97581

ВКЛАД ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В ФИЛОСОФИЮ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Реферат

Логика и философия

Леонардо родился в 1452 году, внебрачный сын простой крестьянки и молодого нотариуса сера Пьеро да Винчи (в последствии, Леонардо указывал, что если зачатие происходит при взаимной любви и желании родителей, то дети бывают выдающегося ума, живости и духовности. Можно полагать, что Пьеро и Катерина очень любили друг друга, поскольку нам известно, какое получилось дитя).

Русский

2015-10-19

277.5 KB

5 чел.

PAGE  10

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

ВКЛАД ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В ФИЛОСОФИЮ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(тема реферата)

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель: профессор         ___________ Быстрова А.Н.

     (подпись)

______________

(дата проверки)

Разработал: cтудент гр. У-212

___________ Амирова М. Б.

       (подпись)

               ______________

 (дата сдачи на проверку)

2012 год

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] I Философские идеи Возрождения

[4]
II Вклад Леонардо да Винчи в философию эпохи Возрождения

[5]
Заключение

[6]
Библиография

Введение

Для того, чтобы рассмотреть жизнь Леонардо да Винчи, его огромный вклад в философию эпохи Возрождения, нужно познакомиться с самим Леонардо и с его жизнью. Дживелегов Алексей Карпович в своей книге «Жизнь замечательных людей: Леонардо да Винчи» хорошо описывает жизнь самого Леонардо.

Леонардо родился в 1452 году, внебрачный сын простой крестьянки и молодого нотариуса сера Пьеро да Винчи (в последствии, Леонардо указывал, что если зачатие происходит при взаимной любви и желании родителей, то дети бывают выдающегося ума, живости и духовности. Можно полагать, что Пьеро и Катерина очень любили друг друга, поскольку нам известно, какое получилось дитя).

Ничем не отличавшийся от сверстников, мальчик. Когда вышел из юного возраста, он сильно стал отличаться от других, и его миленькое личико отчасти подурнело от выразительности. Всему этому была причина: рано развившаяся способность суждения; насмешливая улыбка, а взгляд становился пристальным и неприятным для собеседника, если вдруг он лгал и приукрашивал, или ещё каким образом лукавил, и это раскрылось.

В четырнадцать лет Леонардо становится учеником Верроккио, в последствии чего получил много опыта и знаний. [3, с.20]

Леонардо не знал греческого языка, и не был силен в латинском. Он не причислял себя к гуманистом, ровным счетом, как и другие. Для начала Леонардо была нужна только такая наука, которая  помогла бы его искусству, и уже потом, под влиянием учителей, интересы его расширились, в них заняла очень большое место техника, которая, как и искусство, начинала от практики и переходила к теории, привела его к математике. [3, с.47]

В рассказах о юношеских занятиях Леонардо, перечисляется множество разнообразных вещей, будто речь идет о работах нескольких людей, каждый из которых был очень продуктивен в своей области. [3, с.49]

В тетрадях Леонардо, так много места отведено искусству, различные проекты, стригальных, прядильных, ткацких и иных машин, и в каждой, как пишет Дживелегов, всегда есть здоровая изобретательская мысль и определенное улучшение по сравнению с тем, что фактически служило в то время производственным процессам. Но, к сожалению, ни один из этих проектов так и не был осуществлен и применен на деле. [3, с.50]

Так же, есть утверждения, что Леонардо был амбидекстром. Амбидекстр -  человек, в равной степени хорошо владеет правой и левой рукой. Такое определение слова дает нам толковый словарь по Психологии. Скорее всего, он мог одновременно писать разные тексты обеими руками. Но, большинство трудов он написал левой рукой справа налево.

В мае 1513 года Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I приехать в Амбуаз. Здесь, Леонардо прожил до самой смерти. Он занимался оформлением празднеств и продолжал разработку гидравлических проектов, предусматривающих использование рек Франции.

Леонардо да Винчи, по всей видимости, ни одного автопортрета не оставил, который полностью мог бы однозначно ему приписан. Многие ученые сомневаются, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (датируется традиционно 1512—1515 годами), на котором он изображен в старости, является таковым. Появилось мнение, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Все эти сомнения высказываются с XIX века.

В 1513 году художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок. 2 мая, того же года его жизнь оборвалась. Леонардо был похоронен в церкви Сан Фьорентино в Амбуазе. Как пишет автор: «Во время религиозных войн в XVI веке могила его была осквернена, а останки рассеяны». [3, с.228]

I Философские идеи Возрождения

Философская мысль Возрождения представляет эпоху XIV-XVI вв.

Эта мощная эпоха имеет несколько названий: мы зовем Реформацией, французы – Ренессансом, итальянцы же называют – Чинквеченто. [3, с.196]

В первую очередь это переворот всех ценностей и человеческих побуждений. Возникает убеждение того, что человек – высшая ценность.

