97485

А.А. Милтс «Гармония и дисгармония личности»

Реферат

Логика и философия

Тема гармонии и дисгармонии личности будет актуальна всегда так как проблемы формирования личности раз возникнувшие не угасают и никогда не дают возможности человеку быть полностью удовлетворенным собой и своей жизнью. Для достижения поставленной цели я выделила следующие задачи: Проанализировать что вносит гармонию или дисгармонию в развитие личности...

Русский

2015-10-18

168 KB

12 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT33

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Философии и культурологии»



А.А. Милтс «Гармония и дисгармония личности»


Реферат по дисциплине «Философия»


Руководитель                            Разработал
     Доцент                студент гр.МПМ-112

_________Быстрова А.Н.         _________Чусовитина Н.А.
(подпись)                (подпись)

______________                     _______________
(дата проверки)           (дата сдачи на проверку)

2013 год

Оглавление

[1] Оглавление

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] ЧЕЛОВЕК И МИР.

[4] НА  ДОРОГАХ  ЖИЗНИ.

[5] Многообразие и ограничение.

[6]

[7]  Старт, кульминация, финиш.

[8] Любовь и ненависть

[9] УМРИ И ОБНОВИСЬ

[10]
САМОВРЕДИТЕЛЬСТВО.

[11]
Многообразие гармоничного и дисгармоничного.

[12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[13] БИБЛИОГРАФИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Гармония- понятие, включающее в себя проблему совместимости природы, общества и человека и предполагающее соразмерность и взаимное соответствие предметов и явлений.

Понятие дисгармонии обычно обозначает отсутствие согласованности, проявление диспропорций, разногласия, хаос, неорганизованность , деградацию, взаимное несоответствие вещей и явлений  или их несоответствие норме.

Тема гармонии и дисгармонии личности будет актуальна всегда, так как проблемы формирования личности, раз возникнувшие, не угасают и никогда не дают возможности человеку быть полностью удовлетворенным собой и своей жизнью. Достичь гармонии можно лишь глубоко познав действительность, и ,полюбив мир без прикрас, таким какой он есть.

Цель реферата- прочитав философско-этический очерк А.А. Милтса, попытаться проникнуть в сложный, многогранный  внутренний мир человека и разобраться что же делает его гармоничным, а что наоборот вносит дисгармонию.

Для достижения поставленной цели я выделила следующие задачи:

  1.  Проанализировать, что вносит гармонию или дисгармонию в развитие личности во всем многообразии жизни.
  2.  Сделать вывод, какие факторы способствуют для формирования целостной гармоничной личности, и выявить причины препятствия достижения полной гармонии.

    Источниками информации для написания данной работы послужил философско- этический очерк Августа Антоновича Милтса.

ЧЕЛОВЕК И МИР.

Как сделать согласной жизнь 5 млрд людей, совершенно отличающихся друг от друга? Какова цена общественного прогресса? Что он вносит в нашу жизнь? Какие проблемы решает? Увеличилась частота коммуникаций, скорость перемещение возросла, увеличились энергетические ресурсы человечества, мощность оружия, объем знаний. Не приходим ли мы в состояние дисгармонии с ритмами природы?

Избыточная информация сильно усложняет своевременное освоение новейших знаний в определенной специальности. Даже самые прилежные люди в лучшем случае могут освоить лишь 10% имеющийся информации по своей отрасли. В мире выпускается тысячи книг и кинофильмов. Как не утонуть в информационном океане, как остаться самостоятельной личностью?

Человек- социально- биологическое и психологическое существо, которое подчиняется воздействию множества закономерностей и ритмов. Своим вмешательством человек нарушает равновесие в природе. Земля не совершена, природные стихии приносят множество убытков, но из-за неправильного воздействия человека на природу, убытки еще более высоки. Возникли факторы, угрожающие здоровью человека. Экологическое благополучие человечества- необходимое условие гармоничного развития человека. Загрязненная окружающая среда- не только грязный воздух но и не устойчивый морально- психологический климат. Эти факторы увеличивают власть хаоса

Динамика жизни направляет людей по самым разным дорогам. Человек может сохранить неповторимость в этих условиях, так как он является личностью. Своей деятельностью личность выделяется из окружающей среды, она способна сама сориентироваться в многообразии ситуаций и нести ответственность за свой выбор.

Чем сложнее окружающий мир тем актуальнее проблемы формирования личности- разумного и гуманного человека , который улучшает окружающий мир и сам всесторонне совершенствуется . Не может быть гуманным тот, кого волнуют вопросы только близких и оставляют равнодушным несчастья чужих. Необходимо стремиться к тому, чтобы между человеком, природой и обществом существовало согласие, в этих условиях будут формироваться идеальные личности.

Закономерности развития личности создаются тысячами случайностей. Стремление к гармонии  бывает вызвано дисгармонией, как желание эту дисгармонию преодолеть.. Когда наука и культура перестают служить человеку и главным условием равновесия становится вооружение- это вызывает дисгармонию общества.

Активная деятельность, глубокое уважение человека и высокая к нему требовательность, взаимопомощь, признание права других людей  на неповторимость, собственное развитие и развитие других – главные ориентиры которые ведут к формированию гармонически развитой личности. «Формирование нового общества предполагает переход к доминанте гармоничной комбинации природы, общества и человека.»1 [1,c 12]

Новое не рождается без риска. Жизнь без риска становится унылой и серой. Порой люди стремятся не только к хорошему, но и к плохому, где трудно и опасно, чтобы ощутить остроту переживаний. В условиях обыденного комфорта, когда человек имеет все, что пожелает, в условиях, не требующих творческой деятельности, умственных затрат, нередко наблюдается стремление вызвать дисгармонию. Это проявляется в стремлении к беспорядку во всех окружающих вещах. Духовное опустошение требует остроты впечатлений. Человеку приедается то, что у него в изобилии. Даже в случае полного комфорта  он способен превратиться в дискомфорт. Человек жаждет ощущать жизнь и наслаждаться ею во всем ее многообразии .

1Милтс А. А. «Гармония и дисгармония личности».- М.: Издательство политической литературы, 1990 г.

