97564

КУЛЬТУРА РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Реферат

Культурология и искусствоведение

Для меня культура как и история России остаётся очень важным и нужным предметом. Культура России конца ХIХ - начала ХХ века имела в своей основе художественные традиции эстетические и моральные идеалы золотого века. В России оформился особый историко-художественный период который его современники называли серебряным веком русской культуры.

Русский

2015-10-19

34.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «_________________________________________________»

(название кафедры)

КУЛЬТУРА РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

(тема реферата)

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

        Доктор наук                                                       студент гр.___Д-113____

       __________ Быстрова А.Н.                       ___________Аксинин Н.С.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                   ______27.11.11________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

Новосибирск, 2011

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….. 3

Русская культура ХХ в. …………………………………………………….. 4

Система Образования ХХ в. ……………………………………………….. 5

Наука. …………………………………………………………………………. 6

Литература. …………………………………………………………………... 7

Живопись. …………………………………………………………………….. 9

Архитектура. …………………………………………………………………. 9

Музыка. ………………………………………………………………………... 10

Скульптура. …………………………………………………………………. 10

Театр. …………………………………………………………………………. 11

Кино. ………………………………………………………………………….. 11

Заключение. ………………………………………………………………….. 12

Список используемой литературы. ………………………………………. 13

Введение.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека; Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 

Для меня культура, как и история России, остаётся очень важным и нужным предметом. Ведь трудно представить грамотного и  образованного человека, который не знает истории своей страны. Причина, по которой я выбрал эту тему для реферата, очень проста: мне интересна и небезразлична  история моей  Родины –её прошлое, настоящее  и будущее.

В науке, литературе, искусстве, один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления,  стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия и проблемы, характерные для всей русской жизни того времени.

 Культура вначале ХХ в. переживала очень сложный период. Отмена крепостного права, частые войны, революции-- всё это оказывало огромное влияние на становление культуры.  Например, в военное время, очень сильно пострадала скульптура, живопись и архитектура. Всё это беспощадно уничтожалось,  а поэзия наоборот - развивалась.

Основная задача работы: постараться структурировать и понять, в каких направлениях, как и кем развивалась культура ХХ в.

Русская культура ХХ в.

Культура России конца ХIХ - начала ХХ века имела в своей основе  художественные традиции, эстетические и моральные идеалы золотого века. С особой силой как в творчестве, так и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявилось в самых сложных противоречивых и многообразных отношениях  к истории, религии, революции и её различным силам, к природе, к структуре самой личности в её важнейших аспектах - личность и свобода, личность и народ, личность и культура, позиции интеллигенции, личность интеллигента, его одиночество и раздвоение. В России оформился особый историко-художественный период, который его современники называли серебряным веком русской культуры.

До сих пор исследователи не могут определиться с периодическими рамками «серебряного века», но общепринятой датой начала «серебряного века» считают речь Ф.М. Достоевского на открытии памятника Пушкина в 1880г.  Концом же принято считать речь А.А. Блока «О назначении поэта» в 1921 году.

В эти годы в России творился небывалый интеллектуальный подъём, в основном философии и поэзии (об интеллектуальном подъёме в России периода серебряного века)

Духовная жизнь была небывало насыщенна: продолжались прекрасные культурные традиции, было выражено стремление обновить поэтическую часть русского языка. Делался опор на новизну, вводились два новых понятия для России того времени: модерн и модернизм.

Политическая жизнь не отставала от духовной по насыщенности, в делах правительства чётко прослеживались две линии: 1) обеспечение социально-культурных потребностей общества. Примерно 15% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, и социальное прозрение 2) Формирование общественного сознания в духе официальной народности, усиление цензуры, ограничение демократизации образования.

Система Образования ХХ в. К началу ХХ в. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьянская часть. В нашей стране того времени строился капитализм, который требовал в свою очередь грамотных и профессионально подготовленных людей.  Правительство того времени немного изменило свои приоритеты, изменив свой курс в сторону улучшения народного образования. Для наглядности можно обратиться к статистике. К 1860 г. грамотными было всего 6% населения, а к 1897 г. уже более 25%.

