97495

Проблема жизни и смерти

Реферат

Логика и философия

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки и священники, философы и моралисты, представители искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется человек, который рано никогда не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия.

Русский

2015-10-18

131.8 KB

0 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «философии и культурологии»

Реферат


по дисциплине: «Философия»

Тема: «Проблема жизни и смерти»

 

Руководитель         Выполнил студент гр. МПМ - 112
        

__________Быстрова А.Н.       ____________Курасова О.А.
(подпись)         (подпись)

________________     ______________
(дата проверки)       (дата сдачи на проверку)




                                                                          Новосибирск
 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение........................................................................................................3

  1.  Проблемы жизни и смерти..........................................................................4
  2.  Измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия..................................6
  3.  Виды бессмертия..........................................................................................8
  4.  Концепция жизни, смерти и бессмертия.................................................10

 Заключение.................................................................................................16

 Список литературы....................................................................................17


Введение

Загадки жизни и смерти, проблемы бессмертия душиэто волнует каждого. Эта проблема актуальна для всех времен. Но все значение проблемы смерти, ее определения, ее пониманиясостоит в том, чтобы решить проблемы, связанные с жизнью: понять, в чем смысл жизни, как нужно жить здесь, на Земле, для чего жить, как прожить свою жизнь так, чтобы не было чувства неудовлетворенности прожитой жизнью, ощущения ее ненужности, неудачности. Обращение к проблеме смерти имеет моральную ценность тогда, когда смерть рассматривается как итог жизни, ее общая суммарная оценка, как постижение глубинных основ человеческого существования. Поэтому задача философии и этики все-таки не в исследовании «миров иных», а в создании концепции жизни и смерти. И нет сомнений в том, что в конечном счете в ближайшее время эта концепция будет выработана. 

Жизнь и смерть - вечная проблема человеческого существования. И она же - вечный спор между стремлением человека к нравственно достойной жизни и бренностью его физического существования. 

Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране. Я считаю, что проблема данного реферата актуальна в наше время. 

1. Проблемы жизни и смерти

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки и священники, философы и моралисты, представители искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется человек, который рано никогда не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову и совсем юным людям. Только раннее                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем. А. Л. Чехов в одном из писем написал:Зафилософствуй - ум вскружится, имея ввиду тот или иной способ решения проблем жизни и смерти. Так же глубокое изучение философии невозможно без обращения к этим вечным темам.  

Жизнь, смерть, бессмертие. Во все времена наибольшее внимание уделяется смерти и обретению бессмертия, а сама человеческая жизнь представлялась как миг, данный человеку для того, что бы он мог подготовиться к смерти и бессмертию. 

Смерть и бессмертието, над чем размышляют философы, потому что все наши дела, сделанные за жизнь, должны соотноситься с вечным. Люди всегда размышляют о смерти и в этом их отличие от животных, которые тоже смертны, но не знают об этом. Правда, животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их поведение перед смертью напоминает поиски уединённого места для успокоения. Человек не может смириться с тем, что ему придется уйти из мира, где кипит жизнь. Но, размышляя об этом, человек начинает понимать, что смертьединственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя, как в древности, так и в наше время постоянно возникают попытки убедить мир, что есть люди, побывавшиетами вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Нужна вера, необходимо чудо, чтобы человек смог это осознать. Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди:Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант. 

  1.  Измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия

Можно выделить первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия - биологическое, так как это состояния являют по сути дела различные стороны одного явления. Давно уже была высказана догадка  постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известное определение Ф. Энгельса:Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел, затрагивает космическую сторону жизни. Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Такой подход можно проследить в восточной философии. 

Осознание что человек един со всем живым на планете, имеет огромное мировоззренческое значение.  Идея права на жизнь для любого живого существа по факту рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа. Человек представляется как малая частица живой Вселенной. Чувство своей причастности к удивительному миру живого присуще любой мировоззренческой системе. Даже, если телесная жизнь считается не настоящей, временной формой человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве) человеческая плоть может и должна обрести иное состояние. 

