97483

Особенности развития технических наук и инженерной деятельности. Философия техники

Реферат

Логика и философия

Любой человек сможет назвать несколько технических устройств, которые его окружают. В настоящее время невозможно представить современного человека без техники. Она нам необходима, начиная от приготовления еды, проведения досуга и до выполнения сложных производственных операций.

Русский

2016-09-10

77.5 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Философия техники

Реферат
по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                            Разработал

Профессор                                                                            студент  гр. У-211

                   Быстрова А.Н.                                                  Авласенко Р.В.

Дата проверки:                                                Дата сдачи на проверку:

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

1.Техники, её назначение и сущность................................................................4

2. Основные этапы исследования техники…………………………………..6

3. Историчность…………………………………………………………………9

4. Особенности развития технических  наук и инженерной  деятельности на современном этапе………………………………………………………….11

5.Понимание “техника” по Чешеву………………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...15

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………......16

Введение

Любой человек сможет назвать несколько технических устройств, которые его окружают. В настоящее время невозможно представить современного человека без техники. Она нам необходима, начиная от приготовления еды, проведения досуга и до выполнения сложных производственных операций.  Техника стремится господствовать над природой, сделать ее доступной для осуществления человеческих целей.

Философия техники — исследование первопричин техники. В данном реферате рассматриваются этапы исследования техники, ее сущность и роль в индустриальном обществе.


1.Техники, её назначение и сущность.

Техника (от греч. techne — искусство, мастерство1), как понятие имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства, созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание других средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает навыки, мастерство  в реализации различных видов  деятельности.

Техника оказалась сегодня одной из главных тем в попытке понять положение, в котором люди находятся. Можно было бы ожидать , что и философы будут сегодня озабочены проблематикой техники. Но лишь немногие философы обращаются к проблемам техники, к тому же для них это не основная ,а  скорее случайная работа. Такое положение дел в философии техники было из-за достаточно нелепого разделения “ двух культур”Кто разделил, в каком труде, когда? -практически-ремесленной деятельности и теоретической жизни. Тогда наступление “технического века” понимали и представляли себе ещё по немногим признакам лишь некоторые дальновидные мыслители, то к началу XIX века наступления “технического мира” стало уже явно воздействовать на общественную жизнь. Философы в те времена занимались тем, что истолковывали изменяющие мир процессы и факторы, но лишь немногие останавливались на техническом мире. Чей это текст?

Развитие техники очень сильно влияло на мощь государств. Изобретение  радара изменило ведение войны против подводных лодок . Атомные бомбы, сброшенные американцами на Хиросиму и Нагасаки ,не только унесли жизни мирного населения, но и радикально и на долгое время изменили политическую ситуацию во всем мире. Даже если люди уничтожат всё атомное оружие ,то мир всё равно не станет таким каким был раньше, так как знание об изготовлении атомной бомбы неуничтожимо. Чей текст?

И всё же современную технику нельзя воспринимать только негативно. Развитие техники очень позитивно изменили нашу жизнь в таких масштабах, о каких раньше люди и не мечтали. До сих пор не понятно принесло ли пользу создание ядерной бомбы. Некоторые люди просто боятся развития техники .Работая на производстве человек должен прежде всего понимать что он несет ответственность. Так высококвалифицированный инженер все больше отходит от технического производства или от своей основной технической работы, ради которой он, собственно ,и получил образование, и  посвящает себя задачам управления , ответственности и производительности , что приносит ему больший престиж и доход. Чей текст?

Согласно провозглашенному Фрэнсисом Бэконом где провозглашённому? Когда, на каких страницах? принципу, преодолеть природу можно , лишь подчиняясь ей. Некоторые кто? видят в этом бэконовском призыве стремление “ перехитрить ” природу через подчинение ей, но перехитрить природу невозможно2. Бэкон же прежде всего подразумевал ответственность за природу. А сегодня мы уже говорим: ответственность перед природой , перед живыми существами в природе ,которые благодаря техническому прогрессу попали в зависимость  от нас. Не стоит обвинять инженеров ,техников, ученых в насилии над природой и в утрате совести за бездумное создание и применение техники ради самого технического прогресса. Откуда текст?


2. Основные этапы исследования техники по Чернякову.

