97574

Идеал человека в культуре древней Греции

Реферат

Культурология и искусствоведение

Рассмотреть понятие «идеальный человек» в Древней Греции; рассмотреть физические аспекты идеального человека; рассмотреть образ идеального человека в искусстве Древней Греции, а так же основных его представителей.

Русский

2015-10-19

405 KB

21 чел.

МИНЕСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

СГУПС

Кафедра: «Философия»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

Тема: «Идеал человека в культуре древней Греции»

Выполнил студент группы Д-213

                                                                           Балтачеев, Д.А.

                                                                                                      Руководитель: Быстрова, А.Н.

Новосибирск 2012

Оглавление

[1] МИНЕСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

[2] СГУПС

[3] Кафедра: «Философия»

[4] Оглавление


Введение

Сегодня с обложек журналов на нас смотрят красивые, ухоженные люди, сделавшие неоднократно пластическую операцию, регулярно посещающие стилиста, визажиста и т.д. Таков образ идеального человека в современном мире, к которому практически каждый??? индивид стремится. Если обратиться к истории, то можно заметить, что идеальный человек не всегда выглядел одинаково. Не секрет, что в разные эпохи красота человека и его идеальный образ понимались по-разному. Более того, даже сегодня в различных странах существуют различные представлении об идеальном человеке.

Так, например, сегодня идеальная девушка не имеет столь округлых форм, как девушка 60-х годов или ранее. Изменяется представление об идеальном человеке, его взглядах, образе жизни и внешнем виде. Большое влияние на большинство мировых культур оказала древнегреческая, имеющая, несомненно, свои образы идеального государства, устройства,  человека и т.д.

В связи с этим, актуальность проблемы связана с необходимостью изучения образа идеального человека в Древней Греции, как стране, чья культура оказала неоспоримое влияние на многие современные явления. Более того, подобное знание позволит более глубоко понимать саму древнегреческую культуру, поведение отдельных деятелей и их внешний вид (форма как выражение содержания).  

В связи с этим, целью работы является изучение категории «идеал человека в Древней Греции».

На основании поставленной темы предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие «идеальный человек» в Древней Греции;

- рассмотреть физические аспекты идеального человека;

- рассмотреть образ идеального человека в искусстве Древней Греции, а так же основных его представителей.

Для наиболее исчерпывающего ответа на вопросы предполагается использовать иллюстрации, позволяющие привести наглядные примеры, подтверждающие ту или иную идею. А вот это – совершенно лишнее!

Основные выводы будут сделаны в заключительной части настоящей работы.


1. Понятие идеальный человек

"В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо, и одежда, и мысли"

А. П. Чехов

Многие специалисты сходятся во мнении, что греческое видение идеала тесно связано с красотой и телесностью. Идеальным человеком в Древней Греции являлся гармонично сложенный человек, гражданин полиса.  Это к Греции отношения не имеет!!!

Рис. 1. Один из образов идеального человека

Неотъемлемой частью идеального человека было идеальное тело. В связи с этим, тяготение к прекрасному повлекло за собой увлечение пластическими искусствами, прежде всего, скульптурой, о чем будет рассказано более детально ниже.

Не смотря на различное положение в обществе мужчин и женщин, телесная и душевная красота ценилась в них в равной степени. Она выражалась во многих аспектах – в соблюдении правил личной гигиены, а так же в телесно здоровье, которое высоко ценилось во многих древних культурах.  Но Древняя Греция в данном отношении расширила свои требования. Наряду с полноценным, физически здоровым телом, идеальный человек должен был обладать физической крепостью, красотой тела и превосходным владением им. Именно с этим связано увлечение физическими упражнениями, боевыми искусствами и т.д.Особую популярность получила физическая культура, дошедшая до нас в том виде, как мы ее знаем.

Ключевой идеей была мысль о том, что неуклюжее движение омрачает всю красоту гармоничного тела, то есть внешняя форма служила выражением внутреннего содержания, которые должно находиться в гармонии друг с другом. Благодаря этой же идее стали отводиться специальные места для физических упражнений (гимнасии). Кроме того, как уже упомянуто, военные искусства были популярны не только потому, что позволяли воинам получить хорошую военную подготовку, но и развить свое тело и получить здоровое потомство, а так же достичь единство между душой и телом.

Согласно мнению древних греков, хороший человек – красивый человек. Отчасти подобные мысли об идеальном человеке можно связать с большой ценностью жизни в древнегреческой культуре, которая рассматривалась как большой дар. Так, например, Ахилл в легендах говорил о том, что лучше быть простым погонщиком мулов в мире живых, чем царем в мире мертвых.  

