97578

ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКИХ РЕЛИГИОЗНО–ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ

Реферат

Логика и философия

Индийская философия представлена совокупностью мыслей и теорий всех древних и современных индийских мыслителей. Некоторые считают, что индийская философия является «философией индусов». Однако это не так, потому что индусы - это не все те, которые населяют территорию Индии, а представители именно индуизма.

Русский

2015-10-19

50.32 KB

0 чел.

2

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКИХ

РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                                                               Выполнила

Профессор                                                                                                 студентка гр. МПМ-113

Быстрова  А.Н.                                _____________ Алиева А.Х.

   

                                                   _____________________

   (дата проверки)                  (дата сдачи на проверку)

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 Основные черты индийской мысли 4

Глава 2 Ведизм 7

Глава 3 Джайнизм.................................................................................10

Глава 4 Индуизм 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….19

Список литературы…………………...………………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Что мы подразумеваем под словом «философия»?  Какие вопросы заключает в себя это слово? В чем смысл жизни? Какова на самом деле природа человека? Какова природа мира, в котором он живёт? И есть ли один единый Творец этого мира? Вот основные вопросы философии. Любовь к знанию и мудрости и есть философия.

Индийская философия представлена совокупностью мыслей и теорий всех древних и современных индийских мыслителей. Некоторые считают, что индийская философия является «философией индусов». Однако это не так, потому что индусы - это не все те, которые населяют территорию Индии, а представители именно индуизма. Именно эту тему мы и попытаемся раскрыть и представить её так, чтобы стало понятно, что в Индии существуют несколько систем как философских, так и религиозных. И в каждой системе существует своё преставление Вселенной, человека, Бога и вообще всех существ живых и неживых. Индийская философия в этом и отличается своей обширностью кругозора, своим неистовым стремлением поиска истины. И, несмотря на наличие множества систем, которые отличаются друг от друга, каждая из них пыталась изучить идеи других, и прежде чем прийти к какому - то заключению, тщательно взвешивала все аргументы. Терпимость одних религиозно- философских систем по отношению к другим - вот что поражает  в индийской философии. Этим и заинтересовала меня тема данной работы. Откуда этот текст? Он ведь не вполне твой, так, Аделя?  Значит, нужно показать, кто так думает, говорит, считапет.

В индийской философии, в отличие от европейской, несколько систем могли существовать вместе долгое время, не протестуя учениям друг друга. И по сей день существуют и процветают. Объяснением этому, по всей видимости, служит то, что философия в Индии является неотъемлемой частью жизни. Каждый раз при появлении какой-то новой мысли её сторонники создавали для неё школу и следовали её учению. Они жили ею и передавали свои мысли из поколения в поколение, поэтому даже в наши дни в некоторых частях Индии можно найти активных последователей некоторых основных систем. Именно об этих основных системах далее и пойдёт речь.

Основные черты индийской мысли

Философия в Индии носит преимущественно спиритуалистический характер, то есть в основе лежит вера в саму жизнь, существование человеческой души, а также посмертное продолжение самого существования. Именно данное это религиозно-философское течение, а не развитая политическая структура и социальная организация, помогло Индии противостоять всем трудностям и разрушительному действию времени и самой истории. Многие народы пытались сокрушить её, но полностью это сделать так никому и не удалось. На протяжении всей истории Индия жила с целью бесконечной борьбы за истину, исканиях разума как вечно старого, так и вечно молодого.

В жизни Индии доминирует духовный мотив. Индийская философия берёт за основу жизнь людей, а не то, что происходит где - то в заоблачных сферах. Великие памятники индийской философии, такие как, например, Гита и упанишады, далеко не ушли от народных верований. Они, пройдя сквозь потоки времён, так и остались великими литературными памятниками страны и средством выражения великих философских систем.[1., Глава первая. Нужно показывать страницу.Введение (II)]