2.1.Философско-синкретический этап(VII до н.э.- VI вв.). Философы древности впервые обратили внимание на технику как на объект исследования. Они воспринимали её как всякого рода деятельность, осуществляемую наилучшим образом и имеющий как объективный (природный), так и субъективный (человеческий) характер, т.е. как универсальное действие. Их интересовал её источник, общие свойства, отношение к человеку и т.д. (стр.25)

На основании этого они пытались осуществить её первую классификацию, разделив на искусство интеллектуальное и практическое, творческое и нетворческое и т.д. Но это исследование ещё нельзя было назвать целенаправленным и систематическим в связи с иными-“нетехническими”-познавательными интересами греческой философии(их интересовала природа, познание, общество, человек, мораль),а также, с ещё неразвитостью самой техники и потребностей человека того времени.”Научность” греческой философии уже в V в. До н.э. привела к тому, что под деятельностью стали подразумевать её эмпирическую форму, имеющую соответствующее содержание и цель. В этот период было накоплено достаточно сведении  о природе техники, чтобы осознать её важность и обеспечить перспективу её дальнейшего развития. Почему ты списываешь, а не пересказываешь?

2.2.Научно-философский этап (XIV-XVIII вв.) Исследование сущности техники в средние века не проводилось, т.к. было религиозное негативное отношение к природе и её преобразованию, в отличие от отношения к человеческой душе и её созерцательной деятельности. В эпоху Возрождения появился целый ряд тенденций, вызвавших новый интерес к технике(искусству):например, дальнейшее развитие эмпирической техники(ремесла),обращение науки к опыту в поисках нового метода, а также, начиная с XIV в., стремление искусства(в архитектуре) овладеть научными знаниями, обеспечивающими ему развитие. В науке XV в. Возникла идея о возможности сконструировать природу(эксперименты и моделирование).Подобное обращение к технике и её восприятие позволило определить её новый статус. Появилось ”научное” представление о технике.(стр.26) Этот период характерен ещё и тем, что искусство все больше становилось “научным”, а наука “искусственной”. Эта тенденция стала наиболее заметной в конце XVIII в. Философия этого времени сохранила античную традицию синкретического понимания искусства, а также его деления на семь механических и семь свободных искусств. Новое заключалось в том, что искусство уже осознавалось как соединение противоположных начал: человека и природы. С конца XVIII в. интерес философов к технике стал угасать. В целом, это-период механических представлений о технике. Техника ещё не изучалась философами как “самостоятельное” явление. И опять: зачем это списано? Ты сам излагать это не умеешь?

2.3.Инженерно-философский этап(XVIII-начало XX вв.) Ещё в начале XVIII в. В среде инженеров возникло стремление к лучшему пониманию природы материального производства (законов его существования и развития),его важнейших составляющих- машины и технологии. Впервые стали рассматриваться отношения между техникой, обществом и культурой. Впервые появляется мысль о необходимости теоретического взгляда на природу техники и построения её теории. Первые подобные попытки были предприняты в эмпирической философии начиная с  середины XIX в.(стр.27) При детальном рассмотрении техники как орудия (материального и идеального) и деятельности(активно-преобразовательной и пассивно-приспособительной).Среди философов, работавших в этом направлении, Маркс через анализ труда наиболее продвинулся в создании целостной модели техники. Маркс, конечно, продвинулся, но Черняков Маркса читал в отличие от тебя! А ты – если уж упоминаешь, значит, и раскрывай содержание!

2.4.Философско-технический этап(конец XIX-XX вв.)Промышленная революция середины XIX в. и, как следствие, возрастание роли техники в удовлетворении человеческих потребностей и в целом в развитии цивилизации, а также уже накопившиеся сведения о технике явились толчком к её философскому осмыслению, как особой и актуальной проблемы, необходимость которого стала хорошо осознаваться. Философами была сделана попытка раскрыть сущность техники, установив принцип ее существования и построения, который, как и предполагалось определяет все её проявления. Это повлекло за собой более тщательное исследование различных проявлений техники: как средства(орудия),деятельности ,технологии и т.д.Была выдвинута перспективная натуралистическая модель техники(Капп).Однако она была не единственной, например, в первой половине ХХ в. возникли иррационалистические взгляды на технику, были проанализированы и представлены иные её основания (Шпенглер, Хайдеггер, Шелер, Мэмфорд и др.) Ты их тоже не читал, значит, и упоминать нужно правильно! .Во второй половине ХХ в. появился новый качественный период развития философии техники-формирование самостоятельных направлений исследования техники(элементаристское, деятельностное и системное) на фоне противостояния двух парадигм анализа техники-механической и натуралистичской (организмической).С разработкой в науке теории систем в этот преиод все больше становится очевидной эффективность организмической модели как целостного и поэтому более адекватного взгляда на технику.(стр.28) Именно в этот период появляются представления о ней как о системе и глобальной сфере существования человека. Все эти термины нужно разъяснить: показать, что ты понимаешь то, что излагаешь.

