97569

Развитие отношений Польши с Украиной в 1990-е годы

Реферат

Международные отношения

Украина и Польша — две соседние страны, два соседних народа, исторические судьбы которых тесно сплелись и объединились с самого начала их появления на исторической арене Европы. Эти народы имеют много общего, а часто даже взаимозависимого и неделимого, что ярко вырисовывается на протяжении второго тысячелетия. Но было в их истории много и недоразумений, и противостояний.

Русский

2015-10-19

68.5 KB

0 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений

Реферат на тему:

«Развитие отношений Польши с Украиной в 1990-е годы»

Студент 2-го курса

отделения «МО»                   _______________________________ Бабец Н.В.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор______________________ Снапковский В.Е.

Минск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Украина и Польша — две соседние страны, два соседних народа, исторические судьбы которых тесно сплелись и объединились с самого начала их появления на исторической арене Европы. Эти народы имеют много общего, а часто даже взаимозависимого и неделимого, что ярко вырисовывается на протяжении второго тысячелетия. Но было в их истории много и недоразумений, и противостояний.

Развитие отношений Польши и Украины в 1990-х годах

Восстановление польской и украинской государственности в конце XX в. ознаменовалось коренным изменением польско-украинских отношений.

Разработка договорно-правовой базы межгосударственных украинско-польских отношений в 90-х гг. ХХ в. оказалась процессом, который испытал влияние демократических перемен во всей Европе. Его длительность и насыщенность, постепенное изменение приоритетных геополитических ориентиров обеих стран дали историкам и политологам основания выделить ряд этапов в отношениях между независимой Украиной и Польшей.

И. Мельникова отмечает, что новые принципы внешней политики Украины были сформулированы в провозглашенных Верховной Радой Декларации о государственном суверенитете от 16 июля 1990 г. и Акте независимости от 24 августа 1991 г., утвержденном всенародным референдумом 1 декабря 1991 г.

Ученые (Д. Горун и В. Глебов, а также Л. Чикаленко и А. Васильев) разработали следующий вариант периодизации украинско-польских отношений:

- подготовительный (1990 г. - 1 декабря 1991 г.) - включает в себя действия польской и украинской сторон по развитию отношений в условиях неполного суверенитета Украины. К ним относится одобрение Сеймом Республики Польша 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины. Устои качественно новой прямой двустороннего сотрудничества были заложены в Декларации о принципах и основных направлениях развития украинско-польских отношений, подписанной 13 октября 1990 г. в рамках официального визита в Киев министра иностранных дел Польши К. Скубишевського. Стоит отметить и то, что в 1990 г. польский сенат осудил операцию "Висла";

- "романтический" (1 декабря 1991 г. - начало января 1993 г.) - его характерными признаками является поиск политических партнеров среди крупных государств, таких как ФРГ, США, при одновременной минимизации отношений с Россией. Главные события: 2 декабря 1991 г. Польша первой в мире признала независимость Украины; 8 сентября 1991 г. достигнута договоренность об обмене чрезвычайными послами; 4 января 1992 г. состоялось установление полноценных дипломатических отношений. 18 мая 1992 г. в Варшаве, во время первого официального визита Президента Украины Л. Кравчука в Польшу, заключен Договор о добрососедстве, дружеских отношениях и сотрудничестве.

Таким образом, в этот период активно велась легитимизация украинско-польских контактов. С другой стороны, не хватало конкретной работы по укреплению межгосударственных связей. Польша осторожно относилась к попыткам Украины установить более тесные отношения с Германией;

- "прагматический" (январь 1993 г. - конец 1995 г.) - начался с приходом к власти в обоих государствах прагматично настроенных премьер-министров: Л. Кучмы и Г. Сухоцкой. Этот этап отличался некоторой стагнацией в двусторонних отношениях. К его положительным достижениям можно отнести организацию консультационного комитета Президентов Украины и Польши - результат посещения Киева 24 - 26 мая 1993 г. Президентом Л. Валенсой. Тогда же началось сотрудничество обеих стран с международными организациями, в частности с НАТО;

