97484

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Реферат

Культурология и искусствоведение

Изучение книги Барбары Мертц «Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты». Изложение особенностей бытовой культуры, искусства, архитектуры, науки древних египтян. Рассмотрение особенностей похоронного обряда и представлений о мире, о жизни и смерти древних египтян. Обобщение выводов о культуре древнего Египта.

Русский

2015-10-18

382 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 30

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирского государственного университета путей сообщения

Кафедра «Философия»

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                      Разработал

Кандидат философских наук                                                студент гр. Д-112

__________Быстрова А.Н.                                             ______Чуличков А.А.

__________                                                                                    07.10.2012

2012 год

План

[1] Введение

[2] Глава 1. Мир живых.

[2.1] § 1. Народ двух земель

[2.2] § 2. Красная и Чёрная земля

[2.3] § 3. Семейные отношения древних египтян

[3]
Глава 2. Наследие древних египтян

[3.1] § 1. Профессии и занятия египтян

[4]
Глава 3. Мир мёртвых, которые рассказали о себе живым

[4.1] § 1. Взгляды на мёртвых и жизнь после смерти в древнем Египте

[4.2] § 2. Гробницы и погребальные храмы

[5] Заключение

[6]
Библиографический список

[7]
Приложения


Введение

Темой данного реферата является культура древнего Египта, которая подробно описывается в книге Барбары Мертц «Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты».

Выбор темы не случаен, она актуальна, особенно в современный период, когда на Ближнем Востоке, в том числе и в Египте, идут постоянные столкновения мусульман и представителей западной цивилизации, поводом к которым служат культурные разногласия. Многие современные жители Египта считают пирамиды, гробницы и храмы древности всего лишь наследием язычества, которое нужно уничтожить. Конечно, это точка зрения современных радикальных мусульман и она несёт в себе отрицательные последствия. Культура древнего Египта, это культура народа, который более 4 тысячелетий жил в долине Нила, творил и создавал великие произведения культуры, несмотря на тяжёлые условия жизни.

Современность позволяет узнать очень малую часть того, как жили древние египтяне, но и это уже огромная ценность, потому что это наследие великое, это наследие всей человеческой цивилизации.

Когда читаешь книгу Барбары Мертц, как будто видишь жизнь египетского народа своими глазами, и это самое важное достоинство книги. Увидеть историю, почувствовать жизнь людей, которые жили так давно, это очень интересно и важно. Автор так и указывает в своём предисловии, что книга «Красная земля, Черная земля» посвящена не просто культуре древнего Египта, а жизни египтян, и мы вместе с автором можем взглянуть на эту жизнь.

Благодаря чтению данной книги мы можем увидеть жизнь древних египтян не как странных язычников, которые создавали что-то непонятное, и даже с помощью инопланетян (есть и такие версии). Нет, читаю эту книгу, мы находим стройную версию того, что древние египтяне были великим народом, создавшим истинные сокровища человечества.

Книга, выбранная для написания данной работы, была написана известной американской исследовательницей Барбары Мертц как итог авторских исследований древнего Египта, его культуры. В ней  развенчиваются некоторые легенды древнего Египта, но реальные факты оказываются гораздо интереснее вымысла. В ней рассказывается о жизни древних египтян, их философии, науках, отношении к жизни и смерти, о памятниках культуры, архитектуры и письменности. Живой и яркий язык повествования окунает в глубины древнейшего очага цивилизации и даст почувствовать загадочную атмосферу далекого прошлого. Книга состоит из двух частей, показывающих мир живых и мир мертвых, включает так же предисловие и исторический обзор.

Целью данной работы является выявление и краткое описание особенностей культуры древнего Египта. Исходя из цели ставятся следующие задачи:

- Изучение книги Барбары Мертц «Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты».

- Изложение особенностей бытовой культуры, искусства, архитектуры, науки древних египтян.

- Рассмотрение особенностей похоронного обряда и представлений о мире, о жизни и смерти древних египтян.

- Обобщение выводов о культуре древнего Египта.

Реализация поставленных задач предполагает структуру работы, состоящую из 3 глав. Две главы посвящены миру живых, а одна – миру мёртвых, который имел для египтян не меньшее значение.

Это всё никому не нужно: ты не диссертацию пишешь!


Глава 1. Мир живых.

§ 1. Народ двух земель 

Древний Египет – это страна, расположенная на берегах реки Нил, страна, которая много тысячелетий жила благодаря двум совершенно различным землям – плодородной долине Нила и бесплодной, но богатой минералами, пустыне. История египтян, это история 30 монархических династий, до завоевания Египта Александром Македонским прошло около 3000 лет, за которые были созданы удивительные достижения культуры.

