу жизни определенному сословной иерархией. Ростовщичество же подвергалось порицанию, при этом греховным считалось не только давать в заим под процент, но и хранить эти деньги.

   Александр Гельский – придумал 2 аргумента, чтобы оправдать сделки с процентами. Во первых, если сумма не была отдана вовремя , то заимодавец имеет право взять пеню. Во вторых, займодавец,  давая деньги, имеет право потребовать проценты, чтобы возместить убытки от этой сделки.

   Капитал – это те деньги, которые используется для преумножения богатства. Ввели понятие это схоласты.

   Позиции нетерпимости к этому виду деятельности придерживались и номиналисты. Первым кто выступил против этого мнения был Дунс Скот. Он рассматривал процент, как допустимую разновидность прибыли, получаемой с капитала – суммы средств, вкладываемых в какое-либо дело.  (История экономических учений Г. Д. Гловели стр. 58)

   Эпоха Возрождения – это время расцвета меценатства богатых купеческих домов и Реформация западнохристианской церкви, чтобы операции по получению процента перестали считаться греховными.

  Первыми преуспели в банковском деле Флорентийцы Медичи. Их богатства позволили им встать на одну ступень папами и королями, их город стал центром итальянского гуманизма.  Своими щедротами они побудили духовных деятелей и светских писателей оправдывать денежное богатство. Например Поджо Браччолини в диалоге «Об алчности» называл жажду денег естественной и полезной для общества. «Деньги – это нужнейший нерв государства, а корыстолюбцы должны считаться его фундаментом и опорой»    (Гарэн Н. Проблемы итальянского Возрождения) Антонин Флорентийский призывал вкладывать деньги в деловые предприятия и , производя товары и услуги, приносить пользу городу. Употребление денег он рассматривал как капитал, в противопоставление утверждению Аристотеля о том что деньги «бесплодны».

   В Германии представители банковских воротил в своих работах оправдывали партнерство. Габриель Биль говорил, что компаньон может ссужать деньги другому для какого-либо дела и получать процент с оговоркой, что кредитор должен нести и возмоные убытки.

   Канцлер Парижского университета Жан Шарлье из Жерсона был первым кто выступал против борьбы с ростовщичеством на католических сборах. Он считал, что нужда в деньгах заставляет бедных людей совершать необдуманные аморальные поступки, поэтому лучше давать им взаймы под умеренный процент, чем наблюдать за их грехопадением.

   Но полностью оправдал выдачу займов по процент как форму заработка, согласуемую с нормами благочестия,  лишь протестантизм. При этом его зачинатель Мартин Лютер сначала был крайним противником взимания процента и яростным антисемитом. Надо сказать, что на западе ссудными операциями часто занимались иноземцы и иноверцы – евреи и греки. Евреи - родониты считаются основателями трансконтинентальной торговли. Мартин Лютер писал : «От работы человек не умирает, но от одиночества и безделья люди чахнут и гибнут; ведь человек рожден для работы, как птица для полета»

   Франко-швейцарец Жан Кальвин утверждал, что изменившиеся условия жизни оправдывают взимание процента. Кальвин опровергал утверждение схоластиков о бесплодности денег. Он считал, что деньги надобно считать эквивалентными недвижимому имуществу. То есть как и за использование дома люди берут аренду, так и за использование денег можно брать процент, ведь выданные деньги человек может купить землю и извлекать из нее выгоду.

   

     Лютер и Кельвин сформировали новую этику «мирового аскетизма». Она обязывала христианина постоянно совершенствовать свою профессиональную деятельность и мастерство, расширять масштабы дела. При этом полученный доход не должен тратится на праздности и роскошь, а служить для дальнейшего накопления капитала. То есть можно сказать, что приобретательство по средствам мирового обмена стало приравнено к религиозному призванию.