«Человек единственное существо, которое осознает свое несовершенство и несовершенство окружающего мира. Именно поэтому его главная задача - совершенствовать себя и окружающий мир. Совершенство, которое достигло предела, жизнь, которая удовлетворена достигнутым- это умершая гармония.»2 [2,с 16]

Человечество только начинает переходить к своей настоящей истории . Мы должны принимать активное участие в развитии общественного прогресса, создать здоровое общество, которое способно обогащать и себя, и отдельную личность. Сберечь человечество от самоуничтожающей дисгармонии- одна из главных проблем гармонии.

НА  ДОРОГАХ  ЖИЗНИ.

Существует множество дорог и путей, и они очень различны – дороги побед и поражений, пути к совершенству и пути к вырождению, рекомендуемые  и запрещенные, истинные и ошибочные, пути взаимопонимания и вражды.

Словом «путь» зачастую обозначают ход человеческой жизни. В качестве самых лучших и гармоничных человечеству предлагается множество всевозможных путей.  Традиционные и новаторские, оптимистические и пессимистические- любой из них включает в себя определенную ценностную ориентацию, образ жизни, свое понимание справедливости, долга, счастья, чести, смысла жизни.

_______________________________________________________________

2Милтс А. А. «Гармония и дисгармония личности».- М.: Издательство политической литературы, 1990 г.

Куда идти? Не бывает недостатка советов по этому поводу. Все советчики стремятся   навязывать кому возможно свои советы относительно выбора наилучшего жизненного пути.

  Труднее всего в этих советах гармонично соединить объективные требования протекающей эпохи, конкретной среды с возможностями и интересами конкретной личности. «Стремительность нашего времени имеет еще более сложную проблему, поскольку человеку необходимо в течение жизни переквалифицироваться или повысить уровень имеющейся у него квалификации.» 3[Там же. c 41]Многие старые профессии отмирают, а появление новых не всегда можно прогнозировать. Профессиональная ориентация, ее развитие и совершенствование-всего лишь один из наиболее важных аспектов в достижении гармонии на избранном пути.

 Жизненный путь-вся жизнь и деятельность человека- совокупность условий и факторов, которые независимы от него самого определяли его линию жизни, также это факторы, которые характеризуют собственную роль человека, в том как складывалась его судьба.  Главное в жизненном пути человека- гармония этих объективных и субъективных условий и факторов. Условия определяют возможности и благоприятные обстоятельства, создают больше возможностей для развития личности, но эти возможности не всегда используются. Неиспользованные резервы, как  самого человека, так и в окружающей его обстановке,- эта проблема особенно актуальна в условиях создания нового общества, нуждающегося в полном  и гармоничном развитии каждого человека.

Еще в далекой древности астрологи пытались по положению звезд в момент рождения ребенка определить его будущую судьбу. И в наше время   люди порой верят в судьбу и пытаются узнать ее с помощью  гаданий,  по гороскопам.

Путь человека не предначертан заранее, он связан с эпохой, обществом, с задачами, которые стоят перед ним, образом жизни.

«Истинная мудрость не зовет людей идти по легким, удобным путям, если они хотят достигнуть в жизни чего-то выдающегося. Великие ценности даются ценой великих усилий.»4[Там же. c 52] Спасение человека и человечества- это путь, который обогащает и самого человека- эмоционально, интеллектуально, профессионально, эстетически, нравственно.

Главная, нескончаемая задача жизненного пути человека- постоянно совершенствоваться, творить и создавать.

Наш путь-это, прежде всего, жизненный путь человека труда. Трудовая жизнь должна стать тем ключом, с помощью которого открываются двери на пути к свободе, истине, к миру и счастью.  В руках человечества находится все больше возможностей стать хозяином природы, общества, культуры либо уничтожить все достигнутое. Наша судьба, смысл нашего существования находится в наших руках.

Многообразие и ограничение.

Процесс общественного воспитания имеет идеал – всесторонне развитой и гармоничной личности. Участвуя в различных мероприятиях, мы думаем, что это лучший способ приблизиться к идеалу, но в большинстве случаев нагромождение мероприятий, несвязанных в продуманную систему воспитания, порождают ограниченность, духовную деградацию. Зачастую  поверхностная разносторонность вызывает желание создать вокруг себя шумиху, это свидетельствует об отсутствии внутренней глубины. Человек гоняется за внешним разнообразием, когда ему неинтересно с самим собой.

Формирование личности связано с развитием способности к выбору и отбору. Культура общения заключается в том, чтобы в нужной ситуации найти нужные слова. Часто человек много говорит именно тогда, когда на самом деле ему сказать нечего. Читать любую книгу или смотреть любой фильм, без отбора, вмешиваться во все события– это отсутствие культуры.

Не всякая всесторонность  формирует личность. Многообразие окружающего мира – необходимое условие для развития личности, только  тогда появляется возможность делать выбор. Ограниченный выбор типизирует  жизнь и предпочтения людей. Человек должен уметь различать нужное и ненужное, уметь делать благоприятные акценты. Не загромождать свой дом, мысли «хламом» .

Наша жизнь ограничена рубежами жизни и смерти. Когда человек не желает считаться с нормами, ему приходится столкнуться с ограничителями. Ограничение многообразно и противоречиво. Чрезмерное ограничение личности уничтожает ее качества- чувство ответственности, достоинство ,стремление к саморазвитию. Робот- не может быть личностью. Многообразие также становится причиной типизации человека и превращения его в робота.

Многообразность и ограниченность взаимодействуют в различных аспектах, таких как исторический, психологический, социологический.  

Наша будничная деятельность требует большой разносторонности знаний и умений. Каждый человек несмотря на знания когда-либо ошибается. «Слитая в однородном ритме, многообразная, полная смысла жизнь приобретает оттенок серости.»5[Там же. c 70]

Человека формирует не только сила, опыт и знания, но и мир фантазий, в котором личность не зависит от обстоятельств. Игра фантазии помогает оказаться нам в невероятных места и в невообразимых ролях, ситуациях.. Не бывает личности всесторонне и гармонично развитой без богатой фантазии. Фантазия помогает соединить действительность и мечты, она обостряет отношение к действительности. Но и утрировать в этом плане- лишнее, фантазия способна толкнуть человека на ложный путь, вызывать беспомощность и непрактичность.

