97547

Государственное регулирование экономики

Реферат

Политология и государственное регулирование

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики путям и формам его обеспечения. Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы.

Русский

2015-10-19

48.56 KB

8 чел.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….. 4

  1.  Виды экономического регулирования………………………….…..... 5
  2.  Государственное регулирование…………………………………...….8

2.1. Зачем нужно государственное регулирование……………………8

2.2. Задачи государственного регулирования экономики……………8

2.3. Цели госрегулирования…………………………………………….9

2.4. Методы государственного экономического регулирования……………………………………………..………......10

2.5. Основные направления государственного регулирования экономики……………………………………………………………...13

Заключение…………………………………………………………….........15

Список использованной литературы…………………………………..….18

Введение

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения.

Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Цель данной работы – рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.

  1.  Виды экономического регулирования.

Экономическое регулирование – воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений.

Виды регулирования:

  1.  Государственное регулирование

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль в экономике. Его основными функциями, включая период функционирования экономики свободной конкуренции, были: защита национального суверенитета, защита прав собственности, законности и правопорядка

По мнению Дж. М. Кейнса, только сочетание саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить совокупный платежеспособный спрос в соответствии с произведенным национальным продуктом, т.е. стабильное экономическое развитие.

Современное рыночное хозяйство неотделимо от государства. Однако до сих пор ученые, признавав возрастающую роль государства в рыночной экономике, по-разному объясняют причины данного явления.

Одни утверждают, что макроэкономическая политика является благом для экономики, ибо рыночная конкуренция обусловливает "провал координации", мешает принимать эффективные решения. Другие считают, что усиление роли государства связано с потребностью реализации корыстных интересов бюрократии и не обусловлено интересами экономического развития. В связи с этим отстаивается позиция о снижении роли государства. Несмотря на различные подходы к оценке роли государства, во всех развитых странах существует государственное регулирование экономики.

Предложенная классификация факторов, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является условной, так как все три группы факторов взаимосвязаны между собой. Так, создание государством общих благоприятных условий для стабильного развития экономики, несомненно, способствует преодолению негативных черт рыночного механизма и решению социальных проблем. Решение проблемы занятости способствует обеспечению положительной динамики процесса воспроизводства и т.д. (см.таблицу).

Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики

Группа факторов

Содержание факторов

1. Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма

1. Ограничение стихийности рыночных процессов.

2. Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры.

3. Обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд.

4. Поддержка конкурентности, открытости рынка.

5. Усиление конкурентности на мировом рынке

2. Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства

1. Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения "правил игры" хозяйствующих субъектов.

2. Обеспечение антициклического развития экономики.

3. Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности.

4. Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.

5. Поддержка макроэкономического равновесия.

6. Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики.

7. Потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки зрения частного капитала.

8. Регулирование денежного обращения.

9. Содействие развитию науки, научно-технического прогресса

3. Факторы, связанные с решением социальных проблем

1. Обеспечение рационального перераспределения доходов.

2. Обеспечение экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности.

3. Обеспечение полной занятости населения.

4. Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовка кадров и т.д.)

  1.  Рыночное саморегулирование.

Рыночное саморегулирование – способность рыночного механизма оптимизировать развитие экономики и ее составляющих: управления, стимулирования, соотношения спроса и предложения, максимизации прибыли, согласования экономических интересов.

Базируется на частичной собственности и совершенной конкуренции. Родоначальником идеи саморегулирующейся экономики был английский экономист А.Смит (1723-1790). Считал вредным и ненужным вмешательство государства в дела экономики. Полагал, что «невидимая рука» рынка заставит товаров производителей без всякого принуждения производить те товары, которые нужны покупателям. Такие взгляды соответствовали ситуации, когда господствовала свободная конкуренция, не было монополий. К тому же управлять экономикой со стороны государства было невозможно в силу раздробленности хозяйствующих субъектов, отсутствия развитых форм разделения труда и т. д. Впоследствии жизнь показала, что идея саморегулирования рынка в чистом виде никогда не существовала, поскольку появились монополии, проблемы, которые рынок не был в состоянии решить.

В настоящее время практически во всех странах используется другая модель регулирования рынка. Суть ее состоит в довольно активном подключении к делам экономики государства. Теоретические споры ныне идут о поиске оптимальной меры присутствия государства в экономике, а не отрицании его регулирующей роли.

  1.  Смешанное регулирование.

Тип смешанного регулирования национального хозяйства имеет следующие специфические черты.

Во-первых, новый хозяйственный механизм органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.

Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования; социальную справедливость', стабильность экономического роста.

В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Для этого требуется согласованно привести в действие все рычаги и стимулы хозяйствования на уровнях микро-, мезо- и макроэкономики.

Итак, во всех странах с высокоразвитой экономикой имеются общие основы третьего типа хозяйственного механизма. Границы распространения смешанной системы регулирования определяются двумя крайними вариантами: а) стихийно саморегулирующимся рынком и б) централизованным планово-государственным управлением. Но во второй половине 1980-х гг. таких предельных случаев уже не было.

Поэтому во всех странах можно было обнаружить смешанную — по типу макрорегулирования — экономику.

Между тем в разных странах имеются свои варианты хозяйственного механизма. Они различаются по следующим показателям:

  1.  сферам действия рынка и государства;
  2.  функциям регуляторов;
  3.  формам и методам государственного управления хозяйством.

2. Государственное регулирование

2.1. Зачем нужно государственное регулирование?

Роль государства в регулировании:

• государство определяет приоритетные направления развития экономики;

• концентрирует ресурсы на престижных и выгодных для страны направлениях экономики;

• выделяет субсидии;

• предоставляет налоговые льготы предприятиям.

Особенно важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке государства.

Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

Одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом.

2.2. Задачи государственного регулирования экономики

В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит средством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:

• предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться;

• определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения;

• поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно-технические программы;

• организовать систему средне- и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения;

• устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные,

экономические и политические цели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие;

• создать и развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.

Обязательное условие успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики — это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкретной стадией развития предприятия, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.

2.3. Цели госрегулирования

Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющейся в результате эволюции конкретных условий в той или иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости. Некоторые из них отходят на задний план, а затем вновь становятся актуальными.

2.4. Методы государственного экономического регулирования.

Государство,  осуществляя  регулирование  социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости  от  экономических  задач,  материальных  возможностей государства,  накопленного  опыта  регулирования.  Анализ  западных  теорий  и мирового  опыта  позволяет  говорить  как  о  формировании  национальных моделей,  так  и  о  сложившемся  стандартном  наборе  общественных  форм  и методов государственного регулирования.

Общепринято  деление  методов  государственного  регулирования  на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое  регулирование  состоит  в  установлении  государством  правил «экономической  игры»  для  фирм-производителей  и  потребителей.  Система законодательных  норм  и  правил  определяет  формы  и  права  собственности, условия  заключения  контрактов  и  функционирования  фирм,  взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное  регулирование  включают  в  себя  меры  по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью  системы  административных  мер  (в  виде  мер  закрепления, разрешения, принуждения)  осуществляется  государственный  контроль  над  ценами,  доходами, учетной  ставкой,  валютным  курсом.  В  ряде  стран  сфера  действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей  и  расширение  рыночного  поля  в  рамках  национального  образования через  влияние  на  совокупный  спрос,  совокупное  предложение,  степень концентрации  капитала,  структуризацию  экономики  и  социальных  условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются:

• бюджетная и фискальная политика;

• денежно-кредитная политика;

• программирование;

• прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная  политика  предполагает  использование  метода косвенного  воздействия  Центрального  банка  на  элементы  рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

