97504

Финансовые инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере АО ФРП «Даму»

Дипломная

Финансы и кредитные отношения

Цель данной работы исследование теоретико-методологических основ формирования и развития малого и среднего предпринимательства разработка рекомендаций по развитию системы кредитно-финансовой государственной поддержки разработка на этой основе приоритетных направлений развития форм и методов поддержки регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Русский

2015-10-19

2.57 MB

10 чел.

Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также наличие проблем для развития предпринимательства, расплывчатый характер его перспектив развития в условиях переходной экономики, предопределили выбор темы исследования, обусловили его цель и задачи.

Цель данной работы исследование теоретико- методологических основ формирования и развития малого и среднего предпринимательства, разработка рекомендаций по развитию системы кредитно-финансовой государственной поддержки, разработка на этой основе приоритетных направлений развития, форм и методов поддержки, регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- обобщить зарубежный и отечественный опыт становления и развития малого и среднего предпринимательства;

- проанализировать современное состояние малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан;

- изучить финансовые инструменты поддержки МСБ;

- определить основные направление государственной поддержки предпринимательства;

- разработать пути повышения эффективности финансовых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в РК.

Предметом исследования явилась система экономических отношений, определяющих процесс формирования и функционирования малого и среднего предпринимательства в Казахстане, а также процесс формирования, реализации и совершенствования финансовых инструментов государственной поддержки МСБ.

Объект исследования - малый и средний предпринимательский сектор экономики, и финансовые инструменты его поддержки в Казахстане.   

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили научные исследования экономистов Республики Казахстан и стран зарубежья. Информационной базой исследования стали законы Республики Казахстан, Указы Президента и постановления Правительства Республики Казахстан, материалы и статистические данные министерств и ведомств Республики Казахстан.

Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании научно-методологических положений по совершенствованию мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, определяющих научную новизну дипломной работы:

  •  углублены и обобщены теоретические основы финансовых инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
  •  на основе анализа современного состояния сектора МСБ, раскрыты особенности развития и поддержки малого и среднего бизнеса в республике в современных условиях;
  •  разработаны направления эффективных мер по совершенствованию финансовых инструментов поддержки бизнеса;
  •  предлагаются пути развития малого и среднего бизнеса РК в современных условиях.

Методика исследования основывается на анализе зарубежной и отечественной теории и практики поддержки сектора малого и среднего бизнеса. Нормативно-правовую базу разработки данной дипломной работы составили государственные нормативно-правовые акты, послания президента РК, программа «Дорожная карта бизнеса 2020», финансовая отчетность АО ФРП  «Даму».

Практическая значимость и возможность реализации исследования заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы, направления и рекомендации могут быть использованы предприятиями малого и среднего бизнеса и органами государственного регулирования сектора малого и среднего бизнеса, для создания условий повышения эффективности дальнейшего взаимодействия двух секторов.

Структура и объем работы: данная дипломная работа состоит из  43 страниц и включает аннотацию, введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы и три приложения.  

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В отечественной науке, несмотря на внимание ученых к вопросам государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса наблюдается недостаток разработок, посвященных финансовым инструментам и механизмам поддержки бизнеса в различных условиях.

В числе современных авторов, освещающих теоритетические и практические аспекты малого и среднего бизнеса в рыночной экономике можно отметить Р. Барра, М. Мескона, П. Друкера., П. Самуэльсона, Р. Уотермана и других.

Проблемы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства нашли отражение в работах таких ученых ближнего зарубежья, как Бухвальд Е.М., Игнатенко А.Н., Мицкий А.И., Игнатов А.М., Литвак А.Г., Муравьев А.И., Шестоперов А.М. и др.

В Казахстане весомый вклад в совершенствование теории и практики развития МСБ внесли известные ученые Абишев А.А., Имашев Б.М, Баймырзаев А.А., Кошанов А.К., Кучукова Н.К., Сейткасимов Г.К., Сабден О.С., Токсанова А.Н., Мамыров Н.К. и др.

Изучив мнения и определения предпринимательства ученых, разных стран и направлений, единого определения предпринимательской деятельности дать невозможно.

По мнению американских ученых, предпринимательство - это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. по мнению П. Друкера, предпринимательство — это рисковое дело, добровольно осуществляемое гражданами и их объединениями, на свой страх и риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое или улучшить уже существующее. Американский ученый Р. Уотерман связывает предпринимательство с такими понятиями, как динамизм, инициатива, раскрытии потенциала в обществе, превращение инновационных идей в реальность [3].

По мнению Российского ученого Игнатова А.М предпринимательство – это любое самостоятельное дело, приносящее доход. Сущность предпринимательства хорошо выражается в его принципах: ориентации на человека, беззаветное служение покупателю, создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, постоянное стремление вырваться вперед [4].

Mожно выделить несколько направлений теории предпринимательства. Представители первого направления связывают предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвидением и способностям к риску и реализацией их с целью получения дополнительного дохода.  

Второе направление можно связать с взглядами Ж.Б, Сэя и А.Маршалла. Они доказали, что основная фуекция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства и получать предпринимательский доход.

Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й. Шумпетера. И это третье направление определении предпринимательства является наиболее обоснованным и адаптированным к реальным условиям, сложившимся на сегодняшний момент.  Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производственной силой экономического развития. Экономическая система саморазвивается тогда, когда в ней непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства. Новые комбинации заключаются: изготовлении неизвестного потребителям блага, внедрении новых методов организации труда, освоении новых рынков или их сегментов и т.д.. Хозяйствующих субъектов, которые активно осуществляют эти комбинации в процессе воспроизводства Й. Шумпетер и определил, как предпринимателей [5].

2 МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ МСБ

Методолгической основой дипломной работы послужили труды зарубежных и отечественных экономистов в области изучения финансовых инструментом государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современных условиях в Республике Казахстан, проблем функционирования фонда развития предпринимательства.

Большое значение в практическом аспекте имели научные исследования и концепции развития предпринимательства. Приведенные в дипломной работе цифры и данные были взяты из ежегодной финансовой отчетности АО "Фонд развития предпринимательства "Даму", данных статистических бюллетеней Национального банка и информации с Фондовой биржи Казахстана (KASE) за последние годы.

При проведении исследования и изложения материала были применены методы:

1.Индуктивный и дедуктивный анализ- переход от знания о нескольких предметах к знаниям об их совокупности и обратно.

2.Метод факторного анализа. С помощью факторного анализа возможно выявление скрытых переменных факторов, отвечающих за наличие линейных статистических корреляций между наблюдаемыми переменными.

3.Классификация и группировка- распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком. Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Благодаря группировке можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками. Группировка позволяет делать вывод о структуре совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности.

4. Импирического уровня (измерение, сравнение) - с помощью данных методов изучались конкретные виды источников денежных средств.

5.Научного познания (анализа и синтеза, исторического и логического моделирования, научной абстракции и др.) - с помощью данных методов были обобщены факты, проверенны и систематизированны для того, чтобы выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия их возникновения.

6.Экономического анализа: экономико-статистический, аналитический и сравнительный.

3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РК (НА ПРИМЕРЕ АО "ФРП "ДАМУ")

3.1 Специфика программ, направленных на поддержку МСБ проводимых в Фонде поддержки предпринимателей Даму.

Фонд «Даму» имеет более чем 16 летний опыт поддержки МСБ в Казахстане. За этот период участниками программ Фонда «Даму» по финансовой поддержке предпринимательства стало более 20 тыс. предпринимателей, еще более 130 тыс. предпринимателей и представителей населения с предпринимательской инициативой приняли участие в программах по обучению и консультированию предпринимателей.

До 2010г. большая часть участников программ Фонда «Даму» получала финансовую поддержку в рамках программ обусловленного размещения средств в БВУ. По состоянию на 01.05.2014г. через обусловленное размещение средств было профинансировано более 15 тыс. заемщиков на сумму более 787 млрд. тенге, эффективная ставка составила 13,1%, создано более 31 тыс. рабочих мест [6].

