97577

Техника и её место в современном мире

Реферат

Логика и философия

В наше время невозможно представить себе жизнь без науки и техники. Научно-технический прогресс – это характерная особенность жизни нашего общества. И не смотря на то, что наука и техника вещи взаимосвязанные, наука изучена больше, чем техника. Наукой занимаются уже много веков, тогда как философия техники пока еще находится в стадии своего становления.

Русский

2015-10-19

111.5 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра “Философия”

Техника и её место в современном мире

Реферат

по дисциплине “Философия”

                       

Руководитель            Разработал                                                         

Профессор            студент гр. У-212

_________   Быстрова А.Н.          ________Алиева А.С

(подпись)          (подпись)

  ___________            ______________

(дата проверки)            (дата сдачи на проверку)

2012г

[1] 1. Что такое техника?

[1.1] 1.1. Понятие техники

[1.2] 1.2. Происхождение и история техники

[2] 2. Проблема соотношения техники и науки

[2.1] 2.1. Линейная модель

[2.2] 4.Функции техники

[2.3] 4.1. Культурная функция

[2.4] 4.2. Социальная функция

[3]
Заключение

[4] Список литературы

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь в XX столетии.

В наше время невозможно представить себе жизнь без науки и техники. Научно-технический прогресс – это характерная особенность жизни нашего общества. И не смотря на то, что наука и техника вещи взаимосвязанные, наука изучена больше, чем техника. Наукой занимаются уже много веков, тогда как философия техники пока еще находится в стадии своего становления. На стоящий интерес философов, инженеров к технике вырос только в ХХ веке.

К данной теме меня привлекло то, что мне нравится техника и у меня возникло желание ознакомиться с философией данного общественного явления.

Повлекло меня то, что техника играет большую роль в моей жизни, и мне было интересно изучить научные подходы к ней.

Целью данной работы является рассмотрение сущности и места техники в жизни общества,выяснить особенности роли техники в науке для того, чтобы понять в каком направлении движется философская мысль по этому поводу.

1. Что такое техника? 

1.1. Понятие техники

 Техника  в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Все возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они – и частные, и общие – концентрируют своё внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определённых «срезах» техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историкотехнические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

Таким образом, философия техники , вопервых, исследует феномен техники в целом, вовторых, не только её  развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, втретьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако, если предметом философии техники является техника , то возникает сразу же законный вопрос: что же такое сама техника?

ТЕХНИКА (от греческого 'техне' - искусство, мастерство, умение) - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы.

Техника - это сложное комплексное явление, которое требует глубокого изучения и осмысления. Почему же технику стали изучать только в последнее время? Наверное, потому что философию всегда интересовала теоретическое знание нежели  практика. В античные времена под техникой понималось производство вещей, способ изменить природу. Французские и немецкие просветители обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Связали возникновение инженерных машин с разделением труда. Также большой интерес философы стали проявлять  к технике, после осмысления роли машин в создании капитализма.

В философии техники существует множество концепции. В их формировании участвовали не только профессиональные философы, но и огромный вклад внесли инженеры и естествоиспытатели. В ряде стран (например, в дореволюционной России и Германии) инженеры первыми осознали важность и необходимость философии техники, сформировали первые исследовательские программы. В других же странах, в частности, во Франции и США это были философы и ученые. Можно сделать вывод, что различные концепции возникают в разных странах. Это зависит то того как изучается и кем изучается философия техники. Ведь ученые, философы и инженеры будут по-разному рассматривать одно и то же явление. Это нужно учитывать при изучении концепций философии техники.

Князев В. замечает, что затруднение при изучении техники вызывает то, что техника это не только техническое знание и технические науки, но и всевозможные проблемы такие как: отношение техники и человека, техники и природы, техники и бытия, место техники в социокультурном мире, оценке технических инноваций, взаимоотношений техники и труда, инженерной деятельности и техники и др.

