97557

Философия спорта

Реферат

Логика и философия

История развития системы боевых искусств Во все времена и во всех странах люди должны были противостоять природным катаклизмам и агрессивной внешней среде нападениям соседей и диких зверей; они ходили на охоту или просто дрались.

Русский

2015-10-19

47.5 KB

4 чел.

PAGE  4

Федеральное агентство железнодорожного транспорта  
Сибирский государственный университет путей сообщения

Реферат

Тема: «Философия спорта»

                                                                Выполнил:

                                                                                    Студент группы У-211

                                                                         А.А. Федоренко

Новосибирск 2012

Введение

Спорт  приобщает всех людей к ценностям физической культуры, воспитывает,  позволяет  раскрыться в труде, искусстве и любой другой деятельности более ярко, повышает качество их жизни.

Ранее существовала точка зрения, что занятия спортом развивают человека только физически. В настоящее время ученые доказали, что спорт, оказывает воздействие также на  интеллект и нравственность. Причем напрямую. Время избавиться от примитивного понимания чемпионов как индивидов, наделенных лишь гипертрофированной мышечной массой и целеустремленностью в ущерб нравственности и интеллекту.

Без личного старания человек никогда не станет ни сильным, ни здоровым. Все люди разные, поэтому не существует рецептов на все случаи жизни, подходящих каждом человеку. Гораздо важнее выбрать вид спорта, подходящий именно вашему типу организма и нынешнему уровню физической готовности

В Древней Греции очень ценилась красота тела. Физическая красота приравнивалась у них, может быть, к духовной красоте. То есть все это у них должно было существовать в гармонии. Олимпийские игры были  и остаются сейчас противовесом и альтернативой войне. Участие в них демонстрирует миролюбие тех государств, которых представляют спортсмены. Победа отражает психофизическую, интеллектуальную и нравственную уникальность атлета, поскольку он ради мира и спокойствия на земле в честном противоборстве демонстрирует пределы человеческих возможностей.

 Наше тело – шедевр, созданный из мышц, сухожилий, нервов. Оно изначально рассчитано на то, что вы будете много и постоянно двигаться. Еще несколько десятилетий назад физический труд был достойный компенсацией тому, что люди перестали изо дня в день охотиться и сражаться: их организм получал достаточную «порцию» движения. Сегодня большинство из нас целыми днями просиживает за письменным столом, сидит в автомобиле или стоит у сборочного конвейера. Иначе говоря, современные офисные работники целый день заняты, но им не хватает движения. Невозможно всего за несколько лет «перепрограммировать» то. Что создавалось тысячелетиями. Это значит, что мыщцы нужно нагружать. Если им не хватает движения, они уменьшаются в объеме. Человек прибавляет в весе и становится вялым и слабым.

Технология тренировки, сама по себе является высочайшим культурным достижением человечества, созданным на путях развития физической и спортивной культуры.  Задача состоит в том, чтобы эта культурная ценность стала достоянием возможно большего числа людей, действенным фактором освоения методов физического совершенствования и организации здоровья.

История развития системы боевых искусств

Во все времена и во всех странах люди должны были противостоять природным катаклизмам и агрессивной внешней среде, нападениям соседей и диких зверей; они ходили на охоту или просто дрались. Все это вело к возникновению различных систем единоборств, которые условно можно разделить на две большие категории: 1) с использованием различных видов оружия; 2) с использованием только физических возможностей человека, данных ему природой. Формирование и развитие спортивно-боевых единоборств целесообразно с Китая, так как китайские боевые искусства, помимо своего древнего происхождения, легли в основу большинства единоборств стран Востока. В этом регионе системы боевых единоборств развивались и совершенствовались в течение многих столетий и в процессе развития стали представлять собой широкий многофункциональный комплекс методов психофизического воздействия, вобравший в себя не только разнообразный технический арсенал, но и концепции ряда философских школ. [1, с. 46]

Европейская и азиатская системы единоборств

        В истории развития единоборств можно выделить два направления – европейское и азиатское. Столетиями они развивались обособленно друг от друга, что обусловило их принципиальное различие.

        В Европе занятия единоборствами могли привести лишь к физическому совершенствованию человека и других целей не ставилось. Духовное, нравственное и интеллектуальное развитие личности не сочеталось с физическим.

В VII веке до н.э. в программу античных Олимпийских игр вошли борьба и кулачный бой, а олимпийская победа означала только физическое превосходство над противниками. Все действия и мысли соперников были направлены на победу любой ценой, никаких моральных ограничений в сознании не существовало.

            Обратим внимание на два момента. Во-первых, отсутствовала философская подоплека поединка: прав тот, кто сильнее. Во-вторых, упор делался на использование мышечной силы рук, ног и корпуса, но физическая сила человека не соотносилась с гармонией природных сил.

           В большинстве известных сегодня систем единоборств Востока и Запада существуют хотя бы некоторые из элементов древних Олимпийских игр. Это горит о том, что в подготовке современного мастера боевых искусств существуют некоторые принципы, которые проверены многовековой практикой человечества. [2]

           В Европе до XX века не существовало основы, на которой могла бы развиться какая-либо теория единоборств. В то же время на Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся на философские, религиозные и социально-психологические факторы. Боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Любой бросок, захват или удар на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеалов. Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг. до н.э.

       С точки зрения восточной философии, человек – звено в единой системе мирового развития, боевые искусства – часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, стихосложение и медицина.

      Сегодня центром боевых искусств продолжает оставаться Китай, где  существует несколько сот стилей ушу. Многие организации руководят процессом изучения и систематизации китайского ушу, активно действуя на международном уровне.