Радхакришнан в своей книге «Индийская философия» придерживается такой точки зрения, что религия в Индии не отличается своей неприкосновенностью. Она также развивается в ногу с философией, открывая для себя постоянно новое и дополняя себя новыми представлениями. Многие критики ошибочно утверждали, что индийцы ставят философию на место религии. Но это лишь доказывает её рационалистический характер. Ни одно религиозное движение не произошло на свет, не развив в себе философского содержания. Именно религиозные проблемы дали стимул развитию философского мышления. Разум индийцев испокон веков бился над такими вопросами, как природа происхождения Бога, единства Бога, цели и смысла жизни, отношения человеческой души к душе Бога. Религия и философия никогда не смешивались в единое, целое, хотя и были тесно связаны между собой. Просто автор считает, что философия часто не выдерживала критики и жизненной проверки, и тем самым имела всегда меньше шансов на существование. Но, как уже было сказано выше, ни одно положение в индийской религии не оставалось бы только догмой или простым изреченьем. Каждая доктрина превращалась в страстное убеждение, волнуя сердца и умы народа.

Интерес индийской философии сосредоточен на ''Я'' человека. То есть по утверждениям индийцев в человеческом теле есть дух, являющийся сосредоточением всего сущего. Тут психология является основной наукой. Она полагает, что нет таких областей жизни или ума, которые нельзя было бы познать с помощью упражнений воли и познания. То есть автор говорит нам о существовании тесной связи ума и тела. Такие психические состояния, как телепатия и ясновидение, такие «аномальные»  психические явления, как экстаз, вдохновение,  безумие,  не  считаются  ни  анормальными,  ни сверхъестественными. Они просто продукт сверхсознательной деятельности разума. Эти состояния особенно изучает и практикует индийская философская система йога, хотя и в других системах они не редко упоминаются. [1., Глава первая. Введение (II)]

Преобладающий интерес к субъективизму не означал, что Индия не интересовалась и объективными науками. Древние индийцы заложили основы таких наук, как математика и механика. Они мерили земельные участки, составили карту неба, с помощью созвездий знаков Зодиака следили отслеживали путь солнца и планет, изучали животных, птиц, растения. Также общепризнано, что уже в ранний период индийцы закладывали основы двух наук - логики и грамматики. В отличие  от западной мысли, которая склоняется к партикуляризму и практицизму, индийская мысль высказывает широкие, беспристрастные взгляды на жизнь, облегчая тем самым критику в свой адрес и давая возможность обвинять её в идеализме и созерцательности, в том, что она порождает непрактичных мечтателей, людей не от мира сего.

Если сопоставить субъективный интерес индийского ума с его тяготением синтетическому видению мира, то можно увидеть, как монистический идеализм, то есть единство восприятия, приобретает значение истины. К нему ведет все развитие ведийской мысли. На нем основываются религии буддизма и брахманизма. Такова глубочайшая истина, поведанная Индии. Если на время отбросить множество мнений и обратиться к общему духу индийской мысли, то можно увидеть, что она способна объяснять природу и жизнь на основе монистического идеализма. Если оставить в стороне подробности развития и критику, можно вкратце выделить главные формы монистического идеализма в индийской мысли. С помощью них можно осмыслить сущность и роль философии, как их понимают в Индии. Это: 1. не-дуализм, или адвайтизм. 2. монизм в чистом виде. 3. видоизмененный монизм. 4. подразумеваемый монизм.

По мнению автора, преобладающей особенностью индийского духа, наложившего отпечаток на всю культуру Индии и определившего направление её мысли, является склонность к спиритуализму. Спиритуализм - основа богатой культуры Индии. Это проповедование дисциплинированности человеческой природы, приводящей к осознанию духовного. В то время как священные писания евреев и христиан пропитаны религиозностью и этикой, священные писания индусов отличаются большим спиритуализмом и созерцательностью. Вечное бытие Бога - самый главный фактор индийской жизни. [1., Глава первая. Введение (II)]

Многие индийские мыслители воспринимают всю индийскую философию, как одну систему непрерывно совершающегося откровения. Они считают, что каждой цивилизации присуща некая божественная мысль. С самого начала индиец чувствовал, что истина многогранна и что различные мировоззрения являются лишь определёнными сторонами истины, которая не может быть полностью выражена. Поэтому он отличался терпимостью и восприимчивостью к другим взглядам.

Ведизм 

  1.  
  2.  

