97585

Проблема социальной несправедливости

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Понятие социальной несправедливости имеет широкий смысл, и каждый человек по-разному рассматривает это понятие. «Так, например, по результатам всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМом, 38% опрошенных не смогли определить, что они понимают под «социальной справедливостью».

Русский

2015-10-19

66.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 11

Федеральное агентство железнодорожного транспортаСибирский государственный университет путей сообщения

Проблема социальной несправедливости

Реферат по дисциплине «Культурология»

 

Руководитель:                                                                                     Разработал:                               Быстрова А.Н.                                                                                   Антонова В.В.

                                                                                                                     Д-212

2012 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема социальной несправедливости в повести А. И. Герцена «Доктор Крупов»……………………………………………………………………………………………….5

Глава 2. Проблема социальной несправедливости в романе Ричарда Олдингтона «Смерть героя»…………………………………………………………………………….7

Глава 3. Проблема социальной несправедливости в повести Б. Полевого «Доктор Вера»………………………………………………………………………………………………....8

Заключение………………………………………………………………………………………………………10

Библиография………………………………………………………………………………………………….11


Введение

  В данной работе представлены рассуждения о проблеме социальной несправедливости по произведениям: А. И. Герцена «Доктор Крупов»,  Р. Олдингтона  «Смерть героя», Б. Полевого  «Доктор Вера».

  Проблема социальной несправедливости, на мой взгляд, актуальна. Нам часто приходится сталкиваться с несправедливостью в обществе: отсутствие равных возможностей богатых и бедных, отсутствие равноправия перед законом, различное отношение к здоровым и больным людям и т.д. В современном обществе всё чаще говорят о социальной несправедливости, чем о справедливости.

   Понятие социальной несправедливости имеет широкий смысл, и каждый человек по-разному рассматривает это понятие. «Так, например, по результатам всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМом, 38%  опрошенных не смогли определить, что они понимают под «социальной справедливостью». Либеральный взгляд на социальную справедливость (социальное равенство, равноправие, законность для всех поддержало) 19% опрошенных. Чуть менее сторонников коммунистического подхода к справедливости (это когда всего у вас поровну и нет ни бедных, ни богатых) – 14 %. Справедливость в обществе как благополучие народа, достойные зарплаты и пенсии, доступное жилье, отметили 13%; 6% опрошенных под этим термином понимают социальную защиту, поддержку нуждающихся слоев населения со стороны государства; 3% респондентов вспоминают «принцип социализма»: «от каждого по способностям – каждому по труду». Ещё 2% говорят о справедливости как о бесплатной качественной медицине и доступном для всех образовании. Полагают, что социальной справедливости в принципе не может быть 4%.»  1

«Социальная справедливость – это равенство людей в их свободе выбора, равенство в правах независимо от положения человека в обществе, то есть все люди равны и имеют одинаковые возможности».

   Я думаю, что социальная несправедливость заключается в неравенстве людей между собой, например, в материальном плане, есть люди богатые и есть бедные. Несправедливость заключается в отсутствие равных возможностей доступа к социальным благам, одним из главных факторов, вызывающего ощущение социальной несправедливости является коррупция, приводящая к беззаконию, вседозволенности отдельных граждан, и, как следствие, - к неравенству и ущемлению в правах. Коррупция мешает некоторым индивидам быть наравне с другими. Люди считают, что если у них больше денег, связей, то они могут обойти закон, а люди, которые не имеют ни гроша будут всегда оставаться ни с чем. К сожалению, в современной жизни очень много таких примеров.

Глава 1. Проблема социальной несправедливости в повести А. И. Герцена «Доктор Крупов»

   Проблема социальной несправедливости отображена в повести А.И.Герцена «Доктор Крупов». В повести рассказывается о докторе, который изучал душевно больных людей. Его друг детства Левка был косым и умственно отсталым ребенком , все его воспринимали как полоумным. «Он был дурен собой на первый взгляд, белые льняные волосы прямо падали с головы странной формы, бледный лицом, с белыми ресницами и несколько косившимися глазами».2 

   Крупов показывает, сколько обаяния и непосредственности чувства в этом больном деревенском мальчишке, каким преданным и самоотверженным выступает он в дружбе, как трогательно он относится к природе. Доктор Крупов считал, что люди к Левке относятся несправедливо.

  «С чего люди, окружающие его, воображают, что они лучше его, отчего считают себя вправе презирать, гнать это существо, тихое, доброе, никому никогда не сделавшее вреда? И какой-то таинственный голос шептал мне: «Оттого, что и все остальные – юродливые, только на свой лад, и сердятся, что Левка глуп по-своему, а не по их ».»3  И действительно, наблюдая на первый взгляд за здоровыми людьми, доктор находил безумие в их поступках.

