97559

Культура Японии

Реферат

Культурология и искусствоведение

Японская культура не похожа ни на одну из культур. Культура Японии, как и культура в общем, развивалась с появлением государства Япония. Она началась в период переселения японского народа на японский архипелаг. Но в течение двух веков, в период правления сёгуната Токугавы, культура была изолирована от иностранцев.

Русский

2015-10-19

66 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Культура Японии

Реферат

по дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                                          Разработал

    Доктор философских наук                                                       студент гр.Д-111

    _____________ Быстрова А.Н.                                                  ________ Абрамкин А.М.

    _____________                                                                                 19.10.2012

2012 год

Содержание

Введение                                                                              3

Религия                                                                                 4

Быт                                                                                        7

Искусство                                                                             9

Вывод                                                                                  11

Библиография                                                                     12

Введение

В данной работе я выбрал тему Культура Японии: возникновение и особенности. Японская культура не похожа ни на одну из культур. Культура Японии, как и культура в общем, развивалась с появлением государства Япония. Она началась в период переселения японского народа на японский архипелаг. Но в течение двух веков, в период правления сёгуната Токугавы, культура была изолирована от иностранцев. После окончания периода изоляции, перед миром открылась богатейшая Японская культура, которая оказала непосредственное влияние на культуру многих Европейских и Азиатских государств.

Каждый человек соприкасался с культурой Японии сам того порою и не замечая. Возьмем, к примеру, японскую кухню. Наверное не найдется такого человека, который не пробовал японскую кухню. Основным ингредиентом являются рыба и рис.Рис служит основой для многих блюд, соусов, напитков. Рыба в Японии употребляется в полусыром виде. Блюдо, которое получило широкое распространение не только в Японии, но в других государствах – это суши.

Многие люди, в основном это представители мужского пола, увлекаются различными боевыми искусствами. Примером могут служить такие виды спорта как каратэ, дзюдо, кэндо.

Широкой популярностью пользуется аниме. Данный мультипликационный жанр рассчитан на любую возрастную категорию и половую принадлежность.

Вот почему мне захотелось изучать культуру Японии.

Цель реферата: сделать обзор литературы, касающейся данной темы.  В своей работе я использую книгу Леонида Васильева «Искусство религий древнего Востока», книгу Всеволода Овчинников «Ветка Сакуры» и книгу Конрада «Очерк истории культуры средневековой Японии»

Религия

Российский историк писал : «Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых двух мощных культурных центров ощущалось знакомство и с индуизмом, и с конфуцианством, и даже с даосизмом, все-таки важнейшим компонентом религиозной традиции, который распространился наиболее широко, был буддизм. В частности, это видно на примере Японии» [1, с 181]

В Японии существовало три религии: синтоизм, буддизм, конфуцианство. Синтоизм включает в себя тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых и культ вождей. Шаманы надевали специальные наряды и устраивали обряды в отведенных местах. У синтоизма был храм, который делился на две части: внутреннюю и закрытую.Войдя в храм, люди останавливаются перед алтарем. Рядом стоит ящик, который необходимо бросить монетку. Далее они должны поклонится и похлопать в ладоши, иногда при этом произнося молитву. В храмах также происходят праздники с жертвоприношениями. На этих праздниках из синтая дух божества переселяется. В период прохождения этих торжеств жрецы нарядно одевались. В остальные дни они занимались обычными повседневными делами, иногда и не связанные с делами храма.

В VI веке в Японию проникает такая религия, как буддизм. С появлением новой религии в Японии появляются индийские философские мысли, буддийская метафизика, традиции китайской цивилизации. Благодаря буддизму в Японии сформировалась административно-бюрократическая  иерархия. Отличие китайского буддизма от японского заключается в том, что в Китае люди придерживались древним мнениям и традициям. В Японии все было иначе. Здесь был создан «Закон 17 статей», в котором была статья, в которой говорилось, что у каждого человека может быть свои мнения и убеждения, представления о мудром и правильном, но люди все равно люди подчинялись воли большинства. Происходит быстрый рост буддийских храмов, например в 623 году их насчитывалось 46. В VII веке было принято решение построить храм Тодайдзи, в котором центральное место должена занимать фигура будды. По проекту будда должен быть золотым, поэтому для покрытия его золотом, золото собирали по всей Японии.