«Чем многообразнее человеческая жизнь, тем труднее дать ей оценку. С давних пор личностей судят по 5 направлениям:

1. по силе и здоровью ;

2. по прилежанию, овладению практическими умениями и навыками ;

3.по уму, пониманию жизни ;

4.по нравственности и степени гуманности ;

5.по красоте и развитости эстетического вкуса.»6 [Там же. c 75]

В этих качествах заключена наиболее полная характеристика человека. Чем ярче развиты эти качества, тем гармоничнее личность. Многосторонность личности может проявиться и в каждой отдельной сфере. В повседневной жизни всесторонним принято называть человека успешно освоившего несколько профессий. Так проявляется многообразие лишь одного из основных направлений характеризующих личность.

Так как личность формируется в процессе деятельности, то авторы пытались ее многогранность выразить, используя деление на 4 главных вида деятельности: игру, познание, труд, общение.

Всесторонность  не возникает сразу зачастую она образуется как результат прохождения через множество препятствий.

Современное общество не требует запрограммированной личности, но оно заявляет о необходимости взаимодействия каждого человека с природой, культурой и обществом.  Наилучшее невозможно определить без активного отношения к жизни ,культурного роста личности, без стремления к совершенствованию. Чем выше степень развития общества, тем более оно гуманно и свободно, тем более значимое место в нем занимают оригинальность и самостоятельность личности. Общечеловеческие ценности - общий знаменатель для всех эпох. Их поиски- непрерывный исторический процесс.

В психологическом аспекте всесторонность личности выражают с помощью классического психологического треугольника- разума, чувств, воли.  Разум преобладает в интеллектуальном, чувства – в эстетическом, воля- в нравственном развитии личности. Гармония и единство разума, чувств и воли проявляются в убежденности личности. Благодаря убежденности вырабатывается ценностная ориентация, облегчающая человеку выбор в различных направлениях. На основе убеждений складывается мировоззрение- единство знаний, практического опыта, эмоциональных оценок и ориентаций.

Чем больше развита личность, тем она более разносторонне и самостоятельно способна обогащать себя во взаимоотношениях с природой , в контактах с людьми в процессе освоения мировой культуры. Одновременно она в состоянии самостоятельно отличить наиболее важное от наименее важного и сконцентрироваться на достижении главной цели.  

Смысл  жизни, мировоззрение  характеризуют и социологический аспект развития личности  в резких противопоставлениях научное \ ненаучное мировоззрение, оптимистический и пессимистический, революционный и реакционный подходы к жизни.  Оптимистическое, революционное мировоззрение связывает гармонию личности с подъемом, с совершенствованием.

«Идеал человека новой формации- не только всесторонне развитая и гармоничная, но и целостная личность.»[Там же. с 81] 7Терминами гармония и согласие невозможно полностью охарактеризовать человека со всеми его противоречиями. Бывают ситуации, когда дисгармоничные отношения играют положительную роль. Целостность состоит в единстве гармонии и дисгармонии, всесторонности и ограниченности. Но она может проявиться и в односторонности. Главное не в том, чтобы личность любой ценной становилась всесторонне развитой, определяющим является вклад в общественный прогресс.

Многообразие бывает запрограммированное и незапрограммированное, сознательное и стихийное. Один из важнейших вопросов состоит в необходимости правильного сочетания многообразия со свободой человека.

Когда имеется свобода выбора, формируется и мораль личности. Но слишком большие возможности приводят человека к состоянию вседозволенности , такие  действия являются проявлением низкой культуры. Если все дозволено, то мораль исчезает.  

Компоненты обеспечивающие всестороннее развитие личности находятся в противоречивом единстве: противоречиво вступают в связи друг с другом, противоречиво взаимодействуют, развиваются за счет друг друга. Множество вопросов и возникает в таком процессе- как многообразие человека. Мы не знаем, насколько насыщенной должна быть жизнь человека, чтобы в ней не пропала человечность.

Формирование каждой личности должно вестись одновременно в разных сферах:  в профессиональной, в общественно-политической , в семейно-бытовой и во многих других. Каждое из этих направлений должно обеспечивать физическое, интеллектуальное, нравственное, экологическое и эстетическое развитие личности.

«Только в обществе, где приоритетом является взаимопонимание, доверие, общечеловеческие ценности, могут быть условия для развития гармонического, всестороннего целостного развития личности.»[Там же. С 87] 8


 Старт, кульминация, финиш.

Проблема гармонии и дисгармонии личности автор анализирует в связи со стартом, кульминацией и финишем.

Автор утверждает, что все 3 периода в жизни человека взаимосвязаны. Как добиться гармоничности этих этапов? Этот вопрос является одним из основных в жизни человека.

Милтс приводит множество примеров того, чем может обернуться неудачный или упущенный старт . «Для спринтера, замедлившегося на старте - это проигранная гонка, для человека при неудачном старте - вся дальнейшая жизни может потерять смысл .»[Там же. С 95] 9 Самые трагические задержки старта происходили, когда дети были изолированы от общества и воспитывались среди животных.

В жизни человека существует множество стартов, кульминаций и финишей. Свое начало имею разные обучения, занятия, старты есть и чувств любви, дружбы. Каждый день наполнен своими начинаниями, развязкой и завершением. Многие финиши являются началом для чего-то нового.

Одной из основных характеристик человека является возраст, и то, насколько  активно и целесообразно используется время. Для каждого возрастного этапа в жизни человека появляются новые старты и финиши. Сложнее всего найти связь между этапами, по времени наиболее отстающими друг от друга – детством и старостью.

Чрезмерно богата начинаниями жизнь подростков и юношей . Часто это создает иллюзию того , что вся жизнь – сплошной старт, свободный полет, когда мысль о финише даже не возникает .

Отправляясь в долгий путь к своим целям, нужно быть готовым к трудностям, к тому, что делать нужно и то, что не вызывает интереса .Во многих началах личность проверяет себя в разных направлениях, ищет свою дорогу жизни. В жизненных ошибках бывает гораздо больше толку, чем в бесконечном мудрствовании.  

Милтс говорит : «Что существуют люди полупутей, которые не могут идти до конца, до логического завершения, которые останавливается на середине пути.  А старт без финиша- вовсе не старт, это характеризует дисгармонию триады этапов.»[Там же. С 99] 10

Нельзя коснуться пренебрежительно и процесса движения к финишу. Выстраданное человеком приносит опыт, удовольствие от нового полученного знания.

Хороший финал требует немалых жертв. Иногда для того, чтобы его достичь используют и недопустимые средства. Сосредоточение внимания на легко достижимых целях создает желание выбирать неправильные средства.

