97565

Философия власти по Э. Фромму

Реферат

Логика и философия

Философия власти — это область знания, к которой уже не раз обращались многие мыслители, стараясь проникнуть в ее содержание, хотя и не именовали ее таким образом. Можно сколько угодно критиковать К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, но следует признать, что их мысли и дела во многом вращались вокруг философии власти.

Русский

2015-10-19

92 KB

0 чел.

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС)

Кафедра «Философия»

Реферат

Философия власти по Э. Фромму

Разработал: ст. гр. У-211

Акст Э.В.

Проверил: профессор

Быстрова А.Н.

Краткая рецензия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Новосибирск 2012


Содержание

[1] Введение

[2]
Список литературы

Введение

Философия власти — это область знания, к которой уже не раз обращались многие мыслители, стараясь проникнуть в ее содержание, хотя и не именовали ее таким образом. Можно сколько угодно критиковать К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, но следует признать, что их мысли и дела во многом вращались вокруг философии власти.

«Власть... О ней написаны горы книг. Ее по праву можно считать одной из "вечных тем", наряду с темами любви, смерти, смысла жизни... И то, что власть - зло, трудно оспаривать. Невозможно даже в общих чертах описать весь тот водопад несчастий и горя, который власть обрушивает на людей. Преступления и несправедливости, совершённые власть имущими и равно борющимися за власть, - неисчислимы».1 Так писал в своей книге «Хищная власть. Зоопсихология сильных мира сего» Б. Диденко.

Н. Макиавелли акцентировал внимание на удержание власти: «Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность».2

Субъектами власти выступают различного рода правящие персоны — императоры, цари, князья, эмиры и шахи, президенты, главы государств и правительств, а также родители, учителя, руководители разного рода и т. д. Носителями и источниками власти являются государства, партии, банки, церковь, общество, общины, семья, деньги и множество других реально действующих субъектов и факторов в жизни человека и человечества.

Кант отмечал, что власть есть человеческая страсть. Он пишет: «В самом деле, приобрести власть над склонностями других людей, с тем чтобы управлять и распоряжаться ими в соответствии со своими целями, — это почти то же, что овладеть ими как простыми орудиями своей воли. Неудивительно, что стремление к тому, чтобы быть в состоянии иметь влияние на других, становится страстью.»3

«Поистине страсть к завоеваниям – дело естественное и обычное; и тех, кто не учитывает при этом свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой». 4

Подробную антропологическую  версию власти в книге «Понять природу человека» дает А. Адлер. Особое внимание он выделяет на такой аспект жизни, как комплекс неполноценности.

Основные принципы, которые Адлер выделяет в этой книге:

1. Зависимость от родителей вызывает у каждого человека в детстве чувство неполноценности.

2. Развитие этого чувства вызвано неразвитостью физических органов, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей.

3. Ощущение приводит к формированию комплекса.

4. Комплекс приводит к образованию гиперкомпенсации. Комплекс превосходства.

5. Такое стремление может иметь как конструктивные, так и деструктивные проявления.

Ярко демонстрирует деструктивность человеческого поведения в своих работах Э.Фромм.

В данной работе я хотел бы рассмотреть основные проблемы философии власти по книге Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности».

  1.  АГРЕССИЯ КАК ФЕНОМЕН ВЛАСТИ

В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромм дает четкое определение словам «агрессия» и «деструктивность», так как, по его словам, в литературе существует путаница. Говорят об агрессии, когда человек защищается от  преступников, напавших на него во дворе и когда садист пытает пленника. Поэтому Фромм разделил агрессию на два типа: доброкачественная и злокачественная. Доброкачественная проявляется человеком лишь по необходимости, как реакция организма на окружающие воздействия. Когда человеку не грозит опасность, но при этом он сам проявляет признаки агрессии (жажда крови и смерти) – это и есть злокачественная агрессия. Ее лучше обозначить как деструктивность.

