97564

КУЛЬТУРА РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Реферат

Культурология и искусствоведение

Для меня культура как и история России остаётся очень важным и нужным предметом. Культура России конца ХIХ - начала ХХ века имела в своей основе художественные традиции эстетические и моральные идеалы золотого века. В России оформился особый историко-художественный период который его современники называли серебряным веком русской культуры.

Русский

2015-10-19

34.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «_________________________________________________»

(название кафедры)

КУЛЬТУРА РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

(тема реферата)

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

        Доктор наук                                                       студент гр.___Д-113____

       __________ Быстрова А.Н.                       ___________Аксинин Н.С.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                   ______27.11.11________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

Новосибирск, 2011

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….. 3

Русская культура ХХ в. …………………………………………………….. 4

Система Образования ХХ в. ……………………………………………….. 5

Наука. …………………………………………………………………………. 6

Литература. …………………………………………………………………... 7

Живопись. …………………………………………………………………….. 9

Архитектура. …………………………………………………………………. 9

Музыка. ………………………………………………………………………... 10

Скульптура. …………………………………………………………………. 10

Театр. …………………………………………………………………………. 11

Кино. ………………………………………………………………………….. 11

Заключение. ………………………………………………………………….. 12

Список используемой литературы. ………………………………………. 13

Введение.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека; Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 

Для меня культура, как и история России, остаётся очень важным и нужным предметом. Ведь трудно представить грамотного и  образованного человека, который не знает истории своей страны. Причина, по которой я выбрал эту тему для реферата, очень проста: мне интересна и небезразлична  история моей  Родины –её прошлое, настоящее  и будущее.

В науке, литературе, искусстве, один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления,  стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия и проблемы, характерные для всей русской жизни того времени.

 Культура вначале ХХ в. переживала очень сложный период. Отмена крепостного права, частые войны, революции-- всё это оказывало огромное влияние на становление культуры.  Например, в военное время, очень сильно пострадала скульптура, живопись и архитектура. Всё это беспощадно уничтожалось,  а поэзия наоборот - развивалась.

Основная задача работы: постараться структурировать и понять, в каких направлениях, как и кем развивалась культура ХХ в.

Русская культура ХХ в.

Культура России конца ХIХ - начала ХХ века имела в своей основе  художественные традиции, эстетические и моральные идеалы золотого века. С особой силой как в творчестве, так и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявилось в самых сложных противоречивых и многообразных отношениях  к истории, религии, революции и её различным силам, к природе, к структуре самой личности в её важнейших аспектах - личность и свобода, личность и народ, личность и культура, позиции интеллигенции, личность интеллигента, его одиночество и раздвоение. В России оформился особый историко-художественный период, который его современники называли серебряным веком русской культуры.

До сих пор исследователи не могут определиться с периодическими рамками «серебряного века», но общепринятой датой начала «серебряного века» считают речь Ф.М. Достоевского на открытии памятника Пушкина в 1880г.  Концом же принято считать речь А.А. Блока «О назначении поэта» в 1921 году.

В эти годы в России творился небывалый интеллектуальный подъём, в основном философии и поэзии (об интеллектуальном подъёме в России периода серебряного века)

Духовная жизнь была небывало насыщенна: продолжались прекрасные культурные традиции, было выражено стремление обновить поэтическую часть русского языка. Делался опор на новизну, вводились два новых понятия для России того времени: модерн и модернизм.

Политическая жизнь не отставала от духовной по насыщенности, в делах правительства чётко прослеживались две линии: 1) обеспечение социально-культурных потребностей общества. Примерно 15% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, и социальное прозрение 2) Формирование общественного сознания в духе официальной народности, усиление цензуры, ограничение демократизации образования.

Система Образования ХХ в. К началу ХХ в. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьянская часть. В нашей стране того времени строился капитализм, который требовал в свою очередь грамотных и профессионально подготовленных людей.  Правительство того времени немного изменило свои приоритеты, изменив свой курс в сторону улучшения народного образования. Для наглядности можно обратиться к статистике. К 1860 г. грамотными было всего 6% населения, а к 1897 г. уже более 25%.

В начале ХХ в. возросло количество воскресных школ, благодаря которым значительно ускорилось распространение грамотности среди городского населения. В школах того времени обучение длилось всего лишь 2-3 года. Особое внимание уделялось письму, счёту, чтению и Закону Божьему.