Если рассмотреть те проблемы, которые лежат в основе различных концепций техники, то можно выделить четыре структурообразующих отношения, которые и определяют способ рассмотрения техники: техника и человек, техника и природа, техника и бытие, техника и социокультурный мир. Исходя из этого, философские концепции техники могут быть разделены в зависимости от типа отношений на которые они опираются. Разные типы философских концепций по-разному отражают понятие  техники и перспективы ее развития.

Первой я хотела бы рассмотреть концепцию, согласно которой техника – это практическое действие, которое изменяет или преобразует природу. В эти действия обязательно входят изобретения и технические устройства. Здесь техника  выступает как инструмент удовлетворения потребностей человека, за счет изменения окружающего мира. Этим обусловлено стремление человека  приспособить природу к себе, в отличии от животных, которые приспосабливаются к ней. Но человек не ограничивается только удовлетворением своих потребностей, он создаёт что-то новое для облегчения жизни. Следовательно, можно сказать, что техника – это действие, направленное на удовлетворение потребностей, улучшение жизни, изобретение чего-то нового. Прикладывая усилия сейчас, мы сохраняем их в будущем. Таков анализ техники  исходя из данной концепции.

По мнению Чешева В.В., философия техники перерастает  в вопрос о существовании человека в мире. Вся жизнь это постоянные отношения с миром. Жить - значит производить, не стоять на месте, двигаться вперед. А это невозможно без технических изобретений  и создания технических средств. Чешев говорит, - “ Миссия техники - освобождение человека от его зависимости от природы, от затраты усилий, перенесение усилий на мир технических средств, на машины”.

Далее рассмотрим феноменологическую концепцию техники. В центре неё идея о человеке неприспособленном,  открытом. Этому человеку для выживания необходимо создавать искусственные артефакты(вещи, предметы), т.е. не встречающиеся в природе,  такие как орудия труда, одежда и т.п. Они не обязательно должны быть материальными, также существуют духовные артефакты такие как: научные теории, суеверия, произведения искусства,  фольклор и т.д. Попутно с производством появляются символы. Благодаря многообразию символов человек замещает мир реальный миром искусственным. Его отношение к действительности становится избирательным и опирается на символичность данного мира. Человек начинает действовать не инстинктивно, как это делают животные, а целенаправленно и обдуманно, в зависимости от символов которые его окружают. А так как символы у людей могут быть различными, например люди из разных стран, то и действия их будут не совпадать.  Тем самым данная концепция объясняет различие образов жизни современных людей, их деятельности, разнообразие взглядов на мир и на самого себя.

Философскую концепцию техники можно назвать онтологией техники. Данная концепция принадлежит М. Хайдеггеру. В центре находится онтологическое освещение техники, ее связи с бытием, анализ ее через отношения человека с бытием. Она отвергает представление о технике как средстве и как инструменте человеческой деятельности. Техника выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ познания бытия.

Здесь техника похожа на искусство. Подобно искусству техника - творчество, отражающееся в произведении.

Но, к сожалению,  современная техника все чаще уходит от бытия. Это является несомненной угрозой для человека. Складывается техническое Природа рассматривается только как поставщик энергии и материалов. Техника вместо того чтобы познавать бытие, превращается лишь в инструмент производства и добычи ресурсов. В современном сознании онтологическая природа техники, понимание связи техники и бытия стирается.   