События последующих лет позволяют дополнить периодизацию украинско-польских отношений в 1990-х гг. еще двумя этапами:

- "стратегическое партнерство" (1996 г. - март 1999 г.) - международные отношения этого типа предполагают, что их субъекты будут придерживаться общей линии во внешних отношениях, политики наибольшего благоприятствования в экономическом сотрудничестве, взаимно осуществлять посильную помощь по вступлению в европейские структуры: ЕС и НАТО, активизируют взаимодействие во всех сферах жизни и на всех уровнях - от общегосударственного до локального.

Как важнейшие вехи в разработке этой концепции можно выделить следующие события. В ходе государственного визита Президента Украины Л. Кучмы в Польшу 25-27 июня 1996 г. руководители соседних государств заключили Совместную декларацию Президентов Украины и Польши, которая, суммируя опыт двустороннего общения, провозгласила новый курс. Конкретизировано это намерение было в Меморандуме стратегического партнерства между Польшей и Украиной, подписанном известными политиками стран.

Моральное право утверждать о достижении такого уровня отношений дало Совместное заявление Президентов Украины и Польши "К пониманию и единению", заверенное их подписями во время визита в Украину А. Квасневского. Появление этого документа стало возможным только после серии встреч политиков и ученых из обеих стран, направленных на устранение негативных стереотипов в украинско-польских отношениях, которые укоренились в общественном сознании на протяжении веков;

- "приоритетное стратегическое партнерство" - под таким условным названием можно выделить период украинско-польских отношений, который начался с марта 1999 г., после вступления Польши, Чехии и Венгрии в НАТО. Польше была отведена роль  проводника Украины в интеграции в международные структуры. В это время началось постепенное осуществление задач, поставленных перед украинской и польской внешней политикой в предыдущие годы. Их выполнение не в последнюю очередь осложняется тем, что, в отличие от Польши, Украина, благодаря своей географической и исторической пограничности, до сих пор находится на перепутье между Европой и Евразией.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока – около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами к началу 2000-х гг. стали Германия (29,9% всего импорта), Италия (8,1%), Россия (7,4%),Франция (7.2%),Нидерланды (5,3%). Порядок стран-экспортеров на тот момент: Германия (33%), Италия (5,7%), Франция (5%), Великобритания (4,8%) и Чехия(4,3%).  Таким образом можно отметить, что Украина не входила в список основных торговых партнеров Польши, так как последняя  сделала упор на установление прочных торговых отношений с Западной Европой, нежели с Восточной её частью. Но все же Украина занимала далеко не последнее место в торговых отношениях данного периода. Этот факт легко обуславливается географической близостью двух государств.

Значительным шагом в сближении двух соседствующих государств стало вхождение в единое европейское духовное пространство, что подтверждает Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (Киев, 20 мая 1997 г.). Анализируя это соглашение, можно выделить и основополагающие принципы украинско-польских отношений в гуманитарной сфере. К ним следует отнести:

  •  осознание этнической и культурной близости украинского и польского народов, а также признание значительного вклада, который делают эти народы в развитие обоих государств и их культур;
  •  выявление воли к развитию взаимовыгодного сотрудничества в области культуры, искусства, науки, образования и информации;
  •  предоставление особого значения непосредственным творческим контактам и контактам между людьми.