Свою книгу о египтянах Барбара Мертц начинает с описания прихода египтянина в этот мир. И здесь уже видна главная особенность наших представлений о культуре древнего Египта – мы очень мало знаем о ней, у нас мало источников. По словам Барбары Мертц, обилие материалов по истории древнего Египта иллюзорно, просто от других догреческих культур сохранилось ещё меньше. Вот и о рождении человека мы знаём из мифа о рождении трёх детей бога солнца Ра, из нескольких дошедших фигурок и иероглифов. Можно сделать выводы о том, что египетские женщины рожали сидя или лёжа, с помощью других женщин, которые нередко были родственницами, или знахарками, даже танцовщицами.

Своим детям матери, как и сейчас, пели колыбельные песни, которые были ещё и охранительными заклинаниями. Как видно из рисунков и барельефов, маленькие дети пользовались большой свободой, их любили и баловали, даже брали с собой на охоту.

Вообще если говорить об искусстве древних египтян, то оно подчинялось строгим правилам. У египтян на протяжении тысячелетий не менялись каноны красоты. Как видно по изображениям, статуям, сохранившимся мумиям, красивыми считались стройные люди, не очень высокого роста, с тёмной кожей и черными волосами. Мы почти не встретим изображения некрасивых людей, хотя при знаменитом фараоне-реформаторе Эхнатоне они были. Барбара Мертц подробно описала египетские каноны изображения, которое выполняло больше магические, чем эстетические функции, потому не стремились передать истинный вид.

Египетские изображения двумерны, рисунки и барельефы не знают перспективы, но стремятся передать как можно больше изображения объекта, потому лицо человека рисовалось в профиль, а глаз как бы спереди; плечи опять-таки были представлены видом спереди, а ноги — в профиль, однако в промежутках тело было повернуто так, что резких перемен не было. Таким образом можно передать больше подробностей о человеке, а это важно для него, ведь египтяне верили, что их изображения, статуи, мумии дают душе умершего возможность возвращаться в мир.

Информацию о египтянах мы должны получать, сопоставляя изображении и реальные объекты (скелеты, мумии). Барбара Мертц приводит интересный пример с царицей Ти, матерью фараона Эхнатона. В некоторых книгах учёные пишут о том, что она была либо светловолосой и голубоглазой, либо негритянкой. Основой таких теорий стали сохранившиеся изображения, которые потемнели от времени, или просто не соответствовали оригиналу. На самом деле её внешность была обычной для египтянки, если судить после исследования скелетов её родителей.

В целом, египтяне, по исследованиям учёных, принадлежали к двум физическим типам. Более ранний тип – это изящные люди, невысокие, с маленькими тонкими лицами. Более позднее население плато Гизы обладали массивными, крепкими фигурами. Барбара Мертц условно называет их «хамитами» и «семитами».  Причём она считает, что те и другие в равной степени участвовали в создании египетского культурного наследия.

§ 2. Красная и Чёрная земля

Почему Египет назван Барбарой Мертц «Красная и Чёрная земля»? Собственно потому, что он включал плодородную долину Нила, которой принесённый ил придавал чёрный цвет и пустыню, красноватую, засыпанную песком, но богатую полезными ископаемыми. Дельта и долина Нила поначалу были разными царствами, фараоны первой династии объединили их и носили титул «Царь Верхнего и Нижнего Египта», о чём говорят их короны, состоящие из 2 символов.

Плодородная чёрная почва, которую ежегодно удобряли разливы Нила, ограничивалась Ливийской и Аравийской пустынями. В пустынях добывали золото, медь, драгоценные и полудрагоценные камни и т.д. Именно климат пустыни сохранил такие хрупкие вещи, как папирус, ткань и т.д. Египтяне строили города, храмы, гробницы, пирамиды. Города чаще возводились на возвышенностях, в Дельте выращивали виноград, делали прекрасное вино. Вся жизнь строилась возле главной реки, главной дороги и кормильца – Нила. Пороги Нила определяли естественные границы регионов страны. На порогах строились крепости для обороны от врагов.

Если пропутешествовать от Мемфиса – столицы объединённого Египта – до верховьев реки, мы увидим пирамиды Древнего царства (которые позже и самим египтянам казались древностью); поля, храмы и дворцы.

Храмов в Египте было множество, до нас дошли прекрасные, массивные сооружения, в которых почитали не только богов, но и фараонов, даже архитекторов. В Фивах расположена знаменитая Долина Царей – кладбище, гробницы которого принесли множество открытий археологам.

Естественная граница завершает земли Египта и отделяет его от Нубии – это тоже пороги. И здесь, на границе, находится Абу-Симбел – храм, до сих пор поражающий воображение своими огромными статуями. Этот храм, как и крепость Семна, были построены для охраны границ и для выражения превосходства египтян над другими народами. Не только пирамиды Гизы и сфинкс составляют наследство египтян, на самом деле нам осталось многое от этого удивительного народа.

