97594

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева и «Джейн Эйр» Ш.Бронте

Практическая работа

Литература и библиотековедение

Радищева и Джейн Эйр Ш. Бронте Джейн Эйр написанный в 1847 году интересен прежде всего тем что это одно из первых произведений утверждавших независимость и равноправие женщины как такого же человека как и мужчина. Консервативная критика обвиняла героиню Шарлотты Бронте в безнравственности потому что она жаждала достойной жизни и не смирялась с унижениями со стороны...

Русский

2015-10-19

20.28 KB

1 чел.

Задание: найти общую тему для следующих произведений: «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева и «Джейн Эйр» Ш.Бронте.

 Общей темой для этих произведений является, на мой взгляд, ысчастливая, добродетельная супружеская жизнь, которая возможна только при условии женского равноправия, когда оба супруга имеют право на приносящий радость труд и на яркую эмоциональную жизнь.

Вдохновленный «Сентиментальным путешествием» Лоренса Стерна, Радищев написал книгу в форме небрежных путевых записей, носящих «псевдослучайный» характер, со свободными переходами от одной темы к другой. Выбор жанра путешествия объясняется не стремлением автора рассказать о быте и нравах увиденных мест: путешествие является лишь удобной канвой для изложения мыслей Радищева об общественном устройстве России и о способах его изменения. "Путешествие из Петербурга в Москву" – это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од и т.д., объединённых внешне – сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне – идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством.

Образ путешественника – главный внешний сюжетообразующий стержень произведения. Без него не было бы и "Путешествия". Путешественник – это любознательный, внимательный и душевный человек, который "любопытствует" узнать истории всех, кого он встречает на своём пути. Он располагает великим даром располагать к себе людей, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, доверяя ему самое сокровенное. Путешественник Радищева – это художественный автопортрет, который, отделившись от его создателя, стал литературным типом гуманиста в самом высоком смысле этого слова. 

Композиция "Путешествия" представляет собой внутреннюю взаимосвязь всех компонентов повествования. Она обусловлена идейным замыслом, пронизывающим всё произведение от начала до конца. Проявляется композиция в постепенном диалектическом раскрытии основных тем и идей произведения посредством повествования и изображения характеров людей, с которыми встречается путешественник.

     Наблюдая деградацию верхов, Радищев находил опору для оптимистических прогнозов в народе. Мерилом ценности человека становятся в его произведении народные критерии. Не случайно в речи о воспитании юношества, произносимой дворянином, одним из единомышленников путешественника, выдвигается требование кормиться делом рук своих, что является важнейшей нормой крестьянской морали («Едрово»). Благородство и красота нравственного и физического облика крестьян, их непрерывный труд на благо общества писатель считает залогом будущего великого национального возрождения.

Роман Ш. Бронте «Джейн Эйр», написанный в 1847 году интересен, прежде всего, тем, что это одно из первых произведений, утверждавших независимость и равноправие женщины как такого же человека, как и мужчина. Консервативная критика обвиняла героиню Шарлотты Бронте в безнравственности потому, что она жаждала достойной жизни и не смирялась с унижениями со стороны своих родственников, а еще и потому, что в любви Джейн Эйр чувствует себя равным Рочестеру человеком. У Бронте гувернантка Джейн категорически отказывается от смирения и подобострастия. Она отказывается от ласковых имен, вроде «птички». Она – прежде всего человек, и ее пол не имеет никакого отношения к тому, как к ней надо относиться. Критиков невероятно возмущал тот факт, что Джейн практически осмеливается признаться в любви мистеру Рочестеру. Тем не менее, Джейн ни в коем случае не безнравственное существо. Для нее ее нравственность важнее ее личного счастья. Вернее, она не может быть счастлива, если ее счастье покоится на том, что она считает безнравственным. Роман выстроен так, чтобы отвести от Джейн любые упреки в ханжестве и лицемерии. Узнав, что ее воспитанница Адель – незаконная дочь Рочестера и французской танцовщицы, Джейн не отшатывается от нее в лицемерном моральном ужасе, но, наоборот, говорит, что будет ее больше любить бедную девочку. Она переступает границы условностей, когда Рочестер говорит, что ей придется уехать в Ирландию, и фактически объясняется ему в любви. Тем большую важность и ценность обретает ее решение уйти от Рочестера, когда она узнает, что он уже женат. Это не дань условностям – это требование внутреннего нравственного чувства самой Джейн. «Джейн Эйр» - это не роман о бесстыдной гувернантке, это роман о человеке с бесконечным чувством своего достоинства, с врожденным нравственным чувством, и роман о человеке, для которого нравственность – высшая ценность, выше, чем ее личное счастье, которое невозможно на основе того, что сам человек, не общество, считает безнравственным поступком. Неудивительно, что Джейн вознаграждается за свой стоицизм и обретает как раз то счастье, от которого она так бесповоротно, казалось бы, отказалось.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61720. Техника спортивного плавания способом кроль на груди 29.42 KB
  Задачи: Закрепить технику упражнений для освоения с водой Разучить технику кроль на груди Развивать выносливость в процессе свободного плаванья Укреплять функции дыхания
61721. Атмосфера 26.55 KB
  Здравствуйте ребята Вот наконец прозвенел долгожданный звонок Проверьте все ли вы подготовили для урока во время перемены Тихонько усаживайтесь на свои места мы начинаем Здравствуйте 2 3 мин. Ребята вы знаете в космосе царит холод намного более сильный чем в морозилке.
61722. Особенности консультирования супругов 60.4 KB
  Дидактическая (образовательная). Ознакомить студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений. Получить знания о базовых характеристиках супружеских отношений.
61723. Методики диагностики творческих способностей 48.59 KB
  План урока: Сущность и основные концепции творческих способностей; Методики диагностики творческих способностей Фигурный тест Торренса тест вербальной креативности Гилфорда...
61726. Имя прилагательное. Обобщение 19.63 KB
  Цели и задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода...
61727. Закрепление. Связь слов в предложении 325 KB
  Цели урока: Образовательные: развитие умений конструировать предложение из слов, анализировать его структуру; совершенствуются навыки работы с текстом (составление из слов предложений в тексте)...
61728. Работа над ошибками. Упражнения в умении определять слова, обозначающие предмет, признак предмета 30.31 KB
  Цели урока: Образовательные: проверить прочность усвоения тем: имя существительное и имя прилагательное; отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков; Развивающие: развитие умений находить и исправлять ошибки при постановке вопросов к словам и поиске...