97526

Функция предпринимательства в теориях К. Маркса, Й. Шумпетера и Т. Веблена: сравнительный анализ

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Описать функцию предпринимательства в работах К Маркса; рассмотреть функцию предпринимательства в работах Й. Шумпетера; изучить функцию предпринимательства в работах Т.Веблена; сравнить отображения функции предпринимательства в работах К.Маркса, Й. Шумпетера. и Т. Веблена.

Русский

2015-10-19

71.5 KB

4 чел.

Функция предпринимательства в теориях

К. Маркса, Й. Шумпетера и Т. Веблена: сравнительный анализ.

       

       Выполнила Легчилина Е. (164гр)

План работы:

1. Введение

  1.  Функция предпринимательства в теории

К. Маркса

3. Функция предпринимательства в работах Й. Шумпетера

4. Функция предпринимательства в работах Т. Веблена

5.Итоговое сравнение отображения функции предпринимательства в работах

К. Маркса, Й. Шумпетера, Т. Веблена

     1. Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что из многих факторов в социально-экономическом прогрессе среди большинства стран мира важная роль в современных условиях отводится именно предпринимательству и субъектам, которые его непосредственно осуществляют, - предпринимателям. Английскиму экономисту Давиду Риккардо, жившиму в 1772-1823 годах, виделся в предпринимателе обычный капиталист. Аналогично оценивалась роль предпринимателя и Карлом Марксом, который жил в 1818-1883 годах.

 Довольно (???) противоположное мнение выражал в своих работах американский экономист и социолог Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг). По мнению И.Шумпетера, между понятиями «предприниматель» и «капиталист» существует колоссальная разница. Он считал, что предприниматель является особым типом человека, который всегда нацелен на достижение новшеств, являясь при этом двигателем технического процесса.

История экономических учений как гуманитарная экономическая наука  рассматривает этапы возникновения экономических систем и их смену в разные периоды развития человеческой цивилизации и общественного производства и помогает понять общее направление развития экономической науки, преобразование ее основных направлений и предпосылки принятия разнообразных стратегических решений. Исходя из этого, можно судить о том, что эта научная дисциплина постоянно взаимодействует с различными экономическими идеями, с помощью которых можно получить объяснение сущности самих социально-экономических явлений.

Цель данной работы: рассмотрение отображения функции предпринимательства в работах К Маркса, Й Шумпетера, Т. Веблена и их сравнение.

Пункты, которые необходимо осветить в ходе работы:

1. описать функцию предпринимательства в работах К Маркса;

2. рассмотреть функцию предпринимательства в работах Й.Шумпетера;

3. изучить функцию предпринимательства в работах Т.Веблена;

4. сравнить отображения функции предпринимательства в работах К.Маркса, Й. Шумпетера. и Т. Веблена.

 

 

2. Функция предпринимательства в теории К. Маркса

Одним из крупнейших по своему влиянию на общественную мысль философов и экономистов XIX века считается Карл Маркс (1818 - 1883). По образованию Маркс был юристом, но свою профессиональную деятельность он связал с политической журналистикой, философией, экономикой, социологией. Кроме того, Карл Маркс известен как величайший ученый и революционер своего времени.

Карл Маркс был одним из первых, кто определил политическую экономию как науку, которая изучает производственные отношения между людьми, ступени развития общественного производства и законы распределения материальных благ на разных слоях человеческого общества.

 Под словом «предприниматель» у Маркса обычно подразумевалось понятие «капиталист». Но отнюдь не всякого капиталиста можно назвать предпринимателем, по мнению Маркса. Капиталисты делились на активных ( или функционирующих ) предпринимателей и капиталистов - кредиторов.  Для первых характерно получение прибыли после вычета процента, вторые же получают процент, который является платой за предоставленный кредит. Таким образом, прибыль делится на две части.

Разграничение двух частей валовой прибыли состоит в том, что проценты являются плодами капиталов самих по себе и доходами от собственности на эти капиталы, вне зависимости от процессов, происходящих в производстве. Предпринимательские доходы предстают как результат процессирующих капиталов, а именно тех капиталов, которые могут действуют в процессе самого производства. Соответственно, доход предпринимателя является еще и активным следствием той роли, которую играет лицо, использующее капитал, в ходе самого производства.