Старт жизни.

Процесс взаимодействия гармоничного и дисгармоничного можно наблюдать с детства. В последние 20 лет получила распространение гипотеза « о критических днях», согласно которой, с момента рождения идут 3 цикла: физический- с периодом в 23 дня, эмоциональный- 28 , интеллектуальный- 33 дня. Существует мнение, что знание критических дней уменьшает частоту несчастных случаев.

Начиная с 10 лет устанавливаются определенные периоды развития с кульминацией у мальчиков- каждые 3, а у девочек- каждые 2 года.

Известные кризисы в процессе развития ребенка наблюдаются в год, три, семь и тринадцать лет. Критические периоды сменяются стабильными. Это наблюдается и в более поздние годы. В критические периоды плодотворная работа не прекращается, но совершается и разрушительная, вызванная необходимостью развития новых свойств и черт личности.

Какие возможности открывает детство? Мозг в детстве развивается быстрее. В детстве большие возможности духовного развития. На 90 % фундамент воспитания закладывается до 5 лет, но нельзя и принижать значение развития детей дошкольного возраста. Детство можно назвать временем огромных неиспользованных возможностей. Статус ребенка невообразим без ярко выраженной игровой деятельности, без мощной потребности в эмоциональных контактах, без богатой фантазии и любопытства. Эти возможности украшают детство волшебством и развивают творческую сторону ребенка.

Дети имеют множество прав и привилегий, в то же время их ограничивают запреты взрослых. Если в детстве человек не прикоснется к тем видам деятельности, которые необходимы в более позднем развитии, то переход от статуса ребенка и подростка к требованиям, предъявленными взрослым, будет таить угрозу кризиса.  

Переход к более высокой возрастной фазе нередко вызывает замедление темпов развития личности . 13 лет- снижение продуктивности умственной работы, так как происходит изменение установки- от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается снижением работоспособности.

В последнее время уделялось много внимания кругу проблем, возникших в связи с ускоренным половым созреванием подростков, физическим развитием и возрастающими требованиями социальной зрелости. Разрыв между биологической и социальной  зрелостью человека углубляется, если подростков и юношей чересчур поздно привлекают к труду. Без труда невозможно достичь социальной зрелости, это один из главных компонентов формирования личности. Личность приходит к социальной зрелости благодаря труду, а   не играм и развлечениям.

Главное в формировании личности не оберегать ее от трудностей и конфликтов переходного периода. Важно понять в чем смысл гармоничного и дисгармоничного развития, как особенности того или иного возрастного перехода влияют на становление личности.

В процессе воспитания мы порой удачно решаем многие мелкие проблемы,не замечая назревания глубоких конфликтов. Нельзя мириться с  чрезмерным возрастание конфликтов в подростковом возрасте, обязательно нужно разобраться в характере самих конфликтов и в процессе их возникновении, развития и решения. Одной из самых трудных задач при  формировании личности является  достижении наиболее полного развития на каждом возрастном этапе.

Чтобы переход от старта к кульминации  жизни прошел безболезненно, нужно на предыдущем этапе развития как можно более полно выразить себя, исчерпать свой потенциал. Важно добиться того, чтобы оба этапа достигали взаимопритяжения, согласованно взаимодействовали . Важно даже на финишной прямой сохранить энтузиазм старта, пытливость ребенка, открывающего новый мир.

Кульминация.

Обычно молодость от зрелости отделяют общепринятым рубежом в 30 лет. Но многие признаки кульминации наблюдаются уже в молодости.

Самые большие психологические и социальные изменения на этапе зрелости происходят в 18-25 лет, когда достигается высокий уровень логического мышления и оптимальная скорость реакций.

В годы юности и зрелости происходит повышение и понижение различных факторов развития. Моменты повышения общего интеллектуального уровня отмечены в 19 и 22,24-26 и особенно в 29-30 лет, моменты понижения в 20- 21 год. Стабилизация достигнутого уровня наблюдается в 26-27 лет и 32-33 года. Некоторые отрицательные сдвиги предшествуют положительным и являются скрытыми периодами перестройки функций характера.

У разных показателей развития личности разные оптимальные пределы. С 18-25 лет внимание отстает от памяти и мышления,  с 26 до 29 лет оно опережает память и мышление.  В эти годы определяются жизненные позиции личности, меняется семейное положение человека и его положение в трудовом коллективе.

У каждой профессии свои кульминационные пункты и « критические возрасты». Крайне важно организовать своевременную подготовку  к периоду наибольшей творческой отдачи. Разные профессиональные направления имеют разные периоды наибольше творческой отдачи.

Расцвет физических сил человека способствует и расцвету духовному. При этом душе сначала тоже нужен накопленный опыт. Даже когда физические силы на исходе, духовная активность не исчезает, это привычка к действию, которой нестрашны ни болезни, ни физическая немощь.  

И для общества и для самой личности важно продлить творческий, кульминационный период и сократить периоды старта и финиша.

Финиш.

О старении организма существует множество теорий. Незаметный процесс старения у человека может начаться еще в детстве и юношестве. Неиспользованные мозговые нейроны умирают и не возобновляются. Нежелание напрягать мозг- признак интеллектуального старения. Моральная старость наступает, когда человек перестает испытывать неудовлетворенность достигнутым, он мирится с недостатками, для него не важны  прошлые идеалы. Старение личности может выразиться потерей активной жизненной позиции , несамостоятельностью, снижением степени ответственности и чувства юмора.

Цикл продолжительности старения можно разделить на 3 стадии:

1.постепенный отход от активной деятельности

2. настоящая старость

3. болезненная старость, ведущая к смерти.

Нередко старость начинается с ломки жизненного стереотипа.

Исследования показали, что выраженного паталогического признака у старых людей нет, но в связи со снижением психических возможностей в старости нередко проявляются отрицательные черты характера, наблюдается усталость и беспричинная грусть. Очень важно найти в старости применение своим способностям, ведь труд обновляет человека.

Конец жизни требует напряжения воли. Когда исчерпаны источники жизни и близка смерть, нередко люди становятся угрюмыми, теряют чувство юмора и порой даже становятся обузой для окружающих не столько физически, сколько морально.

Учение о гармонии старта, кульминации и финиша показывает согласованность и противоречивость 3 поколений.

