97586

Деньги и их роль в экономике. Равновесие на денежном рынке

Реферат

Деньги и денежные системы

В начальный период жизни человека преобладало натуральное хозяйство, где производились продукты для их собственного потребления. Со временем для увеличения производимой продукции, под влиянием природных факторов (для развития земледелия, рыболовства, животноводства) люди начали специализироваться на изготовлении определенных видов продукции.

Русский

2015-10-19

83.5 KB

1 чел.

РЕФЕРАТ

Тема: Деньги и их роль в экономике. Равновесие на денежном рынке.

ВВЕДЕНИЕ

Деньги – это наиболее значительная и  существенная часть финансовой жизни каждой страны. Данная тема является наиболее актуальной как в наши дни, так и в прежние времена. Деньги способствуют развитию экономических отношений в обществе.

В начальный период жизни человека преобладало натуральное хозяйство, где производились продукты для их собственного потребления. Со временем для увеличения производимой продукции, под влиянием природных факторов (для развития земледелия, рыболовства, животноводства) люди начали специализироваться на изготовлении определенных видов продукции. При этом количество возросшей продукции стало возможно употреблять для удовлетворения потребительских потребностей, а также и для обмена на другой товар, необходимый этому производителю.

Имущественное обособление производителей товаров, которые являются собственниками товаров, позволяло обменивать товары, которые принадлежащие им, на другие товары или реализовывать товары за деньги.
Обмен товарами происходит при наличии необходимых товаров у сторон, которые вступают в сделку по обмену товарами. Это условие ограничивает возможности товарообмена. Ко всему этому при обмене должны учитываться интересы производителей товаров и соблюдаться условие эквивалентности стоимости товаров, что также ограничивает обмен, исходя из неделимости обмениваемых товаров. Стоимость товара выражается затраченным трудом на его производство.

Для функционирования и совершенствования экономических отношений, мы должны четко понимать, что такое деньги. Ведь именно такое понятие как деньги является главной единицей экономики.

Деньги можно считать одним из великих изобретений. Это именно то, что мы ежедневно использовать. Они остаются чем-то непостижимым, объектом мечтаний, безрассудных фантазий, желаний; они завораживают, вызывают

недоверие, порождают предубеждение, отталкивают и привлекают в одно и то же время.

Начиная с Аристотеля и Платона, посвященная этому эквиваленту стоимости литература велика. Деньги являются наиболее интересным аспектом не только экономики.

Выделяют две теории происхождения денег: эволюционная и рационалистическая. Рационалистическая гласит, что деньги произошли как результат соглашения между людьми. Согласно эволюционной концепции, деньги возникли в результате процесса, который привел к выделению некоторых предметов из общей массы, и заняли особое место.

Деньги есть мера стоимости при купле-продаже, средство платежа, предмет накопления. Служит для соизмерения и выражения цен всех товаров и представляется денежными знаками.

Основные этапы развития денег:

1) появление денег, выполняющих  функцию случайных товаров.

2) золото всеобщий эквивалент (самый продолжительный этап).

3) появление кредитных или бумажных денег.

4) появление электронных видов платежей.

Что такое деньги? Что может быть деньгами (и что может стать деньгами)? Когда и зачем люди придумали деньги? Что делают с деньгами? Что делают деньги? – эти и некоторые другие вопросы будут рассмотрены в данной работе.

ГЛАВА1. ЭВОЛЮЦИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ

1.1 Происхождение и эволюция денег

Деньги прошли продолжительный этап эволюции. Эволюция денег является составной частью истории рыночной экономики. Деньги на протяжении истории экономики приобретали формы, диктовавшие уровень товарных отношений. Всякому историческому этапу соответствует своеобразная форма денег.

Обмен избытками произведенной продукции в эпоху естественного хозяйства носил случайный характер. Сначала каждый продукт, который предлагался к обмену, был эквивалентом для иного продукта, на который он обменивался.

Производители, желая продать свой товар и получить взамен его другой, искали соответствующего агента. Так как денег в тот момент еще не было, продавец лошади, например, который желает купить зерно, искал возможного покупателя лошади, который в одно и то же время являлся и продавцом зерна. В процессе купли-продажи мешок зерна выступал как эквивалент лошади. Равносильными лошади могут являться другие различные продуктов.

Со временем товарообмен стал методом установления рыночных связей между товаропроизводителями и послужил поводом для развития общественного разделения труда. При вовлечении в обмен большего числа разных товаров стала необходима универсализация средств обмена. Из небольшого количества товаров всё чаще выделяли группу товаров, а со временем и один товар, наиболее соответствующий по своим свойствам роли эквивалента. Именно этот товар в итоге стал всеобщим эквивалентом - деньгами. Его особенные свойства были наиболее совершенными для самой процедуры  товарообмена.