В VII веке появляется секта Кэгон, которой принадлежал храм Тодайдзи. Она заложила основу ребусинто, в которой буддизм и синтоизм должны объединиться. Многие люди поддерживали данную идею. Они теперь начали поддерживать обе религии. Вклад в объединение религий внесла и секта Сингон, главным предметом поклонения был будда Вайрочан. Благодаря обилию ритуалов, секта сблизила буддизм и синтоизм. Секта объявила аватарами главных японских богов, даже Аматэрасу( бога солнца) объявили аватарой будды Вайрочана

С IX века в Японии власть осуществляется регентами. К власти приходит Фудзивара, при нем государственной религией становится буддизм. Теперь после окончания правления все правительство становились монахами.За монастырские должности шла борьба, поэтому император своих помощников располагал к себе по ближе. Но в X веке в результате смены власти происходят существенные изменения. Сегун Еритомо берет власть в свои руки. Его воины получают землю и образовывают новое сословие самураев. При сегуне буддизм оставался главной религией, но в нем происходили изменения. Например, правители теперь были не обязаны  уходить в монастырь. Главным сословием становится феодальные князья и вассалы-самураи. Появляются новые секты, которые сохранились до наших ней. Появляется секта Дзедо с культом западного рая. Основатель упростил вероучение буддизма. Он говорил что, нужно повторять только одно слово, чтобы спастись, этим словом являлось слово «Амида». А фраза « Наму Амида буцу» стала магическим заклинанием, которое люди повторяли до 70000 раз в сутки. И люди верили в такой простой путь спасения. Формируется учение Дзэн. Это учение было заимствовано из Китая. Дзэн-буддисты шли на смерть во имя веры, не ожидая вознаграждения на том свете, чего ожидали  воины ислама.

Конфуцианство зародилось с буддизмом примерно одинаково, но японские императоры, регенты и сегуны поддерживали все-таки буддизм. Свое распространение конфуцианство получило лишь в XVII веке, церковь превратилась в низовую административную базу для удержания населения. Правители считали, что именно конфуцианство поможет им укрепить свою власть. Конфуцианство связанно с именем Ямадзаки Ансаи. Он был отдан на воспитание в монастырь, но через некоторое время его хотели выгнать. Пригрозив настоятелю сжечь монастырь, он был оставлен. Повзрослев, он начал читать учения Конфуция, эти учения показались ему истинными. Он начинает проповедовать конфуцианство. Перед своими ученика он ставил задачу: чтобы вы сделали если б на Японию напал Китай во главе с Конфуцием? Ученики не знали, что ему ответить, а он говорил, что нужно врага одолеть, а Конфуция взять в плен.

В XX веке появляется секта Сока- гаккай. Она считается буддистской, но содержит в  себе некоторые принципы конфуцианства. В последние годы она приобрела наибольшее влияние, поэтому на ее примере можно проследить как трансформируются и приспосабливаются древние религии к высокоразвитым  обществам. Основой секты является мандала( графические рисунки обладающие магией). Имея при себе мандалу и произнеся заклинание, человек обеспечивает себе спасение. Главной отличительной особенностью этой секты от всех остальных  заключается в том, что здесь нет ни радений, ни молитв. В секте присутствует своя иерархия. Любой человек может сдать экзамен, и он получит  шанс стать ассистентом; следующая степень- помощник преподавателя; далее - преподаватель, помощник доцента, доцент, помощник профессора, профессор.  Секта имеет в стране политическую партию,  которая имеет в парламенте десятки депутатов.  «В настоящее время политическая и социальная активность секты направлена в сторону борьбы за удовлетворение требований масс городского населения, за демократические преобразования и ориентирована на высшие идеалы мира, гуманизма, возрождения духа и т. п., что подчас приводит ее к союзу елевыми силами»[1, с 188]

Помимо данных сект, в Японии существуют еще крупных и мелких сект.