По мнению Фромма: «Лишь при опоре на такой теоретический фундамент становится возможным подробное обсуждение различных форм и личностных типов злокачественной агрессии, особенно таких, как садизм (страстное влечение к неограниченной власти над другим живым существом) и некрофилия (страсть к разрушению жизни и привязанность ко всему мертвому, разложившемуся, чисто механическому). Понимание этих личностных типов стало доступно, как я думаю, благодаря анализу характеров нескольких персон, известных своим садизмом и деструктивностью, как, например, Сталин, Гиммлер, Гитлер».5

Адлеру принадлежит приоритет в утверждении, что агрессия, которую он изначально называл «волей к власти», имеет в человеческой жизни фундаментальное значение. Агрессия – результат действия «комплекса неполноценности».

2. ИОСИФ СТАЛИН, КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ НЕСЕКСУАЛЬНОГО САДИЗМА

Э. Фромм считает Сталина ярким представителем несексуального садизма. Рассматривая его фигуру, он выделяет проявление признаков как физического, так и морального садизма. Излюбленной манерой было заблаговременное умиротворение жертвы, а затем приказ арестовать. Для жертвы это был самый большой удар. Также Фромм отмечает, что именно при Сталине вступил в силу закон о пытках. А методы были настолько изощренными, что даже превзошли ранее придуманные издевательства. Сам же Сталин больше всего предпочитал именно психологическое воздействие.

Фромм приводит несколько примеров из книги Роя Медведева:

«Особенно изощренная форма садизма состояла в том, что у Сталина была привычка арестовывать жен – а иногда также и детей – высших советских и партийных работников и затем отсылать их в трудовые лагеря, в то время как мужья продолжали ходить на работу и должны были раболепствовать перед Сталиным, не смея даже просить об их освобождении. Так, в 1937 г. была арестована жена президента СССР Калинина.6 Жена Молотова, жена и сын Отто Куусинена, одного из ведущих работников Коминтерна, – все были в трудовых лагерях. Неизвестный свидетель сообщает, что Сталин в его присутствии спросил Куусинена, почему тот не пытается освободить сына. «По всей видимости, для его ареста были серьезные причины», – ответил Куусинен. По словам этого свидетеля, Сталин ухмыльнулся и приказал освободить его сына. Посылая жене передачи, Куусинен даже не подписывал адреса, а просил сделать это свою прислугу. Сталин арестовал жену своего личного секретаря, в то время как тот продолжал работать у него».7

Какой же из этого вывод делает Фромм? Он считает, что у его приближенных либо не было чувств, либо они были морально сломлены. При этом им нужно было поддакивать и соглашаться с такими методами, обосновывая это тем, что так было необходимо и были определенные причины.

Также Фромм отмечает и то, что Сталин обладал абсолютной непредсказуемостью поведения. После нескольких дней ареста и пыток людей могли освободить и снова назначить на высокую должность.

В этом случае он отмечает то, что Сталин с наслаждением относился к своему положению. Жил по принципу: «Хочу – казню, хочу – помилую»! Каждая жизнь зависела от его милости, именно он решал, жить человеку или нет. Этим он показывал людям, что у него над ними власть! Лишь только в исключительных случаях (например: с Литвиновым) ему приходилось отступиться. Оставить в живых старших большевиков, показывая этим, что он продолжает курс Ленина.

  1.  АДОЛЬФ ГИТЛЕР -  КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ НЕКРОФИЛИИ

Э. Фромм утверждает что, чтобы сделать вывод, что человек – некрофил необходимо рассмотреть все аспекты его жизни, что человеком движет и внутренние и внешние воздействия. Поэтому для начала он делает анализ семьи Гитлера. Гитлер родился в семье среднего чиновника и необразованной крестьянки. Отец, Алоис Гитлер, был незаконнорожденным ребенком и изначально носил фамилию матери Шикльгрубер, лишь спустя время он взял фамилию Гитлер. Не имея никакой поддержки, он в жизни всего добился сам. Мать, Клара Гитлер, была племянницей Алоиса и работала прислугой в его доме. Но вскоре стала его возлюбленной и после смерти жены у нее родился сын.

Мать безумно обожала своего ребенка, он не мог ошибаться, все что он делал было великолепно. Так у него зародились корни нарциссизма. Он был вне себя от счастья. Но тут произошло событие, у Гитлера появился младший брат. И вопреки расхожим мнениям, он радовался рождению брата и нисколько не ревновал его к матери. Он жил счастливой жизнь пятилетнего ребенка, играл с ребятами в игры. Любимой игрой была про ковбоев и индейцев, которые между собой воевали.

