97569

Развитие отношений Польши с Украиной в 1990-е годы

Реферат

Международные отношения

Украина и Польша — две соседние страны, два соседних народа, исторические судьбы которых тесно сплелись и объединились с самого начала их появления на исторической арене Европы. Эти народы имеют много общего, а часто даже взаимозависимого и неделимого, что ярко вырисовывается на протяжении второго тысячелетия. Но было в их истории много и недоразумений, и противостояний.

Русский

2015-10-19

68.5 KB

0 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений

Реферат на тему:

«Развитие отношений Польши с Украиной в 1990-е годы»

Студент 2-го курса

отделения «МО»                   _______________________________ Бабец Н.В.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор______________________ Снапковский В.Е.

Минск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Украина и Польша — две соседние страны, два соседних народа, исторические судьбы которых тесно сплелись и объединились с самого начала их появления на исторической арене Европы. Эти народы имеют много общего, а часто даже взаимозависимого и неделимого, что ярко вырисовывается на протяжении второго тысячелетия. Но было в их истории много и недоразумений, и противостояний.

Развитие отношений Польши и Украины в 1990-х годах

Восстановление польской и украинской государственности в конце XX в. ознаменовалось коренным изменением польско-украинских отношений.

Разработка договорно-правовой базы межгосударственных украинско-польских отношений в 90-х гг. ХХ в. оказалась процессом, который испытал влияние демократических перемен во всей Европе. Его длительность и насыщенность, постепенное изменение приоритетных геополитических ориентиров обеих стран дали историкам и политологам основания выделить ряд этапов в отношениях между независимой Украиной и Польшей.

И. Мельникова отмечает, что новые принципы внешней политики Украины были сформулированы в провозглашенных Верховной Радой Декларации о государственном суверенитете от 16 июля 1990 г. и Акте независимости от 24 августа 1991 г., утвержденном всенародным референдумом 1 декабря 1991 г.

Ученые (Д. Горун и В. Глебов, а также Л. Чикаленко и А. Васильев) разработали следующий вариант периодизации украинско-польских отношений:

- подготовительный (1990 г. - 1 декабря 1991 г.) - включает в себя действия польской и украинской сторон по развитию отношений в условиях неполного суверенитета Украины. К ним относится одобрение Сеймом Республики Польша 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины. Устои качественно новой прямой двустороннего сотрудничества были заложены в Декларации о принципах и основных направлениях развития украинско-польских отношений, подписанной 13 октября 1990 г. в рамках официального визита в Киев министра иностранных дел Польши К. Скубишевського. Стоит отметить и то, что в 1990 г. польский сенат осудил операцию "Висла";

- "романтический" (1 декабря 1991 г. - начало января 1993 г.) - его характерными признаками является поиск политических партнеров среди крупных государств, таких как ФРГ, США, при одновременной минимизации отношений с Россией. Главные события: 2 декабря 1991 г. Польша первой в мире признала независимость Украины; 8 сентября 1991 г. достигнута договоренность об обмене чрезвычайными послами; 4 января 1992 г. состоялось установление полноценных дипломатических отношений. 18 мая 1992 г. в Варшаве, во время первого официального визита Президента Украины Л. Кравчука в Польшу, заключен Договор о добрососедстве, дружеских отношениях и сотрудничестве.

Таким образом, в этот период активно велась легитимизация украинско-польских контактов. С другой стороны, не хватало конкретной работы по укреплению межгосударственных связей. Польша осторожно относилась к попыткам Украины установить более тесные отношения с Германией;

- "прагматический" (январь 1993 г. - конец 1995 г.) - начался с приходом к власти в обоих государствах прагматично настроенных премьер-министров: Л. Кучмы и Г. Сухоцкой. Этот этап отличался некоторой стагнацией в двусторонних отношениях. К его положительным достижениям можно отнести организацию консультационного комитета Президентов Украины и Польши - результат посещения Киева 24 - 26 мая 1993 г. Президентом Л. Валенсой. Тогда же началось сотрудничество обеих стран с международными организациями, в частности с НАТО;

События последующих лет позволяют дополнить периодизацию украинско-польских отношений в 1990-х гг. еще двумя этапами:

- "стратегическое партнерство" (1996 г. - март 1999 г.) - международные отношения этого типа предполагают, что их субъекты будут придерживаться общей линии во внешних отношениях, политики наибольшего благоприятствования в экономическом сотрудничестве, взаимно осуществлять посильную помощь по вступлению в европейские структуры: ЕС и НАТО, активизируют взаимодействие во всех сферах жизни и на всех уровнях - от общегосударственного до локального.

Как важнейшие вехи в разработке этой концепции можно выделить следующие события. В ходе государственного визита Президента Украины Л. Кучмы в Польшу 25-27 июня 1996 г. руководители соседних государств заключили Совместную декларацию Президентов Украины и Польши, которая, суммируя опыт двустороннего общения, провозгласила новый курс. Конкретизировано это намерение было в Меморандуме стратегического партнерства между Польшей и Украиной, подписанном известными политиками стран.