   Признание «безумия» Крупов последовательно показывает в жизни разных слоев чиновников.  Доктор наблюдал за домом умалишенных и канцелярией врачебной управы.  «Самое важное различие между писарями и больными состояло в образе поступления в заведение: первые просились об определении, а вторые были определяемы высшим начальством вследствие публичного испытания в губернском правлении». 4  

  В целом и те и другие были не здоровыми, первые от болезни, а вторые от того что все свои проблемы решали с помощью алкоголя и становились безумными.

  В сущности, утверждает Крупов, жизнь в городе ничем не отличалась от порядков в доме умалишенных. Доктор Крупов исследуя историю и путешествия, признавал что везде были люди безумными и сумасшедшими, но никто их не называет больными.

  По мысли Герцена, истоки «безумия» лежат в социальном строе, в общественном неравенстве людей. В этом и заключается проблема социальной несправедливости в данной повести.

Глава 2. Проблема социальной несправедливости в романе Ричарда Олдингтона «Смерть героя»

  “Смерть героя” – это роман, в котором рассказывается о том, как молодой человек был сломлен и раздавлен войной. Автор рассказывает о судьбе Джорджа Уиентерборна. В самом начале этого романа мы узнаем о гибели главного героя, и дальше автор пишет о его жизни, возвращаясь на десятки лет назад.

  Этот роман рассказывает нам о том, как Джордж теряет себя на войне, как в итоге войны он понимает, что жизнь бессмысленна не только на войне, но и в мирном месте. Приехав в отпуск, он смотрит на жизнь и общество иначе, он начинает понимать, что он одинок: ни родители, ни жена, ни подруга не смогли понять его поэтическую душу, они травмировали его своей занятостью, у них не было время для него. Война надломила его, у него пропало стремление жить, и в одной из атак, он подставляет себя под пулю. Джордж думал, что известие об его смерти, сможет расстроить четырех самых родных людей. Но  «отец Джорджа нашел утешение в религии, мать – в своем шейхе, Элизабет - в «неузаконенном спаривании» и коньяке, Фанни - в слезах и браке с художником» .5

  Социальная несправедливость в этом романе проявляется в том, что самым родным и дорогим людям для Джорджа стало безразлично на него. Если раньше его мать называла своего сына «маменькиным любимчиком», то узнав о его смерти, не сильно расстроилась, а лишний раз нашла повод стать бедной женщиной и искать утешение в близи с её новым избранником. Элизабет и Фанни соперничали друг с другом за внимание Джорджа, хотя у Элизабет был новый избранник, она из-за своего самолюбия не могла просто так отдать мужа Фанни. Сам он говорит, что любит и Фанни, и Элизабет. Когда Джордж приехал в отпуск, этим женщинам он стал не так интересен, и они мало проводили с ним время, у них закончилось соперничество друг с другом, потому что он стал другим.

  Джордж был расстроен, он был возмущен социальной несправедливостью, и решил что жизнь не имеет смысла, и покончил жизнь самоубийством.

Глава 3. Проблема социальной несправедливости в повести Б. Полевого «Доктор Вера»

  «Доктор Вера» - эта повесть о тяжелой судьбе женщины-врача, которая в годы войны была вынуждена остаться с ранеными бойцами в оккупированном фашистами городе. Вынужденная жить двойной жизнью, она вела ожесточенный поединок с гитлеровцами, спасая раненых солдат.

   Муж Веры Николаевны Семён был большевик-ленинец. До того как начались военные действия его арестовали, но Семён был уверен что он ни в чем не погрешил перед партией, он считал что все обойдется. Вере было очень тяжело без мужа, она не знала о его дальнейшей судьбе. Каждый вечер она мысленно разговаривала с ним, и рассказывала всё, что происходило с ней за весь день. Благодаря её детям Домке и Стальке, Вера находила в себе силы выживать дальше. Попав в оккупированный город, у нее было много работы, она лечила тяжело раненных и больных людей. Вера переживала, что когда Семена выпустят, его отец скажет, что вера с детьми осталась у немцев.

   В госпиталь часто приходили фашисты, они просили список всех раненых и персонала. Среди людей в госпитале не должно было быть большевиков, комиссаров, евреев. Уходя, Вере дали «бефель» - приказ, в котором говорилось: «За неисполнение данного приказа, равно как и любого пункта, вы будете подвергнуты наказанию по германским законам военного времени». 6

   С одной стороны у Веры в госпитале было что скрывать от фашистов, она не могла стучать им о своих людях, но с другой стороны у нее был в руках «бефель» , она понимала что если фашисты узнают что она их обманывает, то кроме того что она будет наказана, её дети могут остаться совсем одни.

