97475

Относительные показатели координации и выполнения планового здания. Их понятие, методика и примеры определения

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Сам по себе абсолютный показатель не может дать нам целостного представления об изучаемом явлении, он не показывает его структуру, соотношение между отдельными частями, относительное развитие во времени. Эти функции выполняют определяемые на основе абсолютных величин относительные показатели.

Русский

2015-10-18

187.09 KB

1 чел.

Реферат на тему «Относительные показатели координации и выполнения планового здания. Их понятие, методика и примеры определения».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1.  Понятие, формы выражения и виды статистических показателей
  2.  Относительные показатели
  3.  Понятие, методика и примеры определения относительных показателей координации
  4.   Понятие, методика и примеры определения относительных показателей выполнения планового задания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сам по себе абсолютный показатель не может дать нам целостного представления об изучаемом явлении, он не показывает его структуру, соотношение между отдельными частями, относительное развитие во времени. Эти функции выполняют определяемые на основе абсолютных величин относительные показатели.

Относительные величины в статистических исследованиях применяются очень широко. Расчет относительных величин применяется при анализе группировок, рядов динамики, при индексном методе. Этим и обусловлена актуальность данной темы.

Относительная величина - это показатель, который показывает  соотношение двух абсолютных величин.

 Знаменатель относительной величины называется базой сравнения или основанием, числитель — сравниваемой величиной.

В зависимости от экономического содержания и методологии расчета различают относительные величины выполнения плана, структуры, координации, сравнения, интенсивности развития, динамики.

Основное условие правильного расчета относительной величины - сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями.

Целью данного реферата является исследование относительных показателей в статистике. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1.  Изучить формы и виды статистических показателей;
  2.  Рассмотреть основные отличительные особенности относительных показателей;
  3.  Изучить относительные показатели координации и выявить методы их расчета;
  4.  Изучить относительные показатели выполнения планового задания  и выявить методы их расчета;
  5.  Рассмотреть примеры определения относительных показателей координации и выполнения планового задания.

Для написания реферата использовалось множество статей по исследуемой проблеме из различных журналов, книг, учебных пособий, а так же Интернет-источники.

  1.  Понятие, формы выражения и виды статистических показателей

Статистические  показатели  - это  одна  из самых  важных  категорий в статистике. Они нужны для того, чтобы описывать исследуемые массовые явления и процессы, а так же одновременно они  инструмент  их познания.

В качестве философской категории статистический показатель - мера, т. е.  единство количественного и  качественного  отражения  свойств объективных явлений и процессов в научном познании.

Статистический  показатель  есть  количественно-качественная обобщающая  характеристика  какого-либо  свойства  статистической совокупности  в  условиях  конкретного  места  и  времени. Этим и выражается главное отличие статистических показателей от вариант (индивидуальных значений признака).  

Рассмотрим пример: средняя  заработная  плата  работников  предприятия – статистический показатель, а заработная плата  конкретного работника – это уже индивидуальное значение признака (варианта).  

Отличительной чертой статистического показателя также является то, что он  может быть получен только путем расчета. Это может быть либо просто подсчет единиц совокупности либо суммирование их значений в признак, либо другие более сложные расчеты.

По определению статистический показатель характеризуется с двух сторон: качественной и количественной.  

Качественная  сторона  определяется признаком, который изучается, она отражается в самом названии показателя.

Количественная сторона  заключается в численном значении показателя.

Следующей особенностью статистических показателей  выступает то, что  они всегда имеют  привязку к конкретным обстоятельствам времени  и места.

 Таким образом, можно сказать, что с помощью статистических показателей определяется что, где, когда и каким образом следует измерять или оценивать. Например, у нас имеются данные, что численность постоянного населения г. Санкт-Петербурга на 1 января 2004 г. составила 4.631тыс.  чел.  Качественная  сторона этого  показателя – постоянное население;  обстоятельство  места  - г.  Санкт-Петербург;  обстоятельство времени – 1января 2004г.; количественная сторона –4.631тыс. чел.

В статистике  используется  системный подход в исследовании социально-экономических явлений, что подразумевает под собой использование для их оценки систем статистических показателей.

Рассмотрим понятие система статистических показателей. Система  статистических  показателей  -  это  совокупность  статистических  показателей,  в которой  объективно отражаются  существующие взаимосвязи  между  явлениями.  Система  статистических  показателей нужна для того, чтобы получить полную статистическую характеристику происходящего социально-экономического явления.

На  практике можно заметить, что  для  рассмотрения  различных  сторон  социально-экономического  явления    используются  и различные статистические  показатели,  которые  классифицируются  следующим образом (Рис. 1):

Рисунок 1.