3. Историчность

Фрейер уже в 1929 г. Подчеркивал “всемирно-историческое значение современной техники”, не соответствующее её культурфилософскому структурному пониманию, сторонники которого стремятся рассматривать её как чистую систему средств на службе других культурных ценностей.3 (стр.52) Фрейер никакого Фрейера в списке литературы нет и не предвидится! уже тогда требовал содержательной “философии истории техники”. В самое последнее время только ещё начинают рассматривать историчность технических феноменов. В области исследований техники были основаны кафедры, научные объединения и журналы, опубликованы монографии и сборники – очень важная корректива нашего столь чуждого истории времени. Философский анализ также начинает принимать во внимание этот исторический аспект техники. В философии Ортега-и-Гассет и Хайдеггер Эти тоже не тобою читаны! интерпретировали эту историчность ещё слишком односторонне как антропологически-культурфилософскую или как бытийно-историческую, но всегда отчетливо видели её.4(стр.53) То же самое относится и к экзистенциальной онтологии техники Бензе Тем более – Бензе! 1949 г. С её стадиями и следующими друг за другом парадигмами. В западной технике он различает

следующие последовательные  стадии:механическую,термодинамическую,электродинамическую,атомарную и высокочастотную, подчеркивая, что “технические традиции являются, непременно духовными традициями западной интеллигенции”.

Блюменберг несколько десятилетий назад попытался раскрыть суть процессов технизации с помощью толкования и развития поздней философии жизненного мира Гуссерля. Излагаешь Ленка, так и покажи, что он думает на эту тему, и нечего выхватывать из чужого текста неизвестных тебе авторов.  Роль философии он видит в том, чтобы управлять в процессе технизации утерянными и пропущенными “смысловыми структурами”. Философия истории Шаппа, как теория непрерывно и идентично установленных конституционных начал индивидуального и исторического развития является, по мнению Тухеля ,особенно пригодной основой для создания исторически ориентированной философии техники, хотя у самого Шаппа, кроме общих замечаний к положению “для-чего-вещи”,едва ли вообще найдется какой-нибудь намек на техническое начало. Философия истории техники остается здесь ещё голым постулатом.

Не так давно и Хюбнер пытался “понять технику исторически, понять ее историю как таковую, исходя из основополагающих целей и норм техники”,подогнать под свое учение о чередовании исторических систем и их мутации и экспликации и дать им более или менее историческое объяснение. Такая разработка, однако, пока отсутствует. Но дальнейшие интерпретации философии техники также не смогут пренебречь включение их предметной области в социальные и культурные рамки.5(стр.53)


4.Особенности развития технических  наук и инженерной деятельности на современном этапе.

Современный период развития науки и техники, начавшийся после второй мировой войны, характеризуется рядом коренных преобразований, получивших название научно-технической революции. Научно-техническая революция вызвала изменения в содержании науки, в её методах исследования и способах связи с практикой. Эти изменения коснулись также инженерной деятельности и технических наук. Современные задачи проектирования существенно изменили стиль мышления инженера, заставив его подойти к техническим объектам как системам. Системный подход начал распространяться в науке и технике со второй половины ХХ века. Причиной его появления послужило усложнение объектов, с которыми имеет дело человеческая практика. Системный подход более широк, чем тот ”процессный”, на который опирались технические науки XIX века и который лежит в основании большинства современных дисциплин. Для системного подхода характерна всесторонняя разработка функциональных представлений, отвлекающихся от морфологических структур и естественных физических процессов, опосредующих функциональные связи.6 (стр.167).На первом этапе научно-технической революции возрастание абстрактно-теоретической подготовки инженера выражалось в усилении его естественнонаучного и математического образования. В настоящее время все больше внимание приходится уделять методологической подготовке инженера, обучению его методам инженерного мышления, что и находит свое выражение в становлении, развитии и распространении системотехники, методов системного проектирования и т.п. Техническое знание классического типа должно стать в этих условиях повседневным и привычным инструментом, опирающимся на широкий естественнонаучный и математический аппарат. И даже в этом знании важное значение приобретает не только содержание той или иной инженерной дисциплины ,но и её метод.