Быт.

Японский дом- это одно из самых простых сооружений. В конструкции дома все очень просто, дом представляет из себя крышу, которая опирается на стропилы. В нем нет ни окон, ни дверей, а в каждой комнате только три стены. Стены могут и убраться, превратив дом в беседку. Если зайти в сам дом, то там нельзя увидеть ни диванов, ни шкафов,  ни столов.

Всеволод Овчинников писал:  «Начиная от презрительных отзывов миссионеров в XVI веке и кончая восторгами многих архитекторов Запада в наши дни, японский дом всегда вызывал самые противоположные толки. Одни считали его самым целесообразным, другие — наиболее далеким от здравого смысла видом человеческого жилья.»[2, c 50]

Хотя на вид дом не представляет из себя устойчивого здания, но при землетрясениях, деревянный дом  оказывается более стойким, чем дома, которые построены из кирпича. Если же крыша все-таки обрушилась, то с легкостью можно ее восстановить. В 1964 году в Японии случилось землетрясение, такое что в одном из японских кварталов, дома были вырваны вместе с фундаментом, но не разрушились. Говоря о японском доме, нельзя забывать о татами. Татами представляет из себя маты, которые японцы кладут на пол. Если измерять комнату в матах, то комнаты имеют площадь 2-8 татами. «Татами — это как бы основа японского образа жизни».[2, c 51] В Японии не во всех домах есть кровать. Кровать японцам нужна только во время свадебного путешествия, когда они живут в отелях. Если в комнате присутствует кровать, то эта комнату можно использовать только в качестве спальни, поэтому все люди спять на татами.

Япония должна иметь мягкий климат, но холодные ветры приносят сюда снег. Чтобы согреться в холодную погоду, люди используют котацу. А когда они уходят на работу, то на дворе разводят костер и греются около него. После бани, для того чтобы согреться они залезают в фуро. Они погружаются по шею в горячую воду и подтягивают колени к подбородку, и сидят в такой позе  как можно дольше.

В гости людей приглашать не принято. Для праздников они используют специальные помещения. Для того, чтобы ознакомится с атмосферой Японии можно посетить рекан. Рекан- это противоположность отелю.  Когда приходишь заселяться, то у тебя не спрашивают какую комнату ты хочешь, никто не спросит сможете уложиться в стоимость комнаты. Здесь все моются во одной комнате,  когда начинают кушать- раздеваются.  В рекане никто не будет спрашивать, что вы хотите покушать. Вам принесут еду, даже не уведомив о ее цене. Единственное, что у вас спрашивают – это количество сакэ, которое будет согрето. Комнаты в рекане не нумеруются и даже не запираются. «. Рекан задуман как заведение, которое давало бы человеку идеал домашнего уюта, о котором он может лишь мечтать в повседневной жизни.»

Японцы в основном свои деньги тратят на одежду и остаются равнодушными к пищи. В Японии цены на еду значительно выше, чем на одежду. Например, стоимость килограмма мяса равно стоимости пары туфель. Люди одеваются не хуже, чем в любой европейской стране. В полдень можно наблюдать такую сцену: люди едут на велосипеде, одной рукой они рулят, а другой держат поднос множеством мисок.  Рабочие обедают примерно все одинаково, но только часть людей пьет чай, а другие отправляются в кафе выпить чашку кофе.

В Японии появляются железные дороги. Они пользуются большим спросом. Вагоны были постоянно полны. В школах организуются экскурсии. Каждый учащийся должен своими глазами увидеть все достопримечательности страны. В осенний период услугами железнодорожного транспорта активно пользуются молодожены. Другим транспортом, который используется в Японии, является автомобили. По производству машин, Япония занимает пятое место. Но дороги имели плохое покрытие, на душу населении приходилось полметра дорог.