Высшей  формой  государственного  регулирования  являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением  хозяйственных  связей  и  необходимостью  применения комплексных  методов  в  достижении  кратко-,  средне-  и  долгосрочных  целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор  экономики),  регионы,  социальные  условия,  направления  научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Прямые методы регулирования базируются на властно распорядительных отношениях  и  сводятся  к  административному  воздействию  на функционирование  и  результативность  хозяйствования  субъектов.  Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования  секторов  экономики,  регионов,  фирм  в  виде  субвенций  или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных  кредитов.  Целью  таких методов являются достижение  приоритетов развития,  защита  общественно-необходимых  секторов  экономики  и  групп населения.  Кроме  положительного  эффекта  указанные  меры  могут  иметь  и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентное, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое  воздействие  на  экономику  государство  осуществляет  через инвестиции  в  определенные  отрасли  хозяйства.  Оно  может  идти  по  двум направлениям:  или  развитие  государственного  предпринимательства,  или субсидирование предприятий  негосударственного  сектора.  Первое  осуществляется  в капиталоемких  и  малорентабельных  отраслях,  например,  таких  как угольная промышленность,  железнодорожный  и  водный  транспорт,  содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики  государство  осуществляет  инвестирование  в  отрасли, определяющие  на  данном  этапе  научно-технический  прогресс,  а  также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное  предпринимательство  развивается  в  тех  областях,  где применение других форм собственности может привести к отрицательным последствиям.

Государство  осуществляет  регулирование  и  путем  поддержания отдельных  предприятий  совместной  или  индивидуально-частной  форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального  хозяйства. Так, политика президентов  Р. Рейгана и Дж. Буша была  направлена  на  поддержку  крупного бизнеса,  что  осуществлялось  как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.

Государство  реализует  программу  поддержки  таких  сфер,  как образование,  здравоохранение,  охрана  окружающей  среды,  которые  без  его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились  бы  столь  высокими,  что  были  бы  доступны  немногим.  Эти отрасли  являются  постоянным  объектом  субсидирования  многих  государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т. д.

Государство  оказывает  также  прямое  регулирующее  воздействие  на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья,  создавая  льготное  кредитование  экспорта  либо  представляя государственные гарантии под внешние кредиты. Государство  осуществляет  и  прямое  воздействие  на  национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем  государственного  заказа.  Под  ним  понимают  государственное  задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки  и  в  определенных  размерах  на  уникальную,  особо  дефицитную продукцию.

Среди  методов  государственного  регулирования  не  существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее  целесообразно.  Хозяйственные  потери  начинаются  тогда,  когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя  забывать  и  о  том,  что  экономическими  регуляторами  следует пользоваться  предельно  осторожно,  не  ослабляя  и  не  заменяя  рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо также иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного  идеального.  Любой  из  них,  принося  положительные  эффект  в  одной сфере  экономики,  непременно  дает  негативные  последствия  в  других.  Здесь ничего  нельзя  изменить.  Государство,  использующее  экономические инструменты  регулирования,  обязано  их  контролировать  и  своевременно останавливать.  Например,  государство  стремится  обуздать  инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера  эффективна,  однако  она  приводит  к  удорожанию  центрального  и банковского  кредитов.  А  если  процентные  ставки  растут,  становится  все труднее  финансировать  инвестиции,  начинается  торможение  экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

Комплексное использование методов и инструментов государственного и правительственного  регулирования  образует  макромаркетинг  национальной экономики. В отличие от прямого и косвенного подхода он является комплексным  методом,  охватывающим  одновременно  все  фазы  воспроизводства  и экономического  роста,  территории  и  региональные  подсистемы. Макромаркетинг  динамичен  по  своему  содержанию:  изменение  в экономической конъюнктуре меняет и маркетинговую деятельность.