Изменения в характере технического знания и инженерной деятельности не могли не затронуть вопросы инженерного образования. Вопросы подготовки инженеров энергично обсуждались в 60-х годах в США. В ходе их рассмотрения обнаружилась одна важная проблема. Она звучит так:”Чему следует отдать предпочтение при подготовке инженеров: преподаванию естественнонаучных дисциплин или инженерной практике? В какой пропорции учебные планы должны включать вопросы конструирования ,с одной стороны, и вопросы теории и анализа-с другой”. Спенс подчеркивает что он выступает за согласование технического образования и инженерной деятельности. Он также обращает внимание на необходимость перестройки преподавания инженерных дисциплин. Спенс отмечает, что профессорско-преподавательский состав в течение десятилетий придерживался ошибочных взглядов на инженерное образование. Он настаивает на большем внимании к технической стороне дела, к техническим аспектам систем и к вопросам их проектирования.7(стр.176)

В конечном счете можно выделить три основные особенности  в развитии технических наук и инженерной деятельности на современном этапе. Одна из них состоит в проникновении системного подхода в инженерию, сопровождающемся перестройкой методов проектирования технических объектов и внедрением математических приемов системного анализа. Вторая особенность состоит в возрастании роли технической теории и образовании и практической деятельности инженера. Третья особенность-возрастание интереса к методологическим проблемам технического знания и инженерной деятельности, сопровождающееся появлением исследований по методологическим проблемам технического знания, инженерного проектирования и инженерного образования.

5.Понимание “техника” по В.В. Чешеву

              Во второй половине 70-х – начале 80-гг. в отечественной научно-исследовательской литературе появились работы, в которых техника не только констатировалась как традиционно понимаемое материальное, но и как идеальное и динамическое явление- знание, способ и деятельность. Сравнивая характер этих исследований с подходом к изучению техники западных специалистов в В. В. Чешев полагал ,что на Западе был распространен онтологический анализ техники, при котором обсуждались её закономерности, статус и сущность в сопоставлении с природой, при этом стремились показать её целостность ,тогда как наши специалисты в этот период исследовали лишь её часть- техническое знание ( объект, предмет), полагая ,что только через его анализ можно понять специфику техники ,и такой подход можно назвать гносеологическим8(стр.57-59).

            Рационалистическая интерпретация техники как чего-то идеального(знания, интеллектуальной деятельности) была больше присуща западному мышлению, тогда как нашему  -   эмпирическая: техника- материальные средства или деятельность. Теоретические знания о технике в той или иной степени выражали её сущность, а эмпирические- лишь позволяли получить узкое поверхностное представление о ней. По мнению Чешева техническое знание-средство проектирования, которое в значительной степени определяет характер деятельности ,а также структуру и функции создаваемых новых объектов.

            Исследуя целенаправленную деятельность  человека, Чешев пришел к интересным выводам. По его мнению вместе с поведением деятельность представляет собой активность человека и делится на “абстрактную” и “предметную” ,где основой познания является предметная. При этом он пользовался понятием “практика”, “ которое охватывает все виды деятельности общественного субъекта9”(стр.29).Чешев справедливо объединил интеллектуальную инженерную и материальную деятельности в “единый преобразовательный процесс”-практику. Такая интегральная деятельность и может быть инструментом достижения результата10(стр.22)т.е. с внешней(функциональной) стороны она является техникой, позволяющей что-либо изменить. Но и сама деятельность определяется целью, которая строго регламентирует все внутренние действия, определяя “строение её предметной структуры”: “В этом смысле деятельность представляет собой подобие машины…”.В свою очередь , “для организации и осуществления актов деятельности первостепенное значение имеет  “техническая” сторона, т.е. способ организации её предметной структуры11”(стр.24).С“внутренней”-целевой,структурной,  организационной стороны деятельность также оказывается техникой. Техника связана с целью и деятельностью в целом в качестве способа их существования, поэтому техника и определяет функцию деятельности.

