97575

Характер героя интеллигента в прозе 70-80-х годов XX века

Практическая работа

Литература и библиотековедение

Острое восприятие окружающей жизни сочувствие и сострадание к униженным и угнетенным заставляла передовых людей жертвовать многим в жизни посвящать свою деятельность на благо других. Следует рассматривать не посредством автономного анализа быта или бытия не путем выявления доминанты одной из этих категорий в творческом сознании...

Русский

2015-10-19

144.5 KB

0 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

С углубленным изучением отдельных предметов»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Характер героя интеллигента в прозе 70-80-х годов XX века»

                                                                  Выполнила: Бандурина А.А.

       ученица 10 «Б» класса

                                                             Проверила: Пантина Л.П.

                                                                                              учитель русского

                                                                                          языка  и литературы

Рубцовск

2011 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….….3

I.Теоретическая часть………………………………………………………….…6

II.Исследовательская часть

   Трифонов Ю. В. «Обмен»…………………………………………………….10

   Довлатов С. Д. «Чемодан»……………………………………………………16

Заключение….……………………………………………………………………21

Список литературы….…………………………………………………………...22

-2-

Тема: Характер героя интеллигента в прозе 70-80-х годов XX века

Актуальность:

   С момента появления такой социальной группы, как интеллигенция, не утихают споры об ее предназначении. Каким должен быть истинный интеллигент – вопрос из разряда «вечных». Русскому интеллигенту всегда была уготована трудная судьба. Блестящая образованность, благородство, самопожертвование, патриотизм – вот неполный перечень лучших качеств этих людей. Острое восприятие окружающей жизни, сочувствие и сострадание к униженным и угнетенным заставляла передовых людей жертвовать многим в жизни, посвящать свою деятельность на благо других. Русская интеллигенция начала XX века – рефлексирующая, ищущая ответы на вечные вопросы о смысле бытия, о совести, чести, долге. Чеховские интеллигенты страдают от бездействия, от собственной никчемности. Традиционный взгляд на проблему подхватывает и развивает русская литература XX века. Безусловно, время и эпоха расставляют свои акценты на характер интеллигента. На эту тему нужно посмотреть сборник статей А.Ф. Лосева «Дерзание духа» Без этого весь абзац приобретает характер бездоказательной декларации. В научном исследовании принято опираться на научные авторитеты.

   Литература есть отражение настроений в обществе. И 70-80 гг. прошлого века, непростые с точки зрения духовных поисков, породили множество произведений, поднимающих проблему, которую выразил В.М. Шукшин: «Что с нами происходит?».Где это он выразил? Что за работа? Каков контекст? Чем живет герой-интеллигент этой эпохи? Трудно дать однозначный ответ. Интересно рассмотреть с этой точки зрения повести Ю.Трифонова «Обмен» и С.Довлатов «Чемодан». Почему именно их?  У Довлатова есть такие произведения, как «Заповедник», «Зона» «Марш одиноких», «Ремесло», «Иностранка». «Чемодан» же представляет собой  сборник довольно разрозненных историй, связанных одним – эмиграцией. Так эмигрантскими я него являются и «Ремесло» (в определенной степени), и «Иностранка».

Цели:

Исследовать характер героя-интеллигента в прозе 70-80-х годов XX века (повести Ю. Трифонова «Обмен» и С.Довлатова «Чемодан»).

Задачи:

1. Изучение критической литературы по данному вопросу.

2. Анализ текстов повестей Ю.Трифонова и С.Довлатова.

3. Выявление характерных черт героя-интеллигента в прозе 70-80-х годов.

4. Сопоставление образов героев, с целью найти сходства и различия.

Объект исследования:

Повести С.Довлатова «Чемодан» и Ю.Трифонова «Обмен»

-3-

Предмет исследования:

Характер героя-интеллигента в данных повестях.

Методы исследования:

1.Анализ

2.Сопоставление

   3.Обобщение

-4-

Введение:

Интеллигент - 1. Лицо, принадлежащее к интеллигенции. 
2. То же, как человек, социальное поведение которого характеризуется безволием, колебаниями, сомнениями (презрит.)[2].

    Сегодня интеллигенция в общепринятом представлении понимается как сообщество образованных людей, которые профессионально занимаются умственным трудом. Профессор В. А. Малинин, почетный доктор Международного биографического центра Кембриджского университета, пишет: интеллигенция - это «слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности»[]. Акцент поставлен на профессионализм. Однако сейчас уже ясно, что это весьма и весьма однобокий подход, не дающий суть истинной картины. «Господствовавший в советской историографии социолого-профессиональный подход к понятию «интеллигенция» сохраняет и ныне свои позиции, — свидетельствует историк, профессор В. С. Меметов. — Подавляющее большинство исследователей по-прежнему подходят к этому понятию как к некой общности всех профессионально образованных людей. При этом ни у кого не вызывает возражений тот факт, что в современном „образованном слое“ сплошь и рядом встречаются безнравственные, ничего не имеющие общего с интеллигенцией и интеллигентностью люди». Замечание, отметим, очень важное. Как и тезис  Меметова, где «подлинный интеллигент — далеко не массовое явление». П. Д. Боборыкина, русского писателя, драматурга, журналиста, стоявшего у истоков термина «интеллигенция», часто приводят в пример с цитатой об образованном слое общества, напрочь забывая при этом, что сам-то автор к интеллигенции относил вовсе не всех образованных людей, а только «высшей умственной и этической культуры».

   У академика Д. С. Лихачева есть точная мысль: «не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10—30 человек, чтобы представлять культуру страны».  

   Таким образом, исследователи приходят к мысли, что понятие «интеллигент» включает в себя не только интеллектуальные способности, но и нравственное совершенство, чувство ответственности и долга перед другими людьми и обществом в целом.