Рис. 2 Ахилл – один из храбрейших древнегреческих героев

Интересно представление древних греков об идеальной жизни. Так, в раннегреческой философии Демокрит представлял идеальную жизнь как умеренной удовлетворение человеком своих потребностей. Ключевым словом в данном случае является «мера», которая, в свою очередь приходит с мудростью, которой идеальный человек так же обладает.

Теоретики говорят об идеальном человеке Древней Греции как о калокагатийном человеке1 - человеке, сочетающем в себе внешнюю и внутреннюю красоту. При этом внутренняя красота выражалась в следовании моральным традициям. Идеальный древнегреческий человек прекрасен во всем – и в мыслях и внешне и своими чувствами и поведением.

Более того, данный идеал должен быть очевиден – эллин должен быть культурным (хотя данного слова тогда еще не существовало) – он должен уметь говорить, двигаться, мыслить гармонично и прекрасно, а так же уметь ценить жизнь. Отсюда следуют качества, которые наиболее ценятся в древней Греции – стремление к гармонии, упорядоченности, цельности, завершенности, идеалу.

Многие специалисты, в связи с этим, говорят и об эстетичности древнегреческого мировоззрения. Они стремились все представить эстетично. Так, космос в Древней Греции представлял собой нечто завершенное, целое и прекрасное. Противоположностью в данном случае является древнеиндийское представление о космосе как о безмерном и бесконечном явлении.

Рис. 3. Греческие боги

Греческие боги так же мудры, прекрасны и гармоничны. Завершенность и гармония затрагивает все стороны древнегреческой жизни, в том числе и архитектуру, которая стремилась к завершенности форм. В каноны архитектуры и других областей искусства закладывались идеи красивого, хорошо сложенного человеческого тела.

Рис. 4. Пример древнегреческой архитектуры (Пантеон)

Многие греческие философы так же не остались в стороне от рассуждений о прекрасном и идеальном человеке. Так, Платон придерживался мнения, что греки больше других отличаются любовью к прекрасному.  Эстетика привносилась во все сферы жизни человека, в том числе и в быт, а статуи и скульптуры богов размещались повсеместно.  


2. Физические аспекты идеального человека

Как уже упоминалось выше, в Древней Греции существовал культ тренированного тела. Так как в основе идеала, как было выяснено, лежит единство духа и тела, внешняя красота была не менее значима, чем внутренняя.

Рис. 5. Афродита

Основными символами прекрасного являлись симметрия, величина и порядок. В связи с этим, чрезвычайно важно было, чтобы черты лица, а так же части тела человека были расположены симметрично относительно друг друга. Более того, наиболее идеальными линиями тела стали считаться округлые.

Эталоном красоты в Древней Греции стала фигура Афродиты. В связи с тем, что большое значение придавалось математике, в цифрах ее красоту можно выразить следующим образом:  

рост 164 см,

окружность груди 86 см,

окружность талии – 69 см,

окружность бедер – 93 см

Рис. 6 Голова Венеры Милосской – типичный греческий профиль

Если говорить о красоте лица, то наиболее гармоничным, а, следовательно, и прекрасным считалось то, которое можно было бы мысленно поделить на 3-4 равные части. Более того, были выработаны каноны внешней красоты. Так, идеальное лицо сочетало в себе прямой нос и подбородок, большие широко раскрытые глаза, края век должны быть дугообразными, расстояние между двумя глазами должно быть равно одному глазу. Рот должен был равняться размеру 1,5 глаза. Величина и красота глаз подчеркивалась округлой линией бровей. Наряду с прямым носом,  лоб идеального человека должен быть невысоким, он должен непременно быть обрамлен кудрявыми волосами с прямым пробором. При этом нос словно переходит в подбородок, который выглядит относительно тяжелым.

Приведем цитату И. Винкельманна, описывающую идеальное греческое лицо: «В идеальном варианте глаза неизменно посажены глубже, чем это встречается в природе, что подчеркивает верхний край глазного углубления. Подбородок, красота которого заключается в плавной округлости его форм, не делится пополам ямочкой (эта ямочка, которая и в природе встречается весьма редко, не считалась греческими скульпторами необходимым признаком чистой и универсальной красоты)»2.

В действительности такую внешность встретить довольно сложно.

Рис. 7 Греческий узел с двумя валиками

Множество фактов свидетельствует о том, что древние греки особое внимание уделяли прическе.  Так, например, женщины почти не обрезали волосы. Вместо этого они укладывали их в узел (рис. 7) или завязывали на затылке лентой.  

Женщины из непривилегированных семей, не имеющие средств на косметику, наносили на ночь маску из ячменной муки и яиц с добавлением приправ.