Особенностями этого способа отношения человека к бытию, которое  преобладает на данный момент в технике и которое составляет миссию и судьбу человека, являются:

1) превращение природы в материал и источник энергии;

2) унификация,  не познающая многообразие и изменчивость бытия;

3)функционализация, уничтожающая индивидуальную самостоятельность вещи;

4) противопоставление субъекта и объекта, при котором объект включен в систему добывающего предоставления, сознание удаленно от сущего, а субъект, становится лишь моментом развития технических средств;

5) подчинение всего и вся планирующему и проектирующему расчету;

6)установка на господство, которая не ограничивается лишь осуществлением воли;

7) решающее значение производства;

8) утилизация всего и вся и замещение природных вещей суррогатами;

9) нарастание риска вместе с техническим прогрессом и опасности техники для всей цивилизации, связанное с тем, что добывающее производство оказывается уничтожением бытия, что техника влечет за собой отвлечение от истины бытия;

К. Ясперс, который близок к концепции Хайдеггера, выделяет следующие характерные черты техники, к которым относит:

Рассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на анализе вместе с прогнозированием возможностей. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в количества и отношения. Она является частью общей рационализации как таковой.

Власть. Использование техники дает человеку власть над природой. Техника господствует над природой за счет самой природы. Она дает умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании - вот почему говорится, что знание - это сила.

Смысл техники. Власть имеет смысл только при наличии цели. Целями властвования над природой являются облегчение жизни человека, сокращение ежедневных усилий, затрачиваемых на существование, увеличение удобств. Принцип техники заключается в целенаправленном использовании материалами и силами для реализации назначения человека.

 Виды техники. Различают технику, производящую энергию и технику, производящую продукты. К технике он относит "... всякое оперирование материалами и силами природы для получения полезных вещей и объектов".   Открытие и повторяющаяся работа. Техника - это совокупность открытых человеком приемов и действий, которые можно затем повторять сколько угодно раз. В этом заключается различие между творческой и трудовой деятельностью.

Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть определяющими, и тогда целью становятся средства.

Таково понимание техники наиболее крупными ее исследователями.

1.2. Происхождение и история техники

Можно сказать с уверенность, что техника возникла с появлением человека. Её развитие на начальном этапе происходило независимо от науки. Так как в то время научное знание не было направлено на применение его в технике. Над техникой не задумывались, не размышляли, не углублялись в её суть. Возможно, это происходило, потому что техникой и наукой занимались совершенно разные люди по своему образованию, по своей культуре. Научное и техническое знание было тесно связанно с религией и мифологией. Эти знания не отделялись от практической деятельности людей. В отличии от сегодняшнего времени, когда существует огромное количество наук и областей знания, в то время  знание было цельным и всеобъемлющим.  Я думаю именно с этим связанно комплексное познание мира людьми, живущими в тот период времени.

В древнем мире техника, техническое знание переплеталось с чем-то магическим, это происходило за счет мифологического мировоззрения. Техника имела один и тот же характер. Она была религиозной и традиционной. Наука же в свою очередь была не разделена на направления, и у неё не было четкой структуры.  Для развития цивилизации очень важно было выделить познание мира через теоретическое знание..

Не много позже, сложилась античная наука. Она была комплексной, так как пыталась полностью изучить какое либо явление. Специализация науки еще тока намечалась. Понятие техника сильно отличалось от современного. В то время техника  не включала в себя теорию. Поэтому в трудах философов того времени мы не встретим ничего о технике. На тот момент существовало два четких понятия. "В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним" Техника в античности состояла из работы, умения, навыков. Технический опыт передавался через ремесленничество, а не через учения философов. Проходила четкая грань между теоретическим знанием и практикой.

В средние века ремесленники опирались на знания, которые не изменялись уже много веков. С приходом эпохи Возрождения, время бурного проявления интереса к науке, к искусству, сложился новый тип теории. Теории все больше направленной на применение в практике. Этому способствовали гениальные инженеры и архитекторы того времени, например Леонардо Да Винчи. Такие как он достигли в своей деятельности высшего культурного уровня, это превознесло их над остальными. Был создан идеал всесторонне развитого человека, который одинаково хорошо знает и теорию, и практику в любой области знаний.