Мысль эпохи Возрождения направлена на познание самого человека в его взаимоотношениях с миром. Никто и не отрицал Божество, но земное заслоняло все. Бог, как бы растворялся в природе, либо весь мир был погружен в Бога. Дживелегов в своей книге говорит: «…на рубеже XV и XVI веков буржуазия предъявляла свои требования к культуре, и культура шла этим требованиям навстречу. Господство над природой было одним из этих требований, ибо без господства над природой невозможен прогресс капитализма». [3, с.197]

Нагляднее всего это проявилось в живописи. У Леонардо картина "Тайная вечеря" - это торжественная трапеза, за которой выбирался один из двух моментов:  утверждение Иисусом Христом Святого причастия, либо Его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст.

Мысли эпохи Возрождения привели плеяду гениальных скульпторов и художников к одному логичному выводу о том, что само совершенство и есть природа. Можно прийти к выводу, что из-за открытия "прекрасной природы" в жанре пейзажа, совершенного человека в живописи и скульптуре, искусство в значительной мере становится "нормой" действительности и  через эту норму она сама начинает восприниматься по сходству и контрасту.

Все это и приводит к тому, что весь процесс самосознания человека есть возвращение к своей «природной естественности».

Пантеизм и призыв к опытному знанию, обожествление природы и психологизм представляют собой черты единой традиции философии Возрождения.


II Вклад Леонардо да Винчи в философию эпохи Возрождения

Я полностью согласна с Дживелеговым, что «Леонардо – наиболее яркий выразитель того времени». [3, с.198]

Действительно, Леонардо великий художник, гениальный ученый, он утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. В увлечениях Леонардо можно различить некие разные вещи: большой интерес к практическим вопросам, к технике, а также интерес к теоретическим вопросам, решением которых он хотел оплодотворить свое художественное творчество и свои технические планы.

Многочисленные заметки Леонардо, сделанные неким «зерькальным» почерком, не предназначались для печати. И не были достоянием современников. Появляются мысли, будто он нарочно работал для будущего поколения .

Как пишет автор: «Леонардо был прямым предшественником того философского направления — самого зрелого в  Ренессансе, — которое строило философию на базе науки: направления Телезио и Джордано Бруно». [3, с.201] А что же это за направления такие?

Леонардо да Винчи является наследником философии гуманизма В чем заключался сам гуманизм и как это направление развивал сам Леонардо? и продолжает утверждение, что именно человек является «величайшим орудием природы», и что самые лучшие представители – по праву могут являться «земными богами». Но, как только человека постигает мысль о величии, то сразу появляется место, для грустных размышлений о  не значимости человеческих помыслов и поступков. И ведь действительно, как пишет Горфункель Александр Хаимович в своей книге: «…некоторые люди должны называться не иначе, как проходами для пищи..., потому что ничего хорошего ими не совершается, а потому ничего от них и не останется, кроме полных нужников!» [2]

В большей степени понятие universale подходим именно к Леонардо, намного больше, чем к другим деятелям. Этот необыкновенный человек знал всё и всё умел – всё, что знало и умело его время; помимо всего этого, он предугадывал многое, о чём в его время даже и не думали.

Леонардо видит главную помеху на пути к истине – он видит излишнее преклонение перед авторитетами. Как говорил сам Леонардо «…не подражать нужно, а искать».

Одного не хватает экспериментальному методу Леонардо – устойчивых принципов, у него отсутствует логическая структура. И вот лишь в этом смысле его метод не дотягивает до уровня методологии.  Но сам метод Леонардо был вполне достаточным основанием, для заявки на новую методологию, так сказать - на новую картину мира.


Заключение

В заключение хочется сказать, что Леонардо и в правду был великим человеком. Действительно, Великим. Прошла уже практически половина века (499лет), а его трудами до сих пор восхищаются и они являются примером для нового поколения. Он оставил большой отпечаток не только в философии Возрождения, но и в искусстве, в технике, математике и во многих других науках, которые он затрагивал. Вокруг его Личности всегда будут ходить споры и разногласия: «Принадлежит ли Леонардо то, или иное изобретение?» И чтобы ответить на этот вопрос, всегда будут дискуссии и споры. Леонардо и при жизни являлся хорошим художником – его труды ценились и почитались. Цениться они будут вечно.


Библиография

  1.  Гастев А. А. – Жизнь замечательных людей (Леонардо да Винчи). – М.: Молодая гвардия, 1982. – 400 с.
  2.  Горфункель А. Х. – Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
  3.  Дживелегов A. К. - Леонардо да Винчи (ЖЗЛ, вып. 57-58). – М.: Жургазобъединение, 1935. – 238 с.