Плановые    показатели выполняют  директивную  функцию,  они главным образом ориентированы на  выполнение  поставленных  задач,  учётные – показывают  реальное состояние изучаемого явления, а прогностические – его возможное состояние в будущем.

Индивидуальные показатели характеризуют отдельный объект либо отдельную единицу совокупности , например предприятие,  домохозяйство  и  др.  

 Сводные (обобщающие)  показатели    рассчитываются  по  всей  совокупности  в целом, они  выступают в виде  научных  абстракций  и  занимают  важное  место  в изучении статистических закономерностей.  

Абсолютные  – это первичная  форма  выражения  статистических показателей.

Относительные  – это производные либо  вторичные  показатели  по  отношению  к абсолютным. Они  выражают  определённые  соотношения  между количественными характеристиками статистических совокупностей. Относительная величина выражается коэффициентом, в процентах (%) или промилле (%о).  Если коэффициент больше единицы, то он показывает, во сколько раз числитель формулы расчета относительной величины больше знаменателя. При процентном представлении относительной величины можно узнать, на сколько процентов числитель больше знаменателя: для этого от значения относительной величины отнимается 100%.

Средние  –  наиболее  распространённая  форма  статистических  показателей, которая характеризует типичный  уровень  явления.  

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели понятие статистического показателя, выявили их основные виды и особенности.

  1.  Относительные показатели

Относительная величина - важнейший статистический показатель, который дополняет сведения абсолютной величины.  

Как уже было отмечено выше, каждый относительный показатель – дробь. Числитель этой дроби - величина, которую нужно сравнить, а знаменатель – величина, с которой сравнивают. Знаменатель относительной величины называют базой сравнения.  

Таким образом, результатом сопоставления двух данных абсолютных величин  и  является относительная статистическая величина.

Основное и самое важное условие при расчете относительной величины – сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями, это условие следует з определения данного показателя. Также выше уже было отмечено, что  относительный показатель может быть выражен:  коэффициентами, процентами, промилле, продецимилле либо быть именованным числом.  

Рассмотрим основные виды относительных статистических показателей, которые часто встречаются на практике. Итак, выделяют следующие виды:

1)  Показатели динамики (ОПД):

ОПД = Текущий показатель / базовый показатель.

Таким образом, относительные показатели  динамики отображают изменение изучаемого явления либо процесса во времени, а также выявляют направление развития, оценивают интенсивность развития.

2)  Относительные показатели плана (ОПП) и реализации плана (ОПРП):

ОПП = Показатель, планируемый на (i + 1)-й период / Показатель,  достигнутый в (i – 1)-й период;

ОПРП = Показатель, достигнутый в (i + 1)-й период / Показатель,  планируемый на (i + 1)-й период.

Наиболее подробно я рассмотрю этот показатель в 4 главе.

3)  Показатель структуры (ОПС):

ОПС = Показатель,  характеризующий  часть  совокупности /  Показатель по всей совокупности в целом.

ОПС выражается в долях единицы либо в процентах. Рассчитанные величины, зачастую называются долями или удельными весами. ОПС характеризует долю или удельный вес, который имеет часть совокупности  в общем объеме.

4)  Показатель координации (ОПК):  

ОПК = Показатель, характеризующий i-ю часть совокупности / Показатель, характеризующий часть совокупности, выбранную в качестве базы сравнения.

Данный показатель более подробно будет рассмотрен в 3 главе.

5)  Показатель интенсивности (ОПИ):

ОПИ = Показатель, характеризующий явление А / Показатель, характеризующий среду распространения явления А.

С помощью данной величины можно увидеть, как широко   распространен изучаемый процесс или явление в той или иной среде. Они дают характеристику соотношению различных, но имеющих связь между собой абсолютных величин. Данные показатели всегда выражаются именованными числами.

  1.   Показатель сравнения (ОПСр):

ОПСр = Показатель, характеризующий объект А / Показатель, характеризующий объект Б.

Как уже видно из представленной выше формулы данный показатель представляет собой отношение одноименных абсолютных показателей, характеризующих различные объекты.

  1.  Показатели  уровня  экономического  развития – характеризуют производство  продукции  в расчете на душу населения. Эти показатели отображают уровни ВВП, ВНП, ВИД и других показателей на душу населения, которые играют важную роль при оценке развития экономики.