Подводя результаты программ обусловленного размещения средств в финансовых институтах на 01.05.2014г (см. Таблица 1) можно сказать что наибольшая доля выданных средств приходиться на стабилизационные программы по первому, второму и третьему траншам, за счет кредитных средств АО «ФНБ «Самрук-Қазына».

Таблица 1

Сводные результаты программ обусловленного размещения средств.

Программа

Источники средств

Выдано, млн. Тенге

Доля, %

Кол-во заемщи- ков.

Эффективная ставка, %

Создано рабочих мест, чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Стабилизационная программа - 1 транш

Кредит АО «ФНБ «Самрук-Қазына»

92 862

11,8%

2 846

17,8%

3 117

2

Стабилизационная программа - 2 транш

Кредит АО  «Самрук-Қазына» / СС Фонда

197 461

25,1%

3 729

14,0%

5 146

3

Стабилизационная программа - 3 транш

Кредит АО «Самрук-Қазына»

264 349

33,6%

3 939

12,1%

5 004

4

Программа «Даму-Регионы»

Кредит АО «ФНБ «Самрук-

66 135

8,4%

1 582

13,6%

2 951

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

5

Программа «Даму-Регионы-II»

СС Фонда

12 603

1,6%

163

10,7%

1 655

6

Программа «Даму-Регионы-III»

СС Фонда

11 813

1,5%

245

14,9%

1 548

7

Программа «Даму-Өндіріс»

Депозит АО «Фонд стрессовых активов»

80 300

10,2%

295

8,5%

6 280

8

Программа финансирования СМСП за счёт займа Азиатского Банка Развития (I -транш)

Кредит АБР

41 495

5,3%

831

14,0%

2 009

9

Программа микрокредитования женского предпринимательства

Кредит АО «ФНБ «Самрук-Қазына» / СС Фонда

6 416

0,8%

1 056

13,6%

445

10

Программа финансирования лизинговых сделок

СС Фонда

4 312

0,6%

160

14,3%

855

11

Точечная региональная программа

Кредит МИО / СС Фонда

3 120

0,4%

40

9,6%

441

12

Программа финансирования лизинговых сделок СМСП, занятых в обрабатывающей промышленности

Кредит АО «Фонд стрессовых активов»

2 105

0,3%

63

8,1%

1 382

13

Программа обусловленного размещения средств в БВУ для последующего кредитования МКО

Кредит АО «ФНБ «Самрук-Қазына» / СС Фонда

1 743

0,2%

8

14,0%

-

14

Программа «Жанаозен-2»

СС Фонда, выделенные по ПП РК

1 506

0,2%

50

10,6%

176

15

Программа финансирования проектов СМСП в малых городах

СС Фонда

301

0,04%

44

15,4%

34

17

Программа «Жанаозен»

СС Фонда

235

0,03%

28

10,5%

41

Итого:

787 014

100%

15 079

13,1%

31 872

Примечание - составлено автором по данным ГИС ФРП "Даму"

За период с 2009 по 2014 гг. объем денежных средств увеличился с 388 млрд. тенге до 766 млрд. тенге, количество заемщиков увеличилось с 8,7 тыс. ед. до 14,7 тыс. ед. (см.  рисунок 1).

РРритмгагулв Рисунок 1 - Динамика показателей по программам обусловленного размещения средств.

Примечание - составлено автором по данным ГИС ФРП «Даму»

Для увеличения степени доступности финансирования, условия программ обусловленного размещения также учитывают фактор стоимости заемных средств для заемщиков из числа субъектов МСБ. По мере внедрения программ обусловленного размещения средств происходило планомерное внедрение ограничивающих условий по максимальной ставке вознаграждения: если в условиях размещения 1 транша Стабилизационной программы банкам предоставлялось право выдавать кредиты по рыночной ставке, то уже в условиях 2 транша Стабилизационной программы номинальная ставка ограничивалась 12,5% годовых, а в условиях 3 транша Стабилизационной программы такое ограничение было установлено для эффективной ставки. В результате этого за 2008-2013 гг. средневзвешенная ставка по программам Фонда «Даму» постепенно снизилась с 14,5% до 11,0%.

Таким образом, можно утверждать, что реализация программ обусловленного размещения средств сыграла немаловажную роль в снижении общего уровня процентных ставок вознаграждения по кредитам СМП. В 2008-2013 гг. по данным Национального Банка РК средневзвешенная ставка кредитования малого предпринимательства снизилась на 3,0 процентных пункта.

В региональном разрезе наибольшие суммы были выданы в г.Алматы – 146,4 млрд. тенге (1 532 заемщика) и Карагандинской области – 84,4 млрд. тенге (1 453 заемщика). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в Жамбылской области – 16,7 млрд. тенге (511 заемщиков) (см. Таблица 2)

Таблица 2

Результаты реализации программ обусловленного размещения средств в разрезе регионов.

Регион

Выдано, млн. тенге

Доля, %

Кол-во заемщи- ков, ед.

Средняя сумма кредита, млн. тенге

Средний срок кредита, мес.

Создано рабочих мест, чел.

1

Акмолинская

37 685

5%

769

59

40

4 185

2

Актюбинская

52 208

7%

941

66

28

1 963

3

Алматинская

24 421

3%

800

37

42

2 191

4

Атырауская

22 120

3%

640

41

35

1 096

5

Восточно-Казахстанская

59 068

8%

1 607

44

30

2 746

6

Жамбылская

16 716

2%

511

39

37

1 420

7

Западно-Казахстанская

44 099

6%

758

70

24

760

8

Карагандинская

84 440

11%

1 453

70

24

1 788

9

Костанайская

55 583

7%

988

67

24

1 428

10

Кызылординская

19 660

3%

681

35

31

597

11

Мангистауская

28 354

4%

695

49

36

1 292

12

Павлодарская

61 545

8%

1 213

61

30

2 152

13

Северо-Казахстанская

36 231

5%

747

58

30

1 345

14

Южно-Казахстанская

33 651

4%

751

54

38

2 115

15

г. Астана

64 776

8%

993

78

44

1 502

16

г. Алматы

146 459

19%

1 532

114

39

5 292

Итого:

787 014

100%

15 079

62

33

31 872

Примечание - составлено автором по данным ГИС ФРП "Даму"

В отраслевом разрезе наибольшее количество кредитов выдавалось на проекты в сфере торговли. Общая сумма финансирования проектов в данной отрасли составила 44% от общей суммы освоенных средств. В наименьшем объеме финансировались проекты сферы транспорта и связи, общая сумма финансирования по которым составила 4% от общей суммы выданных средств (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Результаты реализации программ обусловленного размещения средств в разрезе отраслей.

Примечание - составлено автором по данным ГИС ФРП "Даму"

В рамках поддержки субъектов малого и среднего бизнеса ОА «Фонд развития предпринимательства «Даму» использует более 15 видов финансовых инструментов поддержки МСБ. Наиболее перспективными и часто используемыми из них являются следующие:

1. Программа «Даму-Регионы III»  

Целевая аудитория программы субъекты МСБ, реализующие проекты в приоритетных секторах экономики. Осуществляется кредитование субьектов МСБ через банки второго уровня, на следующих условиях:

- валюта Займа – тенге;

- максимальный лимит на одного заемщика - 500 000 000 тенге;

- срок Займа - не более 84 месяцев;  

Номинальная ставка вознаграждения - не более 14% годовых.

- целевое назначение - пополнение оборотных средств, приобретение новых и модернизация основных средств;

- период доступности по кредитной линии - до 1 года;

- иные условия определяются БВУ самостоятельно;

Конечные заемщики, получившие финансирование, имеют право подать заявку на участие в Программе ДКБ2020 для получения субсидирования и/или гарантирования.