-5-

I.Теоретическая часть:

   Городская проза второй половины XX века традиционно рассматривалась как бытовая проза, литература с доминантой бытового сюжета, «пласт литературы, в которой через подробнейший быт показано отступление человека от нравственных принципов нашего общества», которая закономерно переходит «от эмоционального отклика на бытовое неблагополучие к раздумьям о перспективах личностного развития современного человека, его духовно нравственного роста». Вопрос о специфике урбанистической поэтики, весьма точно сформулированный исследователем Т. М. Вахитовой, оказался практически неразработанным в контексте статьи, а в качестве главной задачи городской прозы было названо «изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях»,то есть поэтика городской прозы и проблема отражения в ней мира повседневности не рассматривались в одном исследовательском ракурсе.

   В западноевропейском трифоноведении в работах Дж. Гибиана и Н. Натовой городская проза рассматривалась как уникальный феномен советской литературы, находящийся в состоянии идейного и художественного противостояния деревенской прозе, а задача писателя-«горожанина» виделась исследователям в подробном бытописательстве.

   Прозу Юрия Валентиновича Трифонова, «Колумба городской прозы» и мастера «социальной археологии» города, отечественные и западноевропейские литературоведы в соответствии с обозначенной тенденцией долгое время относили к разряду бытописательской литературы. В 1990-2000-е гг. стало очевидно, что ограничиваться оценкой достоверности воссоздания писателем бытовой среды современное трифоноведение не может и городскую прозу Ю. В. Трифонова. Следует рассматривать не посредством автономного анализа «быта» или «бытия», не путем выявления доминанты одной из этих категорий в творческом сознании писателя, а через призму повседневности - центральной художественной и нравственно-философской категории его творчества, синтезирующей бытовое и бытийное содержание жизни.

   Ю. В. Трифонов понимает под повседневностью «само течение жизни». Творческая сверхзадача «писать о повседневной жизни» не только не снизила

-6-

планку художественных притязаний Трифонова, но, напротив, привела его к

осмыслению глобальных нравственных, духовных проблем современного общества, коренящихся в повседневности.

   Выбрав в качестве точки отсчета повседневность и реабилитировав ее как «локус творчества» (А. Лефевр), Трифонов невольно вступил в полемику с традицией литературы постреволюционного времени, демонстративно порвавшей с бытом и изображавшей его в сатирическом модусе. Следует отметить, что борьба с бытом в России ХХ в. закономерно сменяется попытками подчинить быт, сделать его приемлемой средой обитания: на смену обличению «нитей обывательщины» в 20-е гг. приходит кампания за культурность быта. 30-х гг.; возрождение романтики безбытности. В 60-е гг. оборачивается новым погружением в частную жизнь и быт в 70-е. Трифонов, отразивший эту метаморфозу (от героического прошлого первых революционеров к однообразному, подчеркнуто негероическому настоящему их детей и внуков), увидел в бытовом содержании жизни скрытый потенциал и в своих московских повестях воссоздал повседневность как сферу вещей, событий, отношений, являющуюся источником творческого, культурного, исторического, нравственного, философского содержания жизни.

   В повести «Обмен» (1969) нравственный конфликт изначально переведен в систему пространственных координат: создана своеобразная оппозиция двадцатиметровой квартиры на Профсоюзной улице, в которой мать Дмитриева, Ксения Федоровна, проживает одиноко, и комнаты Дмитриевых, поделенной ширмой на взрослую и детскую части, служащей местом проживания трех человек. Поводом для снятия этой оппозиции становится смертельная болезнь Ксении Федоровны, а способом - квартирный и нравственный обмен, организованный женой Виктора Дмитриева Леной. Поначалу главный герой пытается уклониться от этой ситуации и сыграть роль «постороннего»: не идти на моральный компромисс, но и не противостоять злу напрямую, предпочитая бездействие. В дальнейшем обнаруживается, что невмешательство, не противодействие злу само по себе оборачивается злом: философия Мерсо (на которую, пусть даже неосознанно, ориентируется Дмитриев), не выдерживает проверки жизнью.

    «Квартирный вопрос», погружающий читателя в художественный мир московских повестей, - это своеобразная точка отсчета в реконструкции повседневности 50-70-х годов ХХ в. В развитии действия произведений особую значимость приобретает поэтика «мелочей жизни».

   «Великое испытание» бытом проходят практически все персонажи «московских» повестей, при этом мелочи служат в повестях Трифонова

                                                              -7-

особой сигнальной системой: деталь одежды, предмет обихода, жест, запах играют роль авторского комментария, дополняют, конкретизируют произносимые героями слова. В повести «Обмен» в описании супружеской спальни Виктора и Лены Дмитриевых акцент сделан на такой детали, как две подушки, «одна из которых была с менее свежей наволочкой, эта подушка принадлежала Дмитриеву». Можно сделать вывод об угасании чувств между супругами, выражающемся в игнорировании женой бытовых потребностей мужа.

   Через призму мелочей в московских повестях отчетливее видятся отношения между членами семьи, проявляются скрытые мотивы поступков героев, обнаруживается перспектива (или бесперспективность) брака. У Трифонова взгляд влюбленного героя всегда видит целостный образ любимой женщины, невлюбленный герой фиксирует только разрозненные мелочи, детали. Тот факт, что Лена Дмитриева - нелюбимая жена, подтверждается многочисленными портретными зарисовками героини, «сделанными» ее супругом Виктором: «Кофточка была с короткими рукавами, что было некрасиво - руки у Лены вверху толсты, летний загар сошел, белеет кожа в мелких пупырышках. Ей надо носить только длинные рукава, но сказать ей об этом было бы неосмотрительно»

   «Мелочи жизни», в осмыслении Трифонова, - это ключи к сюжетным коллизиям: помидоры на балконе «исключительной, просто генеральской» квартиры Невядомского, полученной за счет обмена со смертельно больной тещей, - это символическое обозначение предстоящего обмена Дмитриевых.