Второе измерение проблемы, жизни, смерти и бессмертия связано с пониманием человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Уж более трехсот лет многие философы пытаются найти ответ на этот вопрос. Чаще всего считают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и отчаянно ищем путь к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни. Но человек обречен на раздумья о смысле жизни или ее бессмысленности. 

Видно, что особенность жизни, смерти и бессмертия человека прямо не связаны с разумом и его проявлениями, с успехами и достижениями человека в течение жизни человека. Например смерть многих гениев в молодом возрасте: такая ситуация бесспорно трагична, но при этом мы не можем считать, что их последующая жизнь, если бы она продлилась, дала бы миру нечто еще более гениальное. Здесь, по-видимому, действует некая закономерность, смысл которой во всем известной фразе:Бог прибирает в первую очередь лучших. 

В этом смысле жизнь и смерть немного не рациональны. Рассуждать об этих понятиях можно до некоторого момента. Он ограничен личной заинтересованностью каждого человека и его способностью к  постижению оснований человеческого существования. 

Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно, если он достиг зрелого возраста. Выделяют несколько видов бессмертия, об этом в следующем разделе.  

3. Виды бессмертия

Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей.. Одним из стремлений человека является желание увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. В королевских династиях Европы прослежена передача определенных признаков (на пример, носа у Габсбургов) на протяжении нескольких поколений. С этим связывается наследование не только физических признаков, но и нравственных принципов. Историки установили, что многие выдающиеся деятели русской культуры XIX в. находились в родстве (пусть и отдаленном) между собой. Один век включает в себя четыре поколения. Таким образом, за две тысячи лет сменилось 80 поколений, и 80-й предок каждого из нас был современником Древнего Рима, а 130-й - современником египетского фараона Рамсеса II. 

Второй вид бессмертия мумификация тела для сохранения его на вечность. Опыт еще египетских фараонов, практика современного бальзамирования (В. И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца XX в. сделали возможным глубокое замораживание тела умерших с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни. 

Третий путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Не зря  членов различных академий награждают титуломбессмертные. Любое гениальное проявление человека оставляет его имя в памяти благодарных потомков. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создается впечатление, что чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей,харизмавласти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению. 

Четвертый путь в бессмертие связан с достижением различных состоянии, которые в науке называютизмененные состояния сознания. В основном это результаты психотренинга и медитации, принятых в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны «уход» в иные измерения, путешествия в прошлое и будущее, просветление, ощущение причастности к Вечности. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации. 

4. Система жизни, смерти и бессмертия

В истории духовной жизни человечества было немало систем жизни, смерти и бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все, а смерть - непреодолимая трагедия, которая делает жизнь бессмысленной. Л. Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью. 

Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива трех возможных путей решения этой проблемы. 

Первый путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в миро не возможно полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем. Значит, частицы нашегояпосле смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Но, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается нашея. Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно ни в действительности, ни в мысли. 

Перед лицом смерти люди в полном смысле слова равны друг другу, как и любому живому, существу, что стирает неравенство, на котором основана земная жизнь. Поэтому спокойное восприятие мысли об отсутствии вечной жизни моегояи понимание неизбежности слияния сравнодушнойприродой является одним из путей безрелигнозного подхода к проблеме бессмертия. Правда, в этом случае возникает проблема Абсолюта, на которого можно опереть свои нравственные решения. А. П. Чехов писал:Нужно веровать в бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своею совестью. 

Второй путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идет космическое предназначение в духе идей К. Э. Циолковского и других космистов. Если же для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остается открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида бессмертия чаще всего фигурировали борьба за освобождение человечества от классового и социального гнета, борьба за национальную независимость и обретение государственности, борьба за Мир и справедливость и т. п. Это придает жизни таких борцов высший смысл, который смыкается с бессмертием. 

Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Здесь может идти речь о движении «вглубь». Не ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в хитрости разума, соединяющего человека и космос, миллионы людей просто плывут в потоке жизни, ощущая себя его частицей. Бессмертие для них не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных делах и заботах.

Можно упомянуть и о других идеях обретения бессмертия, направленных на изменение законов природы, достижениежизни после смерти, а также многочисленные мистические течения, основанные на реальном наличии потустороннего мира и возможности общения с ушедшими. Более того, появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает существовать в иных измерениях. Это вообще ведет к иному типу пониманию проблемы бессмертия. 

Современное учение о смерти представляет собой одну изгорячихточек естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального кризиса, который  может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле. 

Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в полной нищете и еще одни миллиард приближается к отметке, полтора миллиарда землян лишены какой-либо медицинской помощи, миллиард людей не умеют читать и писать, в мире насчитывается 700 миллионов безработных; 200 миллионов детей вынуждены работать с младенческого возраста, чтобы не умереть с голода. Миллионы людей во всех уголках земного шара страдают от расизма, ксенофобии, агрессивного национализма. 

Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека. Терроризм, рост числа немотивированных убийств и насилия, а также самоубийств - это симптомы глобальной патологии человечества на рубеже XX - XXI в. В то же время на рубеже 60-х гг. в странах Запада появилась биоэтика комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии, медицины и ряда других дисциплин. Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти, пересадок органов и тканей, генной инженерии, экстракорпорального оплодотворения и т. д. 

Это совпало с ростом интереса к правам человека, в том числе и по отношению к собственному телесному и духовному бытию и реакции общества на угрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем человечества. В настоящее время биоэтика охватывает такие проблемы, как аборт, суицид, пересадок органов, включая мозг, новые технологии деторождения, генной инженерии, отношения к психическому здоровью и т. д. Эти проблемы решаются на основе существующих нормально-этических подходов в рамках мировых и национальных религий, гуманистической этики свободомыслия, а также различных правовых систем. 

Особое внимание в последние годы привлекает эйтаназия (дословносчастливая смерть”) как новое явление в жизни общества, требующее глубокого философского размышления. Сам термин появился еще со времен Ф. Бэкона, который предложил так называть легкую смерть с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Очевидно, что в основе этого явления лежит понятие права человека не только на жизнь, но и на смерть, что относится и к феномену самоубийства. 

Решая вопрос о законности и моральной обоснованности эйтаназии, медикам приходится решать дилемму, известную еще со времен Гиппократа: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны, он должен облегчить участь страждущего. В современном мире эйтаназия законодательно разрешена в Нидерландах, а в других странах, в том числе и в России, она запрещена. Однако проблема существует и в ряде стран, изобретены даже устройства для безболезненной смерти, которые сам больной может привести в действие. В истории философской мысли было немало высказываний относительно Права человека принять такое решение. Так, Монтень считал, что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит, настал час, когда он может уйти. В ряде стран Запада становятся традициейпоминки при жизни, когда неизлечимо больной человек, чувствуя приближение смерти, просит собрать родных и друзей. Уже несколько десятилетий функционируютхосписы- больницы для безнадежных больных, где Можно умеретьпо-человечески. 

Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писал 3. Фрейд), то каждый имеет естественное, врожденное право не только жить, каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из особенностей XX в. является то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества.. Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием, производным от гуманизма.


Заключение

Среди всех вещей, которыми гордится человек, непревзойденное значение занимает его ум. Именно он позволяет ему знать, что существует такое явление, как смерть, и размышлять о его значении. Животные не могут делать этого; они не осознают и не предвидят, что придет день и они погибнут. Перед животными не стоит проблема смерти или трагедии смерти. Они не спорят о воскресении и вечной жизни. Лишь люди могут спорить об этом, что они и делают. Вывод из такого спора чаще всего заключается в том, что эта жизнь есть всё. Истина относительно смерти освобождает нас и от унизительного страха, и от легковерного оптимизма. Она освобождает нас от лести самим себе и от самообмана. Люди не только могут вынести эту истину, касающуюся смерти,- они могут подняться выше ее, к гораздо более благородным мыслям и действиям, чем те, которые сосредоточиваются вокруг вечного самосохранения. 