Молодые мужчины брили лицо (что делали представители не всех культур) и носили завитые локоны. Как правило, они были длинными, поэтому их перехватывали обручем. Более взрослые мужчины имели уже короткие волосы, а так же носили бородку или усы.

Рис. 8. Мужские прически в Греции

Красота ценилась и в теле и в прическе и в одежде. Прежде всего, в почете были голубые глаза, светлая блестящая кожа и золотистые волосы. Чтобы сделать лицо белее, некоторые гречанки пользовались белилами, а румяна делали из красной краски из кошемили. Женщины так же пользовались пудрой и

губной помадой. Глаза подводили специальной эссенцией копоти от сгорания.   

Рис. 9 Греческий костюм

Не меньшее значение уделялось и одежде (рис. 9). Представление о прекрасном воплотилось в прямых линиях и симметрии. На протяжении времени греческий костюм претерпел значительные изменения. Основным неизменным принципом оставался тот факт, что одежда не выкраивалась и почти никогда не сшивалась. Благодаря образовавшимся складкам преимущества фигуры подчеркивались, а недостатки скрывались. В связи с такой спецификой костюма, грекам  удалось достичь высокого мастерства в драпировке и создать неповторимые наряды. Изначально одежда изготавливалась из овечьей шерсти, со временем

появился лен.

Рис. 10 Цветные греческие одежды

Шелк являлся предметом роскоши. Существует ошибочное мнение, что все греки носили исключительно белую одежду. Это не так. Белый цвет считался очень почетным, но так как отбелить одежду было сложно, не каждый мог себе его позволить. К тому же были доступны яркие краски, которыми греки умело пользовались.

Таким образом, можно сказать, что образ идеального человека выражался в Древней Греции не только внутренне, но и внешне посредством прически, тела, макияжа и одежды.


3. Образ идеального человека в искусстве Древней Греции

Специалисты придерживаются мнения, что образ идеального человека в Древней Греции можно проследить во всех видах искусства. Одним из первых видов, где его можно заметить – вазопись (рис. 11).

Рис. 11 Афина, греческий профиль

Со временем этот образ видоизменяется – подбородок утежеляется, а нос укорачивается (рис. 12).

Рис. 12. Диадумен. Пропорции лица изменены.

Аналогичное правило появляется и в скульптуре, которая в полной мере выразила любовь древних греков к красоте обнаженного тела. Нередко обладателями идеального лица и тела становились древнегреческие боги и герои. Так как они воплощают в себе наивысшие добродетели, согласно древнегреческой мысли, они должны быть красивейшими (рис. 13). Изображения древнегреческих богов и героев расставлялись практически повсеместно.

Рис. 13. Зевс с идеальным телом и лицом

Напротив, злодеи представлялись наименее красивыми.  

Особенностью скульптуры того периода являлось преимущественное изображение идеальных людей – мужчин и женщин. Скульптуры детей практически отсутствовали. Лицо изображаемого героя всегда было прекрасным и не показывало практически никаких эмоций, напротив, часто было отсутствующим. Это связано с тем, что согласно мнению древних греков, любая эмоция на лице могла нарушить его гармонию. В связи с этим, позы

так же были, как правило, статичными (см. рис. 11, 12). Движение показывалось редко.  

Рис. 12. Афина (статичность)

Наиболее известными скульпторами Древней Греции считаются Мирон, Фидий и Поликтет. Благодаря Поликтету, изображавшему множество прекрасных мужских тел обнаженных атлетов, был разработан специальный канон изображения человека. Этому канону следовали многие скульпторы до поздней классики (рис. 13). Следует отметить, что правила изображения в Древней Греции были более изящными, чем, например, в Древнем Египте. Некоторые приемы позволяли создать эффект движения, как например Дорифор Поликтета. Он опирается всего на одну ногу, в то время как вторая отставлена, что создает видимость движения. Мирон прославился своим умением создавать статуи из бронзы. Этот материал давал больше возможностей для творчества скульптора (рис. 14).

 

Рис. 13. Дорифор, Поликтет

С IV в. до н.э. в некоторые принципы в скульптуре меняются. Так, у художника возникает желание изобразить героя под властью сильных эмоций (см. рис. 14). Основными деятелями в рамках данного направления стали Пракситель и Скопас.

Рис. 14 Дискобол, Мирон


Заключение

В данной работе был рассмотрен идеал человека в культуре Древней Греции. С целью исследования этого явления были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение понятия «идеальный человек». В рамках данной части были выявлены аспекты, в которых отражается идея идеального человека.

- рассмотрение физических аспектов идеального человека.