Веды  - это древнейшие памятники человеческого ума, которыми располагает индийская философия. Они содержат богатый материал по мифологии, религии, ритуалам. Ведийские гимны в Индии являются священными текстами, которые передаются из поколения в поколение по сей день. Как таковой общеиндийской религией ведизм не являлся, а прослеживался только в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселили индоарийские племена. Следует отметить, что ведизм появился в ведийский период (1500 год до н.э. - 600 год до н.э.) Этот период охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного развития их культуры и цивилизации. Это было время, когда развивались лесные университеты, в которых прошёл первые ступени своего развития индийский возвышенный идеализм. В нём мы наблюдаем за последующими друг за другом слоями мысли, которые называются мантрами, или гимнами, брахманами и упанишадами. Мнения и воззрения, которые выдвигались в этот период, не являлись философскими в полном смысле этого слова. Это было время, когда суеверие и мысль еще находились в конфликте и поиск шёл на ощупь.

Для ведизма характерно обожествление природы как целого, так и отдельных природных явлений. Так Варуна - это бог мирового порядка и справедливости, Агни - бог огня и домашнего очага, Сома- бог священного напитка, Индра - бог грозы и могущественной воли. Всего у ведийских божеств 33 бога. В эпоху вед индийцы разделяли мир на три сферы - небо, землю и антарижну (пространство между ними). И каждой сфере относились определённые божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Сома и Агни. Ну а творцом всего: людей, земли, неба, солнца, богов - являлось некое абстрактное существо Пуруша. Так как ведийцы верили о переселении душ после смерти, все вокруг - растения, реки, горы - считалось божественным. [1., Глава вторая. Гимны Ригведы (I)]

Радхакришнан в своей книге перечислил четыре веды: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. Из них первые три веды схожи между собой как по названия, форме и языку, так и по содержанию. Среди них первое место занимает Ригведа. Вдохновляющие песнопения арийцы принесли с собой из своей прежней обители в индию, и встретившись с огромным количеством почитателей других богов, веды вскоре были сочтен святыней.  Таким сборником является Ригведа.  Самаведа - это  чисто сборник ритуалов. Гимны, представленные в ней, предназначены для пения во время жертвоприношений.  Яджурведа также предназначена для исполнения ритуалов. Он был создан для того, чтобы удовлетворить потребности ритуальной религии. Атхарваведа долгое время не представляла такой важности и не имела авторитета вед, но она подобно Ригведе, представляет собой исторический сборник с собственным содержанием. Атхарваведа пропитана иным духом, так как является результатом более поздней эпохи развития мысли. Она есть дух компромисса, свойственного арийцам ведийской эпохи ввиду появления новых богов и духов, которым поклонялся постепенно покоряем ими народ Индии.

Каждая веда состоит из трёх частей: мантр, брахман и упанишад. Сборник мантр, или гимнов, называется санхитой. Брахманы включают в себя правила и ритуалы. Упанишады и араньяки содержат в себе части брахман, в которых освещаются философские вопросы. Из ранних упанишад Айтарея и Каушитаки относятся к Ригведе, Кена и Чхандогья - к Самаведе, Иша, Тайттирия и Брихадараньяка- к Яджурведе, а Прашна и Мундака - к Атхарваведе. Араньяки стоят посреди брахман и упанишад, и являются объектами размышления для тех, кто живёт в лесах. Брахманы описывают ритуалы, которые должен исполнять глава семьи. Однако когда он достигает преклонного возраста и находит пристанище в лесу, то ритуалы необходимо заменять чем-то другим. Об этом излагают араньяки. Араньяки являются связующим звеном между философией упанишад и ритуалами брахманов. Если гимны - это творение поэтов, то брахманы - это произведения жрецов, а упанишады - размышления философов. Религия природы заключена в гимнах, религия закона изложена в брахманах, религия духа отражена в упашишадах.  И все они довольно точно соответствуют трём главным ступеням развития религии в гегелевском понимании её. Первоначально эти три вида религии развивались в определённой последовательности, хотя на более поздней стадии и стали существовать одновременно. [1., Глава вторая. Гимны Ригведы (II)]