2.5. Основные направления государственного регулирования экономики

Механизм  государственного регулирования  не  является  раз  и  навсегда данным  и  неизменным.  Эволюция  его  предопределяется  потребностями технологического  развития  и  экономического  роста,  перегруппировкой политических  сил  и  изменениями  проводимой  ими  экономической  и социальной  политики,  степенью  развитости  рыночных  отношений хозяйствования.

В  любом  случае  государственное  регулирование  должно  быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для  углубления  партнерства  и  катализации  бизнеса.  Оно  эффективно  в  том случае,  когда  поддерживает  те  сферы,  которые  не  регулируются  или  слабо регулируются  рыночными  механизмами  —  здравоохранение,  образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д.

По  такому  пути  развиваются  экономические  и  социальные  процессы  в Российской  Федерации,  где  за  годы  реформ  80-90-х  годов  заложены  основы финансово-экономического  регулирования  экономики.  Перспективы российской  экономики  связываются  с  гарантией  прав  собственности  и справедливой  конкурентоспособности  для  эффективного  функционирования рыночной  экономики.  Государство  осуществляет  контроль  над  денежной массой,  снижением  инфляции,  а  также  обеспечением  структурных  сдвигов  в производстве и экспорте продукции.

Активизацию  инвестиционного  процесса  государство  предполагает достичь  путем  удешевления  кредитных  ресурсов  в  условиях  новой экономической конъюнктуры.

Социальная  и  военная  реформы  позволят  в  перспективе  сократить нагрузку  на  государственный  бюджет  и  увеличить  расходы  на  образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

Предполагается,  что  бюджет  как  метод  экономического  воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на  конкурсной  основе.  Уменьшится  количество  налогов  и  налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой нагрузки.

Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах  и  странах  транзитивной  экономики,  можно  отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.

Основные  функции  государственного  регулирования  реализуются,  во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ  экономики.  Страна  достигает  конкурентного  преимущества благодаря  экономическим  факторам  и  наличию  уникальных институциональных  механизмов,  способных  непрерывно  повышать  уровень использования  факторов  производства:  ресурсов,  рабочей  силы,  капитала, предпринимательства.

Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной  экономики.  Это  позволяет  повысить  эффективность производства,  диктовать  высокие  цены  благодаря  высокому  качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.

Экономическое  регулирование  на  уровне  территории  уменьшает неравномерности  социально-экономического  развития  регионов,  снимает социальную  напряженность  в  депрессивных  регионах,  стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.


Заключение

Отвечая поставленным в данной работе целям и задачам, мы рассмотрели необходимость государственного регулирования экономики на современном этаᴨе развития общественно-экономических отношений.

В результате рассмотрения интересующей нас темы, мы определили достоинства и недостатки рыночного механизма. Достоинство заключается в саморегуляции посредством соотношения спроса, предложения и цен. Любое изменение в каком-либо звене, нарушающем его равновесие, ᴨередается по всей системе, приводит к изменениям в других звеньях и восстановлению равновесия.

Однако рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции и равновесных ценах, имеет недостатки. Так свободная рыночная экономика в силу имманентных ей законов неизбежно в ходе своего развития ведет к концентрации производства и образованию монополии, нарушающих механизм свободного ценообразования. Рыночный механизм ведет также к дифференциации производителей, к расслоению членов общества по уровню доходов. В результате цели рыночного хозяйства не достигаются.

Следовательно, необходимы механизмы нейтрализации монополизма, социальной защиты населения и т.д., что и достигается с помощью государственного регулирования. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия.

Государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Государство  осуществляет  регулирование  и  путем  поддержания отдельных  предприятий  совместной  или  индивидуально-частной  форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального  хозяйства. Так, политика президентов  Р. Рейгана и Дж. Буша была  направлена  на  поддержку  крупного бизнеса,  что  осуществлялось  как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.

Государство  реализует  программу  поддержки  таких  сфер,  как образование,  здравоохранение,  охрана  окружающей  среды,  которые  без  его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились  бы  столь  высокими,  что  были  бы  доступны  немногим.  Эти отрасли  являются  постоянным  объектом  субсидирования  многих  государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т. д.