Много говорится об отношении отцов и детей, но не менее важным является вопрос об отношении бабушек и дедушек с внуками. Уважение детей к старости – неотъемлемая часть социально-психологического  климата общества. Созданию этого климата способствует и уважение старых людей к растущей личности. Взаимное уважение, помощь и любовь образуют гармонию между стартом и финишем. Тем самым в детях воспитывается человечность.

Проблема смерти многопланова, избегать ее- значит избегать важных жизненных вопросов, в том числе и о смысле жизни.

Составить общий баланс человеческой жизни можно по-разному. Одним из наиболее важных- является баланс используемого времени. Из «минутных пустяков» складываются годы.

Сложно подсчитать сколько человек получает от общества и сколько он ему дал. На каждом этапе жизни по-особому проявляется несоответствие между «полученным в долг и возвращенным». Почти пятую часть жизни человек находится на содержании других, а в зрелости «возвращает долг». Но не все можно полностью возместить. Любовь- ни с чем несравнимая величина, близкого человека никем не заменишь.

Рассматривая проблему «получение и возвращения» следует иметь в виду, что человек, изменяя окружающую среду, меняется и сам. Обучая кого-то, мы сами лучше овладеваем знанием, но есть и помощь, ведущая к умножению лени, развитию несамостоятельности, взаимному опустошению. Соотношение «полученного и возвращенного» должно быть сбалансировано так, чтобы оно способствовало развитию человека и общества.

Разные этапы жизни одного и того же человека могут как сочетаться, так и диссонировать. Есть люди, у которых отдельные этапы жизни гармонично сочетаются между собой, а есть и беспорядочно разбросанные «мозаики».

Любовь и ненависть

Любовь и ненависть- пределы человеческих страстей . Безразличие является врагом любого соглашения, оно порождает эмоциональную и интеллектуальную тупость. Равнодушие не может воспроизводить ситуации на себя, ставить себя на место другого, чувствовать чужие переживания и боль, сочувствовать. Равнодушие исключает гармонию!

Отношения между любовью и ненавистью  включает в себя различные оттенки чувств. Обманутая любовь переходит в ненависть. Существует ненависть, которая не унижает, например ненависть в врагам Отечества и любовь которая порабощает.

Люди всесторонне воспринимают и оценивают друг друга. К одному и тому же человеку можно питать одновременно и любовь и ненависть. Противоречивость личности вызывает противоречивое отношения к ней.  

Каждое проявление любви может иметь свою противоположность, которая отражает характер личности. А.А. Милтс говорит:«В благоприятном морально-психологическом климате ненависть сведена до минимума, но в случае какой-либо угрозы объекту любви, она легко воспламеняется.»[Там же. С 121]11

Считать любовь только радостью- значит проявлять односторонность. Любовь несет собой глубочайшую боль и трагизм. Более слаб в любви тот, кто сильнее любит. В противовес безмерному поклонению любви появляется предосторожность.

Любовь многообразна и противоречива, как сама жизнь.  Ей присущи хитрость, фантастические требования, сентиментальность. Мы часто разочаровываемся в любви, потому что ждем от нее какого-то чуда. Ожидая от любви только приятного, мы можем провиниться в первую очередь пред собой. В душе не сохраняется то, что легко достается. Сила любви- в способности превозмочь себя.

Каждую сферу человеческой деятельности характеризует свой тип любви. В обобщенном смысле любовь характеризует нравственно-эстетические чувства и отношения между людьми, когда человек считает себя близким другому. Любовь-это единство самоотрицания и самоутверждения личности. Если личность не в состоянии отрицать себя, чтобы утвердиться в другом, то она не способна глубже прочувствовать другого. Человек, который боится посвятить себя любви, боится и любви. В этом случае любовь будет существовать только в ситуации, не требующей самопожертвования.

Любовь чужеродна эгоизму, эти явления дисгармоничны. Эгоизм гармонирует лишь с ненавистью или равнодушием. Эгоизм- саморазрушение, отрицание без утверждения.

Если любовь все прощает и гладит только «по шерсти», оправдывая недостатки, то она лишает личность возможности роста.

Человек порой не знает, на что он способен, любовь пробуждает его, опьяняет, дает ему энергию, которую влюбленный ищет куда приложить. Чтобы любовь не сожгла человека в пламени чувств, нужно иметь твердый характер и крепкую силу воли.

В формировании личности и стихийные процессы играют положительную роль. Стихийность, взаимодействуя с сознательным воспитанием стимулирует самовоспитание, выдвигает проблемы, требующие нестандартного решения.

Любовь- противница автоматичности и стандартизации. Трудно вообразить эффективный труд или богатство человеческих отношений, если нет любви.

Любовь требует больше различия чем сходства. В отношениях людей важно видеть сходства, порождающие дисгармонию и различия, благодаря которым рождается гармония. Любви необходима и мужественность и женская нежность. Когда мужчина или женщина теряют качества, присущие их полу, то исчезает взаимное обогащение, наступает разрушительное сходство, которое разрушает гармонию отношений.  

«Противостояние любви и ненависти, диалог между ними- мост соединяющий человека с миром.»[Там же. С 132] 12Важен вопрос: что доминирует? Любовь или ненависть? Перевес ненависти над любовью способствует открытию простор для власти хаоса. Ненависть, подчиненная любви находится в гармонии с гуманизмом.

Тайны любви и ненависти следует искать в многообразии личности, в богатстве человеческих взаимоотношений.

УМРИ И ОБНОВИСЬ

Феникс- сказочная птица из  мифологии, обладающая способностью при приближении смерти сгорать и вновь восставать из пепла,- символ вечного возрождения. Какова формула возрождения личности?  Когда наступает социальная смерть?  Ведь в мире бывают « живые трупы» и напротив продолжают жить после смерти. Вечно живет оставленное гениями  наследие. Возможно гений и есть истинная мера социального бессмертия и возрождения.  

Гения характеризуют как личность, которая ближе к народу и выражает его поиски, устремления и своего рода отклонение от нормы. Сложные отношения жизни и смерти народ чувствует подсознательно, а гениальные его представители, воплощают в своих творениях. Во время эпидемий, войн, голода погибало много людей, срабатывал инстинкт самосохранения, чем труднее жизненные условия, тем больше рождалось детей, чтобы народ смог выжить, стать сильнее смерти.