   Любители  отождествлять искусство  с  действительностью вдоволь смеются или негодуют, читая довлатовскую прозу. И эта естественная обыденная реакция верна  -  если уж  и по Довлатову не  почувствовать  абсурда нашей жизни, то нужно  быть  вовсе к  ней  глухим  и слепым.  Но  парадокс его книг  в том и состоит, что на  самом  деле  вся их беззаботно  беспощадная правдивость  - мнимая, действительность в них если  и отражается, то как бы сквозь  цветные витражные стекла.  К тому  же  увеличительные.  Сквозь  них  видишь  то, что обычный взгляд заметить не в состоянии.

    Какие  бы известные названия улиц и городов, какие бы знакомые фамилии, какую бы "прямую речь" героев в довлатовских текстах ни обнаруживали,  их ни в   коем   случае   нельзя   расценивать   как    хроникально-документальное свидетельство.

    В прозе Довлатов неточно  называет даже  собственный день рождения,  

-8-

на обложках своих западных изданий ставит  неверный год  отъезда  за

границу, в разных случаях несходным образом мотивирует одни и те же поступки,  а личные достижения расценивает  то  как выигрыш, то как  проигрыш. Формулировок он с молодых лет придерживался таких: "потерпел успех", "одержал поражение"...

     Контур  писательской  жизни должен быть  для  читателя радужно  размыт, полагал Довлатов.  Художество - дело артистическое, и чтобы остаться "самим собой" при  свете  рампы, нужно наложить на  лицо  грим.  Грим  и  освещение выявляют важные свойства натуры, в состав самой натуры не входя.

     Довлатовские персонажи  могут быть нехороши собой,  могут являть  самые дурные  черты  характера.  Могут  быть лгунами, фанфаронами,  бездарностями, косноязычными проповедниками...  Но их душевные изъяны всегда невелики – по сравнению  с  пороками рассказчика. Довлатовский творец - прежде всего  не ангел. Зане лишь падшим явлен "божественный глагол".(посмотреть)

     Сам прозаик говорил, что его задача скромна: рассказать о том, как живут люди. На самом деле  он рассказывает о том, как  они  не умеют  жить. И в  первую  очередь лишен был этого  навыка  жить собственной своей персоной автор.

   С. Довлатов питал заведомую слабость  к изгоям, к  плебсу, частенько предпочитая их  общество обществу приличных - без всяких кавычек - людей. Нелицемерная, ничем не защищенная открытость дурных волеизъявлений представлялась  ему  гарантией  честности,  благопристойное существование - опорой лицемерия. «Симпатичнейшие»  его персонажи - из этого  низкого  круга".  Почти все  герои книги «Чемодан» стоят любого генерала.

   Безобразное, мерзкое у Довлатова предстает  в  мелком, смешном обличии. Обобщая  художественный  опыт  прозаика,  заключим:   лишь  искусство,  игра способны показать въяве жалкую природу мучающих нас ужасов жизни.

-9-

II.Исследовательская часть:

Трифонов Ю. В. «Обмен»

1969 год.

   В этой повести описывается жизнь людей в СССР в 70-80 годы XX века. В отечественном литературоведении и литературной критике повесть «Обмен» рассматривается как бытовая проза.

   Если проанализировать композицию повести, то можно отметить, что повесть не разделена на главы. Это говорит о том, что всё в жизни героев, в основном в жизни главного героя, идёт своим чередом, что не происходит никаких значимых действий, которые бы в корне изменили судьбу Дмитриева и его семьи, что главное принимать всё как есть. Как жизнь идёт сплошным потоком день за днём, год за годом, так и повествование в произведении. По мнению героя, никуда торопиться не стоит, жизнь сама преподнесет все, что требуется, нужно только подождать. Поэтому Виктор ничего не предпринимает для реализации  своих желаний. Но из-за такого ошибочного мнения он многое пропускает мимо себя, не замечая самого важного.

   Главным героем повести является инженер Виктор Дмитриев. Ему 37 лет. Уже 14 лет Дмитриев состоит в браке с женой Леной Лукьяновой. Работает он в институте ГИНЕГА (институт нефтяной и газовой аппаратуры). С детства Виктор много читал (глотатель Санкевича и Эмара), был прилежным велосипедистом, рыболовом, игроком в пятьсот одно, увлекался рисованием.  После войны он рисовал как помешанный, не расставался с альбомом.

   Когда его дочери Наталье было около 6-7 лет, Виктор Георгиевич начал писать диссертацию. Лене и его матери страшно хотелось, чтобы он стал кандидатом. Но потом Виктор возненавидел всю эту «муть» с диссертацией, сдался, говорил: «Лучше честно получать 130 рублей, чем мучиться, надрывать здоровье и унижаться перед нужными людьми»(3, стр.247) . В те времена защитить диссертацию было довольно сложно. Для этого приходилось пройти длинный и неприятный путь, состоящий из унижения, необходимости угодить нужным людям, переступить через свои принципы. И было гораздо легче зарабатывать деньги физическим трудом, а не умственным, то есть «честно», без унижения человеческого достоинства.  Через некоторое время также стала считать и его жена.

   Виктор Дмитриев вырос в семье образованных людей. Отцом главного

-10-

героя является инженер-путеец Георгий Алексеевич Дмитриев. Он всю жизнь мечтал заняться сочинением юмористических рассказов. Далеко не все люди в Союзе занимались любимым делом. Большинству их работа по специальности была чужда. Ведь человек постоянно нуждается в чем-то новом, нуждается в реализации.  Но безвыходное материальное положение вынуждало людей того времени работать там, где были хоть малейшие перспективы. И писать юмористические рассказы не принесло бы большого материального дохода Георгию Алексеевичу, и он не смог бы прокормить свою семью.