Средними учебными заведениями оставались гимназии, коммерческие училища. Интересным остаётся тот факт, что в училище можно было поступить только после окончания гимназии. Высокая плата за обучение в гимназиях, делала его недоступным для большинства населения.

После подавления революции, министр народного просвещения А.Н. Шварц провёл ряд мероприятий - запрещалось всё прогрессивное в образовании: отмена университетских автономий, на преподавателей составлялась политическая характеристика, закрывались кафедры, исключались студенты, многие учителя подверглись увольнению.

Однако развитию культуры способствовали разные средства просвещения. Были открыты Исторический и Политехнические музеи, Третьяковская галерея, Русский музей. Значительно возросло число библиотек, наметилась тенденция освобождение печати от предварительной цензуры.

Наука.

ХХ в. – век выдающихся открытий в русской науке.

В этот период отмечается бурное развитии биологии и медицины. Так, И.И.Мечников стал основоположником особой отрасли знания - сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе. В 1908г. его труды  были  отмечены нобелевской премией. А И.М. Сеченов стал основоположником русской физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии, и это стало толчком для исследования нервной деятельности человека. Работы Сеченова получили своё продолжение в трудах И.П. Павлова. Он создал учение о высшей нервной деятельности, разработал основные представления о процессах пищеварения и кровообращения.

Одним из известнейших представителей российской науки является К.А. Тимирязев. Тимирязев исследовал явление фотосинтеза – процесса превращения неорганических веществ в органические, в зелёных листьях растений под действием солнечных лучей, что доказало возможность применения закона сохранения энергии к органическому миру. И.В.Мичурин методом гибридизации создал большое количество плодовых и ягодных культур

Труды В.И.Вернадского помогли появиться на свет новым направлениям в биохимии, радиологии, геохимии и др.

В.В. Докучаев изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозём» признан лучшим в своей области и содержит научную классификацию почв, систему их естественных типов.

Продолжали исследование удалённых участков русской земли географы : П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай, В.К. Козлов. С их помощью были созданы карты Филиппин, Эфиопии, Индонезии и др. Собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. С.О. Макаров совершил несколько кругосветных путешествий, дал систематическое описание Чёрного и Северного морей.

В 1895 г. А.С. Попов изобрёл прибор для приёма и регистрации электромагнитных сигналов, так же продемонстрировал работу радиоприёмника. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу, чуть позже А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания.

К.Э. Циолковский всю жизнь посветил работе  над тремя проблемами: строительство большого управляемого дирижабля, создание самолёта и проектирование ракет. Его работы на десятилетия опередили работы западных учёных, и при этом легли в основу советской космонавтики.

Литература.

В художественной литературе существовали две тенденции: реалистическая и авангардистская.

Реалистическая тенденция  в литературе – это правдивое изображение реальной действительности. Эту тенденцию развивали такие известные писатели и поэты, как: И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.М. Горький, Л.Н. Толстой и др.

Авангардистская тенденция – это характерное стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями,  поиск новых, необычных по содержанию, средствам  выражения и формам произведения, взаимоотношения художников с жизнью.

Авангардистское направление связанно с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных решений. Оно представлено творчеством символистов, футуристов и акмеистов.

Символизм –  это художественное течение и философско-эстетическая концепция начала ХХ в. Проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности путём символов, обобщений. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную повлиять на жизнь людей. Символисты обогатили литературу новыми поэтическими формами, выработали новые художественные средства. Символисты начала ХХ в. Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Футуризм – одно из авангардистских  течений в европейском искусстве, сформировавшееся в Италии. Футуристы призывали к обессмысливанию словесной формы поэзии, введение в текст математических и музыкальных знаков. Футуризм возник с выходом альманахов «Садок судей» и «Пощёчина обыкновенно вкусу». К футуристам принадлежали: Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Чёрный и др.

Акмеизм – течение русской поэзии начала ХХ в. Его представители выступали против символизма, его стремления к «идеальному», многозначности и текучести образов; отстаивали возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. Представители: Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин.

Живопись.

В русском изобазительном искусстве существовали два противоположных направления: реалистическое и авангардное.

Реалистическое – продолжало традиции академической живописи ХIХ века и передвижников. Получило отражение в творчестве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Левитана. Так же традиции реализма подхватили молодые художники, такие как: Н.А. Касаткин, В.А. Серов, М.И. Ермолова. Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий внутренний анализ.

Авангардное направление – обращение к духовным исканиям. Крупнейшими представителями были: В. Кандинский, К.С. Малевич, П. Филонов, М.З. Шагал, Р.Р. Фалык. Характерной чертой этого направления является: трагизм и одновременно стремление к радости и свету.