В начале ХХ в. возросло количество воскресных школ, благодаря которым значительно ускорилось распространение грамотности среди городского населения. В школах того времени обучение длилось всего лишь 2-3 года. Особое внимание уделялось письму, счёту, чтению и Закону Божьему.

Средними учебными заведениями оставались гимназии, коммерческие училища. Интересным остаётся тот факт, что в училище можно было поступить только после окончания гимназии. Высокая плата за обучение в гимназиях, делала его недоступным для большинства населения.

После подавления революции, министр народного просвещения А.Н. Шварц провёл ряд мероприятий - запрещалось всё прогрессивное в образовании: отмена университетских автономий, на преподавателей составлялась политическая характеристика, закрывались кафедры, исключались студенты, многие учителя подверглись увольнению.

Однако развитию культуры способствовали разные средства просвещения. Были открыты Исторический и Политехнические музеи, Третьяковская галерея, Русский музей. Значительно возросло число библиотек, наметилась тенденция освобождение печати от предварительной цензуры.

Наука.

ХХ в. – век выдающихся открытий в русской науке.

В этот период отмечается бурное развитии биологии и медицины. Так, И.И.Мечников стал основоположником особой отрасли знания - сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе. В 1908г. его труды  были  отмечены нобелевской премией. А И.М. Сеченов стал основоположником русской физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии, и это стало толчком для исследования нервной деятельности человека. Работы Сеченова получили своё продолжение в трудах И.П. Павлова. Он создал учение о высшей нервной деятельности, разработал основные представления о процессах пищеварения и кровообращения.

Одним из известнейших представителей российской науки является К.А. Тимирязев. Тимирязев исследовал явление фотосинтеза – процесса превращения неорганических веществ в органические, в зелёных листьях растений под действием солнечных лучей, что доказало возможность применения закона сохранения энергии к органическому миру. И.В.Мичурин методом гибридизации создал большое количество плодовых и ягодных культур

Труды В.И.Вернадского помогли появиться на свет новым направлениям в биохимии, радиологии, геохимии и др.

В.В. Докучаев изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозём» признан лучшим в своей области и содержит научную классификацию почв, систему их естественных типов.

Продолжали исследование удалённых участков русской земли географы : П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай, В.К. Козлов. С их помощью были созданы карты Филиппин, Эфиопии, Индонезии и др. Собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. С.О. Макаров совершил несколько кругосветных путешествий, дал систематическое описание Чёрного и Северного морей.

В 1895 г. А.С. Попов изобрёл прибор для приёма и регистрации электромагнитных сигналов, так же продемонстрировал работу радиоприёмника. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу, чуть позже А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания.

К.Э. Циолковский всю жизнь посветил работе  над тремя проблемами: строительство большого управляемого дирижабля, создание самолёта и проектирование ракет. Его работы на десятилетия опередили работы западных учёных, и при этом легли в основу советской космонавтики.

Литература.

В художественной литературе существовали две тенденции: реалистическая и авангардистская.

Реалистическая тенденция  в литературе – это правдивое изображение реальной действительности. Эту тенденцию развивали такие известные писатели и поэты, как: И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.М. Горький, Л.Н. Толстой и др.

Авангардистская тенденция – это характерное стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями,  поиск новых, необычных по содержанию, средствам  выражения и формам произведения, взаимоотношения художников с жизнью.

Авангардистское направление связанно с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных решений. Оно представлено творчеством символистов, футуристов и акмеистов.

Символизм –  это художественное течение и философско-эстетическая концепция начала ХХ в. Проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности путём символов, обобщений. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную повлиять на жизнь людей. Символисты обогатили литературу новыми поэтическими формами, выработали новые художественные средства. Символисты начала ХХ в. Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Футуризм – одно из авангардистских  течений в европейском искусстве, сформировавшееся в Италии. Футуристы призывали к обессмысливанию словесной формы поэзии, введение в текст математических и музыкальных знаков. Футуризм возник с выходом альманахов «Садок судей» и «Пощёчина обыкновенно вкусу». К футуристам принадлежали: Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Чёрный и др.

