97583

Влияние протестантской этики на экономический образ мышления

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

В своем труде он рассмотрел это на примере возникновения протестантизма в странах западной Европы. Так например он отмечает что большая часть владельцев капитала того времени принадлежала к конфессии протестантизма в то время как меньшая его часть придерживалась католичества.

Русский

2015-10-19

42.81 KB

0 чел.

НИУ-ВШЭ

Реферат по истории экономических учений на тему:

«Влияние протестантской этики на экономический образ мышления».

Антоненко Роман Игоревич , 164 группа , МЭиМП

2013 год


Оглавление

Оглавление 1

Введение 2

Основная часть. 3

Заключение. 9

Список использованных ресурсов: 10


Влияние протестантской этики на экономический образ мышления.

Введение

Издавна философами, учеными и мыслители всего мира указывалось на тесную взаимосвязь таких аспектов общественной жизни,  как культура и экономика. Авторы придерживаются разных позиций относительно степени влияния такого закономерного развития элемента культуры, как религия, на сферы общественной жизни. Культура – все то, что было создано человеком за время человеческой истории.  Религия же, в свою очередь, это система верований , о сущности сил , которая управляет , в конечном счете , судьбой человека и связанных с ними ритуалов , исполняемых членами определенной группы. Религия является закономерным результатом развития культуры, ее частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств. Религии имеют свои классификации, одна из них делит их (религии) на мировые и не мировые. К мировым религиям относят буддизм, христианство и ислам. К не мировым – все остальные. На мой взгляд, стоит раскрыть направления христианства, так как именно об одном из них пойдет речь ниже. На данный момент, в науке выделяют следующие направления христианства: православие, католицизм, протестантизм и другие. Такое направление религии, как протестантизм появилось благодаря реформации- широкому религиозному течению в странах западной Европы в 15 (???) веке, которое привело к отделению от католической церкви значительной части христиан. Реформация началась в Германии, затем распространилась в Швейцарию и другие страны Европы. В результате появились церкви, которые фактически вышли из-под власти Папы Римского. Основоположником протестантизма считают Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года вывесил на дверях церкви 95 тезисов об индульгенции. Жан Кальвин систематизировал идеи Лютера и впоследствии обосновал свое направление протестантской мысли – кальвинизм, которое некоторые ученые считают основой капитализма.

Основная часть

Говоря о влиянии религиозной этики на различные сферы общественной жизни, стоит отметить наличие в истории немалого количества мыслителей, считавших, что не религия влияет на такую мощную «машину», как экономика, а, скорее, наоборот. Одним из таких философов принято считать немецкого экономиста, автора «Капитала»,  Карла Маркса. Однако, существуют и обратные примеры: например, немецкий социолог, автор «понимающей социологии» Макс Вебер, который напрямую изучал влияние протестантской этики на экономический образ мышления, что и было исследовано в его основополагающей работе «Протестантская этика и дух капитализма». Макс Вебер, в отличие от Эмиля Дюркгейма и Карла Маркса пытался понять взаимосвязь религии с экономическими отношениями и пришел к выводу, что именно религия, как часть культуры, может определять экономику. В своем труде он рассмотрел это на примере возникновения протестантизма в странах западной Европы.

Макс Вебер создал свой труд не только на основе своих размышлений, но и на основании различных собранных статистик, присущих времени, в котором жил философ. Так, например, он отмечает, что большая часть владельцев капитала того времени принадлежала к конфессии протестантизма, в то время, как меньшая его часть придерживалась католичества. Возникает закономерный вопрос: с чем связано такое разделение? Вебер в своей работе заключает, что протестантизму, в отличие от католицизма, присуще иное отношение к труду: протестанты считают любой труд своего рода служением Богу, будь то возделывание почвы или гончарное ремесло, тогда, как католики считали труд своего рода наказанием. Иными словами, протестантизму присуща идея добросовестного исполнения своих обязанностей (неважно , учеба это или работа). Это и приведет трудящегося к благословению Божьему, в то время как недобросовестное, безалаберное отношение к своему труду приведет к гневу Всевышнего. В какой-то степени, это находит свое отражение в практике: студент, который занимался весь год, посещал все лекции и семинары, выполнял домашние задания, писал рефераты и эссе самостоятельно, с большей вероятностью получит зачет (такое вознаграждение Божье), чем тот, кто регулярно прогуливал и относился к учебе без должного старания. Кроме того, при таком подходе к труду меняются и нормы поведения и сознания в институте семьи. Теперь, основной целью этой социальной группы является не навязывание ребенку религиозных догм путем изучения соответствующей литературы и различных ритуалов религиозного характера, формирующих стереотип о том, что человеку необходимо четко следовать нравоучениям религиозных служителей и пройти со смирением всевозможные земные испытания, став, в качестве своеобразной награды, «мучеником», а заложение в его сознании идеи о том, что вся жизнь должна быть посвящена труду, ведь именно труд является возможностью спасения души человека.