   Однажды Веру позвали в штадкомендатуру  немцев для регистрации, там была огромная очередь. Регистрация шла в несколько очередей. Ланская взяла её за руку, и провела её без очереди. Вот тогда Вера почувствовала холодные взгляды со стороны знакомых ей людей, она своим поведением дала понять людям, что у немцев к ней особое отношение. «Ну вот и обвинение готово: оставалась у немцев, водила дела с штаткомендатурой, знакома с комендантом».  7 Даже Ланская давила на Веру, спрашивая о том, смогут ли простить её наши.  

   В такой же неловкой ситуации Вера оказалась, когда казнили её свёкра. Из всей толпы, Шонеберг подошёл именно к Вере : «Такая прелестная женщина должна украсить наше общество».  8 Во время казни Вера находилась рядом с фашистами, она ненавидела и презирала себя за это. Все кто были там, считали её предательницей.

  За Верой приехали двое в форме, предъявили ордер, подписанный прокурором, и арестовали.  Веру обвиняли в предательстве, что она умышленно осталась с немцами, сотрудничала с гестапо. Спустя некоторое время её отпустили из-за отсутствия доказательств.

   Социальная несправедливость в данной повести заключается в том, что люди замечают только плохие поступки  человека. Вера ради своих людей шла на многое: лечила больных и раненных, прикрывала их, хотя рисковала своей свободой. Но как только люди увидели её с немцами, они сразу подумали, что она с ними за одно, и в их глазах она стала предательницей.


   
Заключение

  Я считаю, что главной проблемой в социальной несправедливости является неравенство людей между собой.

  Людей много, и все они разные: слабые и сильные, бедные и богатые, больные и здоровые. Если людей так много и все они разные, то и относиться к ним нужно по-своему, чтобы было справедливо для каждого.  Но для каждого человека слово справедливость, как и несправедливость  имеет разное значение.

         Люди очень часто делают поспешные выводы. Если человек бедный, то относятся к нему без уважения, если человек больной, то считают его изгоем, если человеку пришлось придти к врагу, то значит он предатель.  Всё это и есть социальная несправедливость.

 

Библиография

1.  А. И. Герцен «Доктор Крупов» Собрание сочинений -  Л.: «Художественная литература» ленинское отделение 1989

2.  Р. Олдингтон «Смерть героя»  Роман. М. :Правда, 1988, 608с

3.  Б. Полевой «Доктор Вера»  М: «Советский писатель» 1969, 400с

4.  Общенациональный научно-политический журнал «Власть» №5 , 2012

1 Цит. по: Общенациональный научно-политический журнал Власть №5 2012 – с. 97-98

2 Цит. по: Герцен А.И. Собрание сочинений -  Л.:“Художественная литература” ленинское отделение 1989 – с.254

3 Цит. по: Герцен А.И. Собрание сочинений -  Л.:“Художественная литература” ленинское отделение 1989 – с.254

4  Цит. по: Герцен А.И. Собрание сочинений -  Л.:“Художественная литература” ленинское отделение 1989 – с.256

5Цит. по: Олдингтон Р. Смерть героя. Роман. М. :Правда, 1988.-608с, с. 41

6 Цит. по : Борис Полевой «Доктор Вера» М: «Советский писатель» 1969, 400 стр.  с.75

7 Цит. По : Борис Полевой «Доктор Вера» М: «Советский писатель» 1969, 400 стр. с. 164

8 Цит. По : Борис Полевой «Доктор Вера» М: «Советский писатель» 1969, 400 стр. с. 279


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8063. Классно-урочная система обучения и её признаки 24 KB
  Классно-урочная система обучения и её признаки Классно-урочная система обучения, возникшая еще в XVII веке, образовалась и развивалась благодаря деятельности великих деятелей педагогической науки И. Лойолы, И. Штурма, Я. А. Коменского. Классно-урочн...
8064. Понятие урок. Типология и структура урока 25.14 KB
  Понятие урок. Типология и структура урока Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить. Урок явл...
8065. Контроль и оценка знаний учащихся 25.97 KB
  Контроль и оценка знаний учащихся. Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в организацию ...
8066. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока 21.66 KB
  Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока. Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа. Планирование урока. Составляется тематический план - отражение единства и взаимосвязи всех форм организации по данному пр...
8067. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся в социокультурной сфере 26.32 KB
  Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся в социокультурной сфере. Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разну...
8068. Характеристика воспитания как педагогического явления 24.6 KB
  Характеристика воспитания как педагогического явления В общем педагогическом процессе развивается и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и его нельзя свести ни к процессу обучения, ни к проце...
8069. Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры 25.24 KB
  Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитан...
8070. Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса 27.11 KB
  Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса Эффективность воспитания зависит от следующих факторов: От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на ребенка осуществляется через его отношение к окружающему, в...
8071. Понятие принцип воспитания. Характеристика основных принципов воспитания 31.02 KB
  Понятие принцип воспитания. Характеристика основных принципов воспитания Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитате...