97554

Аристотель «О душе»

Реферат

Логика и философия

Даже этот термин впервые употреблен Аристотелем обозначившим этим словом особую область исследования практической философии отвечающую на вопрос: что человек должен делать Основная цель нравственного поведения по Аристотелю это счастье деятельность души в полноте добродетели то есть самореализация..

Русский

2015-10-19

43.87 KB

6 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «философии и культурологии»

Реферат


по дисциплине: «Философия»

Тема:  Аристотель  «О душе»

Руководитель    Выполнил студент гр. МПМ - 112
       

__________Быстрова А.Н.    ____________Волосникова О.В.

(подпись)       (подпись)

________________               ______________
    
(дата проверки)            (дата сдачи на проверку)


 


Новосибирск 2013

Оглавление.

Введение 3

Трактат Аристоля «О душе» 4

Заключение 13

Список литературы 14


Введение

Гениальный  ученый Аристотель (даты жизни - 384 г. - 322 до н. э.) был величайшим из учеников знаменитого Платона. Аристотель стал основателем школы в Афинах, получившей название Ликей (Лицей). Аистотель считается основателем логики, так как именно его труд «Органон» стал первым сочинением, в котором обосновывалась логика как наука.

Сборник логических трактатов Аристотеля «Органон» является как бы  введением в его философскую и научную деятельность.  «Органон» включает в себя следующие трактаты: «Категории», «Об истолковании», «Аналитика» первая и «Аналитика вторая, «Топика», «Опровержение софистических доказательств».

Основным  логическим трудом Аристотеля являются первая и вторая «Аналитики». В первой «Аналитике» содержится теория умозаключения (силлогизма), во второй «Аналитике» - теория  доказательства.

«Органон» считают не только системой аристотелевской логики, но и введением в  учение философа о бытии. Это учение сформулировано в знаменитом сочинении Аристотеля — «Метафизике». «Метафизика»  излагает учение о началах бытия, которые могут быть постигнуты умозрительно, при помощи разума и рассуждения. Благодаря Аристотелю название «метафизика» закрепилось в философской среде за любым философским учением, содержащим умозрительное исследование бытия.

Не менее важное значение в истории науки придается и естественнонаучным сочинениям Аристотеля - «Физике» и ряду других работ: «Чтения по физике», «О частях животных», «О небе» и т. д.

Аристотель стал не только основателем логики – он является и фактическим родоначальником этики. Даже этот термин впервые употреблен Аристотелем, обозначившим этим словом особую область исследования «практической» философии,  отвечающую на вопрос: что человек должен делать? Основная цель нравственного поведения, по Аристотелю, это счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализация. В трактате «Этика Никомаха» он пишет, что самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Основными добродетелями философ считает  умеренность и благоразумие.

Трактат Аристотеля  «Политика» частично посвящен  вопросам этики, частично - политическому устройству и воспитанию.  «Риторика» и «Поэтика» рассматривают вопросы ораторского искусства, эстетики, теории поэзии и театра.

Огромное значение в психологическом и биологическом учении Аристотеля имеет его трактат «О душе». В этом трактате Аристотель дает определение души в системе понятий своей философии - сущность, форма, возможность (потенция), осуществление (энтелехия), суть бытия. Душу имеют только естественные, а не искусственные тела, к тому же обладающие «возможностью жизни». Осуществление (энтелехия) этой возможности (потенции) и представляет собой  душу.

Рассмотрение трактата Аристотеля «О душе» является предметом данной работы».

Трактат Аристотеля «О душе»

Рассмотрим сначала краткое содержание трактата.

Первая книга в традиции античной философии посвящена изучению историографии темы, то есть теориям предшественников.  Аристотель изучает  трактовки понятия «душа», предложенные его предшественниками (Анаксагором, Демокритом, Пифагором и пифагорейцами, Платоном, Фалесом и Эмпедоклом). Обобщая теории предшественников, Аристотель признает душу «принципом движения». Также первая часть трактата посвящена рассмотрению самого движения, его четырех видов (по Аристотелю): перемещения, превращения, убывания, возрастания.

Вторая книга посвящена  рассмотрению  природы души и разрешению метафизических вопросов. В ней содержатся определения таких понятий, как    сущность, материя, форма и энтелехия, классификация душ растений, животных или людей способностей  в соответствии со способностями души  к росту, к ощущению и к размышлению.