2. Программа «Даму-Өндіріс»

Целевая аудитория программы Cубъекты частного предпринимательства, осуществляющие деятельность в обрабатывающей промышленности в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности. Фондом предоставляется возможность рефинансирование займов по ставке 8%. Условия программы:

- рефинансирование проектов СЧП, осуществляющих деятельность в обрабатывающей промышленности;

- конечная годовая ставка вознаграждения - до 8% годовых;

- срок кредитования – до 84 месяцев;

- максимальный лимит финансирования на одного СЧП - не более 750 млн. тенге;

- льготный период - до 24 месяцев.

3. Кредитование субьектов МСБ реализующие проекты в г.Жанаозен.

Участниками программы могут быть предприниматели, реализующие проекты в г.Жанаозен во всех отраслях экономики за исключением нефтегазовой промышленности, производства оружия и подакцизной продукции.

4. Программа кредитования женского предпринимательства.

Участники- женщины-предприниматели в форме ИП, без образования юридического лица и юридические лица под руководством женщины, с долей участия женщин в уставном капитале не менее 50%, с количеством работников-женщин не менее 30% от общего количества работников.

5. Финансирование за счет средств Азиатского Банка Развития (1 транш)

Программа разработана для всех субъектов МСБ и осуществляется посредством кредитования через БВУ.

6. Финансирование лизинговых сделок в сфере обрабатывающей промышленности.

Целевая аудитория программы Субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в обрабатывающей промышленности,в соответствии с Постановлением Правительства РК от 09.10.2009 г. № 1553. Осуществляется финансирование лизинговых сделок

7. Финансирование субъектов МСБ в малых городах.

Осуществляется кредитование субьектов МСБ в малых городах Республики Казахстан через БВУ/Лизинговые компании.

8. Кредитование МКО [7].

3.2 Анализ инвестиционных проектов, субсидируемых и гарантируемых по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020»

Для дальнейшего развития экономики одним из важных приоритетов выделяется задача по развитию сектора МСБ как основного двигателя экономического роста, в т.ч. путем развития современных бизнес-компетенций (доля малого и среднего бизнеса в ВВП увеличится до 50% к 2050г.).

Важным инструментом комплексной поддержки предпринимательства в Казахстане и его регионах является программа «Дорожная карта бизнеса - 2020» (далее – программа «ДКБ - 2020»).

Программа «ДКБ - 2020» разработана в целях реализации Послания Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020г.  

Программа «ДКБ - 2020» является одним из механизмов реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 гг.

Цель программы «ДКБ - 2020» - сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест, а также обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики.

Основные критерии поддержки предпринимателей:

  •  приоритетность сектора экономики;
  •  экспортоориентированность и/или повышение казахстанского

содержания с дальнейшим выходом на внешние рынки;

  •  создание новых рабочих мест.

Все меры поддержки в рамках программы «ДКБ - 2020» разделены по направлениям в зависимости от целевых сегментов и мер поддержки:

1) поддержка новых бизнес-инициатив;

2) оздоровление предпринимательского сектора;

3) снижение валютных рисков предпринимателей.

Фонд «Даму» является одним из ключевых исполнителей программы «ДКБ - 2020», выступая в качестве финансового агента субсидирования процентных ставок и гарантирования кредитов, а также оператора 4-го направления «Усиление предпринимательского потенциала». В рамках 4-го направления основной целью Фонда «Даму» является увеличение охвата потенциальных и действующих предпринимателей нефинансовой поддержкой, направленной на усиление предпринимательского потенциала. Поддержка предпринимателям МСБ, предоставляется на бесплатной основе посредством следующих инструментов:

1) поддержка начинающих предпринимателей (старт-ап проекты);

2) сервисная поддержка ведения действующего бизнеса;

3) обучение топ-менеджмента МСБ;

4) модернизация и расширение производств путем установления деловых связей с иностранными партнерами (проект «Деловые связи»).

Поддержка через Фонд предоставляеться с использованием таких инструментов, как

1) обеспечение проектов финансовыми ресурсами на доступной и долгосрочной основе по инструменту обусловленного кредитования БВУ через Фонд «Даму»;

2) субсидирование ставок вознаграждения по кредитам БВУ через Фонд «Даму» (в т.ч. до 10% по кредитам на инвестиционные цели, до 7% по кредитам на оборотные средства);

3) гарантирование кредитов БВУ через Фонд «Даму».

По следующим направлениям:

1.Оздоровление предпринимательского сектора, целевой аудиторией являются предприниматели, работающие в приоритетных секторах экономики. Инструментом поддержки является субсидирование расходов по выплате вознаграждения по действующим кредитам

2.Снижение валютных рисков предпринимателей, программа разработана для предпринимателей, экспортирующих более 10 % производимой продукции во всех секторах экономики, за исключением: горнодобывающей промышленности, предприятий металлургического промышленности, осуществляющих переработку минерального сырья и включенных в Перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1344 (см. Приложение А).  

Вид поддержки субсидирование расходов по выплате вознаграждения по кредитам со ставкой вознаграждения не более 12%, из которых не более 4% оплачивает Предприниматель-экспортер, 8% компенсирует государство.

3.Частичное гарантирование по кредитам. Целевая аудитория, предприниматели для реализации новых проектов, а также по реализуемым проектам, направленным на модернизацию и расширение производства в приоритетных секторах экономики. Фондом обеспечивается гарантирование не выше 50% от суммы кредита.

4.Субсидирование части процентной ставки по кредитам для предпринимателей, планирующих реализовать инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства в приоритетных секторах экономики. По данному направлению осуществляется субсидирование расходов по выплате с вознаграждения по новым кредитам с номинальной ставкой не более 12% годовых, из которых не более 7% оплачивает Предприниматель, а 5% компенсирует государство

По истечении трех лет реализации программы «ДКБ - 2020» можно констатировать, что Программа состоялась. Программа «ДКБ - 2020» обрела значительную популярность среди предпринимателей, механизмы взаимодействия государственных органов и БВУ отработаны, и уже сегодня можно говорить об исполнении ряда целевых индикаторов Программы.

Анализ реализации программы «ДКБ - 2020» показал, что в структуре участников Программы преобладают субъекты частного предпринимательства в форме юридического лица (ТОО, АО, др.). При этом доля охвата программой «ДКБ - 2020» предприятий приоритетных отраслей экономики составила 7% (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Охват программой «ДКБ - 2020» предприятий приоритетных отраслей экономики.

Примечание - составлено автором по данным ГИС ФРП "Даму"

В сопоставлении с общим объемом кредитного портфеля БВУ в приоритетных секторах экономики доля программы «ДКБ - 2020» составила 16%., или 980 млн. тг. Таким образом, 1 из 7 тенге кредитов в приоритетных отраслях выдается в рамках программы «ДКБ - 2020». (см. рисунок 4).

Рисунок 4 - Доля кредитов участников программы «ДКБ - 2020» в портфеле кредитов БВУ в приоритетных отраслях экономики.

Примечание - составлено автором по данным ГИС ФРП "Даму"

Посредством инструментов субсидирования ставок вознаграждения и гарантирования кредитования программа «ДКБ - 2020» содействует выходу предприятий на устойчивое и прибыльное развитие. В свою очередь предприятия в процессе своей деятельности обеспечивают поступления в бюджет, повышая бюджетный эффект программы и ее экономическую обоснованность.

По данным Налогового комитета РК сумма выплаченных налогов предприятиями-участниками программы за 2014г. составила 77,6 млрд. тенге. Анализ данных за время реализации программы «ДКБ - 2020» показывает в среднем 35% прироста налогов предприятий в первый год участия в Программе [6].

По состоянию на 27.04.2015г. по программе «ДКБ - 2020» в г. Астана финансируется 52 проекта по трем направлениям поддержка новых бизнес инициатив, оздоровление предпринимательского сектора  и снижение валютных рисков предпринимателей. (см. Приложение Б).

Поддержка предпринимательского сектора по всем направлениям ведется не равномерно (см. рисунок 5).

Рисунок 5 - Доля проектов по 3 направлениям программы.

Примечание -  составлено автором по данным ГИС ФРП "Даму"

Основная доля проектов приходиться на первое направление 85%, всего 15% приходиться на 2 направление программы оздоровление предпринимательского сектора. Что свидетельствует о активном росте новых субъектов малого и среднего бизнеса.