При объяснении духа ведийских гимнов автор «предлагаем руководствоваться точкой зрения, выраженной в брахманах и упанишадах, которые непосредственно следуют за ведийскими гимнами. Брахманы и упанишады представляют собой продолжение и развитие воззрений гимнов. Хотя мы и найдем прогресс от поклонения внешним силам природы к спиритуалистической религии упанишад вполне разумно соответствующим закономерности нормального развития религии - человек повсюду на земле начинает с внешнего и приходит к внутреннему,- упанишады равнодушны к раннему поклонению природе, а развивают лишь положения высочайшей религии, содержащейся в ведах».  [1., Глава вторая. Гимны Ригведы (I)]

  1.  Джайнизм

Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от ортодоксального, т. е. опирающегося на ведийский канон, джайнизм - неортодоксальное учение. Потому то джайнизм и отрицает наличие какой-либо разумной первопричины, поклоняется обожествленным святым, считает грехом лишить животное жизни по любой причине. Основатели этих систем стремились и сами быть совершенными, хотя это у них не всегда получалось. Джайнизм безразлично и равнодушно относились к авторитету вед, хоть и не были их прямыми противниками. Некоторые учёные и мыслители, включая Радхакришну, полагают, что джайнизм является ответвлением буддизма из-за исключительного сходства жизни и учений Будды и Вардхаманы. Однако индусские шастры никогда не смешивали их, и как теперь это уже известно, Вардхамана являлся исторической личностью, отличной от Будды, а джайнизм представлял  собой систему, независимую от буддизма.

Джайнисты являются последователями Джины - Победителя (титул, который присвоили Вардхамане, последнему пророку джайнизма). Этим словом также можно называть мужчин и женщин, которые смогли победить в себе низшую природу и постигнуть высшую. Само название джайнизма уже указывает на этический характер данной философской системы. [1., Глава шестая. Плюралистический реализм джайнизма (I)]

Джайнизм же появился в Эпический период (600 год до н.э.-200 год н.э.) Данный период начинается с эпохи ранних упанишад и заканчивается даршанами, или системами философии. Эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата представлены тут средством героического и божественного в человеческих отношениях. В это время идеи упанишад подвергаются большой демократизации в буддизме и Бхагавадгите. К этой же эпохе принадлежат и такие религиозные системы, как буддизм, джайнизм, шайвинизм и вайшнавизм (вишнуизм). А так же к этому периоду относится развитие абстрактного мышления, достигшего расцвета в индийской философии, даршанах.

Теория о перерождении души, представленная упанишадами, приводит к заключению, что все вещи в этом мире наделены душой. Автор же больше опирается на то, что джайнисты придерживаются такого мнения, что всякая материальная вещь - огонь, ветер, земля, вода, имеет душу. С такой точки зрения люди больше не могли испытывать простой радости от жертвоприношений. Искренне веря в то, что все вещи, насекомые, растения наделен душой, да ещё и дополненная тем, что души перерождаются, приводила к боязни уничтожать жизнь в любой форме. Вардхамана учит, что мы ни в коем случае не должны причинять вред жизни в виде жертвоприношений и состязаний. И в связи с этим джайнисты отрицают существование бога, для которого и приносятся жертвоприношения. Бог не может ответить за горести жизни. Джайнизм ищет способы устранения страданий жизни с помощью внешнего и внутреннего аскетизма.

Система джайнизма не признаёт авторитета вед. Она требует признания своего соответствия с реальностью. А значит схема вселенной основана на логике и опыте. Отличительной чертой джайнисткой философии является её реалистическая классификация бытия, а также теория познания с её знаменитыми учениями сьяд-вады и саптабханги  и, само собой, аскетическая этика. Последняя, может быть перешла к Вардхамане от его предшественников, но теория познания, по-видимому, создана им, и она конечно же не безынтересна  современнику, изучающему эту историю философии. [1., Глава шестая. Плюралистический реализм джайнизма (IV)]

Теория познания.

Джайнисты признают пять видов познания: мати, шрути, авадхи, маннах-парьяя и кевала.