        Вторым по значимости после Китая центром боевых искусств является Япония. Существует три системы боевых искусств, сформировавшихся на основе сочетания технических действий с духовными принципами. Это айки-дзюцу, дзю-дзюцу и каратэ-до. Именно они дали миру три международно признанных вида единоборств, центром развития которых является Япония.

Проблемы теории системы боевых единоборств

         По мере развития человеческого общества система боевых упражнений, которая изначально имела сугубо прикладное значение, трансформировалась в своеобразную культуру двигательной деятельности, выходящую за рамки обеспечения личной безопасности или достижения победы над противником. Она удовлетворяла потребности людей в оздоровлении и внутреннем самосовершенствовании. Постепенно во главу угла ставились морально-этические принципы и религиозно-нравственная ориентация. Таким образом боевые искусства становились мерой духовного и физического движения личности по пути гармоничного развития. [1, с. 43]

       В связи с этим возникает вопрос – возможно ли внедрение в современные системы боевых единоборств психофизической культуры азиатских боевых искусств? Главная проблема заключается в понимании психологических компонентов данной культуры, так как они основываются в основном на философско-религиозных учениях стран Восточной Азии. Что мы можем взять из восточной психофизической культуры боевых искусств Востока в современные спортивно - боевые единоборства, развивающиеся в нашей стране? Прежде всего:

а. Системообразующие факторы- подсистемы функционирования (армейская, народная и т.д.)

б. Системосоставляющие факторы –свои школы и направления, во главе которых стоят компетентные учителя, имеется стабильный состав учеников и учение.

в. Системорезультативные факторы – основной результат - психофизическая культура личности.

г. Системонаполняющие факторы – создание системы подготовки педагогических кадров.

 

Список использованных источников

  1.  Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга. Спб.:1997-352с.
  2.  Тарас А.Е.  История боевых искусств. Колыбель цивилизаций 1996 г
  3.  "Круглый стол" журнала "Теория и практика физической культуры"
    совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК
    (29 марта  2000 г.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31047. Природа социально-политического строя Московской Руси в 15-16веках. Российское гос-во при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления, доктрина Москва – Третий Рим, нарпавленность внешней политики 30 KB
  Российское госво при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления доктрина Москва – Третий Рим нарпавленность внешней политики. москвичи осадили Тверь и с этого момента ученые обычно отсчитывают историю единого Московского госва. При Иване 3 уделов не стало он оказался государем всея Руси. Для централизованных стран харрно: сильный гос аппарат в центре чиновничество единое войско законодательство суд единообразное налогооблажение.
31048. Россия и Европа в 15-16в. Европеизация России в 17в(причины, хараткер, особенности, последствия) 31.5 KB
  Россия и Европа в 1516в. После брака Ивана 3 и Софьи Палеолог за рубежом стало встречаться еще одно название – Россия. В ходе Ливонской войны15581583 и Смуты начала 17 века Россия остро ощущала как ей тяжело соперничать с европейскими странами особенно в военнотехнич области. Россия вывозила за границу лес меха.
31049. Взаимоотношения церкви и гос-ва на Руси в 14-18веках 29 KB
  Взаимоотношения церкви и госва на Руси в 1418веках. В 1516веках будет идти процесс постепенного подчинения церкви Московскому госву. С одной стороны союз с церковью опора на ее авторитет были выгодны московским государям. Но быстрый рост монастырского землевладения ослабяли мощь единого госва.
31050. Церковная реформа патриарха Никона. Раскол русской православной церкви 28 KB
  Церковная реформа патриархаНикона. В 1652г патриархом стал Никон. вечное важнее временного московское госво как всякое госво – частное вселенская церковь – вот что ближе к богу что олицетворяет на земле вечное все что не согласуется с вечным должно быть упразднено патриарх выше светского правителя В 1653г Никон разослал указ в котором говорилось: креститься щепотью в книгах велено было печатать Иисус вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по киевским канонам все книги по богослужению велено было...
31051. Общественно-политическая мысль 1830-1850-х об исторических судьбах России 30 KB
  Общественнополитическая мысль 18301850х об исторических судьбах России. После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны госва. Самодержавие крепостничество и православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Центральная идея в концепции славянофилов – убежденность в своеобразном пути развития России.
31052. Русское общество и гос-во в 18 веке. Внутр. и внешняя политика 29.98 KB
  В России в XVIII в. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм Петр был провозглашен императором что означало усиление власти самого царя он стал монархом самодержавным и неограниченным. В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат в состав которого входили девять сановников ближайших Петру I. В России упразднялась должность патриарха наблюдение за церковью поручалось оберпрокурору Синода.
31053. Революционное движение в России в 19в (причины, особенности, этапы, крупнейшие организации) 37.5 KB
  Революционное движение в России в 19впричины особенности этапы крупнейшие организации В первой четверти 19в зародилась в России революционная идеология носителями которой были декабристы. Познакомившееся с политич движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало что основой отсталости России является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры создание Аракчеевым военных поселений участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости...
31054. Консервативные партии 53 KB
  Консервативные партии: Весна 1905г. Программа: основана на триаде Уварова Православие самодержавие народность Сохранение неограниченной власти царя и созыв Земского собора из излюбленных коренных русских людей Сохранение единой и неделимой Руси Неприкосновенность частной помещичьей собственности Сохранение господствующего положения русских Укрепление позиций РПЦ Действовали: боевые черносотенные дружины против революционеров Союз 17 октября Октябрь 1905 – начало организованного оформления партии Февраль 1906г – I...
31055. Эпоха Ивана Грозного. Внутренняя политика(реформы Избранной рады, опричнина, последние годы царствования). Историки о причинах и внутреннем смысле опричнины. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории 32.5 KB
  Эпоха Ивана Грозного. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории. В 1547 произошло венчание Ивана4 на царство. После пожара началось самостоятельное правление Ивана4.