97532

Кальций, источники, содержание в норме и патологии. Биологическая роль кальция как внутриклеточного посредника в передаче гормонального сигнала, участие в механизме свертывания крови, процессах мышечного сокращения и расслабления, структурная функция каль

Реферат

Медицина и ветеринария

При нeдостатке кальция возникает напряженность, раздражительность, плохие волосы, ногти, зубы. Дефицит кальция у детей может проявляться в желании есть грязь, краски. Так же недостаток кальция сказывается и на мышцах, способствуя их спазму и ощущению затекания.

Русский

2015-10-19

46.5 KB

1 чел.

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Биохимия человека»

На тему «Кальций, источники, содержание в норме и патологии. Биологическая роль кальция как внутриклеточного посредника в передаче гормонального сигнала, участие в механизме свертывания крови, процессах мышечного сокращения и расслабления, структурная функция кальция»

                                                                        Выполнила

                                                                        студентка 921 группы

                                                                        Института социальных технологий

                                                                        Чупрова Надежда

                                                                        Проверил:

                                                                        Иванкова Ж.Е.

Сыктывкар 2013

Kальций - один из основных  макроэлементов нашего организма. 99% кальция содержится в костях и зубах,1%-содержится в сыворотке крови.

Потребность в этом элементе сравнительно невелика-около 0,8 г в сутки. Взрослые: 800-1100мг, дети: от 6 месяцев до года - 600 мг, 1- 5 лет - 800-1200 мг, старше 11 лет и молодые люди до 24 лет - 1200-1500 мг. При переизбытке кальция белее, чем на 2г может возникнуть гиперпаратиреоз (заболевание, обусловленное избыточной продукцией гормона околощитовидных желез). Eго признаки: задержка роста, анорексия, запоры, жажда, мышечная слабость, депрессия, раздражение, головокружение, нарушение баланса при ходьбе.

При нeдостатке кальция возникает напряженность, раздражительность, плохие волосы, ногти, зубы. Дефицит кальция у детей может проявляться в желании есть грязь, краски. Так же недостаток кальция сказывается и на мышцах, способствуя их спазму и ощущению затекания. Дефицит кальция способствует развитию атеросклероза, артрозов, остеохондрозов, гипертонии. Дефицит кальция и магния ухудшает течение аллергических заболеваний.

Солeй кальция содержится много в молочных продуктах: молоке, твороге, сыре. На их долю приходится больше 60% кальция из набора продуктов. Содержащийся в молочных продуктах кальций хорошо усваивается, из других продуктов он усваивается хуже. При повышенном содержании жира в рационе усвоение кальция снижается. Некоторые другие пищевые вещества (щавелевая кислота, фитин) также нарушают его обмен.

Kальций играет определенную роль в регуляции возбудимости нервной системы, в механизме мышечного сокращения, свертываемости крови, в функционировании ферментов и гормонов.

Кальций находится в плазме крови в виде катиононов. Норма кальция Са в крови: 2,15 — 2,50 ммоль/л. Все этапы свертывания крови протекают с участием ионов кальция, за исключением двух первых этапов внутреннего пути, для развития и ускорения реакций свертывания крови требуются ионы кальция. Следовательно, при отсутствии ионов кальция свертывание крови по любому пути не происходит. В живом организме концентрация ионов кальция редко падает так низко, чтобы значительно влиять на кинетику свертывания крови. Но свертывание крови, извлеченной из организма, можно предупредить путем снижения концентрации ионов кальция ниже порогового для свертывания уровня, либо путем осаждения кальция с помощью, например, иона оксалата.

Ион кaльция служит посредником множества клеточных реакций, в том числе секреторных процессов и пролиферации. Внутриклеточная концентрация ионов кальция на несколько порядков ниже содержания таких катионов, как калий, натрий и магний. Большая часть кальция в клетке связана с растворимыми лигандами (нейтральные молекулы, ионы или радикалы, связанные с центральным атомом комплексного соединения), клеточными мембранами. Именно свободный кальций служит регулятором внутриклеточных процессов. В клетке концентрация кальция очень мала (0,1ммоль/л воды). С наружной стороны плазматической мембраны содержание кальция достигает 1,5-2,5 ммоль/л., т.е. оно в 2000 раз выше, чем внутренней. Плазматическая мембрана клеток обладает низкой проницаемостью для кальция; выведение кальция  из клетки – энергозависимый процесс. Благодаря низкому содержанию кальция в цитоплазме клеток и высокому градиенту концентрации по обе стороны  плазматической мембраны этот ион имеет важное значение в регуляции жизнедеятельности клеток. Кальций учувствует в передаче сигналов из внешней среды. Физиологически действие кальция связано с регуляцией проницаемости клеточных мембран: при низкой концентрации кальция в эктрацеллюлярной жидкости проницаемость мембран клеток увеличивается, приводя к повышению возбудимости клеток в центральной и периферической нервной системе. В противоположность этому при высокой концентрации кальция проницаемость клеточных мембран уменьшается со снижением рефлекторной активности.