Третья книга рассказывает о пяти  чувствах – осязании, обонянии, слухе, вкусе и зрении. Также в третьей книге содержится рассуждение о мышлении, которое  противоположно  ощущению и состоит из воображения  и суждения.

Учение Аристотеля о душе – это ключевая теория его мировоззрения. Душа является как бы связующим звеном между человеком и божеством – ведь она связана, во-первых, с материей, а во-вторых – с   Богом. Психология – наука о душе – является в представлении философа и составной частью физики, и составной частью теологии (первой философии, метафизики).

Однако к области физики имеет отношение не вся душа, а только часть души,   существование  которой невозможно без материи. Эта «физическая часть» часть души   не тождественна с природными физическими сущностями  - если бы это было так, то все природные тела были бы    одушевленными. В действительности «душу» имеет только то, что живо. Жизнь – это  одушевленность.   

По этой причине предмет низшей, физической части науки о душе, психологии,   совпадает с предметом  биологии. И наука психология, и наука биология занимаются  изучением живого, но подход к изучению разный: психология исследует целевую и движущую причину живого, то есть душу,   а биология – материальную форму. С точки зрения Аристотеля,   психология важнее биологии. Вот что он пишет по этому  поводу:

«Занимающемуся теоретическим рассмотрением природы следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя скорее является природой через душу, чем наоборот.» (I, «О частях животных»).

Аристотель дает определение души. В  трактате «О душе» он  выводит понятие души, исходя из системы понятий своей философии. Это  сущность, форма, возможность, энтелехия, суть бытия.

Душа может быть только у   естественного, а не искусственного тела (как говорит ученый, топор души не имеет). Тело естественного происхождения должно иметь потенцию (возможность)  быть живым. Осуществление (энтелехия) этой потенции и представляет собой душу. Как пишет Аристотель:

«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела» (II,  «О душе»)

«Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью» (там же).

«Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя» (там же).

Формулировки эти сложны только на первый взгляд.  В этих определениях Аристотель говорит о том,  что деятельность  души возможна только тогда, когда  естественное тело «завершено», то есть  совершенно и  способно к жизни. Аристотель определяет душу как неотъемлемое свойство  жизни, ее непременное условие.

Наличие души является  свидетельством «завершенности»,  совершенства тела.  Осуществление  возможности жизни  – это  и есть «душа».

Однако само понятие жизни  Аристотелем в его трактате понимается очень широко.   

В труде  Аристотеля содержится анализ  трех видов души. Два вида души – души растений и души животных – полностью относятся к физической психологии, так как они не в состоянии вести  существование в отсутствие материи. Третий вид души – человеческая душа – уже соотносится с теологией, то есть с метафизикой.

«Минимальная»  душа, то есть ее низшее проявление, присутствует во всех живых телах.

«Отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни» ( «О душе», II).

Живым считается то, что способно питаться, расти – и умирать. Этот  естественный цикл жизни присутствует у растений. Так что характеристика растительной «души» - это способность питаться.

Максимальное проявление души – это ум. Ум может существовать даже без физического тела. Это -  Бог.  Аристотель в «Метафизике» говорил о Боге следующее:

«Жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь»  (XII, Метафизика).

Но что нужно, чтобы быть живым существом? В соответствии с концепцией Аристотеля, для этого достаточно   наличие  хотя бы одного из  признаков жизни:  ума, ощущения, движения и покоя в пространстве, а также движения, выражающегося в   питании, упадке и росте.

Для жизни животного  достаточно одного  чувства осязания.

«Животное впервые  появляется  благодаря  ощущению».  ( «О душе», II).

Отличительный признак «животной»  души  - это наличие способности к осязанию, так же как наличие  способности к питанию -  признак души «растительной». Далее, способность  ощущения («минимальным» ощущением является  осязание) приводит к тому, что животное в состоянии реагировать на ощущения удовольствием и неудовольствием, испытывать  приятные и неприятные чувства. Следствием реакции на ощущения  становится то, что животное желает приятного чувства и избегает неприятного.

Помимо этого, некоторые живые существа  способны  передвигаться в  пространстве.

Далее рассуждения философа следуют таким образом: животная способность к ощущениям не может существовать  без растительной способности к питанию и росту. Следовательно,  животное обладает   душой  не только животной, но и растительной.   Эти души – животная и растительная - являются  низшими, «физическими» душами.

Животная душа является более высокой душой, чем растительная, и непременно включает ее в себя как составную часть. Там,  где имеется животная душа, обязательно есть и растительная душа. Однако это вовсе не означает, что наличие растительной души обязательно влечет за собой наличие животной.