В современной науке мы видим со всем иную картину. Идет разделение наук на специальности, отвлечение свойств и функций предметов и системное их изучение. Происходит смещение приоритетов в пользу науки, способной с помощью теории решать практические задачи, и уже сложившейся на этой теории практике. Определенным образом это было связанно со становлением профессии ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Техника и наука стали более профессиональными, наука стала более техничной, за счет изобретений, а техника стала больше изучаться. Все это привело к тому, что к ХIX-XX векам появилось множество научных и технических дисциплин. С этим было тесно связано развитие инженерного образования.

Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техника постепенно отделилась от мифа и магического действия. Но она еще опирается на повседневную практику, а не на науку. Это хорошо видно на примере передачи опыта по ремесленной технике, через пособия или рецепты. В этом уже нет ничего магического, но и научного основания мы там не увидим.

В Новое время возникает необходимость подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, а система передачи технических знаний и опыта через профессиональное образование.

2. Проблема соотношения техники и науки

В философии техники можно выделить следующие основные подходы к решению проблемы соотношения науки и техники:

(1) техника рассматривается как прикладная наука;

(2) процессы развития науки и техники рассматриваются как независимые, но скоординированные процессы;

(3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;

(4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;

(5) до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук.

2.1. Линейная модель 

Долгое время (особенно в 50-60-е гг. нашего столетия) одной из наиболее распространенных была так называемая линейная модель, рассматривающая технику в качестве простого приложения науки или как прикладную науку. Однако эту точку зрения в последние годы считают слишком упрощенной.  Можно согласиться с Чешевым В.В., который считает такую модель неправильной. Так как согласно этой модели наука производит знание, а техника лишь применяет его на практике.

Иногда считают, что главное различие между наукой и техникой - лишь в широте кругозора и в степени общности проблем: технические проблемы более узки и более специфичны. Хотя на самом деле наука и техника составляют разные сообщества, каждое из которых различно осознает свои цели и систему ценностей.

Такая упрощенная линейная модель технологии как прикладной науки, т.е. модель, постулирующая линейную, последовательную траекторию - от научного знания к техническому открытию и инновации - большинством специалистов признана сегодня неадекватной.

2.2. Эволюционная модель

Процессы развития науки и техники часто рассматриваются как автономные , независимые друг от друга, но скоординированные . Тогда вопрос их соотношения решается так: (а) полагают, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, и наоборот – бывает так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей; (б) высказывается мнение, что техника задаёт условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических. Последнее называют эволюционной моделью .

Рассмотрим последовательно каждую из этих точек зрения.

Первая точка зрения подчёркивает, что представление о технике просто как о прикладной науке должно быть отброшено, так как роль науки в технических инновациях имеет относительное, а не абсолютное значение. Согласно этой точке зрения, технический прогресс руководствуется прежде всего эмпирическим знанием , полученным в процессе имманентного развития самой техники, а не теоретическим знанием, привнесённым в неё извне научным исследованием.

Например, американский философ техники Г. Сколимовский разделяет научный и технический прогресс. По его мнению, методологические факторы, имеющие значение для роста техники, совершенно отличны от тех факторов, которые важны для роста науки. Хотя во многих случаях технические достижения могут быть рассмотрены как базирующиеся на чистой науке, исходная проблема при этом была вовсе не технической, а когнитивной. Поэтому при исследовании технического прогресса следует исходить, с его точки зрения, не из анализа роста знания, а из исследования этапов решения технической проблемы. Рост техники выражался в виде способности производить все более и более разнообразные технические объекты со все более и более интересными характеристиками и все более и более эффективным способом.

Конечно, технику нельзя рассматривать как прикладную науку, а прогресс в ней – в качестве простого придатка научных открытий. Такая точка зрения является односторонней. Но не менее односторонней является, по нашему мнению, и противоположная позиция, которая акцентирует лишь эмпирический характер технического знания. Совершенно очевидно, что современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в особых – технических – науках.

В эволюционной модели соотношения науки и техники  выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство (или – более широко – практическое использование). Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме.