Изначально в роли таких денег выступали зерно, скот, меха, затем металлы. Наиболее подходящими оказались золото и серебро.  А в итоге – одно

только золото. Постепенно золото перестало быть всеобщим эквивалентом, и золото заменилось бумажными деньгами.

Итак, главной причиной появления денег стала потребность в обмене одного товара на другой.

Возникновение и эволюция денег прошли:

  1.  Бартерный обмен
  2.  Денежный обмен

Бартер – первопричина денег. Участники бартера по завершении сделки уже имеют товар и могут им распорядиться, они могут либо потребить его, либо обменять его на другой товар, если найдут желающего поменяться с ним.

Бартерный обмен характеризуется следующими свойствами:

1)Обмен товара на другой товар идет в определенных сторонами пропорциях;

2)Основой пропорций является большая ценность одного товара перед другим;

3)Большая ценность одного товара перед другим с течением времени может быть, то меньше, то больше;

4)Основой ценности товара является полезность, которую вкладывают в этот товар большинство участников параллельного бартерного обмена;

5)Ценность товара на основе полезности формируется в связи с погодной и географической предсказуемостью производства того или иного товара;

6)Основой пропорций является делимость одного товара перед другим;

7)Обобщающим свойством конкурентного товара при обмене является эстетическая ценность, выраженная в красоте, удобстве использования, потребления.

Таким образом, самой начальной причиной, главной движущей силой появления и эволюции универсального товара до бумажных денег, стала возможность эксплуатации человеческой морали.

Итак, проследив всю историю денег от начала и по сей момент, то можно увидеть, что:

  1.  Первопричиной появления денег был бартер, основанный на потребности в обмене товаров;
  2.  Бартер из случайного, единичного, перерос в бартер, проводимый на регулярной основе;
  3.  В результате регулярного бартера появился так называемый универсальный бартерный товар;
  4.  Под воздействием конкуренции универсальных бартерных товаров и человеческой сущности среди таких товаров были отысканы эквиваленты стоимости, своеобразные идеальные универсальные бартерные товары;
  5.  Идеальными универсальными бартерными товарами или эквивалентами стоимости стали золото и серебро;
  6.  Сначала золото и серебро наряду с драгоценными камнями хранилось в банках на условиях 100% резервирования;
  7.  Усреднение стоимости золота с серебром и драгоценными камнями с последующим распределением ценности серебра на ценность золота и нарушением 100% резервирования привело к появлению бумажных денег;
  8.  Современные бумажные деньги призваны организовывать бумы и крахи, подчиняя себе естественные экономические циклы.

Таким образом, мир и экономика относительно перевернулись:

  1.  Сначала деловая активность породила возникновение денег;
  2.  Затем промышленный, научный и управленческий прогресс перевел деньги в бумажные.

В итоге производство бумажных денег переросло в управление деловой активностью, технологическим и управленческим прогрессом.

1.2. Сущность денег

Суть денег заключается в следующем, они служат составной частью экономической жизни общества, отношений среди различных участников процесса воспроизводства.

Сущность денег в их участии в реализации разных видов общественных отношений; в распределении валового национального продукта (ВНП), в покупке недвижимости, земли.

Цена, которая определяется в соответствии с необходимым обществу уровнем расходов на производство отдельных товаров, дает возможность товаропроизводителям претендовать на приобретение иных товаров в сумме, которая равна цене произведенных товаров. Этому содействует соблюдение условия эквивалентности, которое выполняется с помощью денег. Требования эквивалентности также формируют вероятность регулирования оценки некоторых товаров и покупки лишь определенной доли социального продукта. Деньги являются общепризнанным средством обмена. Назначение денег экономить трансакционные издержки. То есть издержки, которые сопровождают взаимоотношения экономических агентов.

В качестве денег могут выступать предметы, которые:

  1.  относительно редки;
  2.  обладают универсальной ценностью;
  3.  храниться достаточно длительное время;
  4.  быть разделены на более мелкие части и сложены в более крупные;
  5.  удобны в хранении и транспортировке.

Деньги – это всё то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги. Подлинно научное объяснение природы денег дал Карл Маркс: «деньги – это товар особого рода, выделившийся из мира остальных товаров для выполнения функций всеобщего эквивалента при обмене».

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

Деньги выполняют четыре основные функции: как средство обмена, средство платежа, средство накопления и как мера стоимости.

Средство обмена.