   Эпоха Великих географических открытий привнесла множество изменений в средневековый мир. Результатом хозяйственной и геополитической экспансии стали мировой рынок и экономический рост. На лидирующие экономические позиции в Западной Европе вышли страны, в которых достиг или сильного влияния или господства протестантизм. Противостояние разделившихся христианских государств, светских и церковных властей содействовало выделению в отдельные сферы товарно-денежных отношений.

  На мой взгляд это и есть основные аспекты, которые надо знать для понимания отношения христианской религии к экономике. Как мы увидели, зачастую использовали Святое писание, чтобы оправдать свои действия. Жажда денег была не чужда даже некоторым представителям церкви. Продажа индульгенций и церковных чинов это отнюдь не исполнение божественной воли.

Список использованной литературы

1.Гловели Г. Д., История экономических учений. Москва, Издательство ЮРАЙТ, 2011

2. Концепция отношения к экономической деятельности. Этические нормы и рекомендации для священнослужителей в отношении финансов

3. 6 Домострой. СПб.: Наука, 1994. С.110.

4. Гарэн Н. Проблемы итальянского Возрождения

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F5%EE%EB%E0%F1%F2%E8%EA%E0

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9

   

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59468. Європейський союз 149.5 KB
  Будівництво Європи без кордонів почалося тоді коли у 1951 році шість держав підписали в Парижі угоду про заснування Європейського обєднання вугілля і сталі Бельгія Італія Люксембург Нідерланди Німеччина та Франція продовжується сьогодні і триватиме ще не одне десятиліття.
59469. Європейська культурна спадщина 51 KB
  Якими міжнародними документами в Європі регулюються проблеми культурної спадщини – Чому потрібно зберігати культурноісторичну спадщину ІІ. У 1991 році Рада Європи офіційно запровадила щорічні вересневі Дні європейської спадщини...
59470. Релігія в житті сучасного європейця 102.5 KB
  Релігія явище дуже складне і має соціальний характер тобто воно виникло в суспільстві цілком закономірно й існує разом з ним. Слово релігія походить від латинського €œreligio що означає €œзв’язок.
59471. Релігійні, етнічні, мовні конфлікти та їх вирішення у європейському домі 83.5 KB
  На цьому уроці Ви дізнаєтесь: Про причинно-наслідкові зв’язки конфліктів у Європі. Які заходи для врегулювання та попередження конфліктів провадяться в європейських державах. Чи існує загроза виникненню етнічних конфліктів в Україні В яких саме регіонах.
59472. Освіта. Європейський вимір 88.5 KB
  Які особливості освіти європейського виміру. Основи європейської освіти було закладено в часи Античності вони збереглися в епоху Середньовіччя були розвинуті в новий час. Освіта в Європі освіта для Європи Формування індустріального та інформаційного суспільства...
59473. Українці – співтворці європейської культури 411 KB
  До списку Світової культурної спадщини було включено собор Софії Київської Києво-Печерську Лавру та історичний центр міста Львова. Собор Святої Софії у Києві Красуня-церква біла наречена Що загубилась на стежках небесних...
59474. Проблеми війни і миру та їхній прояв в історії Європи 41 KB
  Свого часу Леонардо да Вінчі зробив досить невтішний прогноз щодо розвитку людства: €œНа землі завжди будуть відбуватися руйнівні війни Ні на землі ні під нею ні під водою не залишиться нічого не ушкодженого. Та серед цієї безлічі воєн гігантськими вершинами височать дві...
59475. Демографічна проблема 39 KB
  Потім відбулося неймовірне: кількість населення Землі почала збільшуватись фантастичними вибухоподібними темпами. З’явились песимістичні прогнози перенаселення планети. населення світу уже складали 4 млрд.
59476. Екологічні проблеми та їхні наслідки 46 KB
  Характеризуючи стан навколишнього середовища вони дають йому такі визначення як €œдеградація глобальної екологічної системи екологічна дестабілізація €œруйнування екологічних систем €œекологічна криза. Виникла екологічна криза в основному під впливом трьох чинників...