Но райская жизнь закончилась внезапно. Отец вышел на пенсию, они переехали в Хафельд, и Гитлер пошел в школу. Ему впервые пришлось кому-то подчиняться. Фромм отмечает, что в это время в полной мере развивается Эдиповый комплекс: сексуальная тяга к матери и враждебность к отцу. В итоге после рождения младшего брата Гитлер отдалился от семьи и матери.

Так он проучился в народной школе пять лет. Среди своих сверстников он выделялся, как способный ученик. Преподаватели к нему относились с почтением из-за статуса его семьи. Он получал хорошие отметки, при этом сильно не утруждаясь. Таким образом, Фромм делает вывод, что школа не стимулировала его к успеху, и он оставался сбалансированным и спокойным.

Э. Фромм особенно отмечает, что поворотным моментом в его отрицательном развитии было поступление в реальное училище. Отец хотел, чтобы сын стал таким же чиновником, как и он. Но Гитлер мечтал стать художником. В результате возник конфликт в семье. У него пропал интерес к учебе. Фромм выделяет то, что он сильно любил мечтать и был далек от мира реальности. В эти годы Гитлер еще больше отошел от действительности. В сущности, он никем не интересовался – ни своей матерью, ни своим отцом, ни своими братьями и сестрами. Он вспоминал о них лишь тогда, когда возникала необходимость, и для того, чтобы его оставили в покое. В это время его не интересовали не только школьные предметы, его вообще ничто не интересовало, кроме честолюбия и жажды власти, по мнению Фромма.

После смерти отца имея небольшое наследство, Гитлер отправился в Вену. Он дважды провалил экзамен в Академии художеств. Это его не подстегнуло, чтобы постараться, выучить, потрудиться. Признавать свои ошибки он не хотел. Он даже врал, возможно, единственному другу Кубичеку о том, что он учиться в Академии художеств. Он прожил так год, не занимаясь ничем серьезным. Когда закончились деньги он съехал с квартиры и стал бездомным. Фромм говорит о том, что Гитлер получил отпор именно в той области, в которой он считал себя безупречным. Ему осталось винить только директора Академии художеств во всех его неудачах, и так все сильней крепла ненависть к жизни. Так продолжалось не долго. В приюте для бездомных он познакомился с Ханишем. Он предложил ему, чтобы он рисовал почтовые открытки, а Ханиш их продавал. Так он накопил денег и уехал в Мюнхен.

Здесь он зарабатывал на жизнь продажей картин. В итоге его мечта стать художников окончательно разбилась, у него на это не было ни таланта, ни образования.

Но тут в истории свершилось великое событие – Первая Мировая Война.

Гитлер попал на нее добровольцем. Был очень смелым и отважным и был награжден за смелость. Поражение Германии он воспринял как свои собственные. Фромм отмечает: «Неудачи Гитлера обострялись постепенно: сначала это были беды ученика реального училища, затем стороннего наблюдателя венской буржуазии, художника, которому Академия отказала в приеме. Каждый провал наносил его нарциссизму еще более глубокую рану, еще более глубокое унижение; и в той же степени, в какой росли его неудачи, усиливались его мстительные фантазии, слепая ненависть и некрофилия, корни которых следует искать в его злокачественном инцестуозном комплексе. Когда началась война, казалось, пришел конец его неудачам. Но это было не так, его ждало новое унижение: разгром немецких армий и победа революционеров. На этот раз у Гитлера была возможность отождествить свое личное унижение и поражение с поражением и унижением всего общества, нации в целом: это помогло ему забыть свой личный провал. На этот раз не он был разбит и унижен, а Германия».8

Объектами разрушений Гитлера были города и люди. Он восхищался красотами архитектурных сооружений немецких городов и в то же время строил план разрушения Парижа.  В сентябре 1944 года вышел указ «Сожженная земля», согласно которому в случае поражения Германии в войне должны быть разрушены все здания и сооружения в Берлине и других городах.