Итак, растения обладают растительной душой, а животные – и животной, и растительной. По словам Аристотеля, в этом причина того, что растений больше, а животных меньше.   

Высшая способность души – это способность к размышлению и рассуждению.

«Наконец, совсем немного существ обладает способностью рассуждения и размышления» ( «О душе», II). По теории Аристотеля, такие существа разделены  на две группы: первая – это Бог, вторая -  люди.

Человек  способен рассуждать и размышлять, кроме того, он способен ощущать (животная душа) и способен питаться и расти (растительная душа). Таким образом, человек обладает разумной, животной и растительной душой.

Бог не нуждается ни в животной, ни в растительной душе.  Бог – чистый разум. Люди – это одновременно и люди, и растения, и животные. Бог - только Бог.

Таков состав «лестницы» живых существ в психологической иерархии, составленной Аристотелем. Три звена этой непрерывной лестницы перечислены далее:

1. Растительная  душа.   Первой  и самой общей способностью души, как свойства живого, является способность к питанию и воспроизведению.   Минимальную  причастность к божественному растения обнаруживают в способности к воспроизведению. Растения не способны к  ощущениям, так как воспринимают воздействие со стороны среды одновременно с материей. У растений отсутствует способность  отделения формы от материи.

2. Отличие  животных  от растений заключается в том, что у животных есть  способность к восприятию форм ощущаемого без  материи ощущаемого. Под «формами» Аристотель имеет в виду  именно внешнюю форму, иначе говоря,  образ  отдельного предмета или явления, которые животная душа воспринимает посредством  ощущений.  Вот краткое описание души животного.

3. Душа человека состоит, как уже было сказано, из трех составных частей. В нее входят:  растительная часть, животная часть и человеческая часть, то есть  разум. Понятно, что из всех троих она самая сложная,  иерархия ее построения самая многоступенчатая.

Соотношение души и тела построены, по Аристотелю,  следующим образом.

«Будучи формой, сутью бытия, энтелехией живого тела, душа есть «составная сущность». Такая душа от тела неотделима» ( «О душе», II).

Душа не тождественна телу, она не является телом. Однако душа   принадлежит телу, и это тело очень важно для души. В  каком теле находится душа – для нее отнюдь не безразлично. Развивая эту теорию,  Аристотель отказывается от  пифагорейского и платоновского учения  о переселении душ.

«Исследователи связывают и помещают душу в тело, при чем сверх этого они не объясняют, почему нужна эта связь и в каком положении находится тело. Исследователи только стараются указать какова душа, о теле же, которое должно принять душу, они не дают никаких объяснений. Между тем, по-видимому, у каждого предмета имеется свойственный ему облик и форма. Они же говорят подобно тому, как если бы кто заявил, что архитектура может проникать в духовные инструменты; ведь необходимо, чтобы искусство пользовалось своими орудиями, а душа - своим телом» ( «О душе», I).

С другой стороны, любое живое естественное тело является орудием души и существует ради души. Душа - причина и начало живого тела. Связь души и тела осуществляется в трех аспектах:

«Душа есть причина:  как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел» ( «О душе», III).

  Человеческая  душа включает в себя растительную и животную душу. Эти  компоненты неразрывно связаны с телом, так же, как и души растений и животных.

«В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. По-видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело». ( «О душе», III).

Аристотель считает эмоции  функциями не только души, но и тела, и приводит  примеры, доказывающие  это.  Тело испытывает те же состояния, что и душа.  Когда  тело не приходит в возбуждение, то страдание не вызывает должных эмоций: человек «каменеет», чтобы защитить душу от последствий горя.   Аристотель выводит из этого, что  основой состояния души является  материя.

Точно так же невозможна без тела и способность ощущения, то есть деятельность  животной души, и способность питания и роста, то  есть  душа растительная.  

Но разумная душа  -  не просто  энтелехия тела.

«Ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела» ( «О душе», III). Например, ум:  способность к ощущению невозможна без тела, но ум  существует отдельно от тела.  

Две главных способности разумной души – способность к суждению и способность к движению. Способность движения в пространстве не может быть сведена ни к растительной силе, ни к ощущающей способности, ни к уму. Движущими  силами являются  стремление и ум:

«Обе способности - ум и стремление - обуславливают движение в пространстве, а именно ум, направленный на известную цель, и деятельный; от теоретического ума он отличается целенаправленностью» ( «О душе», III).