Красная земля, пустыня, негостеприимна, выжить там сложно, но Египет не зря почитал своих богов, они хорошо одаривали свой трудолюбивый народ. Барбара Мертц описывает папирус из музея в Турине, который является древнейшей картой сокровищ. Карта показывает шахты в пустыне, которые приносили египтянам золото, это шахты Фуахира, расположенные почти у дверей Египта. У некоторых шахт сохранились остатки посёлков золотодобытчиков. Конечно, на такую тяжёлую работу посылали преступников и военнопленных. (Приложение 1). 

Пустыня была так же источником строительного камня для домов, храмов и гробниц. Через пустыню ходили торговые караваны в африканские страны и на Синайский полуостров, и, конечно, далее в Азию.

Одной из существенных черт культуры древнего Египта было то, что Египет постоянно взаимодействовал с другими цивилизациями, многое заимствовал у них, но при  этом сохранил своё своеобразие.

§ 3. Семейные отношения древних египтян

Уже упоминалось о том, что дети были любимы и в целом семьи были дружны у древних египтян. Рисунки и барельефы дают нам возможность узнать об этом. Мы видим на них семейные группы, домашних животных, сценки из домашней жизни. На стенах гробниц часто встречается сюжет охоты, на которую египтянин брал всю свою семью. Целью была не только добыча, но и увеселение.

Один из самых нежных отцов Египта и любящий муж – это фараон Эхнатон. Благодаря особой судьбе его столицы, которую Барбара Мерт чаще называет современным названием Амарна, сохранились изображения семьи и семейной жизни Эхнатона, наполненные взаимной любовью и нежностью.

Дети вели беззаботный образ жизни, у них были игрушки, некоторые дошли до нас – миниатюрное оружие, механизмы, куклы. Конечно, дети умели и любили плавать, играли в мяч, танцевали.

Египтяне отдавали должное не только семье, но и домашним животным. Конечно, наиболее часто встречаются фигурки и изображения кошек. Причём выполнены они очень реалистично. Обнаружены даже мумии кошек. Священные кошки жили в Бубастисе. Сохранилось даже заклинание, которым пытались вылечить кошку, укушенную скорпионом.

Так же можно видеть на барельефах и картинах собак, которых было 3 породы, приручали обезьян, одомашнивали и других животных.

Подростки-мальчики, переходя во взрослую жизнь, отрезали «косичку юности». Это был символ переходя во взрослое состояние, теперь можно было заводить семью и выбирать профессию. Египтяне могли жениться уже после 10 лет, их любовная лирика красочно отражает чувства молодых людей. Египетские легенды и стихи отражают разные оотенки любви и перипетии любовных отношений.

Вообще положение женщины в древнем Египте было намного свободнее, чем у других женщин Востока. Женщины могли владеть имуществом, мужчины были обязаны заботиться о них, содержать и выполнять желания. Конечно, равноправия не было, женщины не осваивали профессии.  Женщины могли быть танцовщицами, музыкантшами, прислуживать в храмах, но главное место египтянок – дом и семья.

Что интересно, Барбара Мертц оспаривает миф о том, что фараоны всегда женились на своих сёстрах. Конечно, такое было, но часто сложно в тексте отличить жену и сестру, так как о них пишут одинаково. Скорее в обычных семьях такое не было правилом.

Основная обязанность женщины – продолжение рода, её статус повышался с рождением детей. А основным грехом против брака считалась неверность, что следует из легенд и рассказов.

Особое положение было у цариц. Иногда царицы сами управляли страной, строили великие сооружения. Хатшепсут, женщина-царь, была не единственной женщиной на троне. Фараон передавал власть старшему сыну своей главной жены. Во все периоды египетской истории царицы почитались, их хоронили в роскошных гробницах.

Нас интересует одежда и причёска древних египтян, это очень важная часть их культуры. Одежда женщин представляла собой часто прямое платье, мужчины носили короткие юбки. Были и более сложные сооружения из лёгких тканей и драгоценностей. Жаркий климат заставлял египтян умащивать тело маслами, они пользовались различной косметикой. Многое о одежде египян мы узнали благодаря открытию гробницы Тутанхамона. (Приложение 2).

Причёски и парики египтян замысловаты, они могли быть практичны и просты, а могли быть произведениями искусства. (Приложение 3).

Египтяне были искусными ювелирами. До нас дошло мало украшений, созданных ими. Многое растащено грабителями могил. Но уже то, что мы знаем, говорит о том, что египтянам были знакомы разные ювелирные техники, они использовали различные материалы, особенно популярно сочетание золота и бирюзы. Помимо обычных колец, серёг, ожерелий, браслетов, существовали широкие гибкие воротники, украшенные орнаментами, пояса и диадемы и т.д. Конечно, цари носили красивые короны, которые иногда были очень сложными сооружениями. (Приложение 4).