Также главными жертвами должны были стать евреи, русские и поляки. Гитлер считал, что евреи отравляют  арийскую расу. Чем яснее становилось, что Германия проиграет, тем сильнее становилась его деструктивность. И вместо русских и евреев пришла очередь немцев.

В отношениях с девушками Фромм выделяет два момента. В первом случае он встречал девушек ниже его по статусу и относился к ним с пренебрежением. Примером таких отношений являются его отношения с Евой Браун. Но был и другой момент, когда он был в близких отношениях с девушками выше его по социальному положению. В отношениях с ними он проявлял мазохистский характер. Рената Мюллер является ярким примером таких отношений.

Фромм отмечает, что, несмотря на ряд патологических отклонений, считать Гитлера «сумасшедшим» не стоит, потому что он сумел захватить власть с помощью своих талантов и способностей, среди которых он выделяет:

Во-первых, это магнетизм, источником которого были его глаза, по мнению многих авторов. Люди, встретившись с ним взглядом, меняли свое отношение к нему.

Во-вторых, это абсолютная уверенность в своих идеях. Она свойственна любой нарциссической личности.

В-третьих, простота слога. Он не искал сложных выразительных оборотов. Он брал факты, обосновывающие его тезисы, и очень эмоционально их доказывал. Ведь он еще и прекрасно владел своим голосом.

В-четвертых, кратковременные приступы гнева. Своими вспышками гнева он наводил страх на собеседника, при этом он умел четко контролировать.

Еще одной исключительной особенностью Гитлера была его память. Он запоминал такие мелочи, что складывалось впечатление, что он компетентен практически во всех областях. Но зная об его образовании, мы можем сделать обратный вывод.

Сам же Гитлер считал своим достоинством свою несгибаемую волю. Но Фромм все же отмечает скорее силу воли: «Он хотел стать великим и, начав с нуля, в течение всего лишь двадцати лет осуществил это намерение, достигнув таких высот, о которых даже сам, наверное, не мечтал. Разве это не характеризует его как волевого человека?»

  1.  ВЫВОДЫ

Я попытался показать, что доисторические люди, которые жили родами, занимаясь охотой и собирательством, проявляли минимум деструктивности и максимум готовности к сотрудничеству и справедливому распределению продуктов питания. Я уверен, что жестокость и деструктивность появляются лишь с разделением труда, ростом производства и образованием излишка продуктов, с возникновением государств с иерархической системой и элитарными группами. Эти черты усиливаются, и по мере развития цивилизаций власть и насилие приобретают в обществе все большее значение.

Садизм и некрофилия – эти злокачественные формы агрессии – не являются врожденными; можно в значительной мере снизить вероятность их возникновения, если изменить обстоятельства социальной и экономической жизни людей. Необходимо создать условия, способствующие полному развитию истинных способностей и потребностей человека; необходимо, чтобы развитие собственно человеческой активности и творчества стало самоцелью. Ведь эксплуатация и манипулирование человеком вызывают не что иное, как скуку, вялость и уныние, а все, что превращает полноценных людей в психологических уродов, делает из них также садистов и разрушителей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы:

1. Философия власти – это раздел философии, который направлен на изучение природы, особенностей, оснований и закономерностей осуществления власти. Выделение данного раздела философии в отдельное направление научного поиска связано с тем, что власть - один из самых загадочных и необъяснимых феноменов человечества, возникающий еще на заре первобытного мышления и существующий по сей день. К власти стремятся, и от нее бегут, словно от чумы, жажда власти приводит как к созидательным, так и к разрушительным последствиям. В современном мире, наверное, нет ни одной науки (в особенности гуманитарной науки), которая в той или иной степени не касалась бы проблемы власти. Феномен власти настолько многогранен, что любая сфера научной картины мира может найти свой собственный фрагмент, кусочек в мозаике под названием «власть».

Можно сделать вывод, что власть – это подчинение своей воли. Власть тесно связана с понятием управления, а управление по своей природе является одним из основных законов природы.

2. Философский анализ различных концепций власти показал, что в истории философской мысли существовало множество концепций власти. Но среди всего этого многообразия можно выделить политическую власть, неполитические (по крайней мере, формально) виды власти: власть в семье, клане, корпорации; власть религии и церкви; экономическая власть. Тем самым ставился вопрос о разграничении политической и неполитической власти, охватывающей различные виды общественных отношений.