На основании вышесказанного можно выделить четыре типа капиталистов, которые базируются на отношении к процессу производства:

1. Капиталисты-кредиторы (другими словами заемщики) пассивны в процессах производства. Они присваивают прибавочную стоимость как собственники капиталов в форме процентов и не являются предпринимателями.

2. Функционирующими капиталистами (предпринимателями) называют капиталистов, которые организуют процессы производства и используют заемные и собственные капиталы. Предпринимателями присваивается прибавочная стоимость как валовая прибыль за минусом процентов за заемные капиталы, то есть в форме предпринимательских доходов.

3. Функционирующие капиталисты (предприниматели), организующие процессы производства с использованием только собственных капиталов.

4. Функционирующие капиталисты (предприниматели), организующие процессы производства и не располагающие при этом собственным капиталом.

Выделенные типы предпринимателей, особенно 2ой и 3ий, скорее можно назвать схожими, чем различными: они также "распадаются словно на два лица", так как именно на две части (процент и предпринимательский доход) распадается и получаемая ими валовая прибыль. По большому счету, разницу между ними можно свести только к адресам в получении процентов. Марксом было также сказано, что если сравнивать промышленных капиталистов с денежными капиталистами, то первых отличают от вторых только предпринимательские доходы. Они, как избытки в валовой прибыли от среднего процента, который выступал благодаря ставкам процентов в качестве эмпирической составляющей этой величины.

В 23-й главе 3-го тома "Капитала" (главного труда К.Маркса) можно почерпнуть представление Маркса о предпринимателе середины 19 века. Он не был таким, каким стал его последователь спустя сто лет. Но между ними есть и общие качества. Прежде всего,   подобной схожей чертой является активная роль предпринимателя в разных областях духовного(???) и материального производства. Кроме того, остается идентичным и разнообразие экономических форм предпринимательства вплоть до возможности предпринимательства без обладания собственностью. Нельзя не упомянуть также и капиталистическую природу человека, которая выражается в конечном счете в стремлении произвести как можно больше прибавочной стоимости.

 Важно отметить, что в этом труде Маркса укрепляется наметившееся отделение функции управления от предпринимательства. Говоря иными словами, Марксом было положено начало функциональному направлению по «распознаванию» предпринимательства. В рамках этого процесса терпели изменения содержание и значения предпринимательства, а также взаимодействие предпринимательства с другими производственными функциями. 

3. Функция предпринимательства в работах Й.Шумпетера

Представитель неоавстрийской школы учения о теории предпринимательства Йозеф Алоиз Шумпетер, живший в 1883-1950 годах - австрийский экономист, социолог, ставший позже профессором в Гарвардском университете и создателем самой популярной базовой теории предпринимательства, которая до сих пор остается экономическим обоснованием предпринимательской функции с представления портрета предпринимателя с психологической стороны.

Шумпетер считал предпринимателя главным двигателем в развитии капитализма, а само предпринимательство он характеризовал как процесс «творческих разрушений». В книге «Теория экономического развития», вышедшей в 1911 году, Шумпетер истолковывает понятие предпринимателя и как новатора, и как главного, ключевого игрока в системе. Основная функция предпринимателя состоит в реализации нововведений, которые играют важную роль и в развитии общей капиталистической экономики, и в обеспечении будущего экономического роста.

Шумпетер считал, что «осуществление предпринимательской функции создает для наиболее удачливых предпринимателей и их семей позиции, отвечающие их классовым интересам, оно в состоянии наложить на эпоху свой отпечаток, сформировать особый стиль жизни, особую систему моральных и эстетических ценностей, но как таковое оно не представляет собой той классовой позиции, которую оно в себе предполагает». (2)

По мнению Шумпетера, предприниматели занимаются реализацией новых сочетаний производственных факторов с помощью вложения средств. Он также делает акцент на несколько типов новых факторов в предпринимательстве:

1. производство новых благ;

2. использование новейших технологий в производстве;

3. овладение новыми рынками сбыта;

4. обнаружение новых источников сырья;

Предпринимательство, следуя основным идеям Шумпетера, является таким свойством в человеческом характере, которое не зависит ни от классовой, ни от социальной принадлежности конкретной личности.