  Нотариусы титуловались не мессер, как рыцари и высокие должностные лица, а сер.  Только они одни имели право на этот титул.

 Группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.

 Религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.

 Учение о методах, методиках, способах и средствах познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20917. Исследование электрических гиромоторов 327 KB
  Совокупность ротора электропривода роторных опор называемых главными опорами гироскопа и элементов крепящих двигатель на раме гироскопа представляет собой гиромотор гиродвигатель. Кинетический момент равен произведению момента инерции ротора J на угловую скорость его вращения 2: H=J2 . Для получения максимально возможного момента инерции ротора в заданных габаритах гиромоторы выполняются по обращенной схеме. В отличие от обычного двигателя статор гиромотора размещается внутри охватывающего его ротора.
20918. Классификаторы, коды и технология их применения 117 KB
  Контрольное число контрольная цифра разновидность контрольной суммы добавляется обычно в конец длинных номеров с целью первичной проверки их правильности. Контрольное число чаще всего это либо последняя цифра суммы всех чисел номера либо результат другой математической операции над цифрами. Вычисляется контрольное число A как остаток от деления контрольной суммы на 11 3. Если контрольное число A больше 9 то результирующее контрольное число A вычисляется как остаток от деления A на 10 4.
20919. Организационно-экономическая сущность задачи 2.16 MB
  Для этого рассмотрим: внешние и внутренние связи подразделения для которого создается АИС; информационная взаимосвязь входной и выходной информации; способы отправки и доставки информации. Информационная взаимосвязь подразделений данного экономического объекта позволяет определить состав взаимосвязанных подразделений объекта и место подразделения для функционирования которого необходимо решение данной задачи. Пример отражения информационной взаимосвязи подразделений супермаркета и выделение конкретного подразделения в частности отдела...
20920. ДОСЛІДЖЕННЯ СХЕМ ПОРІВНЯННЯ НАПРУГ 452 KB
  На панелі Джерела натиснути відповідні кнопки вибору сигналу постійного струму і включити стенд. На панелі U вх натиснути кнопку Джер. 1 панелі Джерела встановити напруга на вході 1 компаратора рівне U вх = 3 В. На панелі натиснути кнопку Джер.
20921. ДОСЛІДЖЕННЯ РОБОТИ МУЛЬТИВІБРАТОРА 64.5 KB
  2 із зображенням мультивібратора рис. Визначити за допомогою осцилографа амплітуду частоту і шпаруватість сигналу на виході мультивібратора. Часові діаграми роботи мультивібратора показані на рис.
20922. ДОСЛІДЖЕННЯ ІНТЕГРАТОРА 184 KB
  Експериментальне визначення перехідних характеристик інтегратора рис. Натисніть кнопку 20 сек панелі і кнопку С1 Інтегратор відлічуючи по секундоміру стенду час за допомогою U вих виконайте вимірювання зміни в часі вихідної напруги інтегратора. побудуйте перехідні характеристики інтегратора.
20923. ДОСЛІДЖЕННЯ ЕЛЕМЕНТІВ, ЩО ВИКОНУЮТЬ ЛОГІЧНІ ОПЕРАЦІЇ 105.5 KB
  Мета роботи: ознайомитися з принципом і режимом роботи логічних елементів. При виконанні роботи визначаються передавальні характеристики логічного елементу при різних опорах навантаження а також складаються таблиці станів для логічних елементів €œІ€ €œНІ€ €АБО€ €АБОНІ€ €ІНІ€. Визначення передавальних характеристик логічних елементів рис. Складання таблиць істинності логічних елементів.
20924. ДОСЛІДЖЕННЯ ТРИГЕРІВ 241 KB
  При виконанні цієї роботи вивчається дія асинхронного RSтригера а також двох синхронних: Ттригера і JКтригера Порядок виконання роботи Робота виконується на лабораторному стенді ЭС21. Дослідження RS тригера рис. З'єднати входи R і S тригера з клемами панелі Рівень логічний. З'єднати прямий вихід тригера з клемами вольтметра що вимірює вихідний сигнал.
20925. ДОСЛІДЖЕННЯ ЛІЧИЛЬНИКІВ 1.12 MB
  Порядок виконання роботи Робота виконується на стенді ЭС21 Дослідження двійкового лічильника рис11. З'єднати вхід R лічильника з клемою панелі €œРівень логічний€ а вхід С лічильника з клемою панелі €œІмпульс одиночний€ і з клемою €œВхід€ панелі €œЛічильник імпульсів€. Натисненням кнопки панелі €œІмпульс одиночний€ подавати імпульси на вхід С досліджуваного лічильника. Після подачі чергового імпульсу визначати стан всіх виходів досліджуваного лічильника за допомогою вольтметра €œ U вих.