Итак, в данной главе мной были рассмотрены основные относительные показатели статистики, такие как: динамики, структуры, сравнения, интенсивности и

  1.  Понятие, методика и примеры определения относительных показателей координации

Относительные величины координации являются одной из разновидностей показателей сравнения, которые связаны единой совокупностью. Они используются для характеристики отношения между отдельными частями статистической совокупности и показывают, во сколько раз сравниваемая часть больше или меньше части, которая принимается за базу или основу сравнения.  За базу может быть принят любой признак, в зависимости от условия задачи. Выбор базы зачастую определяет социально-экономический смысл показателя, а также цели исследования.   Таким образом, для одной совокупности может существовать  несколько различных  относительных показателей координации в зависимости от базы.

Таким образом, эта величина по своему существу характеризует структуру изучаемой совокупности. Например, относительными показателями координации выступает соотношение численности специалистов с высшим образованием к численности специалистов со средним специальным образованием, отношение между собственным и заемным капиталом предприятия.

Относительные величины координации могут быть рассчитаны как по абсолютным показателям, так и по показателям структуры:

,

где   d – показатель структуры.

С помощью относительных показателей координации можно также восстановить исходные относительные показатели структуры, если вычислить отношение относительной величины координации данной части (ОВК) к сумме всех ОВК, используя формулу:

.

Рассмотрим пример. Определим структуру производства конфет за 20012 и 2013 гг. по данным таблицы 1.

Таблица 1. Данные об объеме производства конфет за 2012 и 2013 гг.

Таким образом, из таблицы видно, что более половины всего объема выпуска (52%) в 2012г. составляли конфеты «Снежок». В 2013г. можно наблюдать изменение в структуре выпуска продукции:  доля  сортов «Мишка» и «Сластена»  конфет увеличилась,  доля  конфет «Снежок»  в 2013 году снизилась на 7%.

По данным таблицы рассчитаем отношение между выпуском различных сортов конфет в 2012г.

Следовательно, в 2012 г. в составе выпуска на каждую 1 тыс. руб. конфет сорта  «Сластена» приходилось конфет сорта  «Снежок» на 2,6 тыс. руб., а конфет «Мишка» – на 1,4 тыс. руб.

Иногда при расчете относительного показателя  координации удобно представлять его в виде, указывающем, какое количество единиц показателя, находящегося в числителе, приходится на 100 единиц показателя, находящегося в знаменателе (умножением на 100), или на 1000 единиц показателя, находящегося в знаменателе (умножением на 1000) и т.д.

В данной главе мной был изучен относительный показатель координации, были рассмотрены способы его расчета, а так же рассмотрен пример.

  1.  Понятие, методика и примеры определения относительных показателей выполнения планового задания

В статистике значения признаков исследуемого процесса либо явления, которые должны быть достигнуты в будущем периоде, называют планируемыми значениями.

    Относительная величина планового задания (ОВп.з.) находится как отношение планируемого уровня явления к уровню этого же явления, который принимается за основу для сравнения.  За базу сравнения здесь принимается фактически достигнутая величина исследуемого признака в периоде, предшествующем планируемому. Следует заметить, что здесь совсем не обязательно непосредственное предшествование, за основу для сравнения можно взять  любой из предыдущих периодов. Таким образом, формула, по которой вычисляется относительная величина планового задания:

Из формулы видно, что данная относительная величина показывает, в процентном отношении, во сколько раз планируемый уровень отличается от уровня явления, достигнутого в предыдущем периоде.

Относительная величина выполнения плана. Понятие «выполнение плана» подразумевает по собой  сравнение планового задания с фактически полученным результатом. Следовательно, относительная величина выполнения плана (ОВВП) - отношение фактически достигнутого уровня явления в исследуемом периоде к планируемому уровню этого явления:

Таким образом,  эта относительная величина отображает, во сколько раз фактический уровень изучаемого явления в отчетном периоде отличается от запланированного уровня явления на этот период.

Рассмотрим взаимосвязь между относительными  планового задания, выполнения плана. При наличии планируемого уровня в построении относительных величин, которые отражают изменения явления в течении времени, анализируются три уровня: базисный, планируемый и фактический. Последовательный расчет изменения сначала планируемой величины относительно базисной, затем фактической величины относительно планируемой позволяет судить об изменении явления за исследуемый период в целом, т.е. изменении фактического уровня относительно базисного или характеризует относительную величину динамики.

    Произведение  относительных величин планового  задания и выполнения плана равно  относительной величине динамики.

    Данное утверждение наглядно показывает взаимосвязь  относительных величин планового задания, выполнения плана и динамики.

Рассмотрим пример.

Уровень себестоимости производства 1 т продукции А в базисном году составил 826 тыс. руб. Планом на 2013 г. предусмотрено снижение затрат на производство тонны этой продукции на 16 тыс. руб. Фактическая себестоимость производства тонны этой продукции составила по отчёту на 2013 г. 809 тыс. руб.