Для Стефана Тулмина, например, очевидно, что выработанная им дисциплинарная модель эволюции науки применима также и для описания исторического развития техники. Только в данном случае речь идёт уже не о факторах изменения популяции теорий или понятий, а об эволюции инструкций, проектов, практических методов, приёмов изготовления и т. д. Новая идея в технике часто ведёт, как и в науке, к появлению совершенно новой технической дисциплины. Техника развивается за счёт отбора нововведений из запаса возможных технических вариантов. Однако, если критерии отбора успешных вариантов в науке являются главным образом внутренними профессиональными критериями, в технике они зачастую будут внешними, т. е. для оценки новаций в технике важны не только собственно технические критерии (например, эффективность или простота изготовления), но и – оригинальность, конструктивность и отсутствие негативных последствий. Кроме того, профессиональные ориентации инженеров и техников различны, так сказать, в географическом отношении: в одних странах инженеры более ориентированы на науку, в других – на коммерческие цели. Важную роль скорости нововведений в технической сфере играют социальноэкономические факторы.

По мнению этого автора, для описания взаимодействия трёх автономных эволюционных процессов справедлива та схема, которую он создал для описания процессов развития науки, а именно: создание новых вариантов (фаза мутаций) – создание новых вариантов для практического использования (фаза селекции) – распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу науки и техники (фаза диффузии и доминирования). Подобным же образом связаны техника и производство.

Тулмин также отрицает, что технику можно рассматривать просто как прикладную науку. Вопервых, неясно само понятие «приложение». В этом плане законы Кеплера вполне могут рассматриваться как специальное «приложение» теории Ньютона. Вовторых, между наукой и техникой существуют перекрёстные связи и часто бывает трудно определить, находится «источник» какойто научной или технической идеи в области науки или в сфере техники. Можно добавить, что соотношение науки и техники в разных культурах различно. В античной культуре «чистые» математика и физика развивались, не заботясь о какихлибо приложениях в технике. В древнекитайском обществе, несмотря на слабое развитие математических и физических теорий, ремесленная техника была весьма плодотворна. В конечном счёте техника и ремесло намного старше, чем естествознание. Многие тысячелетия, например, обработка металла и врачебное искусство развивались без какойлибо связи с наукой. Положение изменилось лишь в последнее столетие, когда техника и промышленность действительно были революционизированы наукой. Но это не означает, по мнению Тулмина, что изменилась сама сущность техники, но лишь то, что новое, более тесное партнёрство техники и науки привело к ускорению решения технических проблем, ранее считавшихся неразрешимыми.

Аналогичным образом объяснял взаимодействие науки и техники другой известный философ науки – Дерек де Солла Прайс, который пытался разделить развитие науки и техники на основе выделения различий в интенциях и поведении тех, кто занимается научным техническим творчеством. Учёный – это тот, кто хочет публиковать статьи, для техника же опубликованная статья не является конечным продуктом. Прайс определяет технику как исследование, главным продуктом которого является не публикация (как в науке), а – машина, лекарство, продукт или процесс определённого типа и пытается применить модели роста публикаций в науке к объяснению развития техники.

Таким образом, в данном случае философы науки пытаются перенести модели динамики науки на объяснение развития техники. Однако, такая процедура, вопервых, ещё требует специального обоснования, и, вовторых, необходим содержательный анализ развития технического знания и деятельности, а не поиск подтверждающих примеров для априорной модели, полученной на совершенно ином материале. Конечно, это не означает, что многие результаты, полученные в современной философии науки, не могут быть использованы для объяснения и понимания механизмов развития техники, особенно вопроса о соотношении науки и техники.