   Мать Дмитриева, Ксения Фёдоровна, – старший библиограф в академической библиотеке. Это женщина уже преклонного возраста, с доброй душой и открытым сердцем.  Её дочь Лора, сестра Виктора, искренне не понимает, как можно не любить их мать, ведь Ксения Фёдоровна никому не желает зла, а даже наоборот помогает всем, кому только может. Раньше Дмитриева мучила вражда между матерью и женой, которая возникла из-за расхождения во взглядах. Для Лукьяновых, семьи Лены, материальная выгода стояла на первом месте. И, чтобы извлечь для себя максимальную пользу, они без труда могут  переступить через нравственные принципы и чувства людей. А Дмитриевы наоборот. Для них отношения между близкими людьми всегда стоят на первом месте, каким бы трудным не было материальное положение.  Из-за жены Дмитриев пускался в тягостные объяснения с матерью, пытался их мирить, но ничего путного из этого не выходило, потом привык. «Успокоился по той причине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой. И его-то нужно беречь изо всех сил»,(3, стр. 206).

   Смысл произведения заключается в том, что писатель показывает ту «муть и накипь», которая накопилась в душе героя, считающегося благополучным человеком, нормальным семьянином.

   Сюжетом повести является довольно распространённая проблема в те годы. Главный герой Дмитриев озабочен тем, как в угоду жене уговорить мать согласиться на обмен жилплощади и «съехаться» с невесткой, которая раньше терпеть не могла свекровь, а теперь вдруг «полюбила», - поскольку узнала, что та скоро умрёт от рака. А значит, освободится комната. Сначала Виктору было стыдно даже подумать об обмене (именно в момент болезни, потому что всем ясна причина), но потом у него не осталось выбора и пришлось подчиниться жене.

   Извлечение собственной выгоды из обмена Лена ставит для себя главной

-11-

целью. Виктор это понимает, и ему от осознания подлости своей жены

становится даже страшно на неё взглянуть: «Испуг проник в его сердце, и он побледнел, сник, не мог поднять глаз на Лену»(3, стр. 206). У него ещё сохранялась надежда увидеть в обмене другую причину, по которой этого желает Лена. Но, к сожалению, он этой причины не находит. Дмитриеву приходится смириться с решением его жены. Он даже не пытается противостоять ей. Мало того, он принимает это как должное, хотя и немного злится.

   С  Леной приходится мириться, как с дурной погодой. Она «с синими ласковыми глазами ведьмы…вгрызалась в свои желания, как бульдог. Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у неё в зубах – не превращались в плоть»(3, стр.246). Это прекрасно осознает главный герой. Дмитриев понимает психологию его жены. Но помимо мелочности, хищности, жадности у Елены были, несомненно, и положительные качества. Она стоит за мужа горой, в то время как он не заступается за неё, когда Лену начинают оскорблять. В день рождения Ксении Федоровны состоялась «схватка» между Леной и Мариной, двоюродной сестрой Виктора. Всё начинается с «подводных толчков» и заканчивается грубыми оскорблениями Лены. Поднялась тема, очень неприятная для Дмитриевых, а именно занятие Виктором чужой должности. Дмитриев не заступается за жену, опять проявив бездействие.

   При описании знакомых Виктора автор использует иронию: «Они все были люди малоимущие – их состояния заключались у кого в автомобиле, у кого в моторной лодке, в туристской палатке, в бутылках французского коньяка или виски «белая лошадь», купленных случайно в Столешниковом и хранящихся на всякий пожарный, дома в книжном шкафу»(3, стр.217-218). Здесь слово «малоимущие» употреблено не в прямом смысле, ведь, например, машина по тем временам было несостоятельной роскошью. При использовании этого слова автор вложил в него несколько иной смысл: малоимущие не в смысле материального положения, а в смысле духовного состояния. Здесь явно просматривается особенность жизни общества 70-80-х годов: при одинаковом в основном положении – разделение на людей высокодуховных  и ставящих приоритетом материальные блага.

   Отношения Дмитриева с окружающими на довольно обыденном уровне. Например, с соседями он старается быть корректным, оберегая свою объективность и независимость. Но это только маска, за которой прячется реальный характер героя, маска, которая не снимается при чужих людях. Ведь главное для героя – покой. Он не хочет обременяться разными не

-12-

нужными для него проблемами. Он не старается разрешать ситуации. Виктор просто «плывет по течению» и не желает ему сопротивляться. А зачем? Если просто со всеми соглашаться, то и жить будет легче. С помощью своей жены Дмитриев обретает  хорошую работу. Точнее, если бы не Лена, то это место в ГИНЕГА, которое выхлопотали для его нуждающегося приятеля и дальнего родственника, досталось бы тому, кому и предназначалось с самого начала - Лёвке Бубрику. Сам Дмитриев терзается тем, что поступил нехорошо, по отношению к Лёвке, его мучает совесть, но для Лены не стоит вопрос нравственной стороны поступка, она оправдывает его тем, что в первую очередь это нужно их семье и самому Виктору. Всю вину по поводу этого случая взяла на себя она, а родственники Виктора, узнав правду, ещё долго не могли поверить в подлость, которую совершил Дмитриев, и очень долго вспоминали этот случай.