Из-за нужды обмениваться последствиями труда для удовлетворения различных потребностей людей и возникли деньги. Вначале люди обменивали зерно на мясо, овцу на одежду. Со временем стало понятно, что это достаточно сложно – потребностей и товаров становилось всё больше и больше. Люди поняли, что намного удобнее при обмене сопоставлять товары ни друг другу, а какому-то одному товару – эквиваленту. Роль такого товара играли то меха, то зерно, то соль. Постепенно они вытесняются благородными металлами, а в следствие – серебряными и золотыми слитками. Заменой таких слитков выступали не только золотые и серебряные монеты, но и медные, никелевые и, в итоге, бумажные деньги. Деньги как универсальное средство обмена обладают следующими свойствами: общепризнанностью, износостойкостью, портативностью, неподдельностью.

Мера стоимости.

Мерой стоимости является приравнивание продукта к определенной сумме денег, что позволяет количественно измерить величину стоимости продукта. Стоимость товара, которая выражена в деньгах, считается его ценой. Функция меры стоимости осуществляется на основании масштаба цен. С его помощью цена товара преобразуется в рыночную цену, которая выражена в национальных денежных единицах. Что является наиболее ценным тонна соли или тонна зерна, можно установить при помощи универсальной меры стоимости, в роли которой играют деньги. Реализовать количественное сравнение стоимости разнообразных товаров удастся, лишь представив её в таких же денежных единицах.

Средство платежа.

В связи с некоторыми обстоятельствами товары редко смогут реализоваться с немедленной платой за наличные деньги. Именно поэтому появляются расплаты, которые продлены во времени и фактически основываются на отсрочке платы денег. Деньги являются средством платежа не только при оплате приобретенных товаров в кредит, но также при погашении других долгов, например при возврате денежных ссуд, выплаты за аренду земли, уплате налогов, а также в расплатах между агентами экономических отношений, которые реализовываются через банки.

Средство накопления.

Если товаропроизводитель, продав свою продукцию, на протяжении долгого времени не приобретает другой товар, то деньги выполняют функцию средства формирования сокровищ, то есть сохранения цены. Сокровища есть накапливание драгоценных металлов в виде монет, слитков, и других изделий, которые принадлежат государству. Рыночная система создает вероятности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, главным образом через систему кредитования.

ГЛАВА 3. РОЛЬ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ

3.1. Виды денег

Можно выделить два вида денег, судя по природе материала: натуральные и символические деньги.

1)Натуральные или вещественные деньги, их также часто называют действительными. Это все виды товаров, являющиеся всеобщими эквивалентами на начальных стадиях развития товарообмена (зерно, меха и т.п.).

Характерной особенностью натуральных денег является то, что они могли быть не только деньгами, но и товаром.

Употребление действительных денег в качестве всеобщего эквивалента имела ряд преимуществ. Действительные деньги имели собственную стоимость. Поэтому в тот этап не могло быть несоответствия между объемом денежной массы и объемом товаров и услуг на рынке. С развитием рыночных отношений оказалось ограниченным использование и натуральных денег.

2)Символические деньги – знаки стоимости, заменители вещественных денег. К таким деньгам относят кредитные и бумажные деньги.

Начальная цена символических денег гораздо выше, чем стоимость  материала, из которого они изготовлены. Бумажные деньги и различные монеты возникают в том случае, когда естественное присутствие этих металлов в сделках, часто повторяющихся, становится необязательным. Благодаря государственной власти, стало допустимым заменить серебро и золото на знаки стоимости, сначала в данном государстве, а потом также и в мировых рыночных отношениях. Изначально такие знаки в любое время могли обмениваться на металлы.

Возникновение кредитных денег связывают с развитием отношений, когда купля-продажа реализовывается в кредит. Такие деньги выступают в виде банкнот, чеков, векселей.

Кредитные деньги для своего действенного функционирования требуют государственной гарантии. Эта гарантия осуществляется благодаря существованию государственных законов. В ХХ в. роль золота как денег с течением времени исчерпывается, и вытесняется кредитными деньгами. Сначала золото вытесняется из внутреннего оборота в экономике, а затем и из интернациональных расчетов. Можно считать ХХ век эпохой утверждения кредитных денег, которые соответствуют потребностям развитой экономики.

3.2 Денежная масса и денежные агрегаты

/http://ru.wikipedia.org/wiki/ — «Денежная масса — совокупность наличных и безналичных средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство». Денежные массы в стране регулируют центральные банки.

Денежные агрегаты.

Они используются для оценки изменений объема денежной массы. Выделяют следующие основные денежные агрегаты М0, М1, М2, М3. Агрегат М0 составляют наличные деньги. Этот агрегат обслуживает наличный оборот.