Определены непосредственные задачи культурных отношений между двумя странами:

  •  продолжение обмена художественными и театральными коллективами и отдельными художниками в рамках международных фестивалей, крупных культурных мероприятий или по приглашению другой стороны;
  •  проведение музейных выставок и выставок современного искусства;
  •  поддержка связей между высшими учебными заведениями, прежде всего культурно-художественного профиля;
  •  содействие сотрудничеству между украинскими и польскими учреждениями, организациями, производителями в кинематографической отрасли, в частности - ассоциациями кинодеятелей и национальными киноархивами;
  •  непосредственное сотрудничество между библиотеками и издательствами;
  •  прямое взаимодействие между областями, воеводствами, городами, учреждениями культуры и искусства, музеями, художественными школами, творческими союзами, объединениями, а также с другими учреждениями и центрами культуры;
  •  взаимное уважение авторских прав и родственных им прав граждан и организаций;
  •  приоритетное обеспечение условий для развития национальных меньшинств, всестороннее содействие деятельности их союзов и общественно-культурных объединений в рамках своих компетенций;
  •  продолжение сотрудничества в сфере сохранения культурного наследия.

Планомерное осуществление мероприятий по этим направлениям, обеспеченное поддержкой государственных структур, способствовало развитию партнерских, добрососедских отношений между Украиной и Республикой Польша. 

Заключение

Развал Советского Союза привел к возникновению качественно новой геополитической ситуации, которая непосредственно повлияла на политические, экономические и социальные процессы, в том числе, и в Центральной и Восточной Европе. Польшей сразу же были установлены особые отношения с Украиной.

Разработка договорно-правовой базы межгосударственных украинско-польских отношений в 90-х гг. ХХ века оказалась процессом, который испытал влияние демократических перемен во всей Европе. 2 декабря 1991 г. Польша первой в мире признала независимость Украины. С конца 1990-х гг. Польша занимает одно из первых мест в списке её основных торговых партнеров. А также она является важным торговым партнером Украины среди стран Центрально-Восточной Европы.

Итак, становление Польши и Украины как суверенных государств в начале 1990-х гг. вызвало коренное изменение польско-украинских отношений.

Список использованных источников

  1.  Бабенко О.В. Восточная политика Польши в 1989-2008 гг. (аналитический обзор). - В сборнике: Восточная Европа в современной геополитике: Сб. обзоров и реф. Сер. "Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России". Центр науч.-информ. исслед. глоб. и регион. проблем; Редкол.: Игрицкий Ю.И. (отв. ред.) и др. - М., 2008.
  2.  Миллер А.И. Историческая политика и ее особенности в Польше, Украине и России. Интервью с историком // Отечественные записки. - 2008.
  3.  Мельникова И.М. Украина во взаимоотношениях с пограничными государствами Центрально-Восточной Европы: создание международно-правовых основ добрососедства и сотрудничества (90-е годы) / / Украина в международных отношениях.
  4.  Глебов В.В., Горун А.Д. Украинско-польские отношения в постсоветский период. Некоторые аспекты политического и экономического сотрудничества // Политика и время. - 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26348. Внутренняя и внешняя политика Франции в годы правления Людовика XIV 19.96 KB
  Внутренняя и внешняя политика Франции в годы правления Людовика XIV. Внутренняя политика Людовика XIV Внешний блеск царствования Людовика XIV страшно истощил силы населения которое временами очень бедствовало особенно во вторую половину царствования когда Людовика XIV окружали в основном бездарности или посредственности. Сосредоточивая управление всеми делами в своих руках или в руках министров Людовик XIV окончательно утвердил во Франции систему бюрократической централизации. Стесняя права церкви по отношению к королевской власти и...
26349. Французская абсолютная монархия в XVIII в. – внутренняя и внешняя политика Людовика XV 13.64 KB
  – внутренняя и внешняя политика Людовика XV. Система Людовика XIV привела страну к совершённому разорению под бременем тяжёлых налогов громадного государственного долга и постоянных дефицитов. И Людовик XV и Людовик XVI были люди беспечные не знавшие иной жизни кроме придворной; они ничего не сделали для улучшения общего положения дел. В начале царствования Людовика XV который приходился Людовику XIV правнуком за малолетством короля управлял герцог Орлеанский Филипп.
26350. Франция при Людовике XVI. Революционная ситуация 1787-1789 г 26.35 KB
  Франция при Людовике XVI. Людо́вик XVI 23 августа 1754 21 января 1793 король Франции из династии Бурбонов сын дофина Людовика Фердинанда наследовал своему деду Людовику XV в 1774. Людовик сначала принял конституцию 1791 года отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны. После свержения республиканские власти лишили Людовика XVI титула короля и дали ему фамилию Капет фр.
26351. Начало Французской буржуазной революции. Взятие Бастилии 14.43 KB
  12 июля в Париж проникли известия об отставке министра Неккера которому король приказал покинуть пределы Франции. Уже вечером 12 июля произошли первые столкновения народа с правительственными войсками. Утром 13 июля над Парижем загудел набат призывая парижан к восстанию. 13 июля парижские выборщики организовали Постоянный комитет преобразованный позднее в коммуну Парижский муниципалитет.
26352. Буржуазные преобразования во Франции в 1789 – 1791 г 21.47 KB
  Уже в июле Собрание создало комиссию по подготовке декларации и конституции Франции. Однако изза роста крестьянских восстаний Собрание безотлагательно начинает с решения аграрного вопроса. Призывая остальную часть дворянства пожертвовать своими правами в интересах справедливости и принести жертвы на алтарь отечества Учредительное собрание 11 августа приняло декреты по аграрному вопросу. Таким образом не решив сути аграрного вопроса Учредительное собрание в декретах 4 11 августа объявило что полностью уничтожает феодальный режим.
26353. Общественно – политическая жизнь Франции в 1791 – 1792 гг. Вареннский кризис и Конституция 1791г 21.07 KB
  и переезд короля и Собрания в Париж резиденцией монархии стал дворец в Тюильри. Дантон Шометт Кондорсе выступали ее горячими поборниками на собраниях секций. Депутаты Учредительного собрания на момент разбирательства временно отрешили короля от власти. Не теряя надежды после стольких преобразований договориться с Людовиком XVI и установить в королевстве конституционную монархию а также стремясь дать самый решительный отпор сторонникам республики депутаты Собрания прикладывали все усилия для спасения сильно пошатнувшейся репутации...
26354. Второй этап революции. 1792-1793 г. Начало революционных войн 30.8 KB
  Свержение монархии во Франции Подготовка интервенции против революционной Франции Революция во Франции способствовала подъему антифеодальной борьбы в других странах. Не только в Лондоне и Петербурге Берлине и Вене в Варшаве и Будапеште но и за океаном прогрессивные общественные круги с жадностью ловили вести из революционной Франции. Чем очевиднее становилось сочувствие к Французской революции и ее прогрессивным идеям со стороны передовой общественности всех стран тем большую ненависть к революционной Франции обнаруживали европейские...
26355. Третий этап революции. 1793-1794 г. Якобинская диктатура 14.23 KB
  Был ее высшим этапом якобинской диктатурой. Складывавшаяся в ходе напряженной классовой борьбы система якобинской диктатуры сочетала сильную и твердую централизованную власть с идущей снизу широкой народной инициативой. Революционная инициатива масс в период якобинской диктатуры проявилась особенно ярко. Но в самой якобинской диктатуре и в якобинском блоке объединявшем классово разнородные элементы были заложены глубокие внутренние противоречия.
26356. Кризис Якобинской диктатуры и переворот 9 термидора 1794 г 19.66 KB
  Переворот был предпринят группой якобинцевчленов Конвента недовольных политикой Робеспьера и прежде всего по разным причинам опасавшихся за свою личную безопасность. Конвент постановил напечатать речь Робеспьера но Бурдон из Уазы а за ним БийоВаренн потребовали предварительного рассмотрения её комитетами. У Робеспьера потребовали чтобы он назвал имена обвиняемых но он отказался. 27 июля 9 термидора заседание Конвента началось с доклада СенЖюста но председательствующий Колло д’Эрбуа прервал его и предоставил слово БийоВаренну...