Моральное право утверждать о достижении такого уровня отношений дало Совместное заявление Президентов Украины и Польши "К пониманию и единению", заверенное их подписями во время визита в Украину А. Квасневского. Появление этого документа стало возможным только после серии встреч политиков и ученых из обеих стран, направленных на устранение негативных стереотипов в украинско-польских отношениях, которые укоренились в общественном сознании на протяжении веков;

- "приоритетное стратегическое партнерство" - под таким условным названием можно выделить период украинско-польских отношений, который начался с марта 1999 г., после вступления Польши, Чехии и Венгрии в НАТО. Польше была отведена роль  проводника Украины в интеграции в международные структуры. В это время началось постепенное осуществление задач, поставленных перед украинской и польской внешней политикой в предыдущие годы. Их выполнение не в последнюю очередь осложняется тем, что, в отличие от Польши, Украина, благодаря своей географической и исторической пограничности, до сих пор находится на перепутье между Европой и Евразией.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока – около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами к началу 2000-х гг. стали Германия (29,9% всего импорта), Италия (8,1%), Россия (7,4%),Франция (7.2%),Нидерланды (5,3%). Порядок стран-экспортеров на тот момент: Германия (33%), Италия (5,7%), Франция (5%), Великобритания (4,8%) и Чехия(4,3%).  Таким образом можно отметить, что Украина не входила в список основных торговых партнеров Польши, так как последняя  сделала упор на установление прочных торговых отношений с Западной Европой, нежели с Восточной её частью. Но все же Украина занимала далеко не последнее место в торговых отношениях данного периода. Этот факт легко обуславливается географической близостью двух государств.

Значительным шагом в сближении двух соседствующих государств стало вхождение в единое европейское духовное пространство, что подтверждает Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (Киев, 20 мая 1997 г.). Анализируя это соглашение, можно выделить и основополагающие принципы украинско-польских отношений в гуманитарной сфере. К ним следует отнести:

  •  осознание этнической и культурной близости украинского и польского народов, а также признание значительного вклада, который делают эти народы в развитие обоих государств и их культур;
  •  выявление воли к развитию взаимовыгодного сотрудничества в области культуры, искусства, науки, образования и информации;
  •  предоставление особого значения непосредственным творческим контактам и контактам между людьми.

Определены непосредственные задачи культурных отношений между двумя странами:

  •  продолжение обмена художественными и театральными коллективами и отдельными художниками в рамках международных фестивалей, крупных культурных мероприятий или по приглашению другой стороны;
  •  проведение музейных выставок и выставок современного искусства;
  •  поддержка связей между высшими учебными заведениями, прежде всего культурно-художественного профиля;
  •  содействие сотрудничеству между украинскими и польскими учреждениями, организациями, производителями в кинематографической отрасли, в частности - ассоциациями кинодеятелей и национальными киноархивами;
  •  непосредственное сотрудничество между библиотеками и издательствами;
  •  прямое взаимодействие между областями, воеводствами, городами, учреждениями культуры и искусства, музеями, художественными школами, творческими союзами, объединениями, а также с другими учреждениями и центрами культуры;
  •  взаимное уважение авторских прав и родственных им прав граждан и организаций;
  •  приоритетное обеспечение условий для развития национальных меньшинств, всестороннее содействие деятельности их союзов и общественно-культурных объединений в рамках своих компетенций;
  •  продолжение сотрудничества в сфере сохранения культурного наследия.

Планомерное осуществление мероприятий по этим направлениям, обеспеченное поддержкой государственных структур, способствовало развитию партнерских, добрососедских отношений между Украиной и Республикой Польша. 

Заключение

Развал Советского Союза привел к возникновению качественно новой геополитической ситуации, которая непосредственно повлияла на политические, экономические и социальные процессы, в том числе, и в Центральной и Восточной Европе. Польшей сразу же были установлены особые отношения с Украиной.

Разработка договорно-правовой базы межгосударственных украинско-польских отношений в 90-х гг. ХХ века оказалась процессом, который испытал влияние демократических перемен во всей Европе. 2 декабря 1991 г. Польша первой в мире признала независимость Украины. С конца 1990-х гг. Польша занимает одно из первых мест в списке её основных торговых партнеров. А также она является важным торговым партнером Украины среди стран Центрально-Восточной Европы.

Итак, становление Польши и Украины как суверенных государств в начале 1990-х гг. вызвало коренное изменение польско-украинских отношений.