Через потерю утверждается обретение, через страдания- радость, через смерть- жизнь. Мы боимся смерти, но больше надо страшиться неполноценной жизни, того, что проживем жизнь как ленивые и неинтересные гости. Жизнь человека единственна, неповторима и не длинна.

 Очень часто ради сохранения внутренней гармонии человека стараются уберечь от риска, от полного исчерпания сил. Физическая нагрузка людей в трудовой деятельности снизилась десятикратно. Вялый человек не в состоянии найти удовлетворение в сочетании физических усилий и отдыха, неспособный к тому, чтобы активной деятельностью и участием в жизни украсит ее, ищет спасения в алкоголе, наркотиках, развлечениях,  которые не в силах придать его существованию смысл и лишь усиливают  пессимистический настрой. Эти люди поистине мертвы, без надежды на возрождение.

  «Человек живет не для того, чтобы есть, спать, болеть и умирать. Человек живет, чтобы обессмертить себя в памяти народа. Жизненное утверждение не в самосохранении, а в возможности большей отдаче.»[Там же. С 140] 13

  Никто не хочет умирать, но думая о старости и смерти, мы оказываемся во власти страха. Получается заколдованный круг- старания избежать смерти делают старость и смерть нашим жизненным кредо.

Что сделать, чтобы жизнь не была безликим существованием?  

Во –первых, человек обязан (участвовать в проявлениях жизни) идти в глубь проявлений жизни приобретать опыт радостей и страданий- почувствовать их и пережить.  Во –вторых , социальная активность должна сочетаться  с биологической и физической активностью, при которой человек достаточно много двигается, удовлетворяет тягу к риску, сохраняет внутреннюю склонность к игре, фантазии. Нередко риск становится единственным средством, благодаря  которому преодолевается  дисгармония и обеспечивается гармоничное развитие личности. В- третьих,  чтобы личность оказалась в состоянии измениться, перерасти и возродиться к новой жизни необходимо быть безжалостным в оценке себя. В – четвертых, возродиться к жизни можно, если с повышенной ответственностью ощущаешь каждое мгновение. Такое отношение не появится, если не осознаешь мимолетности жизни.  

 Человек должен пройти школу радости, истины и сурового труда, школу не только интересного, но и обязательного.

  Гармонически развитая личность положительно влияет на жизнь даже после смерти. Это гармония с будущим, но именно этой гармонии становится достичь все труднее.


САМОВРЕДИТЕЛЬСТВО.

Самовредительство не может возникнуть на пустом месте. Всякое его проявление имеет социальные и психологические корни, объективную и субъективную основу. В любом возрасте, в любой профессии, в любой жизненной ситуации можно вредить себе и другим.  Самовредительство проходит в своем развитии разные стадии, проявляясь  в скрытой, незаметной и ярко выраженной деградации личности.

 Трудно определить причины вредительства и самовредительства. Человек не в состоянии оградить себя от вреда, наносимого ему какими-либо внешними обстоятельствами. Любая система управления, культурный, интеллектуальный,  творческий потенциал, который невысок, не может избежать самовредительства в той или иной форме.

  Разнообразные проявления самовредительства можно разделить на две группы: неосознанное и осознанное.  Во многих жизненных ситуациях неосознанное и осознанное находятся в взаимодействии. Ежедневно узнаем о вреде, приносимом употреблением алкоголя и курением, что болезни поражают в первую очередь курильщиков и алкоголиков. И что? Ничего. И курят, и пьют . Взаимодействие осознанного и неосознанного проявляется в таком «самовредительстве», где никакого вредительства нет. Общественное мнение осуждает людей принципиальных и бескорыстных  за то, что они несмотря ни на что устремлялись к достижению высоких целей, лично им это приносило одни лишения.

 Чаще всего самовредительство совершается неосознанно. Как ни странно, но мы нередко прилагаем усилия, чтобы подготовить растущего гражданина к самовредительству. Воспитываем своих детей избалованными , не пригодными ни к какому труду. Причина антивоспитания- слепая любовь, равнодушие, предрассудки.   Нелепым воспитанием мы приносим несчастье другим, будучи убеждены, что празднуем победу.  Неосознанное самовредительство может проявиться как осознанное вредительство другим, если избегаешь помогать кому-либо, пытаешься опорочить и оговорить соседей, родственников, коллег.

  Самовредительство обычно сродни определенным чертам характера личности. Лень, слабая воля,  притупление самокритики во многом приближают деградацию личности. Свойства личности выражают определенную гармонию и дисгармонию с окружающим миром, вызывают разное отношение к людям.   

Познать самого себя труднее чем познать других. Если не прислушиваться к критике, то теряешь способность к объективной самооценке и тем самым неосознанно вредишь себе.

 Осознанное самовредительство также весьма многолико.   Многие идеологи и политики пытались искаженно представить причины социального зла, скрывая истинных виновников, заставляя людей искать вину в себе.  Один из осознанных видов самовредительства является самоубийство. В его основе лежат последствия социальных и личных отношений.  Осознанное  самовредительство может проявиться так, что человек осознает свое падение, понимает, что сам причиняет себе вред, но видит в гибели свободу и избавление.

    «Потопить» свой внутренний и окружающий мир можно по-разному. «Обречен на гибель тот мир, в котором принижается прекрасное, доброе, вечное, где пренебрегают общечеловеческими ценностями.»[Там же. С 167] 14


Многообразие гармоничного и дисгармоничного.

Многообразие жизни всегда несравнимо богаче, шире и глубже системы любых понятий. Это относится и к понятиям «гармония» и «дисгармония». Нередко мы изображаем гармонию скучной, нежизнеспособной, лишенной цветных оттенков. Значение слова «гармоничный» иногда объясняют как благозвучный, не имеющий противоречий. Возникает вопрос: где найти подходящее место для человека гармоничного?

Характеристика гармонии, прежде всего, зависит от сферы приложения этого понятия. Широко вопрос гармонии рассматривается в различных областях искусства. Гармония по-особому проявляется на разных уровнях: в неживой и живой природе, в человеческом обществе. Процесс развития личности многоступенчат. Обычно переход на более высокую ступень, трудно понять без известной дисгармонии, когда отрицается предыдущая стадия развития.