  1.  Мати представляет собой обычное познание, получаемое с помощью обычных средств чувственного восприятия. Оно состоит из: смрити - памяти; санджня или пратьябхиджня - узнавания; чурита или тарка - индукции, основанной на наблюдении; абхинибоджа или анумана - дедуктивного рассуждения.
  2.  Шрути - это познание, получаемое с помощью знаков, символов, слов. Шрути нам дает знание только посредством описания, тогда как мати дает знание путём ознакомления. Шрути бывает четырёх видов: лабдхи - ассоциация; бхавана - внимание; упайога - понимание; ная - аспекты значения вещей.
  3.  Авадхи - это непосредственное познание вещей, даже отдалённых во времени и пространстве. Это познание с помощью ясновидения.
  4.  Манах - парьяя - это непосрественное познание мыслей других, подобно телепатическому познанию умов других.
  5.  Кевала - совершенное знание, которое охватывает все субстанции и их модификации. Это всевидение, не ограниченное ни пространством, ни временем, ни объектом. Оно не зависит от чувств, его можно только ощутить, но не описать. [1., Глава шестая. Плюралистический реализм джайнизма (V)]

Первые три способа могут ошибаться, тогда как последние два, маннах -парьяя и кевала, не могут быть неправильными. Достоверность познания несут в себе практическую эффективность, оно позволяет нам получить добро и избежать зла. Недостоверное же познание представляют нам вещи в таком свете, в котором они на самом деле не существуют. Ошибочное познание характеризуется саншайей, или сомнением (присущи мати и шрути), випарьяей - ошибкой, или противоречием истине (присуща авадхи), и анадхаявашайей - ложным знанием, которое вызывается небрежностью. Итак, автор представляет нам восемь способов познания - пять из них правильных, и три неправильных. И в определённый момент действует лишь одно познание. 

Джайнизм предлагает нам практичную классификацию вещей вселенной и, тем самым выступает за множественность духов. В логике у джайнизма всё относительно, т. е. отношения объектов в этом мире не закреплены и независимы, а являются лишь результатами интерпретации.  

Джайнизм придерживается мнения, что мир наполнен дживами. То есть в любом материальном объекте есть частицы живых творений, душ. Каждый из таких объектов рассматривается как что-то подобное саду, заполненному растениями, или пруду, заполненного рыбами. И даже воздух, заполняющий пространство между растениями, и вода, в которой плавают рыбы, тоже содержат в себе растения и рыб, но они такие маленькие, что не воспринимаются нами. Отсюда следует, что в мире нет ничего бесплодного, ничего мертвого и невозделанного: ни хаоса, ни беспорядка; только то, что мы можем наблюдать, заглянув в пруд.

Основные положения джайнизма:

  1.  Все в мире обладает душой.
  2.  Священна каждая душа,  обладающая врожденной силой и счастьем.
  3.  Не вредить никому и ничему, относиться ко всему как к самому себе.
  4.  Каждая душа несёт ответственность за свою жизнь в настоящем и будущем.
  5.  Душа становится свободной и божественной, когда освобождается от кармы.
  6.  Три «драгоценности джайнизма» -  Совершенное знание, Совершенное поведение и Совершенное воззрение ведут к идеалу.
  7.  Главная молитва в джайнизме мантра Навокар. Её можно исполнять в любое время. Воспевая эту мантру, люди показывали своё уважение освободившимся душам, душам, все ещё заключенным в человеческих формах, духовным учителям и всем монахам.
  8.  Основой совершенного воззрения, совершенного знания и совершенного поведения является сознание души, а не сознание тела.
  9.  Джайнизм особенно подчёркивает важность контроля чувств, так как зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от истиной природы его души, завести в тёмный туннель невежества, зла и насилия.
  10.  Цель джайнизма - освобождение души от негативных последствий неправильных действий, мыслей и речей. Эта цель достигается очищением кармы, при использовании «трёх драгоценностей» джайнизма.
  11.  Главные божества в джайнизме - Джины, Ариханты, Тиртханкары. Они побороли внутренние страхи и приобрели божественное сознание.

Священнослужитель в джайнизме обязан исполнять пять Великих махаврат (зароков):

  1.  не убивать;
  2.  не лгать;
  3.  не воровать;
  4.  не иметь сексуальных отношений;
  5.  не собирать ценности бренного мира.