Значительной была деятельность объединения «Мир искусства» созданного С.П. Дягилевым. В состав объединения входили: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, М.В. Добужинский и др. Мифы, былины, библейские сюжеты стали основой в их творчестве. Искусство – средство выражения индивидуальности художника, думали они, и стояли на позиции «чистого искусства», идеалами которого были поиски эстетического идеала в романтическом прошлом.

«Союз русских художников» продолжал демократические традиции русской пейзажной живописи. Членами союза стали: И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, К.А. Коровин и др. Они продолжали линии лирических пейзажей, начатых Левитаном, прославляя красоту родной природы, преобразовывая европейский и создавая русский вариант импрессионизма.

Архитектура.

В архитектуре ХХ века сформировались три основных направления: модерн, неорусский стиль и неоклассицизм.

В стиле модерн внешний вид здания зависел от внутреннего содержания. Осуществлялись попытки показать свойства новых строительных материалов таких как бетон, железо, кафель, стекло. Художественные решения были связанны с эстетикой символизма: вялые, не чёткие линии, приглушённые цвета, усложнённый рисунок деталей. Представителями являлись: Ф.О. Шехтель

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества

и элементы готики. Изредка неорусский стиль соединялся с элементами готики. Представители стиля: А.В. Щусев, Ф.О. Шехтель.

         Неоклассицизм нередко использовался в строительстве особняков и зданий общественного назначения, воспроизводивший принципы и вид архитектуры начала ХIХв. Рациональность и точность сочетались с новыми, недавно появившимися строительными материалами. Представители: И.И. Рерберг, И.В. Желтовский.

Музыка.

Основными центрами музыкальной культуры были консерватории в крупных городах страны: Москва, Петербург, Одесса, Киев и др. Крупнейшие музыкальные центры: Большой театр, Московская частная опера С.И. Мамонтова.

Развитие музыкального искусства, как и в конце прошлого века было тесно связанно с именами русских композиторов, которые создавали музыкальную историю ХХ в. В состав «могучей кучки» композиторов входили: Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Начинают свою композиторскую деятельность А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев.

 

Скульптура.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. формируются различные направления в скульптуре. В частности реалистические тенденции развития получили в творчестве А.М. Опекушина, передвижника М.М. Антокольского (создал галерею скульптурных портретов: «Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Пётр I» ).

Одним из известнейших авторов монументальных скульптур был М.О. Микешин («Тысячелетие России», памятник Екатерине Второй в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков стали использовать новые пластичные материалы и цветовые контрасты.

Театр.

В театральной жизни этого периоды шла ожесточённая борьба за демократизацию русской сцены. В императорских театрах спектакли, балетные выступления, оперы - ставились в основном иностранными группами актёров. Однако известные деятели русской культуры стремились поддержать традиции русского национального искусства, особенно сильным было демократическое направление в драматическом театре. К.С.    Станиславским  и В.И. Немировичем-Данченко был основан художественный театр. В нём играли О.Л. Книппер, В.И. Качалов,  И.М. Москвин и др. Основатели ставили задачу общедоступного театра, провели реформу. Репертуар театра стал основываться на произведениях классической русской культуры.

Кино.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в России начало появляться киноискусство. В 1896 г. состоялся первый показ кинофильмов, почти одновременно их показали в Петербурге и Москве. В 1903 г. в России появись первые станционные кинотеатры. Большую роль в процессе создания отечественных кинофильмов приняли А.О. Дранков и А.А. Ханжанков. В 1911 г. был снят первый русский полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

Заключение.

В силу  специфики российской истории и, в частности, наличия в обществе принципиально отличных друг от друга социокультурных слоев, осознание необходимости преобразований происходит, как правило, очень непросто. Первыми на себе необходимость преобразований почувствовали правящие круги и интеллигенция, которые в большей степени испытывали на себе влияние западной культуры. Однако все эти идеи распространялись крайне медленно, это, в свою очередь, нередко провоцировало их радикальных сторонников на антиправительственные выступления или, по меньшей мере, на пропаганду. Подавление этих движений  лишь вызывало обратную реакцию и отдаляло реформы.


Список используемой литературы.