И несколько слов о домах египтян. Дома эти были в большинстве просты, построены из глиняных кирпичей, с плоскими крышами, всего из пары комнат, кухни, кладовых. Дома вельмож были роскошнее.

Прекрасны были дворцы знати и фараонов, они были просторны, стены красиво расписаны и украшены. Вообще египтяне умели и любили украшать как свою земную жизнь, так и загробную. Конечно, это имело больше магическое значение, но и эстетически этот народ многого смог достичь.

До нас мало дошло предметов меблировки, собственно, у простых людей её и было не много: кровати с подголовниками, ларчики для вещей и косметики, столики, корзины, стулья и табуреты. В гробнице Тутанхамона сохранился трон, красиво украшенный деревом и слоновой костью.

На кухне не было даже кухонного стола, только утварь из керамики и металлов, иногда из стекла. Пища включала хлеб и пиво, овощи, рыбу и мясо. Пиры знати были роскошными, сопровождались музыкой, танцами и обильными возлияниями вин. Популярным зрелищем была борьба.

Барбара Мертц не выделяет отдельно главу о литературе древних египтян. Она упоминает, что до нас дошли стихи, легенды, рассказы и поучения. Возможно, большинство неграмотных египтян любили слушать странствующих рассказчиков, хотя они и не упоминаются в текстах.

Другими видами отдыха была охота, игра в сенет, путешествия.

Краткие выводы.

Если посмотреть в целом на ту жизнь древних египтян, которую нам представила Барбара Мертц, можно сделать выводы о том, что эта жизнь была наполнена заботами, она была тяжёлой, но этот трудолюбивый народ сумел создать великую и самобытную культуру.

Египтяне строили свою жизнь вокруг Нила. Нил кормил, его разливы задавали ритм жизни. Нил был и божеством, и главной дорогой. Может быть именно величие Нила, его периодичность, сделали культуру Египта такой рациональной, прикладной и в то же время величественной.


Глава 2. Наследие древних египтян

§ 1. Профессии и занятия египтян

Самой почётной профессией у египтян была профессия писца. Фактически чиновники, бюрократия, занимались основной работой по учёту и распределению всего и вся. Наиболее усердные писцы могли подняться до очень высокого положения.

Обучение любой профессии велось часто дома, отец передавал секреты сыновьям. Мальчики, отцы которых желали своим детям высокого положения, ходили в школу, где их учили читать и писать. Видимо, обучение проходило в храмах или прямо в доме учителя. Ученики писали под диктовку поучительные тексты на глиняных табличках.

Внешний вид писцов нам хорошо известен, он был одет в белую юбку, которая служила «письменным столом», когда он садился и писал с помощью палочки на папирусе чернилами.

Грамотные египтяне обменивались письмами. Например, в письмах жреца Хеканахте содержится множество любопытных сведений о жизни его семьи.

Конечно, всё благосостояние Египта, его социальная пирамида, держалась на крестьянах, которые либо работали в поле, либо выполняли различные государственные работы. Собственно руками крестьян построены великие пирамиды и храмы Египта.

Другим занятием настоящих мужчин была армия. Что интересно, профессиональная армия в Египте была всегда, но редко была многочисленной, в основном в период войн. Пустыни и крепости на Ниле надёжно защищали Египет. Завоевание Египта гиксосами и борьба с ними значительно обновили военные навыки египтян, появились колесницы, изменилось оружие. После изгнания гиксосов египетские фараоны занялись военными завоеваниями. (Приложение 5.) 

Другой почётной профессией была профессия художника и скульптора. Выше уже сказано о египетских канонах изобразительного искусства, которое дошло до нас чаще из погребений и служило больше магии, а не эстетике. Например, если мумия была повреждена, душа могла возвращаться в статую. Поэтому схематично изображалось человеческое тело. Позы были строго определены канонами, портретное сходство смутно. Есть исключения, но их немного.

Наверно поэтому так много было создано художниками и скульпторами в столице Эхнатона, когда была разрешена свобода творчества. Даже фараон изображается странно уродливым. Причиной может служить приближение к правдивому изображению. Конечно, символом этой эпохи, как и древнего Египта вообще, мы сейчас считаем бюст Нефертити. Это изображение известно каждому.

Таким образом художники и скульпторы были ремесленниками, которые работали по строго установленным правилам. При этом среди них были очень талантливые люди, которые создавали истинные шедевры.

Прекрасные барельефы в гробницах создавались по особой технике. Сначала наносилась сетка с помощью окрашенного охрой шнура. Потом в неё вписывалась фигура, и вокруг неё удалялся лишний слой штукатурки. Потом барельеф раскрашивался. Интересно, что разные этапы создания скульптур, барельефов могли выполнять разные ремесленники. Краски были на минеральной основе, что позволило им сохранить яркость. Скульптуры создавали из камня, металла, даже редкого и дорогого дерева.