В заключении про джайнизм хочу отметить слова Радхакришны. Он говорил: “Мы можем рассматривать мир как реальность только тогда, когда мы отбросим точку зрения, согласно которой существует высший аспект чистого духа. Если мы признаем наличие чистого духа, тогда не-я станет просто другим я, некоторым отражением его, не столь совершенно реальным как я, но чем-то в конечном счете дополняющим его. Мир в таком случае становится видимостью, созданной силами не-я. Этот путь приводит нас к строгому монизму шанкаристского типа. Однако ясно одно,- что, остановившись на полпути, джайнизм смог выдвинуть лишь плюралистический реализм”.[1., Глава шестая. Плюралистический реализм джайнизма (XII)]

Индуизм

Индуизм является основной религией Индии и обхватывает большое разнообразие верований и обрядов. Уникальным является то, с какой терпимостью в пределах индуизма относятся к разнообразию религиозных форм. В индуизме отсутствует церковная иерархия, верховный авторитет, это полностью децентрализованная религия. От ислама и христианства индуизм отличается тем, что у него не было отдельного основателя, того, чьё учение распространялось бы последователями. Он постоянно развивался, выбирая и истолковывая на свой лад обряды и верования других народов.

Г.М. Бонгард – Левин в своей книге о древнеиндийской цивилизации подчеркивает, что индуистские течения, в отличие от джайнизма, признают авторитет вед, а также существование Атмана – субстанциального субъекта. [2., Глава восьмая]

Основные характеристики индуизма.

В основе индуизма лежат несколько определённых главных положений:

  1.  Существование Брахмана - единого, универсального, неизменного духа, несмотря на вечно изменчивый физический мир. Душа (атман) после смерти плоти не умирает, а переходит в новое тело, где продолжает свою жизнь по новому.
  2.  Как душа прожила свою предыдущую жизнь, того она и достойна, то есть ни одно зло не остается безнаказанным, ни одно добро не остается без награды. Если человек не был наказан или вознаграждён в этой жизни, это его ожидает в следующей. И статус перевоплощения также зависит от поведения в прошлой жизни, дан ли тебе шанс родиться Богом, человеком или, например, ничтожным насекомым.
  3.  Наличие боговэто один из важных элементов для большинства индуизстов. В индуизме можно насчитать сотни богов, от самых малых местного значения, до величайших, чьи заслуги и чудеса знают в каждой семье. Самые популярные из них Вишну, Рама, Кришна, Шива, и, само собой, бог - творец Брахма.
  4.  Важное место во всех разновидностях индуизма занимают священные книги. Философский индуизм глубоко интересуется и придает важность таким классическим текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, одновременно уважая и веды, и упанишады, считают священными тексты таких эпических поэм, как Рамаяна и Махабхарата.

Цели.

В индуизме говорится о четырех целях человека, которые он обязан свершить за свою жизнь. Это артха - власть и богатство; кама - наслаждение и удовлетворение желаний; дхарма - правильное поведение; и мокша- освобождение от цикла нескончаемых перерождений.

Касты.

«Обычаи индуистов во многом соответствуют джайнисткиим, со временем в общинах появились своего рода касты, хотя их взаимоотношения более жестко регламентированы, нежели в индуизме». [2., Глава восьмая]

Каждый индуист имеет определённую кастовую принадлежность, которую получил от рождения и не в праве поменять. Все должно исходить из принадлежности к касте: и выбор жены, и род занятий. Существует также и кастовая иерархия, в которой верхнюю ступень занимают касты священнослужителей, брахманов, ниже располагаются касты торговцев, рабочих и слуг.

Согласно предписаниям индуизма, жизнь представителей верховных каст подразделяется на четыре стадии. Первая начинается с половой зрелости, когда мальчик начинает изучать священные тексты под руководством гуру. Вторая- это его женитьба, становление во главе семьи и воспроизведение на свет потомства. Третья стадия- это отшельничество, когда мужчина уходит в леса после появления внуков, где созерцает и медитирует. И, наконец, четвертая стадия- это когда человек делается санньясином, то есть становится свободным, бездомным, живущим на подаяния.

Боги.