3. Техника науки

Технические науки нередко отождествляются с прикладным естествознанием. Однако в условиях современного научнотехнического развития такое отождествление не соответствует действительности. Технические науки составляют особый класс научных (научнотехнических) дисциплин, отличающихся от естественных, хотя между ними существует достаточно тесная связь. Технические науки возникали в качестве прикладных областей исследования естественных наук, используя, но и значительно видоизменяя заимствованные теоретические схемы, развивая исходное знание. Кроме того, это не был единственный способ их возникновения. Важную роль сыграла здесь математика. Нет оснований также считать одни науки более важными и значимыми, чем другие, особенно если нет ясности, что принять за точку отсчёта.

По мнению Дж. Агасси, разделение науки на фундаментальную и прикладную по результатам исследования слишком тривиально. «Существует, конечно, пересечение, – писал он. – То исследование, которое известно как фундаментальное и которое является чистой наукой в ближайший отрезок времени, в конце концов применяется. Иными словами, фундаментальное исследование – это поиск некоторых законов природы с учётом использования этих законов». Это пересечение показывает, что данное разделение не является единственным, но все же, с точки зрения Агасси, оно является достаточным, только имеет иное основание. Он выделил в науке два рода проблем – дедуцируемости и применимости – и показал различия в работе учёныхприкладников и изобретателей. В прикладной науке, в отличие от «чистой», проблемой дедуцируемости является поиск начальных условий, которые вместе с данными теориями дают условия, уточняемые практическим рассмотрением. С его точки зрения, «изобретение – это теория, а не практическая деятельность, хотя и с практическим концом».

Строго говоря, термин «прикладная наука» является некорректным. Обозначая техническую науку в качестве прикладной, исходят обычно из противопоставления «чистой» и прикладной науки. Если цель «чистой» науки – «знать», то прикладной – «делать». В этом случае прикладная наука рассматривается лишь как применение «чистой» науки, которая открывает законы, достигая тем самым понимания и объяснения природы. Однако, такой подход не позволяет определить специфику технических наук, поскольку и естественные, и технические науки могут быть рассмотрены как с точки зрения выработки в них новых знаний, так и с позиции приложения этих знаний для решения какихлибо конкретных задач, в том числе – технических. Кроме того, естественные науки могут быть рассмотрены как сфера приложения – например, математики. Иными словами, разделение наук по сфере практического применения является относительным.

По мнению Марио Бунге, разделение наук на «чистые» и прикладные все же имеет определённый смысл: «эта линия должна быть проведена, если мы хотим объяснить различия в точке зрения и мотивации между исследователем, который ищет новый закон природы, и исследователем, который применяет известные законы к проектированию полезных приспособлений: тогда как первый хочет лучше понять вещи, последний желает через них усовершенствовать наше мастерство».

Как показывают конкретные исторические примеры, в реальной жизни очень трудно отделить использование научных знаний от их создания и развития. Как правило, инженеры сознательно или несознательно используют и формулируют общие утверждения или законы; математика выступает для них обычным аналитическим средством и языком. Инженеры постоянно выдвигают гипотезы и проектируют эксперименты для лабораторной или натурной проверки этих гипотез. Все это обычно маркируется и воспринимается как наука...

Инженеры используют не столько готовые научные знания, сколько научный метод. Кроме того, в самих технических науках постепенно формируется мощный слой фундаментальных исследований, теперь уже фундаментальные исследования с прикладными целями проводятся в интересах самой техники. Все это показывает условность проводимых границ между фундаментальными и прикладными исследованиями. Поэтому следует говорить о различии фундаментальных и прикладных исследований и в естественных, и в технических науках, а не о противопоставлении фундаментальных и прикладных наук, неизменно относя к первым из них – естественные, а ко вторым – технические науки.

4.Функции техники

4.1. Культурная функция

Возникновение любого технического объекта связано с его функцией, то есть свойством, которое человек будет использовать на практике. Его функции обусловлены, с одной стороны, собственными свойствами технического объекта; с другой стороны, технические объекты входят в систему производительных сил общества. Являясь элементом человеческой деятельности, технические объекты выполняют прямую культурную функцию. Техника является важнейшей культурной ценностью. Ведь кроме духовной существует и материальная часть культуры.