Акмеизм – течение русской поэзии начала ХХ в. Его представители выступали против символизма, его стремления к «идеальному», многозначности и текучести образов; отстаивали возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. Представители: Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин.

Живопись.

В русском изобазительном искусстве существовали два противоположных направления: реалистическое и авангардное.

Реалистическое – продолжало традиции академической живописи ХIХ века и передвижников. Получило отражение в творчестве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Левитана. Так же традиции реализма подхватили молодые художники, такие как: Н.А. Касаткин, В.А. Серов, М.И. Ермолова. Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий внутренний анализ.

Авангардное направление – обращение к духовным исканиям. Крупнейшими представителями были: В. Кандинский, К.С. Малевич, П. Филонов, М.З. Шагал, Р.Р. Фалык. Характерной чертой этого направления является: трагизм и одновременно стремление к радости и свету.

Значительной была деятельность объединения «Мир искусства» созданного С.П. Дягилевым. В состав объединения входили: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, М.В. Добужинский и др. Мифы, былины, библейские сюжеты стали основой в их творчестве. Искусство – средство выражения индивидуальности художника, думали они, и стояли на позиции «чистого искусства», идеалами которого были поиски эстетического идеала в романтическом прошлом.

«Союз русских художников» продолжал демократические традиции русской пейзажной живописи. Членами союза стали: И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, К.А. Коровин и др. Они продолжали линии лирических пейзажей, начатых Левитаном, прославляя красоту родной природы, преобразовывая европейский и создавая русский вариант импрессионизма.

Архитектура.

В архитектуре ХХ века сформировались три основных направления: модерн, неорусский стиль и неоклассицизм.

В стиле модерн внешний вид здания зависел от внутреннего содержания. Осуществлялись попытки показать свойства новых строительных материалов таких как бетон, железо, кафель, стекло. Художественные решения были связанны с эстетикой символизма: вялые, не чёткие линии, приглушённые цвета, усложнённый рисунок деталей. Представителями являлись: Ф.О. Шехтель

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества

и элементы готики. Изредка неорусский стиль соединялся с элементами готики. Представители стиля: А.В. Щусев, Ф.О. Шехтель.

         Неоклассицизм нередко использовался в строительстве особняков и зданий общественного назначения, воспроизводивший принципы и вид архитектуры начала ХIХв. Рациональность и точность сочетались с новыми, недавно появившимися строительными материалами. Представители: И.И. Рерберг, И.В. Желтовский.

Музыка.

Основными центрами музыкальной культуры были консерватории в крупных городах страны: Москва, Петербург, Одесса, Киев и др. Крупнейшие музыкальные центры: Большой театр, Московская частная опера С.И. Мамонтова.

Развитие музыкального искусства, как и в конце прошлого века было тесно связанно с именами русских композиторов, которые создавали музыкальную историю ХХ в. В состав «могучей кучки» композиторов входили: Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Начинают свою композиторскую деятельность А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев.

 

Скульптура.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. формируются различные направления в скульптуре. В частности реалистические тенденции развития получили в творчестве А.М. Опекушина, передвижника М.М. Антокольского (создал галерею скульптурных портретов: «Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Пётр I» ).

Одним из известнейших авторов монументальных скульптур был М.О. Микешин («Тысячелетие России», памятник Екатерине Второй в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков стали использовать новые пластичные материалы и цветовые контрасты.

Театр.

В театральной жизни этого периоды шла ожесточённая борьба за демократизацию русской сцены. В императорских театрах спектакли, балетные выступления, оперы - ставились в основном иностранными группами актёров. Однако известные деятели русской культуры стремились поддержать традиции русского национального искусства, особенно сильным было демократическое направление в драматическом театре. К.С.    Станиславским  и В.И. Немировичем-Данченко был основан художественный театр. В нём играли О.Л. Книппер, В.И. Качалов,  И.М. Москвин и др. Основатели ставили задачу общедоступного театра, провели реформу. Репертуар театра стал основываться на произведениях классической русской культуры.