До нас дошли некоторые имена этих ремесленников: Иритсен, Сенмут, Бак. Авторство их установить сложно, редко встречаются надписи авторов на их произведениях.

Особо нужно сказать об архитекторах. В египетских текстах нет такого понятия. Скорее знаменитй архитекторы были начальниками строительства, создавали общий план сооружения и руководили работами. До нас дошло имя Имхотепа, создателя ступенчатой пирамиды фараона Джосера, учёного, медика, визира. Он придумал ступенчатую пирамиду, придумал и спроектировал правильную пирамиду. В более поздний период он был обожествлён.

Другим не менее известным архитектором был Аменхотеп, сын Хапу, создатель знаменитого Луксора – одного из самых красивых архитектруных комплексов Древнего Египта.

Архитектор Сенмут, фаворит царицы Хатшепсут, строитель прекрасных храмов для неё, был забыт надолго из-за своей покровительницы. Только современным учёным удалось вновь открыть его имя.

Что интересно, перед строительством вряд ли составляли некие подробные чертежи и планы, до нас ои не дошли. Общие планы были. Видимо, их и составляли архитекторы, или «надсмотрщики за работами».

Ещё одно почётное занятие – жрец. Фактически жрецы совмещали науку, магию, религию. Для них они были единым целым. Египтяне жили в окружении множества богов, как вымышленных, так и реальных, ведь они обожествляли фараонов и великих людей. Конечно, во множестве храмов должны быть служители богов.

§ 2. Достижения науки и техники

Боги были первыми учеными — Тот изобрел числа, Хнум был божественным гончаром, а некоторые из ученых — такие, как Имхотеп, стали богами. Церковь и государство в Древнем Египте никогда не разделялись, и ученый муж служил храму и царю, не чувствуя при этом, что он служит двум господам. Архитекторы и врачи были зачастую одновременно жрецами.

Знаменитый «дом жизни», существовавший при некоторых храмах, был, возможно, не университетом, как это зачастую считается, а скрипторием, где писались и сохранялись научные книги. Частью этого наследства были и законы медицины. Среди служащих таких заведений были и доктора.

Волшебник, ученый и жрец — эти три категории были не так уж далеки друг от друга. Если мы осознаем это так же, как и искреннюю веру древнего человека в феномен, называемый нами магией, мы получим ключ ко многим верованиям древнего египтянина, которые в противном случае поставили бы нас в тупик.

Египетская магия представлена как заговорами, так и вполне практичными магическими действиями. Гадания позволяли разделить дни на хорошие и плохие, сны можно было трактовать, магические действия и вещества использовались в медицине.

Математика древних египтян была основана на десятичной системе, но записать большие числа с помощью иероглифов было очень сложно. Арифметика была арифметикой сложения, в целом математика носила прагматический характер.

Астрономия египтян дала нам деление года на 12 частей, а вот часы зависели от времени года. Египетский календарь возник из наблюдений за подъёмами Нила, это было жизненно важно для страны.

Особым научным и магическим сопровождением, конечно, сопровождалось строительство пирамид. Это уникальные сооружения. Но строили их не инопланетяне или боги, строили их именно древние египтяне, что научно доказано.

Если рассматривать большую пирамиду Хуфу (Хеопса), то она выстроена поразительно точно и пропорционально. И построена она с помощью простейших инструментов и технологий. Египтяне применяли навыки ирригации для выравнивания плато под строительсво, отмечали будущее положение пирамид, как и храмов, по звёздам. Высекали медными орудиями блоки из известняка. Для подъёма блоков использовали силу людей и примитивные механизмы. Внутреннее строение пирамиды включало несколько ходов, погребальную камеру, которые закладывались в плане.

Строительство такой пирамиды, по словам Геродота, потребовало 20 лет и усилий 100 тысяч человек в год. (Приложение 6).

Ещё одна интересная технология, описанная Барбарой Мертц, это постройка египтянами кораблей. Корабли были главными средствами транспорта и связи в Египте. Их строительство было жизненно важно. Самые ранние суда делали из папируса, вплоть до наших дней на подобных лодках плавают крестьяне. Другие суда строили из дерева (хотя оно было дорого). Были и похоронные лодки, которые никогда не плавали по воде. Египтяне путешествовали как на вёслах, так и под прямым парусом. (Приложение 7).

Одним из важнейших достижений египтян была медицина. Удивительно, но в древности египтяне были авторитетом для греков в этой науке. Болели люди тогда тем же, чем и сейчас. Египтяне заботились о теле после смерти, поэтому его строение не было для них загадкой. Правда, они считали вместилищем ума сердце, а не мозг. Но в папирусах по медицине многое сказано о лечении разных ран, болезней и переломов. Египтяне умели считать пульс и понимали важность его счёта для диагностики. Имхотепа, того самого строителя пирамиды Джосера, можно по праву назвать «отцом медицины», как считает Барбара Мертц.