Прямая функция техники – взаимодействие человека и природы при помощи техники( культурная функция). Обратная функция техники – воздействие всей системы техники на человека и общество(социальная функция). Таким образом, прямая и обратная функции – это стороны взаимодействия всех связей системы: человек – техника – природа.

4.2. Социальная функция

Основаниями выделения функции техники являются:

1.  Природное начало созданных искусственных технических средств.

2.  Биологические свойства человека, которые являются основой взаимодействия человека и природы.

3.  Личность – все свойства человека, раскрывающие его сущность.

4.  Общество – определенная организация деятельности в обществе.

Система функций техники образуется в результате соединения данных четырех основ. Раскрывается система прямой функции техники как совокупного средства любой человеческой деятельности. Система обратной функции в принципе соответствует системе прямой функции, но проявление обратной функции носит не прямолинейный характер. Это означает, что функция социализации и организационная функция техники, как основы обратного воздействия техники на человека и общество, проявляются во всей своей полноте. Организация общественной деятельности вместе с другими факторами определяется уровнем развития техники, то есть самой техникой, техническими средствами, способами современного взаимодействия общества и природы. Воздействие техники на отдельного человека – это непосредственное физическое воздействие. Человек перенимает опыт своих предшественников, который заключается в знании природных процессов и их использования, и в изучении социальной деятельности.


Заключение 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Основное назначение техники — избавить человека от выполнения тяжёлой или однообразной работы, чтобы дать ему больше времени для творчества, облегчить его повседневную жизнь. Различные технические устройства позволяют значительно повысить эффективность и производительность труда, более рационально использовать природные ресурсы а также снизить вероятность ошибки человека при выполнении каких-либо сложных операций .

Задачи техники:

Создание материальных и культурных ценностей

Производство, преобразование и передача различных видов энергии

Сбор, обработка и передача информации .

Создание и использование различных технических средств

С точки зрения развития, наука и техника связаны очень сильно. И если в древности развитие техники происходило, в основном, на основе опыта (эмпирически), то в настоящее время это происходит на основе новых научных знаний и исследований. Обязательным условием создания таких устройств, как ядерный реактор или современный компьютер, является глубокое изучение физических химических и других процессов, лежащих в основе их работы. С другой стороны, научные исследования уже невозможны без современной техники высочайшего уровня, в этих областях всегда применяются самые передовые разработки.

Таким образом, одновременное развитие техники и науки является обязательным условием развития человеческой цивилизации по выбранному им пути технологии. И, хотя этот путь в последнее время всё больше критикуют, в настоящее время альтернатив ему не существует.

Список литературы 

  1.  Князев В. Человек и технология. – Киев, 1990.

  1.  Чешев В. В. Техническое знание как объект методологического анализа. – Томск, 1981.
  2.  К. Ясперс. Истоки истории и ее цель. - М.: Республика, 1994.
  3.  Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Новая технократическая волна на Западе. М., «Прогресс», 1986
  4.  Горохов В.Г Философия Техники 1996 г.