Теперь, на мой взгляд, нужно немного поподробнее остановиться на понятиях протестантской этики и «духа капитализма». Под  протестантской этикой подразумевается своего рода философия протестантского образа мысли. Рассмотрим более детально характерные черты указанных выше понятий. М.Вебер утверждает, что у этой философии есть своего рода «архетип человека» - кредитоспособный добропорядочный гражданин, обязанность которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель, накапливая и приумножая свой капитал. Как описывалось ранее, человек тем самым проводит служение Богу. Под определением "дух капитализма" понимается строй мышления, основной чертой которого является стремление к получению прибыли и какой-либо выгоды из своего рода деятельности. Подразумеваются, конечно, законные пути извлечения этой выгоды. Этот способ мышления  больше всего подходит для капиталистического предприятия, целью которого является наибольшее извлечение прибыли из своей деятельности. То есть, не "дух капитализма" способствовал приобретению хозяйствованием  характерных  для него форм, а наоборот, дух  формировался под воздействием  религиозных идей и настроений, которые возникли и бурно развивались в 16-17 веках.

Здесь мне хотелось бы осветить роль католической церкви в экономической сфере общества до и после возникновения такого течения, как протестантизм.  Мартин Лютер, создавая свои «95 тезисов» руководствовался множеством аспектов, которые напрямую каким-либо образом влияли на экономическую жизнь общества. Например, католическая церковь монополизировала право общения с Богом, и, как следствие, люди жили в условиях  своего рода мистицизма . Церковь «диктовала» условия общения с Всевышним, путем проведения многочисленных обрядов, таинств и экономических вложений, соответственно, в церковь. Возникновение и распространение протестантизма иногда называют «процессом расколдовывания мира», поскольку для него характерно меньшее количество ритуалов, чем для католичества. Кроме того, идеологам протестантизма не импонировало слишком сильное влияние главы католической церкви, Папы Римского, на политику государств. Имея на вооружении такой мощный аппарат  управления, как  религия, Папа Римский, фактически, мог диктовать свою волю, оказывая влияние на политический климат в международных отношениях и  внутри государства.

Отдельного внимания удостаиваются различные экономические «схемы», применяемые католической церковью с целью сбора средств. Например,  индульгенция, или отпущения грехов исповедуемого за некоторую сумму денег. В истории известны случаи, когда индульгенция распространялась не только за уже совершенные грехи, но и за грехи, которые еще не были совершены, то есть те, которые исповедуемый планирует совершить в будущем. Католическая церковь имела монополистическое право на индульгенцию. Приведу для примера интересный случай: странствующему монаху, который предлагал услуги проведения индульгенции, было заказано отпущение следующего греха, который человек планировал совершить в будущем: он (человек) хотел отнять  средства, вырученные монахом за индульгенцию. Нельзя не согласиться, что это просто абсурдная ситуация. Индульгенция была отменена лишь в середине 16 века, после распространения и усиления влияния протестантизма. Вполне возможно, что эти события могли быть связаны.

Теперь я хотел бы поднять проблему отпущения грехов с точки зрения Вебера. В католичестве человек должен постоянно очищаться: исповедоваться у агента, который имеет на это монополию (в церкви), то есть, в теории, убийца и насильник, который вовремя искренне исповедуется, раскрывая свою душу, а не из каких-либо корыстных побуждений, может рассчитывать  на спасение, хотя вся его жизнь, возможно, не заслуживает Божьей благодати. Протестанты же настаивают на том, что человек должен преобразовывать все свое существование с целью служения Господу, то есть – с целью труда. Среди представителей этой конфессии бытует мнение, что протестанты должны трудиться не для того, чтобы жить, а жить только для того, чтобы трудиться. Человек будет обречен, лишен Божьей благодати без регулярного труда, работая, если можно так выразиться, сезонно, циклически.  Это в корне меняет взгляд на вознесение человеческой души  в рай или ад  после смерти. Кроме того, для протестантизма характерна вера в предопределение Богом. Отсюда вполне закономерно возникает вопрос: зачем  трудиться, если, допустим, кто-то уже предопределен в рай? Зачем накапливать свой капитал? Зачем предпринимать какие-либо попытки труда, если все уже и  так предопределено? Ответ очень прост: протестанты не  знают своего предписания. Для того, чтобы наверняка попасть «наверх», им  придется трудиться во славу  Божью, тем самым обеспечивая себя Его благодатью. Опять же, сокращается уровень «мистицизма», поскольку человеку более не нужно прибегать к различным обрядам, которые способствуют очищению его души. Некоторые мыслители считают данный подход разумным, позиционируя это следующим образом: вместо размышлений о том, куда человек попадет после смерти, прибегать к каким-либо обрядам «спасения», он мог бы создать что-то реально необходимое обществу и Богу.