Список использованных источников

  1.  Бабенко О.В. Восточная политика Польши в 1989-2008 гг. (аналитический обзор). - В сборнике: Восточная Европа в современной геополитике: Сб. обзоров и реф. Сер. "Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России". Центр науч.-информ. исслед. глоб. и регион. проблем; Редкол.: Игрицкий Ю.И. (отв. ред.) и др. - М., 2008.
  2.  Миллер А.И. Историческая политика и ее особенности в Польше, Украине и России. Интервью с историком // Отечественные записки. - 2008.
  3.  Мельникова И.М. Украина во взаимоотношениях с пограничными государствами Центрально-Восточной Европы: создание международно-правовых основ добрососедства и сотрудничества (90-е годы) / / Украина в международных отношениях.
  4.  Глебов В.В., Горун А.Д. Украинско-польские отношения в постсоветский период. Некоторые аспекты политического и экономического сотрудничества // Политика и время. - 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35033. Системы автоматизированного проектирования ЕLECTRICS Light 1.0. 50 KB
  К существенным преимуществам системы заметно отличающим ее от программ аналогичного назначения следует отнести: прямой расчет освещенности с использованием кривых силы света светильников с отслеживанием затенений и отражений от поверхностей; возможность расчета освещенностей в помещениях произвольной конфигурации прямоугольной овальной Г или Tобразной и т.; получение сводного результата по расчету множества помещений и всего здания проекта; возможность детального анализа распределения освещенности по области расчета построение...
35034. WinELSO 232.5 KB
  Работа с программой Для модуля Схема Электрооборудование А Компонуем модель электроснабжения промышленного общественного или жилого сооружения из элементов базы данных Расчетная схема ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ Генераторы ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ Силовые трансформаторы КОММУТАЦИОННАЯ АППАРАТУРА Автоматические выключатели Дифференциальные автоматические выключатели УЗО Предохранители Контакторы Пускатели Переключатели Разъединители ЭЛЕКТРОПРИЕМНИКИ Силовые Электроосветительная нагрузка Розетки бытовые Квартиры Дома одноквартирные Дома садовые Сооружения...
35035. ADEM как важное звено CALS-технологий 152 KB
  Обычно понимание главной цели происходит не сразу, а в результате кропотливой работы, которая может занимать годы. Даже если задача сформулирована правильно, то для её решения необходимы ресурсы и инструменты, которых может и не существовать на данный момент времени
35036. САПР ElectriCS и UG/Wiring Технологии разработки бортовых электрифицированных систем в авиационно-космической отрасли 282 KB
  Цепочка проектирования ElectriCS и UG Wiring Укрупненная блоксхема цепочки проектирования отображенная на рис. Рис. Порядок разработки принципиальной схемы Э3: внесение в проект электрических устройств из базы электрических устройств рис. 2; определение буквеннопозиционных обозначений электрических устройств; разработка принципиальной схемы с использованием редактора схем utoCD рис.
35037. SCS и SchematiCS 57 KB
  Реферат по презентации программ SCS и SchemtiCS Преподаватель: Сенько В. Использование SchemtiCS4 2. Использование SchemtiCS. Приложение SchemtiCS работает на платформе utoCD и применяется для автоматизации создания и оцифровки схем любой сложности.
35038. Программное обеспечение Solid Edge 67 KB
  Solid Edge — среднеуровневая трехмерная твердотельная CAD-система, предназначенная для проектирования моделей деталей, создания сборок с сохранением ассоциативных связей и выпуска чертежной документации на базе созданных моделей. Интегрирована с системой высокого уровня Unigraphics и системой управления проектом iMAN
35039. Проектирование распределительной сети собственных нужд на основе компьютерной модели с использованием программы ElectriCA 91 KB
  Проектирование низковольтной распределительной сети собственных нужд ТЭС связано со значительными трудозатратами что объясняется с одной стороны большой размерностью задачи а с другой – большим количеством разноплановых расчетов. По существующей технологии проектирования сети собственных нужд ТЭС весь комплекс проектных работ разбивается на следующие этапы: Анализ состава потребителей электрической энергии и их ориентировочное распределение по возможным источникам питания. Расчеты отклонений напряжения выполняются для наиболее критичных...
35040. Адміністративна відповідальність. Притягнення до адміністративної відповідальності 493.5 KB
  В посібнику розкриваються поняття, правові та фактичні підстави адміністративної відповідальності, види та загальні правила накладення адміністративних стягнень, розглядаються питання підвідомчості справ про адміністративні правопорушення, провадження у справах про них: порядок порушення та розгляду справи, оскарження постанови і перегляду справи, а також виконання постанов про накладення адміністративних стягнень
35041. Использование PlanTracer и RasterDesk при проектировании структурированных кабельных сетей 219.5 KB
  Идеален случай когда при строительстве или реконструкции организациягенпроектировщик создает в CDприложениях поэтажные планы с детальной прорисовкой элементов здания и всех видов коммуникаций вентиляции и кондиционирования. Вариант первый: сканирование позволяющее использовать полученное растровое изображение в качестве подложки рис. К тому же при низком качестве исходного материала синька часто используемые планы этот способ применять нельзя рис. Второй вариант – перерисовка.