В рамках реализации программы «ДКБ - 2020» в г. Астана по проектам гарантирования на 27.04.2015 г участвуют 49 проектов с общей суммой гарантирования 2 120 052 369 тг в 12 банках второго уровня. B отраслевом разрезе большая доля проектов приходиться на транспорт и складирование 49% от общего количества проектов, затем обрабатывающая промышленность, наименьшую долю занимает научная и технологическая деятельность ( см. Приложение Г).

Программа "Дорожная карта бизнеса 2020" имеет широкий охват сектора предпринимательства по всех отраслях экономики. (см. рисунок 6).

Рисунок 6 - Доля проектов гарантирования по отраслям.

Примечание - составлено автором по данным ГИС ФРП "Даму"

Так большая часть проектов гарантирования приходиться на сектора транспорт и складирование 49%, и обрабатывающей промышленности. наименьшая же доля приходиться на сектор профессиональной, научной и технической деятельности.

Широкий охват сектора предпринимательства программой «ДКБ - 2020» и растущий интерес к Программе со стороны субъектов МСБ позволяет оценивать социальный эффект от ее реализации, который выражается в обеспечении населения рабочими местами. Общее количество поддержанных рабочих мест в рамках программы «ДКБ - 2020» составило 145 тыс. человек, при этом участниками Программы создано 47,5 тыс. новых рабочих мест.

В рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг. Фонд «Даму» наравне с другими институтами АО «НУХ «Байтерек» задействован в качестве финансового агента и оператора инструментов поддержки предприятий.

3.3 Анализ финансовых инструментов, используемых в Фонде развития предпринимателей Даму.

Фондом "Даму" в настоящий момент используются финансовый и нефинансовые инструменты поддержки МСБ:

  •  субсидирования кредитов банков и лизинговых компаний;
  •  гарантирования субъектов частного предпринимательства (СЧП) банков;
  •  нефинансовые проекты, такие как "Деловые связи" и "Старшие сеньоры". 

Основная цель инструментов - поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест в регионах, развитие и рост действующих субъектов предпринимательства.  Активное использование и реализация всех программа дало большой толчок в развитии предпринимательского сектора в РК.  Так Анализ общего количество участников сервисной поддержки показал, что за отчетный период сервисные услуги получили в общем количестве 17 322 субъекта МСП. Из них наибольшее количество субъектов МСП приходится на Южно-Казахстанскую область–2583 участника или 15% от общего количества. Самый низкий показатель по количеству субъектов МСП, охваченных сервисными услугами отмечен в Северо-Казахстанской области –всего 388 субъектов или 2% от общего количества. При этом, необходимо отметить, что средний показатель по количеству субъектов МСП составляет свыше 1000 участников. Однако, в Южно-Казахстанской области данный показатель почти в 2,5 выше среднего, а в Северо-Казахстанской в 2,5 ниже среднего. (см. Рисунок 7).

Рисунок 7 - Количество участников сервисной поддержки по регионам.

Примечание - составлено автором по данным ГИС ФРП "Даму"

Сервисная поддержка, согласно Постановлению, предоставляется субъектам МСП во всех секторах экономики без ограничений. За отчетный период 17 322 субъект, а МСП из различных отраслей экономики получили сервисную поддержку. Из них наибольшее количество субъектов, получивших за отчетный период услуги, занято в оптово - розничной торговле –5848 участников, что составляет 34 % от общего количества, а наименьшее количество в отрасли, связанной с деятельностью экстерриториальных организаций и органов – 4 субъекта.

Во всех регионах в среднем 30%-40% участников от общего количества субъектов МСП занимаются оптово-розничной торговлей (см. приложение В).

Как видно, в региональном разрезе наибольшее количество субъектов МСП в оптово-розничной торговле приходится на Южно-Казахстанскую область – 890 участника из 2 583 субъектов МСП, что составляет 34% общего количества участников сервисной поддержки в данном регионе. Также в Алматинской области 757 субъектов МСП из 2 112 участников проекта занимаются оптово-розничной торговлей, что составляет 36% получивших поддержку в этом регионе.

На втором месте среди отраслей экономики, где заняты участники сервисной поддержки, можно выделить отрасль по предоставлению прочих видов услуг. Доля участников сервисной поддержки, занятых предоставлением прочих видов услуг составляет 16% от общего количества субъектов, получивших услуги. Наибольшее количество субъектов, занятых в сельском хозяйстве приходится также на Алматинскую область – 646 субъектов или 31%, а также на Южно-Казахстанскую область – 568 субъектов МСП или 24% и в Алматинской области – 643 субъекта МСП или 25%. Данный факт обусловлен тем, что эти регионы являются наиболее благоприятными по географическим и климатическим условиям для развития сельского хозяйства. А также связи с тем, что в этих регионах отмечается наибольшее количество участников по сравнению с другими областями.

При этом, наименьшее количество субъектов МСП, занимающихся сельским хозяйством, в силу объективных причин, наблюдается в гг. Астана и Алматы, а также в Мангистауской области.

Доля субъектов СМП, занятых в сельском хозяйстве составляет 14% от общего количества участников.

В обрабатывающей промышленности лидером по количеству субъектов, обратившихся за сервисной поддержкой, является Восточно-Казахстанская область и г. Алматы. На Восточно-Казахстанскую область приходится 157 субъектов, а на г. Алматы 144 субъекта МСП. Тем не менее, доля субъектов МСП в обрабатывающей промышленности по области не превышает 13%, а по г. Алматы 13% от общего количества участников, обратившихся за услугами в каждом регионе. Это объясняет тот факт, что доля участников, в обрабатывающей промышленности составляет всего 9% от общего объем [8].

В отрасли транспорта и складирования можно выделить Костанайскую область, на которую приходится 84 субъекта МСП, что составляет 8% от общего количества участников в данном регионе.

Необходимо отметить, наибольшее количество субъектов, занятых в данной отрасли отмечается в тех областях, которые находятся на границе с Россией. И в рамках развития Таможенного союза в данных регионах возросло количество субъектов, занимающихся транспортными и грузовыми перевозками (Костанайская, Актюбинская и Восточно-Казахстанская).

Однако несмотря на позитивные результаты реализации программ, имелись ряды проблем, возникающих в предпринимателей в связи с большим количество программ. Исходя из этого, в целях объединения некоторых ранее существующих отраслевых программ поддержки и развития предпринимательства в Казахстане (в том числе программы "Дорожная карта бизнеса - 2020"), глава государства Нурсултан Назарбаев поручил правительству РК разработать Единую программу, направленную на улучшение бизнес климата в стране. В марте 2015 года правительство РК приняло постановление "Об утверждении Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса - 2020".

Финансовым агентом Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса - 2020" является Фонд "Даму", операторами - Национальная палата предпринимателей "Атамекен" и акиматы.

Основной задачей Единой программы является доступность финансирования для предпринимателей из сельских населенных пунктов, малых и моногородов. Программой также предусматривается - увеличение производственных мощностей предприятий в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах [9].

Задачами программы также являются расширение бизнес-инициатив предпринимателей, увеличение объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности, создание новых конкурентоспособных производств, рост занятости населения в малом и среднем предпринимательстве, а также недопущение трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют. 

Единая программа предусматривает 4 направления:

1.Поддержка новых бизнес-проектов. Это направление рассчитано на начинающих и действующих предпринимателей, реализующих или планирующих реализовать собственные проекты в малых и моногородах и на селе. Это направление не содержит каких-либо отраслевых ограничений. 

2.Отраслевая поддержка. В этом направлении могут принять участие предприниматели, занятые в приоритетных секторах экономики, а также отраслях обрабатывающей промышленности, определенных второй пятилеткой ГПИИР.

3.Снижение валютных рисков. Это направление касается предпринимателей, занятых в приоритетных секторах экономики, а также отраслях обрабатывающей промышленности, определенных второй пятилеткой ГПИИР.