Не стоит забывать и о приятных вещах – например, об отдыхе. Протестантизм, безусловно, предполагает наличие отдыха, но отдых, по мнению протестантов, должен помогать работе, то есть, восстановить силы для рабочей недели. Так, например, возможна пропаганда спорта для тех, кто придерживается вышеупомянутой конфессии. Более того, спорт полезен для здоровья, как следствие, человек будет меньше болеть, тратить меньшее количество средств на лечение и, соответственно, вкладывать больше в свое дело, тем самым принося пользу не только себе, но и обществу. В то время как в католицизме, отдых должен способствовать «очищению души».

Теперь перейдем к такому важному аспекту развития средств производства и общества в целом, как научно-технический прогресс. Католическая церковь активно влияла на развитие науки в целом - она тормозила этот процесс. Людей, которые занимались наукой, часто наказывали различными способами, их могли, например, сжечь, как это случилось с Джордано Бруно. Церковь препятствовала развитию прогресса, пресекая любые попытки развития ученых мужей либо людей, стремящихся к развитию, приобретению познаний в областях, выходящих за рамки «удобных» для Церкви. Естественно, такая тактика способствовала «разубеждению» людей продолжать свои научные изыски. И снова, все сводится к тому, что католическая церковь старалась держать мир в научном неведении, поддерживая «серость» основной части населения, с целью поддержания своего влияния как в политической, так и в экономической сферах общественной жизни.

Стоит также отметить особый подход протестантизма к культуре в целом. Во времена зарождения и распространения этого направления христианства, фактически, в эпоху возрождения, такие культурные явления, как театр или литература, вовсе не приветствовались. Считалось, что такая культура не только не приносит пользы (в отличие от современной точки зрения, согласно которой посещение театров, чтение интеллектуальной литературы способствуют развитию личности), но и наносит вред, расслабляя людей, превращая их в ленивые создания, занимая их время, которое можно потратить на что-то более полезное, например, на наращивание капитала. Более того, считалось, что развитие внутреннего мира индивида – пустая трата времени, поскольку он должен быть полностью под контролем рациональной части своего «Я». То есть, культурное наследие, оставленное нашими предками, теперь, по мнению протестантов, не должно было стоить ничего. Это, несомненно, сильнейший удар по «работникам» культурной сферы: актерам, писателям, литературоведам, поэтам и т.д. Таким образом, люди, имеющие какой-либо талант и природные склонности в этой сфере, не должны были ими пользоваться, фактически «зарывая талант в землю».

Конечно, если рассматривать протестантизм только под одним углом относительно влияния на образ мышления людей, то можно подумать, что это практически «идеальная» религия, весьма выгодная для современного капиталистического строя. Но, у каждой медали, как известно, две стороны: Макс Вебер в своих трудах отмечал, что протестантизм оказывает сильнейшее негативное влияние на личность. Получается, что человек, для соблюдения всех догматов, присущих протестантизму, должен превратиться в некоего «био-робота», денно и нощно трудящегося во благо общества, во благо Бога, извлекая из чего-то выгоду, уменьшая влияние культуры на развитие своего внутреннего мира, подчинив все своему разуму, должному мыслить максимально рационально, иначе последует наказание. В человеке, таким образом, подавляется его социальное начало, индивид может в какой-то момент попросту замкнуться в себе, не имея духовного и эмоционального развития. Люди, принадлежавшие к протестантской конфессии, считали, что они могли полагаться только на Бога, и ни на кого из обычных смертных. Человек, потерявший свою социальную природу, не способен контактировать с другими людьми на уровне, достаточном для развития капитализма, экономики и общества в целом. А если это случится со всем человечеством?  Надеюсь, мы никогда не узнаем ответа на этот вопрос.