Во-вторых, в классической и частично в неклассической философии власть политика-правителя оказывалась неразрывно связана с социальными нормами.

Субстанциальная, и реляционная трактовки власти избегали онтологизации власти, а тем более ее абсолютизации. Апология возможностей власти в социальных преобразованиях не превращалась в апологию тотального и произвольного конструирования реальности и в редукцию политики к игре словами и смыслами, равно как и в апологию социальной безответственности играющего политика.

3. Можно сформулировать, что политическая идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии). Политическая идеология является формой политического сознания, которое в свою очередь является одной из форм общественного сознания и включает мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём. Политическое сознание - это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к ней.


Список литературы

  1.  А. Адлер. Понять природу человека. СПб., 1997
  2.  Б. Диденко. Хищная власть. Зоопсихология сильных мира сего. М., 1997
  3.  И. Кант. Антропология с прагматической точки зрения// Кант И. Собр. соч. в 8т 1994
  4.  Н. Макиавелли. Государь. М., 1990
  5.  Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2012

1 Диденко Б. Хищная власть. Зоопсихология сильных мира сего. М.,1997 с. 3

2 Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990 с. 32

3 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения// Кант И Собр. соч. в 8 т 1994 с. 307

4 Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990 с. 10-11

5 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -  М., Астрель, 2012 с. 19-20

6 Медведев утверждает, что ее пытали, добиваясь, чтобы она подписала бумаги, компрометирующие   ее мужа.

7 Цит по: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., Астрель,2012 с. 397

8Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Астрель, 2012 с. 545

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13555. Религия, Искусство и Наука – это ветви одного и того же дерева. (А. Эйнштейн) 34 KB
  Религия Искусство и Наука – это ветви одного и того же дерева. А. Эйнштейн Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос об общности трех основных феноменов духовной культуры религии искусства и науки. Данная тема крайне актуальна в современном мире где с развити...
13556. Свобода есть право на неравенство 16.73 KB
  Свобода есть право на неравенство. Н. А. Бердяев Выбранное мною высказывание рассматривает проблему понимания одной из высших ценностей человеческого общества свободы. Ведь недаром немецкий философ Георг Гегель писал что свобода является осознанной необходим
13557. Чернышевский. Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей 15.55 KB
  Тот кто не изучил человека в самом себе никогда не достигнет глубокого знания людей. Н.Г.Чернышевский Выбранное мною высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя важности значимости постижения человеком собственной личности и других людей. Е
13558. Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое 33.5 KB
  Цивилизация шла шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали что наука и цивилизация выведут нас но теперь уже видно что никуда не выведут: надо начинать новое. Л. Толстой Выбранное мною высказывание затрагивает проблему направленности общественного прогресса.
13559. Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начитать новое 17.06 KB
  Цивилизация шла шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали что наука и цивилизация выведут нас но теперь уже видно что никуда не выведут: надо начитать новое. Л.Н. Толстой Выбранное мною высказывание связано с проблемой общественного прогресса будущности чело...
13560. Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда 14.36 KB
  Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий дурное усваивается само собой без труда. Демокрит В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему морального или этического вида познания путей постижения человеком прекрасного и дурного. Эта п...
13561. Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями - самое страшное рабство 14.6 KB
  Власть над собой самая высшая власть порабощенность своими страстями самое страшное рабство. Л. Н. Толстой Выбранное мною высказывание затрагивает проблему важности управления личностью своего поведения. Эта проблема является важной поскольку самоконтроль...
13562. Теперь хорошее воспитание – только помеха. Оно от слишком многого отгораживает 17.97 KB
  Теперь хорошее воспитание – только помеха. Оно от слишком многого отгораживает. О.Уальд В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме места и значения норм этикета среди социальных норм и их актуальности. Проблема несомненно актуальна так как совреме
13563. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают 14.53 KB
  Индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают. А.Г. Асмолов Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека различных сторон характеристик человеческого существа природы человека. Люди задумывались издревле кто мы как