   Таня – еще одна героиня повести, работает вместе с Виктором в ГИНЕГА. Эта высокая худая с тонкой шеей женщина средних лет. Она обожает читать стихи наизусть. Живёт вместе с сыном в не очень удобном районе. После непродолжительного романа любовь Тани к Дмитриеву не угасла. Она любит его бескорыстно и преданно, всегда искренне интересуется его проблемами, в частности, здоровьем матери. Её жизнь была разрушена с появлением Виктора. Ведь она окончательно и бесповоротно влюбилась, а могла рассчитывать только на непродолжительную взаимность. Развод с мужем, невозможность быть с горячо любимым человеком, разрушили жизнь Тани. Она часто плакала, но помогала своему возлюбленному, как только могла. В свою очередь, Дмитриев постоянно думает, что Таня была бы для него лучшей женой. Но опять же, осознавая это, он ничего не делает. Покой снова «выигрывал». Мысли о перемене своей жизни не раз посещают главного героя, но в силу своего характера о глобальном повороте событий и речи быть не могло. Он находится под влиянием жены, и ему комфортно в семье. Несостоятельность Дмитриева и неспособность принять решение больно бьет по другим, близким ему людям.

   «…Его ждёт мать, которая испытывает страдание смерти, а Танины страдания принадлежат жизни, поэтому – чего же её жалеть? В мире нет ничего, кроме жизни и смерти. И всё, что подвластно первой – счастье, а всё, что принадлежит второй… А всё, что принадлежит второй – уничтожение счастья. И ничего больше нет в этом мире»(3, стр. 228).

   Виктор выбирает из жизни те моменты, в которых стоило проявить бы жалость, и совершенно отвергает те, которые ему не удобны: «чего же её

-13-

жалеть?». Он чётко разделяет жизнь и смерть, и тех людей, которые находятся под влиянием трагических минут. И в соответствии с этим определяет своё отношение к ним.

   Сестра Виктора Георгиевича Лора воспринимает всё происходящее не в приукрашенном виде, то есть так, как есть на самом деле. Она видит линию взаимоотношений между братом, его женой и матерью. Их семья как бы разделилась на два лагеря: Лукьяновы и Дмитриевы. И причем Виктор оказывается вовсе не на стороне семьи Дмитриевых, а вместе с женой и дочерью. Лора считает, что брат их тихонько предал: «Витька, как же ты олукьянился».

   Болезнь матери подталкивает Лену затеять обмен. Истинная причина в этом решении не дает Дмитриеву покоя. Он понимает мотив, и, не сопротивляясь, выполняет все указания своей жены по поводу обмена. Виктор очень боится сказать об этом не столько матери, сколько сестре. Ведь они могут понять причину внезапного решения. Слова Ксении Федоровны в процессе их разговора удивляют Виктора, заводят его в тупик:  «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошёл.…Это было очень давно и бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно…»(3, стр. 257). Главный герой не заметил, как произошёл обмен. Обмен не квартирами, а семейными ценностями. Став мужем Лены, Виктор принимает взгляды семьи Лукьяновых. И сам не замечает, как начинает понемногу «предавать» своих родственников. Совершая подлые, бессердечные, мелочные поступки, он отдаляется от своей семьи, начинает менять свои принципы. Перед ним главным становится не вопрос нравственности, а вопрос материального благополучия, как и у семьи его жены.

   Неоднозначный смысл заглавия раскрывается в процессе чтении повести. Причём все герои произведения это понимают. Главный герой причиняет боль другим, страдает сам, но ничего не делает, чтобы изменить ситуацию.

   Все поступки, а точнее бездействие главного героя, несут определённый смысл, который помогает раскрыть его характер. Он совершает мелкие подлости, но мучается из-за результата. Например, когда герой хоронит своего замечательного деда,  старого большевика, бескорыстного человека, даже в эти минуты он умудряется думать о каких-то консервах, которые любит его жена, носится со своим портфелем. Он совершает «предательства» по инерции, даже сам этого не замечая. По дороге на похороны, Виктор смог спокойно встать в очередь за сайрой. В то же время Дмитриев ощущает неловкость, что в портфеле свидетельство его душевной нечуткости,

-14-

приземлённости. «Получается, что он не деда хоронит, а ту нравственность, которая была в нём»(5). После похорон Дмитриев ощущает чувство непоправимости, отрезанности. Вместе с  дедом исчезли какие-то нити между ним, матерью и сестрой. Большая семья разделилась окончательно.

   Неблагоприятная обстановка, которая окружает героев, полностью схожа с их внутренним состоянием. Дмитриев воспринимает картины природы в зависимости от настроения: «В то утро начального октября за окном была синь, комната полнилась светом. Дмитриев ощутил радость, но уже в следующую секунду всё вспомнилось, синева смеркла, за окном установился безнадёжно ясный и холодный осенний день»(3, стр.213). В этом произведении все пейзажи имеют мрачную окраску: «синева смеркла». Они пронизаны холодом «безнадёжно ясный и холодный осенний день», грустью. При описании природы используется оксюморон, так как здесь сочетается несочетаемое: «безнадежно ясный». Это всё подчёркивает состояние героя в данный момент. И краски в пейзаже меняются в зависимости от состояния героя, перекликаются с ним.

   Буря, которая творится в душе Дмитриева, не дает ему покоя. Но в то же время он не может ничего изменить. Развязкой в прозе является благополучное завершение обмена и смерть Ксении Фёдоровны. План Лены сработал, все получают то, что хотели. Но только смерть близкого человека производит на главного героя неизгладимое впечатление: «После похорон Дмитриев сдал, посерел, перенёс гипертонический криз. Ещё не старик, но уже пожилой»(3, стр.258-259). В жизни ничего не происходит бесследно и безнаказанно. Каждый поступок, который приносит страдания окружающим, вернется бумерангом. Вот и Виктор Дмитриев поплатился за свою «измену» семье  как физически, так и духовно. Он осознаёт всё, что произошло: подлость Лены, уход из жизни близкого человека, свою вину (а именно совершение обмена не квартирами, а нравственный обмен). И осознание безысходности положения «добивают» главного героя. Дмитриев будет мучиться угрызениями совести до конца своих дней. А, может быть, снова смирится?