4.Предоставление нефинансовых мер поддержки. Участники: население с предпринимательской инициативой и действующие предприниматели. Часть этого направления будет реализовывать Национальная палата предпринимателей "Атамекен". 

Единая программа будет реализована по трем направлениям.

Первое направление - поддержка новых бизнес проектов, будет реализовываться с помощью следующих инструментов: 

- субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам. Размер субсидирования - 10% годовых от ставки вознаграждения по кредиту/лизингу;

- частичное гарантирование по кредитам. При этом гарантия для начинающих предпринимателей предоставляется в размере до 85% по кредитам до 20 млн тенге. Гарантия для действующих предпринимателей до 50% по кредитам, до 180 млн тенге;

- предоставление государственных грантов. Максимальная сумма гранта для одного предпринимателя - 3 млн тенге. 

Второе направление - отраслевая поддержка. Оно будет реализовываться с помощью таких инструментов как: 

- субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам. Для приоритетных отраслей размер субсидирования составит 7% годовых от ставки вознаграждения. Для проектов в отраслях обрабатывающей промышленности - 10% годовых от ставки вознаграждения;

- частичное гарантирование по кредитам. Для приоритетных отраслей сумма гарантии составит до 50% по кредитам, до 360 млн тенге. Для проектов в отраслях обрабатывающей промышленности размер гарантии составит до 20% по кредитам, до 1 млрд 850 млн тенге.

Третье направление - снижение валютных рисков. Это направление предусматривает субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга. Размер субсидирования по кредитам в тенге - 6% годовых, в иностранной валюте - 5% годовых от ставки вознаграждения. Размер субсидирования по лизингу - 7% годовых от ставки вознаграждения [10].

К 2020 году в ходе реализации Единой программы поддержки и развития бизнеса ожидается достижение следующего экономического эффекта:

  •  доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее чем до 12,5%;
  •  увеличение объема выпуска продукции МСП в 1,5 раза от уровня 2014 года;
  •  увеличение активно действующих субъектов МСП на 50% от уровня 2014 года;
  •  увеличение количества занятых в МСП на 50% от уровня 2014 года.

В общем, за пять лет реализации программы "Дорожная карта бизнеса - 2020" было поддержано 5170 проектов через субсидирование ставок вознаграждения на общую сумму кредитов 1056 млрд тенге; подписано 805 договоров гарантии по кредитам на сумму 39 млрд тенге, сумма гарантий составила 17,1 млрд тенге. В рамках усиления предпринимательского потенциала обучена 81 тысяча человек, сервисными услугами охвачено более 48 тысяч предпринимателей, консультации предоставлены порядка 131 тысяче клиентов [11].

За пять лет участниками Программы выплачено налогов на сумму 174,4 млрд тенге, сохранено 183 тыс. рабочих мест, создано 54 тыс. рабочих мест, выпущено продукции на 2,5 трлн тенге.

На сегодняшний день Программой охвачено 13,3% заемщиков БВУ в приоритетных отраслях экономики, в том числе в обрабатывающей промышленности - 67%. Также Программой охвачено 13,7% кредитов БВУ в приоритетных отраслях экономики, в том числе в обрабатывающей промышленности - 37%.

Принятие единой программы позволит субъектам СМБ получить более доступные формы поддержки для бизнеса и в более сжатые сроки, в сравнении с уже действующими ранее, аналогичными программами. Упразднился процесс прохождения регионального координационного совета по небольшим проектам суммой до 180млн. тг., которые будут гарантироваться фондом. что позволит стать программе более быстрой [12].

Так же изменения произошли и по первому направлению программы, поддержки новых бизнес проектов. Для проектов, рассчитывающих производить свою деятельность в малых и моногородах, а также в сельской местности сняты все отраслевые ограничения.  

3.4 Интерпретация полученных результатов

Фонд поддержки предпринимательства "Даму" является оператором по управлению государственных средств по Программам обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования субъектов МСБ.

Программы обусловленного размещения средств является одним из инструментов реализации государственной политики по финансовой поддержке субъектов МСБ в Казахстане.

Программы обусловленного размещения средств в банках второго уровня реализуются путем предоставления Фондом банкам-партнерам финансовых ресурсов (фондирования) на определенных (целевых и ограничительных) условиях для последующего кредитования субъектов МСБ. При этом одним из основных принципов работы с банками-партнерами является политика невмешательства в их внутренние процедуры и кредитный процесс со стороны Фонда, а также их полная ответственность за риски принятых решений. Финансирование субъектов МСБ Банками-партнерами по Программам осуществляется преимущественно без ограничения видов деятельности, за исключением деятельности запрещенных законодательством Республики Казахстан [7].

В качестве источников средств для обусловленного размещения в банках второго уровня выступают, во-первых, остаток средств Национального фонда РК, выделенных на финансирование МСБ в 2007-2013 гг., и капитализации Фонда путем увеличения уставного капитала. Средства используются для обеспечения долгосрочного финансирования субъектов МСБ на льготных условиях в приоритетных отраслях ГПИИР до 2019г.

Во-вторых, средства из Национального Фонда РК выделенные в кредит в размере 1 трлн. Тенге, из которых на финансовую поддержку субъектов МСБ обрабатывающей промышленности выделяется 200 млрд. тенге:

  •  в 2014 г. – 100 млрд. тенге,
  •  в 2015 г. – 100 млрд. тенге.

Данные средства АО «НУХ «Байтерек» предоставил Фонду в виде кредита сроком на 20 лет. Для целей увеличения пула средств на поддержку МСБ обрабатывающей промышленности будет осуществлено дополнительное привлечение ресурсов на внутреннем рынке капитала в сумме до 60 млрд. Тенге.

Оказание финансовой поддержки субъектам МСБ, реализующим проекты в обрабатывающей промышленности, осуществляться через обусловленное кредитование банками второго уровня, перечень которых определен решением Государственной комиссии по модернизации экономики РК.

За счет реализации Программы увеличился охват действующих субъектов МСБ обрабатывающей промышленности поддержкой за счет льготной ставки вознаграждения в размере 6% и обеспечения предпринимателей «длинными» ресурсами сроком на 10 лет.

В-третьих, в целях использования синергии от взаимодействия национальных институтов развития Фонд ведеться работа по совместной реализации и фондированию программ поддержки МСБ в рамках группы компаний АО «НУХ «Байтерек». АО «Банк развития Казахстана» (далее – БРК) выделил средства на финансирование МСБ в размере 45 млрд. Тенге. За счет выделенных средств осуществляется финансирование инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики на сумму 150-4500 млн. Тенге, т.е. Конечными заемщиками преимущественно будут субъекты среднего бизнеса. При этом БРК через механизм обусловленного размещения средств будет выделять средства банкам второго уровня. За Фондом закреплена роль финансового агента, в т.ч. Проверка своевременного и целевого освоение средств банками второго уровня, документальный мониторинг профинансированных проектов МСБ.

За время реализации программы «ДКБ - 2020» инструмент субсидирования приобрел популярность среди предпринимателей, показал результативность с точки зрения привлечения кредитов в приоритетные сектора экономики.

В целях повышения доступности финансовых ресурсов для предпринимателей предусматривается увеличение субсидируемой части ставки вознаграждения по проектам в обрабатывающей промышленности до 10% при номинальной ставке вознаграждения не более 14%. По данным Агентства РК по статистике по состоянию на 01.01.2014г. Только 3% субъектов МСБ заняты в обрабатывающей промышленности, доля обрабатывающей промышленности в ВВП составила 10,6%.

При этом обрабатывающая промышленность является одним из базовых секторов ГПФИИР и ее развитие непрерывно связано с диверсификацией экономики страны. В этой связи, необходимо создание дополнительных льгот для проектов в данной отрасли. Увеличение части субсидируемой ставки вознаграждения создаст дополнительные стимулы для запуска новых производств в обрабатывающей промышленности.

Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, направленным полностью на пополнение оборотного капитала для субъектов МСБ обрабатывающей промышленности. По данным Национального банка РК и расчётам Фонда «Даму» 75% кредитов на предпринимательские цели используются для пополнения оборотных средств. Согласно действующим условиям программы «ДКБ - 2020» предприниматель может направить не более 30% на пополнение оборотных средств. В результате этого, предприниматели, действующие в обрабатывающей промышленности, профинансировав покупку оборудования по льготной ставке вознаграждения, не имеют возможности привлечь финансирование на приобретение сырья и материалов на таких же льготных условиях. В результате, конечная продукция дорожает, а ее конкурентоспособность соответственно снижается. Данная мера будет особенно актуальна для стартовых проектов, что создаст дополнительные стимулы для запуска новых производств в обрабатывающей промышленности.

Частичное гарантирование по кредитам субъектов МСБ осуществляется в рамках первого направления «Поддержка новых бизнес-инициатив» программы «ДКБ - 2020».

Как и по субсидированию, по гарантированию Фонд предоставляет услуги финансового агента Комитету развития предпринимательства Министерства регионального развития РК, которые включают:

-участие в качества гаранта по кредитам банков второго уровня, выдаваемым предпринимателям,

-мониторинг выполнения Программы (включая мониторинг платежной дисциплины проекта, мониторинг реализации проектов, по которым осуществляется гарантирование и т.д.).

-Фонд «Даму» будет обеспечивает адекватный размер собственного капитала для исполнения обязательств, которые могут возникнуть в случае дефолтов заемщиков, по которым были приняты обязательства.

-Международный опыт показывает, что гарантирование кредитов является действенным инструментом государственной поддержки МСБ и должно носить массовый характер. Для увеличения количества выдаваемых государственных гарантий в Казахстане программа гарантирования субъектов МСБ будет развиваться в следующих направлениях:

-Предоставление гарантий без отраслевых ограничений молодым начинающим предпринимателям в возрасте до 29 лет в рамках программы «ДКБ - 2020». Предоставление гарантий только по проектам в приоритетных отраслях экономики на сегодня является ограничивающим фактором для развития потенциала гарантирования. Молодые предприниматели в большей степени испытывают необходимость в инструменте гарантирования, в связи с отсутствием имущества для предоставления в качестве залога в банках второго уровня. При этом существует необходимость развития предпринимательского потенциала среди молодежи без каких-либо отраслевых ограничений. В этой связи, необходимо внесение изменений в условия программы «ДКБ - 2020», согласно которым гарантирование кредитов молодых предпринимателей будет осуществляться без отраслевых ограничений.

-Предоставление гарантий без отраслевых ограничений субъектам МСБ, занятым в моногородах, малых городах, а также населенных пунктах, находящихся в их административной подчиненности в рамках программы развития моногородов.

Наравне с вливаниями кредитных средств через инструмент обусловленного размещения, для поддержания стабильной доли Фонда в финансировании МСБ, шире используются инструменты повышения доступности кредитования, в т.ч. гарантирование кредитов и субсидирование ставки вознаграждения. Фонд продолжает привлечение большего числа финансовых институтов к сотрудничеству в зависимости от их организационно-технических возможностей и соответствия требованиям политики управления рисками, а также появления новых финансовых продуктов для МСБ.

4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК

Анализ развития предпринимательства в Казахстане показывет, что малый и средний бизнес представлен достаточно широко, ежегодно он набирает обороты, увеличивая свою численность, работает в режиме стабильности и имеет перспективы роста деятельности.

Для того что обозначить перспективы совершенствования и развития финансовых инструментов государственной поддержки МСБ, необходимо знать преимущества и недостатки этой формы экономической деятельности (см. Таблица 3).

Таблица 3

СВОТ-анализа (SWOT).

Сильные стороны МБ

Слабые стороны МБ

Возможности МБ

Угрозы существованию МБ

Небольшой стартовый капитал

Ограниченный (локально) рынок

Освоение новых видов продукции

Короткий жизненный цикл

Легкость проникновения на рынок

Ограниченные ресурсы для развития производства и привлечения специалистов

Ускоренное освоение инвестиций, высокая оборачиваемость капитала и инновационная деятельность

Административные барьеры / Чрезмерное регулирование со стороны государства

Быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка

Уязвимость к различного рода экономическим кризисам и зависимость от платежеспособного спроса

Развитие через кооперацию с крупными предприятиями

Высокая конкуренция

Способность быстрой переориентации деятельности  

Отсутствие мощного лобби

Рост до уровня “большого” бизнеса

Уязвимость к попыткам силового давления со стороны крупных предприятий

Примечание - составлено автором по данным ГИС ФРП "Даму"

Жизнь малого предпринимателя – это с одной стороны богатое поле возможностей, а с другой огромное количество трудностей и “ловушек”. Данная ситуация характерна как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для стран с переходной экономикой.

Создание условий доступа к финансовым инструментам поддержки малого и среднего предпринимательства, выгодным не только субъектам предпринимательской деятельности, может включать следующие направления и перспективы развития:

исключение из налогооблагаемой базы кредитных организаций доходов от микрокредитования и кредитования малого предпринимательства;

увеличение в бюджетах всех уровней отчислений на реализацию программ субсидирования процентных ставок по ссудам, предоставляемым малым предприятиям;

образование системы гарантирования фондов с использованием средств республиканского, региональных бюджетов, Национального фонда, а также средств международных финансовых институтов, в целях обеспечения кредитов, предоставляемых МСБ;

усиление поддержки микрофинансирования МСБ, в том числе с использованием средств АО ФРП "Даму";

создание республиканском и региональном уровнях механизмов, предусматривающих возможность выделения АО ФРП "Даму" и его филиалам ликвидных имущественных активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по кредитам, предоставляемым субъектам МСБ коммерческим банкам;

уменьшение уровня надзора за исполнением программ, субъектами МСБ, уже использующих финансовые инструменты, предоставленные АО ФРП "Даму", снижение бюрократии;

установление для кредитных организаций, активно занимающихся кредитованием МСБ, льготного режима регулирование и надзора, в качестве стимулирования.

Дальнейшая реализация программ обусловленного размещения средств в финансовых институтах будет способствовать повышению степени доступности кредитных ресурсов для субъектов МСБ через дополнительное фондирование банков второго уровня и установление ограничивающих условий по размеру ставки вознаграждения, а также сокращению диспропорции распределения кредитов в региональном и отраслевом разрезах.

Фондом также прорабатываются вопросы использования инструмента обусловленного размещения средств в банках второго уровня для целевого финансирования франчайзинговых, факторинговых сделок в целях расширения охвата поддержкой со стороны Фонда начинающих и действующих предпринимателей.

Кроме этого, внесение изменений в условия программы «ДКБ - 2020», согласно которым в моногородах, малых городах, а также населенных пунктах, находящихся в их административной подчиненности, субсидирование/гарантирование по проектам будет осуществляться без отраслевых ограничений, окажет положительное влияние на темпы роста.

Реализация указанных выше мер по поддержке предпринимательства требует внесения соответствующих изменений в программу «ДКБ - 2020», а также выделения средств из Республиканского бюджета на субсидирование.

Параллельно будет осуществляться субсидирование других несырьевых секторов в рамках программы «ДКБ - 2020» и Программы развития моногородов (которая станет частью программы развития регионов). Сумма бюджетного финансирования на данные направления будет определяться ежегодно с учетом роста принятых обязательств и спроса со стороны новых проектов.

Использование субсидирования ставки вознаграждения продемонстрировало эффективность при поддержке предприятий приоритетных секторов. В этой связи, Правительство РК планирует продолжить субсидирование в рамках второй пятилетки индустриализации. Прогнозная сумма выделения из Республиканского бюджета на 5 лет для поддержки предприятий обрабатывающей промышленности, которая вошла в проект Плана мероприятий по реализации ГПИИР РК на 2015-2019 гг., составляет 75 млрд. тенге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, в РК малое предпринимательство действует во всех сферах жизни, будь то торговля, производство, сельское хозяйство, образование, медицина, транспорт и коммуникации. Предпринимательский уклад все больше придает экономике страны должную гибкость, стабильность и становиться одни м из решающих факторов ее развития.