 Предпринимателей характеризуют нижеследующие качества:

1.  устремление к нововведениям;

2.  желание и возможность рисковать;

3.  уверенность в собственных силах;

4.  осознание собственной независимости.

 Стимулы предпринимательства в качестве новаторства состоят в росте основных доходов или в уменьшении всех затрат ввиду инноваций. Новаторская деятельность непрерывно прогрессирует изнутри, и это способствует переходам в экономике с одного этапа в равновесии на другой. Эти процессы названы Шумпетером свойством экономического развития.

 Получение денег, согласно Шумпетеру, является сигналом законченного процесса производства и преумноженного совокупного продукта. Одним из самых главных условий получения предпринимателями средств производства Шумпетер называл кредит. А процент по кредиту, по его мнению, - это цена, которая была уплачена за получение новых производительных сил.

 Шумпетер допускал только денежную форму капитала, а именно платежные средства, изменяющие в руках предпринимателей структуру производства. Экономическое развитие заключается в том, что, благодаря новаторской деятельности предпрнимателей, общество переходит из одного состояния в другое, следовательно, осуществляются экономический прогресс и экономическое развитие. (1)

 Итак, по мнению Шумпетера, экономической функцией предпринимателей является осуществление инноваций, которое тесно связано также с особенностями личностей предпринимателей: их особой мотивацией и специфическийм интеллектом, их крепкой волей и развитой интуицией. Шумпетером уделено особое внимание процессам инновационной деятельности предпринимателей. Основными видами инноваций он называет производство благ и новые технологии, а также освоение новейших рынков сбыта и новых источников сырья.

4. Функция предпринимательства в работах Т.Веблена

Торстейн Бунде Веблен (1857 - 1929) был известным американским  социологом, экономистом и публицистом. Кроме того, он являлся доктором философии (??? Вообще-то все, включая экономистов, математиков… - доктора философии=Ph.D) и преподавал в университетах Америки. Он по праву может считаться основоположником институционализма - социально-экономического направления, которое рассматривает политическую организацию общества в качестве комплекса разнообразных общественных объединений.

Программная работа Веблена – его статья «Почему экономика не является эволюционной наукой», вышедшая в 1898 году. Интересен тот факт, что Веблен выступал в качестве первого системного критика в современном ему американском обществе.

Основным утверждением, которое Веблен много раз повторял в своих трудах, стала несовместимость машинного производства и стремления к прибыли. Капитан промышленности, как был назван Вебленом предприниматель, меньше заинтересован в экономическом эффекте, чем в возможности извлечь прибыль(???) путем купли-продажи на рынках бумажных титулов, свидетельствующих о собственности.

В работе под названием «Теория праздного класса. Экономическое  изучение институтов», вышедшей в 1899 году, Веблен приходит к следующему выводу: капитализмом вызваны к жизни два главных подхода: точка зрения теорий о бизнесе и основная точка зрения о производстве.

Вторая точка зрения выбирается из основ материального производства, в то время как в бизнесе предприниматели заинтересованы только лишь в денежных выгодах. На этих основах и возникают различия между основами машинного производства и капиталистического предпринимательства.

Производством создаются блага, полезные для человека, а потому и связанные с образом мыслей, согласно которому отдается предпочтение общей полезности и общественным выгодам, а не возможной индивидуальной прибыли. Стимулы денежной выгоды, наоборот, проистекают из условий рынка. И здесь важны только элементы меновой стоимости, которые по своей природе обычно довольно субъективны. В основе же меновой стоимости лежат возможности продавать вещь, а уже сама продажа всегда стимулируется сознательными ограничениями реальных предложений товаров. В оборудовании и капитале эти элементы полезны только в той мере, в которой собственники могут при повышения цен присвоить материальный излишек, который образуется через применение техники, а также инстинкта, который вырабатывается вместе с мастерством. Сами факты собственности позволяют основным предпринимательским классам присвоить лучшие части из продукции в общественном производстве.  (3)

 Вебленом был совершён подход к тому, чтобы понять предпринимательство как особый тип в поведении всех хозяйствующих субъектов, который реализуется в процессе происходящего обмена. Однако им не было дано четкого определения самого предпринимательства и прибыли. Фигура предпринимателя связывается с его принадлежностью к определенным классам (социальным группам), несмотря на то, что предпринимательские типы в хозяйственном поведении демонстрируются лицами, относящимися к разным в социальном плане слоям общества (сюда можно отнести и наемных работников).

5. Сравнение отображения функции предпринимательства в работах

К. Маркса, Й Шумпетера, Т.Веблена

 Подводя итоги, следует перейти к сравнению отображения функции предпринимательства в работах К. Маркса, Й Шумпетера и Т.Веблена. Довольно яркий характер носят основные различия в воззрениях Маркса и Шумпетера.

 Шумпетер сводит основную часть аргументации к существованию особого генотипа, «динамичных» и «энергичных» людей, или «предпринимателей». В то же время, с точки зрения Маркса, хотя люди с особенными талантами и навыками играют важную роль в процессе, они не являются движущей силой: они могут рассматриваться как необходимое, но отнюдь не как достаточное условие. Дифференциация общества на различные категории людей в общем и целом представляет собой результат процесса общественного воспроизводства, общественного разделения труда и, не в такой степени, как у Шумпетера, отражения особых исходных физических, психических и ментальных дарований конкретных групп людей.

 У Маркса самым важным функционирующим фактором в капиталистической экономике является конкуренция, которая носит системный характер: она формирует стремления, оказывает влияние на решения и действия людей. Шумпетер же не отрицает важности конкуренции, но, по-видимому, ставит в обратном порядке очередность «появления на сцене» системных и индивидуальных факторов, объясняющих феномен социально-экономических изменений, и приписывает им иные веса. По Шумпетеру, первопричиной экономического динамизма в его представлении является предприниматель, в то время как конкуренция приводит в движение механизм, который преобразует индивидуальные действия в общественные результаты. С точки зрения Маркса, этот механизм находится в движении все время, и нельзя рассчитывать на то, что он исчезнет. Ведь именно конкуренция заставляет производственных агентов заниматься инновациями.

Шумпетер же полагал, что виды инноваций, которые будут иметь место, и время их происхождения исторически обусловлены среди множества прочих факторов взаимодополняющими инновациями в той же самой или других отраслях, распределением  и развитием в образовательных процессах талантов и навыков среди членов общества.

Довольно интересное сравнения можно провести также между взглядами Маркса и Веблена.

Веблен считал, как и Маркс, что владельцы использовали труд или непосредственно производителей в несколько «паразитарном» смысле, при этом сами же рабочие условия были плачевными. Для Веблена кризисы и депрессии были присущи капитализму, а правительство играло роль соблюдения и обеспечения прибыли для привилегированных капиталистов. Также в поддержку Маркса Веблен считал, что собственность на средства производства должна быть социализирована, а не быть частной.

В отличие от Маркса, Веблен не использовал равновесного анализа из-за своей сильной веры в историческую и эволюционную природу капитализма. По этой причине, кризисная теория Маркса считается более полной.  

Кроме того, в отличие от Маркса, Веблен не имел конкретной теории для заработной платы или нормы прибыли. Интересен тот факт, что Маркс полагал, что время для свержения капитализма вскоре настанет, поэтому он принял активное участие в стимулировании объединения работников и созданий восстаний. Веблен, с другой стороны, принял более пессимистический взгляд на ликвидацию капитализма, признав в этом явлении несколько обратных эффектов, таких как патриотизм и соревновательный дух. (4)

Если же сравнивать функцию предпринимательства сразу в работах и К. Маркса,  

Й. Шумпетера и Т.Веблена, то в глаза сразу бросается один важный момент: только в теории Веблена можно найти замечание, что предприниматель меньше всего заинтересован в экономическом эффекте. Для него важнее возможность извлекать прибыль путем купли-продажи, поэтому Веблен называет предпринимателя капитаном промышленности. Ведь все главные интересы бизнесменов, по мнению Веблена, - это интересы, сосредоточенные на купле-продаже. Поэтому Веблен в отличии от Шумпетера и Маркса подвергает критике предпринимателей как праздный класс.

 Говоря кратко, функции предпринимательства расцениваются у Маркса как двигатель экономики, у Шумпетера – как стремление к обновлениям, а вот у Веблена

предпринимательство рассматривается как праздный класс. Стоит также отметить, что Маркс и Штрумпетер не видели классовых различий в предпринимателях, Веблен же относил их к определённому классу.