Агрегат М1 составляет агрегат М0 плюс средства на расчетных и текущих счетах в банках.

Расчетный счет есть счет, который открывают юридические лица в банках для хранения денег и реализации расчетов.

Агрегаты М2 и М3 называют “почти деньгами”. Агрегат М2 содержит агрегат М1 плюс вклады на срок в банках.

Агрегат М3 содержит агрегат М2 и ценные бумаги государства.

3.3. Равновесие на денежном рынке

Равновесие на рынке денег определяется в результате взаимодействия спроса и предложения на деньги и характеризуется таким рынком, когда объем спроса равен объему предложения денег.

Равновесие на рынке денег есть равенство числа денежных средств, которые экономические агенты желают иметь в своих активах, числу денежных средств, предлагаемому центральным банком, когда проводится данная кредитно-денежная политика.

Денежный рынок – это тот рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень ставки процента.

Равновесие на денежном рынке формируется тогда, когда спрос на деньги равен их предложению, это может быть достигнуто при определенной ставке процента банка. Если процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход, то равновесие на денежном рынке будет сохраняться. К примеру, если доходы в экономике увеличатся, то это приведет к росту спроса на деньги, а значит, к увеличению процентной ставки.

Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской процентной ставки.

Один из самых распространенных способов государственного воздействия на экономику получил название кейнсианской денежной политики, которая заключается в систематическом нарушении равновесия денежного рынка.

Эта политика используется государством для воздействия на реальный сектор экономики путем изменения уровня процентных ставок, который в свою очередь оказывает влияние на инвестиции, занятость, объем производства и уровень доходов. Однако активное использование данной политики может привести к попаданию экономики в ликвидную ловушку.

Равновесие на денежном рынке - равенство на денежном рынке количества предлагаемых денежных средств тому количеству денег, которое желают иметь у себя население и предприниматели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деньги наиболее значительный компонент экономической жизни общества. Деньги возникли как результат развития экономических отношений, как результат естественной хозяйственной жизни людей. В разных странах и регионах находили такой товар, который обладал большей способностью к сбыту. В качестве средства обмена использовались разные товары – скот, зерно, медь.… Но все они должны были получить общее признание покупателей, продавцов как средства обмена.

Деньгами стали наиболее ликвидные товары, такие как золото и серебро. Ликвидные – значит легкореализуемые. Они должны были выполнять следующие свойства:

  1.  сохраняемость;
  2.  портативность, то есть должны высоко цениться при небольших своих объемах;
  3.  экономическая делимость;
  4.  относительная редкость в природе.

Но сейчас деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашего повседневного бытия.

Деньги – одно из древнейших явлений существования общества. Они играют важную роль в его экономическом и социальном развитии. Деньги неизменно располагали особым вниманием со стороны научных работников. Уже в произведениях Платона и Аристотеля наблюдаются любопытные высказывания о деньгах. Зачастую упоминается о деньгах и в летописях периода Киевского Движения. Систематическое исследование денег и формирование их теорий в науке начинаются с формированием капитализма. Изучение денег в важной мере обусловило возникновение экономической теории как науки.

Несмотря на длительные изучения и огромное множество теоретических концепций денег, человечество и на сегодняшний день не имеет однозначного и

окончательного ответа на вопрос, что же такое деньги. Большинство экономистов считают, что роль денег могут выполнять всё, признаваемое людьми за деньги и выполняющие их функции. Возникновение денег – итог эволюционного развития товарообмена. Для научно-достоверного толкования сущности денег, необходимо, прежде всего, рассмотреть их начало. К сожалению, мировая экономика не предоставила однозначного объяснения этого процесса.

Начиная с Аристотеля и к ХVIII в. в теории денег достаточно распространенной являлась идея, что деньги появились в результате соглашения между людьми или облегчения обмена тех или иных товаров. Такая трактовка происхождения денег получила название рационалистической концепции.

В наши дни для большинства людей деньги стали значением всей жизни. Очень многие проводят всё своё свободное время на работе, с целью заработать больше денег, тем самым жертвуя своими родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" / Москва. –  Инфра-М. 2003 год. – 14 изд-е. 972 с./ употребили в своей книге подходящую фразу, которая дает четкую характеристику деньгам: "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  курс эк.теории: учебник-4-е дополненное и переработанное издание –Киров: «АСА», 2002г.-752с.
    1.  Пястолов С.М. Основы эк.теории: Учеб. пособие для высшей школы.-2004г.
      1.  Камаев В.Д. Эк.теория: Краткий курс.-3-е изд. – М.:КНОРУС.-2008г.
        1.  Эк.теория. В.И. Видяпин, А.И. Добрынин.-М.:ИНФРА-М, 2007г.
        2.  Экономика. А.С. Булатов.-М.:Юристь, 2002г.
        3.  Эк.теория. В.Д. Камаев.-7-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001г.
        4.  Макконел. Экономикс.-Москва. Инфра-М. 2003 год. 14 издание.