Заключение

Техника играет огромную роль в нашей жизни. Современное общество немыслимо без ее развития, а развитие это наступает с приходом новых потребностей человека. Но для развития техники необходимо и развитие науки. Отсюда  и вытекает крепкая связь «потребности – развитие науки – развитие техники».  Человек должен понимать что он всегда несет ответственность за свои действия . Если он будет это всегда осознавать то технические происшествия сведутся к минимуму.

Библиография

1.Ленк Х. Размышления о современной технике. Москва.1996

2.Черняков А.А. Развитие понятия “техника”(историко-философский и методологический анализ).Новосибирск. СГУПС.2005

3.Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. Томск. 1981

1 Большой энциклопедический словарь. Москва. Большая Российская Энциклопедия. 1997.

2 Х.Ленк Размышления о современной технике.Москва.1996

3 Х.Ленк Размышления о современной технике.Москва.1996

4 Х.Ленк Размышления о современной технике.Москва.1996

5 Х.Ленк Размышления о современной технике.Москва.1996

6 Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа.Томск.1981

7 Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа.Томск.1981

8 Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа.Томск.1981

9 Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа.Томск.1981

10 Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа.Томск.1981

11 Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа.Томск.1981

PAGE   \* MERGEFORMAT16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12039. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИИ 316 KB
  ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИИ 3 2ВВЕДЕНИЕ Основой успешного проведения всех экономических реформ являет ся хорошо функционирующее...
12040. Охорона і раціональне використання атмосферного повітря 883 KB
  Dивчити теоретичні основираціонального ресурсозбереження у сфері природокористування в галузі охорони атмосферного повітря, джерела атмосферного забруднення, їх вплив, види забруднювачів, зміни хімічних та фізичних параметрів атмосфери під їх дією;
12041. Напрямки роботи НБУ і самих комерційних банків по підвищенню їх фінансової стабільності 335 KB
  ЗМІСТ ВСТУП РОЗДІЛ 1. Стабільність основна умова ефективної діяльності комерційних банків 1.Регулювання роботи комерційних банків Національним банком України 2.Показники що використовуються в практиці оцінки фінансового стану комерційних банків РОЗДІЛ 2. Анал...
12042. Центральный банк Российской Федерации и его роль в регулировании банковской системы страны 264 KB
  Содержание Введение Основные этапы развития банковской системы России. Современная структура банковской системы России. Общая характеристика структуры...
12043. Организация кредитования населения в учреждениях СБ РФ 187 KB
  ПЛАН Введение Сберегательный банк РФ и его кредитная политика 1.1 Кредитная политика СБ РФ 1.2 Сущность и функции кредита 1.3 Принципы кредитования 1.4 Виды кредитов и общие условия кредито вания населения....стр.17 Организация кредитовани
12044. Риски коммерческих банков России 169 KB
  ВВЕДЕНИЕ Становление и развитие банковской системы не может не затрагивать такой стороны вопроса как наличие банковского риска. Денежный рынок относится к сфере обращения а современные российские коммерческие банки наиболее активное и мобильное звено сферы обращ
12045. Вопросы зарождения и дальнейшего совершенствования механизма функционирования фондового рынка на Украине 173 KB
  Введение €œРынок на котором происходит купляпродажа ценных бумаг называется фондовой биржей€. Этой единственной и неповторимой фразой походя как бы между прочим еще совсем недавно описывал фондовый рынок главный официальный учебник политэкономии. Хорошо впрочем...
12046. Банковское кредитование 148 KB
  Банковское кредитование ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы данной работы обусловлена несколькими аспектами. Вопервых увеличением числа кредитнофинансовых организаций осуществляющих кредитные операции. Это требует выявление специфики именн
12047. Оптимізація біржової торгівлі конвертованими валютами на базі прогнозування їх крос-курсів на прикладі діяльності приватного підприємця 1.62 MB
  ПОЯСНЮВАЛЬНА ЗАПИСКА до дипломної роботи магістра спеціальності 8.050102 Економічна кібернетика на тему: Оптимізація біржової торгівлі конвертованими валютами на базі прогнозування їх кроскурсів на прикладі діяльності приватного підприємця ЗАВДАННЯ для диплом