Кроме того,  отдельного внимания стоит отношение к  другим людям в рамках протестантизма. Тут уже не работает «золотое правило морали», которое считалось эталонным  на протяжении многих лет. Люди не должны следовать принципу «бумеранга», то есть, возвращения отношения к себе. В теории, люди, должны придерживаться отчужденного и без эмоционального отношения друг к другу и исключительно в целях извлечения выгоды. Имело место такое явление, как «безличное отношение к ближнему своему», вырабатывалось презрение к другим людям, что не могло влиять положительно на функционирование общества в таких его областях, как экономика и политика.


Заключение.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хотел бы еще раз отметить, что я поддерживаю точку зрения М. Вебера относительно влияния протестантизма на экономический образ мышления. Я соглашусь с тем фактом, что протестантизм повлиял на формирование черт характера, которые способствовали созданию образа человека, ставящего в качестве своей самоцели извлечение выгоды. Безусловно, такое конфессиональное направление религии, как протестантизм имеет в своей основе тезисы, схожие с тезисами капитализма относительно поведения человека, а также личных качеств индивида, которые должны быть присущи предпринимателю. Идеи, заложенные в протестантизме, реализовались на практике, что добавило ему мощный импульс  при зарождении и распространении и позволило оказать достойный отпор на то время мощной католической церкви. Хотя, конечно, такой образ мышления может быть «вреден» в слишком больших дозах, так как он негативно влияет на личностные качества, связанные с социальным аспектом отношений между людьми. Кроме того, даже с современной точки зрения, протестантизм более рационален, поскольку в нем больше времени уделялось реальным нуждам людей, которые должны были быть удовлетворены, нежели «заколдованный» католицизм, покрытой тайной различных таинств. Люди жили для мирского служения обществу, Макс Вебер назвал это «мирским аскетизмом». Более разумное отношение протестантизма можно заметить и к науке, большое внимание развитию которой уделяется и в капитализме. То есть, можно предположить о непосредственном влиянии протестантской этики на формирование экономического образа мышления.


Список использованных ресурсов:

  1.  http://www.protestant.ru/
  2.  http://polit.ru
  3.  http://bhoga.ru
  4.  http://filosof.historic.ru
  5.  http://socioline.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53851. Виникнення українського козацтва. Запорозька Січ 1.2 MB
  Мета: навчальна ознайомити учнів із виникненням на українських землях козацтва й Запорозької Січі; сформувати уявлення учнів про запорозьких козаків як хоробрих вояківземлеробів; розвивальна розвивати вміння знаходити необхідну інформацію в історичних джерелах; створення атмосфери довіри і відкритості робота з різними аналізаторами; виховна формування позиції взаємодії; виховувати повагу до українських козаків захисників рідної землі. Тип уроку Комбінований Основні дати Кінець ХV століття – перші відомості про українських козаків у...
53852. МИ РОДУ КОЗАЦЬКОГО НАЩАДКИ 47 KB
  Гей долиноюгей широкою козаки йдуть Звучить пісня Ой на горі та й женці жнуть. До залу урочисто входять козаки двох куренів команд зі своїми прапорами. Показати хочем нині Як колись в Україні Веселились козаки Наші прадіди й діди. З незапамятних часів в Україні козаки славилися силою та спритністю.
53853. Математика. Теория вероятностей и математическая статистика 2.08 MB
  Вероятность наступления хотя бы одного события. Вероятность события А это число РА которое вводится для количественного описания степени объективной возможности наступления А. В первом случае вероятность каждого из элементарных исходов равна 1 6 а во втором 1 4. В общем случае если число всех элементарных исходов NW равно n то вероятность каждого из них 1 n.
53855. Фундаментальный и технический анализ 26 KB
  Фундаментальный анализ основывается на оценке эффективности деятельности предприятия-эмитента. Он предполагает изучение комплекса показателей финансового состояния предприятия; степени конкурентоспособности производимой продукции
53856. Риск и доходность активов 29.5 KB
  Все факторы риска можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным относятся факторы, не зависящие непосредственно от самой фирмы. В эту группу входят: инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы и т.д.
53857. Риск и доходность финансовых активов 30 KB
  Под риском понимают вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижение прибыли, дохода и даже потеря капитала инвестора) вследствие наступления неблагоприятных обстоятельств.
53858. Методы финансирования деятельности компании, самофинансирование 27 KB
  В большинстве случаев выделяют следующие методы финансирования: самофинансирование, эмиссия акций (акционирование), финансирование за счет эмиссии долговых ценных бумаг, кредитное финансирование, бюджетное финансирование
53859. Простые методы оценки эффективности инвестиционных проектов 30.5 KB
  Под методом оценки эффективности инвестиционных проектов понимается система способов и приемов сопоставления связанных с проектом результатов и затрат. Применение метода позволяет сформировать количественный показатель