Государство  оказывает  также  прямое  регулирующее  воздействие  на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья,  создавая  льготное  кредитование  экспорта  либо  представляя государственные гарантии под внешние кредиты. Государство  осуществляет  и  прямое  воздействие  на  национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем  государственного  заказа.  Под  ним  понимают  государственное  задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки  и  в  определенных  размерах  на  уникальную,  особо  дефицитную продукцию.

Среди  методов  государственного  регулирования  не  существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее  целесообразно.  Хозяйственные  потери  начинаются  тогда,  когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя  забывать  и  о  том,  что  экономическими  регуляторами  следует пользоваться  предельно  осторожно,  не  ослабляя  и  не  заменяя  рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо также иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного  идеального.  Любой  из  них,  принося  положительные  эффект  в  одной сфере  экономики,  непременно  дает  негативные  последствия  в  других.  Здесь ничего  нельзя  изменить.  Государство,  использующее  экономические инструменты  регулирования,  обязано  их  контролировать  и  своевременно останавливать.  Например,  государство  стремится  обуздать  инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера  эффективна,  однако  она  приводит  к  удорожанию  центрального  и банковского  кредитов.  А  если  процентные  ставки  растут,  становится  все труднее  финансировать  инвестиции,  начинается  торможение  экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

Комплексное использование методов и инструментов государственного и правительственного  регулирования  образует  макромаркетинг  национальной экономики. В отличие от прямого и косвенного подхода он является комплексным  методом,  охватывающим  одновременно  все  фазы  воспроизводства  и экономического  роста,  территории  и  региональные  подсистемы. Макромаркетинг  динамичен  по  своему  содержанию:  изменение  в экономической конъюнктуре меняет и маркетинговую деятельность.

В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны – не разрушить эту систему излишним воздействием.

Экономический рост может получить серьезную поддержку от государства путем снижения налоговой нагрузки или увеличения расходов государства . последнее можно осуществить в результате достаточно высокого уровня государственных доходов. Решать проблему увеличения доходов государства через понижение налоговых ставок с одновременным повышением уровня налогового администрирования. Следует добиваться, чтобы положенные к уплате налоги максимально попадали в бюджет.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Список использованной литературы

  1.  Экономическая теория Учебник / Иол ред А.Г. Грязновой. Т В Чечедевой - М : Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с. (Серия «Учебник для вузов»)
  2.  Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 592 с: ил..
  3.  Сажина M. А. Экономическая теория : учеб. для вузов / M. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: Норма, 2007. — 672 с.: ил.
  4.  «Основы экономической теории (макроэкономика)» Автор – Кравцова Г.В. 2008.
  5.  Басовский Л.Е. Экономика. М.,2006
  6.  Экономика: учебн. для студентов вузов, обучающихся по направлению подг. «Экономика» / И.В. Липсиц. – 4-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 656 с. (Высшее экономическое образование)
  7.  Экономика: учебник /под ред. др-а экон. Наук, проф А. С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Экономистъ 2008. – 813 с.
  8.  Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. —

4-е изд., перераб. и доп — М.: Издательство НОРМА, 2007. — 572 с.

  1.  Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. Проф О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. ИНФРА-М, 2007. — 601 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
  2.  Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 5-е изд. – СПб Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2007. - 544 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
  3.  Экономическая теория: учебник для бакалавром / под ред. К. Н. Лобачевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издателство Юрайт, 2012. — 516 с. — Серия: Бакалавр.
  4.  Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи К. Экономика / Пер. с англ. -М.: РГБ, 2005
  5.   Экономическая   теория.  Макроэкономика.  Переходная  экономика  :  учеб .  пособие :  в 2 ч. / Б.И.  Герасимов,  Н.С.  Косов,  В.В.  Дробышева   и  др. ; под   общ .  ред.  доктора   экон.  наук ,  проф.  Б .И .  Герасимова   и  докторара   экон . наук ,  проф.  Н .С.  Косова. – Тамбов :  Изд- во   Тамб.  гос.  техн .  ун- та , 2009. –  Ч. 2. – 204  с. – 350  экз.  
  6.  Касаткин В.В. Общая экономическая теория: учебник/Касаткин В.В, — 3-е издание доп. и перер. — М: КНОРУС, 2007— 509с
  7.  Гальперин В.М, Гребенников ПИ, Леусский А И, Тарасович Л С. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Л.С. Тарасовича - СПб-Изд-во ГУЭФ, 2009.
  8.  Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М.: Экономика, 2010. – 255 с.
  9.  Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е. Т. Гайдар. – М.: Проспект, 2010. – 656 с.
    8. Финансовый кризис в России и мире / Под ред. Е.Т. Гайдара – М.: Проспект, 2009. – 256


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17638. Классификация методов учета затрат, используемых в системе контроллинга 169 KB
  Тема 3. Классификация методов учета затрат используемых в системе контроллинга. 1. Общая характеристика методов учета затрат. 2. Достоинства и недостатки различных методов учета затрат. Вопросы для самоконтроля. 1. Общая характеристика методов учета затрат.
17639. Методы принятия управленческих решений в контроллинге 184 KB
  Тема 4. Методы принятия управленческих решений в контроллинге. Классификация подходов к принятию управленческих решений в контроллинге. Требования к критериям принятия управленческих решений. Критерии принятия управленческих решений. Вопросы для са
17640. Организационная структура и функции управления 161 KB
  Тема 5. Организационная структура и функции управления 1. Выбор организационной структуры управления. 2. Функции управления. 3. Роль контроллинга в процессе управления. Вопросы для самоконтроля. Выбор организационной структуры управления Современ
17641. Организационные аспекты создания службы контроллинга 117 KB
  Тема 3. Организационные аспекты создания службы контроллинга 1. Принципы создания службы контроллинга. 2. Структура и персонал службы контроллинга. 3. Функции и задача службы контроллинга. 4. Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга. 5.Возможны
17642. Амплітудні та фазові голограми 17.99 KB
  Амплітудні та фазові голограми. В залежності від того яким чином голограма модулює падаючий на неї світловий потік розрізняють: амплітудні голограми які модулюють світловий потік за рахунок зміни коефіцієнта пропускання середовища фазові голограми які модулюють лиш...
17643. Аналіз поляризованого світла 42.56 KB
  Аналіз поляризованого світла. Используя поляризатор можно определить направление поляризации линейно поляризованной световой волны. Для этого вращают поляризатор относительно оси светового пучка и наблюдают за изменениями интенсивности прошедшего света. Если при...
17644. Багатопроменева інтерференція еталон Фабрі-Перо 961.05 KB
  Багатопроменева інтерференція : еталон ФабріПеро. Дифракційна гратка – приклад багатопроменевої Інтерференції. Еталон ФабріПеро – 2 дзеркала розділені проміжком Пучок багато разів проходить через нього. форлиЕйрі: різниця фаз між 2ома сусідніми пучками: δ=2n ...
17645. Вектор Джонса для типових станів поляризації 83.63 KB
  Вектор Джонса для типових станів поляризації. Загальний вигляд для де tg=Ax/Ay Из конспекта Всё напечатанное далее взято из энциклопедии: При аналитич. описании пооляризации обычно не рассматриваються временные и пространственные изменений эл. магн. волны. Наиб. пр
17646. Властивості фотонів 30.19 KB
  Властивості фотонів. Поняття фотон вперше вивів Л’юіс 1929 р. Фотон – квант електромагн. поля. Властивості фотона: 1. Енергія і імпульс: стала Планка момент імпульсу фотона. / / коментар Для фотона: . Фотон завжди релятивіська частинка. 2. А точніше:...