-15-

Довлатов С. Д. «Чемодан»

1986 г.

   Повесть «Чемодан» опубликована в 1986 году. Время действия - семидесятые годы XX столетия. Повествование идёт от первого лица.

    Главный герой повести писатель, интеллигент, носит имя автора - Сергей Довлатов. Ему 36 лет, рост  194 см, узкий лоб запущенная борода, «наружность матадора», потерявшего квалификацию.  Герой относится к себе с иронией. Довлатов - это человек, способный к непредвзятому отношению – свободный человек. Он сам устраивает свою жизнь, ни на кого не ориентируется. Мнение чужих людей для него – это всего лишь мнения. Герой Довлатова живет по своим принципам, как бы они ни нравились окружающим. Он, высказав свое мнение, уже никогда от него не отступится. Для Сергея вопрос материальной обеспеченности стоит далеко не на первом месте. В процессе зарабатывания  денег  Сергей узнаёт много нового и полезного, что пригодится ему в будущей жизни: ««Ещё в детстве был скромным воспитанным мальчиком, любил шоколад, но делал вид, что предпочитаю ириски. В 11 лет полюбил читать, в 16 научился зарабатывать деньги»(4, стр.336). Он меняет свое поведение, потому что этого требует общество.  Острая нехватка денег с детства приучила главного героя реально смотреть на вещи, ограничивать себя в желаниях и брать от жизни то, что она дает. Разговаривая с противоположными по характеру людьми,  Довлатов набирается жизненного опыта и открывает в себе всё новые и новые личностные  качества.

Герой Довлатова вырос в семье, где между родителями редко было взаимопонимание. Отец-рядовой театральный деятель, человек пьющий и нервный. По нему  можно судить о мужчинах того времени. Пили не все, но очень многие. На это не хватало денег. И нуждающиеся начинали добывать их деятельностью, выходящей за рамки закона. Мать - рядовая актриса. Родители главного героя были интеллигентами, и с детства привали ему любовь к прекрасному. Благодаря родителям, Сергей вырос таким же интеллигентом, который отстаивает свои права и ищет справедливость. Мать и отец Сергея  часто ссорились, потом развелись. Они были очень эмоциональными людьми, и ужиться вместе им было трудно. Зато будни этой семьи проходили не спокойно, а красочно и интересно. Развод – это

-16-

единственная ситуация, где мать с отцом действовали согласованно. Жили в Ленинграде, летом выезжали на дачу к друзьям, которые жили намного лучше Довлатовых и часто помогали им. Так вместе переживали тяжелые времена: «Потом война закончилась. Наши семьи оказались в Ленинграде..Черкасов ощутимо помогал нам с матерью»(4, стр.333).

   Повесть «Чемодан» состоит из девяти глав. В каждой главе совершенно новая, не похожая на предыдущую и не связанная с ней история из жизни главного героя. Герой  Довлатова, доставая из чемодана определённую вещь, вспоминает связанный с ней отрезок жизни. Отдельные рассказы пронизаны тонким юмором, очень легко читаются. Сюжеты особой роли не играют, так как характеры проявляются преимущественно в диалогах. Определённое поведение героев в той или иной ситуации раскрывает их личность, что помогают понять ремарки, которые играют немаловажную роль. У Сергея Довлатова  далеко не интеллигентные друзья, единственной формой самоутверждения для которых является конфронтация: «Всю сознательную жизнь меня тянуло к ущербным людям – беднякам, хулиганам, начинающим поэтам, только в обществе дикарей, шизофреников и подонков я чувствовал себя уверенно. Не удивительно, что семеро из моих школьных знакомых прошли в дальнейшем через лагеря»(4, стр.336). Тюрьма по тем временам была обыденным явлением: «Грош цена российскому интеллигенту, не побывавшему в тюрьме»; «Естественно сидел». Тюрьма считалась тем местом, где люди набираются опыта. Существовало даже негласное мнение, что все порядочные люди должны пройти через нее. Задача интеллигента – отстаивать справедливость. А любое несогласие с властями приводило к тюрьме. Значит тот, кто не сидел, не выполнил своего предназначения и просто испугался.

   Автор описывает пороки знакомых своего героя совсем не злобно, не с отвращением, а с пониманием и юмором, сочувствует людям в их слабостях. Ведь что-то же их довело до такой жизни.

   По произведениям Довлатова становится ясна обстановка того времени, жизнь русских интеллигентов  в СССР. Это грамотные, начитанные, с передовыми взглядами люди. В основном все действующие лица повести - евреи. Жизнь этих людей была нелегка: «травля», притеснение, гонения. Понятно их желание эмигрировать при первой возможности. Люди переживали трудные времена: « Есть ли жизнь на других планетах? Не думаю, и здесь-то жизнь собачья». Герой Довлатова постоянно испытывает острую нехватку денег. Он даже закладывает в ломбард пальто, считает

-17-

последние рубли, постоянно занимает. А с моральной точки зрения ему

неприятна постоянная зависимость от материального обеспечения и необходимость через усилия ее преодолевать. На примере некоторых героев, таких, как Рымарь, зэк, Чурилин, видно, что воровство, преступления, махинации были вынужденными. Например, история с финскими креповыми носками. Дефицит заставлял людей «выкручиваться», находя дополнительные источники дохода. Судьбы этих людей достаточно трагичны: Рымарь разбился на мотоцикле после двух лет тюрьмы, зэк снова сел в тюрьму. При диалоге с Фредом видно, что тот просчитывает всё заранее и даже делает прогноз Довлатову: «Рано или поздно он (Рымарь) сядет. - А я? - Ты нет. У тебя будут другие проблемы». Герой Довлатова, пробуя разные профессии, не может определиться, какая больше всего ему походит, не может найти себя. Неблагоприятное материальное положение вынуждает героя «метаться из угла в угол», меняя род деятельности. За всю свою жизнь, Сергей не смог найти своего предназначения, но сам процесс поиска его устраивает.

