97585

Проблема социальной несправедливости

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Понятие социальной несправедливости имеет широкий смысл, и каждый человек по-разному рассматривает это понятие. «Так, например, по результатам всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМом, 38% опрошенных не смогли определить, что они понимают под «социальной справедливостью».

Русский

2015-10-19

66.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 11

Федеральное агентство железнодорожного транспортаСибирский государственный университет путей сообщения

Проблема социальной несправедливости

Реферат по дисциплине «Культурология»

 

Руководитель:                                                                                     Разработал:                               Быстрова А.Н.                                                                                   Антонова В.В.

                                                                                                                     Д-212

2012 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема социальной несправедливости в повести А. И. Герцена «Доктор Крупов»……………………………………………………………………………………………….5

Глава 2. Проблема социальной несправедливости в романе Ричарда Олдингтона «Смерть героя»…………………………………………………………………………….7

Глава 3. Проблема социальной несправедливости в повести Б. Полевого «Доктор Вера»………………………………………………………………………………………………....8

Заключение………………………………………………………………………………………………………10

Библиография………………………………………………………………………………………………….11


Введение

  В данной работе представлены рассуждения о проблеме социальной несправедливости по произведениям: А. И. Герцена «Доктор Крупов»,  Р. Олдингтона  «Смерть героя», Б. Полевого  «Доктор Вера».

  Проблема социальной несправедливости, на мой взгляд, актуальна. Нам часто приходится сталкиваться с несправедливостью в обществе: отсутствие равных возможностей богатых и бедных, отсутствие равноправия перед законом, различное отношение к здоровым и больным людям и т.д. В современном обществе всё чаще говорят о социальной несправедливости, чем о справедливости.

   Понятие социальной несправедливости имеет широкий смысл, и каждый человек по-разному рассматривает это понятие. «Так, например, по результатам всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМом, 38%  опрошенных не смогли определить, что они понимают под «социальной справедливостью». Либеральный взгляд на социальную справедливость (социальное равенство, равноправие, законность для всех поддержало) 19% опрошенных. Чуть менее сторонников коммунистического подхода к справедливости (это когда всего у вас поровну и нет ни бедных, ни богатых) – 14 %. Справедливость в обществе как благополучие народа, достойные зарплаты и пенсии, доступное жилье, отметили 13%; 6% опрошенных под этим термином понимают социальную защиту, поддержку нуждающихся слоев населения со стороны государства; 3% респондентов вспоминают «принцип социализма»: «от каждого по способностям – каждому по труду». Ещё 2% говорят о справедливости как о бесплатной качественной медицине и доступном для всех образовании. Полагают, что социальной справедливости в принципе не может быть 4%.»  1

«Социальная справедливость – это равенство людей в их свободе выбора, равенство в правах независимо от положения человека в обществе, то есть все люди равны и имеют одинаковые возможности».

   Я думаю, что социальная несправедливость заключается в неравенстве людей между собой, например, в материальном плане, есть люди богатые и есть бедные. Несправедливость заключается в отсутствие равных возможностей доступа к социальным благам, одним из главных факторов, вызывающего ощущение социальной несправедливости является коррупция, приводящая к беззаконию, вседозволенности отдельных граждан, и, как следствие, - к неравенству и ущемлению в правах. Коррупция мешает некоторым индивидам быть наравне с другими. Люди считают, что если у них больше денег, связей, то они могут обойти закон, а люди, которые не имеют ни гроша будут всегда оставаться ни с чем. К сожалению, в современной жизни очень много таких примеров.

Глава 1. Проблема социальной несправедливости в повести А. И. Герцена «Доктор Крупов»

   Проблема социальной несправедливости отображена в повести А.И.Герцена «Доктор Крупов». В повести рассказывается о докторе, который изучал душевно больных людей. Его друг детства Левка был косым и умственно отсталым ребенком , все его воспринимали как полоумным. «Он был дурен собой на первый взгляд, белые льняные волосы прямо падали с головы странной формы, бледный лицом, с белыми ресницами и несколько косившимися глазами».2 

   Крупов показывает, сколько обаяния и непосредственности чувства в этом больном деревенском мальчишке, каким преданным и самоотверженным выступает он в дружбе, как трогательно он относится к природе. Доктор Крупов считал, что люди к Левке относятся несправедливо.

  «С чего люди, окружающие его, воображают, что они лучше его, отчего считают себя вправе презирать, гнать это существо, тихое, доброе, никому никогда не сделавшее вреда? И какой-то таинственный голос шептал мне: «Оттого, что и все остальные – юродливые, только на свой лад, и сердятся, что Левка глуп по-своему, а не по их ».»3  И действительно, наблюдая на первый взгляд за здоровыми людьми, доктор находил безумие в их поступках.