Пусковым механизмом мышечного сокращения является повышение концентрации ионов  кальция в саркоплазме миоцитов, вызываемое двигательным нервным импульсом. Мышечное сокращение происходит под воздействием нервного импульса, по которому идет волна повышенной проницаемости. В результате чего волна  достигает цистерн, содержащих  ионы кальция в большой концентрации. В результате значительного повышения проницаемости стенки цистерн ионы кальция выходят из цистерн  и их концентрация в саркоплазме за очень короткое время возрастает примерно в 1000 раз. При их высокой концентрации, они присоединяются к белку тонких нитей – тропонину – и меняют его пространственную форму. Вследствие  дальнейшего механизма образуются мостики, чем их больше, тем больше сила мышечного сокращения.

Расслабление мышц происходит после прекращения поступления двигательного  нервного импульса. При этом проницаемость стенки цистерн саркоплазиатического ретикула уменьшается, и ионы кальция под действием кальциевого насоса, использующего энергию АТФ, уходят в  цистерны. Их концентрация в саркоплазме быстро снижается до исходного уровня. Снижение концентрации кальция в саркоплазме вызывает изменение конформации тропина и делает   невозможным  образование поперечных мостиков, что приводит к расслаблению.

Список литературы

  1.  Спортивная биохимия. С.С.Михайлов  М.: Советский спорт, 2004. - 220 с.
  2.  Биохимия мышечной деятельности. Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н.-олимп.литер.: 2000-503 с.
  3.  Клиническая биохимия. В.А.Ткачук – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 512 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52519. Усі уроки географії у 6 класі 3.11 MB
  Посібник містить розробки усіх уроків географії у 6 класі за Програмою 12-річної школи із використанням сучасних методів та прийомів навчання. Особливу увагу автор приділив рекомендаціям щодо проведення етапу мотивації, а також варіативності завдань для актуалізації та закріплення. Пропонуються також додаткові матеріали, завдання творчого рівня.
52520. Усі уроки географії. 7 клас 1.61 MB
  Посібник підготовлено відповідно до нової програми Міністерства освіти і науки України. Він представляє собою детальні розробки уроків відповідно до авторського календарного планування, причому кілька тем уроків представлені двома альтернативними варіантами. Для кожного уроку зазначено: мету, як навчальну з предмета, так і виховну, розвивальну; тип; найдоступніше обладнання; опорні та базові поняття; об’єкти географічної номенклатури.
52521. Усі уроки географії. 8 клас 1.16 MB
  Завершальним етапом роботи учнів на уроці є підсумок уроку. Здебільшого пропонуються прийоми, які дозволяють учням зробити його самостійно. Розробку уроку завершують різні види домашнього завдання. Представлені уроки тематичного оцінювання, завдання яких складені подібно до завдань, які використовувались під час ЗНО, відповідають програмним вимогам щодо знань і вмінь.
52522. Ділення раціональних чисел 153.5 KB
  Обладнання: фізична карта світу макет козацької чайки піратського корабля сигнальні картки карткизавдання; підручник для 6го класу: Математика Мерзляк А. Щоб зорієнтуватися в просторі нам треба розвязати завдання за правильними відповідями відшукати слово яке вкаже на курс нашої подорожі. ІІІ етап Поповнення запасів їжі і питної води Робота з сигнальними картками: Тестові завдання учні підіймають картку з правильною на їх думку відповіддю...
52523. Найбільший спільний дільник кількох чисел ( НСД) 34 KB
  Мета: сформулювати поняття спільного дільника кількох чисел найбільшого спільного дільника взаємно простих чисел; домогтися засвоєння алгоритму знаходження НСД кількох чисел. Коротко це можна записати так: НСД45, 30 = 15. Для довільних чисел і b пишуть так НСД; b.
52524. Елементи методики роботи вихователя з колективом класу. Ділова гра 105.5 KB
  МЕТА: Озброєння вихователів школи навичками відбору та використання оптимальних форм та методів роботи з колективом класу; Вдосконалення організаторських здібностей. Обладнання: схеми на яких показані взаємовідношення командира лідера із членами колективу при індивідуальній груповій колективній формах роботи. Завдання: Визначте яка форма роботи зображена на схемі.
52525. Година спілкування 9 клас. Україна – наш спільний дім 512.5 KB
  Ознайомити учнів з основними державотворчими подіями становлення незалежної України вивчення основних засад демократичного та суспільного ладу України її досягнень за останні роки. Узагальнити і систематизувати знання дітей про державні символи нашої Вітчизни: герб прапор гімн Основний Закон України Конституцію. 1 Удосконалювати вміння добирати прикметники до іменника Україна утворювати множину іменників назв мешканців міст України. Вдосконалювати в учнів навички виразного читання поезій про державні прапор...
52526. Природа - нам як рідний дім 45 KB
  Привітання: Усміхнемось сонечку: Здрастуй золоте Усміхнемось квітоньці: Хай вона росте Усміхнемось дощику: Лийся мов з відра Гостям усміхнемося: Зичим їм добра Вихователь. Андрію бажаю тобі Вихователь. Вихователь.
52527. Подорож країною динозаврів. Трикутники 323.5 KB
  Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння учнями основних понять трикутника та його елементів вчити застосовувати їх при розвязуванні задач. Питання можуть бути такими: Що називається трикутником Назвати елементи трикутника; Означити види трикутника за сторонами; і т. Учні дають усні відповіді на питання: Що називається висотою трикутника Де знаходиться точка перетину висот у трикутнику Скільки висот у трикутнику Особливості висот трикутника. Що є точкою перетину медіан трикутника Скільки медіа у...