Проанализировав значимость малого и среднего бизнеса, а также все финансовые инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК, на примере АО ФРП "Даму" можно сделать следующие выводы:

1. Отличительная черта в развитии предпринимательства в Республики Казахстан заключается в том, что оно рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики.

2. Дальнейшее развитие малого бизнеса, использование инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, дальнейшее развитие таких финансовых инструментов поддержки МСБ как субсидирование процентной ставки, частичное или полное гарантирование банковских займов, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.

3. Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально. Иными словами, малый и средний бизнес значим задачами, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе, создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.

4. К финансовым инструментам развития предпринимательства, используемым в РК, можно отнести программы, связанные с финансовой поддержкой деятельности по средствам:

  •  Льготного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса через банки второго уровня;
  •  Финансирование лизинговых сделок субъектов малого и среднего бизнеса через банки второго уровня и лизинговые компании;
  •  Кредитование микрокредитных организаций;
  •  Финансирование субъектов МСБ в регионах;
  •  Субсидирование расходов по выплате вознаграждения по действующим кредитам;
  •  Гарантировании кредитования и д.р.

5. Сопоставив организационной и функциональной структур участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в Казахстане ясно что, органы государственного управления являються ответственными за проведение и конечный результат финансовой, материально-технической, информационной поддержки малого и среднего бизнеса.  Участвуют в проведении самого процесса поддержки в РК такие институты как международные и иностранные организации, НПО, крупные нефинансовые организации, однако только Фондом поддержки предпринимательства "Даму" проводяться мероприятия по всем направлениям поддержки предпринимательства и применяеться весь спектор инструментов государственной, финансовой, информационной и материально-тепнической помощи.

6. Правительство страны активно участвует в процессе организации эффективного развития МСБ, проявляя себя как сторону, открытую для диалога. Как следствие наблюдается продолжительный рост количества субъектов МСБ среди населения, а также увеличение активности уже созданных субъектов. Так же, следует ожидать дальнейшего увеличения все показателей роста, в связи с внедрением Единой программы, направленной на улучшение бизнес климата в стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Экономика Казахстана на пороге ХХI века: сборник научных трудов / Н.К. Мамыров, Д.К. Кабдиев, Ж.О. Ихданов и др.; Под ред. Н.К. Мамырова.  Алматы : Экономика, 1998.
  2.  «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М. , М., 2012
  3.  Инновационное предпринимательствооснова модернизации экономики Казахстана [Текст] : монография / ред.: А. А. Абишев, С. С. Таменова.  Алматы : Экономика, 2011.
  4.  Герасимова Е.Б., Игнатова Е.А. Экономический анализ. Задания, ситуации, руководство по решению.  М.: «Форум», 2013. 176 с.
  5.  Самуэльсон П. Э. Чистая теория общественных расходов. // Вехи экономической мысли. Том 4. Экономика благосостояния и общественный выбор. Под общ. ред. А. П. Заостровцева. СПб: Экономическая школа. 2004.
  6.  ГИС ФРП "Даму" (www.gis.damu.kz)
  7.  Кантарбаева А.К. «Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2010г.
  8.  Доклад Председателя Правления АО "Фонд развития малого предпринимательства "Даму" 03.03.2014, www.mit.kz
  9.  Агентство РК по статистике (www.stat.gov.kz)
  10.  Форсирование индустриальноинновационного развития экономики: теория, методология, практика / Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова ; ред.: А. А. Абишев, Т. И. Мухамбетов.  Алматы : Экономика, 2009.
  11.  Анализ состояния развития малого и среднего бизнеса за 4 месяца 2015 года. www.mit.kz
  12.  Аналитический доклад о развитии малого бизнеса (в разрезе областей). Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, февраль 2014 г. www.mit.kz
  13.  Аналитическое обозрение Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz
  14.  Основы предпринимательства: учебное пособие / Н.К. Мамыров, Н.Т. Смагулова, О.А. Яновская и др.  Алматы : Экономика, 1997.
  15.  Абуталипов Ж. На пути к рынку//Казахстан: экономика и жизнь, 2000
  16.  Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 2012.
  17.  "Экономические регуляторы политики поддержки предпринимательства в Казахстане" А.Кантарбаева, У.Шукеев // Альпари № 3 2013 г.
  18.  Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: Экономика», 2010

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Перечень приоритетных секторов экономики программы «ДКБ-2020»

код ОКЭД

Наименование

Агропромышленный комплекс

01

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях, за исключением 01.11 Выращивание зерновых культур (за исключением риса), бобовых культур и масличных семян

02

Лесоводство и лесозаготовки

03

Рыболовство и аквакультура

10

Производство продуктов питания

11.06

Производство солода

11.07

Производство минеральных вод и других безалкогольных напитков

Горнодобывающая промышленность

09

Технические услуги в области горнодобывающей промышленности

Легкая промышленность и производство мебели

13

Производство текстильных изделий

14

Производство одежды

15

Производство кожаной и относящейся к ней продукции

16

Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения

17

Производство бумаги и бумажной продукции

18

Печать и воспроизведение записанных материалов

20

Производство продуктов химической промышленности

21

Производство основных фармацевтических продуктов и препаратов

22

Производство резиновых и пластмассовых изделий

31

Производство мебели

Производство строительных материалов и прочей не металлической минеральной продукции

23

Производство прочей не металлической минеральной продукции

Металлургия, металлообработка, машиностроение

24

Металлургическая промышленность

25

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и

Оборудования

26

Производство компьютеров, электронной и оптической продукции

27

Производство электрического оборудования

28

Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории

29

Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов

30

Производство прочих транспортных средств

33

Ремонт и установка машин и оборудования

Другие сектора промышленности

32

Производство прочих готовых изделий

35

Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

36

Сбор, обработка и распределение воды

37

Канализационная система

38

Сбор, обработка и удаление отходов, утилизация отходов

39

Рекультивация и прочие услуги в области удаления отходов

Транспорт и складирование

45.2

Техобслуживание и ремонт транспортных средств

49

Сухопутный транспорт и транспортирование по трубопроводам

50

Водный транспорт

51

Воздушный транспорт

52

Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность

53

Почтовая и курьерская деятельность

Туризм

55

Услуги по организации проживания

Информация и связь

59.14

Деятельность по показу кинофильмов

61

Связь

62

Компьютерное программирование, консультации

Профессиональная, научная и техническая деятельность

69.2

Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультации по налогообложению

71

Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий; технических испытаний и анализа

72

Научные исследования и разработки

74

Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность

75

Ветеринарная деятельность

81

Деятельность в области обслуживания зданий и территорий

Образование

85

Образование

Здравоохранение и социальные услуги

86

Деятельность в области здравоохранения

87

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

88

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

Искусство развлечение и отдых

91

Деятельность библиотек, архивов, музеев и других учреждений культурного обслуживания

93

Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений

Предоставление прочих видов услуг

95

Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров

96.01

Стирка и (химическая) чистка текстильных изделий и изделий из меха»;

Приложение Б.

Ход реализации программы «ДКБ - 2020» в г. Астана по 3 направлениям субсидирования, по состоянию на 27.04.2015г.

Наименование БВУ

Наименование СЧП/Экспортера

Сумма кредита(транша)

Ставка вознаграждения по кредиту

Отрасль экономики

1

Альянс Банк

Фирма Дом Отдыха Кокшетау

450000000

11,70%

I - Услуги по проживанию и питанию

2

Банк ЦентрКредит

Актерек ЛТД

1509403750

12%

I - Услуги по проживанию и питанию

3

Банк ЦентрКредит

Компания Кулагер

922000

14%

H - Транспорт и складирование

4

Банк ЦентрКредит

Компания Кулагер

16156000

14%

H - Транспорт и складирование

5

Банк ЦентрКредит

Компания Кулагер

21566250

14%

H - Транспорт и складирование

6

Банк ЦентрКредит

Компания Кулагер

109591000

14%

H - Транспорт и складирование

7

БТА Банк

Автобусный парк N3. Sk.