Заканчивается трактат «О душе» рассуждениями о чувствах животной души. Основой жизни Аристотель называет осязание, прочие же чувства нужны для «благополучия»:

«Животное обладает прочими чувствами не ради жизни, но ради благополучия, например, обладает зрением, чтобы видеть, так как обитает в воздухе и в воде, так как оно пребывает вообще в прозрачной среде, обладает вкусом, чтобы, познавая приятное и неприятное, учитывать состав пищи, желать и двигаться, слухом, чтобы сообщаемое им бы осмыслялось, языком, чтобы оповещать других» ( «О душе», III).

Заключение

Психологические трактаты Аристотеля являются его  важнейшими произведениями.  Аристотеля можно заслуженно назвать основателем науки психологии ничуть не в меньшей степени, чем  науки логики. , хотя разработка психологии у него не столь обстоятельна, как трактовка логики.  Трактат Аристотеля «О душе»  стал для многих поколений ученых   основным   источником для изучения психических явлений.

Концепции Аристотеля являются великим  открытием в психологической науке, в  науке о душе человека.  

Небольшой трактат Аристотеля о душе стал примером, образцом классического сочинения не только Аристотеля, но и античной философии в целом. Он является не только фундаментальным исследованием основных психических функций,  анализирующим и классифицирующим психические явления. Этот трактат имеет огромное значение для теории познания: он устанавливает некоторые фундаментальные понятия гносеологии.

Важнейшее значение сыграл трактат Аристотеля «О душе» в  разработке теории восприятия, в формировании теории   материально-чувственной основы первоначальных представлений. Аристотель стал в этом смысле основоположником материалистической психологии.

Также этот трактат можно назвать первой попыткой формирования  диалектики, то есть учения о том, что предметы, которые мы воспринимаем при помощи наших чувственных восприятий, существуют объективно,  независимо от самих этих восприятий.


Список литературы

  1.  Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т.1. Ред. В. Ф. Асмус. М., «Мысль», 1976
  2.  Асмус В. Ф. Метафизика Аристотеля.  М.: РОССПЭН, 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69428. Команди для роботи з файлами та каталогами в MS-DOS 20.09 KB
  Існує два типи команд операційної системи MS DOS: внутрішні та зовнішні. Внутрішні команди – це найпростіші та найчастіше використовувані команди системи. Вони є частиною командного процесора COMMAND.COM і завантажуються...
69429. Код Хаффмена 74.5 KB
  Все кодируемые сообщения источника располагаются в столбец по убывающим вероятностям. Затем два наименее вероятных сообщения расположенных в последних строках столбца объединяются в одно которому приписывается суммарная вероятность.
69430. Код с проверкой по модулю q 88 KB
  Краткие теоретические сведения Принцип построения данного кода аналогичен по построению двоичного кода с одной проверкой на четность по mod 2. k информационные элементы кодовой комбинации принимающие значения от 0 до q1 то проверочный разряд b1 определяется суммой...
69431. Рекуррентный код 92 KB
  Последние формируются путем сложения по модулю 2 двух информационных посылок отстоящих одна от другой на шаг сложения k. Пусть имеем последовательность информационных посылок: 0 1 2. Тогда последовательность проверочных посылок...
69432. Код с простым повторением 89.5 KB
  В основу построения данного кода по аналогии с двоичным положен метод повторения исходной кодовой комбинации. Отличие qичного кода от аналогичного двоичного заключается в том что повторение кодовой комбинации qичного кода может производится параллельно во времени...
69433. Код Эллайеса 191 KB
  Цель: Изучить код Эллайеса выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения Код Эллайеса как итеративный код содержит 2 системы проверок внутри каждой кодовой комбинации.
69434. Код Варшамова 157.5 KB
  Цель: Изучить код Варшамова выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения Код предложенный Варшамовым является типичным представителем систематических кодов т. Благодаря этому возможно построить все комбинации кода...
69435. Коды Рида-Маллера 277 KB
  Эти m строк составляют векторы первого порядка b. Далее идут строки векторов второго порядка которые получаются из всех произведений двух строк первого порядка затем – строки третьего порядка являющиеся всеми произведениями трех строк первого порядка и т.
69436. Код Грея 206 KB
  Отражённые ( рефлексные ) коды строятся таким образом, что соседние кодовые комбинации, в отличии от простых двоичных кодов, различаются цифрой только в одном разряде, т.е. кодовое расстояние между соседними кодовыми комбинациями такого кода равно единице.