Вишну.

Чаще всего его представляют в роли Охранителя, в отличие от Творца- Брахмы, и Разрушителя - Шивы. В некоторых писаниях вайшнавов сказано, что Вишну неоднократно  принимал земные воплощения, чтобы спасти Вселенную. Вину изображается в темно-синем цвете, у него четыре руки, в каждой из которых по символу - морская раковина, диска, булава и лотос. Иногда его изображают верхом на Гаруде - птице, на которой он летает. Его также изображают на кольцах огромного многоглавого змея, Ананты, вместе со своей женой Лакшми, богиней процветания, которая сидит у его ног. Перевоплощения Вишну- это Рыба, Черепаха, Человеколев, Карлик, Рама с топором, Кришна, Будда. [2., Глава восьмая]

Шива.

Шиву часто называют Разрушителем, однако шиваиты, его почитатели, считают, что каждое разрушение предшествует сотворению, таким образом Шива участвует в мироздании и переменах. Шива изображается по разному: иногда он в виде аскета, тело которого натёрто белым пеплом,  и из узла собранных на макушке волос торчит полумесяц, из которого вытекает Ганг. Иногда же он - Натарадж, «Владыка танца», в грациозном кружении. Его часто изображают вместе со своей женой Парвати и быком Нанди, который служит ему средством передвижения.

Шакти.

Представляет собой женское начало, также Шакти называют жён богов, оторые представляют силу своих супругов. Больше всего почитают Шиву- Шакти. Она имеет много форм- Парвати, Ума или Аннапурна - красивая, добрая женщина; Дурга, Кали, Чандни - облики яростной и устрашающей женщин. Кали часто приносят в жертву животных.

В индуизме существует ещё множество богов. Самый популярный из них сын Шивы Ганеша с головой слона, которого нужно умилостивить перед любым практичным делом. Также почитаем и Ханумана, бог с обезьяньей головой, и который описан в Рамаяне как союзник Рамы.  Всеобщей любовью пользуется богиня Сарасвати, жена Дхармы, которая является богиней музыки, изящества и знания.

Обряды.

Важно подчеркнуть, что индуизм в основном не является общинной религией, хотя индуисты и собираются на храмовые моления. Чаще религиозные обряды совершаются дома, в кругу семьи или друзей.

Самый распространенный вид религиозного обряда - пуджа или богопочитание. Почти в каждом доме индуиста можно увидеть статуи и изображения любимых богов, которым они поют гимны, молятся. В богатых домах на пуджу приглашают семейного жреца. При рождении ребёнка также совершаются разные обряды, до обрезания пуповины один, после истечения десяти дней обряд наделения ребёнка именем, обряд достижения мальчика половой зрелости. Очень важным считается обряд бракосочетания, когда молодожёны, связанные друг с другом частью одежды, обходят вокруг священного огня семь кругов и дают обет вечного единения. После смерти человека кремируют, а прах бросают в Ганг. Последующие 12 дней родственники совершают приношения в виде шариков сваренного риса и молока, чтобы умилостивить дух усопшего.

Храмовые и общинные обряды проходят более церемонно, когда жрецы и верующие собираются вместе для пения гимнов, чтения молитв, текстов из священной Рамаяны.  На такие ритуалы часто стекаются паломники. Все это дополняется танцами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, выше были описаны одни из самых основных и ведущих систем, которые развивались тысячелетиями и существуют по сей день в жизни Индии.  Каждая из них особенна, индивидуальна и уникальна как в религиозной жизни индийцев, так и с философской точки зрения. Некоторые из них противоречат друг другу, однако это не мешает существовать им одновременно, не мешая и не осуждая взгляды другой. Каждая система учит важным вещам, открывает перед человеком собственную беспомощность и величие окружающего мира, ставит перед собой новые вопросы и ищет на них ответы, каждый раз пересматривая свои решения, обычаи и нормы. Несмотря на то, что различные системы индийской философии придерживаются различных взглядов на жизнь, все равно можно отследить общие черты индийской культуры. Одним из наиболее ярких примеров тому является тот факт, что все системы рассматривают философию как практическую необходимость и развивают её как средство к достижению лучшей жизни. Индийская философия пытается понять источник зла, истинную природу вселенной и смысл человеческого существования, которое в итоге приведёт к полному уничтожению человеческих страданий. Не зря даже индийские писатели в начале всех своих произведений объясняют, в какой мере они послужат конечным целям человека.