   Сергей Довлатов многое перепробовал в жизни: «Не уволиться ли мне в очередной раз? Не пойти ли грузчиком работать?». Сначала учился в  институте, служил в армии. Потом работал камнерезом, прослужил в заводской многотиражке 3 года, но понял:  «идеологическая работа не для меня. Захотелось чего-то далекого от нравственных сомнений». Герой-рассказчик – не ангел, но он не осуждает людей, принимает их такими, какие они есть. Для него неважно их материальное состояние и положение в обществе, для него важен их внутренний мир и то, чему он может научиться у своих знакомых. В таком отношении к людям раскрывается характер героя. Сергей не эгоист, он без труда может помочь другим людям, как например Чурилину (глава «Офицерский ремень»).  Внимание к окружающим, равнодушное отношение к обогащению, умение ждать и находить ценное и отвергать ненужное – всё это составляет общую картину душевного мира героя. Довлатов способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Для него работа дворником и писателем почти равнозначные понятия. Сергей в силу своего характера возьмётся за любую работу, несмотря на трудности, которые ему придётся пережить. У него красочная жизнь, состоящая из отдельных отрезков, и в каждом отрезке свой маленький мир, в котором отдельные герои и обстановка. И в каждом таком мире Довлатов без труда уживается и чувствует себя «как рыба в воде».

   Слово «Чемодан» - это эмблема Довлатовской прозы, где упоминается неисчисляемые предметы, разбросанные вокруг человека: авторучки,

-18-

ножечки, записные книжки, цепочки. Всё, что подальше – не его стихия (восходы, закаты, банковские счета)(6). Проза Довлатова является доказательством того, что искусство совсем не глобально, оно – в природе маленьких вещей. Довлатов живёт моментом, сегодняшним днём. Ему это легко удается. Люди, которые его окружают: « инженеры, журналисты, кинооператоры. Они хорошо одевались, любили рестораны, путешествовали, у некоторых были свои машины, потом эмигрировали. Сейчас это нормальные пожилые евреи. Я хотел быть в этом кругу своим человеком». Со временем человеческие ценности изменились:  «Раньше полноценному человеку нужна была дублёнка и кандидатская степень. Теперь к этому добавился Израильский вызов. О нём мечтал любой интеллигент». Желания людей с течением времени начали расти. Удовлетворение простых базовых потребностей им кажется недостаточным. Было пристальное внимание за общением с людьми из других стран: «В те годы было так: пообщался с иностранцем – к тебе уже особое внимание от органов безопасности, собирают сведения, объявляют неблагонадёжным и т.д.». Контакт с зарубежными странами мог повлиять на Россию только благоприятным образом. Если люди обмениваются опытом, то и прогресс идет быстрее. Но упущенный момент резко затормозил развитие нашей страны.  Но автор описывает общую ситуацию с анекдотичным смыслом, за которым кроется   проблема.

Автор доводит до читателя глубокий смысл (застой в нашей стране, нехватка денег и информации, недостаточное обучение) с помощью иронии: «Трудно быть лентяем, но мне это удавалось. Появились долги. Понял, любая мысль влюблённого преступна». Так как если человек влюбится и не располагает достаточными материальными средствами, то он пойдёт на всё: на кражу, разбой - ради достижения своей цели. В рассказе «Двубортный костюм»  смешаны смех (про узбека) и слёзы (про мать-героиню и частный приют). Мы видим, как все жили в страхе: «бандитов то я как раз и не боюсь, я боюсь милиции»(4, стр.311). Многое запрещали. В том числе и содержать частные приюты. Людям от безвыходности приходилось преступать закон, ради того, чтобы своя семья ни в чём не нуждалась. В рассказе «Офицерский ремень» также присутствует ирония: « Впереди, рыдая, идёт чекист, дальше - ненормальный зек с пистолетом. И замыкает шествие ефрейтор с окровавленной повязкой на голове». Эта картина сама по себе является абсурдной. Ведь должно быть все наоборот: не зэк с пистолетом, а ефрейтор. Он должен конвоировать зэка. А здесь все наоборот. Такое противоречие и

-19-

создает иронию. Вот  такие, по сути, драматические события, описанные с юмором, показывают, что печальное и смешное рядом. Люди искали средства существования в ущерб своим желаниям и принципам.

   Проблема самовыражения являлась одной из главных в 70-80-е годы XX века. Людям приходилось работать не по профессии или просто без желания: «Лишь бы уйти из редакции с её железными принципами, фальшивым энтузиазмом, неосуществимыми мечтами о творчестве». Желание заниматься любимым делом отодвигалось на второй план. На первом же плане был вопрос: «Как выжить?».

   Общая обстановка, в которой приходилось жить людям, была угнетающей. На протяжении всего рассказа мы встречаем очень мрачные картины: «адский шум, пахло жжёной резиной, мокрой извёсткой. Шаткий стол, несколько продырявленных матрасов, удушающий тяжёлый запах.  Дул холодный ветер, солнце то и дело пряталось за облаками. Пахло дымом, водорослями. И только в день выборов: дома были украшены флагами, на земле валялись конфетные обёртки»(4, стр.348). Обстановка не из лучших. Пейзаж перекликается с жизнью героев. Мрачная тяжёлая жизнь, в которой есть свои подводные камни. И если ошибиться хоть раз, наступив на один из камней, то придется очень долго исправлять одну маленькую ошибку, так кардинально поменявшую жизнь. Ведь никто не станет разбираться, о чем вы думали, нечаянно её совершив.  Например, военнослужащий Чурилин. В состоянии сильного опьянения он ударил офицерским ремнем по голове главному герою.  Наглости у Чурилина хоть отбавляй, но Сергей помогает ему.  Чурилин совершил ошибку, из-за которой чуть не понес страшное наказание. Если бы не помощь героя Довлатова, то он полностью поплатился бы за свой поступок, никто и во внимание не принял бы, что виновный пьян.