Список использованной литературы

  1.  Фомишин С. В., Мочерний С. В. История экономических учений. Серия: Высшее образование. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2008. – 639 с.

2) Ядгаров Я. С. История экономических учений. Серия: 100 лет РЭА им. Г.В.Плеханова. – М.: Инфра-М, 2008. – 217 с.

3) Холопов А. В. История экономических учений. - Серия: Высшее экономическое образование. – М.: Эксмо, 2008. – 493 с.

4) Adil H. Mouhammed - Critique of A Marxist Critique Of Thorstein Veblen arpejournal.com/ARPEvolume6number1/Mouhammed.pdf

8 баллов. Нет ни одной ссылки на какие-либо источники. Странный список использованной литературы: ни одного первоисточника. Все учебники – 2008 года издания. И ни одного учебника ВШЭ. Плюс странности в оформлении, ошибки, опечатки…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83358. Повторення вивченого про прикметник. Спостереження за роллю прикметників у мовленні 94 KB
  Хто це Чому ви думаєте що це осінь Доведіть свою думку. Які слова допомогли вам уявити осінь Як називаються словащо означають ознаки предмета Які у вас виникають асоціації коли ви чуєте слово осінь Дощ вітер падолист багрянець ключ золото краса сум.
83359. Тренувальні вправи на використання прикметників у мовленні. Опис тварини 80.5 KB
  Мета уроку. Закріплювати знання про прикметник, про роль прикметників в усному і писемному мовленні, удосконалювати вміння учнів складати речення з прикметниками, працювати над удосконаленням орфографічної грамотності, вчити визначати відмінки, розвивати образне мислення. Виховувати любов до природи.
83360. Зв’язок прикметників з іменниками в реченні. Повторення вивченого про прикметники у мовленні 48.5 KB
  Мета: повторити раніше вивчені відомості про прикметник; закріплювати в учнів поняття про прикметник як частину мови, про його роль у мовленні; розвивати мову, спостережливість, інтерес до навчання; виховувати любов до природи.
83361. Частини мови. Займенник. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови 77.5 KB
  Морська трава – дуже корисний продукт харчування. В морській траві багато вітамінів, необхідних дітям, щоб рости великими і дужими. З морської трави можна готувати салати, закуски, варити суп. Крім того, з морської трави можна виготовляти папір і тим самим зберігати ліси.
83362. Зв’язок прикметників з іменниками в реченні. Визначення роду і числа прикметників за іменниками. Складання усної розповіді про прикметник за поданим планом 78.5 KB
  Мета. Розширити знання учнів про граматичний і смисловий зв’язок прикметників з іменниками; розпізнавати рід і число прикметників за значеннями іменників; розвивати вміння будувати зв’язні розповіді на граматичні теми, робити висновки та узагальнення; збагачувати активний словник учнів...
83363. Повторення вивченого про прикметник як частину мови 71 KB
  Мета: створити змістовні та організаційні умови для актуалізації знань про прикметник; сприяти усвідомленню учнями граматичного і змістовного зв’язку прикметника з іменником; забезпечити розвиток уміння вживати прикметники у власному мовленні й на письмі; допомогти учням усвідомити лексичне...
83364. Відмінювання іменників у множині 77.5 KB
  Мета: розширювати знання учнів про відмінювання іменників у множині; вчити правильно утворювати і використовувати у мовленні форми іменників у місцевому відмінку множини з прийменниками; розвивати мовлення дітей, збагачувати словниковий запас учнів; виховувати пізнавальний інтерес,прагнення вивчати мову.
83365. Блоггерство Дмитрия Иванова 174.5 KB
  Цель – проанализировать и показать специфику блоггерства Дмитрия Иванова. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: показать особенности блогосферы как информационного феномена (сущность, особенности, функции); дать общее описание блоггера как личности...
83366. Организация производственного процесса на предприятии 64.51 KB
  Целью организации производственного процесса в пространстве является обеспечение рационального построения его во времени Под организацией производства следует понимать систему научно обоснованных мер направленных на создание наиболее рациональной структуры предприятия и его подразделений...