«Создание гармонично развитой личности предполагает сложный комплекс мероприятий, охватывающий как хозяйственную , идейно-политическую, административно-правовую деятельность, так и разные направления воспитания.»[Там же. С 174] 15 Глупо ждать гармонии даже в самых благоприятных социальных условиях, если личность пассивна. Направления поисков гармонии можно разделить на две группы. Первую группу составляют ошибочные рекомендации поисков гармонии. Вторая группа включает главным образом положительные поиски.

Гармония, нивелирующая личность. Различные способы систематизировать проявления гармонии предпринимаются для того, чтобы научиться успешнее пользоваться человеком, как объектом, орудием труда.                                                                            «Гармония, нивелирующая личность, на самом деле- гармония абсурдная, которая в конечном счете противоречит развитию личности.»[Там же. С 177] 15                                                                                          Сторонники нивелирующей гармонии перепробовали самые разные варианты, которые в конце концов сводились либо к биологизации, либо к обожествлению человека, и в итоге выражали идею приспособленчества и послушания.                                                                                 

Псевдогармония пытается скрыть дисгармонию личности и социальной жизни. У псевдогармонии двуличный характер. Ее.  По мере углубления в изучение человека, мы  утрачиваем способность его познать. Точно так же остаются порой безуспешными попытки познать человека, если наблюдаешь за ним со стороны. Если человек любит жить в мире мнений и взглядов других, ему выгоднее притворяться, казаться не таким, каков он есть,  на самом деле. Быть и казаться-это две вещи, совершенно различные. В реальной действительности человек должен стать более сильным, более совершенным и свободным, не уклоняться от горькой правды, практического решения жизненных проблем, самокритичных оценок.

Для математической гармонии характерно стремление выразить количественную сторону соответствия или же симметрическую гармонию.                                                                              Посредством цифр в наши дни даются разнообразнейшие количественные характеристики состояний человека, что нередко открывает возможность и для качественной оценки. В цифровых показателях дается оценка соответствия роста и веса человека. Большие отклонения от этих норм обычно сигнализируют об определенной угрозе здоровью человека.  Проявившаяся в одном направлении дисгармония вовсе не вызывает автоматически дисгармонию в другом.

 Важное значение в трудовом процессе играет оптимальное сочетание человека с технической и рабочей средой. Этим вопросом занимается новая наука- эргономика. Изучаются симметричность и экономичность движений, ритмичность труда, организация рабочего места и т.д.

Качественная гармония развития личности позволяет раскрыть самые существенные процессы развития в их целостном восприятии. Одновременно качественная характеристика личности находится в тесной взаимосвязи с ее количественным выражением( числом, значением величины, времени, пространства и т.д.)

Понятие гармонии значительно обогащается, если в него включают не только симметрию, но и асимметрию. Асимметрическая гармония позволяет приблизиться к своеобразию каждого человека, согласованности индивидов, не отвергая общего, что выражается с помощью симметричной гармонии. Асимметрия представляет больше возможностей наблюдать гармоническую личность в действии, заметить в процессе развития много странностей. И суждение о гармонии расширяется, в ней появляется более глубокая сущность- что называется парадоксальной гармонией.

Понятие парадоксальной гармонии помогает увидеть во взаимодействии личности и общества согласованность явлений, кажущихся несогласуемыми. В парадоксальной гармонии соединяются комплексы всевозможных противоречий. Эта гармония включает в себя вечное противоречие идеала и реальной действительности. Парадоксальная гармония невообразима без своей противоположности. Отрывая гармонию от дисгармонии, мы искусственно изолируем ее от сложностей жизни, выдаем желаемое за действительное.

Парадоксы личности.

«Ни один человек не может жить без гармонии, без согласия ума, воли и чувств, без созвучия с окружающим миром и культурой.»[Там же. С 191] 16 Это согласие имеет разные уровни, масштабы и цели.

Личность развивается не только в одном направлении с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения  с окружающим миром не только гармоничны, но и включают дисгармонию.

Процесс развития и гармонизации личности не может происходить бесконфликтно. Бесконфликтность порождает только серую, тусклую гармонию. Также и душевный комфорт может приедаться своим однообразием и превратиться в дискомфорт.

Познания самых существенных противоречий личности дает возможность проникнуть в самые глубины процесса ее развития и деградации. Личность – существо парадоксальное, взаимоотношения элементов  в этой системе кажутся невероятными. Парадоксальная система личности состоит из 3 взаимосвязанных компонентов.

Первый компонент-антиномия(в принципе неразрешимые противоречия).

Существуют противоречия, которые органически присущи человеку как личности. Они предполагают не только непрерывное решение, но и обновление. Содержание этих противоречий зависит от социальных и исторических условий, принадлежности к социальной группе, профессии, уровню развития. Существует множество способов решения и обновления этих неразрешимых противоречий. Именно эти противоречия постоянно актуализируют вечные вопросы. Вечными противоречиями, которые будут актуальны всегда: порядок и хаос, свобода и необходимость, жизнь и смерть и т.д. Они залог духовного обновления, бодрости и жизненного драматизма. Мастерство человека заключается в том, чтобы эти противоречия, дополняя друг друга, придавали ценность и смысл человеческой деятельности и жизни.

 ВТОРОЙ КОМПОНЕНТ  парадоксальной системы личности включает в себя противоречия, которые требуют обязательного их разрешения. Для каждого возраста и уровня развития характерны свои противоречия.

Противоречия, своевременно не разрешенные в детстве, отодвигают социальную зрелость личности. Недостаточное усвоение знаний, опыта затрудняет дальнейший процесс развития личности. Разрешение одних противоречий влечет за собой переход к новым противоречиям, к более сложным. Попытка разрешить противоречия с тем, чтобы избежать их в будущем, придает развитию личности регрессивный характер. Если он выбирает гладкий путь без риска, то многие личностные качества не будут развиваться (энтузиазм, способность к труду, творчеству, терпение). Тогда может сформироваться человек «без свойств». В этом случае лицемерие, цинизм, грубость развиваются легче. Человек оказывается лишенным морального стержня, сдерживающего аморальные ценности. Трудолюбие- спаситель от многих невзгод.

Стремление к гладкому переходу от одного уровня развития к другому, может принести большую временную потерю, замедляющую процесс развития личности. Важно видеть, как  в самой личности формируются источники дальнейшего развития, какие противоречии она способна решать сама, в какой степени все решается по совести, а в какой по выгоде.

ТРЕТИЙ КОМПОНЕНТ парадоксальной системы- фактор «Х» или фактор «Демона», понятие введенное для обозначения механизма ,выполняющего какую-либо активную функцию.