- рассмотрен образ идеального человека в искусстве Древней Греции.

На основании данной работы было выявлено, что таковым человеком считался индивид, объединяющий в себе гармоничное сочетание внутренней и внешней красоты. Он должен быть внешне прекрасен, так как внешность отражает внутреннее содержание. Именно в Древней Греции появился термин «калокагатийный человек» - человек прекрасный как внутренне, так и внешне. Злые люди не могут быть прекрасны согласно такой мысли.

Идеальный человек должен не только соблюдать правила личной гигиены, не иметь физических изъянов, быть здоровым и хорошо сложенным, но и прекрасно владеть своим телом, хорошо говорить, одеваться, иметь хорошую прическу, владеть боевыми искусствами, правильно мыслить, ценить жизнь и следовать моральным нормам.

Красота человека была предметом изучения различных наук в Древней Греции и предметом изображения в искусстве. В работе был рассмотрен образ идеального тела и лица, а так же некоторые каноны по которым изображался идеальный человек.

Таким образом, цель работы считается достигнутой.


Литература

  1.  Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство, 1987
  2.  Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. — 368 с.
  3.  Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983
  4.  Иоганн Иоахим Винкельманн - http://www.gay.ru/people/star/foreigner/xix/80bio.html
  5.  Л.Акимова. Искусство Древней Греции. Архаика. СПб, 2007
  6.  Б. Р. Виппер «Введение в историческое изучение искусства»

1 калон – (греч.) прекрасный, агатон – (греч) добрый

2 Иоганн Иоахим Винкельманн - http://www.gay.ru/people/star/foreigner/xix/80bio.html 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59143. Українсько-московський договір 1654 року та його наслідки для України 64.5 KB
  Мета проекту: Розкрити внутрішнє й зовнішнє політичне становище Гетьманщини наприкінці 1653 року. Ознайомити учнів з подямиї 1654 року та їх наслідками для України. Результати проекту: Глибоке розуміння теми внутрішнє й зовнішнє становище Гетьманщини наприкінці 1653 року; Оцінювати діяльність Б.
59144. Урок-память: Муза болю, сумління і гнiвy. Присвячується поету-воїну Євгену Маланюку 60 KB
  Вчитель. Так думав старшина армії Української Народної Республіки у ті далекі трагічні дні 1920-го, коли разом із тисячами собі подібних змушений був покидати рідну землю після того, як більшовизм остаточно підімяв спроби утвердити Українську незалежну державу.
59145. Я народився і жив для добра і любові. (Життєвий і творчий шлях Олександра Довженка) 49.5 KB
  Він як самоцвіт: скільки не обертай його а в ньому починають світитися все нові і нові грані. Довженка порівнюють із видатними майстрами епохи Відродження які були водночас і живописцями і поетами і архітекторами і природознавцями.
59146. Поетизація римської доблесті, патріотичного служіння державі, величі Риму як провідні настанови й основний пафос поеми 362.5 KB
  Мета: узагальнити знання про римську культуру та літературу, перевірити знання біографії Вергілія, проаналізувати уривок із 6-ї книги Енеїди, розвивати вміння порівнювати та виділяти головне, за допомогою мистецтвознавчої паралелі дати характеристику головному герою...
59147. Ідеологія тоталітарного режиму очима Довженка. Щоденник - звинувачувальний документ системі 29.5 KB
  Довженко і саме своїм Щоденником зробив першу досить вдалу спробу становити в нашому національному телескопі головне дзеркало на місце усунути в ньому бодай найбільші дефекти. Клас ділиться на дві групи кожна з яких має змогу представити ворогуючі політичн...
59148. Правда, обпалена війною... (Аналіз кіноповісті Україна в огні) 28 KB
  Мета: ознайомити учнів зі змістом кіноповісті проаналізувати твір; закріпити вивчене про кіноповість характеротворення поетику; розвивати творчу уяву і аналітичне мислення; виховувати національну гідність.
59150. Написання рядкової літери н (ен), складів, слів із нею 30.5 KB
  Мета: Вчити учнів писати малу букву н, склади та слова з нею; розвивати вміння правильно розміщувати букви на рядках, закріплювати знання назв елементів букв, виховувати у дітей увагу, старанність, спостережливість.
59151. Уроки з розвитку звязного мовлення. А вже весна, а вже красна... 58.5 KB
  Як правило на цих уроках більше говорить учитель навчаючи дітей переказувати а учні слухають як це робити. Учитель при необхідності коректує відповіді допомагає та згадує батьків тих учнів які працюють у журналістиці акцентуючи увагу на тому що робить спеціаліст кожного профілю.