Список литературы

  1.  Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. М., 1956—1957.
  2.  Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., Наука - ВЛ. 1993.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24626. Бухгалтерський баланс та його структура 40 KB
  Існує два визначення балансу: економічне згідно з яким це спосіб економічного групування та узагальненого відображення у грошовій оцінці стану господарських засобів і джерел їх утворення на певну дату і бухгалтерське згідно з яким це двобічна таблиця ліва частина якої актив призначена для відображення засобів підприємства права пасив для відображення джерел їх формування. Зміст форма балансу та загальні вимоги до розкриття його статей визначаються Положенням стандартом бухгалтерського обліку 2 затвердженим наказом Міністерства...
24627. Облік касових операцій підприємства 34 KB
  Надходження грошей в касу оформляється прибутковим касовим ордером який підписує гол бухгалтер і касир завіряється печаткою про приймання грошей видається квитанція. Касові ордери до передачі у касу той хто їх виписує реєструється у журналі реєстрації прибуткових і видаткових касових документів.покупця по векселю шляхом внесення готівки в касу 301 34 2.надійшли у касу пеніштрафи і від реаліз.
24628. Облік грошових коштів на поточних рахунках в банках 37 KB
  Облік грошових коштів на поточних рах. Для зберігання вільних грошових коштів і проведення безготівкових розрахунків підприємствам організаціям громадянам суб'єктам підприємницької діяльності в банках відкривають поточні рахунки згідно з Інструкцією №3 Про відкриття банками рахунків у національній і іноземній валюті затвердженою постановою правління Національного банку України. З поточного рахунка оплачуються операції що забезпечують виробничогосподарську комерційну та іншу діяльність; розрахунки за товарноматеріальні цінності з...
24630. Порядок нарахування з/п за невідпрацьований на підпр-ві час. Нарахування єдиного соціального внеску 31.5 KB
  Відповідно до кодексу законів про працю оплата за невідпрацьований час і за особливі умови праці передбачає різноманітні види оплат. Відрядникам доплата здійснюється за всі понад нормові години в розмірі 100 тарифної ставки за погодинною системою компенсація шляхом надання відпустки не допускається. оплата часу освоєння нової продукції здійснюється за середнім заробітком за попередні 6 місяців оплата при переведені на нижче оплачу вальну роботу та при переміщенні. При переміщенні працівника може знижуватись заробіток із незалежних від...
24631. Організація документування господарських операцій та документообігу 38.5 KB
  Документація – це спосіб суцільного і безперервного відображення об’єктів бух обліку шляхом використання бухгалтерських документів. У випадках установлених законодавством а також Міністерствами і відомствами бланки первинних документів можуть бути віднесені до бланків суворої звітності. Керівник також встановлює перелік осіб які мають право підпису грошових документів. Ці особи несуть відповідальність за своєчасне і якісне складання документів.
24632. Облік запасів підприємництва 31 KB
  Згідно з ПсБО 9 запаси – це активи які: 1 утримуються для подальшого продажу 2 перебувають у процесі вирва з метою подальшого продажу продукту вирва 3 утримуються для споживання під час вирва продії виконання робітта надання послуг а також управління вирвом. Обліку запаси включають: 1 сировину і основні матеріали 201 2 купівельні напівфабрикати та комплектуючі вироби 202 3 паливо 203 4 тара і тарні матеріали 204 5 будівельні матеріали 205 6 матеріали передані в переробку 206 7 запчастини 207 8матеріали г...
24633. Облік основних засобів 30 KB
  Облік основних засобів.Основні засобиїх класифікація і оцінка Методологією обліку основних засобів визначає ПсБО7Основні засоби. Обєкт основних засобів це закінчений пристрій з усіма пристосуваннями або окремий конструктивно відокремлений предмет що призначений для виконання певних самостійних функцій. Облік основних засобів ведеться на активному балансовому рахунку 10 – основні засоби.