Познать человека сложнее всего, так как для его познания изначально нужно познать весь окружающий мир. Фактор «Х» играет большую роль во взаимоотношениях людей. Он непрерывно обновляет эмоциональность отношений. Мы постоянно оказываемся перед лицом новых неожиданностей, перед необходимостью дать оценку другому человеку. Каждый раз, встречая человека, мы исследуем его. Вполне познанный человек уже не представляет интереса. «Демон» же непрерывно озадачивает нас. Немало заблуждений порождает демон. Необходимо отличать фактор «Х» – тайну, как необходимую составную развития общества от тайн, поддерживающих застой развития личности и общества.

Личность характеризуется как парадоксальная система, способная проявиться многообразно и озадачивающая в своем развитии разных свойств и качеств.

Важно видеть и учитывать в воспитательном процессе, что в развитии личности не исключены различные диспропорции: развитие одного элемента за счет другого, преобладание некоторого времени тревог, неуверенности, страданий  и т.п. Все эти душевные состояния в определенном состоянии могут сыграть положительную роль, а даже уют и спокойствие в определенных обстоятельствах могут  привести к деградации личности.

Парадоксальность гармонии и дисгармонии  личности ярко проявляется когда мы изучаем уровни ее развития. Условно разделяют пять уровней.

Первый уровень- личности нет, или она исчезает, а человек выступает как объект управления. На таком уровне не существует морали.

Второй уровень- уровень «текстуального», однозначного человека. На таком уровне возникает мораль, требующая строгого следования предписаниям. Известно, что около половины информации человек получает при помощи жестов, интонации, мимики. Текстуальный человек за текстом не способен видеть подтекст. Однозначный человек строго разделяет мир и людей на друзей или врагов, на то, что имеет смысл и что не имеет. Стимулировать такого человека можно только с помощью награды или наказания.

Третий уровень- уровень здравого смысла. На таком уровне человек способен воспринимать подтекст, но он испытывает неприязнь к взглядам, кардинально отличающимся от общепринятых истин.

Четвертый уровень- уровень одаренных, талантливых людей с высоким творческим потенциалом, с нестандартным мышлением. Люди этого склада ума всегда стремятся привнести в работу свое личностное начало.

Пятый уровень-  существует как исключение. Он многим непонятен. Это уровень гениев или парадоксальных личностей. Природа немногих наделила гениальными способностями. Даже имеющие задатки гениев не всегда их реализуют.

Путь к совершенству и гармонии очень сложен и парадоксален.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос гармонии и дисгармонии неисчерпаем и многообразен.

Во всех жизненных аспектах возникает гармония и дисгармония.

Подводя итог прочитанному, можно сделать вывод, что при выборе жизненного пути, легких дорог выбирать не стоит, они ведут лишь к формированию слабых,  неприспособленных к жизни личностей.

Живя в гармонии с собственными высшими ценностями и внутренними убеждениями, находясь в балансе с жизнью, личность достигаете мира в душе. Мир в душе обеспечивает внутреннюю силу и возможность достигать любых результатов.

Общество, где приоритетом является взаимопонимание, общечеловеческие ценности  является благоприятной почвой для развития всесторонне развитой, целостной, гармоничной личности. 


БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Милтс А. А. «Гармония и дисгармония личности».- М.: Издательство политической литературы, 1990 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29684. Производство сметаны 24.76 KB
  Операции: нормализации сливок пастеризации и гомогенизации их охлаждения до температуры заквашивания и сквашивания охлаждения и созревания. Однако чрезмерное дробление жировых шариков при гомогенизации может привести в образованию больших скоплений ― гроздьев. Оптимальными режимами гомогенизации сливок для получения сметаны жирностью 25 и 30 являются температура 70 С и давление 10 Мпа. Если температура гомогенизации выше или ниже 70 С то образуются большие скопления жировых шариков что ухудшает консистенцию сметаны.
29686. Номотетический и идеографический подходы в психологии 28.5 KB
  Номотетическое познание производится как правило путем количественных исследований. Номотетическое познание производится как правило путем количественных исследований КИ психических явлений. В противном случае возникают угрозы надежности и валидности результатов количественных исследований. При проведении количественных исследований особенно большое значение имеет создание искусственных ситуаций и условий.
29687. Эмпирическая и априорные психологии 35 KB
  Тем самым эмпирическая психология стремится понять природу человеческого универсума. Решая эти задачи эмпирическая психология опирается на законы мышления и доверяет опыту. Эмпирическая психология отвергает некое мистическое скрытое единое начало приводящее к идее единого космического организма. априорная психология: Априорная психология уходит своими корнями в метафизику.
29688. Парадигмы, аномалии, кризисы, научные революции 30 KB
  Парадигмы и кризисы. Рано или поздно появляются важные теоретические проблемы не имеющие решений в рамках данной парадигмы а накопленные аномалии достигают критического порога. Существование некоторого предела в способности парадигмы усваивать аномалии и нарастание аномалий подрывающих самые основы парадигмы приводят к парадигмальным кризисам.
29689. Психология естественно-научная и гуманитарная 28.5 KB
  В отечественной психологии естественнонаучная традиция наиболее последовательно обнаруживается в психофизиологии и психофизике дифференциальной психологии инженерной психологии и психологии труда в исследованиях стилей деятельности и когнитивных стилей установок индивидуальности способностей интеллекта творчества и пр.
29690. Априорное знание, метафизика и объективность 36.5 KB
  Знание напротив характеризуется полной ясностью и свободно от ошибок Объектами мнений являются чувственные впечатления которые характеризуются нестабильностью. априорное знание предшествующее опыту и независимое от него. Априорное знание противоположно апостериорному эмпирическому знанию.
29691. Апостериорное (эмпирическое) знание и объективность 38.5 KB
  Одно из основных понятий теории познания. Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания наблюдения измерения эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области.
29692. Категория как узловой пункт познания 35 KB
  Системный подход применяется к множествам объектов отдельным объектам и их компонентам а также к свойствам или интегральным характеристикам объектов. Границы применения системного подхода: 1 системный подход не самоцель плоды его четкие теоретические и экспериментальные выводы; 2 системный подход применим только к тем объектам которые обладают высокой степенью функциональной обособленности. Типы системного подхода: 1.