   Признание «безумия» Крупов последовательно показывает в жизни разных слоев чиновников.  Доктор наблюдал за домом умалишенных и канцелярией врачебной управы.  «Самое важное различие между писарями и больными состояло в образе поступления в заведение: первые просились об определении, а вторые были определяемы высшим начальством вследствие публичного испытания в губернском правлении». 4  

  В целом и те и другие были не здоровыми, первые от болезни, а вторые от того что все свои проблемы решали с помощью алкоголя и становились безумными.

  В сущности, утверждает Крупов, жизнь в городе ничем не отличалась от порядков в доме умалишенных. Доктор Крупов исследуя историю и путешествия, признавал что везде были люди безумными и сумасшедшими, но никто их не называет больными.

  По мысли Герцена, истоки «безумия» лежат в социальном строе, в общественном неравенстве людей. В этом и заключается проблема социальной несправедливости в данной повести.

Глава 2. Проблема социальной несправедливости в романе Ричарда Олдингтона «Смерть героя»

  “Смерть героя” – это роман, в котором рассказывается о том, как молодой человек был сломлен и раздавлен войной. Автор рассказывает о судьбе Джорджа Уиентерборна. В самом начале этого романа мы узнаем о гибели главного героя, и дальше автор пишет о его жизни, возвращаясь на десятки лет назад.

  Этот роман рассказывает нам о том, как Джордж теряет себя на войне, как в итоге войны он понимает, что жизнь бессмысленна не только на войне, но и в мирном месте. Приехав в отпуск, он смотрит на жизнь и общество иначе, он начинает понимать, что он одинок: ни родители, ни жена, ни подруга не смогли понять его поэтическую душу, они травмировали его своей занятостью, у них не было время для него. Война надломила его, у него пропало стремление жить, и в одной из атак, он подставляет себя под пулю. Джордж думал, что известие об его смерти, сможет расстроить четырех самых родных людей. Но  «отец Джорджа нашел утешение в религии, мать – в своем шейхе, Элизабет - в «неузаконенном спаривании» и коньяке, Фанни - в слезах и браке с художником» .5

  Социальная несправедливость в этом романе проявляется в том, что самым родным и дорогим людям для Джорджа стало безразлично на него. Если раньше его мать называла своего сына «маменькиным любимчиком», то узнав о его смерти, не сильно расстроилась, а лишний раз нашла повод стать бедной женщиной и искать утешение в близи с её новым избранником. Элизабет и Фанни соперничали друг с другом за внимание Джорджа, хотя у Элизабет был новый избранник, она из-за своего самолюбия не могла просто так отдать мужа Фанни. Сам он говорит, что любит и Фанни, и Элизабет. Когда Джордж приехал в отпуск, этим женщинам он стал не так интересен, и они мало проводили с ним время, у них закончилось соперничество друг с другом, потому что он стал другим.

  Джордж был расстроен, он был возмущен социальной несправедливостью, и решил что жизнь не имеет смысла, и покончил жизнь самоубийством.

Глава 3. Проблема социальной несправедливости в повести Б. Полевого «Доктор Вера»

  «Доктор Вера» - эта повесть о тяжелой судьбе женщины-врача, которая в годы войны была вынуждена остаться с ранеными бойцами в оккупированном фашистами городе. Вынужденная жить двойной жизнью, она вела ожесточенный поединок с гитлеровцами, спасая раненых солдат.

   Муж Веры Николаевны Семён был большевик-ленинец. До того как начались военные действия его арестовали, но Семён был уверен что он ни в чем не погрешил перед партией, он считал что все обойдется. Вере было очень тяжело без мужа, она не знала о его дальнейшей судьбе. Каждый вечер она мысленно разговаривала с ним, и рассказывала всё, что происходило с ней за весь день. Благодаря её детям Домке и Стальке, Вера находила в себе силы выживать дальше. Попав в оккупированный город, у нее было много работы, она лечила тяжело раненных и больных людей. Вера переживала, что когда Семена выпустят, его отец скажет, что вера с детьми осталась у немцев.

   В госпиталь часто приходили фашисты, они просили список всех раненых и персонала. Среди людей в госпитале не должно было быть большевиков, комиссаров, евреев. Уходя, Вере дали «бефель» - приказ, в котором говорилось: «За неисполнение данного приказа, равно как и любого пункта, вы будете подвергнуты наказанию по германским законам военного времени». 6

   С одной стороны у Веры в госпитале было что скрывать от фашистов, она не могла стучать им о своих людях, но с другой стороны у нее был в руках «бефель» , она понимала что если фашисты узнают что она их обманывает, то кроме того что она будет наказана, её дети могут остаться совсем одни.

   Однажды Веру позвали в штадкомендатуру  немцев для регистрации, там была огромная очередь. Регистрация шла в несколько очередей. Ланская взяла её за руку, и провела её без очереди. Вот тогда Вера почувствовала холодные взгляды со стороны знакомых ей людей, она своим поведением дала понять людям, что у немцев к ней особое отношение. «Ну вот и обвинение готово: оставалась у немцев, водила дела с штаткомендатурой, знакома с комендантом».  7 Даже Ланская давила на Веру, спрашивая о том, смогут ли простить её наши.  