Несколько слов о религии египтян. В главе, посвящённой богам египтян, Барбара Мертц указывает на то, что в древнем Египте не было единой системы в вере в богов. Политеизм египтян включал много богов, которые часто выполняли разные функции, они были очень гуманны и толерантны. Осирис, Исида, Гор и Сет, Тот – они нам известны со школьной скамьи. Оказывается, боги иногда меняли свои функции, внешний вид. Видимо, вера зависела от местности, от силы местных жрецов.

Краткий период монотеизма при фараоне Эхнатоне не сильно повлиял на религию египтян. После смерти Эхнатона были заброшены и его столица  и бог солнца Амон.

Барбара Мертц считает, что многообразие богов египтян не имеет и не может иметь единой системы. Просто люди верили в тех, кто был ближе, кто лучше защищал и кормил.

Храмы, которые строили египтяне для своих богов, поистине поражают воображение. Некоторые дошли до нас через тысячелетия. Они имели простую планировку, но некоторые строились огромных размеров, украшались скульптурами и барельефами. Луксор, Карнак, Абу-Симбел – эти названия известны любому современному туристу. Яркая роспись и внушительные статуи делали эти храмы впечатляющими жилищами богов. Люди верили в своих богов, в магию, молились мелким домашним божествам. Вся их жизнь была пронизана религией.

Краткие выводы.

Египтянин рождался, жил и умирал в стране, которая всегда была многогранной и всё же такой устойчивой и традиционной. Египтяне строили великие сооружения, используя веками почти неизменные какноны и правила. Они создавали прекрасные произведения живописи, скульптуры, развивали науку и маги, при этом бережно сохраняя свои достижения.

Может это постоянство отражает и система верований египтян, связанная с загробной жизнью. Она была столь важна для них, что теперь мы знаем о них много больше, чем о многих других древних народах. Этому и посвящена вторая глава реферата.


Глава 3. Мир мёртвых, которые рассказали о себе живым

§ 1. Взгляды на мёртвых и жизнь после смерти в древнем Египте

Представления египтян о смерти наложили отпечаток на всю их культуру.

Они представляли человека многослойным, состоящим не только из физического тела, но и разных духовных вещей: его тень, его имя и т.д. К смерти имело отношение ба – некая субстанция, возникающая после смерти; ка – двойник человека и акх – некий дух.

В загробном мире человек пребывал как в раю, так и в подземном мире, но очень важно, часть его духа была связана с земным телом, либо его символом. Поэтому и была нужна мумия – чтоб ба могло вернуться к ней и узнать. Многие боги древнего Египта участвуют в загробной жизни египтян, являются посредниками, проводниками и т.д. Самая драматическая история в религии Египта тоже связана со смертью. Бог мёртвых Осирис умирал и вновь воскресал.

Египтяне не упоминают смерть вслух, такова особенность их языка. Страх смерти заставлял их изобрести очень дорогой и сложный похоронный обряд. Мы все знаем об успехах египтян в деле мумифицирования. Они стремились как бы победить смерть, уничтожить этого врага жизни. Египтяне по-разному относились к умершим, но в одном были согласны – они хотели вновь воскреснуть после смерти, в любой форме. Теперь мы можем восстанавливать многое из жизни египтян благодаря сохранности мумий.

Египет всегда ассоциируется с пирамидами и мумиями. Барбара Мертц описывает обряд мумификации. В целом он отражал религиозные и медицинские представления египтян. Мумификация была особой техникой, искусством, в котором египтяне преуспели. Техника бальзамирования общеизвестна. Тело обрабатывалось солью, удалялись внутренние органы и мумия обёртывалась множеством бинтов, содержащих масла и благовония. Особый климат Египта позволял мумиям долго сохраняться.

Иногда сейчас сложно определить, кому принадлежит мумия. Грабители гробниц не сильно церемонились с мертвыми. Но всё же те, которые идентифицированы, могут пролить свет на многое. Как например с царицей Ти, матерью Эхнатона. Установить, что она не был чернокожа или светловолоса можно, исходя из обследования мумий её родителей.

Мы можем узнать у мумий, чем болели люди, какие травмы и раны у них были при  жизни, как их лечили медики. Например, в Египте не делаи зубных операций, люди страдали от зубной боли. Так же можно определить, какими были причёски и косметика.

§ 2. Гробницы и погребальные храмы

Гробницы древних египтян – бесценный исторический источник. Поскольку умершим было не обходим очень многое в загробном мире, в том числе память о жизни, имени, именно рисунки, надписи и вещи из гробниц дошли до нас, рассказывая об этом народе.

Великие пирамиды выросли из мастаб – древних гробниц с плоскими крышами. Имхотеп придумал поставить как бы одну мастабу на другую и получил ступенчатую пирамиду. Потом появились великие пирамиды и пирамиды помельче. Но гробницами служили и глубоко запрятанные в скале галереи комнат, другие сооружения, призванные защитить вещи умершего от грабителей.

Сооружения эти были домами умерших. На станах мы находим картины и барельефы, видим вещи и статуи, которые рассказывали мифы и реальные истории из жизни. Письма и документы на папирусе предлагают нам информацию, а материальные памятники показывают реальную бытовую жизнь.

Гробницы царей и вельмож, конечно, были богаче. Но для археологов важны любые находки.

Для умерших, особенно для фараонов, которые считались богами, строились погребальные храмы. Это не только произведения искусства, но и возможность узнать многое о личной истории тех или иных фараонов. Например, храм царицы Хатшепсут многие считают самым красивым из египетских храмов.

Саркофаги, которые заключали мумии, могли быть сделаны с большим искусством. Достаточно вспомнить знаменитый саркофаг Тутанхамона, который прекрасен. Причём он напоминает своей многосоставностью матрёшку. Роскошь гробницы Тутанхамона показывает, с какими богатствами уходили в загробный мир фараоны. Неудивительно, что грабителей не могли отпугнуть ни кары богов, ни стража.

Сам обряд похорон тоже был сложен и призван дать возможность умершему воскреснуть, как некогда бог Осирис.

Умершему предоставляли всё, что ему нужно – еду и питьё, фигурки друзей, наложниц, любимых животных. Одежда, обувь, мебель и украшения, которые дошли до нас, чаще обнаруживались именно в гробницах.

Существует и особая египетская «Книга мёртвх», заклинания, которые цитировались на стенах гробниц. В таких надписях много ценной информации об обычаях, этикете, религии и т.д.

Краткие выводы.

Итак, мир мёртвых для египтян был не мене, а то и более ценен, чем мир живых. Они всю жизнь готовились к своей смерти. Благодаря особому климату и особенностям культуры, связанным со смертью, мы сейчас получаем об этом народе очень много информации. Собственно, именно представления о смерти и новом воскрешении позволили египтянам создавать такие великие сооружения, как пирамиды и храмы.

Заключение

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...

История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Благодаря книге Барбары Мертц мы можем познакомиться с уникальной культурой древнего Египта. Она особенная. Неповторимая, уникальная египетская культура созданная трудолюбивым народом. В книге мы читаем о том, как жили эти люди, как одевались и в каких домах растили детей. Конечно, особый климат речной цивилизации заставлял много трудиться, чтобы добыть пропитание. Земли пустыни тоже неохотно отдавали золото и полезные ископаемые. Но несмотря ни на что египтяне смогли создать великую культуру и цивилизацию.

Если сравнить с сегодняшними днями, они жили бедно, одевались очень просто. Мы мало знаем о простых египтянах, больше нам известны фараоны. Потому что фараоны оставляли после себя великолепные дворцы, храмы, гробницы.

Похоронные обычаи египтян и их представления о смерти позволили сохранить многое, что теперь представляет нам информацию об этой цивилизации.

Из книги можно узнать о многих мифах, сложившихся в египтологии. Барбара Мертц представляет убедительные доказательства того, что ещё далеко не всё изучено в египетской истории.

В целом можно сказать, что цель исследования достигнута. Нам стали известны факты об истории и культуре древнего Египта. Мы рассмотрели бытовую культуру, искусство религию и похоронные обряды. Узнали много нового и интересного. Теперь эта культура вряд ли может казаться отсталой и языческой.

Культура Египта была великим достижением человечества.


Библиографический список

Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. – М.: Центрполиграф, 2003.  – С. 466.

 


Приложения

Приложение 1


Приложение 2. Одежда древних египтян

Основное женское платье Древнего царства

Замысловатая женская мантия Нового царства

Мужская набедренная повязка — различные вариации

Костюм аристократа Нового царства


Приложение 3

Стили мужской причёски Среднего и Древнего царств

Стили женской причёски Нового царства


Приложение 4

Короны царя: а — красная корона; б — белая корона; в — двойная корона;

г — синяя (боевая) корона; д — немсетский головной убор; е — афнетский головной убор; ж — атефская корона

 

Короны цариц: а — ранний вариант короны в виде стервятника; 6 — поздний вариант той же короны с султаном; в — корона с лунным диском и рогами; г — высокая синяя корона Нефертити


Приложение 5

Оружие

Вверху: составной (верхний) и простой (нижний) луки со стрелой.

Внизу (слева направо): кривая сабля, постгиксосский кинжал,

длинный меч, кинжал догиксосского типа, топоры.