25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26538. ГНИЕНИЕ МЯСА. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ГНИЕНИЕ МЯСА 21.62 KB
  ГНИЕНИЕ МЯСА. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ГНИЕНИЕ МЯСА. Гниение самый опасный вид порчи мяса так как при этом процессе разрушаются белковые соединения и образуются вещества опасные для человека. Из составных частей мяса гниению наиболее подвержены мышечная ткань и субпродукты.
26539. ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИРЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И ХРАНЕНИЯ (ГИДРОЛИЗ,ОКИСЛЕНИЕ, ОСАЛИВАНИЕ) 3.31 KB
  ГИДРОЛИЗ характеризуется присоединением к молекуле жира воды в результате чего она расщепляется на глицерин и жирные кислоты. Данный процесс начинается после разделки мясной туши и извлечения жира. Накопление свободных жирных кислот снижает питательную ценность жира и ускоряет развитие в нем окислительных процессов. ОСАЛИВАНИЕ вид порчи жира характеризующийся накоплением в нем предельных оксикислот.
26540. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВСЭ 5.17 KB
  всэ явились общественное производство мяса и мясных продуктов и создание мясной промышленности. В 1925г – первые в СССР Правила ветсан осмотра убойных животных исследования и браковки мясных продуктов. 30е годы – строительство крупных механизированных мясокомбинатов зарождение молочной и пищевой промышленности в связи с этим – кафедры мясоведения реорганизованы в кафедры ВСЭ с основами технологии переработки продуктов животноводства. врачей являются Правила ветеринарного осмотра убойных животных и всэ мяса и мясных продуктов1988 и...
26541. БАКТЕРИЦИДНАЯ ФАЗА МОЛОКА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 2.99 KB
  БАКТЕРИЦИДНАЯ ФАЗА МОЛОКА И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ. Продолжительность данной фазы при различных температурах молока следующая: при 37С 2 часа при 30С 3 часа при 25С 6 часов при 10С 24 часа при 5С 36 часов и при 0С 48 часов. При нагревании молока до 70С и выше бактерицидные вещества разрушаются и микрофлора попавшая в такое молоко размножается беспрепятственно. На бактерицидную фазу влияют промежуток времени с момента выдаивания до охлаждения молока чем короче этот промежуток времени тем продолжительнее...
26543. ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БОЕНСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ 10.71 KB
  Для окраски стен и потолков применяют алкидные краски при этом в разных цехах соответствующей цветовой гаммы. В цехах на каждые 150 м2 пола встраивают краны с горячей и холодной водой. В цехах для приема сточных вод оборудуют покрытые трапами решетками воронки в глубине которых устанавливают сифоны для улавливания грязи грубых частиц. ВОЗДУШНАЯ СРЕДА в производственных цехах температура влажность запыленность бактериальное загрязнение влияет на условия труда людей и на санитарное качество продукции.
26544. ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗА, ГИГИЕНА И ТЕХНОЛОГИЯ КОЛБАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИ3ВОДСТВА ВАРЕНЫХ КОЛБАС 46.7 KB
  ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗА ГИГИЕНА И ТЕХНОЛОГИЯ КОЛБАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИ3ВОДСТВА ВАРЕНЫХ КОЛБАС. К вареным колбасам относят изделия изготовленные из мяса подвергнутые обжарке и варке или запеканию мясные хлеба. Вареные колбасы являются самым массовым и распространенным видом продукта.
26545. ВЗЯТИЕ СРЕДНЕЙ ПРОБЫ МОЛОКА ДЛЯ АНАЛИЗА. ОТБОР ПРОБ МОЛОКА, ПОСТУПАЮЩЕГО НА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 11 KB
  ВЗЯТИЕ СРЕДНЕЙ ПРОБЫ МОЛОКА ДЛЯ АНАЛИЗА. ОТБОР ПРОБ МОЛОКА ПОСТУПАЮЩЕГО НА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. От молока сдаваемого индивидуальными сдатчиками пробы отбирают в течение десяти дней из молокомера трубкой и сливают в одну и туже бутылку для составления декадной пробы. ОТБОР ПРОБ МОЛОКА ПРИ ВЫПУСКЕ ЕГО В РЕАЛИЗАЦИЮ.
26546. ВИТАМИНЫ МОЛОКА 10.22 KB
  ВИТАМИНЫ МОЛОКА. Витамины содержатся в молоке в различных количествах что обусловлено поступлением их в организм коровы с кормом интенсивностью синтеза микрофлорой рубца и степенью разрушения при обработке и хранении молока. Среднее содержание витаминов в 100 г молока составляет мг: жирорастворимых А 002 02 D 0002. ВИТАМИН А ретинол.