43000000

14%

H - Транспорт и складирование

8

БТА Банк

Автобусный парк N3. Sk.

55091600

14%

H - Транспорт и складирование

9

БТА Банк

Автобусный парк N3. Sk.

95500000

14%

H - Транспорт и складирование

10

БТА Банк

Автобусный парк N3. Sk.

106408400

14%

H - Транспорт и складирование

11

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

586774

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

12

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

3800000

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

13

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

4007440

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

14

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

4056800

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

15

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

4500000

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

16

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

4550442

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

17

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

4800000

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

18

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

5013640

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

19

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

5133570

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

20

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

5257820

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

21

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

7099400

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

22

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

8084000

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

23

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

9228611

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

24

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

10000000

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

25

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

10085200

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

26

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

11128132

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

27

БТА Банк

Асылбекова Адия Адаевна

17795360

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

28

БТА Банк

Темир Тулпар НТ

45559322,04

14%

H - Транспорт и складирование

29

БТА Банк

Темир Тулпар НТ

182482758,6

14%

H - Транспорт и складирование

30

БТА Банк

Умербеков Асылбек Утегалиевич

8177200

11,60%

C – Обрабатывающая промышленность

31

Евразийский банк

Центр стоматологии "Жайык Дент"

10268163,35

10%

Q - Здравоохранение и социальные услуги

32

Евразийский банк

Центр стоматологии "Жайык Дент"

22500000

10%

Q - Здравоохранение и социальные услуги

33

Евразийский банк

Центр стоматологии "Жайык Дент"

62697758

10%

Q - Здравоохранение и социальные услуги

34

Казкоммерцбанк

Центр перинатальной профилактики

1273000

14%

Q - Здравоохранение и социальные услуги

35

Казкоммерцбанк

Центр перинатальной профилактики

1500000

14%

Q - Здравоохранение и социальные услуги

36

Казкоммерцбанк

Центр перинатальной профилактики

3500000

14%

Q - Здравоохранение и социальные услуги

37

Казкоммерцбанк

Центр перинатальной профилактики

9860000

14%

Q - Здравоохранение и социальные услуги

38

Казкоммерцбанк

Центр перинатальной профилактики

43709545,1

14%

Q - Здравоохранение и социальные услуги

39

Народный Банк Казахстан

Emile Company

59285714,29

14%

C – Обрабатывающая промышленность

40

Народный Банк Казахстан

Emile Company

60000000

14%

C – Обрабатывающая промышленность

41

Народный Банк Казахстан

ЖАСЫЛТАС; Астана-Импорт

14645080,8

12%

H - Транспорт и складирование

42

Народный Банк Казахстан

ЖАСЫЛТАС; Астана-Импорт

16024691,56

12%

H - Транспорт и складирование

43

Народный Банк Казахстан

ЖАСЫЛТАС; Астана-Импорт

123587180,4

12%

H - Транспорт и складирование

44

Народный Банк Казахстан

ЖАСЫЛТАС; Астана-Импорт

743580953,9

12%

H - Транспорт и складирование

45

Народный Банк Казахстан

СП Компания Егоркино

15000000

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

46

Народный Банк Казахстан

СП Компания Егоркино

20000000

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

47

Народный Банк Казахстан

СП Компания Егоркино

25000000

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

48

Народный Банк Казахстан

СП Компания Егоркино

30000000

14%

I - Услуги по проживанию и питанию

49

Нурбанк

Частный извоз

328000000

14%

H - Транспорт и складирование

50

Цеснабанк

КазГЮУ

554855311,6

12%

P – Образование

51

Цеснабанк

КазГЮУ

2217785000

12%

P – Образование

52

Цеснабанк

Петра-Акмола

83898305,08

12,50%

C – Обрабатывающая промышленность

PAGE  28


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25232. Еллінізм: відкриття духовної реальності (Сенека, Епіктет) 29.5 KB
  Саме тут вперше на основі причасності всіх людей логосу формується ідея спільного братства на місце ідеалу національної держави приходить космополітизм. Нехай з середини ти будеш інший у всьому а ззовні ми не повинні відрізнятись від людей.€ Перше що обіцяє дати філософія – це вміння жити серед людей. Епіктет проповідував близькі до християнства ідеї про різку відмінність Духа від тіла про братську любов до всіх людей про необхідність постійного звернення людини до бога.
25233. Епікуреїзм: таємниця «паренклізісу» (самочинне відхилення атомів від лінії необхідності) 22.5 KB
  грекоримський епікуреїзм – середній Сад епікуреїзм у Римі – пізній Сад.
25234. К. Леві-Строс Структурна антропологія 33.5 KB
  полягає в застосуванні структурного методу до аналізу історикоетнографічних процесів культури – як окремого людського буття так і етногенезу в цілому а також до становлення окремих форм соціального буття. полягає в тому щоб в процесі аналізу конкретної етнографічної проблематики наблизитися до осягнення проблеми становлення і формування людського суспільства і людської культури. З огляду на це вивчення життя первісних народів є ключем для розуміння загальних закономірностей культури. Енґельса оскільки момент якісного стрибка від...
25235. Поняття історичних законів у новоєвропейській філософії історії 25 KB
  Поняття історичних законів у новоєвропейській філософії історії. Поняття історичної закономірності у новоєвропейській філософії співіснує із поняттям прогресу.Час дух осягає себе в поняттях. Яскравої конкретизації поняття історичної закономірності набуває в марксизмі.
25236. Поняття системи у філософії науки 27 KB
  Поняття системи розкривається в двох основних значеннях – онтологічному та методологічному. В методології широко використовується поняття теоретичної системи знання яке описує встановлення єдності між різними елементами знання на основі певних семантичних та синтаксичних правил. Онтологічний зміст поняття система розкривається в формі опису складно існуючої реальності яку поділяють на елементи зв’язки між ними і характеризують як цілісне утвореня. Специфічне тлумачення поняття система набуває в рамках діалектики та синергетики де вона...
25237. Проблема міфології у філософській спадщині Лосєва 41 KB
  Проблема міфології у філософській спадщині Лосєва Олексій Лосєв 1893 1988 – представник російської філософії її €œзолотого віку€. Головні праці: €œФілософія імені€ €œМузика як предмет логіки€ €œДіалектика міфу€ €œІсторія античної естетики€. Міфологічна проблематика займає центральне місце в філософській спадщіні Лосєва. Сам себе він називава філософом міфу оскільки всі його роботи в тій чи іншій мірі спроба відкрити світ міфу для читатача.
25238. Проблеми єдності онтології та гносеології 23 KB
  Критика марксизму виявила неприйнятність в межах філософського осмислення буття науки тези Леніна про єдність онтології та гносеології оскільки людина як суб’єкт без їх відокремлення нездатна встановлювати осмислене відношення до буття на основі методів. Онтологія дає нам знання про буття а гносеологія про пізнання цього буття. Кожній частині буття відповідає своє адекватне пізнання. Постмодерний дискурс критикуючи раціонально зцентровану гносеологію виявляє ірраціональні елементи як онтологічні ознаки людського буття.
25239. Життєвий світ і система 32 KB
  Габермас досліджує шлях уречевлення комунікації визначаючи його як роз'єднання системи і життєвого світу. Концепція життєвого світу дістає своє емпіричне втілення за Габермасом в архаїчних суспільствах де структури нормативної інтеграції опосередковані мовленнєвою комунікацією водночас становлять системні структури. Тому архаїчне родове суспільство Габермас розглядає як втілення єдності системи й життєвого світу. Однак ця система зберігає своє відношення хоча й перетворене до життєвого світу.
25240. Життєвий світ та система 22 KB
  Поняття життєвого світу пов’язане з горизонтом. Розрізняють внутрішній та зовнішній горизонти. Внутрішній горизонт – це сукупність припущень якими ми керуємося в сприйнятті та розумінні речей. Зовнішній горизонт – це сукупність речей через яку ми сприймаємо річ.