Кино.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в России начало появляться киноискусство. В 1896 г. состоялся первый показ кинофильмов, почти одновременно их показали в Петербурге и Москве. В 1903 г. в России появись первые станционные кинотеатры. Большую роль в процессе создания отечественных кинофильмов приняли А.О. Дранков и А.А. Ханжанков. В 1911 г. был снят первый русский полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

Заключение.

В силу  специфики российской истории и, в частности, наличия в обществе принципиально отличных друг от друга социокультурных слоев, осознание необходимости преобразований происходит, как правило, очень непросто. Первыми на себе необходимость преобразований почувствовали правящие круги и интеллигенция, которые в большей степени испытывали на себе влияние западной культуры. Однако все эти идеи распространялись крайне медленно, это, в свою очередь, нередко провоцировало их радикальных сторонников на антиправительственные выступления или, по меньшей мере, на пропаганду. Подавление этих движений  лишь вызывало обратную реакцию и отдаляло реформы.


Список используемой литературы.

  1.  История России. О. В. Владимирова
  2.  Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией Г.В. Драча.
  3.  Мировая художественная культура: Россия: конец ХIХ- начало ХХ века. А.А. Аронов.
  4.  Школьные лекции по предмету «История России»

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44891. Методика формирования и развития системы понятий о химическом элементе 23.19 KB
  Цель изучения химических производств показать учащимся как достижения науки используются для практических нужд отразить роль науки как движущей силы производства и прогресса. Изучение химических производств позволяет существенно усилить экологическую сторону обучения химии раскрыть возможность реализации и требований экологической безопасности при грамотной организации производства что является важной воспитательной задачей курса химии средней школы. Структура системы понятий об основах химического производства. На этом основании можно...
44893. Понятие ОМ. Общественное мнение и паблицитный капитал как результаты PR-деятельности 20.26 KB
  Общественное мнение и паблицитный капитал как результаты PRдеятельности Общественное мнение –- это специфическое проявление общественного сознания выражающееся в оценках как в устной так и в письменной форме и характеризующее явное отношение групп общественности к актуальным проблемам действительности представляющим общественный интерес. Для PRдеятельности Общественное мнение его преобразование изменение в нужном для субъекта PR направлении – это объект и продукт PRдеятельности. Программы деятельности субъектов PR...
44894. Travelling. Путешествие 15.03 KB
  It is аlwys interesting to discover new things different wys of life to meet different people to try different food to listen to different musicl rhythms. Most trvellers nd holidymkers tke cmer with them nd tke pictures of everything tht interests them the sights of city old churches nd cstles views of mountins lkes vlleys plins wterflls forests different kinds of trees flowers nd plnts nimls nd birds.
44895. Трудная жизненная ситуация как категория социальной работы 23 KB
  Устоявшиеся нормативные стандарт трудныепротиворесчивые Признаки ТЖС:1 Неадекватность алгоритм. ЧеловекаТЖС ситуация соц.Факторы ТЖС: поведенческий экзистенциональный вероятностнопрогностическийСтруктура ТЖС:участники связан. Классификация ТЖС: по харкам субъектаиндивидуал.
44896. Синтаксические нормы 15.33 KB
  Благодаря преступной халатности водителя произошла эта авария Выбор падежной формы при гл. Выбор предлога. Выбор падежа при глаголе с отрицанием.
44897. Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови 25.5 KB
  Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови. Культура мови ознака літературної мови параметр за яким встановлюються авторитетні загальновизнані стандарти реалізовані в нормах писемного й усного спілкування. З культурою мови насамперед пов'язують уміння правильно говорити й писати дотримуватися всіх норм літературної мови.
44899. Принципы и технологии оценки недвижимости 13.6 KB
  Оценка недвижимости это прежде всего оценка прав собственности на данную недвижимость. Отсюда следует что оценка недвижимости должна включать оценку самой недвижимости оценку права собственности или права пользования землей или зданиями. Основные принципы оценки недвижимости: Принцип спроса и предложения: заключается в учете действия закона спроса и предложения на стоимость объекта недвижимости.