«Жизнь на колесах стала нынче уделом народа, который еще столетие назад вовсе не знал колес. Дороговизна жилья вытесняет горожан все дальше в предместья. Если раньше окраины из тесно сгрудившихся деревянных домиков в одиндва этажа тянулись на полчаса, то теперь тянутся на два. Все понимают, что в условиях Японии это вопиющее расточительство земельной площади, что куда целесообразнее было бы строить многоэтажные комплексы — стало бы просторнее жить, легче наладить коммунальное хозяйство. Но из-за частной собственности на землю, из-за непрерывного роста цен на нее об этом остается только мечтать»[2,c 63]

Искусство.

Надежда Конрад писал : «Именно эпоха феодализма стала порой подлинного расцвета разнообразных областей художественного творчества. Для японского средневекового искусства характерны черты, присущие всей средневековой культуре, — большая целостность мировосприятия, тесная связь с религиозными и нравственными идеями.»[3, c 5]

Самые первые сосуды были созданы примитивной формы.  Они имели конусообразную форму . Служили сосуды для утилитарных целей. Далее в IV-II до н.э. форма сосудов усложняется, вместе с тем усложняется и узоры. Со II века до н.э. до н.э. польза сосудов увеличивается, вес и размер их уменьшился, появляется окраска и лощение.

В Японии в первых веках нашей эры можно было наблюдать, что здания были приподняты на сваях. Это означало, что здание имеют священное место в городе. Перед ними устраивались обряды и жертвоприношения. Строились синтоистские храмы, имеющие простую форму. Внутри была пуста и мрак. Люди считали, что храм населен невидимыми божествами. На возвышенностях располагаются площади, которые обнесена оградой. На периметре площади располагались храм и две сокровищницы, которые располагались симметрично относительно храма. Такая симметричность символизировала чистоту и порядок мироустройства. Со течением времени архитектура развивается, и в IV-VI веках появляется курган - кофун. Данное сооружение служит гробницей. Курганы представляли искусственный остров, окруженный рвами с водой. При погребении царя, царя укладывали в саркофаг, а сам саркофаг, который был украшен графическими фигурами, помещался во внутрь холма.

Так как в Японии распространялся буддизм, то и строились ансамбли - буддийские монастыри, которые были значительно большие. Особой значимостью пользовалась широкая аллея, ведущая к воротам, площадь перед храмом. В Японии зодчими был построен храм Хорюдзи, сочетавший в себе упорядоченность и простоту. Храм имел два южных входа: Великие южные ворота и средние ворота, через которые проходила главная аллея. В центре на площади стояли объекты поклонения. На севере ансамбля был зал для проповедей. Основа декора заключается, в том что использовалась черепичная крыша, которая выступала за пределы стен. Зайдя во внутрь, в центре можно увидеть алтарь, окруженный двадцатью шестью колоннами. Потолок высоко расположен в храме.

Вот что Конрад говорит про скульптуры : «Значительно более творческими становятся заимствования. Формируются единые стилистические качества пластики, отмеченной монументальной силой, величавой красотой».[3, c 18]  Возникают горельефные повествовательные циклы. Наиболее выразительные из них сцены- диорамы из жизни будды. Происходит строительство статуй. Создаются мастерские для создания статуй, которые делались в основном из цельного древесного ствола, но порою скульптуры делались из бронзы.  Статуи имели много мелких деталей, что усложняло их конструкции. На одном постаменте могло располагаться более двадцати статуй, что символизировало иерархическую систему.

Вывод

Проделав работу, подведем итоги. Культура Японии- сложная культура. Она зарождалась постепенно, путем заимствования многих элементов из разных стран. Формирование культуры происходит с начала заселения острова до сегодняшних дней, причем некоторые элементы культуры древней Японии  сохранились до сегодняшних дней.