Нужно определить относительную величину выполнения плана по снижению себестоимости данной продукции в 2013 г.

Решение:

При исследовании некоторых явлений задания плана подразумевают не рост, а снижение уровней на ту или иную величину. Относительные величины выполнения плана в таких случаях определяются следующим образом:

Для того, чтобы определить процент выполнения плана по снижению себестоимости продукции А в 2013 г.  нужно определить фактическую величину снижения себестоимости:

826 – 809 = 17 тыс. руб.

Далее рассчитаем относительную величину выполнения плана по снижению себестоимости:

Таким образом, плановое задание по снижению себестоимости изделия А в 2013 г. перевыполнено на 6,25%.

В данной главе мной был изучен относительный показатель планового задания, относительная величина выполнения плана, выявлены различия этих двух показателей, выявлены их взаимосвязи.  Также были рассмотрены способы  расчета и рассмотрен пример.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Абсолютных статистических величин недостаточно для того, чтобы полностью охарактеризовать изучаемые объекты и явления. Чтобы изучить  состояние роста, развитие явлений, отношение их во времени и пространстве в статистике  используются относительные величины.

Показатели, полученные в результате отношения абсолютных величин, в статистике называют относительными величинами.

В данной работе мной были подробно рассмотрены такие  относительные показатели статистики: показатель координации и показатель выполнения плана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  «Основы статистики» Кошевой О.С. 2004
  2.  Статистика: Учеб. пособие / Под общей ред. Е.В. Иода. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 104 с.
  3.  Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2005. – 80 с.
  4.  Теория статистики: Учебник для ВУЗов/ Под ред.Шмойловой Р.А.- М.: Финансы и статистика, 1996.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60217. Математическое детективное агентство 139 KB
  Ведущие: Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Звучит музыкальная заставка из х ф Шерлок Холмс и др Ватсон. Ватсон: Добрый день Холмс Шерлок Холмс: Добрый день Ватсон Ватсон: Вы просматривали утренние газеты Опять громкое дело...
60218. Здорові діти – здорове майбутнє 96.5 KB
  Кожна правильна відповідь кожне правильно виконане завдання будуть робити наших гостей чистішими та здоровішими. годинник Завдання: Режим дня кожна команда отримує набір карток з написами сніданок обід вечеря прогулянка...
60219. СТЕЖКАМИ РІДНОЇ ДОНЕЧЧИНИ! 179 KB
  Мета: нагадати учням про найславетніші місця рідного краю, символи; формувати громадянську позицію, сталий світогляд; розвивати вміння узагальнювати матеріал, робити висновки; виховувати почуття патріотизму...
60220. ЩО МИ ЗНАЄМО, ЩО ВМІЄМО 230.5 KB
  Методична розробка відкритого поза аудиторного заходу з дисципліни Навчальна практика з хімічного аналізу тугоплавких неметалевих і силікатних матеріалів і виробів.
60221. Полікультурний спортивно - розважальний захід: « Най! Най! Най!» 154 KB
  Звучить сигнал уваги І Ведучий: На парад запрошуються майбутні захисники Вітчизни хлопці 56 кл. ІІ Ведучий: На нашому святі присутні почесні гості: Директор школи куріруючій завуч паралелі 56 класів та завуч з виховної роботи.
60222. Классный час на тему «Отцы и дети» 68 KB
  Ход мероприятия Звучит песня Как молоды мы были Ведущий: Не сломалось поколенье Оказавшись на распутье Вас учил великий Ленин Нас же учит Янукович. Фотографии праздничной одежды й ведущий: Комментирует одежду каждого поколения.
60223. Сценарій конкурсу знавців української мови «А нумо, українці!» 607.5 KB
  Жовті Води Сценарій конкурсу знавців української мови А нумо українці Ведучий 1: Громадянин будьякої країни відчуває свою причетність до свого народу до своєї мови. Ведучий 2: Життя мови залежить від народу...
60224. Цветы в фольклоре народов мира и произведениях русских поэтов и писателей 159 KB
  Цель: показать многообразие, красоту, неповторимость природных форм и красок растительного мира.
60225. КРІЗЬ ПЕКЛО АФГАНСЬКОЇ ВІЙНИ 679.5 KB
  Слайд 11 Втрати За уточненими даними всього у війні Радянська Армія втратила 14 427 чоловік КДБ 576 чоловік МВС 28 чоловік загиблими і зниклими безвісти. Поранення і контузії отримали більше...