  1.  /http://ru.wikipedia.org/wiki/ Проверено 21.02.2010  

  1.  Экономическая теория: Учебник для вузов А.И.Добрынин, Л.С.Тарасевич Санкт-Петербург: Питер, 2004 
    1.  Введение в макроэкономику. (Учебное пособие)  Матвеева Т.Ю. (2007, 5-е изд., 511с.)  
      1.  Введение в экономику. Основы экономического анализа. (Учебное пособие) Герасимов Б.И., Иода Ю.В. (ТГТУ, 2004, 140с.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82143. КОРИСНІ ТА ШКІДЛИВІ ЗВИЧКИ 53.5 KB
  Мета: Викликати прагнення у дітей зберігати й зміцнювати здоров’я. Довести до їх відома інформацію, що шкідливі звички є основною причиною порушення здоров’я. Формувати вміння піклуватися про своє здоров’я. Виховувати бажання підтримувати тпрадиції здорового способу життя.
82144. Голосні та приголосні звуки. Зимовий малюнок 140 KB
  Обладнання: Предметні картинки сніжинки різної форми таблиці для читання склади на картинках гірлянди у формі зірочок зошити ручки магнітофон. До дітей спускаєтся сніжинка Логопед: Ось і завітала перша сніжинка використовувати фон для розглядання сніжинки. Роздати дітям сніжинки з позначеннями...
82145. Звуки з, з, позначення їх буквою Зз («зе»). Дзвінке вимовляння цих звуків у кінці слів і складів. Фразеологізми. Опрацювання тексту «Весела зима». Скоромовки 117 KB
  Навчити учнів упізнавати звуки у мовленому слові та позначати їх буквою Зз зечитати слова з новою буквою чітко вимовляти звуки перед глухими приголосними та в кінці слова; розвивати спостережливість увагу логічне мислення вміння зіставляти порівнювати звукобуквений склад та їх смислове значення...
82146. «Чернобыльская зона» Вечер-реквием ко Дню ликвидатора 59 KB
  Все ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1990 годов достойны того, чтобы их бескорыстный пример долга был примером для наших потомков, об этом подвиге знали, помнили и с благодарностью вспоминали их имена. Слово предоставляется участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской...
82147. Позакласний захід «Математика із зірками» 464.5 KB
  На картках математиків написане квадратне рівняння на картках учнів корені відповідного квадратного рівняння. Потрібно утворити пару так щоб корені були розв’язками відповідного квадратного рівняння. Математик у голос зачитує квадратне рівняння а учні розв’язуючи знаходять відповідні корені даного рівняння.
82148. Повторення та узагальнення вивченого про займенник. Творча робота над вживанням займенників 35.5 KB
  Мета: повторити й узагальнити вивчене про займенник провести підготовку до контрольної роботи; розвивати вміння використовувати займенники у мовленні; виховувати працелюбність бажання вести здоровий спосіб життя; спонукати до творчості реалізувати потреби учнів у спілкуванні.
82149. Інтелектуальна гра за творчістю Тараса Григоровича Шевченка «Зіркова година» 32 KB
  Кожен учасник отримує по три картки з цифрами 123 для відповідей. За правильну відповідь кожен отримує зірочку. Кожен відкриває для себе щось нове в даній постаті. Завдячуючи Тарасу Григоровичу кожен з нас повинен зрозуміти: людина творець своєї долі.
82150. Перехід проїзної частини дороги за різних умов 90.5 KB
  Мета: Ознайомлення учнів з основами організації дорожнього руху структурними елементами вулиці та дороги технічними засобами організації дорожнього руху прищеплення розуміння необхідності суворого дотримання встановлених правил поведінки на дорозі вироблення навичок спостережливості...
82151. Будь чистым и аккуратным (Как подружиться с королевой Гигиеной) 489 KB
  Кто хочет быть здоровым никогда не болеть Но одного желания мало Что надо делать чтобы всегда хорошо выглядеть быть здоровым А что это за письмо пришло нам конверт с письмом обратный адрес: Замарашкина Никогда не мойте руки Шею уши и лицо. Вновь испачкаются руки Шея уши и лицо. Игра Так я мою руки.