  1.  История России. О. В. Владимирова
  2.  Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией Г.В. Драча.
  3.  Мировая художественная культура: Россия: конец ХIХ- начало ХХ века. А.А. Аронов.
  4.  Школьные лекции по предмету «История России»

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45487. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 76.5 KB
  Базовые программные средства относятся к инструментальной страте информационных технологий и включают в себя: операционные системы ОС; языки программирования; программные среды; системы управления базами данных СУБД. Большинство алгоритмических языков программирования Си Паскаль созданы на рубеже 60х и 70х годов за исключением Jv. За прошедший период времени периодически появлялись новые языки программирования однако на практике они не получили широкого и продолжительного распространения. Другим направлением в эволюции...
45488. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 75.5 KB
  Для преодоления ограничений организации памяти были предложены ассоциативные запоминающие устройства. Вторая характеристика определяется скоростью доступа устройства чтения к информации на компактдиске скорость чтения особенно важна при воспроизведении аудио и видеоинформации. Что означает название восьмискоростной CDROM Это и есть характеристика быстродействия устройства чтения.
45489. МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 47.5 KB
  Многообразные стандарты и подобные им методические материалы упорядочим по следующим признакам: 1. По утверждающему органу: официальные международные стандарты; официальные национальные стандарты; национальные ведомственные стандарты; стандарты международных комитетов и объединений; стандарты фирмразработчиков; стандарты дефакто. По предметной области стандартизации: функциональные стандарты стандарты на языки программирования интерфейсы протоколы кодирование шифрование стандарты на фазы...
45490. Моделирование систем массового обслуживания 50.5 KB
  Моделирование систем массового обслуживания Понятия СМО: каналы: горячие тут же подключаются холодные нужен переходный период источник заявок заявки клиенты очереди ограниченные неограниченные дисциплина обслуживания FIFO первым пришел первым ушел LIFO последним пришел первым ушел KB короткие вперед отказы поток обслуженных заявок нетерпеливые заявки стояли но ушли Система должна функционировать в определенных интересах: клиента владельца Судить о результатах работы СМО можно по показателям....
45491. Моделирование случайных чисел с заданным 34.5 KB
  Для этого непрерывный закон распределения вероятности события дискретизируем. hi высота iого столбца fx распределение вероятности показывает насколько вероятно некоторое событие. Если точка в пересечении этих двух координат лежит ниже кривой плотности вероятности то событие X произошло иначе нет. Метод взятия обратной функции Допустим задан интегральный закон распределения вероятности где fx функция плотности вероятности.
45492. Оценка точности модели 76 KB
  Преобразование Фурье Преобразование Фурье Модель сигнала Способ основывается на том что в любом сигнале присутствуют гармонические составляющие. Сумма гармоник с соответствующими весами составляет модель сигнала. Пусть задан сигнал: Определяем время рассмотрения сигнала: если сигнал периодический то время рассмотрения равно периоду p сигнала; b если сигнал непериодический то периодом сигнала считается все время его рассмотрения. Отметим важную особенность данного способа представления вместо всего сигнала во всех его подробностях...
45493. Регрессионные модели 85.5 KB
  Линейная одномерная модель: y =0 1 x Ei = Yi 0 1 Xi i = 1n где n число снятых экспериментально точек. Ошибки всех точек i от 1 до n следует сложить. Найдем значение sigm по формуле: Если в интервал Yэ Yт Yэ попадает 67 точек и более то выдвинутая нами гипотеза принимается. Если требуется большая уверенность в результате то используют дополнительное условие: в интервал Yэ 2 Yт Yэ 2 должны попасть 95 экспериментальных точек.
45494. Методы построения датчиков случайных чисел 75.5 KB
  Генератор случайных чисел ГСЧ Основа метода МонтеКарло ГСЧ равномерно распределенных в интервале 01. Такая последовательность чисел должна обладать математическим ожиданием и дисперсией Если окажется что случайные числа должны быть распределены в другом интервале то преобразование имеет вид: ГСЧ ррb x:= b r Пример: x:= 313r r:=0 x:=3r:=1 x:=10r:=0. ГСЧ порождает случайный поток событий с равномерным законом распределения. ГСЧ делятся на: физические; табличные; алгоритмические.
45495. Общие принципы построения моделирующих алгоритмов 47.5 KB
  Общие принципы построения моделирующих алгоритмов Проблема при составлении алгоритмов на последовательной машине состоит в том что при моделировании необходимо отслеживать множество параллельных процессов во времени. Основные методы Принцип Принцип особых состояний Принцип последовательной проводки заявок Принцип параллельной работы объектов Принцип Определение состояния системы в фиксированные моменты времени: t t t2 Особенности: самый универсальный и простой метод описывает широкий класс объектов Недостатки: самый...