   В такой же неловкой ситуации Вера оказалась, когда казнили её свёкра. Из всей толпы, Шонеберг подошёл именно к Вере : «Такая прелестная женщина должна украсить наше общество».  8 Во время казни Вера находилась рядом с фашистами, она ненавидела и презирала себя за это. Все кто были там, считали её предательницей.

  За Верой приехали двое в форме, предъявили ордер, подписанный прокурором, и арестовали.  Веру обвиняли в предательстве, что она умышленно осталась с немцами, сотрудничала с гестапо. Спустя некоторое время её отпустили из-за отсутствия доказательств.

   Социальная несправедливость в данной повести заключается в том, что люди замечают только плохие поступки  человека. Вера ради своих людей шла на многое: лечила больных и раненных, прикрывала их, хотя рисковала своей свободой. Но как только люди увидели её с немцами, они сразу подумали, что она с ними за одно, и в их глазах она стала предательницей.


   
Заключение

  Я считаю, что главной проблемой в социальной несправедливости является неравенство людей между собой.

  Людей много, и все они разные: слабые и сильные, бедные и богатые, больные и здоровые. Если людей так много и все они разные, то и относиться к ним нужно по-своему, чтобы было справедливо для каждого.  Но для каждого человека слово справедливость, как и несправедливость  имеет разное значение.

         Люди очень часто делают поспешные выводы. Если человек бедный, то относятся к нему без уважения, если человек больной, то считают его изгоем, если человеку пришлось придти к врагу, то значит он предатель.  Всё это и есть социальная несправедливость.

 

Библиография

1.  А. И. Герцен «Доктор Крупов» Собрание сочинений -  Л.: «Художественная литература» ленинское отделение 1989

2.  Р. Олдингтон «Смерть героя»  Роман. М. :Правда, 1988, 608с

3.  Б. Полевой «Доктор Вера»  М: «Советский писатель» 1969, 400с

4.  Общенациональный научно-политический журнал «Власть» №5 , 2012

1 Цит. по: Общенациональный научно-политический журнал Власть №5 2012 – с. 97-98

2 Цит. по: Герцен А.И. Собрание сочинений -  Л.:“Художественная литература” ленинское отделение 1989 – с.254

3 Цит. по: Герцен А.И. Собрание сочинений -  Л.:“Художественная литература” ленинское отделение 1989 – с.254

4  Цит. по: Герцен А.И. Собрание сочинений -  Л.:“Художественная литература” ленинское отделение 1989 – с.256

5Цит. по: Олдингтон Р. Смерть героя. Роман. М. :Правда, 1988.-608с, с. 41

6 Цит. по : Борис Полевой «Доктор Вера» М: «Советский писатель» 1969, 400 стр.  с.75

7 Цит. По : Борис Полевой «Доктор Вера» М: «Советский писатель» 1969, 400 стр. с. 164

8 Цит. По : Борис Полевой «Доктор Вера» М: «Советский писатель» 1969, 400 стр. с. 279


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68604. Тормозные механизмы 64.22 KB
  Барабанный тормозной механизм состоит из следующих основных компонентов рис. Тормозной щит жестким креплением монтируется на колесной балке; на щите закреплен рабочий тормозной цилиндр. Несколько иную конструкцию имеет дисковый тормозной механизм. тормозной диск; тормозной суппорт...
68605. Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы 16.35 KB
  Образовательные информационные ресурсы. Научиться находить и использовать необходимые образовательные ресурсы по специальности. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации.
68606. Вимірювання фізичних величин і обробка експериментальных даних 344.5 KB
  Фізичний практикум передбачає засвоєння курсантами методів фізичного дослідження вміння користуватися основними вимірювальним приладами знання основних прийомів і способів вимірювань обробки і інтерпретації експериментально отриманих даних. Види вимірювань Основним способом отримання...
68607. Исследование генераторов постоянного тока 113 KB
  Цель работы Приобретение практических навыков работы с генератором постоянного тока ГПТ и исследование основных характеристик ГПТ. Снятие внешних характеристик ГПТ при независимом и параллельном возбуждении. Снятие регулировочных характеристик ГПТ при независимом и параллельном возбуждении.
68609. Основы электротехники и электроники: Методические указания 979.07 KB
  Объём с содержание лабораторных и практических работ определяется рабочей программой дисциплины Основы электротехники и электроники При выборе содержания и объёма лабораторных и практических работ исходят из сложностей учебного материала для усвоения из внутрипредметных и межпредметных связей...
68610. Практикум по линейной алгебре и аналитической геометрии в среде MATLAB 1.12 MB
  Цели работы. Работа с графикой: построение векторов на плоскости и в пространстве. Работа с М-файлами. Приобретение навыков решения задач векторной алгебры с помощью средств системы MATLAB. Освоение с помощью графических иллюстраций MATLAB фундаментальных понятий векторной алгебры...