Приложение 6

План Великой пирамиды в Гизе:

а — вход; б — опускающийся коридор; * — неоконченная погребальная камера первоначального плана; г — вход в идущий вверх коридор; д — идущий вверх коридор; е — погребальная камера; ж — прихожая; з — воздуховоды от «царской камеры»; и — они же от «камеры царицы»; к — камеры для снятия напряжений; л — блоки, перекрывающие восходящий коридор; м — вход в колодец; и — колодец; о — соединение колодца с понижающимся коридором


Приложение 7

Некоторые из египетских судов: а — тростниковая лодка; б — доисторическое судно; в— погребальная ладья; г — мореходный корабль XVIII династии


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41253. Формне обладнання для виготовлення форм спеціальних видів друку 66.5 KB
  Пневматична установка для натягування трафаретної тканини. Механічні установки для натягування трафаретної тканини. На поверхню ситової тканини наносять фотополімерний прошарок який є основою пробільних елементів. Таким чином для виготовлення трафаретної форми необхідно виконати такі технологічні операції: натягування ситової тканини на трафаретну раму; нанесення емульсійного прошарку на поверхню ситової тканини; експонування ситової трафаретної рами; проявлення промивання і сушка ситової тканини трафаретної рами.
41254. Загальні положення об’ємного (титриметричного) аналізу 70.5 KB
  Класифікація методів об’ємного аналізу за способом титрування Точність титрування Визначення нормальності робочих титрованих розчинів Обчислення в об’ємному методі аналізу Сутність і особливості об’ємного аналізу. Цей процес називають титруванням. Проте необхідно мати на увазі деякі обмеження можливості застосування об’ємного аналізу: 1 взаємодія повинна іти в певних стехіометричних співвідношеннях; 2 реакції повинні іти швидко інакше титрування здійснювати важко а іноді неможливо. На цій основі об’ємні методи поділяються на...
41255. Визначення концентрації іонів водню в розчинах кислот, основ і солей. Буферні розчини 95.5 KB
  Так для 003н розчинуHCl знаходимо pН= . Слабкі кислоти Для кислоти складу НА константа дисоціації дорівнює але Cкисл =[HА] і [H]= [А] тому Зручно користовуватися величиною рКкисл= lg Ккисл Приклад: Багатоосновні кислоти Розглядаємо константи ступінчатої дисоціації наприклад вугільної карбонатної кислоти: Н2СО3 Н НСО3 НСО3 Н СО32 рК1=65 рК2=102 Отже друга константа дисоціації в 5000 раз менша першої тому друга ступінь дисоціації не має практичного впливу на величину...
41256. Загальні положення об’ємного титриметричного аналізу. Сутність методу нейтралізації 121.5 KB
  Криві титрування кислот і основ. Вибір індикаторів кислотноосновного титрування. В останньому випадку титрування можливе тому що в результаті гідролізу у розчині є вільна кислота або основа. 2 наведенні інтервали переходу та відповідні кольори для деяких найбільш вживаних в аналізі індикаторів Таблиця 2 індикатор Інтервал переходу рТ Кольори Тимолсиній 13 2 червонийжовтий Метилоранжевий 35 4 червонийжовтий Метилчервоний 46 5 червонийжовтий Лакмус 68 7 червоний синій Фенолфталеїн 810 9 безбарвнийчервоний Тимолфталеїн 911 10...
41257. Приклади практичних визначень методом нейтралізації 331 KB
  Визначення кальцинованої харчової та каустичної соди та їх сумішей. Визначення карбонатної твердості води. Титриметричне визначення кислотності рідких вуглеводневих палив. Це пов'язано з тим що така кислота летка і визначення її концентрації за густиною є неточним.
41258. Криві титрування та індикатори редоксометрії 102 KB
  Криві титрування та індикатори редоксометрії. План Криві титрування. Індикатори редоксометрії Криві титрування.
41259. Встановлення нормальності перманганату калію за вихідними речовинами 83.5 KB
  З рівняння видно що окиснювальний потенціал сильно залежить від рН розчину. В іншому випадку можливий перебіг побічних процесів наприклад: Для підкислення розчину застосовуеться звичайно сірчана кмслота оскільки HCl відновлюється перманганатом а азотна кислота сама здатна виступати як окисник що зрозуміло у кількісному аналізі неприпустимо. Приготування робочого розчину Як видно з рівняння реакції еквівалентна маса KMnO4 дорівнює Ми ділемо молярну масу на 5 у даному випадку тому що молярні маси еквівалентів в окисновідновних реакціях...
41260. Приготування та встановлення нормальності робочих розчинів йодометрії 92.5 KB
  Загальна характеристика методу Методи які базуються на виділенні або поглинанні йоду називаються йодометрією і займають особливе місце серед інших методів редоксометрії. Сильні відновники SnCl2 N3SO3 та інші визначають прямим титруванням робочим розчином йоду подібно перманганатометрії дихроматометрії тощо. До розчину окисника додають спочатку надлишок йодиду калію при цьому виділяється еквівалентна кількість йоду який відтиттровують тіосульфатом натрію. Деякою перепоною для широкого впровадження йодометрії при масових аналізах є...