Библиография.

1 Васильев Л.С. Искусство религий древнего востока- М:Высшая школа,1983

2. Овчинников В. Ветка сакуры-  М.: Молодая гвардия,1971

3 Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии – М:Искусство,1980


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53916. Чарівна квітка України 76.5 KB
  Квітка Цісик. Судячи з імені вона напевно походила з Карпат чи Прикарпаття бо саме там жінкам нерідко дають такі поетичні імена Квітка Зірка Ружана. Вона – це американська співачка українського походження Квітка Цісик.
53917. Конспект розваг на основі матеріалів Конвенції про права дитини 45.5 KB
  Пашко Ведуча. Ведуча виносить велику квітку від якої будуть відривати пелюстки. Ведуча. Ведуча відриває пелюстку.
53918. Літературно-музична композиції “Душа-квітка”, присвячена життю і творчості К.Білокур 151.5 KB
  Білокур Мета: познайомити учнів із самобутнім майстром пензля його картинамизалучати до світу прекрасного засобами словамузики та мистецтва виховувати почуття гордості за своїх пращурів та прагнення наслідувати їх. Білокур Виходить молода К. На слайдах портрети видатних особистостей культури мистецтва різних епох та країн і разом з ними портрет К Білокур Ведучий. Катерина Білокур – Художник.
53919. «Квітка - Добра» Знай, люби, оберігай свій рідний край. Родинне свято 2 клас 57.5 KB
  Яке гарне у нас свято Добрий день Як гостей у нас багато Добрий день Я вітаю сонечко: Здрастуй золоте Я вітаю квіточку: Хай собі росте Я вітаю дощичок: Лий як із відра Друзів привітаю я зичу їм добра Я вітаю друзі вас Я вітаю цілий клас Сонце Небо Рідний край Грай музико грай Під мелодію пісні Дорогою добра з’являється Білосніжка Білосніжка: Добрий день діти Я Білосніжка...
53920. Ці неповторні квіти. Позакласний захід 469 KB
  Учень 1: Квіти – улюблені супутники людини з давніх часів. Хімчук Учень 2: Сонце засяє – і все ожива Все розквітає – на дворі весна Учень 3: Весна оживає природа. Звучить запис дзвіночка Учень 4: Ведуть доріжки до весняного лісу. Учень 5: Дзвонить радісно підсніжник: Я зпід снігу рвавсь щосили.
53921. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН 50.5 KB
  Капитан 1 команды: Наша команда: БАМ. Наша команда: Дважды 2 Наш девиз: Чтоб врачом моряком Или летчиком стать Надо твердо на 10 математику знать Приветствие: Победившим не хвалиться Проигравшим не реветь. Наша команда: Пупс. Наша команда: ХУ Наш девиз: Чтобы водить корабли.
53922. ГІДРО- І АЕРОСТАТИКА 70 KB
  Ведучі повідомляють тематику КВВ представляють команди семикласників і восьмикласників і їх вболівальників. ПРИВІТАННЯ: Команди називають свою назву в цікавій формі розповідають чому саме так вона називається; оголошують девіз команди; висловлюють побажання команді суперників і журі. Оцінюється авторська майстерність членів команди логічність мислення та ін. Ведучі оголошують конкурс і запрошують по 1 учаснику від кожної команди.
53923. Использование лизинга для финансирования деятельности компании 31.5 KB
  Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.
53924. Ми любимо природу палко 78 KB
  Цей конкурс має виявити хто з вас краще знає природу рідної землі і проблеми її збереження. Конкурс Привітання команд Команда Кмітливі Кмітливі труднощі долають Вони завжди перемагають. Наш девіз: Бережімо кожну Квіточку й травинку Бо ми всі природи Рідної частинки Конкурс Переставлянка Учитель: ялинки підготували вам чудовий вислів але завірюха розвіяла слова по всьому лісу. Конкурс Закінчи вислів Команда Кмітливих Колючий як .