   О каждом отрезке жизни главному герою напоминают вещи из его чемодана.  Разобрав весь чемодан, Сергей искренне удивляется и огорчается: так много историй в жизни, и так мало вещей, которые бы о них напоминали:  «На дне Карл Маркс, на крышке – Бродский. А между ними – пропащая бесценная единственная жизнь». Ключевое слово повести – абсурдность жизни. Она проявляется во всем: Карл Маркс и Бродский, порядочные люди, отсидевшие в тюрьме, грустный смысл в смешных рассказах. Возможно, автор бесконечно иронизирует, чтобы только не заплакать. Выживать в существующих условиях невыносимо трудно. Автор и все герои это прекрасно понимают. Часто у них и не остается иного выбора, как пойти на преступление.

-20-

Заключение:

   Проанализировав  повести С.Довлатова «Обмен» и Ю.Трифонова «Чемодан» можно сделать вывод: интеллигенция 70-80 гг. XX века полностью оправдала те качества, которые должны быть присущи этому слою населения. Виктор Дмитриев, главный герой С.Довлатова, один из тех людей, для которых покой – это главное в жизни, его нужно оберегать и не делать ничего такого, что могло бы изменить ситуацию. Герой Сергея Довлатова наоборот – ищет разнообразия в жизни, пробует себя в разных родах профессий, не сидит на месте. При сопоставлении этих двух героев, обладающих такими разными характерами, видно, что какие бы принципы не были у интеллигента, они все равно остаются похожими на образец интеллигента: сочувствующими окружающим людям, жертвующими собой ради счастья другого, выражение своего мнения и поиск справедливости.

-21-

Список литературы:

1)Интернет ресурсы: (последние)

  •    http://lazzy.ru/detail/152.html
  •  http://lazzy.ru/detail/152.html
  •  http://ushdict.narod.ru/
  •  http://www.ozon.ru/context/detail/id/2122714/
  •  http://ivanovo.ac.ru/win1251/niiintel/nii_ob.htm
  •  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

2) Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.

3)Трифонов Ю.

Избранное:  Роман.  Повести.- Мн.:  Выш. Шк., 1983.-541 с.

4)Довлатов С.

Встретились, поговорили.- СПб.: Азбука, 2001.-528 с.

5) 

А.Бочаров «В лучах нравственного идеала»/в кн. Трифонов Ю. Избранное:  Роман.  Повести.- Мн.:  Выш. Шк., 1983.-541 с.

6) Довлатов С.

Встретились, поговорили.- СПб.: Азбука,

2001.-528 с.

Андрей Арьев «Дорога в новую реальность»

(О прозе Сергея Довлатова)

(«История русского утопического социализма. Вторая половина XIX – начало XX вв.» (Букинистическое издание 1991 г.)

(в алфавитном порядке)

-22-


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82592. Ценовая политика фирмы 37.27 KB
  Нас со всех сторон окружают цены. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке производитель должен назначить на них цены которые были бы приемлемы покупателям иначе их невозможно будет удачно продать на рынке.
82593. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны 79.5 KB
  Полководец – это военный деятель или военачальник, непосредственно руководящий вооруженными силами государства или стратегическими, оперативно-стратегическими объединениями (фронтами) во время войны и добившийся высоких результатов в искусстве подготовки и ведения военных действий.
82594. Содержание и назначение расходов государственного бюджета 138.5 KB
  Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса...
82595. Система дошкольного образования 139.5 KB
  Система дошкольного образования Республики Беларусь обеспечивает реализацию конституционного права родителей на образование ребенка при первом же обращении их в органы образования. Каждой семье, каждому ребенку предоставляются возможности в получении качественного дошкольного образования...
82596. Основные течения философии ХIХ в. (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология) 40.49 KB
  Философия XIX века включает различные философские течения и школы в том числе: романтизм и идеализм на подъеме немецкой философии противоположное движение позитивизм во Франции и Англии материализм Маркса и Фейербаха философия отдельных великих мыслителей Шопенгауэр Ницше Кьеркегор неокантианство...
82597. Щелочные полевые шпаты. Плагиоклазы. Бариевые полевые шпаты 99.5 KB
  Можно с уверенностью сказать что полевые шпаты являются наиболее изученными минералами и все важнейшие этапы развития минералогии и петрографии связаны с их исследованием. Полевые шпаты широко используются в керамической промышленности как наполнители лёгкие абразивы например в производстве...
82598. АНАЛІЗ БАЛАНСУ АПТЕКИ ТА ЙОГО СТРУКТУРИ 64.8 KB
  Самофінансування здійснюється за рахунок прибутку й амортизації. У процесi нагромадження обсяг прибутку піддається зменшенню за рахунок податків і різних платежів із прибутку. В остаточному підсумку залишається нерерозподілений прибуток.
82599. «Великая депрессия»: характер и причины возникновения. Новый курс Рузвельта 43.29 KB
  Важнейшей разделительной вехой в истории США XX в., как и в американской истории в целом, стал 1933 г. Краткое различие между двумя эпохами американской истории, разделенными этой датой, можно охарактеризовать следующим образом.
82600. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА. ЮРИДИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИРМЫ 46.54 KB
  Деловой этикет порядок поведения работников компании включающий систему регламентированных правил поведения в различных деловых ситуациях в том числе при деловой переписке деловом общении приеме на работу обращении к руководству и т.д.