Мечта людей о личном бессмертии родилась в глубине веков. Она имела и религиозно-пессиместические (когда бессмертными считались только боги), и религиозно-оптимистические формы (когда люди верили в вечную загробную жизнь). Но время шло, и вера иссякла. Человек все чаще отрекался от богов, и вот уже являются сонмы не верующих ни в богов, ни в посмертное вечное блаженство. Они жаждут земных радостей, и можно сказать, что борьба с преждевременными смертями, за долгую и счастливую жизнь (если не для себя, то по крайней мере, для своих потомков) составляет основную цель всего исторического развития человечества.

 От рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради того, что мы считаем дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем придать нашим действиям значительность и наполнить наши дни на земле смыслом и размахом, которых не сможет уничтожить и наш конец - смерть.

Список литературы

  1.  Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.,2010.
  2.  Введение в философию: учебник для ВУЗов, М., 2009.
  3.  Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,2010.
  4.  Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество ? М.,1975
  5.  Моисеев Н. Третьего варианта нам не дано // Социально-политический журнал. 2011.N 2.
  6.  Хелсе В. Философия и экология. М.,2008.
  7.  Человек и общество. Современный мир. М.,2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65924. Налоговое бремя и налоговый потенциал 15.99 KB
  На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 4045.
65925. Концепция жизненного цикла городских объектов 24.36 KB
  Жизненный цикл объекта недвижимости как физического объекта это последовательность процессов существования объекта недвижимости от замысла до ликвидации утилизации. Стадии жизненного цикла объекта недвижимости именуются по-другому: предпроектная проектная строительства эксплуатации закрытия.
65926. СТИХОТВОРЕНИЯ-ЭПИГРАФЫ В.БРЮСОВА: ЖАНРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 52 KB
  Эта система отношений распространялась и на эпиграфы которыми предварялись книги разделы книг отдельные стихотворения; эпиграфы становились комплексом взаимосвязанных понятий воплощающих жизненную философию и эстетическую программу поэта.
65927. Управление недвижимостью 24.11 KB
  Управление недвижимостью охватывает следующие направления: экономическое управление доходами и затратами распределение финансовых потоков позиционирование объекта на рынке техническое содержание и развитие объекта недвижимости в соответствии с его функциональным назначением...
65928. ЖАНР В РУССКОМ МОНОСТИХЕ 25.5 KB
  Формальная трансформация близкого по объему жанра хайку. Влияние хайку на развитие русского моностиха по-видимому весьма велико: его отмечают говоря о своем обращении к минимальным поэтическим формам самые разные авторы. В 1990е годы делаются шаги в направлении более интенсивного сближения...
65929. Анализ существующего фонда жилой недвижимости г. Ижевска 34.36 KB
  Характеристика жилищного фонда города В жилом фонде города преобладают многоэтажные жилые дома 5 этажей и выше доля которых составила около 90. В таблице 1 приведены основные показатели характеризующие состояние жилого фонда и изменения за анализируемый период.
65930. СУДЬБА ЖАНРА ПОСЛАНИЯ В ЛИРИКЕ ХХ ВЕКА 169 KB
  Признаки послания подробно описаны но к сожалению не систематизированы и оттого не выявлена модель жанра. С этой точки зрения жанр послания эпохи классицизма может быть описан как система признаков находящихся в достаточно строгих иерархических отношениях...
65931. Факторы, определяющие цену объекта недвижимости 24.19 KB
  Рассмотрим теперь те факторы от которых зависит цена конкретного объекта недвижимости. Местоположение Для многих людей местоположение это одно из наиболее важных условий при выборе объекта недвижимости...